Что такое перемены в литературе
Аргументы из литературы по направлению «Время перемен»
Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети»
Евгений Базаров – разночинец, демократ, а Павел Петрович Кирсанов – дворянин, аристократ. Именно между этими социальными группами в конце пятидесятых годов девятнадцатого века, во время, когда и происходит действие романа, возникает спор о России и её судьбе. Недаром действие романа происходит в переломном 1859 году, за два года до отмены крепостного права. Евгений Базаров убеждён, что нельзя любую истину принимать на веру, всё нужно подвергать сомнению. Проверяя, он отвергает то, на чём основано современное общество. Герой уверен, что следует всё разрушить, «место расчистить», а строить – дело других. Он хочет перемен, его искренне волнует будущее России, однако он разрушитель, а не созидатель, и в этом его ошибка.
Павел Петрович убеждён, что в обществе существуют незыблемые основы, которые должно сохранять. Ценности, которые защищает Павел Петрович, конечно, во многом важные: «человеческая личность должна быть крепка, как скала, ибо на ней всё строится».
Изменения необходимы любому обществу, которое хочет, чтобы у него было будущее. Перемены невозможно представить там, где люди их бояться и отвергают. Однако, если люди, создавая новое, будут разрушать всё, что веками строилось до них, настоящие перемены так и не наступят.
Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума»
Фамусовскому обществу не нравится смелость Чацкого и его размышления о переменах, потому что они привыкли к тому, что чины и карьера превыше всего, они не могут себе представить другой жизни. Именно поэтому для них и опасны мысли главного героя: если его желания превратятся в реальность, то такие люди как Фамусов потеряют свой авторитет и главные ценности жизни.
Драма А.Н. Островского «Гроза»
Катерина, главная героиня пьесы, живёт со свекровью, которая постоянно терроризирует и её, и своего сына Тихона. Героине очень сложно жить в доме, где всё как будто из-под неволи. Кабаниха властолюбива, ей нужно беспрекословное подчинение, она ненавидит человеческие слабости, все её силы направлены на удержание и отстаивание домостроевского уклада, уродливо ею понятого. В основе семейных отношений Кабановых не любовь и забота, а стремление душу закабалить. Муж, хотя и любит Катерину, но слишком слаб и безволен, чтобы защитить от нападок матери.
Когда все в доме узнают о её грехе, она понимает, что не сможет жить дальше в семье, и совершает самоубийство: ей больше некуда пойти, она не может ничего сделать в этой ситуации.
Это не только трагедия Катерины, это трагедия того времени, в котором не было движения общества к свободе, к правам человека. Невозможность расторгнуть брак, властолюбие, вовсе не приятные семейные традиции принесли горе не только главной героине, но и всей семье Кабановых.
Роман-эпопея Л.Н. Толстого «Война и мир»
И главные герои, и всё общество менялись на протяжении всего романа. Так в начале Андрей Болконский, узнав о бедственном положении русской армии, решает, что это «тот Тулон, который откроет ему первый путь к славе». Он стремится стать героем, для него слава становится важнее семьи. Время показывает главному герою, что есть вещи важнее славы, геройства, что война вовсе не добродеятель. После битвы под Аустерлицем и смерти жены Андрей Болконский опустошён, он не знает, куда двигаться дальше, но его разговор с Пьером Безуховым на пароме помогает ему вновь обрести смысл жизни и понять, что несмотря ни на что «надо любить, надо надеяться, надо верить».
Конечно, в ходе войны мир не мог остаться прежним. Французы проиграли в Отечественной войне, большое количество солдат замёрзли при возвращении в Париж. И Кутузову, русскому полководцу, в конце войны стало жалко французов, он сказал, что им не было пощады и прощения, когда они напали на Россию, а теперь, когда враги проиграли, «и пожалеть их можно». А это значит, что и отношение к людям может меняться в зависимости от того, представляют они угрозу или нет.
С.А. Есенин «Письмо к женщине»
Рассказ А.П. Чехова «Ионыч»
Дмитрий Ионыч Старцев неплохо образован, трудолюбив, начитан. Когда он впервые приходит в гости к Туркиным, то, может быть, единственный замечает, что «самая талантливая семья города» на самом деле бездарна, а их жизнь скучна и однообразна. Попав в провинциальный город, Старцев сначала пытается найти если не единомышленников, то интересных собеседников. Но когда он «в обществе, за ужином или чаем, говорил о том, что нужно трудиться, что без труда жить нельзя», то его не только не понимали, на него обижались. Однако Дмитрий Ионыч не сопротивляется, а приспосабливается к жизни города С.
Старцев живёт в среде, которая ему кажется странной, неправильной, почти не пытаясь противостоять ей, поэтому постепенно становится частью этой пошлой, бессмысленной жизни. Он плывёт по течению. Человек с ходом времени может «незаметно, мало-помалу» стать совершенно другим. Время подчиняет главного героя.
Наверное, в таких изменениях виноват Старцев, изначальная мелочность его характера. Он, дьячков сын, конечно, потратил много сил и времени, для того чтобы стать врачом, но, оставшись наедине с собой, не может сопротивляться. Изначальная мелочность характера побеждает.
В последней главе Старцев из целеустремлённого молодого доктора превращается в человека, всегда действующего по установленной программе. Ионыч делает одно и то же изо дня в день, из года в год, на первом место у него теперь бесцельное накопительство. Нет больше смысла, надежды на счастье, а есть лишь его заменители – недвижимость, почтение окружающих. Он опустился даже не на уровень Туркиных, а ещё ниже.
Цикл романов д. Голсуорси «Сага о Форсайтах»
Цикл повествует о сразу нескольких поколениях семьи Форсайтов, людей, для которых на первом месте стоят материальные ценности, собственность. Они видят в вещах лишь практическую сторону, для них чуждо любое искусство.
История этой семьи становится историей форсайтизма. Для Голсуорси Форсайт не только тот, кто носит эту фамилию, но и любой человек, кто привык не показывать свои чувства, видит во всём выгоду, не тратит зря энергию, ничего и никогда не отдаёт целиком.
Смерть Босини, человека иного мира, где царят красота и свобода, предвещает гибель благополучия Форсайтов. Эти горькие перемены неизбежны, потому что невозможно жить одной лишь выгодой. Любое общество, в котором на первом месте стоят выгода, собственность, а не духовный мир, красота, свобода, право выбора, обречено рано или поздно погибнуть, потому что, в отличие от души и искусства, вещи имеют срок годности.
Аргументы по направлению «Время перемен» для итогового сочинения 2020-2021
Автор: Guru · 13.10.2020
«Время перемен» — направление, связанное с любыми изменениями, которые могут происходить с человеком, со страной или с миром в целом. Как правило, в любом художественном произведении всегда наблюдаются перемены, часто на этом даже строится сюжетная фабула.
А.С. Грибоедов, «Горе от ума»
В произведении «Горе от ума» А.С. Грибоедова главный герой Александр Чацкий возвращается в Москву из заграницы, где провел около трех лет. В «фамусовском обществе» новаторские идеи, высказанные гостем, не могли быть приняты, потому что к перемене мышления нужно быть готовым. Многие передовые люди того времени понимали необходимость изменений социального уклада в стране, но страшились этого и не были готовы, например, к отмене крепостного права и к тем переменам, которые могли из-за этого возникнуть. Грибоедов в своей комедии говорит о том, что общество не готово слушать и воспринимать идеи таких «горе-умников», как Чацкий, поэтому ему больше ничего не остается, как распрощаться и уехать.
А.П. Чехов, «Вишневый сад»
В пьесе «Вишневый сад» рассказывается история семьи, которая не хотела менять свой старый уклад, не желала двигаться к позитивным изменениям в своем поместье, из-за чего их мир рушится, потому что имение приходится продать. Любовь Раевская и ее брат Леонид Гаев погрязли в долгах, но ничего не предпринимают, чтобы как-то улучшить ситуацию – они просто плывут по течению. Даже идеи Лопахина по восстановлению родового гнезда они не воспринимают всерьёз. Боязнь перемен делает невозможным дальнейшее проживание в собственном доме, и они лишаются его.
И.А. Гончаров, «Обломов»
В романе «Обломов» И.А. Гончаров изображает героя, имя которого стало нарицательным из-за его удивительного образа жизни. А стиль существования он выбрал следующий: лежать на диване и мечтать о переменах в жизни, которые почему-то должны произойти сами по себе. Обломов надеялся, что жизнь станет лучше, краше, но он абсолютно ничего не делал для того, чтобы это случилось на самом деле. Он вечно в халате на своем диване, ему лень выйти на улицу, книга всегда раскрыта на одной и той же странице. Антиподом Обломову выступает Штольц, немец по происхождению и очень деятельный человек. Благодаря общению с энергичным другом, у Обломова наступает пробуждение, он жаждет перемен, которые вот-вот произойдут с ним, даже влюбляется в женщину, которой осмелился сделать предложение… Но длится всё это недолго. Он снова впадает в безмятежное существование, не хочет перемен в своем жизненном укладе, и всё возвращается на круги своя. Перемены коснулись героя лишь внешне, а внутренней мотивации у него не было, поэтому он закончил жизнь серо и скучно, скончавшись от инсульта в молодом возрасте.
И.С. Тургенев, «Отцы и дети»
В романе «Отцы и дети» И.С. Тургенев изображает собирательный образ молодого поколения, стремящегося к переменам в российском обществе. Олицетворяет этот типовой образ нигилист Базаров, отрицающий мораль и принципы прошлого и стремящийся создать новый мир. Герой имеет все качества лидера: целеустремленность и трудолюбие, ораторские способности и умение высказать собственную точку зрения. Базаров имел своих последователей, спорил с представителями «отцов», которые были против каких бы то ни было перемен в стране. Но у героя были и слабые стороны: он хотел построить новый мир, не обращая внимания на наследие, которое проявляется в исторической памяти, в культуре и искусстве прошлого. Невозможно перемениться к лучшему, если не учитываешь опыт предыдущих поколений. Об это и разбивается теория нигилиста Базарова.
А.П. Платонов, «Юшка»
Рассказ «Юшка» Андрея Платонова наполнен глубокой печалью за судьбу главного героя, к которому можно испытывать милосердие и сострадание, но никак не злость и ненависть. А в городе, в котором жил Юшка, к нему относились с жестокостью не только взрослые, но и дети: они кидали в него камни и кричали ему вслед бранные слова. Сам же Юшка верил в то, что он способен изменить мир, что каждый человек приходит в эту жизнь с какой-то миссией, которую должен выполнить. Юшка был добрым, и каждый воспринимал это качество как слабость, а потому стремился выместить на нем свою злобу. Но когда герой умирает, общество меняется. Эта перемена происходит потому, что окружающие потеряли человека, который кротко сносил все их оскорбления, впитывал их, как губка, и никогда ни на кого не обижался. И тут жители городка осознают, кем был Юшка в их жизни, в них что-то пробуждается, особенно, когда они узнают, что Юшка все это время воспитывал приемную дочь, ради которой отказывался от куска сахара. А эта девушка стала врачом и начала лечить людей.
М.А. Шолохов, «Тихий Дон»
В романе Михаила Шолохова «Тихий Дон» показаны перемены в укладе казачества, которые стали происходить на фоне событий начала двадцатого века. Сначала мир пошатнулся в ходе Первой Мировой войны, потом народ настигла Гражданская война, начавшаяся после революции 1917 года. Люди не понимали, за что или против кого они должны воевать. Старые жизненные уклады рушились, а на их место еще не пришло то новое будущее, о котором твердили власти. Это было очень тяжелое время в России – время перемен, которое для каждого человека по-своему отозвалось в жизни.
Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание»
В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» главный герой Родион Раскольников претерпевает изменения личности. Его история начинается с размышления о том, что все люди делятся на две категории: «твари дрожащие» и «право имеющие». Такие мысли приводят его к убийству старухи-ростовщицы: он хотел проверить себя, сможет ли он лишить жизни человека. Совершить преступление ему удалось, но угрызения совести не дают ему жить спокойно, он возвращается к дому старухи, начинает болеть и бредить, и его раскрывают. Уже на каторге Раскольников осознает свои ошибки, читает Библию, приобщается к православной вере, и у него происходит духовное перерождение.
М.А. Булгаков, «Собачье сердце»
В «Собачьем сердце» Михаил Булгаков описывает эксперимент, в котором профессор Преображенский совершает удивительную операцию по пересадке человеческого гипофиза собаке. Это была перемена, перевернувшая мировоззрение не только всего общества, но и самого врача. Шариков в образе человека получился вовсе не таким, каким его себе представлял Преображенский. Сказалось то, что орган, пересаженный псу, был взят у человека, страдающего алкоголизмом. К тому же общество, в которое попадает Шариков, способствует развращению бывшей собаки. А еще у него не пропадают инстинкты животного, и он начинает заниматься отловом бродячих кошек. Преображенскому ничего не остается, как снова совершить операцию и вернуть всё в первоначальное состояние.
Г.Ш. Яхина, «Зулейха открывает глаза»
«Зулейха открывает глаза» — прекрасный образец современной прозы. Гузель Яхина изображает татарскую женщину, в жизни которой всё перевернулось с ног на голову с приходом советской власти. Сначала она лишается мужа, а потом едет в Сибирь в теплушке с остальными ссыльными, «кулаками», политическими заключенными и другими изгнанниками. Их перевозят на Ангару, где они создают поселок Семрук, в котором и остаются жить по новым законам. Перемены, постигшие Зулейху, полностью меняют ее образ жизни, делают ее сильнее и выносливее. Она попадает в совершенно другой мир и вынуждена бороться за свое существование в нем.
Антуан де Сент-Экзюпери, «Маленький принц»
Философская сказка Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц» рассказывает о мальчике, который живет на своей планете, каждое утро борется с баобабами, которые иначе разрастутся, как сорняки, и дружит с Розой, красивой, но с характером. Перемены для Маленького принца начинаются тогда, когда он предпринимает путешествие по другим планетам с целью познакомиться с тем, как живут другие. Он прибывает на землю, где встречается с рассказчиком. Земля учит Маленького Принца тому, что главного не увидишь глазами, на это способно только сердце. Здесь же он понимает, что его чувства к Розе очень сильны, и что Роза, несмотря на свои шипы, тоже искренне любит его. Побывав за пределами своей планеты, мальчик многое понял, расширил свой кругозор и вырос в эмоциональной сфере.
Д. Роулинг, «Гарри Поттер»
Всем известный Гарри Поттер Джоан Роулинг оказывается на пути перемен, когда неожиданно за ним приходит служащий Хогвардса, школы волшебства, великан Хагрид. Для мальчика открываются ворота в совершенно новую жизнь, в которой он находит настоящих друзей, сражается с врагами и становится истинным волшебником.
Д. Дефо, «Робинзон Крузо»
В романе Даниэля Дефо «Робинзон Крузо» герой терпит кораблекрушение и спасается, когда его выбрасывает на необитаемый остров. Это полностью изменило его жизнь. Робинзон не стал унывать, оставшись один, он упорно старался улучшить свою жизнь, ему удалось приручить диких коз, научиться делать сыр из козьего молока, он сам выращивал зерно и пёк хлебные лепешки. Жажда жизни позволила герою не только выжить на острове, но и сделать невероятные открытия, которыми он поделился с соотечественниками спустя 28 лет, когда ему удалось вернуться на родину.
Д. Лондон, «Мартин Иден»
Истинных перемен в своей жизни добивается Мартин Иден, герой одноимённого произведения Джека Лондона. Влюбившись в Руфь, богатую и образованную девушку, мужчина понимает, что ему необходимо духовно расти и развиваться, чтобы быть достойным ее любви. Он начинает усердно заниматься самообразованием, очень много читает и даже занимается сочинительством. Мартин Иден выходит на совершенно другой уровень в своем развитии, достигает личной эффективности и высот в сфере самосовершенствования.
Нехудожественная литература, направленная на самообразование, — книги, способствующие осознанию необходимости перемен в личном развитии.
Робин Шарма – современный писатель, гуманист, мотиватор, ориентированный на личностный рост. В своих книгах «Монах, который продал свой Феррари», «Кто заплачет, когда ты умрешь?», «Клуб 5 часов утра» и других он учит меняться в лучшую сторону, расти и развиваться, используя различные методики и практики самосовершенствования.
Мари Кондо в книге «Магическая уборка» учит тому, как изменить свой дом, применив техники организации помещения и уборки, которая наведет порядок не только в окружающем пространстве, но и в голове.
В книге «Сапиенс» Юваль Ной Харари рассказывает свое видение краткой истории человечества. Иронично и метафорично автор повествует о переменах, происходивших с видом хомо сапиенс, которые привели этот вид к современному человеку.
Итоговое сочинение: Всегда ли перемены к лучшему? (3 варианта)
Многомудрый Литрекон написал для Вас три варианта итогового сочинения по направлению «Время перемен» на тему: Всегда ли перемены к лучшему? Аргументы он выбрал из произведений «Гроза», «Вишневый сад», «Детство», «Ионыч», «Капитанская дочка», «Три сестры».
Вариант 1
(437 слов) На пороге открытия или любого другого нововведения каждый человек невольно спрашивает себя: «Всегда ли перемены к лучшему?». Эти сомнения не напрасны: далеко не всегда изменения приводят к желаемым результатам, а иногда и вовсе противоречат нашим ожиданиям. Об этом говорили многие мыслители, в том и числе и русские писатели, которые не раз предупреждали читателя о том, что менять свою судьбу нужно с большой осторожностью.
Например, А.Н. Островский в пьесе «Гроза» описал последствия несчастливого брака — изменения социального статуса и окружения. Катерина воспитывалась в доброй и культурной семье, где никто никого не обижал и не ущемлял. Она была свободна, всем довольна и наслаждалась жизнью. Но пришло время выходить замуж, и партия у нее была незавидная. Тихон оказался безвольным, грубым и глупым человеком, который слепо подчинялся матери и норовил лишь поскорее уйти из дома, бросил молодую жену на растерзание свекрови. Попав в купеческую семью, героиня почувствовала гнет Кабанихи. Марфа Игнатьевна постоянно упрекала, поучала и унижала невестку. По мнению купчихи, все домочадцы должны были ее бояться, чтобы сохранялся порядок в семье. Ханжество и жестокость героини накладывали свой отпечаток на атмосферу в доме: Варвара, Тихон и Катерина хотели лишь поскорее вырваться оттуда, как из западни. Катерина тяготилась неволей и унижением, тосковала по поре своего девичества. В ее случае изменения статуса, места жительства и социальной среды привели к худшему, потому что героиня, выходя замуж, не знала ни своего суженого, ни его семейства.
Не менее интересный пример описал А.П. Чехов в рассказе «Ионыч». Главный герой получил медицинское образование и направился в уездный городок, чтобы устроиться на работу по специальности. Он изменил место жительства и окружение, но перемены не были положительными. Вокруг Старцева были лишь одни обыватели с низким уровнем знаний и культуры. Из развлечений они признавали лишь обеды, ужины, сплетни, азартные игры и увлечение спиртными напитками. Сначала Дмитрий нашел семью, которая казалась ему интеллигентной и просвещенной. Он часто бывал в гостях у Туркиных, даже влюбился в Катерину, дочь хозяев, но девушка не ответила ему взаимностью, а он перестал бывать в их доме. Но спустя несколько лет Старцев разочаровался в их заурядности: эти люди лишь создавали видимость одаренности и оригинальности, но в сущности оставались такими же ограниченными мещанами, как и другие жители города. Такое окружение, такая атмосфера плохо сказались на состоянии самого героя. Он превратился в алчного, грубого, эгоистичного и черствого человека, которому идеально подходила фамильярная кличка «Ионыч». Переезд в глубинку стал негативным изменением в жизни Дмитрия, потому что он не смог противостоять его последствиям — губительному влиянию среды.
Таким образом, перемены далеко не всегда бывают к лучшему. Многие из них ведут к отрицательным результатам и не соответствуют нашим ожиданиям. Чтобы все изменения были хорошими, необходимо «семь раз отмерить — один раз отрезать», как гласит пословица.
Вариант 2
(481 слово) Мы часто грезим о переменах, но далеко не каждое изменение дает тот результат, которого мы желаем. Люди стремятся внести какие-то поправки в свою жизнь, зачеркивают и переписывают строчки из биографии, но почему-то все становится только хуже. Причина в том, что переиначить судьбу можно и с плачевными последствиями, если не продумать своих действий. Эту тему поднимали многие авторы.
Например, главный герой пьесы А.П. Чехова «Три сестры» хотел добиться успеха в научной среде и устроиться в кафедру МГУ. Но сперва Андрей вознамерился наладить личную жизнь — вступить в брак. Наташа была скоромной и хозяйственной барышней из приличной семьи. Он влюбился в нее и сделал предложение. Однако с первых же дней супружества героиня проявила свой настоящий характер: она подчинила мужа своим властным характером и стала постепенно захватывать власть в доме Прозоровых. Она забеременела, и под предлогом заботы о ребенке Андрей теперь очень много трудился на нелюбимой службе и совсем забросил науку. Ни о каком переезде, ни о какой кафедре Наташа и слышать не хотела. Вся жизнь ее супруга должна была быть посвящена только ее потребностям. Даже его сестры служили для блага Наташи: освобождали лучшие места для ее нужд и подчинялись новым правилам хозяйки. Как только малыш появился на свет, Наташа решила занять для него комнату одной из сестер. Безвольного супруга она не любила, а просто использовала, поэтому вступила в связь с его начальником и даже не старалась скрыть это. Отчаявшийся Андрей увлекся азартными играми и спиртными напитками. Светлые и радостные изменения в его жизни, начавшиеся со свадьбы, оказались ужасными и привели к деградации и несчастью героя.
Порой глобальные социальные изменения, которые кажутся позитивными, заканчиваются полным крахом. Эту тенденцию показал А.П. Чехов в пьесе «Вишневый сад». Детство и юность Раневской и Гаева, обеспеченных дворян, проходили безмятежно. Брат и сестра росли в роскоши, праздности и думали, что так будет всегда, поэтому не получили ни прикладного образования, ни жизненно важных навыков. Однако в течение их жизни в России происходили очень важные перемены, инициаторами которых были сами дворяне. Было отменено крепостное право, а затем появились другие реформы, которые позволи выходцам из простого народа преуспевать и богатеть. Эти решения казались правильными и справедливыми, но никто не учел, что помещики не могли сами обеспечивать себя, и все их могущество резко пошло на убыль. Поэтому Раневская и Гаев в зрелости столкнулись с угрозой полного разорения. Они не смогли приспособиться к новым реалиям: по-прежнему не знали счета деньгам и не работали. В финале на торги попадает их последнее имение, но герои вновь не адаптировались к новым условиям, ведь у них еще остались деньги, присланные теткой на выкуп имения. На их примере мы можем убедиться, что некоторые социальные перемены имеют такие последствия, которые нельзя назвать позитивными: целое сословие людей оказалось совершенно неподготовленным к изменившимся обстоятельствам.
Таким образом, некоторые перемены могут ухудшить нашу жизнь. Поэтому перед каждым серьезным шагом нужно продумать все последствия и взвесить все риски. Если мы безответственно подойдем к изменению своей судьбы, то результат нас непременно разочарует.
Вариант 3
(464 слова) Людям всегда хочется верить, что изменения в их жизни будут к лучшему. Мы надеемся, что шаг в неизвестность приведет к мечте. Однако так происходит далеко не всегда, потому что не все перемены имеют положительный итог. Иногда мы действуем неправильно или же сталкиваемся с ложными ожиданиями, которые развенчивает суровая реальность. Таких примером немало в литературе.
Так, М. Горький в повести «Детство» описал последствия переезда ребенка в семью бабушки и дедушки. Раньше он жил благополучно: мама и папа любили его, не били и хорошо обеспечивали. Но у героя погиб отец, и он был вынужден отправиться вместе с матерью к ее родителям. Казалось бы, старики должны были баловать и на руках носить внука, но в доме Кашириных царила враждебность. Василий Васильевич был жестоким, грубым и агрессивным человеком. В первый раз он бил Алексея до тех пор, пока тот не потерял сознание. В насилии он видел воспитание. Дяди мальчика были скупыми, хитрыми и алчными. Они хотели поскорее получить наследство отца и совсем не любили его. Их можно понять: дед Каширин часто оскорблял и бил их, обвиняя в плохом характере детей не себя, а свою жену. Супруга героя была полной ему противоположностью: она приласкала Алешу, но не смогла полностью его защитить от плохого отношения деда. Когда мать мальчика вышла замуж повторно, он стал жить с новой семьей, но и эти перемены были к худшему: отчим стал бить свою беременную жену, и мальчик защищал ее, рискуя жизнью. Все изменения на этом отрезке его судьбы стали источниками боли и горя.
Таким образом, далеко не все изменения можно назвать положительными. Некоторые из них хороши лишь в теории, но на практике проявляют свою истинную сущность. Важно стремиться не к бирке «перемена», что бы они ни означала, а к совершенствованию себя и мира и вокруг нас. При этом важно анализировать практические подходы к решению проблем и продумывать все их последствия. Только тогда мы сможем сделать именно то, что хотим.