Что такое передовой педагогический опыт
Определение понятия «передовой педагогический опыт»
http://www. ohansk-mmcit. *****/4/46/peredov_ped_opit. htm
Определение понятия «передовой педагогический опыт»
К передовому педагогическому опыту в более узком и строгом смысле этого понятия относят такую практику, которая содержит в себе элементы творческого поиска, новизны, оригинальности, то, что иначе называется новаторством. Такой педагогический опыт особенно ценен потому, что он прокладывает новые пути в педагогической практике и педагогической науке, поэтому именно новаторский опыт в первую очередь подлежит анализу, обобщению и распространению. Между простым мастерством и новаторством часто бывает трудно провести границу, потому что, овладев известными в науке принципами и методами, педагог обычно не останавливается на достигнутом. Находя и используя всё новые и новые оригинальные приёмы или по-новому, эффективно сочетая старые, педагог-мастер постепенно становится подлинным новатором. Из этого следует, что распространять и внедрять в практику ОУ надо любой положительный опыт, но особенно глубоко и всесторонне нужно анализировать, обобщать и распространять опыт педагогов-новаторов.
В педагогическом словаре под редакцией педагогический опыт определяется как активное освоение и реализация педагогом в практике законов и принципов педагогики с учётом конкретных условий, особенностей детей, детского коллектива и собственной личности; передовой опыт характеризуется тем, что педагог получает лучшие результаты за счёт усовершенствования имеющихся средств, оптимальной организации педагогического процесса.
Критерии (показатели) отбора передового педагогического опыта.
Для выявления степени эффективности педагогического процесса и его оценки надо иметь критерий, в котором определены: признаки объекта, мера для определения того, в какой степени выражен тот или иной признак у данного объекта. Без этих компонентов нет надёжного критерия и, значит, невозможна объективная оценка педагогического опыта.
Первым важным признаком или критерием ППО является его соответствие тенденциям общественного развития, социальному заказу. Передовые педагоги чутко реагируют на требования общества к обучению и воспитанию подрастающего поколения и находят эффективные пути совершенствования, модернизации педагогического процесса в соответствии с этими требованиями.
Второй признак ППО – высокая результативность и эффективность педагогической деятельности. ППО должен давать «обильный урожай», высокое качество знаний, значительные сдвиги в уровне воспитанности, в общем и специальном развитии детей. Причём результаты педагогов должны существенно отличаться по качеству при сравнении с результатами массового опыта деятельности педагогов и коллективов.
Третий показатель ППО – оптимальное расходование сил и средств педагогов и детей для достижения устойчивых положительных результатов обучения, воспитания и развития.
Нельзя считать передовым такой опыт, при котором высокий уровень знаний достигается за счёт перегрузки детей дополнительными занятиями, большим объёмом трудоёмких заданий и т. д.
Труд педагога-новатора не должен сопровождаться перенапряжениям его сил и сил детей, приносить вред их здоровью.
Четвёртый показатель ППО – стабильность результатов учебно-воспитательного процесса. Сохранение заданного уровня результатов при изменяющихся условиях обучения и воспитания, а также достижение положительных результатов на протяжении достаточно длительного времени.
Пятый показатель ППО – наличие в нём элементов новизны.
Они проявляются в результате наблюдений педагогического процесса. Непосредственное наблюдение даёт возможность видеть реальный педагогический процесс в его движении и развитии, новизну педагогических идей, приёмов, средств и методов педагогического воздействия по сравнению с общепринятым в практике. Они могут проявляться на уровне научных открытий (новое содержание, новые формы, методы обучения и воспитания, установление новых закономерностей, эффективного совершенствования педагогического труда и повышения его результатов. Затем как эффективное применение на практике известных научных положений и совершенствование на этой основе учебно-воспитательного процесса и как реализация отдельных сторон педагогического труда. В практике бывают случаи подмены ППО прожектёрством. Прожектёрские начинания, которые чаще всего делаются «на показ», в погоне за дешёвым успехом, не выдерживают проверки временем, не дают устойчивых положительных педагогических результатов. Вот почему так важно безошибочно отличать действительно ППО от беспочвенного прожектёрства. Чувство нового всегда связано с широтой педагогического кругозора, с глубоким пониманием перспектив развития ОУ.
Шестой показатель ППО – его актуальность и перспективность.
Обоснование актуальности и перспективности опыта должно вытекать из двух основных позиций:
— в какой мере данный опыт способствует решению основных задач воспитания и обучения, поставленных перед ОУ (социальный заказ), для дальнейшего совершенствования практики учебно-воспитательной работы;
— какие противоречия и затруднения, встречающиеся в массовой практике успешно решаются данным опытом. Раскрытие противоречий, на разрешение которых был направлен опыт педагога, помогает глубже понять смысл, научное и практическое значение опыта и по достоинству оценить достигнутые результаты
Седьмой показатель ППО – репрезентативность.
— достаточная проверка опыта по времени;
— подтверждение позитивных результатов не только в работе одного учителя, воспитателя, но и в деятельности всех педагогов, которые берут этот опыт на вооружение;
— возможность повторения и творческого использования опыта одного педагога другими, расширение этого опыта до массового.
Восьмой показатель ППО – соответствие его современным достижениям педагогики и методики, научная обоснованность.
Должна существовать возможность анализировать передовой опыт с позиций современных педагогических знаний. ППО может быть или результатом творческих теоретических поисков педагога или его находкой в процессе проб и ошибок. Но в любом случае такой опыт всегда будет иметь научную основу. Одна из задач обобщения ППО и заключается в том, чтобы дать ему научное истолкование.
При наличии этих признаков данный опыт следует причислить к передовому, но затем надо ещё раз измерить, в какой степени данный признак проявляется.
Классификация передового педагогического опыта
· Комплексный (взята за основу широта содержания) – объединение обучения и воспитания.
· Коллективный, групповой и индивидуальный, в зависимости от того, кто является его автором.
· Дающий высокие результаты по признаку эффективности.
· Исследовательский, частично поисковый, репродуктивный – определяется по степени новизны. В последнем успешно повторяются уже известные методические рекомендации и опыт других педагогов-мастеров труда. В поисковом опыте вносятся элементы нового в известный опыт. Исследовательский (новаторский) – это когда педагог предполагает новые пути решения учебно-воспитательных задач, экспериментально доказывая их.
· Эмпирический, научно-теоретический – определяется по степени научной обоснованности
· Психолого-педагогический, практический – определяется по характеру научной обоснованности.
· Длительный, кратковременный – по продолжительности во времени.
Основные этапы работы по изучению и обобщению передового педагогического опыта
Основные этапы работы по изучению и обобщению ППО (по ):
· Определение цели изучения ППО.
· Отбор наиболее типичных форм и методов педагогической практики, установление степени их закономерности.
· Выбор средств и методов изучения ППО.
· Выдвижение гипотезы, объясняющей продуктивность данного опыта.
· Выделение диагностирующих единиц изучения.
· Фиксация специфических условий, в которых развивается процесс воспитания на избранных участках изучения опыта.
· Сопоставление плана изучения опыта.
· Обобщение сходных форм ППО и выведение достоверных количественных и качественных характеристик.
· Анализ полученных результатов, учёт вклада в полученный результат всех воздействовавших звеньев учебно-воспитательного процесса.
· Разработка рекомендаций и определение дальнейших перспектив развития опыта.
Чтобы выявить, изучить опыт педагога и, обобщив его, сделать полезным для других, нужно составить программу изучения ППО (с анкетами, опросниками), используя предложенный нами опыт.
Изучение и обобщение опыта:
1. Выявление объекта изучения:
· оценка деятельности педагога с помощью диагностической программы наблюдения;
· выявление педагогов, получающих устойчивые положительные результаты;
· первый сбор информации о деятельности педагога;
· выявление факторов, способствующих получению высоких результатов;
· определение объектов изучения.
2. Постановка цели изучения:
· выявление существенного противоречия, на разрешение которого направлен творческий педагога;
· теоретическое обоснование опыта;
· выявление гипотезы о сущности и основных идеях опыта;
· формулировка цели изучения.
3. Сбор информации об изучаемом опыте:
· составление программы наблюдения за деятельностью педагога и детей на занятиях и в повседневной жизни по изученной проблеме;
· реализация методов сбора информации об опыте.
4. Педагогический анализ собранной информации:
· расчленение изучаемого опыта на части, соответствующие основным идеям опыта;
· оценка идей опыта на основе критериев;
· определение причинно-следственных связей между заявленной проблемой и идеей опыта;
· выявление места и роли опыта в целостной педагогической системе.
· систематизация и синтез полученных на основе анализа данных;
· формулировка сущности и ведущей идеи опыта;
· раскрытие условий, в которых развивался опыт и затруднения, с которыми сталкивался педагог;
· определение границ применения опыта и его практической значимости для других педагогов;
· описание опыта в соответствии с определёнными требованиями.
Итак, после выявления опыта, начинается процесс его изучения. Период изучения опыта крайне сложен и ответственен. Если руководитель будет судить только по результату, без тщательного анализа педагогического процесса, можно заранее предсказать бесполезность такого изучения.
Анализ и обобщение опыта.
Под анализом опыта понимают мысленное расчленение целостного педагогического процесса на составляющие его элементы. Выделяемые путём анализа элементы педагогического опыта оцениваются с точки зрения их педагогической эффективности.
· Педагогические задачи. При анализе и оценке этого элемента опыта педагога необходимо выяснить, какие именно задачи он поставил перед собой.
· Содержание обучения. Анализ должен установить, как педагог определяет содержание обучения, в какой мере оно отвечает намеченным педагогическим задачам.
· Деятельность педагога. При анализе и оценке опыта педагога необходимо обратить внимание на соответствие его деятельности поставленным педагогическим задачам, специфике содержания обучения, уровню подготовленности детей к обучению в школе, индивидуальным особенностям детей и т. д.
· Деятельность детей на занятиях. При анализе и оценке деятельности детей особенно важно установить, как они относятся к ней (работают целеустремлённо, с увлечением, интересом или неохотно).
· Материальное оснащение деятельности педагога и детей. При анализе и оценке этого элемента опыта необходимо установить, насколько удачно и в соответствии с поставленными педагогическими задачами, особенностями содержания обучения подобраны и используются учебно-наглядные пособия, современные технические средства, оборудование, дидактические материалы и т. д. Особое внимание следует обратить на выявление оригинальных пособий, дидактических материалов, изготовленных силами педагога.
· Внешние условия (в которых происходит обучение). При анализе и оценке следует обратить внимание на те условия, которые наиболее удачно организует и использует педагог для достижения положительных результатов обучения.
· Результаты изучения. При анализе и оценке необходимо учитывать умение не только воспроизводить знания, но и самостоятельно их приобретать и применять; выявлять умения и навыки, изменения в развитии детей, уровня воспитанности. Из сказанного выше видно, что анализ, т. е. расчленение на части целостного педагогического процесса, одновременно сопровождается установлением связей между отдельными частями, элементами целого. Выясняется, какую функцию исполняет каждый выделенный элемент в целостном педагогическом опыте, как он влияет на достижение устойчивых положительных результатов. А это уже есть обобщение. Под обобщением понимают выводы или мысли общего характера, возникающие в итоге анализа и сопоставления отдельных фактов, явлений. Чем глубже и разностороннее анализ, тем больше ценных обобщающих выводов можно извлечь из фактов опыта. А это очень важно, т. к. передаётся не сам опыт. А мысли, выделенные из опыта, на основе которых можно сформулировать рекомендации.
Рекомендации по обобщению передового педагогического опыта.
1. Методика обобщения ППО.
· Изучение деятельности педагога, длительное наблюдение за его работой, посещение занятий, воспитательных мероприятий и т. д.:
· анализ качества знаний, умений, навыков детей, уровня их воспитанности, динамики общего развития;
· выявление способов, приёмов, опыта управления и организации познавательной деятельности детей, посредством которых достигнут положительный опыт;
· выявление отсутствия перегрузки детей;
· определение в опыте работы элементов новизны.
· Определение соответствия изучаемого и обобщаемого опыта критериям оценки ППО.
· Описание и анализ условий, при которых достигнуты положительные результаты.
· Обсуждение и анализ ППО на Совете педагогов, вынесение решения.
· Распространение ППО на методических мероприятиях ОУ. Материалы опыта наглядно оформить и представить в методкабинет.
2. Оформление обобщённого передового педагогического опыта.
· Педагогическая характеристика учителя (воспитателя) и т. д., подписанная руководителем.
· Ф. И.О. Образование. Какое, когда окончил учебное заведение. Педстаж. Награды. Квалификационная категория.
Памятка обобщения передового педагогического опыта
(рекомендации педагогам ОУ).
· Внимательно следите за научно-методической литературой, ведите библиографию литературы по интересующему вас вопросу.
· Сохраняйте и накапливайте материалы, отражающие опыт вашей работы: планы, конспекты, дидактические пособия и т. д.
· Избирая тему для обобщения опыта, постарайтесь учесть успехи и недостатки в вашей работе и работе ваших коллег. Целесообразно взять тему, которую вы считаете наиболее важной и нужной, и постарайтесь её оформить как можно точнее и конкретнее.
· набросайте краткий план темы (3-4 основных вопроса), затем составьте по нему тезисы
· Сначала набросайте черновик. До предела сокращайте введение, избегайте общих фраз, не стремитесь писать «наукообразно».
· Оцените практически свой опыт. Сообщая об успехах, не забудьте о недостатках, трудностях, ошибках. Главный критерий хорошего опыта – результаты. Рассказ об опыте неинтересен и неубедителен, если в нём не показано, как растут и развиваются дети.
· Материал старайтесь излагать строго по плану, кратко, логично, избегая повторений.
· Работая над темой, советуйтесь с коллегами, рассказывайте им о своих трудностях, сомнениях. Так могут появиться ценные мысли, нужные факты.
· Подберите и надлежащим образом оформите приложения (схемы, карты, таблицы, работы детей, список литературы и т. д.)
· Помните, что, обобщая педагогический опыт, вы выполняете важную общественную обязанность: способствуете дальнейшему улучшению качества обучения и воспитания подрастающего поколения.
Методика обобщения и распространения ППО
Этот вопрос охватывает организацию, основные формы и методы обобщения и распространения ППО. Взаимосвязь организации, форм и методов можно представить в виде следующей схемы.
Консультация для педагогов «Передовой педагогический опыт»
Оксана Миляхова
Консультация для педагогов «Передовой педагогический опыт»
Консультация для педагогов
«Передовой педагогический опыт»
Хочешь облегчить свой труд, передай свой опыт другому.
Дело, в сущности, не в опыте, а в способности воспринимать опыт: если есть замок, уж ключ к нему наверняка найдется.
Каждый накапливает свой опыт, о качестве которого судят по результатам.
В условиях модернизации современной системы образования возрастает роль инновационной деятельности, т. к. возникает потребность существенного обновления содержания образования, достижения нового качества на основе инновационных инициатив по приоритетным направлениям образовательной деятельности.
Важнейшими источниками развития системы образования являются:
— достижения современной педагогической, психологической и управленческой науки;
— передовой опыт педагогической и управленческой деятельности;
— синтез научных знаний, подкреплённых положительными практическими результатами их использования для решения актуальных проблем.
Сущность передового педагогического опыта:
Под передовым педагогическим опытом (ППО, а также опытом управленческой деятельности понимают опыт, позволяющий получить наиболее высокие и нередко качественно новые результаты.
С точки зрения творческой новизны выделяют разные виды передового педагогического опыта:
1) Опыт, носящий репродуктивный характер (массовый опыт). Он ценен тем, что педагог вносит элементы новизны в уже известную педагогическую практику, в результате чего происходит адаптация педагогического опыта, присвоение педагогом его идеологии.
2) Опыт, носящий исследовательский характер. Он ценен тем, что педагог или педагогический коллектив моделирует будущее качество педагогического процесса, то есть осуществляет опытно-экспериментальную, исследовательскую деятельность.
Различают передовой педагогический опытпо широте круга его носителей: источником опыта может быть отдельный педагог или группа педагогов, методическое объединение, образовательное учреждение в целом.
По масштабности инноваций различают:
1) Опыт преобразований отдельных элементов педагогической деятельности (содержания, форм, методов и т. д.)
2) Опыт целостных преобразований отдельных подсистем работы ОУ (методическая служба, начальная школа, старшая школа и т. д.)
3) Опыт преобразований ОУ как целостной системы.
В качестве опыта могут выступать:
• технология или элементы технологии;
• система методических приемов;
• эффективные средства обучения (пособия, карточки, тренажеры);
• эффективная система оценки знаний и др.
Критерии ценности передового педагогического опыта:
Критерии Характеристика критериев
Актуальность Соответствие социальному заказу государства и общества; Закону об Образовании РФ; прогрессивным тенденциям социального развития общества; региональной образовательной политике; идеям современной педагогической науки и передовой педагогической практике; профессиональным интересам определённых категорий педагогов.
Способствование решению актуальных задач общества; решению образовательных задач, вытекающих из социального заказа государства, общества в области образования, интересов личности воспитанника.
Научность Соответствие практической деятельности основополагающим положениям современной науки в области образования.
Результативность Соответствие уровня обученности и воспитанности детей их ценностным ориентациям, а также педагогической практике. Результативность может выражаться в уровне обученности и воспитанности детей, в личностном развитии воспитанников, в совершенствовании методической работы и управленческой деятельности.
Новизна Новизна должна сопровождаться заметными качественными показателями и заключаться в комбинации элементов известных методик; в рационализации, усовершенствовании отдельных сторон педагогического труда; в преобразовании образовательного процесса (с обоснованием причин изменения в содержании образования).
Репрезентативность Репрезентативность –это:
— достаточная проверка опыта по времени;
— подтверждение позитивных результатов не только в работе одного педагога, но и в деятельности всех педагогов, которые берут этот опыт на вооружение;
— возможность повторения и творческого использования опыта одного педагога другими, расширение этого опыта до массового.
Оптимальность Достижение наилучших результатов в учебно-воспитательной работе при наименьшей затрате сил и времени педагогов и воспитанников и при том, чтобы данный опыт не стал помехой в решении других образовательных задач.
Перспективность Возможность использования опыта в массовой практике; возможность творческого применения опыта.
Применение указанных критериев обеспечивает комплексную оценку опыта и даёт основание для его квалификации как передового.
Этапы работы с передовым педагогическим опытом.
Работа по выявлению, изучению, обобщению и распространению передового педагогического опыта – это обязательный элемент повседневной деятельности педагогов и руководителей образовательных учреждений. Необходимо осуществлять этот процесс поэтапно, т. к. от этого зависит эффективность и качество работы образовательного учреждения.
Этапы работы по проблеме передового опыта:
1 этап: ВЫЯВЛЕНИЕ ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
Методы выявления передового педагогического опыта:
— анализ результатов мониторинга качества образования;
— просмотр занятий в образовательном учреждении;
— оперативный и тематический контроль;
— конкурсы профессионального мастерства, конференции, семинары;
— анализ анкет педагогов.
2 этап: ИЗУЧЕНИЕ ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
В процессе изучения и обобщения опыта происходит его научное осмысление.
Изучение передового педагогического опыта – это организованная деятельность по сбору, накоплению фактического материала, анализу учебно-воспитательного процесса и его результатов.
Алгоритм изучения передового педагогического опыта:
1. Определите совместно с автором тему, объект* и предмет** изучения его опыта.
2. Познакомьтесь со специальной литературой, нормативно-правовой базой, состоянием практики работы ОУ, города и других регионов по избранной теме.
3. Разработайте совместно с автором (авторами) программу или план изучения опыта.
4. Проанализируйте совместно с автором (авторами) опыта практическую деятельность, документацию, методические разработки и т. д.
5. Проведите мониторинг результатов изучаемого опыта.
6.Оформите итоговый документ: справку, выводы, рекомендации.
7. Рассмотрите результаты передового педагогического опыта на заседании методического или педагогического совета.
* Объект – педагогическое пространство, область, в границах которой будет проводиться изучение опыта.
* Предмет – аспект объекта изучения, относительно которого будет получено знание.
Определяя объект изучения,следует дать ответ на вопрос: что рассматривается? А предмет обозначает аспект рассмотрения, дает представление о том, как рассматривается объект.
Так, например,объектом может быть:
1) учебно-воспитательный процесс в общеобразовательном учреждении;
2) учебный процесс на старшей ступени средней школы;
3) образовательный процесс в начальной школе.
Предметом могут выступать:
1) педагогические условия организации учебно-воспитательного процесса, обеспечивающие качество общего образования;
2) психолого-педагогические условия, способствующие сохранению здоровья и обеспечивающие качество общего образования в старшей школе;
3) психолого-педагогические условия, обеспечивающие качество общего образования в начальной школе;
4) образовательные технологии, позволяющие обеспечить качество образования и сохранить здоровье школьников.
Методы изучения педагогического опыта:
1)Анализ документов: исследование результатов педагогической деятельности на основе мониторинга знаний воспитанников; сравнение документов различного характера автора ППО с существующими рекомендациями с целью выявления нетрадиционных сторон в его педагогической деятельности; учебно-методических, дидактических материалов; материалов аттестации и др.
2)Анкетирование: социологическое исследование значимости изучаемого опыта для коллег, детей, родителей.
3)Анализ: выделение в конкретном ППО общих признаков и составляющих компонентов в их взаимосвязи.
4)Синтез: установление связи, причин и следствий.
5)Наблюдение: применяется как прямое (осуществляется в процессе непосредственной работы, так и косвенное (путем ознакомления с учебно-производственной документацией и др. материалами).Объектами наблюдения могут быть: отдельные стороны работы воспитанников и деятельности педагога, качество выполнения планируемой работы, уровень усвоения детьми знаний, сформированность определенных умений и навыков, проявление индивидуальных особенностей и их роль в формировании творческой личности; дидактические условия, способствующие развитию творческого мышления учащихся, организации их деятельности, наличие средств обучения.
6)Беседа: проводится в условиях учебно-воспитательного процесса. Ответы могут даваться в устной и письменной форме. Результаты беседы анализируются.
7) Изучение результатов и продуктов деятельности (диагностика).
8)Метод самооценки: метод оценки личностью самой себя, своих возможностей, качеств, мастерства среди других людей.
9)Эксперимент: может быть контактирующим, обучающим, итоговым, формирующим. Проводится в тех случаях, когда нет других способов убедиться в целесообразности внедрения проверяемого опыта. Задача того, кто обобщает передовой опыт, заключается не только в том, чтобы фиксировать чужие достижения, автоматически применяя их. Необходимо создавать оригинальный опыт, применительно к местным условиям, разрабатывать рекомендации по совершенствованию практики, т. е. управлять передовым опытом, также изучать заимствованный опыт, организовав его экспериментальную проверку.
3 этап: ОБОБЩЕНИЕ ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
Обобщение педагогического опыта – это всегда анализ и синтез информации, полученный в результате её изучения; её отбор, классификация; выделение основного, главного; выявление особенностей и новизны в изучаемом опыте; выражение основных результатов изучения в форме описания ил устного сообщения.
Формы обобщения опыта:
• доклад, статья, отчет;
• буклет, плакат, листовка;
• кинофильмы, диапозитивы, диафильм;
• видеозапись, магнитофонная запись;
• методические разработки, рекомендации и др.
Памятка-рекомендация педагогу по обобщению своего передового опыта работы:
1. Внимательно следите за профессиональной печатью и научно-методической литературой. Ведите записи по интересующим Вас проблемам.
2. Сохраняйте и накапливайте материалы, отражающие опыт Вашей работы (планы, конспекты, дидактические материалы, работы воспитанников, их вопросы, ответы, свои наблюдения за развитием дошкольников и т. д.).
3. Уточните тему обобщения опыта.
4. Определите форму обобщения
5. Составьте краткий план темы своего опыта (3-4 основных вопроса) и тезисы к нему. Материалы дополняйте, уточняйте в процессе работы, отмечайте при этом ваши сомнения, неудачи.
6. Критически оценивайте свой опыт. Главный критерий оценки работы – результативность опыта.
7. Собрав материал и систематизировав его, приступайте к описанию в соответствии с выбранной формой. Задача описания передового опыта – показать, чем именно он полезен, побудить к распространению инновации. Старайтесь писать кратко, логически стройно, избегая повторений.
8. Подберите и оформите приложения к работе (таблицы, схемы, модели занятий, внеклассных мероприятий и т. д.).
9. Оформите свою работу в соответствии с выбранной формой обобщения.
10. Подготовив материалы, снимите с них копию (оригинал всегда храните у себя, продублируйте на электронном носителе.
Предлагаемую памятку не следует рассматривать как жесткую схему. Специфика опыта может подсказать педагогу существенные дополнения к изложенному.
4 этап: РАСПРОСТРАНЕНИЕ (ДИССЕМИНАЦИЯ) ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА.
Диссеминация – это процесс, направленный на то, чтобы донести идеи, методы осуществления, продукты и (или) результаты опыта инновационной деятельности до целевой аудитории.
— пропаганда новаторских идей;
-помощь авторам опыта в формировании творческого коллектива, предоставления им возможности испытать чувство гордости в связи с достигнутыми результатами.
Диссеминация позволяет распространять практику работы образовательных учреждений и педагогов на более широкие массы, адаптируя и развивая элементы инновационной разработки или систему в целом.
Формы и способы распространения и сопровождения передового опыта:
• Аукцион «педагогических идей»;
• Банк педагогического опыта;
• Защита авторских проектов и разработок;
• Научно-методическая и научно-практическая конференции;
• Неделя изучения наилучшего опыта, накопленного педагогом;
• Общественная презентация опыта;
• Открытые занятия по различным темам и вопросам;
• Панорама педагогических достижений;
• Педагогическая мастерская;
• Педагогические чтения;
• Печатные способы распространения педагогического опыта; (публикации в газете, брошюры).
• Практикумы по разработке методики изучения и обобщения пе-дагогического опыта;
• Школа передового педагогического опыта;
• Школа профессионального мастерства.
Презентация опыта необходима для того,чтобы:
дать обоснование актуальности опыта, его практической значимости, выделить противоречия, трудности, с которыми столкнулись в своей практической деятельности,
вычленить ведущую педагогическую идею опыта, ее составные части. Это могут быть уже известные или новые идеи и технологии передового опыта, отвечающие взглядам автора, его позиции,
отразить теоретическую базу опыта. Описать, на какие научные (или практические) изыскания опирается педагог, научные концепции или теории каких авторов (известных большинству педагогов или менее известных) использует в работе,
раскрыть технологию реализации ведущей педагогической идеи и ее компонентов, изложить точку зрения на содержание образования, взаимоотношения педагога и воспитанника, формы, методы, приемы и средства обучения и воспитания современного дошкольника,
показать предлагаемые инновации в организации учебно-воспитательного процесса, содержании образования, взаимодействии педагога и детей,
провести самоанализ результатов профессиональной деятельности.
Если есть необходимость, показать результаты медицинского обследования, психологического тестирования, анкетирования родителей, результаты итогового контроля, олимпиад, конкурсов; можно представить общий результат в виде диаграмм, схем.
Презентация системы работы осуществляется в рамках авторской педагогической концепции. Иллюстрируйте свое выступление материалами из опыта работы: альбомы, папки с подборкой определенных материалов, фотографии, печатные издания, работы учащихся и др.
Типичные ошибки при обобщении опыта:
• описание достаточно известного опыта. Описание опыта не несёт новизны. Такой опыт является передовым для данного коллектива, но обобщать его целесообразнее в других формах.
• изложение мыслей и выводов общего характера, использование теоретических выкладок из литературы. Такой материал может быть назван сообщением, аннотацией методической литературы и использован для расширения педагогического кругозора воспитателей.
• не всегда раскрывается система ведущих идей, слабо выделены, наиболее значимые компоненты методики, раскрывающие логику опыта, последовательность действий в нём воспитателя.
• отсутствие анализа и наличие только констатации фактов;
• поверхностность в описании, подмена анализа работы отдельными примерами;
• преобладание эмоционального характера описания опыта;
• не раскрываются пути достижения опыта (методы, приемы, средства);
• отсутствие взаимосвязи между действиями педагога и детьми (т. е. односторонняя передача опыта: либо деятельность педагога, либо детей);
• отражены только успехи, отсутствуют проблемы, нерешенные вопросы, трудности;
• не всегда передаются условия, в которых возможно воспроизведение опыта.
Рекомендации по оформлению и содержанию материалов о передовом педагогическом опыте:
Материал о передовом опытевключает следующие структурные элементы: обложка (титульный лист, информационный лист, рецензия, аннотация, оглавление (содержание, введение, основная часть, заключение, литература, приложение.
Обложка (титульный лист): название учреждения, представляющего материал; заглавие, название предоставляемого материала; Ф. И. О., должность того, кто представляет материал; год представления материала.
Информационный лист: сведения об авторе опыта: Ф. И. О., год рождения, образование, квалификационная категория и год присвоения, адрес, контактный телефон; сведения о том, какими материалами представлен опыт, их точное местонахождение; сведения о последователях опыта, их отзывы и замечания, конкретные адреса распространения передового опыта (Ф. И. О., должность, название учреждения образования).
Рецензия: отзывы и замечания эксперта о представленной работе (указать Ф. И. О., должность эксперта).
Аннотация: это сокращённое (0,5 страницы) изложение содержания материала об опытев следующей последовательности: представление автора, составителя, основное содержание материала об опыте, читательское назначение материала.
Оглавление: даёт развёрнутый перечень всех рубрик (разделов, глав, параграфов) соответственно тексту с указанием страниц.
Теоретическая база опыта: указывается, что конкретно на основе той или иной научной идеи разрабатывается автором опыта.
Актуальность и перспективность опыта: анализ педагогических противоречий и способов их разрешения; определение того, в какой мере опыт способствует решению задач, поставленных перед образовательным учреждением, какие противоречия и затруднения, встречающиеся в массовой практике, успешно решаются в данном опыте.
Новизна опыта: отличие опыта от уже существующего, его степень новизны.
Адресность опыта: каким педагогам рекомендовано использовать этот опыт, определить область применения опыта (в каких группах).
Трудоёмкость опыта: указать трудности при использовании данного опыта; длительность работы над опытом; диапазон опыта (отдельная педагогическая ситуация, занятие, система занятий, система внеклассной работы).
Технология опыта:отразить последовательность действий: осознание цели, изучение состояния постановки задач, подбор форм, методов, средств, планирование, применение, подведение итогов, анализ, корректировка.
Заключение: отражение причинно-следственных связей между используемыми педагогом средствами и полученными результатами, выводы, рекомендации, прогнозы, отражающие перспективы развития данного опыта, проблемы и пути их решения.
Приложение к опытуработы может включать: авторские и модифицированные программы, проекты; описание опыта работы; видео и фотоматериалы, презентации; выступления на методических мероприятиях; данные о детях, их успехах, имеющих отношение к системе работы; дидактический материал; материалы, подтверждающие результативность опыта; педагогическую диагностику; планы работы с детьми; продукты детской деятельности; публикации в СМИ; творческие работы; поощрения педагога (награды, звания).
1. О. М. Сергеева. Изучение, обобщение и распространение (диссеминация) передового педагогического опыта. Методическое пособие. – ГБОУ СПО «Дзержинский индустриально-коммерческий техникум», 2010.
2. Ю. Г. Шихваргер. Педагогический опыт: изучение, обобщение, продвижение.
3. С. А. Грецкова. Педагогический опыт. Понятия и методы обобщения. ГБНОУ «СПБ ГДТЮ».
4. В. А. Зебзеева. Обобщение передового педагогического опыта.
5. Валеев Г. Х. Обобщение передового педагогического опыта с позиций системно-целостного подхода // Педагогика. – 2005, №5.
6. Попова И. Н. Обобщение передового педагогического опыта. // Завуч, 2006, №6.
Консультация для педагогов «Взаимодействие педагогов с родителями по социально-личностному развитию детей» «Взаимодействие педагогов с родителями по социально-личностному развитию детей» Социальное развитие – это формирование отношения ребёнка.
Консультация для педагогов «Взаимодействие педагогов в процессе физкультурно-оздоровительной работы» Консультация для педагогов «Взаимодействие педагогов в процессе физкультурно – оздоровительной работы» Прежде чем начать говорить о взаимодействии.
Педагогический опыт Педагогический опыт воспитателя Гапиенко Ольги Евгеньевны. Быть воспитателем в современных условиях сложно и ответственно, так как нужны.
Педагогический опыт «Создание условий для активного вовлечения родителей в образовательную деятельность детского сада» «Создание условий для активного вовлечения родителей в образовательную деятельность детского сада» Актуальность и перспективность. В настоящее.
Педагогический опыт «Чудо своими руками» Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя,.
Педагогический опыт работы по экологическому воспитанию Педагогический опыт работы по экологическому воспитанию Автор: Возмищева Татьяна Сергеевна, воспитатель первой квалификационной категории.
Передовой педагогический опыт по формированию самостоятельности детей дошкольного возраста Самостоятельность – очень важная черта личности человека и очень неоднозначная. Как часто мы сетуем на неумение нашего ребенка занять себя,.
Мой педагогический опыт 1 Каждый педагог – это своего рода сыщик. Ведь ему приходится находить индивидуальный подход к каждому ребенку, быть тонким психологом,.