Что такое педагогический контроль в спорте

Педагогический контроль в физическом воспитании. Виды педагогического контроля. Методы контроля.

Педагогический контроль– это система мероприятий, обеспе-

чивающих проверку запланированных показателей физического воспитания

для оценки применяемых средств, методов и нагрузок.

Основная цель педагогического контроля – это определение связи меж-

ду факторами воздействия (средства, нагрузки, методы) и теми изменениями,

которые происходят у занимающихся в состоянии здоровья, физического раз-

вития, спортивного мастерства и т.д..

На основе анализа полученных в ходе педагогического контроля дан-

ных проверяется правильность подбора средств, методов и форм занятий и

вносятся коррективы в ход педагогического процесса.

В практике физического воспитания используется следующие виды пе-

1. Предварительный контроль проводится обычно в начале учебного

года (учебной четверти, семестра). Он предназначен для изучения состава за-

нимающихся (состояние здоровья, физическая подготовленность, спортивная

квалификация) и определения готовности учащихся к предстоящим занятиям

(к усвоению нового учебного материала или выполнению нормативных тре-

бований учебной программы). Данные такого контроля позволяют уточнить

учебные задачи, средства и методы их решения.

2. Оперативный контроль предназначен для определения срочного тре-

нировочного эффекта в рамках одного учебного занятия (урока) с целью целе-

сообразного чередования нагрузки и отдыха. Контроль за оперативным состо-

янием занимающихся (например, за готовностью к выполнению очередного

упражнения, очередной попытки в беге, прыжках, к повторному прохожде-

нию отрезка лыжной дистанции и т.п.) осуществляется по таким показателям,

как дыхание, работоспособность, самочувствие, ЧСС и т.п. Данные оператив-

ного контроля позволяют оперативно регулировать динамику нагрузки на за-

3. Текущий контроль проводится для определения реакции организма

занимающихся на нагрузку после занятия. С его помощью определяют время

восстановления работоспособности занимающихся после разных (по величи-

не, направленности) физических нагрузок. Данные текущего состояния зани-

мающихся служат основой для планирования содержания ближайших заня-

тий и величины физических нагрузок в них.

4. Этапный контроль служит для получения информации о ку-

мулятивном (суммарном) тренировочном эффекте, полученном на протяже-

нии одной учебной четверти или семестра. С его помощью определяют пра-

вильность выбора и применения различных средств, методов, дозирования

физических нагрузок занимающихся.

5. Итоговый контроль проводится в конце учебного года для определе-

ния успешности выполнения годового плана-графика учебного процесса, сте-

пени решения поставленных задач, выявления положительных и отрицатель-

ных сторон процесса физического воспитания и его составляющих. Данные

итогового контроля (состояние здоровья занимающихся, успешность выпол-

нения ими зачетных требований и учебных нормативов, уровень спортивных

результатов и т.п.) являются основой для последующего планирования учеб-

Методы контроля.В практике физического воспитания применяются

следующие методы контроля: педагогическое наблюдение, опросы, прием

учебных нормативов, тестирование, контрольные и другие соревнования,

простейшие врачебные методы (измерение ЖЕЛ – жизненной емкости лег-

ких, массы тела, становой силы и др.), хронометрирование занятия, определе-

ние динамики физической нагрузки на занятии по ЧСС и др.

Педагогическое наблюдение позволяет преподавателю получать инфор-

мацию о проявлении интереса, степени внимания, внешних признаках степе-

ни утомления (изменение дыхания, цвета и выражения лица, координации

движений, увеличение потливости и пр.).

Метод опроса представляет возможность получить информацию о со-

стоянии занимающихся на основании их собственных показателей о самочув-

ствии до, во время и после занятий (о болях в мышцах и пр.), об их стремле-

ниях и желаниях. Субъективные ощущения – это результат физиологических

процессов в организме. С ними надо считаться и в то же время помнить, что

они не всегда отражают истинные возможности занимающихся.

Контрольные соревнования и тестирование позволяют получить объек-

тивные данные о степени тренированности и уровне физической подготов-

Основным методом контроля за усвоением знаний является устный

опрос, требующий ответов в виде: 1) рассказа (например, о значении занятий

физическими упражнениями); 2) описания (например, внешней формы и по-

следовательности движений, составляющих двигательное действие); 3) объяс-

нения (например, биомеханических закономерностей конкретных движений);

4) показа вариантов выполнения физического упражнения или его отдельных

В практике физического воспитания для контроля знаний применяется

письменный опрос в форме тестирования с выборочными вариантами отве-

Сравнение результатов в предварительном, текущем и итоговом

контроле, а также сопоставление их с требованиями программы физического

воспитания позволяют судить о степени решения соответствующих учебных

задач, о сдвигах в физической подготовленности занимающихся за опреде-

ленный период. А это облегчает дифференцирование средств и методов физи-

ческого воспитания и повышает объективность результатов учебной работы.

Осуществляя физическое воспитание, необходимо систематически про-

верять, оценивать и учитывать состояние здоровья занимающихся, уровень их

физического развития, результаты спортивной деятельности, прилежание, по-

Основным документом учета служит журнал учета учебной работы

К учету предъявляют ряд требований: своевременность, объективность,

точность и достоверность, полнота, простота и наглядность. Различают следу-

ющие виды учета: предварительный (до начала организации педагогического

процесса), текущий (непрерывный в процессе работы, от занятия к занятию)

и итоговый (по завершению периода работы, например, учебного года).

В содержание текущего учета входит регистрация: посещаемости заня-

тий; пройденного материала и выполненного объема и интенсивности нагру-

зок; выполнения учебных требований и норм; данных об оценках знаний,

умений и навыков; сведений о состоянии здоровья занимающихся.

Данные педагогического контроля, зафиксированные в журнале учета

учебной работы позволяют проводить систематический анализ и находить но-

вые пути для улучшения качества учебного процесса.

42. Методика физического воспитания детей ш­кольного возраста.

Значение физической культуры для детей школьного возраста.Зна-

чение физической культуры в школьный период жизни человека заключается

в создании фундамента для всестороннего физического развития, укрепления

здоровья, формирования разнообразных двигательных умений и навыков. Все

это приводит к возникновению объективных предпосылок для гармоническо-

го развития личности. Полноценное развитие детей школьного возраста без

активных физкультурных занятий практически недостижимо. Выявлено, что

дефицит двигательной активности серьезно ухудшает здоровье растущего ор-

ганизма человека, ослабляет его защитные силы, не обеспечивает полно-

ценное физическое развитие.

В связи с тем, что пик естественного развития, как правило, приходится

на старший школьный возраст, основные двигательные способности и функ-

циональные возможности можно эффективно повысить именно в школьном

возрасте. Этот период является сенситивным по отношению ко всем двига-

тельным способностям человека. Позднее развить те или иные способности

удается с трудом. Кроме того, школьный возраст считается наиболее благо-

приятным для обучения разнообразным двигательным умениям и навыкам,

что позволяет в дальнейшем значительно быстрее приспосабливаться выпол-

нять освоенные движения в разнообразных условиях двигательной деятельно-

В школьном возрасте достигается определенный уровень физической и

умственной работоспособности, что в целом позволяет успешно осваивать

программный материал теоретических учебных дисциплин и физкультурных

Рациональное использование досуга, в котором элементы физической

культуры являются эффективным средством против пассивного времяпрепро-

вождения, позволяет исключить негативные проявления ряда антисоциаль-

ных поступков (хулиганство, употребление наркотиков, алкоголя и т.п.).

И наконец, физкультурная активность в период бурного развития орга-

низма существенно облегчает решение общевоспитательных задач (нрав-

Источник

Что такое педагогический контроль в спорте

Педагогический контроль – это система мероприятий, обеспе­чивающих проверку запланированных показателей физического воспитания для оценки применяемых средств, методов и нагрузок.

Основная цель педагогического контроля – это определение связи между факторами воздействия (средства, нагрузки, методы) и теми изменениями, которые происходят у занимающихся в состоянии здоровья, физического развития, спортивного мастерства и т.д..

На основе анализа полученных в ходе педагогического контроля данных проверяется правильность подбора средств, методов и форм занятий и вносятся коррективы в ход педагогического процесса.

В практике физического воспитания используется следующие виды педагогического контроля:

1. Предварительный контроль проводится обычно в начале учебного года (учебной четверти, семестра). Он предназначен для изучения состава занимающихся (состояние здоровья, физическая подготовленность, спортивная квалификация) и определения готовности учащихся к предстоящим занятиям (к усвоению нового учебного материала или выполнению нормативных требований учебной программы). Данные такого контроля позволяют уточнить учебные задачи, средства и методы их решения.

2. Оперативный контроль предназначен для определения срочного тренировочного эффекта в рамках одного учебного занятия (урока) с целью целесообразного чередования нагрузки и отдыха. Контроль за оперативным состоянием занимающихся (например, за готовностью к выполнению очередного упражнения, очередной попытки в беге, прыжках, к повторному прохождению отрезка лыжной дистанции и т.п.) осуществляется по таким пока­зателям, как дыхание, работоспособность, самочувствие, ЧСС и т.п. Данные оперативного контроля позволяют оперативно регулировать динамику нагрузки на занятии.

3. Текущий контроль проводится для определения реакции организма занимающихся на нагрузку после занятия. С его помощью определяют время восстановления работоспособности занимающихся после разных (по величине, направленности) физических нагрузок. Данные текущего состояния занимающихся служат основой для планирования содержания ближайших занятий и величины физических нагрузок в них.

4. Этапный контроль служит для получения информации о ку­мулятивном (суммарном) тренировочном эффекте, полученном на протяжении одной учебной четверти или семестра. С его помощью определяют правильность выбора и применения различных средств, методов, дозирования физических нагрузок занимающихся.

5. Итоговый контроль проводится в конце учебного года для определения успешности выполнения годового плана-графика учебного процесса, степени решения поставленных задач, выявления положительных и отрицательных сторон процесса физического воспитания и его составляющих. Данные итогового контроля (состояние здоровья занимающихся, успешность выполнения ими зачетных требований и учебных нормативов, уровень спортивных результатов и т.п.) являются основой для последующего планирования учебно-воспитательного процесса.

Методы контроля. В практике физического воспитания применяются следующие методы контроля: педагогическое наблюдение, опросы, прием учебных нормативов, тестирование, контрольные и другие соревнования, простейшие врачебные методы (измерение ЖЕЛ – жизненной емкости легких, массы тела, становой силы и др.), хронометрирование занятия, определение динамики физической нагрузки на занятии по ЧСС и др.

Педагогическое наблюдение позволяет преподавателю получать информацию о проявлении интереса, степени внимания, внешних признаках степени утомления (изменение дыхания, цвета и выражения лица, координации движений, увеличение потливости и пр.).

Метод опроса представляет возможность получить информацию о состоянии занимающихся на основании их собственных показателей о самочувствии до, во время и после занятий (о болях в мышцах и пр.), об их стремлениях и желаниях. Субъективные ощущения – это результат физиологических процессов в организме. С ними надо считаться и в то же время помнить, что они не всегда отражают истинные возможности занимающихся.

Контрольные соревнования и тестирование позволяют получить объективные данные о степени тренированности и уровне физической подготовленности занимающихся.

Основным методом контроля за усвоением знаний является устный опрос, требующий ответов в виде: 1) рассказа (например, о значении занятий физическими упражнениями); 2) описания (например, внешней формы и последовательности движений, составляющих двигательное действие); 3) объяснения (например, биомеханических закономерностей конкретных движений); 4) по­каза вариантов выполнения физического упражнения или его отдельных компонентов.

В практике физического воспитания для контроля знаний применяется письменный опрос в форме тестирования с выборочными вариантами ответов.

Сравнение результатов в предварительном, текущем и итоговом контроле, а также сопоставление их с требованиями про­граммы физического воспитания позволяют судить о степени решения соответствующих учебных задач, о сдвигах в физической подготовленности занимающихся за определенный период. А это облегчает дифференцирование средств и методов физического воспитания и повышает объективность результатов учебной ра­боты.

Осуществляя физическое воспитание, необходимо систематически проверять, оценивать и учитывать состояние здоровья за­нимающихся, уровень их физического развития, результаты спортивной деятельности, прилежание, поведение.

Основным документом учета служит журнал учета учебной работы группы (класса).

К учету предъявляют ряд требований: своевременность, объективность, точность и достоверность, полнота, простота и наглядность. Различают следующие виды учета: предварительный (до начала организации педагогического процесса), текущий (непрерывный в процессе работы, от занятия к занятию) и итоговый (по завершению периода работы, например, учебного года).

В содержание текущего учета входит регистрация: посещаемости занятий; пройденного материала и выполненного объема и интенсивности нагрузок; выполнения учебных требований и норм; данных об оценках знаний, умений и навыков; сведений о состоянии здоровья занимающихся.

Данные педагогического контроля, зафиксированные в журнале учета учебной ра­боты позволяют проводить систематический анализ и находить новые пути для улучшения качества учебного процес­са.

Источник

Что такое педагогический контроль в спорте

Педагогический контроль – это система мероприятий, обеспечивающих проверку запланированных показателей по физической культуре для оценки применяемых средств, методов и нагрузок.

Основная цель педагогического контроля – определение связи между факторами воздействия (средства, нагрузка, методы) и факторами изменения, которые происходят у студентов в состоянии здоровья, физического развития, физической подготовленности и т. д.

На основе анализа полученных в ходе педагогического контроля данных проверяется правильность подбора средств, методов и форм занятий, что создает возможность при необходимости вносить коррективы в ход педагогического процесса.

В практике занятий по физической культуре используется пять видов педагогического контроля, каждый из которых имеет свое функциональное назначение (Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов, 2000).

1. Предварительный контроль проводится в начале учебного года (семестра). Он предназначен для определения уровня здоровья и физического развития, физической и технической подготовленности студентов, готовности к предстоящим занятиям (к усвоению нового учебного материала, выполнению нормативных требований учебной программы и т. п.). Данные такого контроля позволяют уточнить учебные задачи, средства и методы их решения.

2. Оперативный контроль предназначен для определения срочного тренировочного эффекта в рамках одного учебного занятия с целью целесообразного чередования нагрузки и отдыха. Контроль за оперативным состоянием студентов (например, готовностью к выполнению очередного упражнения, очередной попытки в беге, прыжках и т. п.) осуществляется по таким показателям, как дыхание, работоспособность, самочувствие, ЧСС и т. п. Данные такого вида контроля позволяют оперативно регулировать динамику нагрузки на занятии.

3. Текущий контроль проводится для определения реакции организма студентов на нагрузку после занятия. С его помощью определяют время восстановления работоспособности студента после разных (по величине, направленности) физических нагрузок. Данные текущего контроля служат основой для планирования содержания ближайших занятий и величины физических нагрузок в них.

4. Этапный контроль служит для получения информации о кумулятивном (суммарном) тренировочном эффекте, полученном на протяжении одного семестра. С его помощью определяют правильность выбора и применения различных средств, методов, дозирования физической нагрузки студентов.

5. Итоговый контроль проводится в конце семестра для определения успешности выполнения годового плана-графика учебного процесса, степени решения поставленных задач, выявления положительных и отрицательных сторон процесса занятий физической культурой и его составляющих. Данные итогового контроля (состояние здоровья студентов, успешность выполнения ими зачетных требований и учебных нормативов, уровень спортивных результатов и т. п.) являются основой для последующего планирования учебно-воспитательного процесса.

Методы контроля. В практике занятий физическими упражнениями применяются следующие методы контроля: педагогическое наблюдение, опрос, тестирование, контрольные и другие соревнования, простейшие врачебные методы (измерение ЖЕЛ – жизненной емкости легких, массы тела, становой силы и др.), хронометрирование занятия, определение динамики физической нагрузки на занятиях по ЧСС и др. Большую информацию преподаватель получает с помощью метода педагогических наблюдений. Наблюдая в ходе занятия за студентами, преподаватель обращает внимание на их поведение, проявление интереса, степень внимания (сосредоточенное, рассеянное), внешние признаки реакции на физическую нагрузку (изменение дыхания, цвета и выражения лица, координации движений, увеличение потливости и пр.).

Источник

Структура методов педагогического контроля в спорте

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему: Методы врачебно-педагогического контроля

За функциональным состоянием пловцов

_____________________ Зорина М.Л.

(личная подпись) (инициалы, фамилия)

РУКОВОДИТЕЛЬ_____________________ канд. психолог. наук, доц. Н.Б.Воробьев

(личная подпись) (ученая степень, звание, инициалы, фамилия)

Допустить к защите

ЗАВЕДУЮЩИЙ КАФЕДРОЙ _________ _канд. психолог. наук, доц. Н.Б.Воробьев_____

(личная подпись) (ученая степень, звание, инициалы, фамилия)

Нижний Новгород – 2015 г.

СОДЕРЖАНИЕ

ГЛАВА I. Анализ научно-методической литературы по исследуемой проблеме

1.1 Структура методов педагогического контроля в спорте. 4

1.2 Структура методов врачебного контроля в спорте. 7

1.3. Методы врачебно-педагогического контроля в учебно-тренировочном процессе пловцов. 11

ГЛАВА II. Методы и организация исследования.

2.1 Методы исследования. 17

2.1.1. Анализ научно-методической литературы.. 17

2.1.2. Медико-биологические методы исследования. 17

2.1.3. Педагогический эксперимент. 20

2.1.4. Методы математико-статистической обработки. 20

2.2 Экспериментальное исследование врачебно-педагогического контроля за функциональным состоянием пловцов. 21

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 26

ВВЕДЕНИЕ

Спортивное плавание характеризуется чрезвычайно высокими физическими нагрузками по интенсивности, плотности и продолжительности, большим объёмом мышечной работы в целом во время тренировок, и особенно в период соревнований.

Для достижения неуклонного роста спортивных достижений необходимо дальнейшее совершенствование системы управления подготовкой юных спортсменов. Одним из ведущих звеньев этой системы является врачебно-педагогический контроль, которому отводится важное место в учебно-тренировочном процессе. Особо важным в этом деле является разработка нормативов.

Объект исследования: врачебно-педагогические наблюдения за функциональным состоянием пловцов.

Предмет исследования: методы врачебно-педагогического контроля в спорте.

Целью курсовой работы является изучение особенностей врачебно-педагогического контроля за функциональным состоянием пловцов.

Задачи исследования:

— провести обзор литературы по теме исследования;

— рассмотреть особенности врачебно-педагогического контроля как способа управления тренировочным процессом пловцов;

— провести экспериментальное исследование и проанализировать результаты исследования.

Гипотеза исследования: предполагается, что комплекс методов врачебно-педагогического контроля является эффективным способом наблюдения за функциональным состоянием пловцов.

Методы исследования: анализ, обобщение, наблюдение, диагностика, эксперимент.

ГЛАВА I. Анализ научно-методической литературы по исследуемой проблеме

Структура методов педагогического контроля в спорте

Педагогический контроль — планомерный процесс получения информации о физическом состоянии занимающихся физической культурой и спортом (Э.Н. Дворецкий, 1992).

Педагогический контроль позволяет получить информацию о физическом состоянии спортсмена с целью проверки правильности педагогических воздействий для повышения эффективности тренировочной работы.

Задачи педагогического контроля:

– оценка эффективности применяемых средств и методов тренировки;

– осуществление плана тренировки (в том числе и многолетнего);

– установление контрольных нормативов, оценивающих различные стороны подготовленности спортсменов (физическую, техническую, тактическую и теоретическую);

– выявление динамики развития спортивных результатов и прогнозирование достижений отдельных спортсменов;

– отбор талантливых спортсменов (С.И. Матвеев, 2000).

Содержание педагогического контроля:

– контроль за выполняемыми тренировочными нагрузками;

– контроль за состоянием спортсмена;

– контроль за техникой выполнения движений;

– учет спортивных результатов и контроль поведения спортсменов на соревнованиях (И.В. Муравов, 1978).

– перманентные, сохраняющиеся относительно длительный период времени (недели или месяцы). Это могут быть состояния спортивной формы, недостаточной тренированности и т.п.;

– текущие, изменяющееся под влиянием одного или нескольких занятий (мышечные боли, состояние повышенной работоспособности);

– оперативные, изменяющиеся под влиянием выполнения физических упражнений (утомление, вызванное однократным пробеганием дистанции; временное повышение работоспособности после разминки и т.п.) (В.И. Дубровский, 1998).

Методы педагогического контроля:

– сбор мнений (анкетирование, опрос) спортсменов и тренеров;

– анализ рабочей документации тренировочного процесса;

– педагогические наблюдения во время тренировки;

– измерение и регистрация показателей, отражающих деятельность спортсмена на тренировочном занятии;

– контрольные испытания (метод тестов) различных сторон подготовленности спортсменов;

– прогнозирование спортивных результатов.

Виды педагогического контроля:

Исходя из задач управления подготовкой спортсмена, различают следующие виды педагогического контроля: оперативный, текущий и этапный контроль (Э.Н. Дворецкий, 1992).

Оперативный контрольнаправлен преимущественно па оптимизацию программ тренировочных занятий, выбор таких упражнений и таких комплексов, которые в наибольшей степени будут способствовать решению поставленных задач. Здесь могут использоваться самые разнообразные тесты, позволяющие выявить оптимальный для каждого спортсмена режим работы и отдыха, интенсивность работы, величину отягощений и т.п. (И.В. Муравов, 1978). Указанные виды контроля служат основой для разработки соответствующих планов подготовки: перспективного – на очередной тренировочный макроцикл или этап; текущего – на мезоцикл, микроцикл, занятие; оперативного – на отдельное упражнение или их комплекс.

Текущий контрольпроводится для оценки работы различной преимущественной направленности, определения формирования процессов утомления спортсменов под влиянием нагрузок отдельных занятий, учета протекания восстановительных процессов в организме, особенностей взаимодействия с разными по величине и направленности нагрузками в течение дня или микроцикла. Это позволяет оптимизировать процесс спортивной тренировки в течение дня, микро- и мезоцикла, создать наилучшие условия для развития заданных адаптационных перестроек (В.И. Дубровский, 1998).

Этапный контрольпроизводится для определения изменения состояния спортсмена под воздействием относительно длительного периода тренировки и разработки стратегии на последующий макроцикл или период тренировки. Следовательно, в процессе поэтапного контроля всесторонне оценивают уровень развития разных сторон подготовленности, выявляют недостатки подготовленности и дальнейшие резервы совершенствования (С.И. Матвеев, 2000). По результатам разрабатываются индивидуальные планы построения тренировочного процесса на отдельный тренировочный период или на весь макроцикл. Рекомендуется проводить этапный контроль 3 раза в течение макроцикла.

Известны также и другие виды педагогического контроля:

– самоконтроль – ежедневная оценка своего состояния, действий и поведения в дни тренировок, а также в перерывах между ними;

– селективный – оптимизация отбора спортсменов (в сборные команды, на соревнования) и спортивная ориентация (В.В. Иванов, 1987).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *