Что такое педагогическое проектирование
Педагогическое проектирование: сущность, этапы, формы
Рубрика: 7. Дефектология
Дата публикации: 04.10.2016
Статья просмотрена: 39762 раза
Библиографическое описание:
Мендыбаева, М. М. Педагогическое проектирование: сущность, этапы, формы / М. М. Мендыбаева, Т. К. Дюсембаева. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). — Казань : Бук, 2016. — С. 89-91. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/207/11151/ (дата обращения: 24.12.2021).
Социализация и интеграции детей с нарушением интеллекта, занимает одно из центральных мест в общей системе учебно-воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе. Значительная часть детей с отклонениями в развитии, несмотря на усилия, принимаемые государством и обществом с целью их обучения и воспитания, став взрослыми, оказываются неподготовленными к интеграции в социально-экономическую жизнь. Как свидетельствует практика, при благоприятных условиях, человек, имеющий дефект развития, может стать полноценной личностью, обеспечивать себя в материальном отношении и быть полезным обществу. В последние годы в нашей стране стало более заметным стремление к тому, чтобы изменить сложившуюся ситуацию по обучению и воспитанию детей с ОВР. Отрадно, что складывается система специального образования нового вида, позволяющая комплексно решать многие проблемы на государственном уровне.
С 2014 учебного года в образовательный процесс школы-интерната были включены дети со сложной структурой дефекта, с выраженными интеллектуальными нарушениями. Данная категория учащихся с трудом включаются в процесс урока: поверхностно воспринимают учебный материал, не всегда выполняют самостоятельные задания без специальной помощи, быстро утомляются, их словарный запас более чем на 50 % ниже, чем у детей 1-го отделения. Отставание от сверстников 1-го отделения особенно заметно в их мышлении: они затрудняются анализировать, обобщать, систематизировать и классифицировать. Они остро реагируют на неудачи, отличаются неустойчивостью эмоционально-волевой сферы, перепадами настроения. Только правильная организация урока оказывает большое влияние на функциональное состояние организма детей и их работоспособность. Нынешние условия обучения требуют от педагога использование новых технологий.
Современный урок — это ситуация расставания с уроком строгим, характеризующимся порядком, проверенной регламентацией, дисциплиной, исполнительностью учеников, подчиняющихся учителю, а встреча с уроком свободным, характеристики которого рождаются по велению культуры, но не сами по себе, а благодаря усилиям педагога, выстраивающего свободный урок. Своеобразие текущего момента состоит в том, что новые условия ведения современного урока в коррекционной школе предполагают личностно-ориентированный, деятельностный, компетентностный, здоровьесберегающий подход в обучении. Одним из таких технологий является технология педагогического проектирования учебного процесса. Уровень педагогического проектирования зависит от уровня технологической компетентности и определяется на основе следующих основных критериев: целесообразности (по направленности); творчества (по содержанию деятельности);технологичности (по уровню педтехники); оптимальности (по выбору эффективных средств); продуктивности (по результату).
Итак, педагогическое проектирование — это совокупность практических умений, необходимых для организации творческой деятельности педагога.
В литературе, посвященной методологии проектирования, можно встретить различные подходы к выделению его этапов.
Проектирование содержания педагогической деятельности на уроке предполагает:
Сущность, этапы иформы педагогического проектирования
1. Сущность педагогического проектирования. Термин «проектирование» (от лат. projektus — «брошенный вперед») заимствован педагогикой из технического знания. Что он означает? Проектирование — это опережающее создание того, что затем будет сделано в натуральном виде. Педагогическая деятельность, особенно в последнее время, стала избыточно сложной, потому что стремительно развивается педагогическое знание (имеется значительный объем научно-педагогической и методической педагогической литературы); растет число методов, средств и форм обучения, воспитания, развития; выявляется все большее число факторов, влияющих на педагогические отношения: быстро обновляющееся знание, перенасыщенность программ информацией, слабая подготовка учащихся, сложная структура дефекта и т. д.
Педагогу все труднее овладеть этими знаниями и еще труднее ими пользоваться.
А педагогическое проектирование, вобрав в себя многие идеи технического проектирования, позволит оптимизировать деятельность преподавателя.
Педагогическое проектирование — предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности педагога и учащихся и прогнозирование ее результатов.
С какой целью преподаватель создает проект? При проектировании педагог познает и создает новую, еще не существующую реальность, чтобы изменить несовершенную практику, сделать свою деятельность совершеннее, эффективнее.
Цель педагогического проектирования — создание педагогического процесса, в наибольшей степени соответствующего поставленным целям обучения, воспитания, развития; профессиональное саморазвитие педагога, способного реализовать спроектированную систему обучения.
2. Объекты педагогического проектирования.
Что проектирует педагог? Объектами проектирования являются: педагогические системы, педагогические процессы, педагогические ситуации. Педагогические системы — это сложные образования, представляющие собой целостное единство всех факторов, способствующих достижению поставленных целей развития человека. Педагогические процессы — это главный объект проектирования для педагога. Педагогический процесс — это единство тех факторов, которые способствуют развитию учащихся и педагогов при их непосредственном взаимодействии и подчинены дидактическим принципам.
Педагогические ситуации — это составная часть педагогического процесса, характеризующая его состояние в определенное время и в определенном пространстве. Педагогические ситуации могут возникать стихийно или предварительно проектироваться. Ситуации создаются или возникают в процессе проведения урока, экзамена, экскурсии и т. д. и разрешаются тут же. Проектирование педагогических ситуаций происходит как процесс подгонки педагогического процесса под конкретных людей, с учетом реальной обстановки.
3. Этапы иформы педагогического проектирования.
Этап проектирования. Проектирование — это разработка созданной модели до уровня практического использования. Результатом проектирования является проект. Например, проект календарно-тематического (перспективно-тематического) плана, проект плана урока и т. д.
Этап конструирования. Конструирование — это создание материального основания для осуществления разработанного проекта на практике. Результатом конструирования является создание конструкта. Конструкт — это то, с помощью чего будет реализован проект в конкретных условиях реальными участниками. Например, если проектом является календарно-тематический план, то конструктами будут планы занятий. Если проект — план урока, то конструкты — это его методическое обеспечение (содержание заданий, тесты, вопросы, средства обучения и др.) Итак, деятельность учащихся и педагога предваряет педагогическое проектирование. К формам педагогического проектирования относятся: рабочие учебные планы, рабочие учебные программы, календарно-тематические (перспективно-тематические) планы, планы уроков, планы учебно-воспитательной работы и т. д.
Обучение детей с нарушением интеллекта предполагает использование новых образовательных технологий, методик обучения, позволяющих эффективно решать вопросы воспитания, развития, социальной адаптации учащихся с ОВР.
Для многих педагогов знание форм педагогического проектирования является весьма актуальным, что позволяет педагогу совершенствовать в методическом плане. Проектирование педагогического процесса может быть использовано учителем в любом виде творческой деятельности. Данная технология будет успешным при условии знания и использования определенного алгоритма действий и комплекса методов. Насколько данная технология будет эффективной, наверное, покажет время.
Похожие статьи
Интеграционная технология в процессе обучения и воспитания
педагогическое проектирование, педагогический процесс, педагог, нарушение интеллекта, учебный материал, учебно—воспитательная работа, современный урок, сложная структура дефекта.
Воспитательный процесс и роль педагога в его организации
воспитательный процесс, воспитательная деятельность, воспитывающая среда, профессиональное воспитание, воспитательная работа, воспитательная система, педагогическая практика, личность студента.
Психологические основы педагогического проектирования
Педагогическое проектирование — это процесс одновременно нормативный и творческий.
Если, проектирование для педагога — искусство, то оно требует большого напряжения, сил, чувств, сложнейшей работы мысли.
Дидактическое проектирование как условие успешной.
По своему существу педагогическое проектирование является сложным процессом предварительной разработки основных компонентов предстоящей деятельности с учетом необходимых факторов и особенностей его участников.
Современный урок как основополагающий компонент.
современный урок, урок, Учитель, обучающийся, умение, учебный материал, учебный процесс, ученик.
– создает педагогические условия для успешного обучения, развития и воспитания детей.
Урок как культурологический и педагогический феномен
Основой учебно—воспитательного процесса является урок. В нем отражаются все особенности, проблемы и достижения этого процесса.
Урок трактуется как «педагогическое произведение», «сложное явление», отличающееся «целостностью», «внутренней.
Реализация принципов управления психолого-педагогическим.
педагогическое сопровождение, учебно—воспитательный процесс, образовательный процесс, обучение, ребенок, творческая деятельность.
Психолого-педагогические аспекты проектирования инклюзивной. Психолого-педагогическая экспертиза образовательной среды.
Процесс преподавания психолого-педагогических дисциплин
Проблемы организации процесса обучения и учебно—воспитательной деятельности студентов-психологов отражены в работах В. Н. Карандашева, Г. Ю. Любимовой, Т. М. Бяукас, И. В. Завгородней, Е. Е. Сапоговой Н. И. Психолого-педагогические аспекты обучения студентов.
Особенности педагогической поддержки детей со сложной.
Основой задачей включения ребенка со сложными нарушениями в учебно—воспитательный процесс является его подготовка и адаптация к обучению в школе интернате, расширение знаний об окружающей действительности, развитие коммуникативных навыков.
5. Педагогическое проектирование
5.1. Понятие о педагогическом проектировании
В отечественной педагогической практике основоположником теории и практики педагогического проектирования по праву считается А.С.Макаренко. Он рассматривал воспитательный процесс как особым образом организованное «педагогическое производство». Он был противником стихийного процесса воспитания и выдвигал идею разработки «педагогической техники». А.С.Макаренко на практике усовершенствовал «технику дисциплины», «технику разговора педагога с воспитанником», «технику селекционирования», «технику наказания» в условиях пенитенциарного (исправительного) образовательного учреждения. Продуманность действий, их последовательность были направлены на формирование в человеке сильной, свободной, нравственной, духовно богатой личности.
В 1989 г. появился первый специальный труд по педагогическому проектированию известного педагога В.П.Беспалько. Мощным стимулом в развитии педагогического проектирования явилось внедрение в практику вычислительной техники. С ее приходом в образование стала меняться методика обучения в направлении ее технологизации. Появились информационные технологии обучения. Но как бы они ни были развиты, они всегда представляют собой лишь разновидность педагогических технологий, где далеко не всегда используются ЭВМ.
Суть педагогического проектирования состоит в том, что создаются предположительные варианты будущей деятельности и прогнозируются ее результаты. Объектами педагогического проектирования могут быть педагогические системы, педагогический процесс и педагогические ситуации.
5.2. Этапы педагогического проектирования
5.3. Содержание педагогических проектов (на стадии конструирования)
Проектирование процесса классического урока:
Сценарий внеурочного мероприятия (школьный вечер).
Проектирование процесса «урока-экскурсии».
Воспитательный проект. На сегодняшний день еще не выработан стереотип воспитательного проекта школы или колледжа, но существуют рекомендации по структуре воспитательного проекта, опубликованные около 10 лет назад З.Н.Горожанкиной (Ростов-на-Дону) и С.С.Фиранером (Санкт-Петербург):
В воспитательном проекте должна прослеживаться генеральная линия, созвучная с концепцией развития учебного заведения.
Указанная выше структура воспитательного проекта не является нормативной; она нуждается в дополнительном осмыслении, корректировке и апробации.
Проект авторских (модифицированных или адаптированных) программ.
Проект концепции развития школы
Разрабатывается в основном на 5-10 лет, обсуждается и утверждается на педсовете школы, а затем (в идеале) защищается на экспертном совете райОО, горОО или в областном министерстве образования. Разработка начинается с диагностики. Необходимо выявить следующие параметры: социальный состав учащихся; индекс интеллекта; уровень воспитанности детей; готовность педагогического коллектива к инновациям; готовность родителей к инновационным процессам; изучить образовательное и культурное пространство, в котором находится школа для налаживания деловых связей.
Структура проекта концепции развития школы :
5.4. Эффективность различных форм педагогической деятельности
Еще два десятка лет назад в книге «Оптимизация учебно-воспитательного процесса» академик Ю.К.Бабанский делал попытку выявить эффективность различных форм занятий, для чего ввел в книгу одноименный раздел. Однако конкретной математической оценки разных форм обучения в книге не приводится. В наши дни, когда учитель получил полную свободу в педагогическом творчестве, необходимость в оценке эффективности различных форм педагогической деятельности стала весьма актуальной. Попытка сформулировать коэффициент эффективности учебного процесса была сделана нами на второй Южно-Российской конференции по витагенной педагогике.
Цикличность | Направленность потока | Управление | Дидактическая системы | № системы |
---|---|---|---|---|
Р разомкнутый поток | Тотальный | Личностное | РТЛ (классическая) | 1 |
Программное | РТП (лекция + ТСО) | 2 | ||
Направленный | Личностное | РНЛ (плохой репетитор-консультант) | 3 | |
Программное | РНП (учебник) | 4 | ||
Ц циклический | Тотальный | Личностное | ЦТЛ (малые группы, 7-8 ч) | 5 |
Программное | ЦТП класс (автоматизир.) | 6 | ||
Направленный | Личностное | ЦНЛ (хороший репетитор) | 7 | |
Программное | ЦНП (программное обучение) | 8 |
Эффективнее всегда личностное управление, поэтому технические средства нужно использовать лишь в случае, когда мы не можем чего-то достигнуть «живым» способом.
Исходя из указанных характеристик информационных потоков можно выделить 8 основных способов обучения (монодидактических систем). Начиная с 5-го уровня можно говорить о творческом развитии ребенка.
В педагогической практике используется различное сочетание дидактических систем:
Возможности различных дидактических систем можно представить в таблице.
Уровни усвоения знаний | Дидактические системы | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
Знакомство | + | + | + | + | + | + | + | + |
Воспроизведение | Для спец. школ | + | + | + | + | + | ||
Умение | вузы | + | + | + | + | |||
Творчество | + | + |
Таким образом, независимо от типа образовательного учреждения цели образования мы можем достигнуть не ниже, чем в 5-й дидактической системе.
Рассмотрим эффективность двух форм занятий, используя их хронокарты.
Этапы урока | Затраты времени, минуты | Дидактические системы | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | ||
Комбинированный урок | |||||||||
Оргмомент (в том числе перекличка) | 5 | 30 чел. | |||||||
Повторение пройденного материала (проверка домашнего задания) | 8 | 2 | 18 | 10 | |||||
Объяснение нового материала | 20 | 25 | 5 | ||||||
Закрепление материала | 4 | 15 | 10 | 5 | |||||
Выдача домашнего задания | 3 | 30 | |||||||
Тобщ. = 30 × 40 = 1200 ч/м | |||||||||
Тэффект = 8 × 10 + 5 × 20 + 5 × 4 = 200 ч/м | |||||||||
Кэффект = 200 × 100 / 1200 = 16,6% | |||||||||
Урок-экскурсия по биологии | |||||||||
Оргмомент | 5 | 30 | |||||||
Время на переход | 10 | 30 | |||||||
Общая информация | 3 | 30 | |||||||
Экскурсионная информация | 15 | 10 | 10 | 10 | |||||
Выполнение творческого задания | 15 | 5 | 25 | ||||||
Подведение итогов | 12 | 30 | |||||||
Тобщ = 30 × 60 = 1800 ч/м | |||||||||
Тэффект = 10 × 15 + 25 × 15 = 525 ч/м | |||||||||
Кэффект = 525 × 100 / 1800 = 29,2% |
Таким образом, анализируя хронокарты различных форм занятий, можно выбрать наиболее предпочтительные варианты.
В педагогической практике коэффициент эффективности позволяет проектировать урок, вводя те или иные формы общения.
Уместно вспомнить и другие математические критерии качества обучения. При современных формах проведения уроков, когда в опрос вовлекается почти весь класс или группа, важно объективно оценить знания учащихся. Коэффициент объективности оценки знаний вычисляется по формуле:
Важно также представлять экономическую эффективность применяемых технических средств обучения (ТСО).
5.5. Оптимизация учебно-воспитательного процесса
Пути оптимизации учебного процесса:
Оптимизацию учебного процесса можно осуществлять уже на стадии педагогического проектирования путем сравнения коэффициентов эффективности преподавания Кэф, но еще обоснованнее это может сделать педагог, хорошо знающий индивидуальные особенности своих учащихся, уровень их интеллектуального развития, их жизненный опыт, характер восприятия информации.
В последние годы значительно выросла потребность в разнообразных средствах обучения. Педагогу необходимо иметь на уроке дидактический материал высокого качества, который должен быть тщательно продуман и подготовлен заранее (схемы, графики, чертежи). С его помощью организуется фронтальная и индивидуальная работа по изучению, закреплению и повторению учебного материала. Умелое применение средств обучения позволяет значительно экономить время на уроках, повысить темп обучения, увеличить долю самостоятельности учащихся, уделить больше внимания вопросам формирования у них логического мышления, умственной активности, развитию их индивидуальных особенностей.
Современное развитие науки и техники способствует увеличению разнообразия средств обучения. К последнему слову можно отнести учебное телевидение, компьютерную технику, тренажеры. Однако в условиях экономических проблем нашего государства, незначительного финансирования учебных заведений и их ограниченных возможностей в коммерческой деятельности приобретение ультрасовременных дорогостоящих технических средств обучения производится в единичных экземплярах и не может обеспечить каждую учебную дисциплину в полном объеме.
В то же время любой преподаватель, творчески подходя к процессу выбора более доступных, проверенных временем средств обучения и педагогически правильно их используя, всегда может получить необходимый эффект.
Например, на уроке черчения учитель демонстрирует сборочный узел «Клапан обратный». Однако демонстрация клапана еще не обеспечивает полного формирования понятия. Внешний вид объекта нередко обусловливает восприятие его второстепенных признаков, поэтому педагог предъявляет готовый сборочный чертеж, помогающий оттенить существенные признаки изучаемого объекта. По чертежу демонстрируются детали узла и объясняется принцип его действия. Изучив существенные признаки объекта по чертежу, преподаватель возвращается к самому объекту (клапану), показывает их на нем, чтобы запечатлеть их реальный образ.
Необходимо шире использовать дидактические возможности других наглядных пособий: плакатов, рисунков, фотографий, макетов, моделей для иллюстрации, детализации учебного материала, для акцентирования внимания на отдельных положениях учебных вопросов, а также для обобщения и систематизации усвоенной информации. Наряду с перечисленными пособиями учебные кабинеты должны быть оснащены множеством дидактического раздаточного материала (билеты, карточки, задания, таблицы), специальной справочной литературой. Дидактические материалы дают возможность рационально использовать время, дифференцировать процесс обучения, осуществлять оперативный контроль знаний и умений, корректировать учебную деятельность.
Современный учебный процесс предполагает активное использование различных технических средств обучения, с помощью которых предъявляется учебная информация и контролируется ее усвоение. Непосредственным и носителями учебной информации являются кино- и диафильмы, диапозитивы, слайды. Последние привлекают внимание преподавателей прежде всего возможностью значительно экономить время на занятиях, глубже раскрывать природу различных явлений, содействовать повышению научности обучения. Большое воспитательное значение, экранных пособий состоит именно в предоставлении обучаемым возможности знакомства с ролью современного эксперимента и принципа моделирования в науке. Экранные пособия позволяют выходить за рамки учебной программы, расширять кругозор учащихся и пробуждать в них интерес к познанию. Они также дают возможность добиться мгновенной подачи готового учебного материала. Умело манипулируя таким процессом, педагог легко может получить желаемый эффект. Например, используя кодоскоп, можно весьма быстро проверить составленные учащимися математические задачи или любые другие домашние задания (лишь бы они заранее были написаны и нарисованы на полиэтиленовой или любой другой пленке или прозрачной бумаге). Быстрый переход от одной порции учебного материала к другой позволяет сконцентрировать внимание учащихся на существенных сторонах изучаемого материала и значительно активизировать их мыслительную деятельность.
Сегодня нет сомнения в том, что техническая оснащенность является одним из объективных предварительных условий применения новшеств в технологии обучения. Эффективность использования различных средств обучения зависит от профессиональной подготовленности педагога. Его умение педагогически правильно использовать средства обучения будет складываться не только из овладения навыками работы с проекционной, звуковоспроизводящей и другой аппаратурой, но и за счет творческого подхода к методике использования средств обучения, его совершенствования и развития. Это зависит и от того, насколько глубоко учитель изучит все возможности имеющегося оборудования и технических средств обучения по каждому разделу и каждой теме преподаваемой им дисциплины.
Оптимизация не есть какой-то особый метод или прием обучения, а представляет собой направленный подход учителя к построению педагогического процесса на основе закономерностей и принципов обучения, сознательный, научно обоснованный (а не стихийный, случайный) выбор наилучшего для конкретной ситуации варианта построения урока и учебного процесса в целом. При таком подходе учитель не просто пробует один из возможных вариантов обучения, а осознанно выбирает наиболее удачный вариант урока или системы уроков.
Ю.К.Бабанский и М.М.Поташник к основным критериям оптимизации содержания учебных программ отнесли следующие:
Оптимизация методов обучения ориентирует учителя на осознанный и обоснованный их выбор с учетом:
Такой подход к отбору методов обучения предостерегает учителей как от абсолютизации отдельных методов, так и от необоснованного отказа от выбора ведущего, доминирующего на конкретном уроке метода.
К оптимизации обучения относится и дифференцированный подход педагогов к учащимся.
Хорошие уроки (если судить по результатам) свидетельствуют о том, что педагог либо целенаправленно использовал идеи оптимизации, либо, не будучи с ними знаком, интуитивно к ним пришел и реализовал их. Поиски оптимальных путей обучения уже давно ведутся в школе. Вот почему любой урок, хороший с точки зрения максимума возможного в приобретении учащимися знаний, умений, навыков, в повышении уровня их воспитанности и развитости, есть урок оптимальный независимо от того, употреблял ли учитель этот термин, использовал ли он процедуру оптимизации или, не зная о ней, годами шел к ней эмпирически.
Оптимизация учебного процесса:
В целом же оптимизация учебно-воспитательного процесса является одним из реально доступных шагов на пути к внедрению научной организации педагогического труда. Без овладения методикой оптимизации научная организация труда учителя лишается своей сердцевины, сосредоточиваясь на многих внешних факторах и условиях, а не на самой структуре учебного процесса.
Овладение методикой оптимизации повышает общий уровень педагогической культуры учителя, позволяет ему в целостной взаимосвязи, а не разрозненно воспринимать через нее категории, закономерности и принципы педагогики, руководствоваться всей системой их при выборе наилучших в данной ситуации методических подходов к организации учебно-воспитательного процесса. А это, в свою очередь, способствует более успешному решению усложняющихся задач современной школы при рациональных затратах времени и усилий.
В этом состоит не только социально-практическое, но и гуманистическое значение идей оптимизации для современной школы.
Пользователь, раз уж ты добрался до этой строки, ты нашёл тут что-то интересное или полезное для себя. Надеюсь, ты просматривал сайт в браузере Firefox, который один правильно отражает формулы, встречающиеся на страницах. Если тебе понравился контент, помоги сайту материально. Отключи, пожалуйста, блокираторы рекламы и нажми на пару баннеров вверху страницы. Это тебе ничего не будет стоить, увидишь ты только то, что уже искал или ищешь, а сайту ты поможешь оставаться на плаву.
Отключи на минуту блокираторы рекламы и нажми на пару баннеров на странице. Тебе ничего не будет стоить, а сайту поможешь материально.