Что такое переплет обложка титульный лист
Детский мир
Дорогой друг! Ты наверняка очень любишь читать и конечно всегда радуешься, открывая новую книгу, только что принесенную из библиотеки или книжного магазина. И ты при этом может быть задумывался из чего же состоит книга? Раскрыв переплет, любуешься узором форзаца, разглядываешь, портрет автора на фронтисписе, пробегаешь взглядом колонтитулы, прежде чем приступить к внимательному чтению.… Но я вижу по твоему удивленному взгляду, что эти слова тебе незнакомы. Тогда скорее пойдем за мной, я расскажу и покажу тебе, из каких частей состоит книга! А если хочешь узнать, какой путь она проходит, прежде чем попасть к тебе в руки перейди на эту страничку.
Как «устроена» и из чего состоит книга?
Переплет
То, с чего начинается знакомство с книгой, — прочная, обычно твердая покрышка (из картона, бумаги и пр.), в которую вставляются листы книги. Более простая оболочка из бумаги или тонкого картона называется обложкой. На лицевой стороне печатается название издания, фамилия автора, размещается рисунок.
Корешок
Край книжного блока, скрепляющий все элементы книги (тетради книжного блока, каптал, ляссе и пр.)
Книжный блок
Состоит из тетрадей, скрепленный между собой в корешке и обрезанных с трех сторон.
Форзац
Двойной лист бумаги, который соединяет книжный блок и переплетенную крышку. Может быть чистым, а может содержать рисунок, передающий атмосферу произведения, — обычно предмет, пейзаж или орнамент (узор).
Авантитул
Нечетная страница, предшествующая титульному листу. Обычно это первая или одна из первых страниц в книге.
Фронтиспис
Страница с изображением (например, портретом автора), находится между форзацем и титульным листом.
Колонтитул
Полоса наверху страницы, на которой повторяется название главы, раздела, всей книги или фамилии автора.
Шмуцтитул
Если книга состоит из нескольких разделов, то перед каждым из них может быть расположен отдельный лист с названием этой части. Это и есть шмуцтитул.
Колонцифра
Порядковый номер страницы.
Титульный лист
Начальный лист книги, на котором размещены основные выходные данные: название, автор, издательство и т.д., обычно более подробно, чем на обложке.
Нахзац
То же, что форзац, только в конце книги. Скрепляет книжный блок с задней сторонкой переплетенной крышки. Обычно не отличается от форзаца.
Каптал
Тесьма с утолщенным цветным краем, которую приклеивают к верхним и нижним краям корешка книжного блока.
Ляссе
Ленточка-закладка, прикрепленная к верхней части корешка.
Концевой титульный лист
Последняя страница издания с выпускными данными.
Иллюстрация
Изображение, соответствующее содержанию литературного произведения. Иллюстрации могут быть художественно-образными и научно-познавательными.
Мы перечислили все части из которых состоит книга, а теперь давай разберемся с иллюстрациями, делающими книгу гораздо интереснее и красочнее.
Виды книжных иллюстраций
Фронтиспис
Иллюстрация ко всему литературному произведению, расположенная напротив титула, на левой стороне книги. Раскрывает идею книги. На фронтисписе может быть изображен портрет главного героя или самого автора.
Заставка
Небольшой рисунок в начале раздела книги, обычно наверху страницы. Заставка может содержать название этого раздела.
Полуполосная
Иллюстрация располагается на половине страницы.
Полосная
Иллюстрация занимает всю страницу.
Буквица
Крупная, отличная от других первая буква главы, раздела, книги.
Из чего состоит книга?
«Без чтения нет настоящего образования, нет и не может быть ни вкуса, ни слова, ни многосторонней шири понимания; Гёте и Шекспир равняются целому университету. Чтением человек переживает века»
На протяжении всей своей жизни мы так или иначе имеем дело с книгами. Сначала по азбуке и букварю мы учимся читать. В школе мы постигаем различные науки по учебникам, читаем интересные произведения в сборниках художественной литературы. Во время учёбы в институте и на работе мы также постоянно обращаемся к книге. И, наконец, мы выбираем литературу по собственному вкусу и наслаждаемся различными книгами не только в образовательных целях, но и просто «для души».
В очередной раз держа в руках книгу, открывая её и перелистывая страницы, мы и не задумываемся, что перед нами не только цельное книжное издание, но и множество его элементов. Из чего же состоит книга?
Каждому известны обложка, корешок и страницы (листы). Но помимо них есть ещё и другие составляющие. Давайте вместе знакомиться со структурой книги.
Обложка, переплёт и суперобложка
«Любите книгу, она облегчает вам жизнь, дружески поможет разобраться в пестрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к человечеству»
Кроме скрепления и соединения обложка также выполняет и информативную функцию. Именно из обложки мы узнаём фамилию автора, название книги. Также, чаще всего сзади книги, мы можем прочитать краткую аннотацию или узнать название издательства и год издания.
Помимо обычных обложек книга может «носить» и суперобложку — так называется съёмная бумажная обложка. Она выполняет дополнительную защитную функцию (чтобы защитить от загрязнений оригинальную обложку и страницы), а также часто служит дополнительным оформлением книги. Такая съёмная обложка может быть намного красочнее оригинальной, может содержать различные отзывы известных критиков и газет об этой книге, и, естественно, дублирует основную информацию: имя автора, название книги и т.д.).
Книжный блок
«Вам случалось находить в книге вашу собственную мысль, но только прежде не додуманную вами, какой-нибудь неясный образ, теперь как бы обращающийся к вам издалека и удивительно полно выражающий тончайшие ваши ощущения?»
Гюстав Флобер «Госпожа Бовари»
А что же находится под обложкой? Верно, страницы. Причём количество страниц указывает на то, что перед нами: издания с количеством страниц до сорока восьми называются брошюрами, все остальные — книги.
Страницы в книге не просто крепятся по одной, а объединены в тетради (обратите внимание, как крепятся листы в ученической тетради!). В свою очередь, тетради соединены друг с другом в корешке — специальном крае книжного блока, где крепятся все элементы книги. Как правило, на корешке также указываются фамилия автора и название книги.
Некоторые книги имеют и специальную закладку — ляссе (нем. Lesezeichen — «закладка», фр. lacet — «шнурок»). Тонкая, атласная или шёлковая ленточка прикреплена к корешку и позволяет «запоминать» нужную страничку, не нанося вред книге.
Форзац и нахзац. Титульный лист. Важные данные
«Польза не во многих, но в хороших книгах»
Сенека Луций Анней
Наконец настал момент, когда мы открываем книгу. И здесь нас также поджидает много всего интересного.
В первую очередь, это форзац (от нем. vorsatz — «перед предложением/страницей/листом») — двойной плотный бумажный лист, скрепляющий переплёт и страницы издания. Такой же лист есть и в конце книги и его, чаще всего, так же называют форзацем, хотя у него существует и отдельное название — нахзац (от нем. nachsatz — «после предложения/страницы/листа»). Форзацы могут быть из обычной белой бумаги или иметь красочные иллюстрации: рисунки, карты, таблицы, формулы и т.п.
Переворачивая форзац, мы видим титульный лист (от лат. titulus — «надпись») — это первая книжная страница. На ней размещают основные сведения об издании: фамилия и имя автора, название книги, название издательства и год издания.
На титульном листе печатаются несколько типов данных: надзаголовочные, подзаголовочные и выходные.
В подзаголовочных данных содержится информация о жанре произведения, перечислены фамилии переводчика и иллюстратора.
Перед титульным листом
«Что бы вы ни делали, чем бы вы ни занимались, вам всегда понадобится умный и верный помощник — книга»
В некоторых книгах первой страницей является не титульный лист, а авантитул (от фр. avant — «перед» и лат. titulus — «надпись, заглавие»). В таком случае некоторая часть привычной для титульного листа информации может переноситься на авантитул, например название издательства или серия книг, в которую входит издание. Иногда на авантитуле размещают цитату, посвящение или эпиграф к последующему произведению.
Кроме авантитула перед титульным может размещаться и ещё одна дополнительная страничка — фронтиспис (фр. frontispice от лат. frontis — «лоб, перед» и specio, spicio — «смотрю» — «смотрю в лоб»). По сути, это не отдельная страница, а рисунок, размещённый на одном развороте с титульным листом. Иллюстрация обычно имеет отношение к автору (его фотография или портрет) или к общему смыслу произведения.
Справочный аппарат книги
«Школа должна научить не тому, что читать, а тому — как. Особенно — сегодня, когда XXI век предложил книге столь соблазнительный набор альтернатив, что чтение может выродиться в аристократическое хобби вроде верховой езды или бальных танцев».
Получить всю необходимую информацию о книге, не погружаясь в её прочтение, помогает справочный аппарат издания : аннотация, оглавление, предисловие, послесловие, примечания и комментарии, колонтитул и др.
Лучше понять завязку сюжета или содержание книги, получить краткую справку об авторе помогает аннотация. Чаще всего напечатанная более мелким шрифтом, нежели основной материал книги, аннотация размещается на другой стороне титульного листа или в конце книги.
Предисловие и послесловие. Содержание
«Читатель должен замечать подробности и любоваться ими. Хорош стылый свет обобщения, но лишь после того, как при солнечном свете заботливо собраны все мелочи. Начинать с готового обобщения — значит приступить к делу не с того конца, удалиться от книги, даже не начав ее понимать. Что может быть скучнее и несправедливее по отношению к автору, чем, скажем, браться за „Госпожу Бовари“, наперед зная, что в этой книге обличается буржуазия. Нужно всегда помнить, что во всяком произведении искусства воссоздан новый мир, и наша главная задача — как можно подробнее узнать этот мир, впервые открывающийся нам и никак впрямую не связанный с теми мирами, что мы знали прежде. Этот мир нужно подробно изучить — тогда и только тогда начинайте думать о его связях с другими мирами, другими областями знания».
Предисловие представляет собой вступительную статью перед основным материалом издания. Этот материал подготавливает читателя к содержанию книги и содержит необходимые сведения: факты об авторе книги, эпоха создания, события, мотивирующие автора написать твой труд, помощники и люди, помогавшие в создании книги и многое другое.
Шмуцтитул
«Не так важно научить детей читать, намного важнее научить детей обдумывать то, что они читают!»
Стоит отметить, что специфику книги зачастую определяет и наличие тех или иных элементов справочного аппарата. Так, например, в конце словарей, энциклопедий и научно-популярных книг размещаются указатели. Именно в указателях можно найти список фамилий, терминов и предметов, о которых говорилось в книге.
Своего рода оглавлением является шмуцтитул ( от нем. Schmutztitel — «грязный титул») — отдельная страница, указывающая название или порядковый номер части или главы издания. Изначально шмуцтитул был создан для предохранения титульного листа от грязи. Позднее страничка осталась для украшения книги и разделения материала на части. Теперь шмуцтитул можно встретить не только в начале книги, рядом с титульным листом, но и в середине издания и в любой другой его части. Разные произведения делятся на части по-разному, соответственно и шмуцтитул может оказаться в любом месте книги.
Из чего состоит книга? (Презентация урока)
Как устроена книга. Урок литературы 5 класс
Книга – это одно из самых значимых и великих чудес в мире. Ведь именно книга является важным источником информации: она уносит нас в далекое прошлое и раскрывает тайны будущего. С книгой и её героями мы можем путешествовать и узнавать что-то совершенно новое и непознанное, ведь книга – это дверь в увлекательный мир чтения и фантазии.
Сегодня мы будем говорить о структуре книги, и узнаем, из каких частей она состоит.
Основные элементы книги
Книга – это не только информационный носитель, она является целым произведением полиграфии. Верстка книги занимает значительное количество времени, так как в ней содержится большое количество обязательных элементов, да и само её оформление гораздо сложнее, чем устройство газет или журналов.
Обложка. Переплёт
Редко кто из нас знает из чего состоит книга. Прежде всего мы видим обложку. Это лицо книги, это то, что внешне отличает её от других печатных изданий. Нередко именно благодаря обложке читатель решает, заинтересует его книга или нет.
Переплет – это одежда книги. Обложка и переплёт (твердый переплёт) – внешнее защитное покрытие книги, предназначенное для её сохранения от внешнего воздействия – механических повреждений, сырости, изменений температуры.
Обложка бывает мягкой, сделанной из бумаги или твёрдой, тогда её называют переплётом.
В старину переплёты были деревянными, их обволакивали кожей. Богатые владельцы украшали особо ценные книги тисненным рисунком с золотом, нередко и драгоценными камнями. На некоторых из таких книг, можно было увидеть дополнительное скрепление переплёта металлическими застёжками.
На обложке пишется название книги, фамилия автора, серия, издательство, год выпуска. Оформлением обложки занимается художник, на ней часто бывают рисунки по теме книги. Обложка, как одежда у людей, бывает обманчивой: красивой, а книга при этом совершенно неинтересной, а бывает наоборот – книга может быть старенькой, но очень интересной.
Суперобложка
Некоторые книги имеют суперобложку, которая одевается поверх переплета. Слово “супер” пришло к нам из латинского языка и обозначает “сверху, над”. Суперобложка предохраняет книгу от повреждений, загрязнений, придает ей нарядный вид. Она особо красочная и может больше заинтересовать читателя.
Корешок
Корешок – место сгиба и скрепления листов в готовой книге. Корешок обеспечивает свободное перелистывание страниц книги и её прочность.
Корешок всегда на виду. Если книга стоит на полке, то всякий может его увидеть, узнать как называется книга и кто её написал.
Форзац, каптал
Раскроем книгу. Первое, на что мы обратим своё внимание, конечно, это первый лист. Форзац – лист бумаги, который одной стороной приклеивается к внутренней стороне переплётной крышки, а другой – к первому листу. Слово форзац состоит из двух немецких слов: (“фор” – перед,”зац” – набор, то есть то, что предшествует тексту). Он соединяет книжный блок с переплетной крышкой. В каждом переплетенном издании книги есть по два форзаца: передний и задний. В некоторых книгах на форзацах печатаются рисунки, относящиеся к характеру издания. Такие форзацы называются тематическими.
К корешку приклеивается полоска тесьмы, которая улучшает оформление и скрепление блока книги. Такая тесьма носит название каптал.
Фронтиспис
Перевернув свободный лист форзаца, мы видим фронтиспис, он расположен напротив титульного листа (слева) – между форзацем и титульным листом. Фронтиспис – иллюстрация, говорящая о самом главном, что есть в книге. Он не является обязательной частью книги и бывает не у всех книг. На нём может быть портрет писателя – автора этой книги, или лицо, которому книга посвящена, но также здесь может размещаться рисунок, отображающий идею произведения, или иллюстрация к главному эпизоду книги.
Титульный лист
Титульный лист – заглавный лист книги, на котором содержатся основные о книге. На титульном листе размещаются следующие сведения:
– кто написал книгу;
– с какого языка был сделан перевод текста;
– фамилию переводчика;
– жанр произведения;
– название книги ;
– кто ее оформлял;
– название издательства;
– год издательства.
А также часто указывается фамилия художника, иллюстрировавшего книгу. Для печатной книги титульный лист впервые был создан в 1476 году одной из печатных фабрик Венеции.
На обороте титульного листа размещают менее значимые сведения о книге. Это может быть краткая аннотация, предисловие и сведения об авторском праве.
Аннотация
Аннотация – это очень краткое изложение содержания книги (главной её мысли), с её характеристикой или оценкой. Из аннотации можно узнать не только о чём эта книга, но и кто её главные герои, для кого написана книга. Располагается аннотация на обратной стороне титульного листа или на самой последней странице книги. Прочитав аннотацию, вы сразу же поймёте, о чем написана книга. Это очень удобно, не так ли? Запомните, перед тем, как купить или взять книгу в библиотеке, прочтите аннотацию. Это поможет вам сделать правильный выбор.
Предисловие
Если нет аннотации, то можно посмотреть предисловие. Это статья, помещенная перед основным текстом книги. Из неё мы тоже можем узнать об авторе книги, её содержании, героях. Предисловие обычно больше и подробнее аннотации. Иногда его пишет сам автор. Тогда он рассказывает что-нибудь интересное о том, как он придумывал эту книгу, как её писал, кто ему в этом помогал. Обычно предисловие бывает не очень длинным, его можно прочитать прямо находясь у книжной полки при выборе книги.
Книжный блок, обрез
Содержание, оглавление
Содержание книги (иногда его ещё называют “оглавление”) размещается на отдельных страницах, которые вставляются обычно в конце издания, реже – в начале. Здесь перечислены все произведения или главы. После окончания основного текста могут быть помещены так же различного вида приложения: алфавитно-предметный или именной указатели, комментарии. Содержание и алфавитный указатель создают читателю удобство ориентирования внутри текста книги.
Давайте полистаем книгу. В ней вы увидите иллюстрации. Книгу с иллюстрациями читать интереснее, потому что легче представить себе то, о чём рассказывает автор. Так же каждая страница имеет свой порядковый номер. Его называют колонцифрой.
Концевой титульный лист
Последняя страница книги с её выпускными данными называется концевым титульным листом.
Домашнее задание
Ребята, мы предлагаем вам нарисовать обложку для любимой книги. Из ваших рисунков мы сделаем выставку на странице нашего сайта. Присылайте свои рисунки по адресу:
Вот и первая работа, которую нам прислал на электронную почту ученик 5-В класса Запорожской школы № 101 Насонов Артём. Его рисунок называется “ Приключения Леопольда “
Компью А рт
Краткие рекомендации для начинающих
Элементы внешнего оформления издания
Обложка, переплет, суперобложка и форзац — четыре главных элемента внешнего оформления книги, которые составляют среди других элементов оформления особую группу. Особенность этой группы состоит в том, что они объединяют в себе две функции: первая — утилитарная (служебная) — состоит в том, чтобы предохранять книгу от повреждений, удлиняя срок ее эксплуатации; а вторая — являться элементами художественного оформления.
Обложка (переплет)
Обложка или переплет книги — прочное покрытие, содержащее ряд выходных сведений, которое выполняет две функции: защитную и информационнорекламную. Вопервых, обложка предохраняет тонкие страницы книги от повреждений. Вовторых, обложка (переплет) должна проинформировать читателя о том, что за книгу он держит руках.
В коммерческом отношении обложка (переплет) — наиболее значимый элемент книги, так как является «лицом» издания. Следовательно, чем привлекательнее и гармоничнее выполнено оформление обложки, тем выше шансы повлиять на выбор покупателя.
Характер художественного оформления обложки или переплета определяется в первую очередь содержанием произведения, жанром и типом издания (монопроизведение, сборник, серийное издание и т.д.), назначением для той или иной группы читателей. По характеру оформления могут быть шрифтовыми, орнаментальными, эмблематическими, сюжетнотематическими и т.д.
На концепцию изобразительного решения влияют внутренний дизайн книги (в частности, система оформления рубрик) и иллюстрации. Внутреннее оформление должно найти свое отражение в общей композиционной схеме обложки или переплета: в цвете, рисунке шрифта, в построении строк и т.д. Иллюстрационный материал оказывает большое влияние на выбор темы для изображения на обложке или переплете.
Конечно, всегда желательно, чтобы способ печати, виды дополнительной отделки, а также материалы: картон, бумага, краски, ткани — можно было выбрать в соответствии с художественным замыслом, однако на практике так бывает далеко не всегда. Ограничения в выборе оборудования и материалов возникают изза тиража, а также соображений экономичности издания и возможности материальной базы предприятия.
Для оформления обложек/переплетов используются, помимо многоцветной печати, дополнительные виды отделки:
• печать металлизированными красками (для создания эффекта «золотых» и «серебряных» надписей);
• тиснение (конгревное и блинтовое) с применением фольги, красочной фольги, переплетных красок;
• печать трафаретными красками (для создания эффекта более объемного изображения);
• аппликация (способ создания орнаментов или художественных изображений путем наклеивания на ткань или бумагу разноцветных тканей или бумаг);
• инкрустация (оформление переплетной крышки книжного блока рисунком, выполненным из кусочков металла, дерева, кости, перламутра, врезанных в переплетную крышку. Используется для подарочных изданий и выполняется вручную);
• оплетка кантов (способ оформления кантов книжного блока);
• термоподъем (отделка отпечатанных изображений специальными термопорошками, изменяющая рельеф оттиска под воздействием теплового излучения);
• припрессовка пленки (ламинирование).
Суперобложка
Суперобложка — дополнительная отдельная обложка издания, выполненная, как правило, из глянцевой или матовой бумаги. Суперобложки предохраняют переплет от загрязнения и повреждений, а также служат для расширения и обогащения возможностей внешнего оформления. И конечно же — выполняют рекламную функцию. Обычно за декоративно насыщенной суперобложкой следует лаконично оформленный переплет (рис. 5). Возможны и другие варианты:
• суперобложка и переплет изобразительно насыщены, но разнотемны и потому различаются по композиции, характеру решения и т.д.;
• суперобложка и переплет однотемны, но разнятся по композиции, технике исполнения и т.д.;
• суперобложка в точности повторяет композицию и рисунок переплета, но в другой цветовой аранжировке, что вместе с другим материалом и печатью создает своеобразное и отличное от переплета впечатление.
Для обеспечения сохранности оформления и повышения его привлекательности некоторые ценные издания (подарочные, сувенирные и пр.), независимо от того, есть на них суперобложка или нет, снабжают футляром (рис. 6).
Рис. 5. Переплет («дюшес», тиснение блинтовое и фольгой) и суперобложка
Рис. 6. Переплет книги и ее футляр
Форзац
Форзац — элемент внешнего оформления изданий, предназначенный для скрепления книжного блока с переплетной крышкой. Форзац является большим «плацдармом» для творчества при оформлении издания, он дает дизайнеру возможность выразить характерные особенности произведения, настроить читателя на нужное его восприятие.
Помимо художественной информации на форзаце может содержаться справочная информация, например таблица химических элементов, географическая карта, исторические сведения и т.д. Такие форзацы, как правило, применяются для учебной и справочной литературы.
Форзацы могут быть одноцветными и цветными, а также беспредметными или тематическими (рис. 7 и 8).
Рис. 7. Форзац в стиле акватипии
(мраморная бумага)
Рис. 8. Форзац книги из серии «Мир приключений»
Одноцветные форзацы изготавливают из белой или цветной бумаги с гладкой или фактурной поверхностью. Нельзя сказать, что простой белый форзац не имеет смыслового и эстетического значения — помещенный между ярким переплетом и нарядным титулом, он воспринимается как своеобразная пауза между двумя большими зрительными впечатлениями и по контрасту усиливает их. Однотонный цветной форзац, подобранный по цвету в сочетании с переплетом или в контрасте с ним, усиливает впечатление от него и подчеркивает гармоничность издания.
Форзацы тематическиизобразительного характера делятся на орнаментальные, эмблематические, сюжетноиллюстративные, иллюстративносимволические и др. Орнаментальные форзацы применимы практически во всех видах изданий. Реже применяются форзацы эмблематические. Они встречаются в изданиях научной, политической, художественной литературы. Форзацы с иллюстрацией в виде жанровой сцены применяются в основном для художественной и научнопопулярной литературы.
Особо иллюстрированные издания, обычно нарядно оформленные, требуют форзаца скорее простого, хотя и на плотной, высокого качества бумаге, в то время как массовые издания, особенно без иллюстраций, нуждаются в красивом, нарядном форзаце, служащем порой единственным украшением книги.
На выбор того или иного вида форзаца также влияет тираж книги. Влияние это не прямое, а косвенное — оно проявляется в зависимости от материальных и полиграфических возможностей, которыми располагает издательство (типография).
В художественном отношении оформление форзаца сложно взаимодействует с системой иллюстрирования, в частности с особенностями композиции и дизайна титульного листа, переплета (суперобложки). Как правило, в первую очередь решается вопрос об иллюстрациях и оформлении книги, затем об оформлении титула, суперобложки, переплета и только после этого устанавливают, каким будет форзац.
Элементы внутреннего оформления издания
Отдельные страницы книги (титульный лист, оглавление, рубрики — шмуцтитулы, начальные и концевые полосы), а также выходные данные, вспомогательные разделы, основной текст книги входят в элементы внутреннего оформления книги. Так же как элементы внешнего дизайна, они оформляются в соответствии с видом литературы, к которому относится произведение, его литературным и издательским жанром, назначением книги и возрастными особенностями читателя.
Титульный лист
Титульный лист — это страница в начале книги, на которой размещены выходные сведения издания, а именно:
• имя авторов или автора (при количестве авторов более трех эта информация выносится на оборотную сторону титульного листа);
• название книги или произведения (эта информация считается самой важной, поэтому должна быть графически выделена);
• имя художникаиллюстратора или фотографа (применяется для художественных изданий, иногда переносится на оборотную сторону титульного листа);
• название издательства и город, в котором оно расположено;
• название серии, в которой выходит издание (если она существует).
Ошибкой будет считать, что титульный лист состоит из одной страницы. В большинстве изданий он занимает несколько страниц.
Одинарный титульный лист занимает две страницы, или один бумажный лист (с оборотом). Оборот титула отводится под выходные сведения, поэтому дизайнеру необходимо расположить всю информацию на одной странице книги.
Двойной титульный лист занимает четыре страницы (два листа с оборотом) — рис. 9. Выходные сведения попрежнему занимают одну страницу, на других страницах можно просторно и красиво расположить остальную информацию. В двойном титульном листе выделяют отдельные страницы в зависимости от информации, которая на них вынесена.
Рис. 9. Двойной титул. Автор: Булат Гильванов
Рис. 10. Концевая страница книги
Первая страница двойного титульного листа, примыкающая к форзацу, называется авантитулом. Он открывает книгу, и считается, что его не следует перегружать информацией. Обычно на авантитуле указывается серия, к которой принадлежит издание (при наличии таковой), название произведения либо логотип издательства. Иногда на нем размещают девиз серии или данной книги, или даже иллюстрацию, создающую у читателя соответствующие настроение. Авантитул предваряет, но не дублирует титул и не равнозначен ему, поэтому его текст должен набираться меньшим кеглем, нежели текст титульного листа.
Под выходные сведения издания отводятся обложка, титульный лист, оборот титульного листа и концевая страница книги.
Лицевая страница титульного листа однотомной книги обязательно должна включать следующие элементы:
• данные об авторе (авторах) — имя автора или имена не более трех соавторов (инициалы и фамилия, имя и фамилия);
• тематическое подзаглавие — этот элемент очень важен для читателя, поскольку уточняет тематическое содержание книги с образным названием;
• литературный жанр — указывается в моноиздании, когда обозначен автором или издательством, и в сборнике — по воле составителя или издателя;
• вид и подвид издания (справочник, словарь, учебник и пр.);
• читательский адрес — указывается, если издательство считает это целесообразным («для работников печати», «для дошкольного возраста»);
• сведения о том, с какого языка сделан перевод, и имя переводчика — в переводном издании;
• сведения об утверждении издания в качестве учебного, официального или нормативного;
• сведения о переиздании в переиздаваемых книгах;
• место выпуска книги;
• имя издателя (название издательства);
На оборотной стороне титульного листа указываются:
• имена авторов (если количество авторов более трех);
• имена составителей, ответственных и научных редакторов (для хрестоматий, собраний сочинений);
• имена фотографов и/или иллюстраторов;
• специальные библиотечные индексы для каталогизации;
• международный стандартный номер книги (ISBN);
• макет аннотированной каталожной карточки (часто выносится на одну из последних страниц книги);
• информация об авторских правах.
Это самые важные для читателя элементы выходных сведений, поэтому они присутствуют в начале книги.
На концевой странице книги (рис. 10) размещают предвыпускные и выпускные данные. В состав предвыпускных данных входят следующие элементы:
• в российском издании не на русском языке — выходные сведения с титульного листа в переводе на русский язык;
• вид издания по социальнофункциональному (целевому) назначению;
• в моноиздании — псевдоним или полная форма имени автора;
• должность (роль), инициалы и фамилии участников создания книги.
Выпускные данные — это часть выходных сведений, в которой дается производственнотехническая характеристика издания (формат, гарнитура основного текста, вид и номер бумаги, основной способ печати, тираж, объем издания в усл. п. л. и уч.изд. л.), даты его прохождения в производстве, названия и адреса издательства и типографии, номер заказа издательства.
Выходные сведения также размещаются на обложке, переплете и суперобложке. Так, обязательны на обложке выходные сведения, когда титульный лист в издании отсутствует. В таких случаях на лице передней сторонки обложки приводят те выходные сведения, которые обычно размещают на титульном листе, а на ее обороте — выходные сведения, которые обычно размещают на обороте титульного листа.
При нехватке места на концевой странице и обороте титульного листа для предвыпускных и выпускных данных разрешается заверстывать их на лицо или оборот задней сторонки обложки.
В серийных книгах, особенно при популярности серии, есть смысл вынести на переднюю сторонку заглавие серии или ее марку. То же самое относится к месту выпуска и названию издательства в случаях, когда эти данные значимы для продажи книги, то есть если они сами по себе способны привлечь внимание покупателя. В рекламных целях на переднюю сторонку обложки выносят основные заголовки, если они могут вызвать у читателя интерес к книге, либо наиболее яркие цитаты из текста.
На корешке обложки, переплета при толщине блока свыше 9 мм необходимо указывать: имя автора (авторов), заглавие издания, обозначение и номер тома, выпуска, части (для многотомных изданий), первые и последние слова (для многотомных справочных изданий). На практике ставят только цифру номера, что вполне достаточно читателю для поиска тома на полке по корешку.
Для переплета действительны те же положения, что и для обложки. Разница лишь в том, что для размещения выходных сведений на переплете можно использовать только внешние поверхности сторонок.
На суперобложке печатают все те же сведения, что и на обложке, лишь внутренние части оставляют чистыми, так как они закрыты от глаз читателя. Однако внешнюю сторону клапанов суперобложки широко используют для рекламноинформационных текстов, в том числе для аннотации, цитат и т.п.
Оглавление (содержание)
Оглавление (содержание) — указатель заголовков книги, содержит информацию о произведениях, включенных в книгу (если их несколько) и/или о разделах произведения (частях, главах).
Оглавление выполняет следующие функции:
• справочнопоисковая — позволяет найти нужный фрагмент текста;
• информационнопояснительная — дает читателю общее представление о тематическом содержании книги, о структуре одного или ряда произведений (то есть об освещаемых в каждом произведении темах и связях между ними);
• рекламная — привлечь читателя, усилить интерес к просматриваемой книге, вызвать желание прочесть ее.
Оформление оглавления может быть достаточно произвольным (рис. 11). Обязательными элементами являются лишь номера страниц, соответствующих тому или иному разделу или произведению. Основным критерием является полезность оглавления для читателя.
Рис. 11. Пример оформления содержания
Оглавление может быть расположено как в начале, так и в конце книги.
Требования к оглавлению (содержанию):
• в информационных и справочных изданиях надо стремиться к максимальной полноте оглавления. Необходимо стараться включать в оглавление заголовки как крупных разделов, так и меньших по объему разделов (параграфы, пункты и т.п.), чтобы читатель мог легко найти материал на интересующую его узкую тему;
• порядок заголовков, отвечающий виду, содержанию, структуре книги и характеру ее использования. Обычно заголовки в оглавлении размещают в порядке, повторяющем их последовательность в книге, что позволяет читателю увидеть структуру издания;
• полнота состава заголовков — многие заголовки сопровождаются тематическими подзаголовками, без которых не всегда можно понять, каково содержание подраздела, к которому заголовок относится. Также встречаются заголовки общего характера (глава первая или I, II и т.д.), одинаковые заголовки или заголовки, неполно характеризующие тему. В таких случаях желательно, чтобы в оглавлении заголовки указывались с тематическими подзаголовками, а иногда с первыми строками глав в виде цитат.
Вспомогательные разделы
К вспомогательным разделам относятся предисловие, послесловие, комментарии, примечания и библиографический аппарат (указатели и библиографические ссылки).
Вспомогательные разделы чаще всего оформляются в общем стиле книги, однако с учетом их служебной функции, как правило, более скромно и лаконично. Для вспомогательных разделов также существуют требования и рекомендации по их оформлению и расположению в книге.
Основной текст
Страницы книги, на которых располагается ее основной текст, оформляются дизайнером произвольно, в соответствии с разработанным стилем издания, который зависит от цели издательства, вида произведения, его читательской направленности и т.д. При разработке дизайна издания решаются такие задачи, как выбор кегля и гарнитуры шрифта, принцип оформления разворотов, применение иллюстраций, орнаментов и пр.
Итак, дизайн книги — это особое искусство, которое нужно познать опытным путем. Важно не забывать об общих правилах дизайна, которые используются при оформлении любого издания.
Оформление книги должно визуально привлекать потенциального читателя. Книга должна быть не только носителем информации, но и предметом искусства, потому что она является родоначальницей полиграфической продукции.
Качественное проектирование и художественное оформление книжного издания является главным залогом коммерческого успеха разрабатываемой продукции. Выбор формата, полосы набора, а следовательно, гарнитуры и кегля шрифта, элементов дизайна и иллюстрирования в целом напрямую влияет на себестоимость издания, а значит, и на его конечную цену, что особенно важно в современных условиях высокой конкуренции.