Что такое перевернутый класс в образовании
Перевёрнутое обучение: преимущества и недостатки
Неграмотными людьми XXI века будут не те, кто не умеет читать и писать, а те, кто не умеет учиться и переучиваться.
(Алвин Тоффлер, американский философ, социолог, писатель).
С каждым годом российское школьное образование обогащается новыми методиками и технологиями. Меняются не только учебные пособия, но и сам принципиальный подход к процессу получения знаний. Не так давно образовательной новинкой стали так называемые «перевёрнутые» классы. Разбираемся: чем отличается урок «наоборот» от обычного, кто придумал совершенно новый подход к обучению и в чем плюсы и минусы подобных занятий.
Принципиально новый подход к процессу обучения пришел к нам благодаря стараниям американских учителей химии Аарону Самсу и Джонатану Бергманну из Woodland Park High School. Преподаватели посчитали, что тратить драгоценное урочное время на объяснение нового материала контрпродуктивно. Гораздо эффективнее будет записать все объяснения новых тем в форме видеолекций и предложить изучение таких роликов в качестве домашнего задания учащимся. Соответственно, практику по новому, заранее изученному материалу школьникам предлагается выполнять уже в стенах родного образовательного учреждения под контролем учителя.
Поясняя принцип новой методики обучения, один из авторов, Аарон Самс, сообщает:
«Когда студенты приходят в аудиторию, они появляются не для того, чтобы узнать новое содержание, они показывают, как применить то, что они узнали дома с помощью видео».
Что требуется от учителя?
Что требуется от ученика?
Плюсы перевёрнутого обучения
Что такое перевернутый класс в образовании
Организовывала уроки в перевёрнутом классе, знает всё об этой технологии обучения.
Суть модели обучения перевёрнутого класса
Название «перевёрнутый класс», или flipped classroom, выбрано не случайно — подразумевается, что здесь всё не так, как на обычном уроке. Согласно этой концепции, школьники изучают теорию дома, перед занятием. А на самом уроке отрабатывают её на практике под руководством педагога.
Методику в 2007 году придумали Джонатан Бергман и Аарон Сэмс — преподаватели химии в американской школе. Позже её начали использовать и другие учителя–предметники.
Зачем нужен перевёрнутый класс
В обычных классах много недостатков. Вот несколько примеров.
Если ученик не понял что-то из теории, сложно это наверстать. На уроке педагог торопится изложить материал так, чтобы успеть всё. Часто этого не хватает на полноценное объяснение темы, а ребёнок не успевает за темпом объяснений учителя. Или время уходит на организационные вопросы и разборки по поводу дисциплины, а до новой темы доходит только под конец занятия. Ученики уходят домой с кучей вопросов — им приходится звать родителей, подключать репетиторов и пытаться понять, в чём суть материала и домашнего задания.
Решение, которое предлагает перевёрнутый класс: теория подаётся до урока, и ученик может потратить на её изучение столько времени, сколько потребуется — хоть пять раз пересмотреть лекцию и сделать несколько конспектов. Так усваивать материал легче.
На практику просто не хватает времени. А она важнее, чем теория. Можно провести аналогию с любой профессией: для хирурга имеет значение не количество прочитанных научных трудов, а количество успешно проведённых операций.
Решение, которое предлагает перевёрнутый класс: каждый урок посвящается практике. У школьников не возникает вопросов, как решать задачки в домашке, потому что каждая разбирается вместе с учителем в классе. Итог — ученики способны применять знания на практике.
Часто уроки построены однообразно. Учёба идёт по надоевшему кругу: учитель разжевал тему, дома ребёнок попытался решить домашку, осталось куча вопросов, кому задать — непонятно. Новые форматы и интерактив подключаются редко.
Решение, которое предлагает перевёрнутый класс: разнообразие форматов и видов деятельности. Теория может подаваться в форме параграфов, статей, видеоматериалов, презентаций, ссылок на нужные учебники. Некоторые педагоги записывают собственные видеолекции и отправляют ученикам в качестве теории, чтобы те разобрали тему дома и пришли на урок подготовленные.
Другие учителя, напротив, считают, что дети должны сами учиться искать информацию и обрабатывать её, и не дают конкретных материалов для изучения, а только называют тему. Тогда задача школьника — самостоятельно найти теоретический материал и прийти на занятие перевёрнутого класса.
Практика может проходить в формате викторин, игр, мастер-классов, проектов, дискуссий, симуляций, разбора задач и кейсов, опытов и экспериментов.
Пока что недостаточно исследований о том, насколько эффективно перевёрнутый класс решает проблемы. Но педагоги, которые уже работают по новой системе, отмечают, что ученики показывают достойные академические результаты.
Преимущества и недостатки перевёрнутого класса
Вот несколько плюсов и минусов этой необычной системы.
Плюсы
✅ Школьники изучают материал в удобном темпе. Перевёрнутый класс позволяет потратить на изучение темы ровно столько времени, сколько нужно для понимания. Ученик в любой момент может поставить запись лекции на паузу или перемотать назад.
✅ Перевёрнутый класс развивает самостоятельность и умение докапываться до сути.
✅ Школьники больше приспособлены к решению практических задач, чем к теоретическим положениям. Они чётко знают, как применять знания на практике.
✅ Если пропустить урок в перевёрнутом классе, всё равно получишь знания, изучив дома теорию.
Минусы
❌ «Задано устно — значит не задано». Если ребёнок не слишком знаком с концепцией перевёрнутого класса, ему может быть непривычно перестроиться.
❌ Концепция подразумевает, что нужно действительно готовиться к уроку. Нельзя просто прийти на урок и ждать, что тебе всё объяснят.
❌ Нельзя оперативно задать вопросы лектору, когда смотришь лекцию дома.
Резюме
Модель урока перевёрнутого класса пока не прижилась на постоянной основе ни на западе, ни в России. Но есть экспериментальные классы, где учителя работают по такой системе. Каждый сам решает, как лучше организовать учёбу.
Считается, что такая методика компенсирует недостатки традиционной образовательной системы: в частности, нехватку времени на объяснение теории и неумение школьников применять знания на практике.
Успех перевёрнутой методики зависит от синергии между преподавателем и учениками и требует постоянной мотивации до, во время и после обучения. Вряд ли эта концепция станет повсеместной в ближайшие годы — но уже становится популярной.
У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.
Попробовать бесплатно
Интересное по рубрике
Найдите необходимую статью по тегам
Подпишитесь на нашу рассылку
Мы в инстаграм
Домашняя онлайн-школа
Помогаем ученикам 5–11 классов получать качественные знания в любой точке мира, совмещать учёбу со спортом и творчеством
Посмотреть
Обучение наоборот: зачем учителя «переворачивают уроки»
Александр Столяров
Занятия по методике «перевернутый класс» впервые начали проводитьсяв США более десяти лет назад. С того времени они вызывают споры среди учителей, которые видят в них как преимущества, так и недостатки. На канале «Интерактивные технологии» разбираемся, как «перевернутые классы» набирали популярность во всем мире, кто в России использует эту методику, и почему иногда такие занятия оказываются неэффективными.
Революция из Колорадо
Первые «перевернутые уроки» провели в 2007 году школьные учителя из США — Аарон Сэмс и Джонатан Бергман. Они работали в одной из средних школ штата Колорадо и вместе составляли планы занятий, вопросы для тестов и лабораторные задания. Особого интереса к урокам у школьников не было: они опаздывали, не решали домашние задания. И Сэмс и Бергман придумали современное решение — начали записывать свои лекции на видео, выкладывать в сеть, а школьникам отправлять ссылки на материалы. В результате, через год успеваемость детей повысилась, а новую методику взяли на вооружение и другие педагоги.
Как оказалось, этот формат был намного удобнее традиционных занятий, при этом не только для школьников, но и для учителей. Педагогам больше не приходилось постоянно рассказывать один и тот же материал, достаточно было только ответить на вопросы, привести примеры, и дальше можно было сразу начинать практическую часть урока.
Еще одним первопроходцем, начавшим вести занятия в формате «flipped classroom», был Салман Хан. Он работал инвестиционным аналитиком и по телефону математикой со своей двоюродной сестрой. Когда Хана попросили взять в ученики ещё двух человек, он записал несколько видеороликов, где подробно объяснял предмет, и выложил их на Youtube. Эти лекции смогли посмотреть и другие дети. Через какое-то время видеозаписи стали настолько популярными, что Хан смог открыть свою академию — электронную базу видеоуроков, и получил грант от Google на развитие проекта.
Хан обосновывал необходимость перехода в «перевернутый» формат обучения несовершенством школьной программы. По его мнению, программа по математике в школе плохо продумана, так как быстро нарастает сложность заданий.
Он сравнивает подобные занятия с обучением езды на двухколесном велосипеде. «Дети только немного научились на нем кататься и их сразу же пересаживают на одноколесный велосипед», — говорит Хан.
Занятия по методике «перевернутый класс» значительно упрощают усвоение материала, так как школьники могут переслушивать видеолекции и лучше запоминать сложные темы.
Противоречивый опыт
Спустя десятилетие учителя стали все чаще использовать методику во время занятий. Один из самых известных адептов этого формата сегодня — учительница из Эстонии, Марина Курвитс.
Курвитс вместе со своим мужем Юри, который тоже работает учителем, начали размещать задания в сети. Школьники решали задания самостоятельно, но если сталкивались с трудностями, обращались в специальный чат, где учителя им давали подсказки. Если какие-то упражнения вызывали слишком много вопросов, их разбирали на очных занятиях в классе.
Курвитс отметила, что у педагогов могут быть разные причины для внедрения «перевернутого обучения». Например, учителя литературы сталкиваются с тем, что дети не читают и не хотят читать книги. А преподаватели иностранных языков вынуждены в традиционном формате много времени тратить на грамматику, тогда как на разговорную речь его совсем не остается.
По мнению белорусского учителя Анастасии Гончаровой, педагоги в «перевернутом классе» превращаются из «говорящей головы» в фасилитатора — человека, способного создать плодотворное обсуждение предмета. Преподаватель отметила, что в эпоху Google найти информацию становится очень легко, поэтому учителя, просто читающие каждый урок с листа, вряд ли будут интересны детям.
Однако Гончарова замечает, что подобные занятия могут быть неэффективными, если использовать новый формат нерегулярно.
«Взявшись однажды, нужно использовать эту технологию на продолжении долгого времени», — говорит педагог.
Учительница химии из США Кларисса Соренсен-Унру указывает на противоречивый опыт работы в «перевернутом классе». Она давала детям на дом учить параграфы из учебника, а в очно предлагала играть в карточную игру, которая закрепляла усвоенный материал. Сперва это работало, и дети были вовлечены в учебу. Однако на одном из занятий ребята начали засыпать, концентрация внимания сильно упала. Так педагог пришла к выводу, что новая методика может сработать в одних группах, однако в других она неэффективна.
По словам педагога, проблема заключается в том, что «перевернутые классы» требуют от учителей совершенно других навыков преподавания, чем при традиционном обучении. И некоторые преподаватели могут просто ими не обладать.
Это подтверждают и научные данные. В 2019 году военная академия США в Вест-Пойнте провела исследование, показавшее, что занятия по модели «перевернутый класс» вначале улучшили результаты викторин по математике у студентов, но развития успехов не наблюдалось, и успеваемость студентов по другим предметам осталась такой же, как и была.
«Перевернутые учителя» из России
В России методика «перевернутый класс» набирает популярность. Елена Пономарева, преподаватель химии из Воронежа начала использовать эту модель обучения еще в 2015 году, когда впервые выложила на YouTube свои лекции по органической химии. Они были сняты в формате небольших роликов, шли 10-12 минут. Учитель отметила, что вынуждена была использовать такой формат, так как часы, предусмотренные школьной программой на органическую химию, сильно сократились. Видео-лекции помогали решить проблему пропущенных уроков, организовать повторение выученного материала, обеспечить индивидуальный темп изучения. Преподаватель также загрузила на Google-формы тесты, которые школьники проходили после каждого урока. Если ученики их не выполняли, то до практики они не допускались.
Опытом Пономаревой заинтересовались и другие российские учителя. К эксперименту присоединились Елена Нечитайлова из Ростовской области и Олеся Неревяткина из Саратова. Вместе с Пономаревой они создали целый «перевернутый курс» органической химии для учеников 10-го класса. На сайте проекта представлено 34 урока: это уже ранее записанные лекции Пономаревой, а также методические пояснения для учителей.
Еще одна учительница, Юлия Бондаренко из Новосибирска, использовала методику «перевернутого класса» для уроков английского языка. Школьникам перед занятиями по аудированию давали задание — прочитать шесть небольших текстов. Дети искали в них новые слова и по словарю определяли их значение. Во время классных занятий ученики слушали эти же тексты, но в кратком изложении и выполняли новые задания. Перед занятиями по грамматике учительница отправляла ребятам ссылку на материалы с новой темой. В классе дети обсуждали этот материал и выполняли практические задания.
Прыжок в будущее
Сильный толчок в развитии методики дало появление онлайн-сервисов. Популярными стали системы CMS (система управления контентом) и LMS (система управления обучением). В первую можно загружать задания и материалы к урокам, а вторая способна сама проверять сделанные учениками задания и анализировать, сколько времени потребовалось на их выполнение.
Кроме того, учителя, которые преподают по методике «перевернутый класс», часто используют специальные программы и сервисы. Например, популярностью пользуется платформа LearningApps — которая позволяет разрабатывать тестовые задания. В нее загружено множество шаблонов, которые могут сформировать тест любой сложности.
Другая популярная программа — Quizizz. Она дает возможность учителям составить тесты и подготовить викторины. С ее помощью можно проводить экспресс-опросы.
Для сбора статистики подходит приложение Plickers. Оно позволяет составлять диаграммы ответов учеников, чтобы понять, как школьники отвечали на вопросы.
Переворачивать или нет?
Учителя, которые работают в «перевернутом классе», обычно говорят не только о ее преимуществах, но и о недостатках. Чтобы желающим попробовать новую методику было на что опираться, мы привели несколько аргументов к позициям «за» и «против».
Плюсы «перевернутого класса»
Минусы «перевернутого класса»
Инна Стивенс,
старший консультант по образованию
Promethean
Сейчас мы часто слышим высказывания, что здорово, что все возвращается к тому, что было до пандемии. Мне эти ожидания кажутся необоснованными — все уже не станет таким как прежде, а стремление назад контрпродуктивно во многих сферах жизни. Особенно в образовании.
Не стоит возвращать прежнюю версию, надо создавать новую, усовершенствованную. Интересно, что то, что было экспериментом, развивалось усилиями педагогов- энтузиастов — тот же перевёрнутый класс — вдруг стало реальностью массового обучения при переходе на дистант. То что по английски называется input — все, что можно упаковать в видеолекцию, скринкаст, текст, любой другой цифровой ресурс или образовательный плейлист — можно изучать асинхронно и самостоятельно. А в синхронном режиме — живом или виртуальном предлагаются активные формы работы — дискуссии, интерактивные групповые задания, практика.
Но это не та практика, которую можно смело отдать в руки искусственному интеллекту, а совместная работа, требующая быстрой обратной связи от педагога или товарища. Четкая граница синхронного и асинхронного обучения задаёт новую динамику в классе: все «живое» становится очень активным, обладает высокой вовлеченностью. Перевёрнутый класс всего лишь один из форматов смешанного обучения, и, вероятно, он очень скоро станет привычным и даже перестанет называться «перевёрнутым».
Вверх тормашками: что такое перевёрнутое обучение
Новые технологии поменяли местами уроки и домашние задания, трансформировали роль учителя и требуют большего от учеников.
Катя Павловская для Skillbox
Из этой статьи вы узнаете:
Журналист. Пишет и переводит статьи о самобытной культуре и образовании.
Что такое перевёрнутое обучение
Если объяснить упрощённо и образно, то перевёрнутое обучение — это когда классную работу ученики делают дома, а домашнюю — в классе. Чтобы познакомить с темой, ученикам дают материалы для самостоятельного изучения (видеолекции), а занятия с преподавателем служат для обсуждения темы, о которой учащиеся уже кое-что узнали, и для проверки того, насколько хорошо они этот материал поняли.
Формальное определение звучит так: перевёрнутое обучение — это педагогический подход, при котором ученики самостоятельно осваивают теорию, а на уроках создаётся групповая динамичная, интерактивная среда, где обучающиеся под присмотром учителя творчески применяют изученную теорию на практике.
Кто изобрёл этот подход
Пионерами перевёрнутого обучения считают педагогов Джонатана Бергмана и Аарона Сэмса из американского штата Колорадо. В начале 2000-х годов Бергман и Сэмс преподавали химию старшеклассникам небольшой сельской школы. Некоторые ученики частенько пропускали занятия из-за спортивных соревнований, популярных в провинциальной Америке. Чтобы они не отставали от остальных, Бергман и Сэмс решили делать видеозаписи своих лекций.
Так школьники могли осваивать новый материал дома, и эта самостоятельность пришлась им по душе. Тогда Бергман и Сэмс решили записывать на видео все свои лекции. Ученики просматривали их перед занятиями, а в классе обсуждали, насколько правильно поняли тему, проводили эксперименты, в рамках которых проверяли свои знания, и получали обратную связь от преподавателей.
Бергман и Сэмс отмечают, что были вовсе не первыми, кому в голову пришла идея поменять местами домашнюю и классную работу. В 2000 году увидела свет научная публикация «Перевернуть класс» преподавателя маркетинга из Университета Майами Гленна Платта и его коллег. В ней, похоже, впервые была озвучена идея отказаться от уроков в традиционном формате в пользу видеозаписей. Но лишь после успеха Бергмана и Сэмса этот метод стал быстро набирать популярность: только с 2012-го по 2014-й год число учителей — участников сообщества Flipped Learning Network, посвящённого перевёрнутому обучению, выросло
с 2 500 до 20 тысяч человек.
На чём основано перевёрнутое обучение
Основные материалы по исследованиям и применению этого метода представлены на сайте Flipped Learning Network — главного международного сообщества, которое занимается вопросами перевёрнутого обучения. В частности, там опубликованы подробные руководства на английском языке о том, как воплотить этот подход в классе. А в 2014 году лидеры сообщества сформулировали четыре основных принципа перевёрнутого обучения.
1. Гибкая среда
Перевёрнутое обучение подразумевает гибкость. Это касается и учебного пространства, и сроков сдачи работ, и оценки успехов. Даже классы преподаватели часто физически перестраивают под нужды урока. Характер работы тоже влияет на обустройство помещения: например, учитель может преобразить пространство, чтобы ученикам было комфортнее работать в группе.
2. Культура обучения
Перевёрнутое обучение культивирует в учениках стремление заниматься самообразованием и активно вовлекает их в процесс конструирования знаний. Акцент, в отличие от обычного образовательного процесса, делается не на учителе, а на учащихся, ведь новые знания они приобретают самостоятельно.
В класс школьники приходят уже подготовленными, это позволяет им глубже погружаться в тему. Задача учителя — придумывать для них активности, а самому занимать роль наблюдателя. Создавать разнообразные и доступные для всех занятия позволяет сбор обратной связи от учеников и анализ происходящего на уроке.
3. Продуманный материал
В перевёрнутом обучении материал становится основой учебного процесса. Он должен быть доступным и ценным для учеников. Педагог должен подбирать его так, чтобы ученики могли освоить новые знания собственными силами. Обычно такой контент представлен в видеоформате, но это может быть и список учебной литературы.
4. Учитель-профессионал
Хотя кажется, что учитель вроде бы отходит в перевёрнутом обучении на второй план, на самом деле его роль становится ещё значительнее. Во время уроков преподаватель постоянно наблюдает за учениками, комментирует и оценивает их работу. Он всегда приходит на помощь, когда ученики нуждаются в этом, умеет работать в условиях контролируемого хаоса, стремится к взаимодействию с коллегами, принимает конструктивную критику и постоянно совершенствует свою преподавательскую практику.
Что думают учёные о пользе этого подхода
Состоятельность перевёрнутого обучения научно доказана. Уже к 2017 году накопилось больше 130 рецензируемых статей об успешном применении этого подхода на разных уровнях: от начальной школы до послевузовского образования.
Пример из практики
Американская средняя школа Клинтондейла в 2010 году была одной из самых отстающих в штате Мичиган. Тогда учителя решили прибегнуть к перевёрнутому обучению. Результаты впечатляли:
В 2012 году в рамках Flipped Learning Network провели опрос, участие в котором приняли 453 учителя, о результатах перевёрнутого обучения в их практике:
Какие минусы у перевёрнутого обучения
Представители Университета штата Айдахо в Бойсе выделяют два основных недостатка этого учебного подхода. Во-первых, преподавателю придётся тратить больше времени на подготовку к урокам: и готовить материалы для самостоятельной работы учеников, и планировать ход дискуссий при очных встречах. Во-вторых, вполне возможно, что слабо мотивированные ученики просто не будут заниматься самостоятельной работой и придут на уроки неподготовленными.
Среди других недостатков этого типа обучения отмечают отсутствие мгновенной обратной связи: ведь только на обсуждении ученик сможет проверить, правильно ли он понял материал. Не говоря уже о том, у школьников может попросту не быть компьютера с быстрым интернетом или необходимой техники для просмотра материалов к уроку.
Как применить подход на практике
Простую инструкцию из шести шагов предлагает Университет штата Мичиган.
1. Подготовьте план
Определите, какую часть урока вы хотите «перевернуть» (перевести на самостоятельное изучение). Продумайте примерные цели урока и подготовьте его план.
2. Сделайте видеозапись
Запишите лекцию или теоретический материал урока на видео. Упомяните всё то важное, что озвучили бы на обычном занятии. Но прибегать к видео стоит только в тех случаях, когда это будет уместным и послужит образовательным целям не хуже, чем традиционный урок.
3. Поделитесь материалом
Отправьте видео ученикам. Чётко донесите до них, что вся информация из видео будет обсуждаться на следующем уроке.
4. Обсудите материал
На очередном уроке поговорите с учениками о просмотренном ими материале и помогите им углубить знания по изучаемой теме.
5. Используйте групповые активности
Поделите класс на группы и дайте им задания, например: сочинить стихотворение, придумать пьесу или снять видео на тему урока. Это самый эффективный способ применить и обсудить предложенный им материал.
6. Снова соберите учеников
Попросите участников каждой команды поделиться результатами своей работы с другими группами. Задавайте вопросы и вместе углубляйтесь в предмет.
Когда каждый шаг выполнен, нужно проанализировать произошедшее, исправить то, что требует корректировок, и с учётом первого опыта повторить шаги заново. Кстати, в этом процессе могут быть полезны и другие практики, например, перекрёстное обучение — в этом случае ученики объясняют изученные концепции друг другу. Кроме того, перевёрнутое обучение можно совместить с проблемно-ориентированным, когда уроки посвящены решению проблем реальной жизни.
Разработать собственное «перевёрнутое» занятие поможет подробная инструкция Университета Нью-Йорка, где приводятся полезные практические советы. Например, её авторы предлагают дополнительно мотивировать учеников подготовиться к уроку: задать им открытые вопросы по изучаемой теме до встречи в классе (чтобы они пришли уже с самостоятельно найденными ответами) или попросить подготовить к предстоящему уроку презентацию. Поиск примеров, которые станут иллюстрациями к изучаемой теории, тоже может подтолкнуть школьников к самостоятельной работе.
Кроме того, в инструкции можно найти информацию по активностям, которые помогут включить учеников в работу, на это предлагается отвести десять минут занятия. Так, педагог может узнать, насколько успешно ученики справились с самостоятельной работой, чтобы определить повторяющиеся вопросы и пробелы в знаниях. Другой вариант — провести опрос по темам, которые ученики разбирали дома, с оценкой или без неё, это поможет настроиться на работу в классе. В руководстве также есть полезные лайфхаки по выбору подходящих форматов для самостоятельного изучения, преподавательские стратегии и варианты оценки знаний.