Что такое педагогическое действие

Понятие о педагогических действиях и технике их выполнения

Общая характеристика

Любая деятельность осуществляется путем вы­полнения действий ее субъектом — относи­тельно завершенных актов активности человека (структурно-функциональных составляющих деятельности), решаю­щих частные задачи на пути к цели (достижение промежуточных ре­зультатов). Деятельность побуждается целью, а действия — задачей, решение которой приближает ее достижение. Деятельность складыва­ется из цепи действий, «шагов» в направлении осознаваемой цели. Взаимосвязанная совокупность последовательных действий и дости­гаемых в ходе их результатов приводит к достижению цели — получе­нию конечного результата. Можно сказать, что действия есть спосо­бы осуществления деятельности.

Педагогические действия — действия, направленные на решение педагогических задач и осуществляемые педагогическими средства­ми, методами и приемами. К таким действиям относятся:

• педагогическое изучение человека (составление «педагогического портрета» в единстве его основных характеристик — воспи­танности, образованности, развитости и обученное™) и группы;

• разработка педагогического сценария предстоящего действия илипроводимого мероприятия;

• педагогическое взаимодействие и др.

Умения и навыки педагога, образованного специалиста грамот­но выполнять педагогические действия и использовать их в своей жизни, профессиональной деятельности и педагогической работе составляют существенную часть технического арсенала, лежащего в основе его практической педагогической умелости. Каждое действие имеет свою драматургию и требует режиссуры. Многое в технике действий педагога схоже с театральным действием, ибо всегда нужно уметь привлечь внимание аудитории, побудить ее слушать и пони­мать, удерживать внимание, стимулировать эмоции, помочь аудито­рии сделать полезные выводы. Поэтому в педагогической технике полезно использовать элементы театральной педагогики. Вместе с тем педагогическая техника — это беспрерывный и непрекращаю­щийся творческий поиск, развивающий педагогическую интуицию.

Педагогическая техника выполнения действий заключается в своей основе в технике владения человеком, педагогом словом, голо­сом, жестом, мимикой, позой, осанкой, походкой, одеждой, мане­рами. При выполнении педагогических действий дополнительно используются средства наглядности, учебные приборы, учебные уст­ройства, учебное оборудование. Нередко педагогическая техника вы­полнения действий представляется в алгоритмизированном виде — как взаимосвязанный ряд используемых средств, приемов и опера­ций, что облегчает ее освоение и использование.

Педагогический прием техническая функциональная единица действия, обеспечивающая решение какой-то особой части его спе­цифической задачи.

Педагогическое правило — рекомендация, конкретизирующая технику выполнения отдельных операций, движений, проявлений активности, из которых складывается прием.

В педагогических действиях, где нужен реальный результат, ис­пользуются и некоторые иные средства, в частности психологические. Комбинирование техник делает их и сами действия нередко психолого-педагогическими, например психолого-педагогическим наблюдением, психолого-педагогическим анализом и пр. Сегодня техника выполне­ния действий продукт не только чистой эмпирики, обобщения педагогического опыта, но и экспериментальных исследований педагогов.

Значение педагогической техники

Педагогическая техника призвана ответить на вопрос, как нужно выполнить действия, чтобы достичь желаемого педагогического резуль­тата, раскрыть детали их правильного выполнения. Без педагогиче­ской техники, как подчеркивают специалисты, нет смысла и в педа­гогических технологиях.

Педагогическая техника кому-то может казаться излишними ме­лочами, деталями, тонкостями. Но подлинное мастерство — всегда и во всем тонкости. Именно они отличают подлинного мастера от ре­месленника, дилетанта, формалиста, верхогляда. Мастер знает не только, что надо делать, но и до мелочей как. Он подмечает, учитывает детали и делает то, что менее компетентный не замечает, чему не придает значения, отбрасывает как лишнее. Учет «мелочей» или пренебрежение ими как раз и определяют причины различий в результатах действий успешных и неуспешных специалистов, кото­рые внешне вроде бы делают одно и то же.

Что такое педагогическое действие. Смотреть фото Что такое педагогическое действие. Смотреть картинку Что такое педагогическое действие. Картинка про Что такое педагогическое действие. Фото Что такое педагогическое действие

Действия могут быть основными и вспомогательными. Основные действия связаны с основными задачами, сущностью объекта воз­действия и достижения необходимого результата. Например, в пра­воохранительной деятельности — это различные формы реализации сотрудником полномочий и обязанностей. Хорошо известны следст­венные действия (осмотр места происшествия, допрос, очная став­ка, следственный эксперимент и др.). Есть и оперативно-розыскные действия, профилактические, обеспечения общественной безопас­ности и др. Они являются основными, нормативно обусловленны­ми, и владение ими обязательно для соответствующих специалистов правоохранительных органов.

Педагогические действия выступают в качестве основных в пе­дагогической деятельности родителя, учителя, педагога, социально­го работника, руководителя и др. Но они нередко используются как вспомогательные, обеспечивающие достижение иных по своей при­роде целей — производственных, управленческих, инженерных и др., когда достижение определенного педагогического результата (улучшение обученности людей, их воспитанности и пр.) выступает одним из важных условий успеха. Это относится и к правоохрани­тельной деятельности. Выполнение педагогических действий созда­ет благоприятные условия для выполнения основного, нормативно предусмотренного действия и существенно повышает вероятность достижения высокого результата.

Даже будучи правым, обладающим полномочиями родителя, пе­дагога, должностного лица, руководителя, нельзя говорить и делать все как попало, — результаты будут плачевными. Не случайно гово­рят, что благими намерениями вымощена дорога в ад, а по-современному — «хотели как лучше, а получилось как всегда». Раз­ница чаще всего не в том, что одни что-то делают, а другие — нет. Главное — как они делают. Одно дело — хотеть чего-то добить­ся, а другое — сделать так, чтобы нужное получилось. Мало быть правым, мало делать нужное дело, мало хотеть хорошего, мало вести разговор, ибо всегда важен ответ на вопрос — как? Все, что зароди­лось в сознании человека, профессионала, педагога, должно мате­риализоваться должным образом в его словах, действиях, поступках. Но переход мыслей и намерений, в действия не однозначен. Нужно постоянно отвечать на многочисленные вопросы — как сказать, ка­кой тон использовать, какую мимику, какую позу принять, как по­вести себя, как сделать в данном случае и т.д.

Около 30% опрошенных потерпевших, свидетелей и подозре­ваемых, с которыми у работников органов прокуратуры, следствия, милиции контакт не получился, к числу причин этого отнесли: низ­кую культуру речи работников, неумение владеть речью, мимикой и жестами, неопрятность и неаккуратность во внешнем облике и оде­жде, грязь и беспорядок в кабинете. По данным ряда исследований, только 7% сотрудников правоохранительных органов имеют пред­ставления о технике речи и умеют правильно распоряжаться арсе­налом речевых средств, а 54% считают это такой мелочью, на кото­рую не следует обращать внимания.

Педагогическое наблюдение

Общая характеристика

Трудно найти профессиональную деятельность, где бы наблюдение за происходящим на рабочем месте и вокруг него не имело бы значения. Наблюдение предполагает использование возможностей органов чувств. Это личное добывание человеком информации, нужной для правильного поведения и профессиональных действий. Наблюдение дает, говоря языком кибернетики, и обратную информацию о ре­зультатах собственных действий человека, позволяющую ему судить об их успешности. Педагог пользуется в своей работе также инфор­мацией, получаемой и из других источников, но добываемая лично имеет неоценимое значение для реалистической оценки педагогиче­ских ситуаций и собственной работы.

Педагогическое наблюдение — преднамеренное, избирательное, планомерное, основанное на опыте и данных научных исследова­ний добывание педагогом[46] с помощью своих органов чувств необ­ходимой информации об объектах педагогических воздействий, пе­дагогических факторах, влияющих на решаемую задачу, и признаках успешности ее решения. При наблюдении используются все органы чувств (зрение, слух, осязание, обоняние и др.), хотя с помощью зре­ния человек, как считают специалисты, получает 90% информации. Педагогическое наблюдение характеризуется умением педагога вы­делять из окружающего именно педагогическую информацию, подме­чать педагогически значимые признаки, чаще всего малозаметные, на первый взгляд не имеющие значения, но в действительности информативные и важные для успеха выполняемого педагогическо­го дела. Это признаки педагогических и психологических особенно­стей людей, влияющих на них элементов обстановки, процесса пе­дагогических изменений, происходящих в обучающихся и воспиты­вающихся (их образованности, воспитанности, обученное™ и раз­витости) под влиянием и воздействиями педагога, признаки педаго­гической эффективности собственного поведения и действий и др.

Чтобы обеспечить получение нужной информации, наблюдение пе­дагога должно стать педагогическим наблюдением, т.е. особым наблю­дением, отвечающим целям, задачам и другим особенностям педагоги­ческой деятельности. Такое наблюдение обладает свойствами педагоги­ческой направленности, организованности, интенсивности, устойчивости и осмысленности. По степени представленности этих свойств в дея­тельности конкретного педагога следует говорить о разной степени его мастерства в осуществлении педагогического наблюдения.

Источник

Действия педагога в структуре педагогической деятельности.

Ученые отмечают дискретность педагогической деятельности, считая, что ее элементарной единицей является педагогическое действие. В трудах М.Вебера, Г.X.фон Вригта, А.Гелена, Э.Гидденса понятие «действие» определяется как рабочий ход движения к чему-либо. В психологической трактовке действие — это произвольная преднамеренная опосредованная активность личности, направленная на достижение осознаваемой (локальной) цели (С. Л. Рубинштейн, А.Н.Леонтьев). Каждое конкретное действие характеризуется предметным содержанием, способом осуществления, формой выражения (В.П.Зинченко). Понятие о педагогическом действии отражает то общее, что присуще всем конкретным ее видам и формам.

Согласно латинскому афоризму «действие вытекает из бытия». Единичное действие выступает как целостный акт, приобретая смысл только в составе целостной педагогической деятельности.

Каждое действие состоит из определенных операций. Отличие операций от действия в том. что они не имеют своих целей, представляя ситуативный набор физических движений и/или психических актов, совершаемых в контексте имеющихся условий. Так, А. С. Макаренко писал о том, что его работа состоит из непрерывающегося ряда многочисленных операций более или менее дли- тельных, иногда растягивающихся на год, иногда проводимых в течение двух-трех дней, иногда имеющих характер молниеносного действия, иногда имеющих инкубационный период.

В реальности в рамках проявления профессиональной активности постоянно происходят взаимные переходы в системе «операции — действия — деятельность». Операции, становясь целенаправленными, тем самым превращаются в действия. Действия, обретая мотив, преобразуются в деятельность. Возможен и обратный ход. Деятельность, утратив мотив, превращается в автоматически производимые действия, а бесцельные действия становятся простыми операциями.

Очевидно, что для того чтобы решить профессиональную зада- чу, Педагогу необходимо начать действовать. При этом любые действия людей вытекают из потребностей, страстей и интересов (Г. Гегель). С психологической точки зрения педагогическая деятельность реализуется в определенных педагогических ситуациях совокупностью самых разнообразных действий — перцептивных, мнемических, коммуникативных, предметно-преобразующих, исследовательских, контрольных (самоконтрольных), оценивания (самооценивания) и т.д. Эти действия подчинены определенным целям и направлены на решение педагогических задач, целенаправленно или стихийно, интуитивно осознаваемых учителем в педагогических ситуациях. Определенная совокупность таких разнородных действий определяет реализацию той или иной психолого-педагогической функции, представляя структурную органи- зацию педагогической деятельности

Т.Котарбинский дает развернутое праксеологическое представление о том, что такое действие: «Действовать и притом действовать обдуманно — это значит, изменить действительность более или менее сознательным образом; это значит стремиться к определенной цели в данных условиях при помощи соответствующих средств, с тем чтобы от существующих условий перейти к условиям, отвечающим поставленной цели; это значит включать в действительность факторы, в результате которых происходит переход от системы подлежащих определению начальных условий к системе определенных конечных условий. Действие, которое мы намерены осуществить, требует троякого определения:

1) определения цели; 2) определения условий, относящихся к действительности; 3) определения средств, приспособленных как к намеченной цели, так и к существующей действительности. Цель, условия и средства — вот три элемента практической деятельности».

Деятельность состоит из отдельных действий. «Единичное действие в онтологии — это слово, жест, намек, легкое касание, любое вербальное или невербальное воздействие, достаточное для выявления характера реакции, поступающей извне. Эта реакция, подкрепленная ответной рефлексивной реакцией субъекта, проясняет для него смысл задачи (на общение, управление, оказание поддержки и др.), позволяя осознать свой потенциал и возможность продуктивного действия».

Источник

Что такое педагогическое действие

К средствам педагогической деятельности относятся содержание педагогического процесса, всевозможные носители информации (литература, СМИ, технические средства) и другие. Основной функциональной единицей педагогической деятельности является педагогическое действие (действия, по А.Н. Леонтьеву, состоят из операций, операции из приемов и процедур). Педагогическое действие направлено на достижение результата и получение продукта. Примерами педагогических действий являются действия: по накоплению новой информации; по логическому структурированию материала; по изучению объекта, диагностике условий деятельности; по формулированию педагогических целей, по методической обработке накопленного структурированного материала, по выбору содержания, методов учебно-воспита-тельного процесса, по проектированию своих действий и действий учеников, по созданию рабочей обстановки на занятиях, стимулированию и мотивации деятельности учеников, организации своей деятельности и деятельности учащихся, контроля и коррекции результатов деятельности учащихся. При этом педагог использует все доступные ему и подходящие к случаю различные средства. Реализация педагогических действий предполагает владение определенными педагогическими умениями.

Предметом педагогической деятельности является разностороннее развитие индивида: физическое, психическое, духовное, интеллектуальное и т.п. На конкретном этапе педагогической деятельности предметом становятся отдельные направления развития.

Источник

Общая характеристика. Понятие о педагогических действиях и технике их выполнения

Понятие о педагогических действиях и технике их выполнения

Библиографический список

Автоматизированные системы обучения на базе ЭВМ. — М., 1992.

Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического про­цесса. — Минск, 1990.

Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения: общедидактиче­ский аспект. — М., 1977.

Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. — М., 1989.

Беспалько Б.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. — М., 1995.

Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: Контекстный подход. — М., 1991.

Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения (методологический анализ). — М., 1986.

Змеев СИ. Технология обучения взрослых: Учеб. пособие. —М., 2002.

Кириллова Т.Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения. — М., 1980.

Новые педагогические и информационные технологии в системе об­разования: Учеб. пособие / М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; Под ред. Е.С. Полат. — М., 2000.

Левитан К.М. Педагогическая деонтология. — Екатеринбург, 1999.

Педагогика: Учеб. пособие / Под ред. П.И. Пидкасистого. — М., 1995.

Подласый И. П. Педагогика. Новый курс: Учебник: В 2 кн. — М., 2001.

Столяренко A.M. Психология и педагогика: Учеб. пособие. — М., 2001.

Чернилевский Д.В., Филатов О.Н. Технология обучения в высшей школе. — М., 1996.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ И ТЕХНИКА ИХ ВЫПОЛНЕНИЯ

Любая деятельность осуществляется путем вы­полнения действий ее субъектом — относи­тельно завершенных актов активности человека (структурно-функциональных составляющих деятельности), решаю­щих частные задачи на пути к цели (достижение промежуточных ре­зультатов). Деятельность побуждается целью, а действия — задачей, решение которой приближает ее достижение. Деятельность складыва­ется из цепи действий, «шагов» в направлении осознаваемой цели. Взаимосвязанная совокупность последовательных действий и дости­гаемых в ходе их результатов приводит к достижению цели — получе­нию конечного результата. Можно сказать, что действия есть спосо­бы осуществления деятельности.

Педагогические действия — действия, направленные на решение педагогических задач и осуществляемые педагогическими средства­ми, методами и приемами. К таким действиям относятся:

• педагогическое изучение человека (составление «педагогического портрета» в единстве его основных характеристик — воспи­танности, образованности, развитости и обученное™) и группы;

• разработка педагогического сценария предстоящего действия илипроводимого мероприятия;

• педагогическое взаимодействие и др.

Умения и навыки педагога, образованного специалиста грамот­но выполнять педагогические действия и использовать их в своей жизни, профессиональной деятельности и педагогической работе составляют существенную часть технического арсенала, лежащего в основе его практической педагогической умелости. Каждое действие имеет свою драматургию и требует режиссуры. Многое в технике действий педагога схоже с театральным действием, ибо всегда нужно уметь привлечь внимание аудитории, побудить ее слушать и пони­мать, удерживать внимание, стимулировать эмоции, помочь аудито­рии сделать полезные выводы. Поэтому в педагогической технике полезно использовать элементы театральной педагогики. Вместе с тем педагогическая техника — это беспрерывный и непрекращаю­щийся творческий поиск, развивающий педагогическую интуицию.

Педагогическая техника выполнения действий заключается в своей основе в технике владения человеком, педагогом словом, голо­сом, жестом, мимикой, позой, осанкой, походкой, одеждой, мане­рами. При выполнении педагогических действий дополнительно используются средства наглядности, учебные приборы, учебные уст­ройства, учебное оборудование. Нередко педагогическая техника вы­полнения действий представляется в алгоритмизированном виде — как взаимосвязанный ряд используемых средств, приемов и опера­ций, что облегчает ее освоение и использование.

Педагогический прием техническая функциональная единица действия, обеспечивающая решение какой-то особой части его спе­цифической задачи.

Педагогическое правило — рекомендация, конкретизирующая технику выполнения отдельных операций, движений, проявлений активности, из которых складывается прием.

В педагогических действиях, где нужен реальный результат, ис­пользуются и некоторые иные средства, в частности психологические. Комбинирование техник делает их и сами действия нередко психолого-педагогическими, например психолого-педагогическим наблюдением, психолого-педагогическим анализом и пр. Сегодня техника выполне­ния действий продукт не только чистой эмпирики, обобщения педагогического опыта, но и экспериментальных исследований педагогов.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Педагогические функции и умения учителя

ПЛАН

1. Основные функции педагогической деятельности
2. Функции и действия (умения) педагога

Педагогическая деятельность реализуется в определённых педагогических ситуациях совокупностью самых разнообразных действий: персептивных, мнемических, коммуникативных, предметно-преобразующих, исследовательских, контрольных (самоконтрольных), оценивания (самооценивания) и т.д. Эти действия подчинены определенным целям и направлены на решение тех или иных педагогических задач, осознанно (целенаправленно) или стихийно, интуитивно создаваемых учителем в педагогических ситуациях. Определенная совокупность таких разнородных действий определяет реализацию той или иной психолого-педагогической функции, представляя структурную организацию педагогической деятельности.

Характеристика основных функций

Обобщение результатов исследования второй группы функций, «организационно-структурных», позволяет отметить общее содержание входящих в нее конструктивной, организаторской, коммуникативной и гностической функций. Так, конструктивная функция обеспечивает: а) отбор и организацию содержания учебной информации, которая должна быть усвоена учащимися; б) проектирование деятельности учащихся, в которой информация может быть усвоена; в) проектирование собственной будущей деятельности и поведения, какими они должны быть в процессе взаимодействия с учащимися. Организационная функция реализуется через организацию: а) информации, в процессе его подготовки и сообщения учащимся; б) различных видов деятельности учащихся; в) собственной деятельности и поведения в процессе непосредственного взаимодействия с учащимися. Коммуникативная функция предполагает установление правильных взаимоотношений: а) с учащимися; б) с другими учителями, администрацией школы. Гностическая (исследовательская) функция предусматривает изучение: а) содержания и способов воздействия на других людей; б) возрастных и индивидуально-психологических особенностей других людей; в) особенностей процесса и результатов собственной деятельности, ее достоинств и недостатков.

Очевидно, что все эти четыре педагогические функции предполагают высокий уровень развития академических, персептивных, речевых (экспрессивных) и коммуникативных способностей человека, должны являться объектом осознания самого учителя. Наряду с коммуникативной функцией большой интерес для учителя представляет исследовательская (гностическая) функция. Она основывается на способности человека адекватно воспринимать, понимать, оценивать другого человека и на реалистичности собственной оценки. Сам учитель может быть объектом исследовательской функции, например, при психологическом анализе собственного урока, собственной педагогической деятельности, отношений с коллективом, учениками. Успешность реализации исследовательской функции по отношению к самому себе в значительной мере определяется рефлективностью человека, уровнем развития его рефлективного мышления. Объектами исследования могут быть практически все другие компоненты, факторы педагогического процесса, среди которых основное место занимает учащийся.

Общая характеристика педагогических умений

Педагогические умения представляют совокупность самых различных действий учителя, которые, прежде всего, соотносятся с функциями педагогической деятельности, в значительной мере выявляют индивидуально-психологические особенности учителя (преподавателя) и свидетельствуют о его предметно-профессиональной компетенции. Говоря об умениях учителя в целом, А. И. Щербаков, А. В. Мудрик считают, что в собственно дидактическом плане все они сводятся к трем основным: «1) умению переносить известные учителю знания, варианты решения, приемы обучения и воспитания в условия новой педагогической ситуации…; 2) умению находить для каждой педагогической ситуации новое решение; 3)умению создавать новые элементы педагогических знаний и идей и конструировать новые приемы для решения конкретной педагогической ситуации»

Однако в наиболее полной мере умения учителя представлены А.К. Марковой. Выделим девять групп основных педагогических умений из всего набора, описанного А.К.Марковой.

Во вторую группу педагогических умений А.К.Маркова включает три подгруппы:

– умений, отвечающих на вопрос «чему учить»: работать с содержанием учебного материала (осведомленность в новых концепциях и технологиях обучения); выделять ключевые идеи учебного предмета; обновлять учебный предмет (за счет использования понятий, терминов, дискуссий в соответствующей области наук); интерпретировать информацию, поступающую из газет, журналов; формировать у школьников общеучебных и специальных умений и навыков; устанавливать межпредметные связи и др.;

– умений отвечающих на вопрос «кого учить»: изучать состояние отдельных психических функций (памяти, мышления, внимания, речи и др. учащихся и целостных характеристик видов деятельности (учебной, трудовой), обученности и воспитанности школьников; изучать реальные учебные возможности школьников, различать успеваемость и личностные качества учащихся; выявлять не только наличный уровень, но и зону ближайшего развития учащихся, условия их перехода с одного уровня развития на другой, предвидеть возможные и учитывать типичные затруднения учащихся; исходить из мотивации самих учащихся при планировании и организации учебно-воспитательного процесса; проектировать и формировать у школьников отсутствующие у них уровни деятельности; умений учителя расширять поле для самоорганизации учащихся; работать как со слабыми, так и с одаренными детьми, планируя для них индивидуальные программы;

– умений, отвечающих на вопрос «как учить», отбирать и применять сочетания приемов и форм обучения и воспитания, учитывать затрату сил и времени учащихся и учителя; сравнивать и обобщать педагогические ситуации и комбинировать их, применять дифференцированный и индивидуальный подходы к школьникам, организовывать их самостоятельную учебную деятельность; находить несколько способов решения одной педагогической задачи и т.д.

Третью группу составляют умения использовать психолого-педагогические знания и осведомленность о современном состоянии психологии и педагогики, передового педагогического опыта; хронометрировать, фиксировать, регистрировать процесс и результаты своего труда; соотносить затруднения учащихся с недочетами в своей работе; видеть сильные, слабые стороны своего труда, оценивать свой индивидуальный стиль, анализировать и обобщать свой опыт, соотносить его с опытом других учителей; строить планы развития своей педагогической деятельности и др.

Восьмая группа объединяет умения определять характеристику знаний учащихся в начале и в конце учебного года; определять состояние деятельности, умений и навыков, видов самоконтроля и самооценки в учебной деятельности в начале и в конце учебного года; выявлять отдельные показатели обучаемости (активность, ориентировку, количество дозированной помощи, необходимой данному ученику для продвижения); определять причины отставания и осуществить индивидуальный и дифференцированный подход; поэтапно отрабатывать все компоненты обученности и обучаемости; стимулировать готовность к самообучению и непрерывному образованию.

Девятая группа умений соотносится с оцениванием учителем состояния воспитанности и воспитуемости школьников; распознавать по поведению учащихся согласованность нравственных норм и убеждений школьников; видеть личность ученика в целом во взаимосвязи того, что он говорит, думает и как поступает; создавать условия для стимуляции слаборазвитых черт личности отдельных учеников (например, стимулировать активность одного ученика, способствовать снижению тревожности другого, поддержать стремление к лидерству третьего).

Текстуально точно приведенные группы педагогических умений по А. К. Марковой, соотносятся с этим автором с пятью выделенными ею сторонами труда учителя: его деятельностью, общением, личностью, обученностью и воспитанностью школьников. Так, первые группы умений определяются как психолого-педагогические (в них входят и предметно-методические умения, но как производные). Они соотносятся с педагогической деятельностью, и центральным из них является умение учителя работать в изменяющихся педагогических ситуациях, учитывая индивидуально-педагогические особенности и развивая обучающихся в процессе решения ими учебных задач.

Четвертая и пятая группы педагогических умений А. К. Маркова связывает с «умением создавать атмосферу психологической безопасности для другого человека и в то же время обеспечивает условия для самореализации его личности».

Это самые разнообразные проявления коммуникативных умений, в реализации которых большую роль играет позиция учителя как партнера в общении, его педагогический такт.

Шестая и седьмая группы педагогических умений, по А. К. Марковой, обусловлены теми действиями, которые необходимы для самореализации, самовыражения и развития личности самого учителя. Вспомним, в этой связи, общепедагогическое требование постоянного роста и совершенствования учителя как центральной фигуры образовательного процесса. Восьмая и девятая группы характеризуют, по А. К. Марковой, умение оценивать, прогнозировать, стимулировать личностное развитие обучающихся, диагностировать их обученность.

Внутренняя связь понятий «педагогическая направленность», «педагогическая центрация» и «педагогическая позиция» позволяют говорить об их общей соотнесённости с педагогическими действиями, или умениями. В силу совокупности профессионально-педагогических действий всегда выявляются позиции (центрации, направленности), и наоборот, педагогические умения репрезентируют как саму личность учителя, так и его деятельность, и взаимодействие с обучающимися.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *