Что такое педагогические условия в педагогике определение

Что такое педагогические условия в педагогике определение. Смотреть фото Что такое педагогические условия в педагогике определение. Смотреть картинку Что такое педагогические условия в педагогике определение. Картинка про Что такое педагогические условия в педагогике определение. Фото Что такое педагогические условия в педагогике определение

Что такое педагогические условия в педагогике определение. Смотреть фото Что такое педагогические условия в педагогике определение. Смотреть картинку Что такое педагогические условия в педагогике определение. Картинка про Что такое педагогические условия в педагогике определение. Фото Что такое педагогические условия в педагогике определение

Что такое педагогические условия в педагогике определение. Смотреть фото Что такое педагогические условия в педагогике определение. Смотреть картинку Что такое педагогические условия в педагогике определение. Картинка про Что такое педагогические условия в педагогике определение. Фото Что такое педагогические условия в педагогике определение

Что такое педагогические условия в педагогике определение. Смотреть фото Что такое педагогические условия в педагогике определение. Смотреть картинку Что такое педагогические условия в педагогике определение. Картинка про Что такое педагогические условия в педагогике определение. Фото Что такое педагогические условия в педагогике определение

Что такое педагогические условия в педагогике определение. Смотреть фото Что такое педагогические условия в педагогике определение. Смотреть картинку Что такое педагогические условия в педагогике определение. Картинка про Что такое педагогические условия в педагогике определение. Фото Что такое педагогические условия в педагогике определение

Что такое педагогические условия в педагогике определение. Смотреть фото Что такое педагогические условия в педагогике определение. Смотреть картинку Что такое педагогические условия в педагогике определение. Картинка про Что такое педагогические условия в педагогике определение. Фото Что такое педагогические условия в педагогике определение

Что такое педагогические условия в педагогике определение. Смотреть фото Что такое педагогические условия в педагогике определение. Смотреть картинку Что такое педагогические условия в педагогике определение. Картинка про Что такое педагогические условия в педагогике определение. Фото Что такое педагогические условия в педагогике определение

Что такое педагогические условия в педагогике определение. Смотреть фото Что такое педагогические условия в педагогике определение. Смотреть картинку Что такое педагогические условия в педагогике определение. Картинка про Что такое педагогические условия в педагогике определение. Фото Что такое педагогические условия в педагогике определение

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Специфической чертой понятия «педагогические условия» является то, что оно включает в себя элементы всех составляющих процесса обучения и воспитания: цели, содержание, методы, формы, средства.

Под педагогическим условием Н.М. Борытко понимает внешнее обстоятельство, оказывающее существенное влияние на протекание педагогического процесса, в той или иной мере сознательного сконструированного педагогом, предполагающего достижение определенного результата [6].

Таким образом, определение понятия «педагогические условия» можно сформулировать как комплекс мер, направленных в качестве педагогических условий успешности достижения поставленных целей, взаимодействующих и взаимодополняющих друг друга, что препятствует проникновению в их состав случайных, не способствующих обеспечению желаемой эффективности.

И возникает вопрос: какие педагогические условия использовались учителями школ для успешного духовно-нравственного воспитания младших школьников?

Изучив и проанализировав научную литературу по нашей проблеме, можно сказать, что эффективность духовно-нравственного воспитания школьников возможна только при создании следующих педагогических условий:

1. Процесс духовно-нравственного воспитания младших школьников должен организовываться с учетом возрастных и психологических особенностей детей данного возраста.

2. При организации процесса духовно-нравственного воспитания использовать комплекс форм, методов и приемом с учетом возрастных и психологических особенностей детей данного возраста, которые будут способствовать эффективному и поэтапному формированию знаний, практических умений и навыков школьников.

Раскроем первое педагогическое условие – рассмотрим основные возрастные и психологические особенности детей младшего школьного возраста:

1) Невозможность долго заниматься монотонной деятельностью. Как утверждают психологи, дети 6–7-летнего возраста не могут удерживать свое внимание на одном каком-либо предмете более 7–10 минут. Дальше дети начинают отвлекаться, переключать свое внимание на другие предметы, поэтому необходима частая смена видов деятельности во время занятий.

2) Склонность к игре. В условиях игровых отношений ребенок добровольно упражняется, осваивает нормативное поведение. В играх, более чем где-либо, требуется от ребенка умение соблюдать правила. Нарушение их дети с особой остротой подмечают и бескомпромиссно выражают свое осуждение нарушителю. Если ребенок не подчинится мнению большинства, то ему придется выслушать много неприятных слов, а может, и выйти из игры. Так ребенок учится считаться с другими, получает уроки справедливости, честности, правдивости. Игра требует от ее участников умения действовать по правилам. «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет» – говорил А.С. Макаренко.

3) Недостаточная четкость нравственных представлений в связи с небольшим опытом.

4) Может существовать противоречие между знанием, как нужно, и практическим применением (это касается этикета, правил хорошего тона, общения). Не всегда знание моральных норм и правил поведения соответствует реальным действиям ребенка. Особенно часто это случается в ситуациях, где происходит несовпадение этических норм и личных желаний ребенка.

5) Неравномерность применения вежливого общения со взрослыми и сверстниками (в быту и дома, в школе и на улице).

Учитывая вышеперечисленные возрастные особенности, был подобран комплекс форм и методов, которые будут способствовать эффективному духовно-нравственному воспитанию детей младшего школьного возраста – это является вторым педагогическим условием.

Основной формой духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста во внеклассной деятельности мы выбрали классный час.

Классный час является одной из главных форм воспитания в школе, при которой школьники под руководством педагога включаются в специально организованную деятельность, способствующую формированию системы отношений к окружающему миру.

Сейчас рассмотрим методы воспитания.

Метод воспитания- система взаимосвязанных действий воспитателя и воспитуемых, обеспечивающих усвоение содержания воспитания [5].

Классификация методов воспитания (Г.И. Щукина) [3]:

Методы формирования сознания личности (убеждение): рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, увещевание, внушение, инструктаж, диспут, доклад, пример;

Методы организации деятельности и формирования опыта поведения (упражнение): упражнение, приучение, педагогическое требование, общественное мнение, поручение, воспитывающие ситуации;

Методы стимулирования поведения и деятельности (мотивация): соревнование, поощрение, наказание.

Далее рассмотрим те методы, которые способствуют успешному духовно-нравственному воспитанию младших школьников.

Рассказ – это последовательное изложение материала, осуществляемое в описательной или повествовательной форме. К рассказу, как воспитательному методу, предъявляются такие требования, как: логичность, последовательность, четкость, эмоциональность, образность. Важно также учитывать возрастные особенности детей – в младших классах рассказ должен быть продолжительностью 5-10 минут.

Большое значение имеет рассказ именно в младшем школьном возрасте при духовно-нравственном воспитании. Важно учитывать, что эффективность метода зависит от того, насколько эмоционально прочитан рассказ учителем. Воздействуя на чувства детей, рассказ помогает им понять смысл нравственных оценок и норм поведения.

Выделяют 3 главные задачи рассказа как воспитательного метода:

Вызвать нравственно положительные чувства (радость, сопереживание, сочувствие, гордость, удивление) и непринятие поступков героев рассказов, проявляющих отрицательные качества (злость, зависть, безразличие, гнев, месть);

Раскрыть содержание нравственных понятий и норм поведения;

Показать образ нравственного поведения и вызвать желание подражать положительному примеру.

При развитии познавательных мотивов и смыслов учебной деятельности нужно зачитать детям притчу «Все в твоих руках». Обсуждая данную притчу, нужно объяснить детям, что они сами принимают решения и несут ответственность за свой выбор. Рассказ В. Осеевой «Плохо» на примере героев показывает, какие поступки совершают воспитанные люди и какие поступки говорят о невоспитанности человека. Для развития знаний об основных моральных нормах (доброта, правдивость, честность, ответственность, взаимопомощь), можно обсудить с детьми рассказы «Добрый мальчик» В. Брэйэра, рассказ «Две сестры» и рассказ В. Осеевой «Что легче». Важно учитывать, что эффективность метода зависит от того, насколько эмоционально прочитан рассказ учителем.

Объяснение – это доказательная форма изложения, основанная на использовании логически связанных умозаключений, устанавливающих истинность определенного суждения. Данный метод является неотъемлемой частью воспитательного процесса. С помощью метода объяснения нужно дать детям основы этикета, то есть как правильно вести себя за столом, в транспорте, как разговаривать со взрослыми и с друзьями.

Беседа – это вопросно-ответный метод активного взаимодействия учителя и учеников в учебно-воспитательном процессе. В воспитательной практике беседа приобрела весьма обширное применение. Главная цель беседы – это научить учеников оценивать поступки, события и явления общественной жизни и на этой основе сформировать их адекватное отношение к окружающей действительности, к собственным моральным, нравственным и гражданским обязанностям. Во время беседы на тему дружбы, можно задать такие вопросы: Что такое дружба? Кого можно назвать другом? Каким должен быть хороший друг? А как вы считаете, сами вы умеете дружить?

Пример как метод педагогического воздействия основывается на желании учеников к подражанию. Давно известно, что слова учат, а примеры влекут. Наблюдая и анализируя живые образцы высокой нравственности, патриотизма, трудолюбия, мастерства, верности долгу и т.д., ученики глубже и нагляднее понимают сущность и содержание социально-нравственных отношений. Важное значение как раз таки для учеников имеет личный пример самого учителя. Также, можно привести примеры знаменитых людей, представляющих разные профессии, что в свою очередь будет способствовать ознакомлению с миром профессий, их значимостью и содержанием.

Упражнение – это планомерно организованное выполнение учениками различных действий, практических дел для формирования и развития их личности. Для формирования адекватной самооценки можно выполнить с учениками такие упражнения как: напиши свои положительные и отрицательные качества; напиши 2-3 хороших качества, которые ты бы хотел развить у себя; написать, какие бывают у человека вредные и полезные привычки.

Метод проектов – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна за­вершиться практическим результатом, ощутимым и применимым в реальной практической деятельности. Суть метода проектов – стимулировать интерес школьников к определенным проблемам, предполагающим владение определенным объемом знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний [4]. Можно задать детям сделать проект «Моя семья», «Кем я хочу стать когда вырасту» или «Зачем нужно учиться». При выполнении данных проектов дети будут демонстрировать и свои творческие способности.

Мы рассмотрели основные формы и методы духовно-нравственного воспитания младших школьников. Нужно отметить, что в реальных условиях педагогического процесса методы воспитания выступают в сложном и противоречивом единстве.

Только при соблюдении этих двух главных условий, процесс духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста окажется эффективным и будет способствовать формированию гармонично развитой личности.

Список литературы

3. Педагогика: учеб. / под ред. П.И. Пидкасистого.- М.: Просвещение, 1996.- 603 с.

Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат – М., 2000. – 272 с.

Рожков М. И., Байбородова Л. В. Организация воспитательного процесса в школе /.- Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений / М. И. Рожков, Л.В. Байбородова.- М.: Туманит, изд. центр ВЛАДОС, 2000.- 256 с.

Учебник для студентов пед. вузов / Н.М. Борытко, И.А. Соловцова, А.М. Байбаков. Под ред. Н. М. Борытко. — Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2006.- 186 с.

Источник

Терминология «педагогические условия»

Что такое педагогические условия в педагогике определение. Смотреть фото Что такое педагогические условия в педагогике определение. Смотреть картинку Что такое педагогические условия в педагогике определение. Картинка про Что такое педагогические условия в педагогике определение. Фото Что такое педагогические условия в педагогике определение

Дата публикации: 04.12.2015 2015-12-04

Статья просмотрена: 22951 раз

Библиографическое описание:

Хушбахтов, А. Х. Терминология «педагогические условия» / А. Х. Хушбахтов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 23 (103). — С. 1020-1022. — URL: https://moluch.ru/archive/103/23955/ (дата обращения: 24.12.2021).

An analysis of the scientific and educational literature suggests that today a unified approach to the concept of «pedagogical conditions» does not exist. It is known that the term «pedagogical conditions» evolve and change over time, gaining and losing certain traits. The article is devoted to consideration of the concept, the analysis of its components. The approaches to the definition of the concept of «pedagogical conditions» are given different interpretations of the conditions changing over time. Particular attention is paid to the modern interpretation of the concept of «pedagogical conditions», discussed in detail the components of the concept and its importance in modern science. Separately, I note the author’s point of view on the definition of the term under review, highlighted additions which, in my opinion, it is necessary to introduce the definition in accordance with modern trends of development of technology and science.

Keywords: conditions, pedagogical conditions, pedagogical research, teacher, methodology, educational technology.

Анализнаучно-педагогической литературы позволяет утверждать, что на сегодняшний день единого подхода к понятию «педагогическиеусловия» несуществует. Известно, чтотермин«педагогическиеусловия» развивался и изменялся в течение времени, приобретая и теряя определенные черты. Статья посвящена рассмотрению данного понятия, анализу его составляющих. Описаны подходы к определению понятию «педагогические условия», приведены различные трактовки условий, меняющиеся во времени. Особое внимание уделено современным трактовкам понятия «педагогические условия», подробно рассмотрены составляющие данного понятия и их значение в современной науке. Отдельно отмечена авторская точка зрения на дефиниции рассматриваемого термина, выделены дополнения, которые, по мнению автора, необходимо ввести в определение с учетом современных веяний развития технологий и науки.

Изучение и анализ результатов многочисленных научно-педагогических исследований показывает, что в теории и практике педагогической науки имеют место различные типы педагогических условий:

 организационно-педагогические (их выделяют такие ученые, как В. А. Беликов, Е.И Козырева, С. Н. Павлов, А. В. Сверчков и ряд других.),

 психолого-педагогические (обозначенные в трудах Н. В. Журавской, А. В. Круглия, А. В. Лысенко, А. О. Малыхина и других),

 дидактические условия (их рассматривает М. В. Рутковская и др.)

Все перечисленные типы логичным образом расширяют и дополняют понятие термина «педагогические условия», а также позволяю сделать педагогический процесс более комфортным и продуктивным.

В периоды становления и развития науки в целом и педагогической науки в частности происходила трансформация рассматриваемого понятия и его составляющих. Неоднозначно трактовались педагогические условия и в трудах отечественных педагогов. Так, ряд специалистов, развивая и конкретизируя представления об организационно-педагогических условиях развития и функционирования образовательных процессов, представляли данные условия не только и не столько в виде совокупности определенных возможностей, способствующих эффективному решению образовательных задач, но также и считали необходимым включить в определение рассматриваемого понятия его направленность на необходимость и значимость развития процессуального аспекта педагогического процесса с позиции управления. В данном ключе развивали свои трактовки следующие специалисты:

 С. Н. Павлов признает необходимость включения в понятие «педагогические условия» совокупности объективных возможностей обучения и воспитания людей, организационных форм и материальных возможностей [3, с. 14];

 А. В. Сверчков признает педагогическими условиями принципиальные основания для связывания процессов деятельности по управлению процессом формирования профессиональной педагогической культуры личности [4, с. 279–282].

Изучение исследований и подходов к определению понятия «педагогические условия» [1–5] позволяет заключить, что данный термин обладает следующими характерными признаками:

1) Педагогические условия ученые рассматривают как совокупность возможностей образовательной и материально-пространственной среды, использование которых способствует повышению эффективности целостного педагогического процесса;

2) Совокупность мер оказываемого воздействия, характеризуемых как психолого-педагогические условия, направлена, в первую очередь, на развитие личности субъектов педагогической системы (педагога, воспитанника и других участников), что обеспечивает успешное решение задач целостного педагогического процесса;

3) Основной функцией психолого-педагогических условий является организация таких мер педагогического взаимодействия, которые обеспечивают преобразование конкретных характеристик развития, воспитания и обучения личности, то есть воздействуют на личностный аспект педагогической системы.

На наш взгляд, сегодня определения термина «педагогические условия» необходимо расширить с учетом современных достижений в сфере информационных технологий. Автор настоящей статьи считает максимально подходящей для современного определения термина «педагогические условия» трактовку С. Н. Павлова. Вместе с тем, необходимо дополнить предложенное определение. Так, по нашему мнению, войти в структуру определения термина «педагогические условия» помимо организационных форм и материальных возможностей должны следующие компоненты:

Присутствие перечисленных элементов в определении понятия «педагогические условия» объяснимо по ряду причин. Во-первых, наполнение дефиниции и его изменение во времени происходит по мере развития науки, в том числе и педагогической. Во-вторых, бурный рост и скачкообразное развитие информационных и коммуникационных технологий в течение последних десятилетий предопределило необходимость встраивания данных элементов в определения.

Таким образом, подводя итоги анализа позиций различных исследователей касательно определения понятия «педагогические условия», можно выделить ряд положений, важных для понимания данного термина и максимально полного его определения:

Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что педагогические условия являются основным компонентом педагогической системы; они должны отражать совокупность возможностей образовательной и материально-пространственной среды; для них характерно изменение и развитие с течением времени.

Источник

Что такое педагогические условия в педагогике определение

Что такое педагогические условия в педагогике определение. Смотреть фото Что такое педагогические условия в педагогике определение. Смотреть картинку Что такое педагогические условия в педагогике определение. Картинка про Что такое педагогические условия в педагогике определение. Фото Что такое педагогические условия в педагогике определение

Одним из требований школьного образования становится не столько необходимость обеспечить учащихся системой знаний, сколько вооружить их продуктивными способами, умениями приобретать, применять на практике, преобразовывать и самостоятельно вырабатывать новые знания в любой деятельности. И только правильно организованный педагогический процесс, представляющий собой систему, способен реализовать данные требования.

В своем исследовании мы рассматриваем проблему формирования информационно-исследовательской компетенции учащихся общеобразовательных учреждений. Под информационно-исследовательской компетенцией мы понимаем компетенцию, интегрирующую совокупность знаний, умений и личностных качеств, формирующуюся в процессе образовательной деятельности и направленную на самостоятельное преобразование информации с целью познания неизвестного, решения учебной проблемы.

Приоритетным направлением в деятельности общеобразовательных учреждений является создание таких педагогических условий, которые обеспечивают развитие личности с учетом ее внутренних мотивов познания, на основе учебно-исследовательской деятельности [6].

Е. В. Яковлев под педагогическими условиями понимает «совокупность мер педагогического процесса, направленную на повышение его эффективности» [8, с. 158].

А. Я. Найн, Н. М. Яковлева и другие исследователи определяют педагогические условия как совокупность мер (объективных возможностей) педагогического процесса [4, 9].

В нашем диссертационном исследовании под педагогическими условиями будем понимать совокупность необходимых и достаточных мер, которые создают наиболее благоприятную обстановку (или среду) для успешного функционирования модели формирования исследовательской компетенции учащихся общеобразовательных учреждений.

Наличие социального заказа на подготовку выпускника общеобразовательной школы, владеющего способами исследовательской деятельности, а значит, и информационно-исследовательской компетенцией, обусловливают выделение следующего комплекса педагогических условий формирования информационно-исследовательской компетенции учащихся:

— организация стимулирующей среды при формировании информационно-исследовательской компетенции учащихся;

— сотрудничество педагога и учащегося в процессе исследовательской деятельности;

— организация сетевого взаимодействия учащихся, педагогов и родителей.

Стимулирующая среда применительно к нашей теме исследования представляет собой созданные условия в образовательном процессе, представляющие собой побудительную причину, толчок, приводящие ученика в состояние заинтересованности в выполнении исследовательской работы. В данном случае «исследовательская работа» употребляется в широком смысле и заключает в себя исследовательские задания, проблемные задачи, информационно-исследовательскую деятельность и так далее.

Выбор стимула, по которому обучаемому надо, но не очень хочется действовать, требует специальных усилий, которые, в свою очередь, связаны с сознательным преодолением противостоящих побуждений. Одного лишь понимания того, как надо поступить, далеко не достаточно. Стимулы нужно искать в преобладающей сфере потребностей, опираться на достигнутый уровень их развития.

Во многих школах к проведению кружков, секций, конференций относятся как к второстепенному процессу. При этом как раз внеурочная деятельность в большей степени формирует те или иные мотивы.

В процессе формирования информационно-исследовательской компетенции на разных этапах в зависимости от уровня сформированности у отдельных учащихся информационно-исследовательской компетенции формируются моральные (желание получить хорошую отметку, не огорчать родителей, получить похвалу, грамоты, подарки); социальные (чувство долга и ответственности, желание подготовиться к будущей профессии, возможность завести новых друзей, участвовать в обсуждениях докладов, встреча с научными работниками, знакомство с вузами, люблю выезжать на конференции в другие школы, вузы; бывать в разных поселках и городах); учебно-познавательные мотивы и мотивы самообразования (хочу больше знать и уметь, интересен сам процесс выполнения исследовательской работы).

Большую роль в формировании у учащихся позитивной мотивации на участие в информационно-исследовательской деятельности играет прием стимулирования интересов к исследовательским заданиям, исследовательским работам: похвала, заметки о данных учениках в школьных газетах, подготовка к предметным олимпиадам.

Критериями сформированности внутренней мотивации являются интерес к информационно-исследовательской деятельности, потребность к проведению опытов, проявление желания самостоятельно исследовать.

Понятийный аппарат средового подхода понятие «способ жизнедеятельности» считает синонимичным понятию способ бытия в значении «события бытия» (М. М. Бахтин, Х. Хайдеггер, Л. И. Новикова, В. И. Слободчиков). Проведенное совместное с лингвистами (Е. Трегубова, 1994 г.) исследование подтвердило предположение о том, что «событие» содержательно вбирает в себя феномены, передаваемые в языке глаголами с приставкой «Со-». Как то: сотрудничество, созидание, созерцание и прочие промежуточные между субъектом и средой, являющиеся одновременно переменными образа жизни [3].

Педагогическое взаимодействие, в основе которого лежит совместная деятельность учителя и учащихся на уроке и вне, является базовой категорией современной педагогики, активно и всесторонне изучается в последнее десятилетие. Основными параметрами этой формы взаимодействия принято называть взаимоотношение, взаимоприятие, поддержку, доверие. В гуманистически ориентированной психологии и педагогике теоретически обоснована идея сотрудничества, диалога, партнерства во взаимоотношениях обучаемого и обучающихся. Однако реализация идеи сотрудничества (кооперации) в практической деятельности педагога происходит с большим трудом.

Н. Н. Тулькибаева и З. М. Большакова выделяют разные типы взаимодействий педагога и учащегося: объектно-субъектный, субъект-субъектный, личностно-субъектный и личностно-личностный [7, с. 26].

В нашем исследовании мы педагогическую парадигму сотрудничества применили в новом типе взаимодействий: личностно-личностном. Взаимодействие ученика и учителя происходит в педагогическом процессе. Для того чтобы ученик научился самостоятельно приобретать знания, осуществлять и принимать достойные решения, педагогический процесс должен обеспечить обязательный переход личности на процесс саморазвития (самообучения, самовоспитания). Именно такое взаимодействие влияет на результативность формирования информационно-исследовательской компетенции учащихся. Следовательно, должна быть определена тактика обучающего в организации саморазвития личности учащегося. Этот процесс возможен, если взаимодействие обучающего и обучающегося будет осуществляться в режиме согласования стилей деятельностей, то есть педагогического резонанса. В такой ситуации преподаватель должен постоянно и очень тонко понимать обучающегося, чувствовать особенности его мышления и процесс учения организовывать в зависимости от стиля учения детей [7, с. 21]. В данном случае процесс происходит на основе личностно-личных взаимодействий. Такое взаимодействие относится к стилевой педагогике. В процессе личностно-личных взаимодействий на основе сотрудничества каждый из участников образовательного процесса выполняет определенные действия при формировании информационно-исследовательской компетенции (таблица 1).

Таблица 1. Действия педагога и учащихся в процессе сотрудничества

Этапы формирования информационно-исследовательской компетенции

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *