Что такое педагогическое наблюдение

Задачи педагогического наблюдения

Вы будете перенаправлены на Автор24

Понятие о педагогическом наблюдении

Метод педагогического наблюдения относится к методам исследовательской деятельности, организуемой педагогом в рамках педагогического процесса и направленный на достижение определенной цели. Педагогическое наблюдение основано на точной фиксации получаемых фактов и их последующем педагогическом анализе.

Педагогическое наблюдение организуется для того, чтобы получить необходимые данные для построения общей картины личности учащегося, а также с целью выявления успешности реализуемого педагогического процесса. Педагогическое наблюдение служит для построения гипотез и осуществления анализа факторов успешности иных используемых методов исследования (тестирование, анкетирование, опрос и т.д.).

Таким образом, педагогическое наблюдение – это планомерный анализ и оценка организации воспитательно-образовательного процесса, либо личности учащихся, проводимые без вмешательства исследователя в естественную среду их течения.

Педагогическое наблюдение имеет ряд характерных признаков, которые отличают его от простого наблюдения:

Преимущества и недостатки педагогического наблюдения

Педагогическое наблюдение имеет ряд преимуществ:

Готовые работы на аналогичную тему

Помимо преимуществ, педагогическое наблюдение имеет и ряд слабых сторон, которые заключаются в следующем:

Целесообразность применения педагогического наблюдения:

Основные задачи педагогического наблюдения

Успешность педагогического наблюдения во многом зависит от правильности и точности разработанной программы исследования. Программа педагогического наблюдения должна обязательно содержать цель, задачи и гипотезу исследования.

Составление Программы педагогического наблюдения ставит перед педагогом-исследователем ряд задач:

Для того, чтобы собранные данные и информация по личности учащегося были точными, необходимо решить следующие задачи:

Формулировка и постановка задач педагогического наблюдения во многом зависит от того, с какой целью организуется исследование. Чаще всего педагогическое наблюдение организуется в школе и детском саду на первоначальных этапах работы с детьми, для ознакомления с каждым ребенком в отдельности и со всем коллективом в целом. В этом случае педагог наблюдает за детьми для того, чтобы понять каждого и выстроить с ними эффективное педагогическое взаимодействие.

В дальнейшем педагогическое наблюдение организуется для того чтобы спланировать воспитательно-образовательный процесс с учетом индивидуальных возможностей и потребностей учащихся. В этом случае, задача педагога выявить межличностные связи учащихся, объединение их по интересам и склонностям, понять их основные потребности в дополнительных знаниях.

Источник

Статья по теме «Метод педагогического наблюдения»

Метод педагогического наблюдения

Актуальность метода наблюдения.

Вообще, наблюдение – древнейший метод познания. Его примитивной формой – житейскими наблюдениями пользуется каждый человек в повседневной практике.
Регистрируя факты окружающей социальной действительности и свое поведение, человек пытается выяснить причины тех или иных поступков и действий. Конечно, житейские наблюдения отличаются от научных наблюдений прежде всего тем, что они случайны, неорганизованны и бесплановы.

Метод педагогического наблюдения – это организованное исследование педагогического процесса в естественных условиях. Он относится к традиционным педагогическим методам, которые достались современной педагогике по наследству от исследователей, стоявших у истоков педагогической науки. Это методы, которыми пользовались Платон, Коменский и Песталоцци; применяются они в науке и поныне. Под научным наблюдением понимается специально организованное восприятие исследуемого объекта, процесса или явления в естественных условиях. Главные отличия научного наблюдения следующие:

1) при нем определяются задачи, выделяются объекты, разрабатывается схема наблюдения;

2) результаты обязательно фиксируются;

3) полученные данные обрабатываются.

Требуется планировать сроки наблюдения, определять время и способы записи, фиксирования результатов. Рекомендуется вести дневник классного руководителя, где на каждого ученика будет место для записей по мере наблюдения.
Для повышения эффективности наблюдения оно должно быть длительным, систематическим, разносторонним, объективным и массовым .

Главными требованиями при этом являются: четкость, систематичность, разносторонность, достаточное количество зафиксированных фактов, своевременность, объективность, экономичность техники записи, внимательная, вдумчивая и кропотливая обработка собранного материала, учет всех влияний на ход исследуемых явлений, отделение существенных, устойчивых, повторяющихся фактов от второстепенных и случайных, беспристрастность в толковании материала, в оценке фактов и заключений по ним.
С помощью педагогического наблюдения, например, учитель может оценить интеллектуальные и волевые качества, способности учащихся, их умение оперировать информацией, логично, системно и последовательно излагать мысли. Наблюдение за эмоциональными реакциями ученика поможет разобраться в его мотивации. Например, ученик может выполнять учебные обязанности, чтобы избежать порицания, чтобы его похвалили учитель или родители или ему доставляет радость сам процесс получения знаний по какому-то предмету и т.п. Выявляя вид мотивации, педагог получает возможность адекватного педагогического воздействия на ученика.

Фиксация фактов может производиться при помощи записей (протоколирования, дневников и др.) и различных регистрирующих технических средств (фотографии, киносъемки, звукозаписи). При фиксации экспериментальных мероприятий педагог должен подмечать все особенности их протекания, включая отношение учащихся к педагогическим воздействиям, эмоциональные реакции, высказывания, оценки, суждения. Записи, сделанные в форме протокола, или в дневнике позволяют возвращаться к наблюдаемым фактам, являются основой и исходным моментом дальнейшего анализа. Желательно вести запись на месте наблюдения, непосредственно или же сразу после него. Наблюдатель записывает в заранее подготовленную схему протокола не все, а только то, что содействует прямо или косвенно прояснению проблемы. При этом должны быть записаны подлинные факты, которые наиболее точно представляют конкретную ситуацию.

Очень удобна такая форма записи, как дневник. Им с успехом можно пользоваться при изучении индивидуальных особенностей учеников в процессе обучения. Дневниками пользуются в случаях долговременного наблюдения. В них заносят наиболее важные события. Объектом наблюдения может быть отдельное лицо, класс, группа. Дневник ведется хронологически и по возможности без перерыва. Факты, полученные наблюдением, позволяют составить педагогико-психологические характеристики учеников. Характеристики, полученные на основе дневников, показывают постепенные изменения, которые происходили под влиянием педагогического воздействия. Ведя запись наблюдения, нельзя ограничивать ее заранее предусмотренной позицией или фиксировать только те факты, которые подтверждали бы ее. Необходимо объективное отражение хода учебно-воспитательного процесса.

По своей длительности наблюдения делятся на:

Систематические наблюдения проводят регулярно в течение определенного периода. Это может быть длительное, непрерывно продолжающееся наблюдение или наблюдение, проводимое в циклическом режиме (один день в неделю, фиксированные в году недели и т. д.). Обычно систематическое наблюдение осуществляется по достаточно структурированной методике, с высокой степенью конкретизации всей деятельности наблюдателя. К несистематическим наблюдениям относятся такие, когда наблюдателю приходится иметь дело с заранее незапланированным явлением, неожиданной ситуацией. [ править ]

[ править ] [ править ] По форме наблюдения делятся на:

При осознанном наблюдении наблюдаемому человеку известно о том, что за ним наблюдают. Такое наблюдение проводится в контакте исследователя с субъектом, причём наблюдаемый обычно пребывает в курсе задачи исследования и социального статуса наблюдателя. Однако, бывают случаи, когда в силу специфики исследования наблюдаемому человеку сообщаются иные по сравнению с подлинными цели наблюдения. Необходимость подобных действий порождает этические проблемы, и после исследования, если это возможно, многие педагоги стараются раскрыть истинные сведения касательно своих изысканий, в том числе и относительно сделанных выводов.

Данная форма наблюдения выбирается исходя из целесообразности, то есть, когда её использование оправдано задачами исследования, так как она обладает весомыми недостатками. Недостатком осознанного наблюдения является влияние наблюдателя на поведение наблюдаемого, что при некорректной постановке наблюдения может сильно повлиять на его результаты. Наблюдаемые субъекты в силу психологических причин могут попытаться выдать ложное поведение за своё обычное или же попросту смутиться и дать волю эмоциям. Ситуация, когда субъект пребывает под наблюдением, может оказаться для него близкой к стрессовой, и результаты такого наблюдения нельзя будет распространить, допустим, на его повседневную жизнь. Также на действия и наблюдателя, и наблюдаемого может повлиять степень знакомства друг с другом.

Специфичность ситуаций, в которых происходит осознанное наблюдение, приводит к тому, что выводы из таких наблюдений очень сложно корректно обобщить на другие ситуации, а не только на конкретную ситуацию, в которой происходила процедура наблюдения. [ править ]

При неосознанном наблюдении наблюдаемым субъектам неизвестно о том, что за ними наблюдают, а исследователь-наблюдатель находится внутри системы наблюдения, становится её частью (например, когда психолог внедряется в хулиганскую группировку и не сообщает о целях своего внедрения, чтобы получить наиболее объективные сведения о её деятельности). Наблюдатель контактирует с наблюдаемыми субъектами, но те не осведомлены о его роли в качестве наблюдателя.

Данная форма наблюдения особенно удобна для исследования социального поведения малых групп, при этом присутствие наблюдателя считается естественным. Факт того, что ведётся наблюдение, не влияет на наблюдаемых субъектов благодаря тому, что они о нём не знают. Также наблюдатель получает широкий простор для получения информации из-за возможности непосредственного контакта с наблюдаемыми субъектами.

Эта форма наблюдения также ставит некоторые этические вопросы о границах допустимости её применения, так как психологу иногда приходится внедряться в группу путём обмана или сокрытия правды. Недостатком неосознанного наблюдения является трудность фиксации результатов (в том числе и потому, что непосредственная запись может демаскировать наблюдателя). Кроме того наблюдатель при близких контактах с наблюдаемыми может потерять нейтральность и перенять систему ценностей изучаемой группы. Возможен также и конфликт системы ценностей этой группы и системой ценностей, которой придерживается наблюдатель.

Целесообразно выделить следующие этапы подготовки и проведения педагогического наблюдения:

Определить цели, стоящие перед наблюдением. Чем уже и точнее цели, тем легче регистрировать результаты наблюдения и делать достоверные выводы. Проводить наблюдение «на всякий случай», а потом решать, где и как употребить полученные данные, бесполезно.

Наметить объекты наблюдения. Ими могут быть отдельные учащиеся, различные классы или группы.

Разработать схему (план) наблюдения. Подготовить документы, в том числе – бланки протоколов наблюдения, инструкций наблюдателю. В плане детализируются все вопросы, по которым необходимо получить конкретные ответы. Если, например, наблюдатель изучает деятельность ученика на занятии, то он заранее составляет подробный вопросник о том, что именно его интересует в этой деятельности на каждом этапе учебного занятия. На бланке протокола или в дневнике указывается дата наблюдения, учебное заведение, учебная группа, учащийся, преподаватель, тема занятия и задания, цель наблюдения, содержание и характер наблюдаемых действий.

Подобрать способы фиксации результатов – это может быть протоколирование, запись на магнитофонную ленту, фотографирование или видеосъемка.

Недостатки метода наблюдения.

Подчеркивая важность метода наблюдения, необходимо вместе с тем указать и на его недостатки. Они делятся на две группы: объективные – это те, недостатки, которые не зависят от наблюдателя и субъективные – это те, которые непосредственно зависят от наблюдателя, так как они связаны с личностными, профессиональными особенностями наблюдателя.

К объективным недостаткам прежде всего относят:
— ограниченность, принципиально частный характер каждой наблюдаемой ситуации. Каким бы всесторонним и глубоким ни был проведенный анализ, получаемые выводы могут быть обобщены и распространены на более широкие ситуации только с величайшей осторожностью и при соблюдении многих требований;
— сложность, а часто и просто невозможность повторения наблюдений.

— различие в социальном положении наблюдателя и наблюдаемых,
— несхожесть их интересов, ценностных ориентаций, стереотипов поведения;
— установки наблюдаемых и наблюдателя.

Если, например, наблюдаемые знают, что являются объектом изучения, они могут искусственно менять характер своих действий, подстраиваясь под то, что, по их мнению, хотелось бы видеть наблюдателю. В свою очередь, исследователь понимает и истолковывает поведение и действия воспитанников через призму собственного «я», через свою систему ценностных ориентаций. А наличие у наблюдателя определенного ожидания в отношении поведения наблюдаемых может сформировать конкретную точку зрения на происходящее. Это ожидание может быть результатом предшествующих контактов наблюдателя и наблюдаемых. Сложившиеся ранее благоприятные впечатления наблюдателя переносятся на наблюдаемую им картину и могут вызвать неоправданную положительную оценку анализируемых событий. И наоборот, негативные ожидания (скепсис, предубежденность) способны привести к преувеличенно отрицательному видению деятельности воспитанников, повышенной жесткости в оценке происходящего.
— Следует отметить, что результаты наблюдения могут зависеть от настроения наблюдателя, его сосредоточенности, умения целостно воспринимать наблюдаемую ситуацию. В фиксации результатов наблюдения собственные мысли и переживания наблюдателя могут не позволить описать наблюдаемые события достаточно адекватно.

Источник

Педагогические наблюдения в детском саду

Что такое педагогическое наблюдение. Смотреть фото Что такое педагогическое наблюдение. Смотреть картинку Что такое педагогическое наблюдение. Картинка про Что такое педагогическое наблюдение. Фото Что такое педагогическое наблюдение Инна Осипенко
Педагогические наблюдения в детском саду

Методика ведения педагогических наблюдений.

ВОСПИТАТЕЛИ ПРАВЫ В УТВЕРЖДЕНИИ О ТОМ, ЧТО ПОСТОЯННО НАБЛЮДАЮТ ЗА ДЕТЬМИ ЕСТЕСТВЕННЫМ ОБРАЗОМ. ОДНАКО ТОЛЬКО СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К НАБЛЮДЕНИЮ И РЕГИСТРАЦИИ НАБЛЮДАЕМЫХ ФАКТОВ ПОМОГАЕТ ОБЕСПЕЧИТЬ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОСТЬ И ПОЛНОТУ ПОЛУЧАЕМЫХ ДАННЫХ.

РОЛЬ НАБЛЮДАТЕЛЯ ТРЕБУЕТ ОТ ВОСПИТАТЕЛЯ, СПЕЦИАЛИСТА ВЫДЕЛИТЬ ДЛЯ ЭТОГО ВРЕМЯ И ИМЕТЬ СООТВЕТСТВУЮЩИЕ СРЕДСТВА ЗАПИСИ.

Однако следует стараться аккуратно регистрировать наблюдаемые действия, избегая субъективных интерпретаций и навешивания ярлыков. Объективное наблюдение не допускает фиксации того, что воспитатель думает или чувствует по поводу случившегося. Оно должно включать только то, что сделано или сказано.

Объективное наблюдение— это фактическое утверждение: «Дима взял кубик и бросил его в Машу», «Полина провела время на участке, сидя на скамейке под деревом».

Субъективные наблюдения являются ярлыками, личными суждениями или информацией, выходящей за рамки контекста,например: «Дима агрессивен», или «Марина ленива».

Для обеспечения объективности наблюдение должно быть детализированным и описательным, содержащим как можно больше информации. Например,запись эпизода: «Гриша решил строить из кубиков в строительном центре» даёт информацию о выборе Гриши места для работы и материала, с которым он работает.

Но не даёт столько информации, сколько содержит более полная объективная, детализированная запись наблюдения:

«Как только Гриша вошёл в группу, он объявил Мише и Соне, что хочет построить самый большой дом в городе, и пригласил их присоединиться к нему. Они использовали все имеющиеся строительные материалы и построили дом, состоящий из семи комнат. Гриша попросил меня изобразить знак для этого дома. Я сделала для них табличку с надписью «самый большой дом», а он скопировал слова на жёлтой бумаге. Гриша оставался в центре стро-ительства 50 минут».

Эта запись даёт следующую информацию:

• Гриша решил делать дом, причём обдумывал, что он хочет построить, ещё до того, как пришёл в детский сад.

• Гриша пригласил других детей.

• Он поделился с ними своими замыслами.

• Он расширил рамки своей игры, включив в неё навыки письма.

• Он был поглощён своим занятием в течение долгого времени.

Наблюдение и детальное описание поведения Гриши не отняло у воспитателя много времени. Просмотрев эту запись во время планирования, воспитатель сможет поощрить и расширить проявленный ребёнком интерес, поддержать его действия.

Например, в следующий раз заранее приготовит таблички с надписями и предложит Грише скопировать их. Кроме того, педагогу будет, о чём рассказать вечером родителям Гриши

Следует предельно аккуратно описывать наблюдаемые факты, по возможности, без субъективных интерпретаций и «ярлыков». Это обеспечивает наблюдению надёжность и достоверность.

НАДЁЖНОСТЬ. Информацию можно считать надёжной, если тот или иной тип поведения отмечается постоянно; если разные наблюдатели фиксируют одинаковое поведение ребёнка.

«09.10.16. Дима выбрал самое сложное задание, увлечённо начал работу, нашёл цифры, правильно подобрал фломастеры, закрасил хвост у петуха. Через 3минуты интерес пропал. Отвлёкся на работу Маши. Свою работу не закончил».

«17.10.16. Дима сообщил, что будет делать высокую башню из кирпичиков. Положил друг на друга 3 кирпичика и принялся помогать Кирюше строить дорогу».

«19.10.16. Дима начал протирать листья у бегонии. Протерев два верхних листочка, переключился на рассматривание рыбок в аквариуме».

«23.10.16. Во время одевания на прогулку надел носки и ботинки, затем начал перебирать вместе с Сашей игрушки в его шкафчике».

Такие факты можно считать достоверными.Если бы вместо описания фактов мы увидели записи подобные таким: «Дима невнимательный, неусидчивый мальчик» или «Дима не умеет доводить дело до конца», то это были бы оценочные суждения.

Таким образом, процесс наблюдения должен быть целенаправленным, постоянным, объективным, интегрированным, рефлексивным, описательным и достоверным.

ВАЖНО ПОМНИТЬ О ТОМ, ЧТО ПРИ ВЕДЕНИИ НАБЛЮДЕНИЯ:

• ценится и процесс, и результат;

• сбор и запись информации производится в разнообразных ситуациях и в различных контекстах;

• важно сосредоточиваться преимущественно на выявлении сильных сторон каждого ребёнка, а не его неудачах;

• согласованные результаты вносятся в шкалы наблюдений с приведением подтверждающих фактов;

• анализ поведения детей является основой для принимаемых педагогических решений.

Формы фиксации педагогических наблюдений и другие способы сбора информации

Повествовательные или дневниковые заметки.

Это чаще всего записи впечатлений о групповой и индивидуальной деятельности, которые делаются в конце каждого дня. Они имеют тенденцию к некоторой субъективности и часто схватывают мимолётное впечатление или настроение. Они полезны для отслеживания некоторых успехов и неудач среди событий дня. Например «Игра в прятки сегодня не удалась. Дети были усталыми и быстро потеряли к ней интерес. Гораздо больше детям понравилась прогулка к пруду, они жаждут увидеть, как из икры вылупятся лягушата.Миша сегодня проявил особенный интерес к текущей воде: пользуясь увеличительным стеклом, он разглядывал воду, пытаясь разобраться, что находится на дне пруда. Он не хотел возвращаться в детский сад, и мне пришлось трижды напоминать о том, что время прогулки подходит к концу».

Карта наблюдения.

Карта даёт основу для систематического сбора данных относительно развития ребёнка в различных областях.

Карта определяет и структурирует конкретные виды поведения, подлежащие наблюдению, обычно в ней перечисляются навыки, расположенные в той последовательности, в которой они формируются. Карта может включать такие категории, как развитие моторики (тонкие и крупные движения, активная речь и понимание речи, интеллектуальные, социально-эмоциональные умения и навыки самообслуживания. Карты обеспечивают информацию о том, что ребёнок может и чего не может в каждой из областей развития.

Карты наблюдения могут обеспечить сбор сведений о том, какие центры активности дети выбирают, и какие материалы наиболее часто используют. Воспитатели используют эту информацию при постановке целей и планировании педагогических действий, направленных на продвижение ребёнка. Они полезны для того, чтобы, например, побудить детей, проводящих наибольшую часть времени в центре искусства, исследовать разнообразные материалы, а также опробовать свои силы в других центрах. Воспитатели могут ПОМОЧЬ детям осуществить этот переход, организовав любимый ими вид занятий в другой части групповой комнаты, например, рисование облаков и неба для замка, который строится из коробок и модулей в Центре строительства или рисование снежинок и замёрзших деревьев в Центре науки.

Подсчёт частот и временных промежутков.

Этот вид записей помогает воспитателю отслеживать, как часто имеют место отдельные виды поведения. Подсчёт ведётся по отношению к определённому времени: «Сегодня за время прогулки Рома пять раз стукнул другого ребёнка», или же фиксируется длительность определённого поведения или действия: «Когда Тоню привели в группу, она проплакала восемнадцать минут». Этот вид записей наблюдений неоценим в ситуациях, когда нужно утвердиться или опровергнуть какую-либо гипотезу.

ОБЩИЕ ЦЕЛИ СОСТАВЛЕНИЯ ПОРТФОЛИО:

• иллюстрация личностно-значимых событий в жизни ребёнка;

• активизация участия родителей и ребёнка в документировании (историографии);

• предоставление фактов для многосторонней оценки;

• обеспечение всех, кто принимает решения в отношении обучения, необходимой информацией о его прогрессе;

• вовлечение детей в осмысление своих индивидуальных особенностей, в анализ и оценивание своих достижений и перспектив.

Портфолио используется как дополнительный источник информации для анализа и оценки актуальной ситуации и перспектив в развитии ребёнка.

Эффективность и надёжность такого метода сбора информации зависит от опыта взрослых, так как рубрики и содержание портфолио всецело определяется самим педагогом и родителями.

Родители более эмоциональны, разносторонни и искренни, в то тремя субъективны, их суждения иногда ошибочны. Нередко точка зрения на одни и те же особенности ребёнка у воспитателей и родителей существенно разнится и, что ещё более неприятно, воспитатели не замечают, не осмысливают и не используют информацию о ребёнке, предоставленную им родителями.

Разделы портфолио формируются творчески. В каждом детском саду и даже в отдельных группах детского сада они могут быть разными. К эстетическому оформлению портфолио единых требований нет, так же как нет поводов для высказывания претензий относительно количества и качества информации. Всё вместе целиком зависит от интереса и желания взрослых собрать материальные свидетельства роста и взросления ребёнка.

Ребёнок может самостоятельно отбирать для портфолио свои работы (рисунки, коллажи, фотографии и пр.) Детям нравится просматривать работы самостоятельно или вместе с воспитателем. Перебирая их, дети вспоминают, когда они сделали ту или иную работу, рассказывают о том, что она означает для них.

«Однажды в детском саду…» Видео 27 сентября в России отмечается праздник — День воспитателя и всех дошкольных работников. И в этот день хотелось бы пожелать всем работникам.

Что такое педагогическое наблюдение. Смотреть фото Что такое педагогическое наблюдение. Смотреть картинку Что такое педагогическое наблюдение. Картинка про Что такое педагогическое наблюдение. Фото Что такое педагогическое наблюдениеАдаптация в детском саду Адаптация это по сути привыкание, к новым условиям жизни, не обязательно на другом конце континента, не обязательно в другом городе, а.

Адаптация в детском саду. Знакомство родителей с ритмом жизни детей в детском саду Цель встречи: развитие взаимоотношений детей и родителей посредством включения в совместную деятельность. Задачи: • Содействовать возникновению.

Кинезиология в детском саду Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения является основой оздоровления всего общества. В национальной доктрине образования.

Что такое педагогическое наблюдение. Смотреть фото Что такое педагогическое наблюдение. Смотреть картинку Что такое педагогическое наблюдение. Картинка про Что такое педагогическое наблюдение. Фото Что такое педагогическое наблюдениеНаблюдения на прогулке в детском саду В детском саду летом дети большую часть времени проводят на участке, поэтому воспитатели стараются организовать различные мероприятия, которые.

Психолого-педагогические аспекты компетенции воспитателя в детском саду Деятельность педагога включает три направления: воспитательно–образовательное, учебно-методическое и социально – педагогическое. В российском.

Выпускной в детском саду. Выпускной в детском саду. Реб 1: О ком сегодня все твердят? И для кого улыбки эти? Волнуется весь детский сад, причина есть – конечно, дети.

Выпускной в детском саду Сценарий выпускного бала «До свидания, детский сад!» Действующие лица: Волшебник-недоучка, Мэри Поппинс, Пеппи Длинныйчулок Под музыку.

Выпускной в детском саду Звучит музыка, дети входят танцуя, начинается вальс. Воспитатель: На праздник дружною семьей, Мы собрались в последний раз, Ребят мы в школу.

Выпускной в детском саду. Ведущий: Сегодня праздник удивительный Он не простой, а заключительный! Для всех, кто в школу собирается Чудесный праздник начинается!.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *