Что такое педагогический контроль в спорте
Педагогический контроль в физическом воспитании. Виды педагогического контроля. Методы контроля.
Педагогический контроль– это система мероприятий, обеспе-
чивающих проверку запланированных показателей физического воспитания
для оценки применяемых средств, методов и нагрузок.
Основная цель педагогического контроля – это определение связи меж-
ду факторами воздействия (средства, нагрузки, методы) и теми изменениями,
которые происходят у занимающихся в состоянии здоровья, физического раз-
вития, спортивного мастерства и т.д..
На основе анализа полученных в ходе педагогического контроля дан-
ных проверяется правильность подбора средств, методов и форм занятий и
вносятся коррективы в ход педагогического процесса.
В практике физического воспитания используется следующие виды пе-
1. Предварительный контроль проводится обычно в начале учебного
года (учебной четверти, семестра). Он предназначен для изучения состава за-
нимающихся (состояние здоровья, физическая подготовленность, спортивная
квалификация) и определения готовности учащихся к предстоящим занятиям
(к усвоению нового учебного материала или выполнению нормативных тре-
бований учебной программы). Данные такого контроля позволяют уточнить
учебные задачи, средства и методы их решения.
2. Оперативный контроль предназначен для определения срочного тре-
нировочного эффекта в рамках одного учебного занятия (урока) с целью целе-
сообразного чередования нагрузки и отдыха. Контроль за оперативным состо-
янием занимающихся (например, за готовностью к выполнению очередного
упражнения, очередной попытки в беге, прыжках, к повторному прохожде-
нию отрезка лыжной дистанции и т.п.) осуществляется по таким показателям,
как дыхание, работоспособность, самочувствие, ЧСС и т.п. Данные оператив-
ного контроля позволяют оперативно регулировать динамику нагрузки на за-
3. Текущий контроль проводится для определения реакции организма
занимающихся на нагрузку после занятия. С его помощью определяют время
восстановления работоспособности занимающихся после разных (по величи-
не, направленности) физических нагрузок. Данные текущего состояния зани-
мающихся служат основой для планирования содержания ближайших заня-
тий и величины физических нагрузок в них.
4. Этапный контроль служит для получения информации о ку-
мулятивном (суммарном) тренировочном эффекте, полученном на протяже-
нии одной учебной четверти или семестра. С его помощью определяют пра-
вильность выбора и применения различных средств, методов, дозирования
физических нагрузок занимающихся.
5. Итоговый контроль проводится в конце учебного года для определе-
ния успешности выполнения годового плана-графика учебного процесса, сте-
пени решения поставленных задач, выявления положительных и отрицатель-
ных сторон процесса физического воспитания и его составляющих. Данные
итогового контроля (состояние здоровья занимающихся, успешность выпол-
нения ими зачетных требований и учебных нормативов, уровень спортивных
результатов и т.п.) являются основой для последующего планирования учеб-
Методы контроля.В практике физического воспитания применяются
следующие методы контроля: педагогическое наблюдение, опросы, прием
учебных нормативов, тестирование, контрольные и другие соревнования,
простейшие врачебные методы (измерение ЖЕЛ – жизненной емкости лег-
ких, массы тела, становой силы и др.), хронометрирование занятия, определе-
ние динамики физической нагрузки на занятии по ЧСС и др.
Педагогическое наблюдение позволяет преподавателю получать инфор-
мацию о проявлении интереса, степени внимания, внешних признаках степе-
ни утомления (изменение дыхания, цвета и выражения лица, координации
движений, увеличение потливости и пр.).
Метод опроса представляет возможность получить информацию о со-
стоянии занимающихся на основании их собственных показателей о самочув-
ствии до, во время и после занятий (о болях в мышцах и пр.), об их стремле-
ниях и желаниях. Субъективные ощущения – это результат физиологических
процессов в организме. С ними надо считаться и в то же время помнить, что
они не всегда отражают истинные возможности занимающихся.
Контрольные соревнования и тестирование позволяют получить объек-
тивные данные о степени тренированности и уровне физической подготов-
Основным методом контроля за усвоением знаний является устный
опрос, требующий ответов в виде: 1) рассказа (например, о значении занятий
физическими упражнениями); 2) описания (например, внешней формы и по-
следовательности движений, составляющих двигательное действие); 3) объяс-
нения (например, биомеханических закономерностей конкретных движений);
4) показа вариантов выполнения физического упражнения или его отдельных
В практике физического воспитания для контроля знаний применяется
письменный опрос в форме тестирования с выборочными вариантами отве-
Сравнение результатов в предварительном, текущем и итоговом
контроле, а также сопоставление их с требованиями программы физического
воспитания позволяют судить о степени решения соответствующих учебных
задач, о сдвигах в физической подготовленности занимающихся за опреде-
ленный период. А это облегчает дифференцирование средств и методов физи-
ческого воспитания и повышает объективность результатов учебной работы.
Осуществляя физическое воспитание, необходимо систематически про-
верять, оценивать и учитывать состояние здоровья занимающихся, уровень их
физического развития, результаты спортивной деятельности, прилежание, по-
Основным документом учета служит журнал учета учебной работы
К учету предъявляют ряд требований: своевременность, объективность,
точность и достоверность, полнота, простота и наглядность. Различают следу-
ющие виды учета: предварительный (до начала организации педагогического
процесса), текущий (непрерывный в процессе работы, от занятия к занятию)
и итоговый (по завершению периода работы, например, учебного года).
В содержание текущего учета входит регистрация: посещаемости заня-
тий; пройденного материала и выполненного объема и интенсивности нагру-
зок; выполнения учебных требований и норм; данных об оценках знаний,
умений и навыков; сведений о состоянии здоровья занимающихся.
Данные педагогического контроля, зафиксированные в журнале учета
учебной работы позволяют проводить систематический анализ и находить но-
вые пути для улучшения качества учебного процесса.
42. Методика физического воспитания детей школьного возраста.
Значение физической культуры для детей школьного возраста.Зна-
чение физической культуры в школьный период жизни человека заключается
в создании фундамента для всестороннего физического развития, укрепления
здоровья, формирования разнообразных двигательных умений и навыков. Все
это приводит к возникновению объективных предпосылок для гармоническо-
го развития личности. Полноценное развитие детей школьного возраста без
активных физкультурных занятий практически недостижимо. Выявлено, что
дефицит двигательной активности серьезно ухудшает здоровье растущего ор-
ганизма человека, ослабляет его защитные силы, не обеспечивает полно-
ценное физическое развитие.
В связи с тем, что пик естественного развития, как правило, приходится
на старший школьный возраст, основные двигательные способности и функ-
циональные возможности можно эффективно повысить именно в школьном
возрасте. Этот период является сенситивным по отношению ко всем двига-
тельным способностям человека. Позднее развить те или иные способности
удается с трудом. Кроме того, школьный возраст считается наиболее благо-
приятным для обучения разнообразным двигательным умениям и навыкам,
что позволяет в дальнейшем значительно быстрее приспосабливаться выпол-
нять освоенные движения в разнообразных условиях двигательной деятельно-
В школьном возрасте достигается определенный уровень физической и
умственной работоспособности, что в целом позволяет успешно осваивать
программный материал теоретических учебных дисциплин и физкультурных
Рациональное использование досуга, в котором элементы физической
культуры являются эффективным средством против пассивного времяпрепро-
вождения, позволяет исключить негативные проявления ряда антисоциаль-
ных поступков (хулиганство, употребление наркотиков, алкоголя и т.п.).
И наконец, физкультурная активность в период бурного развития орга-
низма существенно облегчает решение общевоспитательных задач (нрав-
Что такое педагогический контроль в спорте
Педагогический контроль – это система мероприятий, обеспечивающих проверку запланированных показателей физического воспитания для оценки применяемых средств, методов и нагрузок.
Основная цель педагогического контроля – это определение связи между факторами воздействия (средства, нагрузки, методы) и теми изменениями, которые происходят у занимающихся в состоянии здоровья, физического развития, спортивного мастерства и т.д..
На основе анализа полученных в ходе педагогического контроля данных проверяется правильность подбора средств, методов и форм занятий и вносятся коррективы в ход педагогического процесса.
В практике физического воспитания используется следующие виды педагогического контроля:
1. Предварительный контроль проводится обычно в начале учебного года (учебной четверти, семестра). Он предназначен для изучения состава занимающихся (состояние здоровья, физическая подготовленность, спортивная квалификация) и определения готовности учащихся к предстоящим занятиям (к усвоению нового учебного материала или выполнению нормативных требований учебной программы). Данные такого контроля позволяют уточнить учебные задачи, средства и методы их решения.
2. Оперативный контроль предназначен для определения срочного тренировочного эффекта в рамках одного учебного занятия (урока) с целью целесообразного чередования нагрузки и отдыха. Контроль за оперативным состоянием занимающихся (например, за готовностью к выполнению очередного упражнения, очередной попытки в беге, прыжках, к повторному прохождению отрезка лыжной дистанции и т.п.) осуществляется по таким показателям, как дыхание, работоспособность, самочувствие, ЧСС и т.п. Данные оперативного контроля позволяют оперативно регулировать динамику нагрузки на занятии.
3. Текущий контроль проводится для определения реакции организма занимающихся на нагрузку после занятия. С его помощью определяют время восстановления работоспособности занимающихся после разных (по величине, направленности) физических нагрузок. Данные текущего состояния занимающихся служат основой для планирования содержания ближайших занятий и величины физических нагрузок в них.
4. Этапный контроль служит для получения информации о кумулятивном (суммарном) тренировочном эффекте, полученном на протяжении одной учебной четверти или семестра. С его помощью определяют правильность выбора и применения различных средств, методов, дозирования физических нагрузок занимающихся.
5. Итоговый контроль проводится в конце учебного года для определения успешности выполнения годового плана-графика учебного процесса, степени решения поставленных задач, выявления положительных и отрицательных сторон процесса физического воспитания и его составляющих. Данные итогового контроля (состояние здоровья занимающихся, успешность выполнения ими зачетных требований и учебных нормативов, уровень спортивных результатов и т.п.) являются основой для последующего планирования учебно-воспитательного процесса.
Методы контроля. В практике физического воспитания применяются следующие методы контроля: педагогическое наблюдение, опросы, прием учебных нормативов, тестирование, контрольные и другие соревнования, простейшие врачебные методы (измерение ЖЕЛ – жизненной емкости легких, массы тела, становой силы и др.), хронометрирование занятия, определение динамики физической нагрузки на занятии по ЧСС и др.
Педагогическое наблюдение позволяет преподавателю получать информацию о проявлении интереса, степени внимания, внешних признаках степени утомления (изменение дыхания, цвета и выражения лица, координации движений, увеличение потливости и пр.).
Метод опроса представляет возможность получить информацию о состоянии занимающихся на основании их собственных показателей о самочувствии до, во время и после занятий (о болях в мышцах и пр.), об их стремлениях и желаниях. Субъективные ощущения – это результат физиологических процессов в организме. С ними надо считаться и в то же время помнить, что они не всегда отражают истинные возможности занимающихся.
Контрольные соревнования и тестирование позволяют получить объективные данные о степени тренированности и уровне физической подготовленности занимающихся.
Основным методом контроля за усвоением знаний является устный опрос, требующий ответов в виде: 1) рассказа (например, о значении занятий физическими упражнениями); 2) описания (например, внешней формы и последовательности движений, составляющих двигательное действие); 3) объяснения (например, биомеханических закономерностей конкретных движений); 4) показа вариантов выполнения физического упражнения или его отдельных компонентов.
В практике физического воспитания для контроля знаний применяется письменный опрос в форме тестирования с выборочными вариантами ответов.
Сравнение результатов в предварительном, текущем и итоговом контроле, а также сопоставление их с требованиями программы физического воспитания позволяют судить о степени решения соответствующих учебных задач, о сдвигах в физической подготовленности занимающихся за определенный период. А это облегчает дифференцирование средств и методов физического воспитания и повышает объективность результатов учебной работы.
Осуществляя физическое воспитание, необходимо систематически проверять, оценивать и учитывать состояние здоровья занимающихся, уровень их физического развития, результаты спортивной деятельности, прилежание, поведение.
Основным документом учета служит журнал учета учебной работы группы (класса).
К учету предъявляют ряд требований: своевременность, объективность, точность и достоверность, полнота, простота и наглядность. Различают следующие виды учета: предварительный (до начала организации педагогического процесса), текущий (непрерывный в процессе работы, от занятия к занятию) и итоговый (по завершению периода работы, например, учебного года).
В содержание текущего учета входит регистрация: посещаемости занятий; пройденного материала и выполненного объема и интенсивности нагрузок; выполнения учебных требований и норм; данных об оценках знаний, умений и навыков; сведений о состоянии здоровья занимающихся.
Данные педагогического контроля, зафиксированные в журнале учета учебной работы позволяют проводить систематический анализ и находить новые пути для улучшения качества учебного процесса.
Что такое педагогический контроль в спорте
Педагогический контроль – это система мероприятий, обеспечивающих проверку запланированных показателей по физической культуре для оценки применяемых средств, методов и нагрузок.
Основная цель педагогического контроля – определение связи между факторами воздействия (средства, нагрузка, методы) и факторами изменения, которые происходят у студентов в состоянии здоровья, физического развития, физической подготовленности и т. д.
На основе анализа полученных в ходе педагогического контроля данных проверяется правильность подбора средств, методов и форм занятий, что создает возможность при необходимости вносить коррективы в ход педагогического процесса.
В практике занятий по физической культуре используется пять видов педагогического контроля, каждый из которых имеет свое функциональное назначение (Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов, 2000).
1. Предварительный контроль проводится в начале учебного года (семестра). Он предназначен для определения уровня здоровья и физического развития, физической и технической подготовленности студентов, готовности к предстоящим занятиям (к усвоению нового учебного материала, выполнению нормативных требований учебной программы и т. п.). Данные такого контроля позволяют уточнить учебные задачи, средства и методы их решения.
2. Оперативный контроль предназначен для определения срочного тренировочного эффекта в рамках одного учебного занятия с целью целесообразного чередования нагрузки и отдыха. Контроль за оперативным состоянием студентов (например, готовностью к выполнению очередного упражнения, очередной попытки в беге, прыжках и т. п.) осуществляется по таким показателям, как дыхание, работоспособность, самочувствие, ЧСС и т. п. Данные такого вида контроля позволяют оперативно регулировать динамику нагрузки на занятии.
3. Текущий контроль проводится для определения реакции организма студентов на нагрузку после занятия. С его помощью определяют время восстановления работоспособности студента после разных (по величине, направленности) физических нагрузок. Данные текущего контроля служат основой для планирования содержания ближайших занятий и величины физических нагрузок в них.
4. Этапный контроль служит для получения информации о кумулятивном (суммарном) тренировочном эффекте, полученном на протяжении одного семестра. С его помощью определяют правильность выбора и применения различных средств, методов, дозирования физической нагрузки студентов.
5. Итоговый контроль проводится в конце семестра для определения успешности выполнения годового плана-графика учебного процесса, степени решения поставленных задач, выявления положительных и отрицательных сторон процесса занятий физической культурой и его составляющих. Данные итогового контроля (состояние здоровья студентов, успешность выполнения ими зачетных требований и учебных нормативов, уровень спортивных результатов и т. п.) являются основой для последующего планирования учебно-воспитательного процесса.
Методы контроля. В практике занятий физическими упражнениями применяются следующие методы контроля: педагогическое наблюдение, опрос, тестирование, контрольные и другие соревнования, простейшие врачебные методы (измерение ЖЕЛ – жизненной емкости легких, массы тела, становой силы и др.), хронометрирование занятия, определение динамики физической нагрузки на занятиях по ЧСС и др. Большую информацию преподаватель получает с помощью метода педагогических наблюдений. Наблюдая в ходе занятия за студентами, преподаватель обращает внимание на их поведение, проявление интереса, степень внимания (сосредоточенное, рассеянное), внешние признаки реакции на физическую нагрузку (изменение дыхания, цвета и выражения лица, координации движений, увеличение потливости и пр.).
Структура методов педагогического контроля в спорте
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему: Методы врачебно-педагогического контроля
За функциональным состоянием пловцов
_____________________ Зорина М.Л.
(личная подпись) (инициалы, фамилия)
РУКОВОДИТЕЛЬ_____________________ канд. психолог. наук, доц. Н.Б.Воробьев
(личная подпись) (ученая степень, звание, инициалы, фамилия)
Допустить к защите
ЗАВЕДУЮЩИЙ КАФЕДРОЙ _________ _канд. психолог. наук, доц. Н.Б.Воробьев_____
(личная подпись) (ученая степень, звание, инициалы, фамилия)
Нижний Новгород – 2015 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА I. Анализ научно-методической литературы по исследуемой проблеме
1.1 Структура методов педагогического контроля в спорте. 4
1.2 Структура методов врачебного контроля в спорте. 7
1.3. Методы врачебно-педагогического контроля в учебно-тренировочном процессе пловцов. 11
ГЛАВА II. Методы и организация исследования.
2.1 Методы исследования. 17
2.1.1. Анализ научно-методической литературы.. 17
2.1.2. Медико-биологические методы исследования. 17
2.1.3. Педагогический эксперимент. 20
2.1.4. Методы математико-статистической обработки. 20
2.2 Экспериментальное исследование врачебно-педагогического контроля за функциональным состоянием пловцов. 21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 26
ВВЕДЕНИЕ
Спортивное плавание характеризуется чрезвычайно высокими физическими нагрузками по интенсивности, плотности и продолжительности, большим объёмом мышечной работы в целом во время тренировок, и особенно в период соревнований.
Для достижения неуклонного роста спортивных достижений необходимо дальнейшее совершенствование системы управления подготовкой юных спортсменов. Одним из ведущих звеньев этой системы является врачебно-педагогический контроль, которому отводится важное место в учебно-тренировочном процессе. Особо важным в этом деле является разработка нормативов.
Объект исследования: врачебно-педагогические наблюдения за функциональным состоянием пловцов.
Предмет исследования: методы врачебно-педагогического контроля в спорте.
Целью курсовой работы является изучение особенностей врачебно-педагогического контроля за функциональным состоянием пловцов.
Задачи исследования:
— провести обзор литературы по теме исследования;
— рассмотреть особенности врачебно-педагогического контроля как способа управления тренировочным процессом пловцов;
— провести экспериментальное исследование и проанализировать результаты исследования.
Гипотеза исследования: предполагается, что комплекс методов врачебно-педагогического контроля является эффективным способом наблюдения за функциональным состоянием пловцов.
Методы исследования: анализ, обобщение, наблюдение, диагностика, эксперимент.
ГЛАВА I. Анализ научно-методической литературы по исследуемой проблеме
Структура методов педагогического контроля в спорте
Педагогический контроль — планомерный процесс получения информации о физическом состоянии занимающихся физической культурой и спортом (Э.Н. Дворецкий, 1992).
Педагогический контроль позволяет получить информацию о физическом состоянии спортсмена с целью проверки правильности педагогических воздействий для повышения эффективности тренировочной работы.
Задачи педагогического контроля:
– оценка эффективности применяемых средств и методов тренировки;
– осуществление плана тренировки (в том числе и многолетнего);
– установление контрольных нормативов, оценивающих различные стороны подготовленности спортсменов (физическую, техническую, тактическую и теоретическую);
– выявление динамики развития спортивных результатов и прогнозирование достижений отдельных спортсменов;
– отбор талантливых спортсменов (С.И. Матвеев, 2000).
Содержание педагогического контроля:
– контроль за выполняемыми тренировочными нагрузками;
– контроль за состоянием спортсмена;
– контроль за техникой выполнения движений;
– учет спортивных результатов и контроль поведения спортсменов на соревнованиях (И.В. Муравов, 1978).
– перманентные, сохраняющиеся относительно длительный период времени (недели или месяцы). Это могут быть состояния спортивной формы, недостаточной тренированности и т.п.;
– текущие, изменяющееся под влиянием одного или нескольких занятий (мышечные боли, состояние повышенной работоспособности);
– оперативные, изменяющиеся под влиянием выполнения физических упражнений (утомление, вызванное однократным пробеганием дистанции; временное повышение работоспособности после разминки и т.п.) (В.И. Дубровский, 1998).
Методы педагогического контроля:
– сбор мнений (анкетирование, опрос) спортсменов и тренеров;
– анализ рабочей документации тренировочного процесса;
– педагогические наблюдения во время тренировки;
– измерение и регистрация показателей, отражающих деятельность спортсмена на тренировочном занятии;
– контрольные испытания (метод тестов) различных сторон подготовленности спортсменов;
– прогнозирование спортивных результатов.
Виды педагогического контроля:
Исходя из задач управления подготовкой спортсмена, различают следующие виды педагогического контроля: оперативный, текущий и этапный контроль (Э.Н. Дворецкий, 1992).
Оперативный контрольнаправлен преимущественно па оптимизацию программ тренировочных занятий, выбор таких упражнений и таких комплексов, которые в наибольшей степени будут способствовать решению поставленных задач. Здесь могут использоваться самые разнообразные тесты, позволяющие выявить оптимальный для каждого спортсмена режим работы и отдыха, интенсивность работы, величину отягощений и т.п. (И.В. Муравов, 1978). Указанные виды контроля служат основой для разработки соответствующих планов подготовки: перспективного – на очередной тренировочный макроцикл или этап; текущего – на мезоцикл, микроцикл, занятие; оперативного – на отдельное упражнение или их комплекс.
Текущий контрольпроводится для оценки работы различной преимущественной направленности, определения формирования процессов утомления спортсменов под влиянием нагрузок отдельных занятий, учета протекания восстановительных процессов в организме, особенностей взаимодействия с разными по величине и направленности нагрузками в течение дня или микроцикла. Это позволяет оптимизировать процесс спортивной тренировки в течение дня, микро- и мезоцикла, создать наилучшие условия для развития заданных адаптационных перестроек (В.И. Дубровский, 1998).
Этапный контрольпроизводится для определения изменения состояния спортсмена под воздействием относительно длительного периода тренировки и разработки стратегии на последующий макроцикл или период тренировки. Следовательно, в процессе поэтапного контроля всесторонне оценивают уровень развития разных сторон подготовленности, выявляют недостатки подготовленности и дальнейшие резервы совершенствования (С.И. Матвеев, 2000). По результатам разрабатываются индивидуальные планы построения тренировочного процесса на отдельный тренировочный период или на весь макроцикл. Рекомендуется проводить этапный контроль 3 раза в течение макроцикла.
Известны также и другие виды педагогического контроля:
– самоконтроль – ежедневная оценка своего состояния, действий и поведения в дни тренировок, а также в перерывах между ними;
– селективный – оптимизация отбора спортсменов (в сборные команды, на соревнования) и спортивная ориентация (В.В. Иванов, 1987).