Что такое пенитенциарная педагогика
Исправительная (пенитенциарная) педагогика
Основным недостатком современной уголовно-исправительной системы представляется недостаточный уровень психолого-педагогического сопровождения процесса исправления осуждённых с целью стимулирования и развития положительных качеств личности для ресоциализации. Это понятие происходит от слияния латинских слов «re» – повторное, возобновляемое действие, «socialis» – общественный, а также от английского «resocialization» и немецкого «Resozialisierung» и рассматривается как повторная социализация, которая происходит на протяжении всей жизни индивида и осуществляется в условиях изменения установок индивида: целей, норм и ценностей жизни.
Исправительная педагогика («пенитенциарная» от лат. «poenitentiarius» – покаянный, исправляемый) изучает подходы, принципы и основы восстановления ранее нарушенных социальных качеств личности, необходимых для полноценной ее жизнедеятельности в обществе.
Так как ТИУ ИУ реализуют карательную функцию, фундаментальный принцип пенитенциарности – учет фактора длительного существования индивида в условиях глобального надзора и регламентации, что приводит к необратимости процесса регресса личности.
Термин «пенитенциарная педагогика» введён в научный оборот в 90-е гг. XX в., а ранее употреблялось понятие «исправительно-трудовая педагогика». Как специальная отрасль педагогической науки она имеет непосредственное отношение к юридической педагогике. Из научно-педагогической полемики известно, что основной «грех тюрьмы» проявляется в следующем:
С этой точки зрения, изложим задачи пенитенциарной педагогики:
Лишение человека свободы, его социальная изоляция – мощный фактор модификации человеческого поведения. Каждый человек по-разному реагирует на этот фактор. Тюрьма, колония – это всегда ломка привычного уклада жизни, отрыв от родных, близких людей, годы тяжелого обреченного существования, бедность духовная, нищета межличностных отношений, повседневные унижения достоинства человека. Отсюда – повышенные трудности адаптации:
Пребывание в местах лишения свободы, нечеловеческие условия жизни рушат последнюю надежду на примирение осужденного с социумом. Восприятие среды как чужой, опасной и ненавистной переходит на подсознательный уровень. Окончательно закрепляется антисоциальная установка, кроме того, среди осужденных (заключенных) часто присутствуют личности, потерявшие ценностные ориентации в жизни. Многие страдают и от психических проблем, например, таких как аутизм (болезненная социальная отчужденность), разнообразными психическими аномалиями (психопаты, невротики, лица с крайне пониженной психической саморегуляцией). Они нуждаются не только в медико-реабилитационном и психотерапевтическом режиме, но и в педагогически верных подходах к процессу исправления и ресоциализации, т.к. понятия «стыд», «совесть» окончательно стираются в сознании осужденного. Происходит примитивизация личности, крайнее огрубление, резкое снижение уровня критической самооценки личности, утрата самоуважения и остатков социальной идентификации.
Исправить и воспитать преступника – значит осуществить глубинную личностную перестройку, изменить его личностную направленность. Исправление не может быть достигнуто только внешними воздействиями. Для этого необходимо покаяние – самоснятие вины преступником посредством ее признания и чистосердечного самоосуждения – раскаяния.
В этом процессе немаловажно, с точки зрения педагогических воздействий, учитывать тот факт, что лишение свободы приводит человека к существенному переосмысливанию многих прошлых отношений и интересов, иной оценке отношений и благ, которые раньше не замечались или даже вызывали определенное раздражение:
Установлено, что пребывание в суровых тюремных условиях свыше 5 лет вызывает необратимые изменения в психике человека. Учитывая темпы социальных изменений в настоящее время, у лиц, отбывавших длительное наказание, механизмы социальной адаптации оказываются настолько нарушенными, что большинство из них нуждаются в специальной помощи.
Для процесса перевоспитания осужденных в исправительных учреждениях используются различные виды продуктивной деятельности (обучение, труд, общение). Однако они обязательно сочетаются с режимом, особой организацией деятельности ИТУ, что создает специфику всей педагогической деятельности по исправлению и перевоспитанию осужденных.
Работой по ресоциализации осужденных на профессиональной основе занимаются начальники отрядов, воспитатели, психологи, сотрудники социальной защиты, которые работают по установленным методикам и программам, а также обязаны обладать знаниями в сфере юридической и пенитенциарной педагогики.
Система профессиональной психолого-педагогической подготовки к работе с осужденными предполагает особые требования к личности воспитателя:
Требования к педагогическому коллективу ИУ в целом опираются на здоровые взаимоотношения в коллективе педагогов-воспитателей, высокий уровень сплоченности и целеустремленности.
Ежегодно из российских тюрем освобождаются более трехсот тысяч человек, и очень многие после выхода на свободу не могут устроить свою жизнь. В ряде регионов есть реабилитационные центры для бывших осужденных и опыт их работы довольно положителен. По статистике, те, кто проходят через такие центры, в 5-6 раз реже совершают преступления повторно. Завершающий и наиболее сложный период ресоциализации – реадаптация освобожденного к жизни на свободе, в новых жизненных условиях, требующих значительных усилий, поскольку существует бытовая неустроенность и социальное отторжение. В этой ситуации существенна не только психологическая установка на новый образ жизни, необходим комплекс социально-педагогических условий для реализации этой установки.
Проведенный ВНИИ МВД опрос осужденных показал, что на вопрос, с какими трудностями вы опасаетесь столкнуться после освобождения, опрошенные ответили:
В настоящее время, статистика свидетельствует, что на первый год после освобождения приходятся высокие показатели интенсивности рецидива преступлений; наибольшая вероятность «срыва»; совершение повторного преступления.
Поэтому в пенитенциарной педагогике первый год социальной реабилитации освобожденного крайне важен в сочетании с соответствующим социально-правовым обеспечением и созданием условий для начала его новой жизни. Нужны социальный контроль, проверка соответствия поведения реабилитируемого лица социальным ожиданиям и психолого-педагогическое сопровождение, содействие патронажных органов, упрочение положительных связей реабилитируемого лица с социальной средой посредством усвоения определенных педагогических приемов. Проблемы освободившихся и родных касаются не только их, но и всего социума, всех общественных институтов.
Помочь оступившемуся человеку вновь обрести свою человеческую сущность – одно из предназначений пенитенциарной педагогики, посредством восстановления ранее нарушенных социальных качеств личности, проблемы эффективности наказания, положительной динамики исправления личности осужденного в процессе исполнения наказания и последующей его ресоциализации.
Как относительно самостоятельная научная дисциплина исправительно-трудовая педагогика сформировалась во второй половине XX в., но её основы были заложены ещё в XIX веке и связаны с именами профессора Сибирского университета Фойницкина И.Я. («Основы тюремного дела»), Лучинского Н.Ф. («Очерки тюрьмоведения»), Познышева С.В., Дриля Д.А., Люблинского П.И., Герда А.Я. и др.
Вопросы исправления, перевоспитания и ресоциализации несовершеннолетних рассматриваются как один из разделов общей пенитенциарной педагогики и связаны они с именами Макаренко А.С., Сорока-Росинского В.Н. и др., создавших новый тип образовательно-исправительных учреждений.
Современные педагогические подходы утверждают, что пенитенциарное воздействие – воздействие особого рода, опирающееся на духовные ценности, что изменение личности должно произойти прежде всего внутри, а внешние побуждения – это качественные психолого-педагогические условия, побуждающие принимать верные решения на основе новых, измененных и сформированных установок.
Исправительная (пенитенциарная) педагогика
Решить проблему исполнения наказания, как педагогическую, призван особый раздел юридической педагогики, именуемый исправительной (пенитенциарной) педагогикой. Предыстория развития относящихся к ней педагогических знаний насчитывает века. На рубеже XX века педагогические воззрения по вопросам исправления осужденных сложились уже в целостную систему знаний, а возникновение исправительной педагогики как научной отрасли знаний специалисты относят к 60-м годам прошлого века[61]. Заметный вклад в ее развитие в последние десятилетия внесли И.П. Башкатов, А.В. Буданов, Б.В. Водолазский, Л.А. Высотина, Ю.В. Гербеев, А.И. Зубков, В.Ф. Клюкин, С.И. Кузьмин, В.М. Литвишков, С.А. Лузгин, А.И. Мокрецов, В.Ф. Пирожков, А.В. Пищелко, Л.А. Токарева, Г.А. Туманов, Н.А. Тюгаева, Н.С. Фомин, Г.Ф. Хохряков, И.В. Шмаров и др. Дольше других, последовательно и плодотворно вела и ведет работу М.П. Стурова.
Педагогическая система пенитенциарной педагогики. Исправительная (пенитенциарная; ранее ее именовали исправительно-трудовой) педагогика изучает исправительно-воспитателъный процесс в органах, исполняющих наказания. Сущностью этого процесса считается[62] исправление осужденных, понимаемое как процесс самодвижения, саморазвития, и как результат совместной деятельности воспитателя и воспитуемого осужденного, т.е. как процесс перевоспитания. Исправительное воздействие предстает при этом как деятельность воспитателей осужденных, использующих всю систему внешних воздействий, а исправление как процесс необходимых изменений в личности осужденных, как их перевоспитание. Разрывать единый воспитательный процесс на «кару» и «чистое воспитание» просто невозможно и неверно. Это единая система педагогических и социально-педагогических воздействий и влияний.
Особым объектом этой системы является осужденный человек, совершивший преступление, причины которого всегда так или иначе лежат в нем самом, криминогенных предпосылках деформации его личности, избранного образа жизни и поведения, которые и выступают источником его вины. Преодоление этих деформаций задача перевоспитания. Общие причины их становятся основой применяемой системы исправительных воздействий, а особенно дифференцированных и индивидуальных. Контроль за происходящими в осужденных изменениями и степенью исправления осуществляется по показателям отношения их к труду, режимным требованиям, воспитательной работе, обучению, общественным формированиям осужденных, совершенному преступлению, прежнему образу жизни, семье, администрации и др. По степени исправления осужденные оцениваются как не вставшие на путь исправления, вставшие, твердо вставшие и доказавшие свое исправление. Соответственно меняется и воспитательная работа с ними.
Субъектами педагогического процесса перевоспитания выступает весь постоянный персонал органа, исполняющего наказания. Это аттестованные сотрудники и вольнонаемные работники. Первые в принципе должны быть все воспитателями, хорошо разбирающимися в исправительной педагогике, вторые, как лица, принадлежащие к среде, окружающей осужденных, и придающие ей педагогически значимые черты, оказывают на процесс перевоспитания социально-педагогическое влияние. В практике исправительных учреждений долгое время культивировался принцип «каждый сотрудник — воспитатель и контролер». Но он и прежде реализовывался не всеми, либо реализация сводилась к контролю. Этот принцип и раньше дискутировался, а ныне зачастую вообще отвергается. Однако пока в учреждении одни будут заниматься воспитанием, а другие самоустраняться от него, толку в решении перевоспитания не добиться.
Условия, в которых протекает процесс перевоспитания, создаются в своей основе осуществлением его в местах отбывания наказания с постоянным пребыванием осужденных в них и правовым регулированием всей жизни и деятельности. Режимные условия бесспорно серьезный и постоянный источник социально-педагогических влияний в системе исправительных воздействий, но не единственный и чаще всего не определяющий.
Воспитательные условия зависят от состояния работы постоянного состава и его влияния на осужденных. Сказывается его отношение к воспитательной работе с осужденными, взаимоотношения с ними, формы, методы и приемы работы, ее педагогический уровень, постановка труда, учебы, организация досуга и т.п.
Лишь весь комплекс условий при благоприятных характеристиках способен дать полноценный исправительный результат, нужный обществу и самим осужденным.
Принципы, средства и способы перевоспитания осужденных. Специфика педагогического процесса и его закономерностей в условиях исполнения уголовного наказания обусловила существование системы специальных принципов перевоспитания осужденных. В ходе развития исправительной педагогики и изменения условий в стране они подвергались изменениям, и в современном виде представляются так[63]:
1. принципы, определяющие содержание и направленность процесса перевоспитания осужденных:
— целенаправленность процесса перевоспитания осужденных, — соответствие средств, форм и методов воздействия гуманистической, нравственной направленности процесса перевоспитания,
— связь процесса перевоспитания осужденных с жизнью,
— соблюдение законности в процессе перевоспитания осужденных;
2. принципы, определяющие педагогическую деятельность сотрудника исправительных учреждений:
— включения осужденных в активную общественно полезную деятельность,
— формирования в среде осужденных коллективистских отношений,
— сочетания требовательности к осужденным с гуманным и
справедливым отношением к ним,
— опоры на положительные качества личности осужденных,
— дифференцированного и индивидуального подхода,
К основным средствам исправительного воздействия традиционная исправительная (пенитенциарная) педагогика и Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации относят режим, труд, воспитательную работу, общественное воздействие (статья 9). Специальными исследованиями, практикой подтверждена и реальная исправительная роль обучения (общеобразовательного и профессионально-технического)[64]. Легко заметить, что в этом комплексе отсутствуют дополнительные средства, к которым не только можно, но и нужно отнести такие: среду групп осужденных, быт и жизнь общества (включая жизнь родственников, близких), протекающую за стенами учреждения, связи с которой нельзя терять при работе с осужденными, поддерживая интерес к ней и используя его для воспитания правопослушности.
Все это справедливо и в отношении других педагогических возможностей исправительного учреждения. Так, включение заключенных в повышение образования мало что даст для исправления, если учеба не будет строиться сотрудниками и учителями в соответствии с требованиями воспитывающего обучения, в единстве образования и воспитания, если конкретный осужденный не будет увлеченно втянут в них, а лишь формально, для разнообразия жизни в колонии станет посещать занятия. Или, например, индивидуальная беседа сотрудника с осужденным. Она становится формой воспитания, только когда сотрудник хочет использовать ее для этого и может: продумывает педагогическую задачу предстоящей встречи, выбирает в соответствии с ней содержание, тактику, методы, приемы ее проведения. Если этого не делать или делать плохо, то беседа превращается в административный акт, дающий мизерный педагогический эффект, а то и отрицательный результат. Для самого осужденного режим может превратиться в средство собственного исправления, если он прилагает добросовестные усилия для его строгого соблюдения, доказательство избранного пути на исправление и возможности перевода на более мягкий режим. Он тем самым активно изменяет для себя условия, а борьба за это становится для него психолого-педагогическим средством, механизмом исправления.
Таким образом, ни одно из средств перевоспитания не проявляет себя автоматически как подлинно педагогическое. Надежда, что включение осужденного в труд, в учебу, режим сработает само по себе, педагогически наивно. Средства исправления становятся лишь при их педагогиэации, когда они усилиями сотрудников и иных категорий работников исправительного учреждения и желательно если не всеми, то большинством осужденных, превращаются в: (1) педагогически исправляющий режим, (2) педагогически исправляющий труд, (3) педагогически правильно построенную воспитательную работу, (4)воспитывающее общее и профессиональное обучение, (5) воспитывающую среду групп осужденных, (6) воспитывающую организацию быта (включая досуг), (7) воспитывающие связи с жизнью общества (включая общественные воздействия).
Достигается это лишь при определенных педагогических условиях:
— рассмотрении всех средств (факторов, мер, усовершенствований и пр.) и подходу к их использованию как исправительно-педагогических, занятии персоналом органа, исполняющего наказание, педагогической позиции к их использованию (цели, желания, намерения, интереса, потребности в непременном достижении исправительно-педагогического результата);
— отчетливом представлении субъектами исправительной работы исправительно-педагогического потенциала каждого средства (каковы его возможности, на какие элементы правовой сформированности личности осужденных и дефектов в ней они могут влиять);
— постановке субъектами исправительной работы конкретных
задач при применении различных средств, форм и методов работы
и отчетливом представлении того результата, который должен
быть получен в результате их использования;
— владении субъектами исправительной работы всеми педагогическими формами, методами, приемами, способами, педагогической техникой, интенсивными педагогическими технологиями ее проведения;
— умелой организации системы исправительно-педагогической работы. A.M. Макаренко справедливо писал: «Никакое средство, какое бы мы ни взяли, не может быть ни хорошим, ни плохим, если мы рассматриваем его отдельно от других средств, от целостного комплекса влияний»[65]. Эта верная мысль нуждается не просто в цитировании, но и в безусловной реализации, требует не допускать никакого пренебрежения к любым влияющим педагогическим факторам и использованию их как средств исправления и перевоспитания.
Теоретически изыскания по всем этим вопросам и опыт практики перевоспитания весьма богат, но в условиях современных трудностей они нуждаются в более тщательной проработке.
Среда осужденных как педагогическое средство перевоспитания. Исправительная педагогика уделяла и уделяет внимание работе с группами («коллективами») осужденных, понимая их важную роль. Реальность такова, что, как правило, в условиях отбывания наказания группы осужденных самоорганизуются и их неформальная организация по силе психологического и социально-педагогического воздействия нередко оказывается много сильнее, чем влияние всех других средств и методов, используемых администрацией учреждений.
Неформальная, социально-психологическая среда групп осужденных, свойственные ей иерархии и характер взаимоотношений, лидерство криминальных «авторитетов», групповые мнения, настроения, нормы поведения и традиции характерны беспределом физического и психолого-педагогического насилия, унижением и растлением человеческой личности, «опусканием» ее на уровень животных инстинктов и беспрекословного подчинения. По существу внутри колоний на неформальном уровне скрыто, но реально продолжается криминальный образ жизни, приспособленный к рамкам и возможностям условий лишения свободы. Криминальная субкультура доходит до каждого осужденного и делает все, чтобы удержать в своих путах, не дать возможности стать на путь исправления и готовит его к продолжению противоправного образа жизни после выхода на свободу. Люди, побывавшие в этих условиях и не до конца потерявшие человеческий облик, с ужасом вспоминают именно эту среду и если не допускают рецидива, то зачастую под влиянием таких воспоминаний.
То криминогенное, бесчеловечное «право сильного», которое наблюдается в обществе, в условиях деформации права на свободу и демократию проявляется у части неформальных групп подростков и молодежи, бродящих по улицам и общественным местам, в виде неуставных форм «дедовщины» в воинских частях. В организованной преступности есть в значительной степени продукт «академии преступности» в местах заключения, вынесенный из них, распространяемый намеренно «авторитетами» преступного мира, не исправившимися бывшими заключенными с личной выгодой в жизни на свободе. Это непредвиденный, противоположный ожидаемому результат массовой практики применения уголовного наказания в последние 70 лет истории России[66].
В значительной части органов, исполняющих наказания, администрация, сотрудники смирились с криминальным, антивоспи-тывающим состоянием среды осужденных. Часть считает его даже полезным, меркантильно выгодным для себя. По существу, заключается неформальная сделка с криминальными «авторитетами», отбывающими наказания, которым позволяется делать многое (так, чтобы было «шито-крыто») при условии обеспечения ими соблюдения режима группами, отдельными осужденными и оказания иных услуг. Видимый порядок, возможно, таким образом, обеспечивается, но никакого перевоспитания не происходит и исправление осужденных не достигается.
Необходимо отчетливое понимание того, что все исправительные воздействия срабатывают только тогда, когда изменяют среду осужденных, делают ее (в социально-психологических и социально-педагогических влияниях и целенаправленных воздействиях) положительно воспитывающими. Эта педагогическая задача является самой сложной, а ее решение зачастую не удается.
Справедливо считается, что принципиально правильным направлением педагоги ческой работы по перевоспитанию выступает изменение среды групп осужденных, путем культивирования в них коллективистических отношений, моральных и правовых норм поведения (взаимного уважения, доброжелательности, дружбы, товарищества, взаимопомощи, поддержки, взаимной ответственности и требовательности, правопослушности, ориентации на моральные нормы общества и общечеловеческие ценности, ответственности перед коллективом, родными, народом, обществом, государством и др.). При этом стремятся превратить группы осужденных в подлинные коллективы (отличающиеся пониманием своего места в жизни общества и чувством причастности к ней, здоровым коллективным мнением, настроениями, взаимоотношениями, ответственностью коллектива за своих членов и членов перед коллективом, взаимными усилиями по поддержанию организационного и правового порядка, заботой всех о коллективных интересах и коллектива об интересах каждого, деловым настроем и пр.). Реализуется идея, воплощенная в принципе воспитания в коллективе и через коллектив и превращения групп осужденных в воспитывающие коллективы.
Со времен выдающегося отечественного педагога А.С. Макаренко выработано немало интересных и продуктивных форм, методов и приемов для реализации таких педагогических намерений. Имеется интересный опыт (например, «вологодский опыт») реализации их в нашей стране. За рубежом, например, в Германии, опыт А.С. Макаренко изучается и применяется даже более скрупулезно и массово, чем, к сожалению, у нас.
Даже если не удается реализовать линию на развитие коллективистических начал в жизни групп осужденных до конца (до создания подлинного воспитывающего коллектива), то само включение осужденных в движение к утверждению коллективистических, моральных и правовых норм в коллективе, их активность способствует перевоспитанию их самих, что уже значимо. Обычно такая активность появляется не сразу. Начавшись среди отдельных осужденных, микрогрупп, она должна приобретать последовательно наращиваемую масштабность, вплоть до охвата всех осужденных. Реальность такого движения возможна при должной индивидуальной работе сотрудников, решительной поддержке администрацией формирующегося в группах актива осужденных, решительном пресечении и локализации негативных воздействий на актив со стороны отрицательно настроенных осужденных («отрицаловки»). Формирование и работа с активом это зародыш коллективных начал, это особая группа становящихся на путь исправления осужденных, формирование, всемерная поддержка и укрепление которого выступает альтернативой криминализованной части осужденных, обладающей способностью брать под защиту часть колеблющихся и, расширяясь, приобретать все большую и большую силу в процессе перевоспитания если не всех, то большей части осужденных. Одновременно ведется воспитательная работа с осужденными, придерживающимися уголовных традиций (индивидуальная работа, работа с лидером, развенчание лидера, компрометация лидера, внедрение в группу нового лидера, опора на поддержку родственников, семьи и др.).
Хотя педагогическая стратегия и тактика такой работы достаточно ясна, проработана и апробирована, надо признать, что одна она не в состоянии часто изменить среду осужденных, придать ей воспитывающий характер. Криминальные силы в группах оказываются сильнее, главным образом, потому, что неразборчивы в выборе средств давления на осужденных, более сплочены, их давление непрерывно и исходит изнутри групп, из сферы неформальных, слабо поддающихся контролю и изменению администрацией учреждений. Опыт показывает, что задача культивирования в них коллективистических отношений, моральных и правовых норм поведения нереальна среди отбывающих наказания на особом режиме, в тюрьмах, следственных изоляторах и др. Необходимы дополнительные меры уголовно-правового и организационного характера, причем такие, которые могли бы радикально улучшить условия для решения рассматриваемой задачи.
Важно не упираться в старое, не ограничиваться им, а вести творческий педагогический поиск. Разумно не ограничиваться спорами в тиши кабинетов, а выйти на практику, на простор приземленных формирующих педагогических экспериментов, тем более что условия уголовно-исполнительной системы для этого вполне благоприятны. Существует своеобразие педагогических систем перевоспитания различных категорий осужденных. Особенно ответственна работа по перевоспитанию осужденных несовершеннолетних. Ее своеобразие обусловлено большими возможностями применения позитивных мер исправительного воздействия и ограничениями карательных. Основная роль отводится учебно-воспитательной работе, завершению общего среднего образования и приобретению профессии.
Подготовка осужденных к освобождению. По мнению И.В. Шмарова[68] и других специалистов весь процесс исправления и перевоспитания осужденных во время отбывания ими наказания является подготовкой к освобождению, поскольку конечным результатом его выступает возвращение обществу исправившихся и правопослушных граждан. Итогом этого процесса можно считать степень готовности к жизни на свободе осужденных, срок отбытия наказания которых близится к концу. Установилась классификация освобождаемых по показателю готовности, которая выделяет четыре типа:
— лица, утратившие социально-полезные связи и многие навыки жизни на свободе (как правило, такое бывает у отбывших длительные сроки лишения свободы); в этом случае требуется не только помощь в решении проблем трудового и бытового устройства, но активное руководство их социальной адаптацией, постоянный контроль и индивидуально-воспитательная работа;
— лица, адаптировавшиеся к условиям отбывания наказания,
не демонстрирующие отрицательной криминальной направленности, но не имевшие ранее или вовсе утратившие позитивные социальные связи, жизненные перспективы; их адаптация будет в решающей мере зависеть от того, в какую систему влияний и связей они попадут после освобождения;
— лица, не вставшие на путь исправления и освобождаемые
в связи с окончанием срока отбывания наказания; здесь нужны
усиленный педагогический контроль, административный надзор, применение мер административного воздействия и развернутая
индивидуальная работа по профилактике рецидива.
Эта классификация и характеристика типов свидетельствует о необходимости проведения дополнительной подготовки к освобождению. Она включает меры организационно-педагогические и учебно-воспитательные.
Организационно-педагогические меры направляются администрацией и специально инспектором по трудовому и бытовому устройству на помощь в заблаговременном решении вопросов такого устройства, налаживание и укрепление связей освобождаемого с родными и близкими. Исправительное учреждение при решении этих вопросов взаимодействует с территориальной милицией, сотрудниками министерства труда, руководителями местных предприятий и др.
Меры учебно-воспитательного характера, как правило, реализуются через школу по подготовке осужденных к освобождению. Такие школы работают в учреждении непрерывно, а новые группы комплектуются за несколько месяцев до освобождения. Ежедневные занятия в них проводят не только сотрудники, но и работники милиции, прокуратуры, суда, адвокаты, представители трудовых и общественных организаций, а также социальные работники, психологи, педагоги, врачи.