Что такое педагогический такт ответ на тест

Тест с ответами: “Педагогический такт”

1. Чувство меры, способность соблюдать общечеловеческие и педагогические нормы в системе взаимоотношений педагога и воспитанника:
а) педагогический такт +
б) педагогический ритм
в) педагогический период

2. Профессиограмма учителя содержит требования к:
а) педагогическим умениям и навыкам
б) своеобразное продолжение и надстройка общей культуры +
в) внешним данным педагога

3. Умение педагога держать себя с достоинством и выдержкой в педагогическом коллективе, с обучающимися и их родителями, а также способность соблюсти меру своего влияния на детей, умение найти подход к ним и построить оптимальные воспитательные отношения с учетом признанных принципов воспитания:
а) педагогический ритм
б) педагогический период
в) педагогический такт +

4. Гностические умения педагога проявляются непосредственно при:
а) исследовании передового педагогического опыта +
б) изучении им школьника и детского коллектива
в) оформлении плана – конспекта урока

5. Главным признаком педагогического такта является его принадлежность к нравственной культуре личности учителя, нахождение меры в отношениях учителя и обучающихся в процессе общения, так ли это:
а) нет
б) отчасти
в) да +

6. Показателем нравственной культуры учителя является:
а) педагогическая справедливость
б) педагогический такт +
в) педагогический долг

7. Один из основных элементов педагогического такта:
а) отсутствие требовательности и уважительности к воспитаннику
б) умение видеть и слышать обучающегося, сопереживать ему
в) требовательность и уважительность к воспитаннику +

8. Первым, кто стал разрабатывать педагогику как самостоятельную отрасль теоретического знания, является:
а) Коменский +
б) Добролюбов
в) Конфуций

9. Один из основных элементов педагогического такта:
а) неумение видеть и слышать обучающегося, сопереживать ему
б) свободный тон общения
в) умение видеть и слышать обучающегося, сопереживать ему +

10. Этимология слова «воспитатель» показывает его следующую основу:
а) восхождение
б) питание +
в) воспрепятствие

11. Один из основных элементов педагогического такта:
а) деловой тон общения +
б) свободный тон общения
в) отсутствие требовательности и уважительности к воспитаннику

12. Основная педагогическая направленность:
а) желание общаться
б) интерес к профессии учитель +
в) творчество

13. Один из основных элементов педагогического такта:
а) внимательность, чуткость педагога +
б) невнимательность педагога
в) умение видеть и слышать обучающегося, сопереживать ему

14. Содержание профессиональной готовности отражается в …, состоящей из инвариантных идеализированных параметров личности и профессиональной деятельности учителя:
а) правилах
б) положении
в) профессиограмме +

15. Профессиональный такт проявляется:
а) во внешнем облике педагога +
б) в отсутствии знаний у педагога
в) в неправильности принятия решений

16. Владение собственно профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне, способность проектировать свое профессиональное развитие – … компетентность:
а) индивидуальная
б) специальная +
в) личностная

17. Профессиональный такт проявляется:
а) в отсутствии оценки своего труда
б) в потере самообладания в сложной ситуации
в) в умении быстро и правильно оценить сложившуюся обстановку и в то же время не торопиться с выводами о поведении и способностях воспитанников +

18. Квалификационная характеристика это свод обобщенных требований к учителю на уровне его теоретического и … опыта:
а) общественного
б) практического +
в) коммуникативного

19. Профессиональный такт проявляется:
а) в неумении сдерживать свои чувства
б) в неправильности принятия решений
в) в умении сдерживать свои чувства и не терять самообладания в сложной ситуации +

20. Профессиональная компетентность отражает единство …. и практической готовности к педагогической деятельности:
а) социальной
б) теоретической +
в) когнитивной

21. Профессиональный такт проявляется:
а) в сочетании разумной требовательности с чутким отношением к обучающимся +
б) в безответственности
в) в отсутствии оценки своего труда

22. Установите наиболее важное профессиональное качество педагога:
а) ораторское искусство
б) любовь к детям +
в) любовь к наукам

23. Профессиональный такт проявляется:
а) в незнании возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся
б) в безответственности
в) в хорошем знании возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся +

24. К методам педагогического исследования относится:
а) поощрение и награждение
б) изучение педагогической практики +
в) порицание и моральное осуждение

25. Профессиональный такт проявляется:
а) в безответственности
б) в отсутствии оценки своего труда
в) в самокритичной оценке своего труда +

26. Образование:
а) процесс взаимодействия педагога и учащегося
б) целенаправленный процесс воспитания и обучения +
в) система государственных и муниципальных учреждений

27. Главная отличительная черта тактичного руководителя творческого коллектива, как педагога — высокая требовательность и искреннее уважение к воспитуемым, так ли это:
а) да +
б) нет
в) неизвестно

28. Чтобы быть тактичным, учитель должен придерживаться ряда требований к своему поведению, в частности учитывать индивидуальность ученика, характер ситуации, так ли это:
а) да +
б) нет
в) отчасти

29. Чтобы быть тактичным, учитель должен придерживаться ряда требований к своему поведению, в частности учитывать характер отношений ученика с родителями, так ли это:
а) да +
б) нет
в) отчасти

30. Чтобы быть тактичным, учитель должен придерживаться ряда требований к своему поведению, в частности уметь предвидеть, как воздействие на одного ученика воспримет класс, так ли это:
а) да +
б) нет
в) отчасти

Источник

Тест Сформирован ли у Вас педагогический такт?

Для выявления степени сформированности педагогического такта ответьте на вопросы теста утверждением «да» или «нет».

1. Чувствительны ли Вы к огорчениям, обидам?

2. Быстро ли Вы забываете о причиненной кому-либо обиде?

3. Зависит ли Ваше настроение от внешних причин?

4. Склонны ли Вы иногда к душевным порывам, внутреннему беспокойству?

5. Отстаиваете ли Вы энергично свои интересы, когда по отношению к Вам проявили несправедливость?

6. Отстаиваете ли Вы интересы несправедливо обиженных студентов?

7. Легко ли Вы впадаете в гнев?

8. Заступаетесь ли Вы за посторонних людей, по отношению к которым

9. Общительный ли Вы человек?

10. Можете ли Вы сказать, что даже при неудаче Вы не теряете чувство

11. Стараетесь ли Вы помириться с тем, кого обидели?

12. Предпримите ли Вы первым шаги к примирению?

13. Можете ли Вы, если на кого-нибудь сердитесь, дать волю рукам?

14. Может ли трагический фильм так взволновать Вас, что на глазах выступят слезы?

15. Легко ли Вы приспосабливаетесь к новым условиям?

16. Сможете ли Вы обратиться к человеку, которого недолюбливаете, столь дружески, что он и не заподозрит о Вашем настоящем отношении к нему?

17. Очень ли Вы переживаете от несправедливости?

18. Относитесь ли Вы к будущему пессимистически?

19. Удается ли Вам при общении с людьми создавать определенное настроение?

20. Долго ли Вы храните чувство гнева, досады?

21. Переживаете ли Вы долгое время горести других людей?

22. Можно ли сказать, что Вы относитесь к людям скорее настороженно, недоверчиво, чем доверительно?

23. Удается ли Вам отвлечься от гнетущих проблем, чтобы не думать о них постоянно?

24. Совершаете ли Вы внезапные, импульсивные поступки?

Ключ к тесту

Подсчитайте количество положительных ответов на вопросы 1, 2, 4, 6, 8,

9, 10, 11, 12, 14, 15, 16, 17, 19, 21, 23 и количество отрицательных ответов на вопросы

3, 5, 7, 13, 18, 20, 22, 24. Суммируйте эти два показателя.

12 баллов. Первая стадия развития такта. Такт неустойчив, его воспитательное влияние еще не имеет глубокой педагогической эффективности.

16 баллов. Вторая стадия развития такта. Значительных нарушений такта не наблюдается. Однако преподавателю не хватает педагогической находчивости в реагировании на различные ситуации, требующие педагогически тонкого вмешательства.

20 баллов. Третья стадия развития такта. Такт становится устойчивым педагогическим умением преподавателя. Легче устанавливается деловой контакт со студентами, но более сложно достигается психологический контакт.

24 балла. Четвертая стадия развития такта. Такт становится привычкой, устойчивой чертой характера учителя.

Источник

Тест с ответами: “Педагогика”

1.Как происходила передача накопленного опыта детям в дородовой общине?
а) проходила в специально организованном образовательном процессе;
б) производилась от случая к случаю;
в) была «вплетена» в трудовую деятельность;+
г) дети самостоятельно по мере необходимости осваивали имеющийся опыт.

2. Какую основу показывает этимология слова «воспитатель»?
а) питание;+
б) вождь;
в) восхождение;
г) воспрепятствие.

3. «Отец» русских учителей:
а) Л.Н. Толстой;
б) К.Д. Ушинский+
в) А.С. Макаренко;
г) В.А. Сухомлинский.

4. Впервые начал разрабатывать педагогику как самостоятельную отрасль теоретического знания:
а) Конфуций;
б) Н.А. Добролюбов;
в) И.Г. Песталоцци;
г) Я.А. Коменский.+

5. Какая группа включает в себя педагогическую профессию по классификации Е.А. Климова?
а) человек-знаковая система;
б) человек-художественный образ;
в) человек-человек;+
г) человек-техника.

6.Отметьте правильный ответ.
Кем была разработана теория и методика воспитания в коллектива?

а) В.А. Сухомлинский;
б) А.С. Макаренко;+
в) П.П. Блонский;
г) Л.Н. Толстой.

7.Кем учитель сравнивался с садовником, который любовно выращивал растения в саду, архитектором…, скульптором…, полководцем…?
а) А. Дистервег;
б) Я. Корчак;
в) Н.И. Пирогов;
г) Я.А. Коменский.+

8.Какой педагог себя посвятил сиротам и потратил собственные сбережения на создание детских приютов?
а) И.Г. Песталоцци;+
б) Я.А. Коменский;
в) А.С. Макаренко;
г) Н.Г. Чернышевский.

9.Кем был проведен опыт соединения обучения с производительным трудом учащихся?
Ответ: А.С. Макаренко.

10.Вставьте пропущенное слово:
С развитием личности учащегося связана…функция.
Ответ: гуманистическая.

12.Какие из наук входят в систему педагогических?
а) Дидактика, психология, история, философия, школоведение
б) Общая педагогика, возрастная педагогика, социальная педагогика, методики изучения отдельных предметов+
в) Педагогика дошкольных учреждений, педагогика школы, социология, культурология
г) Общая педагогика, этика, эстетика, возрастная физиология
д) История педагогики, педагогика высшей школы, теория воспитания, школьная гигиена

13.Данные факторы, оказывают влияние на развитие личности:
а) Наследственность, среда, воспитание+
б) Наследственность, обучение
в) Цвет кожи
г) Среда, обучение
д) Наследственность, воспитание

14. Реальной действительностью, где происходит развитие личности, является:
а) Среда+
б) Искусство
в) Деятельность
г) Наследственность
д) Школа

15. Движущими силами развития личности являются:
а) Деятельность (активная)
б) Противоречия (внешние и внутренние)+
в) Самосознание, саморазвитие
г) Учение, труд, общение
д) Потребности, склонности, интересы

16.Ответьте на вопрос.
Что составляет основу познавательной направленности личности?
Ответ: потребности и интересы.

17.Ответьте на вопрос:
Чем определены психолого-педагогические знания?
Ответ: учебными программами.

18.Ответьте на вопрос:
До каких пор, по мнению К.Д. Ушинского живет учитель?
Ответ: пока учится сам

19.Ответьте на вопрос:
Что будет являться условием эффективности самовоспитания учителя?
Ответ: идеал.

20.Ответьте на вопрос:
Чем является организация непосредственного общения в момент изначального взаимодействия?
Ответ: коммуникативной атакой.

22. Ответьте на вопрос:
Чем будет являться сводная характеристика требований, предъявляемых к работающему?
Ответ: профессиограммой

23. Ответьте на вопрос:
Чем будет являться совокупность профессионально обусловленных требований к учителю к педагогической деятельности?
Ответ: профессиональной готовностью.

24. Установите соответствие между понятием и их трактовкой, то что получилось, запишите в ответ:
А. Воспитание
Б. обучение
1) часть педагогики, излагающая теоретические основы обучения.
2) процесс целенаправленного формирования личности.
Ответ: А-2; Б-1.

25. Сделайте соотношение фамилии педагогов с высказанными ими идеями, а поучившуюся комбинацию запиши в ответ:
А. К.Д. Ушинский
Б. А.С. Макаренко
1) провел опыт соединения обучения с производительным трудом.
2) в дидактике проводил идею воспитывающего обучения.
Ответ: А-2; Б-1.

26.Сделайте соотношение и полученную комбинацию запишите в ответ:
А. К.Д. Ушинский
Б. А. Дистервег
1) учитель немецких учителей.
2) отец русских учителей.
Ответ: А-2; Б-1.

27.Сделайте соотношение и полученную комбинацию запишите в ответ:
А. Педагогическая специализация
Б. Педагогическая квалификация
1) уровень и вид профессионально-педагогической подготовленности, характеризующей возможности специалиста.
2) определенный вид деятельности в рамках педагогической специальности.
Ответ: А-2; Б-1.

28.Сделайте соотношение и полученную комбинацию запишите в ответ:
А. Организаторская деятельность
Б. Коммуникативная деятельность
1) установление отношений с другими участниками учебно-воспитательного процесса.
2) выполнение системы действий, направленных на включение учащихся в различные виды деятельности.
Ответ: А-2; Б-1.

29.Сделайте соотношение и полученную комбинацию запишите в ответ:
1) Педагогический такт
2) Педагогическая справедливость
А. своеобразное мерило объективности учителя, уровня его нравственной воспитанности.
Б.чувство меры в общении, способность осуществить его контроль.
Ответ: А-2; Б-1.

30.Сделайте соотношение и полученную комбинацию запишите в ответ:
А. Профессиональная готовность к педагогической деятельности
Б. Педагогическое призвание
1) склонность, вырастающая из осознания способности к педагогическому делу.
2) совокупность профессионально обусловленных требований к учителю.
Ответ: А-2; Б-1.

31.Сделайте соотношение выдвинутых положений с именами ученых и полученную комбинацию запишите в ответ:.
1) Л.С.Выготский
2) Л.Б. Ительсон
3) Я.А. Коменский.
4) В.А. Сластенин.
а. Дал характеристику типичных ролевых педагогических позиций
б. Выдвинул важнейшие требования к личности учителя
в. Предложил классно-урочную систему
Ответ: 1б; 2 г; 3 В.

32. Сделайте соотношение названий трудов с именами авторов
и полученную комбинацию запишите в ответ:
а. «Сердце отдаю детям».
б. «Педагогическая поэма»
в. «Великая дидактика»
1) Я. Корчак.
2) В.А. Сухомлинский.
3) А.С. Макаренко
4) Я.А. Коменский.
Ответ: а 2 ; б 3 ; в 4

34. Функциями педагогической науки является:
а) Теоретическая, технологическая
б) Контрольная, оценочная
в) Практическая, нормативная
г) Дидактическая; воспитательная+
д) Развивающая, социализирующая

35. Предметом педагогики является:
а) Образование как реальный педагогический процесс
б) Воспитание и образование личности, рассматриваемые как социальное явление, педагогическая система, процесс, деятельность+
в) Педагогическая деятельность, направленная на передачу культуры и опыта
г) Реальная общественная воспитательная практика формирования подрастающих поколений
д) Сущность детской личности, её формирование

36.В чьих работах зафиксированы первые педагогические мысли?
а) Коперник, Ньютон
б) Галилей, Дж. Бруно
в) Сократ, Платон, Аристотель+
г) Леонардо да Винчи
д) Ф. Бекон

37.Что такое воспитание?
а) Процесс целенаправленного воздействия воспитателя на сознание и поведение воспитанника
б) Управление процессом развития и социализации личности+
в) Процесс влияния на подрастающее поколение с целью передачи им культуры и опыта
г) Деятельность человека, направленная на саморазвитие
д) Совокупность взглядов и убеждений, уровень практической подготовки к жизни и труду

38.Значение понятия “Педагогика”:
а) Учение об искусстве воспитания человека
б) Научная отрасль, изучающая формирование и развитие человеческой личности+
в) Наука о воспитании и образовании личности
г) Наука об обучении человека
д) Наука о личности

39.Что было определено развитием педагогики, как науки?
а) Прогресс науки и техники
б) Забота родителей о счастье детей
в) Биологический закон сохранения рода
г) Объективная потребность в подготовке человека к жизни и труду+
д) Повышение роли воспитания в общественной жизни

40. Вставьте пропущенное слово:
Основоположником современного гуманистического направления в западной педагогике и психологии является ….
Ответ: Карл Роджерс.

41. Вставьте пропущенное слово:
Название педагогической деятельности, которая направлена на организацию воспитательной среды….
Ответ: воспитательная работа.

42. Вставьте пропущенное слово:
Название вида педагогической деятельности, направленной на управление познавательной деятельностью школьников….
Ответ: преподавание.

43. Ответьте на вопрос:
Название деятельности, которая направлена на установление отношений педагога с воспитанниками и их родителями, другими педагогами школы:
Ответ: коммуникативная.

44. По мнению Выготского Л.С. впереди развития идут следующие процессы:
а) Воспитание и игра
б) Обучение и самообразование
в) Воспитание и обучение+
г) Деятельность и общение
д) Активность и сознательность

45. Дополнительным фактором личностного развития будет:
а) Общение / взаимодействие
б) Деятельность / активность+
в) Учеба / труд
г) Игра / досуг
д) Саморазвитие / самовоспитание

46.Стадиями социализации принято считать:
а) Начальную, основную, завершающую
б) Детство, отрочество, юность
в) Дотрудовую, трудовую, послетрудовую+
г) Дошкольную, школьную, юношескую
д) Молодость, зрелость, старость

47.Основными группы факторов социализации являются:
а) Семья, ближайшее окружение
б) Общество, государство, этнос
в) Макрофакторы, мезофакторы, микрофакторы социальной среды+
г) Наследственность, среда, воспитание, деятельность
д) Тип поселения, культуры

48.Что входит в социализацию человека?
а) Персонализация, адаптация
б) Адаптация, интеграция, самореализация, индивидуализация
в) Адаптация, интеграция, самореализация+
г) Адаптация, персонализация, интеграция
д) Интеграция, дифференциация, индивидуализация

49.Что значит формирование личности?
а) Количественные изменения, происходящие в организме человека
б) Качественные изменения, происходящие в организме человека
в) Целенаправленное становление человека как социальной личности+
г) Вхождение человека в социальную среду
д) Влияние на взгляды и мысли воспитанника

50.Дайте определение личности:
а) Живое существо обладающее даром мышления и речи
б) Своеобразие психики и личности индивида, её неповторимость
в) Человек, как субъект отношений и сознательной деятельности, способный к самопознанию и саморазвитию+
г) Человек, как неповторимый представитель рода, с его психофизиологическими свойствами
д) Специфика характера, темперамента, интеллекта, потребностей, способностей

51.Что такое «развитие»?
а) Накопление количественных изменений в организме человека
б) Уничтожение старого и возникновение нового
в) Становление человека как социального существа, которое происходит в процессе жизни и деятельности
г) Процесс количественных и качественных изменений в важнейших сферах личности, осуществляющийся под влиянием внешних и внутренних факторов+
д) Целенаправленный процесс формирования у людей заданных качеств

52. Чем является учение о принципах построения, формах и методах научного познания?
а) Методология+
б) Идеология
в) Аксиология
г) Философия
д) Акмеология

53. Чем является метод научно-педагогического исследования?
а) Выполнение умственных или письменных действий с целью углубления знаний
б) Словесное пояснение, анализ, доказательство и истолкование различных положений материала
в) Способ изучения педагогических явлений+
г) Восприятие исследуемого объекта в точно учитываемых условиях
д) Диалог между исследователем и респондентом с целью сбора каких-либо сведений

54. К чему можно прибегнуть, чтобы изучить межличностные отношения в коллективе?
а)К Тестированию
б) К Наблюдению
в) К Социометрии+
г) К Сочинению
д) К Беседе с родителями

55. Что устанавливается в результате педагогических исследований?
а) Правила
б) Закономерности+
в) Нормы
г) Принципы
д) Методы

56.Движущие силы педагогического процесса:
а) Противоречия развивающейся личности+
б) Отношения между субъектами
в) Закономерности, отражающие внутренние и внешние связи
г) Взаимодействия между субъектами
д) Принципы, которыми следует руководствоваться

57.Что присуще педагогическому процессу?
а) Противоречия функционирования процесса
б) Противоречия осуществления реального процесса
в) Противоречия планирования процесса
г) Противоречия взаимодействующих субъектов
д) Внешние и внутренние противоречия+

58.Кто создал теорию целостного педагогического процесса в Казахстане?
а) Ю.К. Бабанским
б) М. Скаткиным
в) Г. Щукиной
г) Д.Н. Хмель+
д) К. Жарыкбаевым

59.Стержень целостного педагогического процесса, по Н.Д. Хмелю :
а) Содержание ЦПП
б) Формы организации ЦПП
в) Компоненты ЦПП
г) Закономерности ЦПП
д) Цель ЦПП+

60.Содержание целостного педагогического процесса:
а) Общечеловеческая культура+
б) Знания, умения, навыки
в) Положительные качества личности
г) Совокупность мыслительных операций
д) Учебный материал, подлежащий усвоению на уроке и вне его

61. Этапы педагогического процесса:
а) Основной, подготовительный, пропедевтический
б) Прогностический, основной, корректирующий
в) Подготовительный, основной, заключительный+
г) Целеполагания, диагностика, управления
д) Мотивационный, стимулирующий, корректирующий

Источник

Понятие педагогического такта

Что такое педагогический такт ответ на тест. Смотреть фото Что такое педагогический такт ответ на тест. Смотреть картинку Что такое педагогический такт ответ на тест. Картинка про Что такое педагогический такт ответ на тест. Фото Что такое педагогический такт ответ на тест Виктория Сосна
Понятие педагогического такта

Глава I Теоретические аспекты понятия педагогического такта 4

1.1. Понятие о педагогическом такте 4

1.2. Основные черты педагогического такта 6

Вывод по I главе 8

Глава II Практическая часть 10

Вывод по II главе 11

Список использованной литературы 13

Одни педагоги считают, что педагогический такт — это природная способность педагога влиять на воспитанников; другие — что это составная часть общей культуры педагога; третьи — что это отличное знание своего предмета и методики его изложения. Определенная доля истины есть в каждом из этих определений педагогического такта. Не вызывает сомнения, что одним преподавателям легче овладеть педагогическим тактом, чем другим, но считать, что это их врожденное качество, было бы неправильно. Так же неправильно отождествлять педагогический такт с общей культурой поведения педагога или с его общим и методическим образованием. К. Д. Ушинский педагогический такт называл психологическим тактом.

Актуальность проекта продиктована тем, что выработка технологического подхода к применению педагогического такта, позволит поставить в центр воспитательной работы добрые человеческие отношения воспитателя с воспитанниками, их сотрудничество, основывающееся на фундаменте духовной общности. Отдельной строкой в постановке задачи стоит раскрытие понятия и структуры педагогического такта, а также свойств и качеств педагога, которые способствуют успешному овладению педагогическим мастерством.

Цель проекта:создать схему: «Компоненты составляющие педагогический такт»,что будут актуальны современным требованиям для студенток по специальности: «Дошкольное образование».

Объект проекта: теоретические аспекты педагогического такта.

Предметом проекта: процесс создания перечня компонентов составляющих педагогический такт, что будут актуальны современным требованиям.

1. Изучить основные определения понятие о педагогическом такте.

2. Рассмотреть основные черты педагогического такта.

3. Рассмотреть компоненты составляющие педагогического такта.

4.Создать схему: «Компоненты составляющие педагогический такт», что будут актуальны современным требованиям (приложение 1).

Глава I Теоретические аспекты понятия педагогического такта

1.1. Понятие о педагогическом такте

В психологической и педагогической литературе имеются различные определения педагогического такта и, кроме этого, данное понятие возможно раскрыть путём перечисления его основных признаков.

Все определения и описания свойств педагогического такта могут быть разделены на три основных вида, в каждом из которых на первый план выдвигаются определённые признаки:

«Педагогический такт как соблюдение меры педагогического воздействия».

«Педагогический такт как наиболее эффективный способ воздействия».

«Педагогический такт как комплекс психологических качеств личности педагога».

На психологическую природу педагогического такта, в своё время указывал ещё К. Д. Ушинский говоря,что: «Педагогический такт. есть в сущности своей не более, чем такт психологический. «. Из этого следует, что педагогический такт есть разновидность такта психологического, его специальное развитие в области профессиональной педагогики.

Высокая степень значения морально-психологического облика педагога, как основы педагогического такта неоднократно подчеркивалась в трудах А. С. Макаренко. «Тот знаменитый педагогический такт, о котором так много пишут, должен заключаться в искренности вашего мнения. Я не позволю себе ничего скрывать в мысли, я говорю то, что я на самом деле думаю»

Есть и более общая трактовка:

Раскрывая функцию педагогического такта, как своеобразного регулятора педагогического процесса следует обратить внимание на то, чем именно руководствуется тот или иной педагог, при определении объёма в указании воспитанникам домашних учебных заданий, степени насыщенности занятия учебным материалом, при учёте его трудности, возрастных особенностей воспитанников, при оценке уровня подготовки воспитанников.

Помимо «чувства меры», отдельным компонентом педагогического такта, обеспечивающим его функциональность будет умение педагога осуществить глубокое воспитательное влияние на личность школьника. Такой результат будет закономерным, в случае, если педагог умеет владеть своим голосом, в полной мере использует эмоционально-экспрессивную и эстетическую функцию речи, формы мимической выразительности процесса общения.

Так, если перед пелагогом стоит задача по коррекции педагогического процесса, повышению эффективности его контроля и регулирования, то решения этой задачи он добивается при помощи педагогического такта, как одного из важных средств педагогического воздействия.

Педагогический такт как форма взаимоотношений с воспитанниками определяется многими сторонами личности педагога, его убеждениями, культурой поведения, общим и специальным образованием, запасом соответствующих умений и навыков. Овладеть педагогическим тактом, не владея педагогическим мастерством в целом, невозможно. Педагогический такт не усваивается путем заучивания, запоминания и тренировки. Он является следствием творчества педагога, показателем гибкости его ума. Педагогический такт педагога не бывает стереотипным.

1.2. Основные черты педагогического такта

Основными признаками педагогического такта являются: требовательность, без грубости и мелочной придирчивости; естественность, простота общения, не допускающая фамильярности и панибратства; принципиальность и настойчивость, без упрямства; внимательность и чуткость к людям, без подчеркивания этого; юмор и ирония, без насмешливости; требовательность, без подавления и унижения личности; обучение студентов, без подчеркивания своего превосходства в знаниях, навыках, умениях; выслушивание обучаемых, без выражения безразличия; серьезность подхода к ответу обучаемых, независимо от его правильности и грамотности; умение преподавателей проводить педагогический такт, не теряя самообладания в любых, даже самых острых ситуациях, должно стать обязанностью каждого преподавателя.

В числе основных составляющих педагогического такта,следует назвать:

-предъявление разумных требований к воспитаннику, основанных на чувстве его собственного достоинства;

-доброжелательность и сотрудничество с воспитанниками. Воспитанниками могут болезненно реагировать на то, как относится к ним педагог, особенно тогда, когда они любят и уважают его. Их может обидеть не только окрик, незаслуженный упрек, несправедливая отметка и т. п., но и просто невнимательность, нежелание выслушать, откликнуться на их просьбы, даже подойти или посмотреть в их сторону. Педагог должен не только объяснять воспитанником новый материал, но и уметь слушать их. Это тоже относится к области педагогического такта;

— доверие. Педагогический такт предусматривает наличие у педагога веры в способности воспитанников. Каждый воспитанник должен быть уверен, что успех в учебе зависит только от его желаниями старательности. Дети не всегда могут адекватно оценивать свои силы и возможности. Они опираются на оценки взрослых, в частности на оценки педагогов, которым они доверяют больше, чем себе. Поэтому педагог должен очень осторожно подходить к оценке их способностей.

Психологи утверждают, что там, где гибкость педагогической тактики заменяется резким окриком или многословием раздражения, и гневливостью, происходит подмена профессиональной педагогической деятельности выражением педагогической несостоятельности. Это как если бы врач вместо оказания помощи больному избил бы его.

— владение техникой общения;

— проявление терпения, воли, самообладания.

Для педагогического такта педагога большое, а иногда и решающее значение имеют такие его волевые черты, как выдержка и самообладание. Конечно, это не значит, что педагог должен всегда, что бы ни случилось, быть абсолютно спокойным. Он может иногда и вспыхнуть, взорваться, как говорил А. С. Макаренко, но такие свои вспышки он должен всегда контролировать. В состоянии, близком к аффекту, очень трудно принять правильное решение. Было бы лишним приводить примеры грубой бестактности, которую допускают педагога, утратившие выдержку и самообладание. Достаточно только сказать, что вместе с потерей выдержки и самообладания педагог нередко теряет свой авторитет, а то и право на свою профессию. В состоянии раздражения не рекомендуется принимать какие-либо решения. В таких случаях лучше прибегнуть к какой-нибудь форме осуждения, которая дает возможность педагогу отложить свое решение,например: «А с тобой у меня будет отдельный разговор», «Сейчас у меня нет времени тобой заниматься» и т. д. Когда педагог, успокоившись, остановится на каком-то решении, он всегда сумеет найти повод, чтобы сообщить это решение воспитаннику или всему классу. Выдержка и самообладание постоянно должны быть в активе педагога. Молодые неопытные педагоги часто объясняют свои вспышки состоянием нервной системы, что в большинстве случаев не соответствует действительности. Опытные педагога, хотя нервы у них не крепче, чем у молодых, не теряют самообладания. Дело, очевидно, не в нервах, а в большой ответственности за порученное дело и в привычке сдерживаться, владеть собой. Самообладание и выдержка вырабатываются точно так же, как и другие умения и навыки. Не научившись владеть собой, педагог не научится педагогическому такту.

На этих качествах, как на фундаменте базируется способность педагога управлять не только своим поведением, но и регулировать педагогический процесс. В. А. Сухомлинский выразил своё отношение к этим чертам педагогического такта следующим образом:

— умение предвидеть результаты воздействия.

Педагогический такт требует от педагога умения предвидеть, как его замечание, отметку, требование и т. п. воспримут воспитанники, которым они адресованы. Педагог должен понять настроение, чувства и переживания воспитанников прежде, чем применить к ним тот или иной метод воздействия. К детям следует относиться с такой же, а во многих случаях еще с большей осторожностью и деликатностью, чем к взрослым. Педагогический такт чаще всего нарушают именно те педагоги, которые почему-то считают, что дети легко переносят их крик, грубый тон, пренебрежительный жест и т. п.

Педагогический такт во многом зависит от личных качеств педагога, его кругозора, культуры, воли, гражданской позиции и профессионального мастерства. Он является той основой, на которой вырастают доверительные отношения между педагогами и воспитанниками. Особенно отчетливо педагогический такт проявляется в контрольно-оценочной деятельности педагога, где крайне важны особая внимательность и справедливость.

Процесс педагогического общения требует от педагога компетентного решения многообразных коммуникативных задач различного уровня проблемности. В свою очередь такт должен страховать его от профессиональных ошибок.

Как показывает педагогический опыт, именно наличие такта позволяет педагогу строить общение на положительных эмоциях, устанавливать и поддерживать психологический контакт с детьми.

Глава II Практическая часть

Такт как профессиональное качество педагога представляет собой интегративное образование. Как педагогическая категория такт имеет сложную структуру. Основными его компонентами выступают психологический, нравственно-этический, эстетический, инструментальный или технологический. [3]

Психологический компонент такта предполагает учет личностного своеобразия субъектов общения, что играет существенную роль в нормализации межличностных отношений. Психологический аспект педагогического такта во многом зависит от эмоциональных и волевых качеств педагога, таких как наблюдательность, чувствительность, воображение, терпение, выдержка и т. д.

Нравственно-этический компонент педагогического такта составляет коммуникативную основу педагогического общения. В данном случае от педагога требуется соблюдение принципов и правил профессиональной этики и этикета.

Нормой его поведенческих реакций должна выступать человечность, уважительность, вежливость, корректность, обязательность, деликатность, предупредительность, порядочность, внимание, забота, соучастие и сострадание. Значительную роль играют при этом социальные установки педагога, его нравственно-этические взгляды и убеждения, ибо именно ими руководствуется педагог, оказывая воздействие на своих воспитанников.

Эстетический аспект педагогического такта связан с высокой культурой поведения педагога, артистизмом его манер, творческой импровизацией по ходу взаимодействия, а также умелым и уместным использованием чувства юмора, зачастую помогающего педагогу найти бесконфликтный выход из сложной ситуации. Вершиной владения педагогом эстетическими основами педагогического такта являются не просто правильные поступки, а те действия, которые не лишены оригинальности, изящества, остроумия без какого-либо саркастического подтекста. В этом случае общение с педагогом становится для детей интересным и эмоционально привлекательным.

Если исходить из того, что главным регулятором человеческого общения является мораль, то доминантой педагогического такта выступает нравственно-этическая мера, воспринимаемая воспитанниками как доброта, принципиальность, справедливость, внимание, деликатность, предупредительность, великодушие. Именно эти личностные проявления педагога способствуют гармонизации взаимоотношений с детьми в самых сложных ситуациях. Уважая воспитанников, педагог должен уметь показывать свое уважение педагогически целесообразно, т. е. применять к воспитанником воспитательные методы и приемы оптимально, ненавязчиво, деликатно.

В то же время уважение, душевная теплота и доброжелательность не исключают требовательности со стороны педагога, а предполагают ее. Требовательность к личности воспитанника должна увеличиваться и усложняться по мере возрастания уважения к ней, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей школьника. [4]

Основными чертами личности педагога, которые определяют отношение его к детям, и которые являются «краеугольными камнями» педагогического такта:

1. Интерес и любовь к детям;

3. Чуткость, отзывчивость;

5. Гуманность, человечность;

10. Уравновешенность, выдержка;

11. Оптимизм, чувство юмора;

12. Коммуникативная компетентность;

13. Организаторские способности.

А основными компонентами педагогического такта выступают психологический, нравственно-этический, эстетический, инструментальный или технологический

Таким образом, были изучены основные определения понятие о педагогическом такте, рассмотрены основные черты педагогического такта, качества личности педагога, необходимые для проявления педагогического такта.

Нами рассмотрен перечень критериев составляющих педагогический такт.

Нами был создана схема компонентов составляющих педагогический такт,что будут актуальны современным требованиям и интересна для студентов по специальности: «Дошкольное образование».

Список использованной литературы

Понятие педагогической технологии Понятие педагогической технологии Смысл понятия педагогической (образовательной) технологии в сфере образования (в частности, технологий.

Конспект занятия «Цепи питания. Понятие об экологической пирамиде» Тема: Цепи питания. Понятие об экологической пирамиде Цель: Формирование у детей представления о взаимосвязи обитателей леса – растений.

Что входит в понятие «связная речь» Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений, обеспечивающее общение и взаимопонимание.

Что входит в понятие «Звуковая культура речи» Воспитание звуковой культуры речи — многоаспектная задача, в которую входят более частные микрозадачи, связанные с развитием восприятия.

Понятие нравственных ценностей, игр-драматизаций и их характеристика В условиях реализации ФГОС дошкольного образования, определены основные задачи духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста:.

Игра — понятие многогранное Игра – понятие многогранное. Игра ребенка-это жизненная лаборатория. С. Т. Шацкий Уникален мир детства. У него своя лексика, свой фольклор,.

Понятие о досуговой деятельности в методической литературе Досуг представляет собой часть свободного времени человека, которая тратится на отдых или на развитие личности, это важная часть жизни и.

Консультация «Воспитание: устаревшее понятие?» За последние десятилетия ситуация в семьях кардинально изменилась. Раньше власть принадлежала родителям, а дети во всем им подчинялись.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *