Что такое пережить творение как это связано с эстетической деятельностью
эстетическое переживание
Смотреть что такое «эстетическое переживание» в других словарях:
ПЕРЕЖИВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЕ — ПЕРЕЖИВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЕ базисный уровень эстетического сознания человека, исходное и конечное звено всех видов полноценной эстетической деятельности. Оно не тождественно ни реальным жизненным, ни элементарным эстетическим чувствам… … Философская энциклопедия
переживание эстетическое — см. эстетическое переживание … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
эстетическое восприятие — процесс приема и преобразования эстетической информации, предполагающий способность человека чувствовать красоту окружающих предметов, различать прекрасное и безобразное, трагическое и комическое, возвышенные и низменные черты в реальной… … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ — в самом общем смысле формирование восприимчивости человека к иск ву и прекрасному, существующему в творениях человека и в природе. Иск во понимается при этом как нечто уже созданное и воспринимаемое в его данности. В разные эпохи подчеркивалось… … Философская энциклопедия
ПЕРЕЖИВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЕ — см. Чувство эстетическое … Эстетика: Словарь
Эстетическое чувство — субъективное эмоциональное переживание, рожденное оценочным отношением к эстетическому предмету. Э. ч. выражается в духовном наслаждении или отвращении, сопровождающем восприятие и оценку предмета в единстве его содержания и формы … Педагогический словарь
ЧУВСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОЕ — не посредственное эмоциональное переживание человеком своего эстетического отношения к действительности, закрепляемое эстетической деятельностью во всех ее видах, включая худож. творчество, и сопутствующее им в качестве активного энергетического… … Эстетика: Словарь
Богословие эстетическое — условное название всей сферы библейских идей, понятий, проблем, образов, имеющих непосредственное отношение к миру искусства, а также всех тех художественноэстетических ценностей, которые так или иначе связаны с библейской проблематикой и… … Эстетика. Энциклопедический словарь
ВОСПРИЯТИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЕ — (художественное) вид эстетической деятельности, выражающийся в целенаправленном и. целостном В. произв. иск ва как эстетической ценности, к рое сопровождается эстетическим переживанием. Нек рые исследователи обозначают этот процесс как «худож.… … Эстетика: Словарь
КРАСИВОЕ — эстетическое понятие, определяющее красоту внешнего облика предметов и явлений. Если прекрасное обозначает высшую степень красоты (этимологически «прекрасное» «очень К.») как во внешнем проявлении, так и во внутреннем выражении, то К эстетически… … Эстетика: Словарь
ПЕРЕЖИВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЕ
Полезное
Смотреть что такое «ПЕРЕЖИВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЕ» в других словарях:
переживание эстетическое — см. эстетическое переживание … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
ПЕРЕЖИВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЕ — см. Чувство эстетическое … Эстетика: Словарь
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ — в самом общем смысле формирование восприимчивости человека к иск ву и прекрасному, существующему в творениях человека и в природе. Иск во понимается при этом как нечто уже созданное и воспринимаемое в его данности. В разные эпохи подчеркивалось… … Философская энциклопедия
эстетическое восприятие — процесс приема и преобразования эстетической информации, предполагающий способность человека чувствовать красоту окружающих предметов, различать прекрасное и безобразное, трагическое и комическое, возвышенные и низменные черты в реальной… … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
эстетическое переживание — эмоциональное состояние, возникающее у человека в процессе эстетического восприятия окружающей действительности и произведений искусства. Рубрика: Эстетические категории в литературе Антоним/коррелят: Эстетическое восприятие Некоторые… … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
Эстетическое чувство — субъективное эмоциональное переживание, рожденное оценочным отношением к эстетическому предмету. Э. ч. выражается в духовном наслаждении или отвращении, сопровождающем восприятие и оценку предмета в единстве его содержания и формы … Педагогический словарь
ЧУВСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОЕ — не посредственное эмоциональное переживание человеком своего эстетического отношения к действительности, закрепляемое эстетической деятельностью во всех ее видах, включая худож. творчество, и сопутствующее им в качестве активного энергетического… … Эстетика: Словарь
Богословие эстетическое — условное название всей сферы библейских идей, понятий, проблем, образов, имеющих непосредственное отношение к миру искусства, а также всех тех художественноэстетических ценностей, которые так или иначе связаны с библейской проблематикой и… … Эстетика. Энциклопедический словарь
ВОСПРИЯТИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЕ — (художественное) вид эстетической деятельности, выражающийся в целенаправленном и. целостном В. произв. иск ва как эстетической ценности, к рое сопровождается эстетическим переживанием. Нек рые исследователи обозначают этот процесс как «худож.… … Эстетика: Словарь
КРАСИВОЕ — эстетическое понятие, определяющее красоту внешнего облика предметов и явлений. Если прекрасное обозначает высшую степень красоты (этимологически «прекрасное» «очень К.») как во внешнем проявлении, так и во внутреннем выражении, то К эстетически… … Эстетика: Словарь
Эстетическое сознание, его формы (эстетические чувства, вкус, идеал, оценка, взгляды, теории)
Вы будете перенаправлены на Автор24
Эстетическое сознание – это форма социального и ценностного сознания, которое отражает объекты окружающего мира с точки зрения их чувственной представленности и вкусовой оценки.
Понятие эстетического сознания
Следует отметить, что эстетическое сознание – это достаточно условный термин, применяемый в целях удобства и конкретизации обсуждаемого предмета. Эстетическое сознание как отдельный вид сознания не существует ни на индивидуальном, ни на социальном уровне, оно является одним из аспектов целостного сознания как динамического процесса. Аналогично эстетическое восприятие неотделимо от восприятия объекта вообще, с учетом его рационального, прагматического и иного анализа (в противном случае при исключительно эстетическом восприятии личность не смогла бы даже идентифицировать воспринимаемый объект).
Вместе с тем по своим результатам эстетическое сознание легко отделимо от других аспектов целостного сознания, поскольку эти результаты представляют собой чувственно-вкусовую оценку воспринимаемого объекта и вызывают у личности определенное эмоционально-эстетическое переживание от отвращения или безразличия до катарсиса и экстаза.
Эстетическое сознание одновременно существует на двух уровнях – индивидуальном и общественном, которые взаимосвязаны и взаимно дополняют друг друга. Носителем эстетического сознания выступает личность, большую роль субъективности в эстетической оценке объектов или произведений искусства отмечали еще античные мыслители. Ведущей нитью индивидуального эстетического восприятия выступают чувственные переживания – то в чем личность испытывает потребность, то что доставляет ей удовольствие представляется прекрасным (например, феномен «розовых очков» в период влюблённости, когда объект чувств представляется эстетически идеальным). Вместе с тем приобретение опыта эстетических переживаний, привнесение в сферу чувственных переживаний рационального знания о категориях и критериях эстетического восприятия, тренировка навыка «распредмечивания» объектов искусства с поиском смысла вложенного творцом, делает эстетическое восприятие более тонким и дифференцированным, опирающимся не только на эмоциональные переживания, но и более высокие формы – идеалы, ценности, категории.
Готовые работы на аналогичную тему
Формирование индивидуального эстетического сознания происходит в опыте практической деятельности эстетических переживаний. Отчасти этот опыт уникален, так личность с арахнофобией не сможет эстетически оценить паука, отчасти он усваивается из культуры, социальной среды вместе с принятыми в ней формами и стереотипами эстетики. Так индивидуальное сознание становится частью общественного, когда социум выдвигает единые эстетические требования и оценки. Возможен и обратный процесс – принятие некоего нового, неординарного эстетического взгляда как новой эстетической нормы, обогащение общественного сознания.
Формы эстетического сознания
Эстетическое сознание осуществляет свою деятельность в различных формах, обладающих собственной спецификой. К числу эстетических форм относят:
Эстетические чувства являются наиболее непосредственной формой проявления эстетического сознания, присущей всем индивидам. Согласно теоретическим предположениям эстетические чувства сформировались у первобытного человека в процессе практической деятельности. Изготовляя орудия труда человек придавал им определенную форму соблюдая законы пропорции, симметрию, так как такие орудия были более эффективными. Однако со временем утилитарная ценность переросла в эстетическую, т.е. создавая орудие с идеальными параметрами человек испытывал чувственное удовлетворение не только от предполагаемой пользы, но от самого установления соответствия между произведенным продуктом и мысленным идеалом. Переживание соответствия объекта неким эстетическим идеалам и есть эстетическое чувство, при этом сами идеалы имеют социально-обусловленную природу и часто не осознаваемы личностью.
Эстетический вкус представляет собой непосредственную форму эстетической оценки объектов и предметов, их распределения по категориям безобразного и прекрасного на основании внутренних переживаний, эстетических чувств. Эстетический вкус формируется в процессе опыта столкновения с предметами, обладающими высокой эстетической ценностью, которые задают определенную планку эстетического идеала. Эстетический вкус может быть развит как путем практики, так и посредством обучения, привнесения в оценку элемента рационального восприятия произведения искусства, его оценки по соответствию определенным эстетическим категориям. В этом случае на основании эстетического вкуса формируется эстетическое восприятие как самостоятельный вид деятельности.
Эстетический идеал представляет собой конкретно-чувственное воплощение общественно-исторических представлений о прекрасном. Эстетический идеал необходим личности для формирования эстетического сознания, он усваивается в процессе социализации. Эстетический идеал может не осознаваться, в этом случае личность опирается в первую очередь на исключительно чувственные формы отражения эстетики, такие как чувство или вкус, где доминирующим критерием выступает переживание. Однако эстетический идеал может быть представлен в структуре личности осознанно, в этом случае переживание становится чувственно-рациональным, оно сопрягается с анализом произведения, его более глубокой оценкой, восприятием смыслов, заложенных художником в свое творение.
Эстетическая оценка представляет собой итог эстетического восприятия и высшую форму эстетического вкуса. Эстетическая оценка служит для различения прекрасного и безобразного, она базируется на синтезе чувственных переживаний и рационального анализа и предполагает аргументированную критику воспринимаемого объекта.
Эстетические категории
Складывание форм эстетического сознания невозможно без эстетических категорий, определяющих направленность и природу переживаний. К их числу относят:
Прекрасное – это генеральная эстетическая категория, характеризующая полную гармонию объекта, его совершенство, уравновешенность, цельность. Прекрасному противостоит безобразное, не имеющее формы, гармонии, выраженное хаотически.
Возвышенное предполагает превосходство в объекте духовного начала над физическим, его способность поднимать воспринимающего над привычным бытием, обращать к вечным проблемам и философским переживаниям.
Трагическое и комическое взаимосвязанные категории, отражающие конфликт необходимости и свободы, духовного и бытового в жизни человека, его индивидуальных стремлений и социальных требований. Трагическое связано с борьбой и преодолением земных оков, через жертвы и лишения, комическое, напротив, рисует сцены казусов временной победы бытового над возвышенным, социальные противоречия и неурядицы, которые тем не менее получают свое разрешение (иначе комическое перерастает в ужасное).
1.2. Эстетическое видение мира
Понятие эстетического видения мира является центральной категорией современной эстетики. Анализ этого понятия дает возможность показать широту задач эстетики, установить ее связи с философией человека и социологией искусства и представить красоту (прекрасное) как одно из важных, но далеко не единственных измерений эстетического.
Эстетическое видение мира — одна из характерных особенностей человека, связанная с другими специфическими его чертами и составляющая одно из неотъемлемых качеств природы человека.
Человек определялся как политическое существо, как экономическое существо, как социальное существо, способное жить и разворачивать свои потенции только в обществе. Но его с таким же правом можно определить и как эстетическое животное, как существо, видящее мир сквозь призму прекрасного и безобразного, абсурдного и последовательного, возвышенного и трагического и т.д.
Ф. Рабле первым, по-видимому, охарактеризовал человека как смеющееся животное, хотя уже у Аристотеля можно найти намек на такую характеристику. Уже в XX в. А. Бергсон отличительную черту человека усматривал — хотя и не без иронии — в способности смеяться и в особенности в способности смешить других. Определение человека как смеющегося животного — один из подступов к определению его как «эстетического животного».
Психолог А. Маслоу среди ценностей, которыми руководствуется и в которых нуждается человек, выделяет особые «бытийные ценности» — те предельные ценности, или потребности, которые являются подлинными и не могут быть сведены к чему-то более высокому. Имеется, полагает Маслоу, около четырнадцати таких ценностей: истина, красота, добро древних, совершенство, простота, всесторонность и др. Их можно назвать «метапотребностями» и их подавление порождает определенный тип патологий, до сих пор хорошо не описанных, которые могут быть названы «метапатологиями». Это заболевания души, которые происходят, например, от постоянного проживания среди лжецов и потери доверия к людям. «В некотором вполне определенном и эмпирическом смысле человеку необходимо жить в красоте, а не в уродстве, точно так же, как ему необходима пища для голодного желудка или отдых для усталого тела. Я осмелюсь утверждать, что на самом деле эти бытийные потребности являются смыслом жизни для большинства людей, хотя многие даже не подозревают, что они имеют эти метапотребности»[6].
В духе традиционной эстетики Маслоу говорит о потребности человека в красоте, хотя эту потребность следовало бы понимать более широко и говорить о потребности человека в эстетическом, включающем столкновение красоты с безобразным, трагического с трагикомическим и комическим, последовательного и рационального с хаотичным и иррациональным, образного с понятийным, игрового с серьезным, канонического с новаторским, возвышенного с низменным, формального с содержательным и т.д. Эстетическое — результат свободной игры духовных сил в процессе неутилитарного созерцания объекта или в ходе творческого акта, завершающегося созданием произведения искусства.
Важнейшим принципом эстетического видения мира И. Кант считал «целесообразность без цели». Такого рода целесообразность кажется внутренне противоречивой, и она вызывала и продолжает вызывать многие возражения. Самому Канту «целенаправленная деятельность, не имеющая цели» представлялась, однако, высшей формой целесообразности.
«Целесообразность без цели» является, можно сказать, вырожденным случаем целесообразной деятельности. Тем не менее такой целесообразности можно придать рациональный смысл, хотя он и оказывается банальным. Для этого достаточно понимать под «целесообразностью без цели» способность эстетических объектов, и в особенности произведений искусства, активно стимулировать душевную деятельность человека, упорядочивать с помощью фантазии, или воображения, его опыт и доставлять тем самым человеку чистое, не имеющее какой-либо непосредственной пользы (цели) удовольствие.
Эстетическое как свободное, гармоничное движение духовных, разумно-чувственных сил не способно найти адекватного выражения в понятиях. «Суждение называется эстетическим именно потому, — говорит Кант, — что определяющее основание его есть не понятие, а чувство (внутреннее чувство) упомянутой гармонии в игре душевных сил, коль скоро ее можно ощущать»[7].
Социальный характер эстетического видения. Эстетическое видение, как и проистекающее из него искусство, социально по своей природе. Более того, эстетическое видение является одним из высших проявлений социальности человека. Вне общества нет прекрасного и безобразного, высокого и пошлого и т.д. Изменения, происходящие в обществе, неизбежно влекут за собой изменения характерного для него эстетического видения мира.
Всякое эстетическое видение имеет дело с конкретными, данными в чувстве вещами. Чисто абстрактного, воспринимаемого только умом, в эстетическом измерении мира не существует. Подобно тому, как стремление к добру — это влечение к конкретным его проявлениям, к тем поступкам, в которых оно находит свое выражение, так и привязанность к прекрасному представляет собой влечение к вещам, которые несут в себе красоту, но не привязанность к «красоте вообще». Нельзя любить «прекрасное вообще», «искусство вообще», как нельзя любить «человека вообще», можно наслаждаться только отдельным, индивидуальным произведением искусства во всей его конкретности.
Потребность в эстетическом видении является одной из ведущих потребностей человека и одним из важных способов укоренения его в обществе. Человек лишился природных корней, перестал жить животной жизнью. Ему нужны человеческие корни, столь же глубокие и прочные, как инстинкты животного. И одним из таких корней является эстетическая составляющая мира человека и отображающее ее искусство.
Видение в ауре. Эстетическое видение — это всегда новое видение: с его появлением и знакомый, казалось бы, предмет, и все его окружение начинают восприниматься совершенно иначе, чем раньше. Если воспользоваться сравнением В. Беньямина, можно сказать, что это выглядит так, как если бы человек в один момент был перенесен на другую планету, где многие объекты ему незнакомы, а известные видны в ином свете.
Эстетическое видение — это всегда видение в ауре, в модусе очарования. Оно придает объекту эстетического интереса особый способ существования, при котором возникает ощущение уникальности этого объекта, его подлинности и незаменимости. С этим во многом связано обычное в случае произведений искусства требование их подлинности: копия скульптуры или картины, выполненная, быть может, выдающимся художником, не имеет такой ценности, как подлинник.
«Даже в самой совершенной репродукции, — пишет В. Беньямин, — отсутствует один момент: здесь и сейчас произведения искусства — его уникальное бытие в том месте, в котором оно находится. На этой уникальности и ни на чем другом держалась история, в которую произведение было вовлечено в своем бытовании. Сюда включаются как изменения, которые с течением времени претерпевала его физическая структура, так и смена имущественных отношений, в которые оно оказалось вовлеченным»[8]. Следы физических изменений можно обнаружить только с помо щью химического или физического анализа, который не может быть применен к репродукции. Что касается следов второго рода, то они являются предметом традиции, в изучении которой принимается во внимание место нахождения оригинала. «Здесь» и «сейчас» оригинала определяют понятие его подлинности. Все, что связано с подлинностью, недоступно технической — и, разумеется, не только технической репродукции[9].
С чувством подлинности нередко сопряжена иллюзия, что эстетический объект уже давно был известен, что он уже был наш. «Невольное воспоминание» более ранних встреч с эстетически заинтересовавшим нас объектом внушает мысль о некой предопределенности: зритель и его объект встречаются как ранее знакомые.
Эстетическое видение, создающее ореол вокруг созерцаемого объекта, сообщает ему какого-то рода святость и внушает благоговение. О том, насколько сильным может быть благоговение, говорит, к примеру, то, что в Средние века даже самые уродливые изображения богоматери находили себе почитателей, и даже более многочисленных, чем хорошие изображения.
Самым бесполезным было бы говорить тому, кто признает некоторое произведение искусства или иной эстетический объект великолепным, что это не так. Существо эстетической привязанности заключается как раз в неспособности увидеть, что ее объект не обладает теми достоинствами, которые в нем усматриваются. Явление это известно и одновременно необъяснимо, на нем, в сущности, основывается всякая любовь.
Ореол, вне которого не видится предмет эстетического чувства, — самое непонятное в нем. Но если бы ореол отсутствовал, все эстетические предпочтения достались бы немногим избранным объектам, скажем, произведениям сюрреалистов, так что какие-либо изменения этих предпочтений оказались бы невозможными.
Эстетическая привязанность — не ослепление, а именно иное видение. Вряд ли верно, что оно идеализирует свой объект или что оно абстрагируется от его негативных черт. Эстетически предпочитаемый объект не есть нечто идеальное или очищенное с помощью абстракции, это всего лишь по особому рассматриваемый объект. И для конкретного, неповторимого индивида, быть может, такое его видение и является единственно верным. Во всяком случае, только оно позволяет в некоторых случаях «узреть красоту даже в безобразном» (Л. П. Карсавин).
Телесность эстетического видения. Характерной особенностью эстетического видения является его телесность. Эстетическое созерцание инкарнировано, оно телесно, или «отелесненено», детерминировано телесной облеченностью человека, специфическими способностями человеческого тела видеть, слышать, ощущать. То, что воспринимается и как воспринимается, зависит от строения человеческого тела и его конкретных функциональных особенностей, способностей восприятия в пространстве и времени. Только телесное устройство человека дает ему возможность созерцать мир в эстетическом ракурсе.
Функция эстетического познания мира никогда не сводится к работе чистого, абстрактного интеллекта. Интеллект не существует вне тела, вне физического организма, взятого в его естественном функционировании и движении и в окружении других материальных тел.
Фактор телесной облеченности субъекта эстетического восприятия сделался объектом эстетических исследований только недавно. Особое значение ему придает феноменологическая эстетика, подчеркивающая, что внешняя перцепция и перцепция нашего собственного тела меняются вместе, потому что они являются двумя сторонами одного и того же акта.
Эстетическое видение не является чисто познавательной функцией в ее готовой данности, в полном развернутом виде. В каждое конкретное время это видение является итогом как общего эволюционного развития человека (процесс филогенеза), так и результатом постепенного его формирования в процессе индивидуального развития (процесс онтогенеза).
Эстетическое видение не только телесно нагружено, но является также теоретически нагруженным. То, что видит человек, во многом определяется имеющимися у него теоретическими представлениями. В процессе эстетического созерцания тело и душа, мозг и сознание находятся в отношении циклической, взаимной детерминации.
Ситуационность эстетического видения. Важной особенностью эстетического видения является его ситуацион ность, встроенность его во внешнее физическое и социокультурное окружение.
Эстетическое видение инактивировано, оно осуществляется в действии и через действие. Эстетическая активность в мире создает и саму окружающую по отношению к субъекту среду — в смысле отбора, «вырезания» им из мира именно того, что соответствует его эстетическим установкам.
Нет сомнения, что эстетическое видение является во многом внезапным. Эстетические предпочтения появляются спонтанно, непредсказуемо и относительно недетерминировано. Именно в силу этого невозможно предсказать, какое из многообразных направлений в искусстве определенного периода окажется доминирующим в будущем, а творчество каких, казалось бы, не менее талантливых, чем другие, художников никогда не найдет отклика.
Процесс эстетического восприятия индивида протекает во взаимной связи его с другими людьми, в частности с теми, кто создает произведения искусства, и этот процесс имеет характер обоюдного и синхронного становления. Эта особенность эстетического видения позволяет говорить об интерсубъективности искусства. Граница между «я» и «другим» не очерчена сколько-нибудь точно, с полной определенностью: быть собой, проявлять свое «я» и создавать «другого» — это события, сопутствующие друг другу. Художник создает своего зрителя, но одновременно зритель стимулирует и в известном смысле направляет как художника, так и других зрителей.
И наконец, эстетическое видение мира динамично и строится в процессе самоорганизации, самостоятельной выработки нового и, как представляется индивиду или группе, более адекватного восприятия эстетических объектов.
Эстетическое сознание и эстетическая деятельность.
Эстетическое сознание представляет собой один из видов сознания наряду с религиозным, правовым, политическим и другими его видами. Своеобразие эстетического сознания в том, что оно является восприятием реальности через призму эстетических норм и идеалов.
Как и во всяком сознании, в эстетическом сознании обычно выделяются два уровня: обыденное и профессиональное сознание. Обыденное эстетическое сознание — это сознание подавляющего большинства людей, способных переживать прекрасное, безобразное, трагическое, комическое, возвышенное и другие проявления эстетического в природе и социальной жизни.
Профессиональное эстетическое сознание — это сознание художников и исследователей искусства, специалистов в области искусствознания и философии искусства. Их сознание обычно считается теоретическим уровнем эстетического сознания.
Можно предположить, что эстетическое отношение человека к миру и тем самым эстетическое сознание начинает формироваться из эстетического отношения человека к природе. Именно она является той сферой, в случае которой переживание разными людьми возвышенного, прекрасного, трагического и т.п. совпадают чаще всего. Эстетическое восприятие социальной жизни является уже гораздо более сложным объектом, чем восприятие природы, поскольку социальная жизнь изменчива и зачастую лишена справедливости, что может больно ранить человека, не склонного усматривать эстетическое начало в обществе, угнетающем его и лишающем достойного воздаяния за социальную активность.
Более сложным, чем эстетическое отношение к природе является и эстетическое отношение одного человека к другому. Многие другие люди могут казаться воспринимающему их в эстетическом ключе человеку не столько возвышенными, сколько фарсовыми, не прекрасными, а лишенными вообще каких-либо позитивных эстетических качеств, не комичными, а скучными и т.п. Скажем, в «Анне Карениной» Л. Толстого ни один из персонажей может не казаться читателю эстетически совершенным. Разными непременно окажутся и эстетические оценки героев романа Ф. Достоевского «Преступление и наказание». Студента Раскольникова, одержимого своего рода манией величия, старуху-процентщицу, которую он убивает и грабит, и даже ее безобидную, лишенную какой-либо индивидуальности и убитую по слепому стечению обстоятельств ее сестру Лизавету вряд ли кто из читателей оценит эстетически позитивно. Единственной героиней, вызывающей симпатию, является Сонечка Мармеладова, но и она торгует своим телом ради своего брата. Люди слишком сложны и противоречивы, чтобы смотреть на них эстетически незамутненными глазами.
Для эстетического сознания характерны три особенности. Во-первых, оно всего имеет личностный характер, является результатом индивидуального восприятия и индивидуальной оценки. Во-вторых, эстетическое знание, входящее в состав эстетического сознания, не является рациональным, понятийным знанием. Основу эстетического знания составляют ощущения, восприятия, воспроизводимые памятью переживания прошлого и т.д. Правовое, политическое и подобные им виды научного сознания опираются на понятия, в то время как в основе эстетического знания лежат не понятия, а образы. В дальнейшем различие между понятиями и образами будет рассмотрено подробнее при обсуждении языка искусства. В-третьих, эстетическое сознание неразрывно связано с эстетической деятельностью, в традиционной эстетике называвшейся «творчеством по законам красоты».
Эстетическая деятельность представляет собой специфический вид практически-духовной и духовной деятельности. Практически-духовная деятельность включает создание произведений искусства, фольклор, дизайн и др. Чисто духовная эстетическая деятельность — это эстетическое восприятие, эстетическое суждение и т.п. Эстетическая деятельность представляет собой целесообразную деятельность и социальную форму бытия человека. Первоначально такая деятельность была вплетена в материальную, предметно-практическую, преобразующую деятельность, в тот постоянный труд, без которого не может существовать человек. В ходе исторического развития и общественного разделения труда эстетическая деятельность выделилась в самостоятельный вид духовно-практической деятельности. В первобытных племенах не было ни художников, ни певцов, ни танцоров и т.п. Когда современный человек рассматривает древние рисунки на стенах пещер, в которых когда-то жили люди, он может говорить о первобытном художнике. Но ни в каком племени не было, конечно, людей, обязанностью которых было бы что-то постоянно рисовать, петь или танцевать. Все делалось сообща, хотя, естественно, всегда были те, кто оказывался более способным к тому или иному виду эстетической деятельности. Именно в ходе эстетической деятельности формировались такие требования к результату художественного творчества, как цельность, структурность, симметрия, ритм и т.п. В ходе эстетической деятельности обычные объекты постепенно становились «эстетическими предметами».
Художник как субъект эстетического и художественного творчества. В настоящее время художником обычно называют профессионала, специалиста в одном или нескольких видах искусства. Именно художники создают произведения искусства, в то время как все остальные люди относятся к аудитории, воспринимающей и оценивающей эти произведения. Иногда слово «художник» употребляется в узком смысле и означает творческих работников в изобразительном искусстве. В этом смысле живописцы И. Репин и В. Суриков — художники, но П. Чайковский и Д. Шостакович не художники, а композиторы. Но в широком смысле все эти люди, являющиеся профессионалами в разных видах искусства, субъектами эстетического и художественного творчества являются художниками.
Выделение профессии художника шло очень постепенно. В частности, в эпохи античности и Средневековья к художникам все еще причисляли и ремесленников — ювелиров, оружейников, шорников и т.д. Сейчас понятия «художник» и «ремесленник» стали едва ли не антонимами: ремесленником считается тот, кто создает свои «произведения» по одной и той же, причем явно не оригинальной, схеме.
Предполагается, что художника отличают три основных момента: 1) художественный талант, творческая одаренность в искусстве; 2) мастерство, профессиональное образование и выучка; 3) мировоззрение, совокупность определенных этико-эстетических и философских взглядов.
Художник не является некой исключительной личностью, действующей вне времени и социальной среды. Прежде всего всякий художник является представителем определенного художественного стиля: романтизма, реализма, модернизма и т.п. Стиль, в рамках которого творит художник, определяет горизонт его художественной фантазии, типичные сюжеты, выбираемые им, и стандартные средства их воплощения в произведении искусства. Скажем, художник-романтик исходит из принципа «новый человек в новой природе» и не задается идеей копирования реальности. Художник-реалист, руководствующийся максимой «предельно близкое к реальности ее изображение», свысока смотрит на попытки создать образ «нового человека», тем более образ «совершенного человека, воплощающего передовые идеалы», сконструировать образ «новой природы», в которой только и может жить «новый и совершенный» человек. Художник-модернист требует от художника активного участия в перестройке существующего общества, а в особенности — оригинальности, доходящей до закрашивания почти всей поверхности живописного холста черным цветом, подвешивания на стене музея перевернутого вверх ногами писсуара, рисования усиков на знаменитом портрете «Моны Лизы» Леонардо да Винчи и т.п. Можно, в частности, отметить, что уже в конце прошлого века три упомянутые творения модернистов были названы широкой аудиторией «наиболее яркими достижениями искусства» этого века.
Иногда говорят, что художник — это его эпоха. Однако историческая эпоха, занимающая иногда более тысячи лет, слишком широкая категория для немногих десятилетий творчества художника. Лучше сказать, что художник — это тот художественный стиль, в рамках которого протекало его творчество. Стиль определял горизонт художественного видения, выбор объектов, воплощаемых художниками в произведениях искусства, конкретный, для каждого стиля свой способ их представления аудитории и т.д.
В XX в. положение художника в обществе радикально изменилось. Прежде художник, даже такой выдающийся как Рембрандт, жил в узком кругу своих ценителей и заказчиков. В прошлом веке принципиально новые средства массовой коммуникации сделали художника социально значимой фигурой. Настало время, когда он, как иногда говорят, мог «проснуться знаменитым». Известно, что Рембрандт умер полузабытым, в нищете и одиночестве. Каждая новая картина современного художника-модерниста П. Пикассо представляла собой общественное событие. И так продолжалось десятилетиями. Неудивительно, что он оставил после себя состояние в миллиард долларов.
Более подробно о художниках-модернистах и постмодернистах речь идет в заключительных главах, посвященных современному искусству.
Эстетическое воспитание личности. Эстетическое воспитание — это формирование у представителей определенной культуры или какой-то ее части определенного эстетического отношения к действительности. Эстетическое воспитание призвано вырабатывать определенную ориентацию личности в мире эстетических ценностей. Одновременно в процессе эстетического воспитания формируется и развивается способность человека к эстетическому восприятию и переживанию, его эстетический идеал и вкус.
Перед эстетическим воспитанием стоят, таким образом, две взаимно связанные задачи:
1) формирование эстетически-ценностной ориентации личности;
2) развитие ее эстетически-творческих потенций.
Эстетическое воспитание осуществляется многими средствами. Они включают бытовую среду жизни человека (не случайно говорят об «эстетике быта»), обстановку его трудовой деятельности (производственная эстетика), эстетическую сторону нравственных отношений и др. Важнейшим фактором целенаправленного эстетического воздействия на личность является искусство, концентрирующее и материализующее эстетическое восприятие мира человеком. Именно поэтому эстетическое (или художественное) воспитание — это во многом воспитание потребности в искусстве, развитие способности человека чувствовать и понимать произведения искусства разных эпох. Кроме того, обращаясь к искусству, человек как бы вступает в лабораторию художественного творчества. Не обязательно, чтобы со временем он сам стал художником. Но, глядя как искусство делается профессионалами, он вполне может попытаться усовершенствовать свои художественные потенции.