Что такое педагогическое творчество определение

ТВОРЧЕСТВО ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ

Смотреть что такое «ТВОРЧЕСТВО ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ» в других словарях:

Творчество педагогическое — выработка и воплощение учителем в постоянно меняющихся условиях учебно воспитательного процесса, в общении с детьми оптимальных и нестандартных педагогических решениий. Т.п. характеризует наличие у педагога глубоких и всесторонних знаний и их … Педагогический терминологический словарь

ТВОРЧЕСТВО ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ — – педагогическая деятельность, отличающаяся своей новизной и оригинальностью и предполагает сотворение (формирование, воспитание) творческой личности, отличающейся неповторимостью, уникальностью. Творчество педагога может проявляться на разных… … Современный образовательный процесс: основные понятия и термины

Творчество педагогическое — оригинальное и высокоэффективное решениепедагогом учебно воспитательных задач, обогащение теории и практики воспитания и обучения. (1) … Словарь терминов по общей и социальной педагогике

Педагогическое творчество — см. Творчество педагогическое … Педагогический терминологический словарь

Педагогическое мастерство — 1. вид передового опыта, состоящий в рациональном использовании рекомендаций науки; 2. высокий уровень совершенства педагога в его учебно воспитательной деятельности. (Основные понятия и термины системы образования. Тюмень, 2001. С. 31)… … Педагогический терминологический словарь

Педагогическое общение: гибкость — сложное многомерное психическое образование, обусловливающие способность учителя легко отказываться от несоответствующих ситуации и задаче способов поведения, приемов мышления и эмоционального реагирования и вырабатывать или принимать новые,… … Психология общения. Энциклопедический словарь

Педагогическое общение: профессиональные деформации личности учителя — негативные новообразования, сопровождающие деструктивную профессионализацию, составляющие группу изменений, получивших в психологии название жесткого ролевого поведения. Рассматриваются 2 осн. комплекса профессиональных деформаций учителя: 1)… … Психология общения. Энциклопедический словарь

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО детей — выражение индивидуальных особенностей, отношения к окружающему миру и к себе в посильной для ребенка худож. форме X т составная часть системы эстетич. и худож. воспитания, средство развития личности Проявлением X т могут быть отд работы… … Российская педагогическая энциклопедия

Художественное творчество( детей) — выражение индивидуальных особенностей, отношения к окружающему миру и к себе в посильной для ребёнка художественной форме. Х.т. составная часть системы эстетического воспитания и художественного воспитания, средство развития личности.… … Педагогический терминологический словарь

Осетинская музыка — народная музыка осетин. Развивалась как искусство устной традиции, представленное песнями, эпическими сказаниями, а также инструментальными наигрышами. Древнейшие виды музыкального фольклора сложились в пору общинно родового строя, многие из них… … Википедия

Источник

Педагогическое творчество: что это такое и из чего состоит

Что такое педагогическое творчество определение. Смотреть фото Что такое педагогическое творчество определение. Смотреть картинку Что такое педагогическое творчество определение. Картинка про Что такое педагогическое творчество определение. Фото Что такое педагогическое творчество определение

»… Любой педагог — он творец». Трудно не согласиться в этом с министром образования Ольгой Васильевой. Но у меня вопрос: а в чём состоит творчество педагога? Вопрос не праздный. Ответив на него, можно ведь и решение для современной школы найти. А это, согласитесь, та ещё задачка! Стоит попробовать.

Для начала давайте определимся с понятием «творчество». Вот как его толкует «Википедия»:

Творчество — процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности, или итог создания объективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства), — уникальность его результата.

Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. Таким образом, в процессе творчества автор вкладывает в материал, кроме труда, некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности. Именно этот факт придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами производства.

На мой взгляд, это самое толковое определение понятия «творчество». Есть и другие; я не ставил задачу найти все и предлагаю остановиться на этом определении как самом полном, понятном и современном.

Здесь «творчество» удачно определяется через отличие от понятия «производство» за счёт выделения отличительных признаков:

Теперь давайте посмотрим, что считается продуктом педагогической деятельности. Обратимся к теоретикам. Цитирую одну из работ: «Продукт педагогической деятельности — формируемый у ученика индивидуальный опыт во всей совокупности аксиологических, нравственно-этических, эмоционально-смысловых, предметных, оценочных составляющих… Результат педагогической деятельности — это развитие обучающегося: его личностное совершенствование; интеллектуальное совершенствование; становление его как личности, как субъекта учебной деятельности».

Мудрено, как всегда у теоретиков, но похоже на правду. Остановимся на этом.

Но сразу очевидно, что такой продукт педагогической работы не имеет отношения к творчеству педагога по всем трём отличительным признакам. Судите сами. Уникальность этого продукта обеспечивается уникальностью самого школьника; воспроизвести этот продукт может любой профессиональный педагог; личность педагога может отпечататься на обучающемся, но это скорее нежелательный минус, поскольку гораздо важнее проявить личность самого ученика.

Автор этого продукта педагогической деятельности — всё окружение ученика и он сам, но не отдельный педагог.

Тогда где же творчество педагога?

Обратимся снова к теоретикам, спросим напрямую. Одни пишут, что «деятельность учителя — всегда творческая деятельность…», и этим ограничиваются как аксиомой. Другие пишут, что педагогическое творчество «заключает в себе определённые элементы новизны, но чаще всего эта новизна связана не столько с выдвижением новых идей и принципов обучения и воспитания, сколько с видоизменением приёмов учебно-воспитательной работы, их определённой модернизацией. Оно имеет сходство с рационализаторством, которое широко распространено на производстве. Рационализатор не создаёт чего-то принципиально нового, а вносит лишь определённые усовершенствования в имеющуюся технологию и таким образом проявляет своеобразное творчество».

За высший уровень профессиональной деятельности учителя принимается педагогическое новаторство как внесение и реализация новых, прогрессивных идей, принципов и приёмов в процесс обучения и воспитания, которое значительно изменяет и повышает их качество (почти цитата, оттуда же). Там же отмечается, что новаторство — это жизненный подвиг учителя. И что настоящих педагогов-новаторов не так много.

Про подвиг согласен, это единичный продукт. А вот с отсутствием творчества в работе педагога согласиться не могу.

Проанализировав деятельность педагога, я пришёл к выводу: единственное уникальное и неповторимое, что создаёт в своей работе педагог и что несёт в себе его отпечаток, — это его урок. Урок — вот продукт творчества педагога.

Заказчик (общество) выделяет педагогу время на творчество: половину своей трудовой занятости педагог увлечён подготовкой к уроку, творчеством. А вторую половину времени он представляет свой продукт ученикам. Это как в театре: труппа долго-долго репетирует, а потом выступает на радость публике.

Очевидно, что подготовка к уроку отнюдь не означает вспомнить предмет или тему. Это — срежиссировать урок так, чтобы получить максимальную мотивацию у всех обучающихся класса. Будет мотивация — будет работа учащихся, а, значит, будет понимание.

Сравните учителя с репетитором. Последнему не требуется никакого творчества. Отчасти потому, что здесь не ставятся задачи воспитания. Но больше потому, что ученик — всего один. И мотивация уже оплачена

Творчество профессионального педагога, работающего с классом, направлено на то, чтобы сделать единый урок для всех и для каждого ученика в классе. То, что практически невозможно. И это — главная проблема школы.

«Взять» внимание целого класса (если это обычный, «нефильтрованный» класс) невозможно, когда не обладаешь чрезвычайной харизмой. Ни владение предметом, ни знание психологии, ни тем более внешние данные не заменят «высокий авторитет, основанный на умении подчинять других своей воле». Таких людей — единицы. Педагоги-новаторы — среди них. Но потому-то новаторство и не тиражируется, что перенять методику новатора можно, а его харизму — нет. Вот и пытается массовый педагог компенсировать недостаток личной харизмы придумыванием всяких ухищрений.

Но даже педагоги-новаторы не способны научить весь класс. Если вы не согласны, то ответьте на простой вопрос. Был ли в вашей практике случай, когда вы добивались на уроке стопроцентной мотивации и стопроцентного понимания у учеников? Если вдруг «да», то какова стабильность такого вашего результата? Только не надо говорить ставшую уже дежурной фразу «есть необучаемые дети». Это — ложь, призванная скрыть беспомощность применяемых образовательных технологий. Любого ученика, допущенного к школе, можно обучить. Это — моя правда, проверенная на личном опыте.

И вернёмся к педагогическому творчеству.

1. Если урок не срабатывает, каким бы ФГОСовским он ни был, может, следует избавить педагога от необходимости «творчествовать»? Время для непосредственной работы с детьми тогда практически удвоится. Это значит, как вариант, что наполняемость класса можно снизить вдвое.

2. Если отнять у педагога его творчество и снабдить чётко прописанной технологией, может, не потребуется такое количество отчётов и проверок со стороны заказчика, которыми сегодня его обложили? Опять же увеличится время для непосредственной работы педагога с детьми.

3. Если школьники станут полноценными субъектами педагогического процесса, разве это не облегчит нагрузку на педагога? Разве не взорвёт детскую мотивацию к обучению? Разве не превратит их в активных добытчиков знаний вместо пассивных бездельников? Пусть творят ученики. Даже если у них это будет получаться хуже, чем у учителя (поначалу), их в 25 раз больше! Они в любом случае натворят больше, чем педагог. К тому же с большей пользой для себя и абсолютно бесплатно.

4. Если все дети станут мотивированными к учёбе без учительских танцев с бубном, если все они будут достигать понимания и добиваться успеха по любому предмету; если педагог избавится от необходимости ежедневно совершать бесполезный творческий подвиг, если он будет стабильно достигать своих профессиональных целей, разве он не станет счастливым?

Источник

Педагогическое творчество

Смотреть что такое «Педагогическое творчество» в других словарях:

Педагогическое мастерство — 1. вид передового опыта, состоящий в рациональном использовании рекомендаций науки; 2. высокий уровень совершенства педагога в его учебно воспитательной деятельности. (Основные понятия и термины системы образования. Тюмень, 2001. С. 31)… … Педагогический терминологический словарь

Творчество педагогическое — выработка и воплощение учителем в постоянно меняющихся условиях учебно воспитательного процесса, в общении с детьми оптимальных и нестандартных педагогических решениий. Т.п. характеризует наличие у педагога глубоких и всесторонних знаний и их … Педагогический терминологический словарь

ТВОРЧЕСТВО ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ — – педагогическая деятельность, отличающаяся своей новизной и оригинальностью и предполагает сотворение (формирование, воспитание) творческой личности, отличающейся неповторимостью, уникальностью. Творчество педагога может проявляться на разных… … Современный образовательный процесс: основные понятия и термины

Педагогическое общение: гибкость — сложное многомерное психическое образование, обусловливающие способность учителя легко отказываться от несоответствующих ситуации и задаче способов поведения, приемов мышления и эмоционального реагирования и вырабатывать или принимать новые,… … Психология общения. Энциклопедический словарь

Педагогическое общение: профессиональные деформации личности учителя — негативные новообразования, сопровождающие деструктивную профессионализацию, составляющие группу изменений, получивших в психологии название жесткого ролевого поведения. Рассматриваются 2 осн. комплекса профессиональных деформаций учителя: 1)… … Психология общения. Энциклопедический словарь

Творчество педагогическое — оригинальное и высокоэффективное решениепедагогом учебно воспитательных задач, обогащение теории и практики воспитания и обучения. (1) … Словарь терминов по общей и социальной педагогике

ТВОРЧЕСТВО ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ — выработка и воплощение учителем в постоянно меняющихся условиях учебно воспитательного процесса, в общении с детьми оптимальных и нестан дартных пед. решений. Т. п. характеризует наличие у педагога глубоких и всесторонних знаний и их критическую… … Педагогический словарь

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО детей — выражение индивидуальных особенностей, отношения к окружающему миру и к себе в посильной для ребенка худож. форме X т составная часть системы эстетич. и худож. воспитания, средство развития личности Проявлением X т могут быть отд работы… … Российская педагогическая энциклопедия

Художественное творчество( детей) — выражение индивидуальных особенностей, отношения к окружающему миру и к себе в посильной для ребёнка художественной форме. Х.т. составная часть системы эстетического воспитания и художественного воспитания, средство развития личности.… … Педагогический терминологический словарь

Сухомлинский Василий Александрович — (1918 1970), педагог, учитель украинского и русского языков и литературы, член корреспондент АПН РСФСР (1957), АПН СССР (1968), Герой Социалистического Труда (1968). Педагогическую деятельность начал в 1935, с 1947 директор Павлышской средней… … Энциклопедический словарь

Источник

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО И ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ

Основные понятия и характеристика педагогического творчества

XX век характеризуется сменой типа культурно-исторического наследия. Человечество в считанные де­сятилетия совершило поворот от веками и тысячелетиями складывавшегося типа социокультурного наследия, ос­нованного на передаче свода прошлых образцов, систе­мы, знаний и правил, к новому типу социокультурного наследия, в рамках которого главным стало не столько усвоение прежних рецептов, сколько подготовка к овла­дению методами и содержанием познания и практики, творческого осмысления и преобразования действительности.

Творчество трактуется как социально-историческое явление, возникающее и развивающееся в процессе взаимодействия субъекта и объекта на основе общественной практики. С позиций философии творчество – это дея­тельность людей, преобразующая природный и соци­альный мир в соответствии с целями и потребностями человека на основе объективных законов деятельности.

В психолого-педагогической науке различают как пси­хологию творчества, так и педагогику творчества. Под пси­хологией творчества понимается область знаний, изуча­ющая созидание человеком нового, оригинального, по­лезного в различных сферах деятельности. В центре внима­ния ученых-психологов – вопросы о структуре творче­ства, путях, ведущих к открытию нового, о познаватель­ной роли интуиции, воображения, предвидения, целеполагания, творческой активности.

Педагогика творчества– наука о создании иннова­ционных теорий, систем, технологий учебно-воспитатель­ного процесса. Отличительной чертой педагогики творче­ства являются человечность и гуманизм, направленные на реализацию и самореализацию творческой «Я»-концепции педагога и воспитанника.

Цель педа­гогики творчества – формирование творческой личнос­ти, для которой характерна устойчивая, высокая направленность на творчество. Для творческой личности характерен творческий стиль в од­ном или нескольких видах деятельности, наличие спо­собностей, мотивов, знаний и умений, благодаря кото­рым создается продукт, отличающийся новизной, ори­гинальностью, уникальностью. Изучение этих свойств лич­ности выявило важную роль воображения, интуиции и импровизации – неосознаваемых компонентов умствен­ной активности, а также потребность личности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей. Важнейшая роль в процессе формиро­вания такой личности принадлежит педагогам.

В современных условиях творческий педагог – это исследователь, обладающим следующими личностными качествами: научным психолого-педагоги­ческим мышлением, высоким уровнем педагогического мастерства, определенной исследовательской смелостью, развитой педагогической интуицией, критическим ана­лизом, потребностью в профессиональном самовоспита­нии и разумным использованием передового педагоги­ческого опыта. Все эти качества характери­зуют готовность учителя к организации профессиональ­ной творческой деятельности.

Исследователь проблемы творчества Н.М. Шакирова под готовностью педагога к организации творческой дея­тельности понимает сформированностьу него соответ­ствующих качеств и свойств личности, а именно:

– осознания себя как творческой индивидуальности, наличия творческой активности, самостоятельности;

– потребности в творческом взаимодействии с уча­щимися;

– наличия знаний, умений, навыков, опыта органи­зации процесса познания, труда, общения как творчес­кой деятельности.

Предполагается также наличие у учителя-воспитате­ля совокупности творческих способностей и исследова­тельских умений, среди которых важное место занимают организаторские способности, инициативность, актив­ность, настойчивость, внимание и наблюдательность, ис­кусство нестандартно мыслить, богатое воображение, исследовательский подход к анализу учебно-воспитатель­ных ситуаций и творческому решению педагогических задач, самостоятельность суждений и выводов, эмоцио­нально-волевые качества.

Развитие в личности индивидуального прямо пропорционально совершенство­ванию в ней творца. Творческая индивидуальность рас­сматривается как высшая характеристика профессионального творчества. Она включает интеллектуально-творчес­кую инициативу, интеллектуальные способности, широ­ту и глубину знаний, чуткость к противоречиям, склон­ность к творческому сомнению («сомневайся во всем»), способность испытывать внутреннюю созидательную борь­бу, информационный голод, чувство новизны, необыч­ного в проблеме, профессионализм, жажду познания.

Творческая индивидуальность личности учителя осу­ществляется в обогаще­нии человеческой культуры, в совершенствовании окру­жающего мира, преобразовании психолого-педагогичес­кого процесса и личности, в нахождении новых техноло­гий и оригинальных технологических процессов, реали­зации эмоциональной культуры, эмпатии и идентифика­ции, в развитии подсознательной или бессознательной структуры личности, педагогической интуиции и вооб­ражения, в саморазвитии на основе самоопределения, сво­боды, в самовыражении личности, формировании креа­тивности и индивидуального стиля профессиональной де­ятельности.

Профессиональное творчество педагога охватывает все стороны его деятельности, выработку стратегии и такти­ки преподавательского труда, направленного на решение задач разностороннего и гармонического развития лич­ности обучающихся, включая подготовку различных форм учебно-воспитательного процесса.

Педагогическое творчество– это деятель­ность, отличающаяся качественно новыми подходами к организации учебно-воспитательного процесса в образо­вательном учреждении и формирующая высокоэрудиро­ванного, с точки зрения современной науки, творчески мыслящего человека. Главными признаками педагогичес­кого творчества, как и творчества в целом, являются:

– создание нового или существенное усовершенство­вание известного;

– оригинальность, неповторимость продукта деятель­ности, ее результатов;

– взаимосвязь творчества и самотворчества, самосо­зидания, то есть творческий человек постоянно работает и над собой, и над созданием нового.

В.И. Андреев выделил разнообразные типы творческих способностей и на их основе – характеристики личности творческого типа. Согласно его типологии, профессия педагога относится к блоку профессий «художник» наряду с профессиями скульптора, писателя, музыканта. Тем самым в профессии педагога подчеркивается аспект собственного творчества, творческого осмысления окружающей действительности. Педагогическая деятельность является сплавом науки и искусства, и оба эти компонента всегда предполагают творчество.

На то, что творческий, исследовательский характер присущ педагогической деятельности, обращали внимание многие педагоги: Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, А. Дистервег, К.Д. Ушинский, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский. Актуальность умения учителя принимать оперативные, гибкие решения в условиях многовариантного педагогического процесса подчеркивается рядом современных педагогов и психологов: Б.С. Гершунским, В.И. Загвязинским, В.А. Кан-Каликом, В.В. Краевским, В.А. Сластениным и др.

П.П. Блонский в работе «Задачи и методы новой народной школы» писал: «В школе должно быть возможно больше простора для личного творчества учителя: точно регламентированная программа, учебник и вопросно-ответная форма обучения обезличивают учителя. Превратим же уроки в совместную жизнь учителя с детьми… пусть наша новая школа мысли, человечности и поэзии для ребенка будет школой полной человеческой жизни и живого культурного творчества и для учителя».

О творческом характере педагогической деятельности писал П.Ф. Каптерев: «…деятельность преподавателя есть деятельность сложная, в ней есть элементы и чисто научные, объективные, и чисто личные, творческие элементы педагогического искусства и таланта. Основа деятельности учителя суть научные знания – науки вообще, своего специального предмета, родственных с ним, его методологии, детей. Чем шире и основательнее знания учителя, тем плодотворнее будет его деятельность. Но на этой объективной почве учитель должен явиться художником: должен переработать метод, сделать его своим достоянием и орудием и уметь бесконечно видоизменять его, прилаживая его к различным детям, с различной подготовкой и своеобразными природными свойства. Поэтому истинно хороший учитель не может быть рабом ни программ, ни методик, он всегда должен оставаться свободным и самостоятельным деятелем».

Похожее суждение высказывал о роли творчества в деятельности учителя А.С. Макаренко: «Сама система средств никогда не может быть мертвой и застывшей нормой, она всегда изменяется и развивается, хотя бы уже потому, что растет и ребенок, входит в новые стадии общественного и личного развития, растет и изменяется и наша страна».

Творчество всегда обозначает появление чего-то нового. В результате творчества возникают: открытие, изобретение и созидание. Открытие – постижение чего-то нового, что существует объективно. Изобретение– качественное преобразование имеющегося так, что возникает нечто новое, что может быть эффективно использовано в практике. Созидание – деятельность, в которой путем творческих усилий и труда дается существование чему-либо, вызывается к жизни что-либо.

К характеристике педагогической деятельности можно отнести появление открытий, но это в сфере воспитания наблюдается редко. Изобретение – более частое явление в педагогическом творчестве, хотя оно редко может быть оценено как абсолютно новое образование. Для характеристики творческого характера педагогической деятельности наиболее адекватно применимо понятие «созидание». Учитель-воспитатель путем действительно творческих усилий и труда вызывает к жизни потенциальные возможности ученика, воспитанника, создает условия для развития и совершенствования неповторимой личности.

Приведем пример творческого нестандартного подхода учителя к решению возникающих проблем из опыта Заслуженного Учителя РФ Н.М. Хомутовской. В 5-ом гимназическом классе школы-лаборатории № 1026 г. Москвы, где очень «сильный» состав ребят, учился Стас Ч., сын учителя начальных классов. Ему с трудом давалась математика. Учитель заметила неуважительное отношение одноклассников, их пренебрежительные высказывания в его адрес. Она побеседовала с мальчиком о его увлечениях, узнала, что летом он помогал дедушке работать на комбайне, и даже есть видеозапись его работы. Наталья Михайловна решила показать сильные стороны личности Стаса одноклассникам: все ребята на уроке в классе смотрели видеофильм, а затем писали сочинение-миниатюру «Ай, да Стас. » Сразу несколько ребят после этого случая взялись помочь Стасу Ч. по математике, а через некоторое время весь класс радовался его первым успехам.

Еще один пример из опыта работы школы-лаборатории № 1026. Уроки-путешествия в сказку характерны для начальной школы. Фрагмент урока математики во 2-м классе, работающем по системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова, учителя Л.Н. Петровой показывает творческий подход педагога к процессу обучения. Учитель в начале урока говорит ребятам: «Сегодня мы будем не просто заниматься, а отправимся в путешествие по сказке. Сказка – это волшебство, и волшебство начинается. Закройте глаза и считайте про себя до 10…» На этом уроке в гости к ребятам приходит Красная Шапочка – ею нарядилась одна из учениц класса. Красная Шапочка говорит детям: «Я иду к бабушке, несу пирожок и горшочек масла. Путь мой длинный, вот какой (она открывает доску, на доске – «дорога», состоящая из 29 клеточек). Одна клеточка – это мой шаг. Сколько шагов мне надо пройти?» Дети считают клеточки – 29. Красная Шапочка удивляется: «Ой, что это за цифра? (Показывает на цифру 9). Я умею считать только до 6. Учитель предлагает детям помочь Красной Шапочке и посчитать в шестеричной системе. Затем – в четверичной, так как выясняется, что ее бабушка умеет считать только до 4.

На урок приходит маг, предлагая детям заполнить магические квадраты, затем – Пятачок. Пятачок просит ребят помочь ему: «Я иду на день рождения к ослику, несу ему воздушные шары. Посмотрите (вывешивает на доску вырезанные из бумаги воздушные шарики, на которых написаны примеры), ребята, на них что-то написано, а что – я не знаю». Ребята активно работают на уроке, незаметно для себя усваивая учебный материал.

Творческая природа педагогической деятельности подтверждается и тем, что грамотно принимаемое педагогическое решение по своей организации соответствует всем правилам эвристики, которыми руководствуется в своей деятельности исследователь: 1) анализ педагогической ситуации (диагноз) → 2) проектирование результата в сопоставлении с исходными данными (прогноз) → 3) анализ имеющихся средств, пригодных для проверки предположения о достижении искомого результата, → 4) конструирование и реализация учебно-воспитательного процесса → 5) оценка и интерпретация полученных данных → 6) формулирование новых задач.

Критерии педагогического творчества:

– наличие глубоких и всесторонних знаний и их критическая переработка и осмысление;

– умение перевести теоретические и методические положения в педагогические действия;

– способность к самосовершенствованию и самообразованию;

– разработка новых методик, форм, приемов и средств и их оригинальное сочетание;

– диалектичность, вариативность, изменчивость системы деятельности;

– эффективное применение имеющегося опыта в новых условиях;

– способность к рефлексивной оценке собственной деятельности и ее результатов;

– формирование индивидуального стиля профессиональной деятельности на основе сочетания и выработки эталонных и индивидуально неповторимых черт личности педагога;

– способность к импровизации, основанной на знаниях и интуиции;

– умение видеть «веер вариантов».

Педагогическая импровизация – это действие в ходе педагогического процесса, возникающее в ответ на неожиданную ситуацию, когда сознание и воспроизведение совпадают по времени. Импровизация возможна, если учитель обладает фундаментальными знаниями, быстрой реакцией, развитым воображением и интуицией, способностью к моментальному воссозданию принимаемого решения так, как будто все заранее было предусмотрено и подготовлено. Интуиция –тонкое понимание, проникновение в самую суть чего-либо без развернутого логического обоснования. Способность к интуиции формируется на основе знаний, опыта, развитой рефлексии и эмпатии.

В.И. Загвязинский называет следующие специфические особенности педагогического творчества.

Жесткий лимит времени. Учитель принимает решения в ситуациях немедленного реагирования: уроки каждый день, непредвиденные ситуации ежеминутно, ежечасно, общение с детьми постоянно. Учитель может сопоставить свой замысел с его реализацией только в эпизодических, сиюминутных ситуациях, а не с конечным результатом из-за его отдаленности и обращенности в будущее.

В педагогическом творчестве ставка делается только на положительный результат. Такие способы проверки гипотезы как доказательство от противного, доведение идеи до абсурда, противопоказаны в деятельности учителя.

Педагогическое творчество – всегда сотворчество с детьми, коллегами.

Значительная часть педагогического творчества осуществляется на людях, в публичной обстановке. Это требует от учителя умения управлять своими психическими состояниями, оперативно вызывать у себя и учащихся творческое воодушевление.

Специфичен предмет педагогического творчества – формирующаяся личность; инструмент – личность учителя, сам процесс – сложный, многофакторный, разноуровневый, основанный на взаимотворчестве партнеров; результат – определенный уровень развития личности воспитуемого.

Н.Д. Никандров и В.А. Кан-Калик выделяли три сферы творческой деятельности учителя: методическое творчество, коммуникативное творчество (взаимодействие с детьми), творческое самовоспитание.

Методическое творчествосвязано с умением осмысления и анализа возникающих педагогических ситуаций, выбора и построения адекватной методической модели. Оно включает в себя конструирование содержания и способов воздействия, адаптацию существующих способов и педагогических систем к особенностям личности и воспитанника, и педагога.

Коммуникативное творчество реализуется в построении педагогически целесообразного и эффективного общения, во взаимодействии с воспитанниками, в способности познавать детей, осуществлять психологическую саморегуляцию.

Творческое самовоспитание предполагает осознание самого себя как конкретной творческой индивидуальности, определение своих профессионально-личностных качеств, требующих дальнейшего совершенствования и корректировки. Творческое самовоспитание предполагает также разработку долгосрочной программы собственного совершенствования в системе непрерывного самообразования.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *