Что такое педагогическое взаимодействие
Педагогическое взаимодействие
Полезное
Смотреть что такое «Педагогическое взаимодействие» в других словарях:
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ — (англ. сlassroom interaction). Вид учебного взаимодействия, типы вербальных и невербальных контактов, в которые в процессе обучения вступает учитель с учащимися, а также учащиеся с учителем и между собой. П. в. представляет собой совместное… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
педагогическое взаимодействие — sąveikos pedagogika statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Pedagogikos šaka, nagrinėjanti vienas nuo kito priklausančius, pedagogiškai tikslingus, konstruktyvius, suderintus pedagogo ir ugdytinio veiksmus siekiant bendro tikslo.… … Sporto terminų žodynas
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ — процесс, происходящий между воспитателем и воспитанником в ходе уч. воспитат. работы и направленный на развитие личности ребенка. Взаимодействие категория философская, отражающая всеобщую сущностную связь всего живого. В пед.науке П.в. выступает… … Российская педагогическая энциклопедия
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ — особая форма связи между участниками образовательного процесса. Предусматривает взаимообогащение интеллектуальной, эмоциональной деятельности участников образовательного процесса, их координацию … Профессиональное образование. Словарь
Педагогическое взаимодействие: виды — Педагогическое взаимодействие (П. в.) осуществляется в 2 осн. видах: 1) индивидуальное взаимодействие педагога с учеником, диадическое О. «лицом к лицу» и 2) фронтальное О. педагога с целым классом или группой детей в подсистеме «учитель ученик… … Психология общения. Энциклопедический словарь
Педагогическое общение и педагогическое взаимодействие — В широком смысле слова Пед. О. специфический вид О. преподавателя с учащимися на уроке и вне его (в процессах обучения и воспитания), имеющее опр. пед. функции (А. А. Леонтьев); это «система органичного социально психол. взаимодействия педагога и … Психология общения. Энциклопедический словарь
Педагогическое общение — Педагогическое общение профессиональное общение преподавателя с учащимися в целостном педагогическом процессе, развивающееся в двух направлениях: организация отношений с учащимися и управление общением в детском коллективе.[1]… … Википедия
педагогическое воздействие — sąveikos pedagogika statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Pedagogikos šaka, nagrinėjanti vienas nuo kito priklausančius, pedagogiškai tikslingus, konstruktyvius, suderintus pedagogo ir ugdytinio veiksmus siekiant bendro tikslo.… … Sporto terminų žodynas
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ — ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ. Взаимодействие педагогов и учащихся в процессе учебной деятельности, профессиональное по целям и задачам; направлено на повышение у обучаемых мотивации овладения предметом, вовлечение их в совместную познавательную… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
Педагогическое общение: конфликт и его виды — Педагогический конфликт (П. к.) столкновение несовпадающих или различно понимаемых педагогом и воспитуемым интересов, целей, позиций, мнений, взглядов, установок, отсутствие взаимопонимания между ними, а также между личностью и коллективом,… … Психология общения. Энциклопедический словарь
ЛЕКЦИЯ № 15. Педагогическое взаимодействие
ЛЕКЦИЯ № 15. Педагогическое взаимодействие
Педагогическое взаимодействие – это такой процесс, который происходит между воспитателем и воспитанником в ходе учебно-воспитательной работы и направлен на развитие личности ребенка. Педагогическое взаимодействие – одно из ключевых понятий педагогики и научный принцип, лежащий в основе воспитания. Педагогическое осмысление это понятие получило в работах В. И. Загвязинского, Л. А. Левшина, Х. Й. Лийметса и др. Педагогическое взаимодействие – сложнейший процесс, состоящий из множества компонентов: дидактических, воспитательных и социально-педагогических взаимодействий. Оно обусловлено:
1) учебно-воспитательной деятельностью;
Педагогическое взаимодействие присутствует во всех видах человеческой деятельности:
В его основе лежит, главным образом, сотрудничество, которое является началом социальной жизни человечества. Взаимодействие играет важнейшую роль в человеческом общении, в деловых, партнерских отношениях, а также при соблюдении этикета, проявлении милосердия.
Педагогическое взаимодействие может рассматриваться как процесс, который выступает в нескольких формах:
1) индивидуальный (между воспитателем и воспитанником);
2) социально-психологический (взаимодействие в коллективе);
3) интегральный (объединяющий различные воспитательные воздействия в конкретном обществе).
Изменение социальных условий в конце 1980-х – начале 1990-х гг. привело к кризису воспитательной работы в образовательных учреждениях. Отказ от коммунистического воспитания привел к потере цели воспитания (гармонически развитая личность), основного направления воспитательной работы (деятельности пионерской и комсомольской организаций). В результате воспитательная работа, представляющая собой совокупность воспитательных мероприятий, перестала решать современные проблемы воспитания. Программа воспитания (Петербургская концепция) предложила иной взгляд на воспитание, воспитательную работу, раскрыв гуманистический смысл данных мероприятий. Воспитание стало определяться как развитие, сохранение и преобразование человеческого качества в педагогическом взаимодействии.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
ЛЕКЦИЯ № 54. Лекция как форма обучения
ЛЕКЦИЯ № 54. Лекция как форма обучения Лекция – один из методов устного изложения материала. При работе с обучающимися старшего возраста учителям приходится по отдельным темам устно излагать значительный объем новых знаний, затрачивая на это 20–30 мин урока, а иногда и
ЛЕКЦИЯ № 21. Взаимодействие психологии с другими социальными науками
ЛЕКЦИЯ № 21. Взаимодействие психологии с другими социальными науками 1. Социальная психология в правосудии Исследования судебной психологии (психологическое изучение судебных вопросов) свидетельствуют о том, что участники судебного процесса неизбежно оказываются под
ГЛАВА 17 Педагогическое общение
ГЛАВА 17 Педагогическое общение Педагогическое общение — это профессиональное общение учителя с учащимися, а также с их родителями, имеющее определенные педагогические, в том числе и воспитательные, цели. С помощью педагогического общения не только передаются знания и
Лекция 29. Взаимодействие субъекта и объекта управления
Лекция 29. Взаимодействие субъекта и объекта управления Совместная деятельность людей предполагает контакты между ними и обмен необходимой информацией. Только на этой основе люди, объединенные в организацию, могут достигать своих целей. Любая организация, в том числе и
А-взаимодействие
А-взаимодействие Собственно А-взаимодействие выявляет основные возможности теоретико-экспериментальной науки для практики. Наука поставляет инженерии модели процессов и структур. Инженерия в свою очередь отбирает те процессы или структуры, которые по своим
В-взаимодействие
В-взаимодействие В-взаимодействие развивается из задачи контроля результатов применения разработанных устройств и технологий по мере усложнения этого контроля и возникновения в связи с этим потребности в точных и воспроизводимых методах.Во многих случаях результат
44. ДИДАКТИКА И ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО
44. ДИДАКТИКА И ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО Существование дидактики определяется тем, что она должна ответить на следующие вопросы: кого учить? для чего учить? чему учить? как учить? И, конечно, на эти вопросы нельзя получить однозначного ответа. Наиболее сложным являются
53. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ
53. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ Под педагогическим проектированием понимается предварительная разработка основных частей, деталей, которые необходимы для дальнейшей деятельности учащихся и преподавателей.Педагогическое проектирование используется каждым
Глава 4 Педагогическое искусство, государственность и патриотизм
Глава 4 Педагогическое искусство, государственность и патриотизм Педагогическое искусство как трансцендентная деятельность есть не только выход за пределы человеческого Я и взлет в божественную сферу духовности, но и погружение личности в бесконечные глубины своей
2.4. Педагогическое мастерство
2.4. Педагогическое мастерство Огромная общественная значимость педагогического труда, о которой говорилось в начале раздела, обусловливает еще одну особенность педагогических профессий: оставляет след в душе маленького человека, определяет его будущее только хороший
Взаимодействие
Взаимодействие
8.2. Педагогическое общение
8.2. Педагогическое общение Духовность в образовании. Духовность рассматривается в осн. как способность человека различать и выбирать истинные нравственные ценности и подчинять им свои поступки и поведение. В образовательном процессе понятие «духовность» определяется
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ Педагогическое общение – специфическая форма общения, имеющая свои особенности и в то же время подчиняющаяся общим психологическим закономерностям, присущим общению как форме взаимодействия человека с другими людьми, включающей
ЛЕКЦИЯ 4 Общение как коммуникация и взаимодействие
ЛЕКЦИЯ 4 Общение как коммуникация и взаимодействие Понятие «Общение». Общение как коммуникация.Невербальные средства общения.Вербальные средства общения.Общение как взаимодействие. Формы
Педагогическое взаимодействие
Юлия Михайловна Прохорова
Педагогическое взаимодействие
Педагогическое взаимодействие есть социальное взаимодействие, которое осуществляется в условиях педагогического процесса и определяется целями развивающего характера по отношению к субъектам взаимодействия; при этом цели такого взаимодействия могут в разной степени осознаваться каждым из субъектов.
В словаре терминов слово «регулировать»имеет несколько значений: 1) подчинять определенному порядку, правилу; упорядочивать; 2) устанавливать правильное, необходимое для работы взаимодействие частей механизма; 3) направлять развитие, движение чего-либо с целью привести в порядок, в систему. Последнее значение наиболее адекватно отражает, по нашему представлению, сущность, смысл педагогического участия взрослого в процессе взаимодействия детей в условиях их общения и совместной деятельности, если под «системой» понимать систему таких социальных связей в детском сообществе (или обществе, что чаще встречается при описании этого феномена в психологической, например, литературе, которые оказывали бы развивающее воздействие на каждого ребенка в нем. Однако, первые два значения понятия «регулировать»не отметаются вовсе: устанавливать правила социального поведения и подчинять им действия и поступки ребенка становятся прерогативой не взрослого, а самих детей. Взрослый лишь оказывает целенаправленную и адекватную помощь. Л. С.Выготский писал по этому поводу: » В основу воспитательного процесса должна быть положена личная деятельность ученика, и все искусство воспитателя должно сводится только к тому, что направлять и регулировать эту деятельность. Учитель является с психологической точки зрения организатором воспитывающей среды, регулятором и контролером ее взаимодействия с воспитанником. Социальная среда есть истинный рычаг воспитательного процесса, и вся роль учителя сводится к управлению этим рычагом» (4, с. 82-83). В этой связи нельзя не согласиться с выводами, сделанными в диссертационном исследовании Л. В. Байбородовой, о том, что придание социальному взаимодействию детей характер педагогического связано с внесением в это взаимодействие таких элементов, которыми оно не располагает и которые необходимы для овладения каждым его участником опытом социальных отношений, его интеллектуального и личностного развития.
Возникает вопрос о стратегии поведения педагога в условиях регулирования им взаимодействия детей, тем более, что период раннего и дошкольного детства выдвигает особые требования. В психологической литературе выделяется три основные стратегии воздействия педагога на воспитуемого: стратегия императивного воздействия, стратегия манипулятивного воздействия и стратегия развивающего воздействия. Первая наиболее релевантна объектной,реактивная парадигме: человек рассматривается как пассивный объект воздействий внешних условий и их продукт. В этих условиях основными функциями педагога являются функции контроля поведения и установок человека, их подкрепления и направления в нужное русло, а также функция принуждения по отношению к объекту воздействий. Манипулятивная стратегия имеет место в практике работы с детьми, так же как и первая, в случаях сугубо авторитарного и фронтального подхода к воспитанию детей в дошкольных учреждениях.
Наиболее интересной и перспективной оказалась третья, развивающая стратегия. «Она основана на вере в конструктивное, активное, созидающее и творческое начало человеческой природы, на его изначальной моральности и доброте, его альтруистической и коллективистической направленности, выступающих в качестве предпосылок и условий совместного существования и выживания людей». Наиболее последовательную разработку данная концепция получила прежде всего в теории гуманистической психологии и педагогики. Главным в данной доктрине являются признание неповторимости и уникальности внутреннего мира каждого отдельного человека. Главным условием реализации такой стратегии развития, как мы уже подчеркивали, является диалог.
Развивающая стратегия по отношению к взаимодействию детей вполне вписывается в концепции дошкольного образования и воспитания и является ведущей. Но любая стратегия достигает результата при адекватном выборе тактических шагов. Учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей раннего и дошкольного возраста, лежащие в основе взаимодействия их друг с другом, мы считаем возможным выделить три, на наш взгляд основные, линии (тактики) поведения педагога в рамках развивающей стратегии, которые определяют сущность педагогического регулирования общения детей и их совместной деятельности.
Подчеркнем при этом, что под педагогическим регулированием взаимодействия детей со сверстниками в условиях их общения и совместной деятельности мы понимаем такой вид педагогического взаимодействия взрослого с ребенком, который опосредован системой связей последнего с другими детьми и который позволяет контактам детей приобрести развивающий по отношению к каждому ребенку характер.
Обозначенные нами линии поведения взрослого в условиях взаимодействия детей в реальной педагогической ситуации, как правило, не наблюдаются в «чистом виде». Тем не менее, каждая из них может быть преобладающей, что зависит от известных,уже оговариваемых нами причин: от возраста детей, от опыта их социальных контактов, от уровня взаимодействия детей, от особенностей ситуации, вида деятельности, индивидуального педагогического стиля взрослого, интересов его и группы детей. Более того, содержание той или иной тактики условно концентрирует в себе наиболее значимые для ситуативных педагогических задач приемы взаимодействия с ребенком в условиях его контактов со сверстниками.
Поэтому, в качестве основных типов педагогическогорегулирования нам представляется возможным выделить следующие: обучающе-корректирующий, направляюще-корректирующий и направляющий.
Консультация «Педагогическое взаимодействие как основа образовательного процесса в ДОУ» «Воспитание – это прежде всего постоянное духовное общение учителя и ребенка» (В. А. Сухомлинский) Педагогическое взаимодействие, его виды:.
Эссе «Мое педагогическое кредо» Мое педагогическое кредо. Эссе «Я педагог». Автор: Лобеева Ольга Николаевна, воспитатель МБДОУ №5 г. Задонска. «Детей должны воспитывать.
Мое педагогическое кредо «С любовью к детям» «Уважайте чистое, ясное, непорочное, святое детство» Я. Корчак. С самого раннего детства я хотела стать воспитателем. Но воспитателем я.
Эссе «Мое педагогическое кредо» Мое педагогическое кредо: Людей не интересных в мире нет, Их судьбы, как истории планет. У каждой все особое, свое И нет планет, похожих.
Эссе «Мое педагогическое кредо» Что значит, быть воспитателем? – Каждый день общаться с детьми. Находить в этом радость и удовлетворение. Думать о них. Сопереживать успехам.
Эссе «Мое педагогическое кредо» Я – социальный педагог, в школе осуществляю профилактическую работу. Я давно уже не ребенок, но в моей памяти еще свежи воспоминания о детстве.
Эссе «Моё педагогическое кредо» Эссе «Моё педагогическое кредо» В своей профессиональной деятельности я уделяю значительное внимание развитию воображения ребёнка средствами.
Эссе на тему «Моё педагогическое кредо» Эссе на тему «Моё педагогическое кредо»«Воспитатель — это волшебник, который открывает детям дверь в мир взрослых. И от того, что знает.
Эссе «Педагогическое мастерство» Эссе «Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости.
Педагогические взаимодействия, модели педагогического взаимодействия
Любая педагогическая система может быть рассмотрена как форма взаимодействия участвующих в ней людей: воспитателей и дошкольников, учителей и школьников, преподавателей и студентов.
Под взаимодействием обычно понимают процесс воздействия объектов или субъектов друг на друга, который порождает их взаимную обусловленность как взаимное воздействие педагогов и учащихся друг на друга, в результате чего осуществляется процесс их личностного роста и развития.
Педагогическое взаимодействие многообразно, в процессе осуществления решаются задачи формирования личности, её развития, взаимного изменения педагогов и детей. В то же время существует основной признак, опираясь на который можно достаточно чётко выделить типы взаимодействия и построить их модели. В качестве такого признака выступает противоречие между теми целями и задачами, которые ставят педагоги и теми, которые преследуют детей в данный момент. Очень хорошо суть данного противоречия выразил Ш. А. Амонашвили: «Цели воспитания задаются обществом, и воспитатель, стремясь к их осуществлению, заботясь о будущем своих воспитанников, часто поступается их сегодняшними интересами. У воспитателя самые благие намерения по отношению к ребёнку: приближать его к своему будущему, воспитывать в нём лучшего человека. Однако ребёнок живёт сегодняшним днём, все его актуальные потребности возникают на основе настоящего. То, что ему хочется сейчас, требует мгновенного удовлетворения. он пленник своих сиюминутных желаний и потребностей. Естественно, что оно часто не совпадают с объективно необходимыми требованиями воспитателя. Задача же воспитателя заключается в том, чтобы в соответствии с намеченной программой неуклонно вести детей к их будущему. Однако эту деятельность воспитателя ребёнок воспринимает как чуждую своим, как посягательство на свои права, вмешательство в свою жизнь и переходит к самозащите, противодействию. Эту ситуацию Д. Н. Узнадзе назвал основной трагедией воспитания».
В зависимости от того как разрешается отмеченное основное противоречие, строится и соответствующая модель педагогического взаимодействия. Можно выделить три такие модели.
1. Субъект-объектные связи. Педагогику, построенную на таких связях называют традиционной, многосубъективной. При таком подходе в качестве главного действующего лица признаётся педагог, выступающий носителем общественного заказа, целей и программ обучения и воспитания. Ребёнку отводится пассивная роль, он выступает в роли объекта воздействия, который должен овладеть тем, что ему предлагают. Основное противоречие преодолевается путём явного или неявного принуждения. Ребёнок должен, обязан вне зависимости от собственных желаний, устремлений усваивать то, что ему предлагается, овладевать набором знаний, умений, навыков следовать определённым нормативам и образцам поведения. Ценятся поэтому только те качества личности, которые способствуют этому: исполнительность, дисциплина, послушание, нормативность поведения, способность воспроизводить точно и в нужный момент то, что усвоено. Основным стилем руководства жизнедеятельностью детей является авторитарный, выступающий в явной или скрытой форме. Ведущим типом отношения и общения является пассивно-положительный и неустойчивый, нередко можно наблюдать также и проявления пассивно-отрицательного и открыто-отрицательного типов. Основной акцент на деятельности преподавания, а не учения. Поэтому традиционная педагогика как наука больше озабочена разработкой средств, форм, методов обучения и воспитания.
В реальной практике обучения и воспитания указанные модели довольно редко существуют в чистом виде. В той или иной модели взаимодействия можно найти элементы других. Например, в традиционной педагогике немало педагогов с демократическим стилем руководства и устойчиво-положительным типом отношений.
Педагогика ненасилия основывается на субъект-субъектных связях. Но её элементы можно наблюдать и других моделях. Там, где осуществляется попытка если не ликвидировать принуждение, то хотя бы сгладить его, можно говорить о педагогике ненасилия.
Опираясь на теоретический анализ и практику экспериментальных исследований можно выделить основные характеристики позиций принуждения и ненасилия.
Позиция принуждения Позиция ненасилия
1. раздражительность 1. умение не раздражаться или
использовать позитив своей
2. обидчивость 2. умение не обижаться или
использовать позитив обид
3. эмоциональная неустойчивость 3. эмоциональная устойчивость
4. неуверенностьв себе 4. уверенность в себе
5. негативная открытость (принятие,но 5. позитивная открытость (принятие
с ориентацией на отрицательное) с ориентацией на положительное)
6. эгоцентричность 6. способность к социальной
7. наличие комплекса психологических 7. наличие защит или их осознание
8. нетерпимость к чужому мнению, другим 8. терпимость к чужому мнению, другим
людям (детям) людям (детям)
9. ограничение субъективной свободы 9. расширение границ субъективной
10. приоритет дисциплинарных воздействий 10. приоритет организационных
над организационным воздействий над дисциплинарными
11. низкий уровень способности подключать 11. высокий уровень способности
детей к собственным целям и подключаться подключать детей к собственным целям
к целям детей детей
12. повышение у детей напряжённости 12. снижение у детей напряжённости
13. приоритет негативных форм оценивания 13. приоритет позитивных форм
над позитивными оценивания
14. преобладание реактивных форм 14. преобладание активных форм
реагирования над активными реагирования над реактивными
Таким образом, педагог, обладающий позицией ненасилия-это человек, способный не раздражаться, не обижаться, эмоционально устойчивый, уверенный в себе, обладающий позитивной открытостью, преодолевающий свой эгоцентризм, терпимый к чужому мнению другому человеку, умеющий сдерживать свою агрессивность, это человек, обладающий даром расширять границы субъективной свободы, хороший организатор, способный согласовывать цели и задачи других людей со своими собственными, отдающий приоритет активным формам реагирования, позитивно оценивающий детей, снижающий у них уровень напряжённости, тревожности и страхов.
Формирование семейных ценностей через осуществление партнерского взаимодействия сотрудников педагогического процесса Слайд 1 Слайд 2 Культура семейных отношений и физическая культура – нерасторжимое единство, звенья одной цепи. Совместные занятия физкультурой.
Планирование взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников СентябрьУстный журнал «Адаптация детей в 1 младшей гр» Воспитатели Фотовыставка «Первое лето в детском саду» Воспитатели Анкетирование родителей:.
Педагогические ситуации и их решения на основе личностно ориентированного взаимодействия ребенка и воспитателя Методическая разработка Педагогические ситуации и их решения на основе личностно-ориентированного взаимодействия ребенка и воспитателя.
План взаимодействия с педагогами План взаимодействия с педагогами Месяц Форма работы Сентябрь Консультация «Роль воспитателя в музыкальной деятельности детей». Оснащение.
Порядок взаимодействия педагогов в рамках школы, межведомственного взаимодействия с обучающимися и их семьями Порядок взаимодействия педагогов в рамках образовательной организации, межведомственного взаимодействия в работе с обучающимися и семьями,.
Примеры форм взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников Родительское собрание. Одна из наиболее распространенных форм работы с родителями. Собрание – это форма взаимного обмена мнениями и идеями.
Семья, как субъект педагогического взаимодействия и среда воспитания младшего школьника Аннотация. Статья посвящена проблеме взаимодействия школы и семьи в становлении личности младшего школьника. Выявлены способствующие факторы,.