Что такое педагогика по сластенину

Что такое педагогика по сластенину

Что такое педагогика по сластенину. Смотреть фото Что такое педагогика по сластенину. Смотреть картинку Что такое педагогика по сластенину. Картинка про Что такое педагогика по сластенину. Фото Что такое педагогика по сластенинуРобот советует заглянуть также в список других материалов, который он составил по данной теме. Посмотреть По материалам моих лекций.

Педагогическое знание относится к числу древнейших. Оно зародилось вместе с человеческим обществом, когда появилась потребность передавать новым поколениям с трудом добываемый опыт выживания. Педагогические знания фиксировались в житейских нормах – верованиях, требованиях. Затем постепенно сложились традиции, предания, обычаи, которые отражали опыт, необходимый для передачи молодежи. Веками процесс передачи опыта протекал «сам собой», не нуждаясь в специальном изучении.

Так продолжалось до тех пор, пока накопленный человечеством опыт стал настолько велик, что его оказалось невозможным освоить в ходе естественного существования. И хотя невозможно установить даже приблизительную дату, когда именно это произошло, но именно с этого исторического момента появляется педагогическая деятельность как особая сфера социальной деятельности человека, а передача социального опыта стала целенаправленным процессом.

Конечно, в первобытном обществе не существовало школ в обычном понимании. Просто взрослые, старшие стали специально обучать младших, передавая им свои знания и умения. Тем не менее, это стало ключевым этапом, определившим появление абсолютно нового для человечества социального явления: педагогического процесса.

Развитие педагогического процесса происходит в школах Древнего мира (шумерские «дома таблички», древнеегипетские школы писцов и т.д.). Многочисленные источники свидетельствуют об огромном значении педагогического процесса в античном мире. В Древней Греции вопросы обучения и воспитания становятся частью этики – раздела философии, изучающего взаимодействие человека и общества. Эти вопросы занимают важное место в деятельности Сократа, в сочинениях Платона и Аристотеля.

Педагогическая практика и педагогическая мысль продолжают развиваться и дальше, однако до XVII в. педагогическое знание по-прежнему входит в состав философии. Как особую науку педагогику впервые выделил из системы философских знаний Фрэнсис Бэкон, а основоположником научной педагогики считается Ян Амос Коменский, сформулировавший первые законы обучения и воспитания в знаменитом труде «Великая дидактика» (1632).

Развитие педагогики ускоряется в XVIII в., и становится особенно быстрым в XIX – XX вв.

В любой науке принято различать её объект (область существующей действительности, которую исследует данная наука) и предмет (способ видения объекта, позволяющий сосредоточиться на изучении именно тех аспектов объекта, которые существенны для данной науки). В.А. Сластенин даёт следующие определения объекта и предмета педагогики.

Объект педагогики – явления действительности, которые определяют развитие человеческого индивида в его взаимодействии с обществом.

Предмет педагогики – образование как реальный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (например: в семье, в образовательных и культурно-воспитательных учреждениях).

Основываясь на сущности предмета педагогики, В.А. Сластенин определяет педагогику следующим образом: педагогика – это наука, изучающая сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса как фактора и средства развития человека в течение всех периодов его жизни.

Это определение раскрывает особенности современной педагогики, которая изучает образования не только детей, как это было в начале формирования педагогических знаний (педагогика с древнегреческого буквально переводится как «ведение ребёнка», «детовождение»), но и взрослых.

Педагогический (образовательный) процесс включает в себя воспитание и обучение. Поэтому часто педагогика определяется более кратко: как наука о воспитании и обучении человека.

Как и любая наука, педагогика выполняет определённые функции, решает ряд актуальных для человечества задач.

К основным функциям педагогической науки можно отнести следующие:
— объяснительную (описание и объяснение педагогических явлений и процессов, выявление их причин, установление их закономерностей, условий их существования, функционирования и развития);
— преобразующую (совершенствование педагогической практики на основе фундаментального знания);
— прогностическую (обоснованное предвидение развития педагогической реальности).

Основные задачи педагогики:
— выявление закономерностей воспитания и обучения, закономерностей, проявляющихся во взаимосвязи воспитания и обучения в целостном педагогическом процессе, а также закономерностей управления образованием;
— изучение и обобщение педагогической практики, опыта педагогической деятельности;
— разработка новых способов и средств обучения, воспитания, управления образовательными структурами;
— прогнозирование развития образования на ближайшее и отдаленное будущее;
— внедрение в практику образования результатов педагогических исследований.

Источник

Сластенин В.А. «Педагогика» — Профессиограммы педагога

Основным содержанием профессии педагога являются отношения с людьми. Деятельность других человеческих профессий также требует взаимодействия с людьми, но здесь основное внимание уделяется наилучшему способу понимания и удовлетворения потребностей людей. В профессии педагога, однако, ведущей задачей является понимание социальных целей и направление усилий других людей на их достижение.

В. А. Сластенин подчеркивает гуманистический, коллективный и творческий характер как основные черты профессии учителя.

Гуманистическая функция работы учителя связана, прежде всего, с развитием личности ребенка, его творческой индивидуальности, с признанием права развивающейся личности быть субъектом коллективной деятельности. Вся деятельность педагога должна быть направлена не только на то, чтобы помочь ребенку решить текущие задачи, но и на подготовку его к самостоятельному достижению новых, сложных, перспективных целей, которые определят путь его дальнейшего развития.

Коллективный характер педагогической деятельности. Если в других профессиях группы «человек-человек» результат обычно является продуктом одного человека — представителя профессии (например, продавщицы, врача, библиотекаря и т.д.), то в педагогической профессии очень сложно проработать вклад каждого учителя, семьи и других источников влияния в развитие личности ребенка. Поэтому сегодня мы часто говорим о совокупном (коллективном) субъекте педагогической деятельности.

В психологии «коллективный субъект» — это взаимосвязанная и взаимозависимая группа людей, выполняющих общую деятельность.

Под агрегированным (коллективным) субъектом педагогической деятельности понимается в широком смысле педагогический коллектив школы или другого учебного заведения, а в более узком — круг тех педагогов, которые непосредственно связаны с группой учащихся или отдельным учеником.

Основными признаками коллективного субъекта являются связанность и взаимозависимость, совместная деятельность и групповая саморефлексия.

Сетевое взаимодействие в коллективе учителей способствует формированию преддеятельности, то есть формированию мотивации к достижению общей цели, формированию общей педагогической ориентации, то есть формированию единомышленников-учителей. «Концепция единомыслия не означает отказа от своих личных взглядов и педагогических приемов. …Единомыслие означает, что люди думают об одном, но думают по-разному, неоднозначно, решая проблемы этого одного по-своему, со своих точек зрения, на основе своих открытий. Чем больше оттенков в человеческом сообществе, тем оно более жизненно. Поэтому чем разнообразнее мысли учителей об одном предмете, тем глубже и разнообразнее будут знания об этом предмете».

Что такое педагогика по сластенину. Смотреть фото Что такое педагогика по сластенину. Смотреть картинку Что такое педагогика по сластенину. Картинка про Что такое педагогика по сластенину. Фото Что такое педагогика по сластенину

Что такое педагогика по сластенину. Смотреть фото Что такое педагогика по сластенину. Смотреть картинку Что такое педагогика по сластенину. Картинка про Что такое педагогика по сластенину. Фото Что такое педагогика по сластенину

Профессиограммы педагога

В. А. Сластенина на основе всестороннего анализа его практической деятельности учителя. По мнению В.А. Сластенина, функциональный анализ педагогической деятельности отражает систему основных отношений, действий, качеств, которые в совокупности образуют те профессиональные требования, которые предъявляются к личности педагога. При этом с учетом ее внутренней структуры, сформированной потребностями общества, личность педагога рассматривается как сложная динамическая система, адекватно отражающая содержание профессиональной деятельности (219).

В. А. Сластенин подчиняет номенклатуру личностных и профессиональных качеств домашнего учителя категории профессионально-педагогической направленности и представляет ее как сложную совокупность различных характеристик и качеств. К ним относятся: Интерес и любовь к ребенку как выражение потребности в педагогической деятельности; психолого-педагогическая острота и наблюдательность; педагогический такт; организаторские способности; чувство собственного достоинства, настойчивость, целеустремленность, общительность, справедливость, сдержанность, соответствующая самооценка, профессиональная работоспособность.

Изучение профессиональной направленности будущих учителей показывает, что ее содержание часто интерпретируется адекватно профессиограммам, которые включают такие профессионально-личностные качества, как гражданственность, социальная активность, целеустремленность, организаторские и коммуникативные способности, справедливость, толерантность, эмпатия, тактичность, доброта и другие.

Характеризуя профессионально важные и значимые качества личности как во многом «педагогические» или социально-духовные умения, В.Д. Шадриков объединяет их не только в понятие профессиональной направленности, но и в понятие веры: «…вера в студента — это нечто …большее, чем научные знания. Вера — это нечто большее, чем просто принятие за истину….. Вера учителя в ученика коренится не в знаниях ученика, а в нем самом, в его личных ценностях, чувствах и стремлениях. Верить в ученика — значит сделать его подлинным центром своей жизни, любви и служения… Не будем упрекать тех, кто не дорос до подлинной веры, но давайте ясно представлять себе резервы педагогики».

Из этого следует, что те или иные модели изменения условий организации учебного процесса в колледже или университете не могут автоматически привести к успешному формированию профессионально важных качеств и навыков преподавателя. Она требует целенаправленного управления творческой, созидательной и систематической работой с каждым учеником.

Учитывая особенности педагогического образования, в частности, процесс формирования его профессионально важных качеств, необходимо обратить особое внимание на то, что в подростковом возрасте профессиональная ориентация является ключевой личностной перестройкой. С одной стороны, эта направленность формируется в результате многомерного социально-нравственного самоопределения личности, с другой стороны, она трансформируется в процессе выполнения трудовой или учебной профессиональной деятельности и обуславливает это самоопределение.

По окончании профессиональной педагогической подготовки профессиональная направленность трансформируется в профессиональную готовность, — на основе общих, возрастно-психологических изменений в личности обучающихся, овладевающих профессионально необходимыми умениями.

Под влиянием целей и условий определенного вида труда формируется профессиональный тип личности с характерным для него способом деятельности, общения и поведения, интересами, установками и традициями. Так, Е.М. Борисова отмечает, что профессиональный тип не является фиксированным. Процесс формирования личности — это непрерывный процесс, и любое изменение в процессе профессионального становления может повлиять на развитие.

Закономерности целостного педагогического процесса

Вопрос о закономерностях целостного педагогического процесса в педагогике находится на стадии разработки. Нет единого подхода ни в понимании того, что следует считать законами (закономерностями?) в педагогике, ни в номенклатуре (перечне) самих законов. Однако понятие «законы педагогического процесса» прочно укоренилось в педагогике. «Мы не говорим педагогам: делайте то или это, но говорим им: изучайте законы этих Мы не говорим педагогам: делайте так или этак, но говорим им: изучайте законы явлений, которыми вы хотите управлять, и действуйте в соответствии с этими законами и обстоятельствами, в которых вы хотите их применить» (К.Д. Ушинский).

Под законами целостного педагогического процесса понимаются объективно существующие, устойчивые, повторяющиеся, необходимые и существенные связи между педагогическими явлениями, процессами, отдельными компонентами педагогического процесса, характеризующие их развитие.

В работах Ю. К. Бабанский, Б. С. Гершунский, В. В. Краевский, М. И. Махмутов, И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин и другие выделили законы (закономерности) педагогического процесса.

Выделяют следующие группы закономерностей педагогического процесса:

Социально обусловленные законы — это зависимость образования от социальных потребностей, возможностей и условий. От социальных условий и потребностей зависят цель и конкретные задачи воспитания и обучения, условия, в которых они осуществляются, способы использования результатов.

Законы обусловлены человеческой природой:

Принципы целостного педагогического процесса

Определение и объяснение основных принципов организации педагогического процесса волнует теоретиков педагогики и учителей-практиков на протяжении нескольких столетий. Они постоянно уточняются, обогащаются, а иногда и перестраиваются в соответствии с меняющимися педагогическими концепциями. В последние годы появилась тенденция называть любые условия или правила организации отдельных компонентов целостного педагогического процесса принципами, что представляется не очень уместным и научно обоснованным.

Принципы целостного педагогического процесса — это система исходных, основных требований к воспитанию и обучению, которые определяют содержание, формы и методы педагогического процесса и обеспечивают его успешность.

Принципы целостного педагогического процесса — проявление должного в педагогическом процессе: организуйте педагогический процесс с их учетом и получите высокий результат. Принципы отражают внутренние содержательные аспекты деятельности учителя (педагога) и ученика (студента) и определяют эффективность обучения в различных формах, с различным содержанием и организацией. Они выражают нормативную основу обучения в ее конкретно-исторической форме (М. А. Данилов). Очевидно, что существует постоянная потребность в объяснении и определении того, как и при каких конкретных условиях работает тот или иной метод, каковы условия использования тех или иных средств воспитания и обучения и так далее. Это более конкретные требования и методологические правила. Мы также используем определенные основные принципы в нашей жизни, но мы не называем каждое возникающее требование жизни принципом.

Принципы реализуются через систему правил, которые отражают более конкретные положения принципа и применяются к его отдельным аспектам. Вы представляете себе типичные действия учителя в типичной ситуации. «…Сами правила не имеют ограничений: они умещаются на одной печатной странице, и из них можно составить несколько томов. Уже это показывает, что главным является не изучение правил, а изучение научных основ, из которых эти правила возникают» (К. Д. Ушинский).

Принцип социумности

Суть этого принципа заключается в экологическом характере социальной педагогики, в тесном взаимодействии социального обучения с обществом.

В каждом обществе есть определенные ресурсы и возможности для обучения, носителями которых являются как отдельные люди, так и социальные институты. Для приобретения новых знаний, развития навыков и умений человек устанавливает взаимодействие с элементами общества, которые имеют отношение к социальному обучению.

Одни индивиды в социальном обучении, ощущая потребность в педагогическом потенциале общества, обращаются к педагогическим возможностям социальных институтов, другие — к педагогическим возможностям социальной деятельности, третьи — к педагогическим ресурсам социальных отношений, четвертые — к индивидам (специалистам), обладающим высоким педагогическим потенциалом и доступным для преодоления.

Поэтому предметом нашего исследования является педагогический потенциал общества и его значимые статические и динамические свойства в обучении личности.

Предпосылки для возникновения принципа социума можно найти в работах В. В. Зеньковского, который рассматривал социальную среду как важный фактор социализации личности. В свое время С. Т. Шацкий подчеркивал необходимость познания окружающей среды и взаимодействия с ней. Π. П. Блонский высоко оценивал ценности социального окружения индивида и т.д.

Развитие принципа социальности прослеживается и в работах современных российских педагогов В.И. Загвязинского, В.А. Сластенина, А.В. Мудрика, И.А. Липского и др. Основное внимание в воспитании детей отечественные ученые уделяют педагогическим возможностям социальной среды в решении проблем социализации учащихся в образовательных учреждениях.

Принцип естественной целесообразности. Естественная целесообразность — это принцип социальной педагогики и, соответственно, социального обучения, согласно которому обучающийся в преодолении социального опыта руководствуется факторами естественного, природного развития человека.

Реализуя принцип природосообразности в обучении детей, российские ученые сосредоточились на учете возрастных и индивидуальных особенностей детей.

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Читайте дополнительные лекции:

Что такое педагогика по сластенину. Смотреть фото Что такое педагогика по сластенину. Смотреть картинку Что такое педагогика по сластенину. Картинка про Что такое педагогика по сластенину. Фото Что такое педагогика по сластенину

Образовательный сайт для студентов и школьников

Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки «www.lfirmal.com» в качестве источника.

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Источник

Что такое педагогика по сластенину

Педагогическая технология и мастерство обусловлены характером решаемых учителем задач. Как было показано в параграфе 1, педагогическая технология отражает задачную структуру педагогической деятельности. В связи с этим необходимо определиться с самой сущностью педагогической задачи и показать ее отличие от других.

Термин «задача» используется в разных науках, при этом трактуется широко и неоднозначно: как поставленная цель, которую стремятся достичь; поручение, задание; вопрос, требующий решения на основании определенных знаний и размышления; проблема; один из методов проверки знаний и практических навыков учащихся и т.п. Наряду с термином «задача» в психолого-педагогических исследованиях, как правило, в качестве синонимов используются и термины «задание», «проблема», «проблемная ситуация» (учебная или воспитательная) и др. Наибольшую сложность для адекватного восприятия информации представляют случаи, когда термин «задача» употребляется в смысле цели.

В психологии задача понимается как соотношение цели и условия, как цель, данная в определенных условиях, как ситуация, требующая от субъекта некоторого действия (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, С.К. Тихомиров и др.). С незапамятных времен понятие «задача» используется и в теории, и в практике педагогики. Оно употребляется обычно для описания форм предъявления учебного материала и специальных учебных заданий. Принятое в психологии понимание задачи как цели, соотнесенной с условиями ее достижения, еще только-только входит в педагогику, несмотря на то, что многие ученые-педагоги давно обратились к исследованию задач разного типа и с разными целями в своих работах (М.А. Данилов, И.К. Журавлев, В.И. Загвязинский, Ю.М. Конягин, Л.М. Фридман и др.).

Педагогическую задачу надо понимать как систему особого рода, представляющую собой основную единицу педагогического процесса. Она имеет те же компоненты, что и сам педагогический процесс: педагоги, воспитанники, содержание и средства. Однако педагогическую задачу как систему можно представить и таким образом, что ее обязательными компонентами оказываются: исходное состояние предмета задачи; модель требуемого состояния (требования задачи).

Источник

Что такое педагогика по сластенину

1.1. Педагогика как наука, еë предмет и задачи.

1.2. Фундаментальные категории педагогики (воспитание, обучение, образование).

1.3. Структура педагогической науки.

Изучение любой дисциплины требует понятия общетеоретических положений, лежащих в основе данной отрасли знаний. Вот почему кафедра профессионально-педагогической подготовки аграрного университета первым издала учебно-методическое пособие «Введение в профессионально-педагогическую деятельность», а затем подготовила данный учебно-методический комплекс. Изучение педагогики, как любой другой науки, требует знакомства с историей развития науки, ее предметом исследования.

Педагогика – это наука о законах воспитания и образования человека, она изучает закономерности успешной передачи социального опыта старшего поколения младшему. Она существует для того, чтобы на практике указывать наиболее легкие пути достижения педагогических целей и задач, пути реализации законов воспитания и методик обучения.

В Древней Греции раб, приставленный к ученику, функциями которого были сопровождение его в школу, прислуживание на занятиях, назывался педагогом. Педагог – производное от греческих слов «пейда» – ребенок, «гогес» вести, буквально «детоводитель», «детовожатый».

Современная наука «педагогика» в буквальном переводе с греческого означает «детовождение». Первопричиной возникновения всех научных областей является потребность жизни. Наступил момент в жизни людей, когда образование стало играть большую роль.

Было замечено, что успех развития цивилизации во многом зависит от воспитания и образования отдельных поколений. Возникает необходимость в обобщении опыта воспитания, первые попытки обобщения делались в наиболее развитых государствах Древнего мира – Китае, Индии, Египте, Греции, когда образование начинает играть важную роль в жизни людей.

Давая более конкретное определение педагогики, можно сказать, что это наука о законах и закономерностях воспитания, образования, обучения, социализации и творческого саморазвития человека.

Педагогика в широком смысле – влияние всех внешних воздействий естественной и социальной среды.

В узком смысле педагогика – целенаправленная деятельность воспитателей в системе учебно-воспитательных учреждений.

Исходя из данного определения, предметом исследования педагогики будет являться целостная система воспитания, образования, обучения, социализации и творческого саморазвития человека.

Методы исследования – способы решения научно-педагогических задач.

Объект педагогики – человек.

А.С. Макаренко – ученый и практик, которого трудно обвинить в пропаганде «бездетной» педагогики, в 1922 г. сформулировал мысль о специфике объекта педагогической науки. Он писал, что многие считают объектом педагогического исследования ребенка, но это неверно. Объектом исследования научной педагогики является «педагогический факт (явление)». При этом ребенок, человек не исключаются из внимания исследователя. Напротив, являясь одной из наук о человеке, педагогика изучает целенаправленную деятельность по развитию и формированию его личности.

Предмет педагогики – это образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях).

Педагогика в этом случае представляет собой науку, изучающую сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса (образования) как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни. На этой основе педагогика разрабатывает теорию и технологию его организации, формы и методы совершенствования деятельности педагога (педагогическая деятельность) и различных видов деятельности учащихся, а также стратегий и способов их взаимодействия.

Система педагогических знаний – взаимосвязанные теоретические знания о закономерностях и принципах обучения и воспитания, о фактах педагогической практики, о знаниях педагогической теории.

Категории педагогической науки

Воспитание занимает уникальное место в развитии человека. Сегодня в педагогической науке нет более по-разному определяемого термина.

В широком социальном значении:
– это процесс передачи общественно-исторического опыта новому поколению с целью подготовки к жизни (образование, обучение, развитие);

В узком социальном значении:
– это направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни (семейное, религиозное, школьное воспитание).

В широком педагогическом значении:
– специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс (физическое, нравственное, трудовое, эстетическое, патриотическое воспитание);

В узком (локальном) педагогическом значении:
– это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач (воспитание определенных черт характера, познавательной, творческой активности и т.д.).

Образование

Образование как термин чаще всего рассматривается как отглагольное существительное от глагола «образовывать» и имеет значение «создавать», «формировать», «выращивать», «развивать ментально», «давать вид, образ» (В. Даль), создавать нечто новое, целое.

Понятие «образование» впервые введено в педагогическую науку И.Г. Песталоцци (1746-1827 гг.), его сущность он понимал как формирование образа.

Долгое время понятие «образование» употреблялось как синоним понятия «воспитание» в широком смысле.

В советской педагогике это понятие сузили и стали понимать под ним процесс вооружения обучающихся системой научных знаний, практических умений и навыков.

Образование в буквальном смысле означает создание образа, некую завершенность воспитания в соответствии с определенной возрастной ступенью. Древний афоризм гласит: «Образование есть то, что остается, когда все выученное забывается».

Образование связано со становлением способностей человека, развитием общих способностей: интеллекта, креативности, обучаемости.

Главный критерий образованности – системность знаний и системность мышления, способность самостоятельно восстанавливать недостающие звенья в системе знаний.

В образовании выделяются процессы, которые обозначают непосредственно акт передачи и приема опыта поколений. Это ядро образования – обучение.

Обучение

Обучение – конкретный вид педагогического процесса, в ходе которого, под руководством специально подготовленного лица, реализуются общественно обусловленные задачи образования личности в тесной взаимосвязи с ее воспитанием и развитием.

В начале XX века в понятие обучения стали включать два основных компонента – преподавание и учение.

Преподавание
(деятельность учителя)
Учение
(деятельность ученика)

Преподавание – передача (трансформация) системы знаний, умений, опыта деятельности;

Учение – усвоение опыта через его восприятие, осмысление, преобразование и использование.

Существует точка зрения, что обучение – это характеристика педагогического процесса со стороны деятельности учителя, а учение – со стороны деятельности ученика.

Развитие

Развитие – это объективный процесс и результат внутреннего последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека (физическое развитие, психическое, социальное, духовное);

Это изменение, представляющее собой переход качества от простого к более сложному, от низшего к высшему; процесс, в котором постепенное накопление количественных изменений приводит к наступлению качественных. Являясь процессом обновления, рождения нового и отмирания старого, развитие противоположно регрессу, деградации.

Развитие отличается от всяких других изменений объекта. Объект может изменяться, но не развиваться.

«Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщаться, должны достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением. Извне он может получить только возбуждение…» (Адольф Дистерверг)

Источником и внутренним содержанием развития является наличие противоречий между старым и новым.

Педагоги должны видеть завтрашний день развития ребенка: то, что он сегодня может делать при помощи взрослых, завтра он должен делать сам.

Формирование

Формирование – это процесс становления человека, как социального существа под воздействием определенных факторов: социальных, экономических, психологических, идеологических, воспитания и др. Социальная сущность человека – личность.

Человек – существо, обладающее мышлением, речью, способностью трудиться и познавать.

Личность – субъект и объект общественных отношений, осознающий свое отношение к окружающему и наделенный индивидуально-психологическими особенностями.

Педагогика сегодня является фундаментальной наукой по вопросам обучения и воспитания. Без умелого использования теоретических и методических идей педагогики нельзя завершить образовательную реформу, совершенствовать деятельность образовательных учреждений. В свою очередь, на развитие педагогики влияют идеология, политика и объективные потребности общества в воспитании и образовании молодежи.

Структура педагогической науки

Народная педагогика, возникнув как ответ на объективную социальную потребность в воспитании, обусловленную развитием трудовой деятельности людей, конечно, не может заменить школу, учителей, книги, науки. Но она старше педагогической науки, образования как социального института и первоначально существовала независимо от них.

Однако педагогическая наука в отличие от житейских знаний в области воспитания и обучения обобщает разрозненные факты, устанавливает причинные связи между явлениями. Она не столько описывает их, сколько объясняет, отвечает на вопросы, почему и какие происходят изменения в развитии человека под влиянием обучения и воспитания. Эти знания необходимы, чтобы предвидеть и управлять процессом развития личности. В свое время великий русский педагог К.Д. Ушинский предостерегал от эмпиризма в педагогике, педагогическую практику без теории он соотносил со знахарством в медицине.

© ФГОУ ВПО Красноярский государственный аграрный университет

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *