Что такое перфоманс в искусстве
Перфоманс — что это и какие виды перфоманса различают
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Никто не спорит, что человечество прогрессирует бешеными темпами. Почти ежедневно в мире что-то меняется.
Трансформации происходят во всех сферах жизни. Искусство не стало исключением. Даже если вы никак не связаны с творчеством, наверняка каждый слышал слово перфоманс.
Но что это значит и почему оно стало таким популярным? Рассмотрим, из каких элементов он состоит, чем отличается от классического искусства, и в чем его суть.
Перфоманс — это.
Перфоманс — это необычная и креативная форма современного искусства. Художник в режиме реального времени показывает зрителям интригующее, иногда шокирующее представление, главным героем которого является он сам.
Как правило, это всегда что-то яркое, запоминающееся, вызывающее сильные эмоции.
Перфоманс – это своего рода микс разных жанров и направлений. В нем может переплетаться танец, живопись, актерское мастерство, сюрреализм.
Это не просто развлекательное шоу, как может показаться на первый взгляд. Нередко он сопровождается определенной долей провокации.
С помощью перфоманса автор пытается распространить важную информацию, призвать к действию. Для привлечения внимания используются разные звуковые эффекты, театральные перевоплощения, яркие необычные костюмы. В некоторых случаях одежда и вовсе не используется.
После распада Советского Союза художник-акционист Олег Кулик разделся догола, надел на себя ошейник и имитировал собаку. Таким образом он пытался показать, как дико выглядит русский человек глазами европейца.
В переводе с английского «performance» (ударение на «о») – это представление, действие, спектакль.
Зародилась такая форма искусства около 100 лет назад, когда художники того времени искали нетрадиционные способы заявить о себе. Тогда это называлось футуризмом, который начал постепенно развиваться и трансформироваться. В результате сегодня перфоманс считается одним из самых модных направлений.
Виды перфоманса
Визуальные акции перфоманса можно поделить на несколько разновидностей:
Во всех этих случаях действия художника развиваются по заранее спланированному сценарию в определенном месте. Довольно часто такие представления проводятся на оживленных улицах города или в метро.
Однако существует еще одно, более интересное направление перфоманса – хэппенинг. В этом случае сами зрители становятся участниками шоу, вовлекаются в процесс и активно взаимодействуют между собой. Причем сценария как такового не существует. Все представление носит игровой импровизационный характер.
Самый известный случай подобного мероприятия (хэппенинга) произошел в 1974 году. Марина Абрамович на шесть часов заперлась с участниками в галерее. Все это время она оставалась неподвижной. В помещении было около 70 разных предметов.
Таким образом, художница хотела показать, что в каждом из нас есть нечто ужасное, и каждый способен причинить другому боль, особенно если за это не последует наказания.
В последнее время часто можно услышать термин народный перформанс, что это такое? Это массовые флешмобы, демонстрации и шествия, направленные на то, чтобы акцентировать внимание на определенной проблеме. К слову, скандально-известный панк-молебен Pussy Riot также является формой перформанса.
С развитием технологий появилась еще одна разновидность искусства – интернет-перфоманс. Как несложно догадаться, действие в этом случае происходит в прямом эфире и пользователи со всего мира могут наблюдать за развитием событий.
Одним из таких шоу стала трехдневная онлайн-трансляция, во время которой девушка довольно оригинальным способом пропагандировала профилактику ВИЧ-инфекций.
Что такое квест-перформанс
На рынке развлечений относительно недавно появился новый жанр – квест-перформанс — это что-то среднее между развлекательной викториной и театральным представлением.
В отличие от обыкновенного квеста, здесь в игру включаются профессиональные актеры, которые взаимодействуют с участниками. Основная цель – вызвать запредельно сильные эмоции и переживания.
Поэтому чаще всего такие квесты имитируют фильм ужасов, где игрокам нужно убегать от маньяка. Благодаря соответствующей атмосфере (полутемное помещение, кровавые следы) и превосходной игре актеров создается невероятное ощущение реальности происходящего.
Эта идея настолько пришлась по вкусу современной молодежи, что организаторы подобных игр создают квесты-перфомансы самых разных тематик и направлений.
Рerformance-маркетинг
Отдельно стоит упомянуть о совершенно другом значении этого термина.
Рerformance-маркетинг – это комплексный подход к ведению бизнеса, позволяющий добиваться определенных результатов в кратчайшие сроки.
Простыми словами — это целая наука, которая изучает специфику бизнеса, его целевую аудиторию и многие другие факторы. Все это дает возможность выстроить эффективную тактику повышения продаж.
Заключение
Подытожив все сказанное, можно сказать, что перфоманс – это эволюция в искусстве; достаточно жесткий, порой абсурдный способ донести важную информацию в массы.
Насколько эффективен этот метод – покажет время. А пока нам остается только наблюдать, как это направление постепенно проникает в нашу жизнь.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (3)
По моему, сообщение очень познавательное.
Читать было интересно, сознавая, что есть источники, способные донести непростые вещи, просто, без усложнений и понятно.
Это — то, что в старое время называли профессионализмом.
Как это теперь называют, не знаю.
Слово профессионализм употребляется все реже, наверно, скоро исчезнет из употребления, как многие значимые понятия в связи с невостребованностью.
Современный креатив граничит с фриковостью,»художники» провоцируют общество своим «творчеством», просто хайпуют.
Сегодня этот перфоманс на каждом шагу. И всё это «искусство» подаётся на грани фола. Придумали новое слово и прикрывают им непотребные вещи.
Перформанс
Перфо́рманс [1] (англ. performance — исполнение, представление, выступление) — форма современного искусства, в которой произведение составляют действия художника или группы в определённом месте и в определённое время. К перформансу можно отнести любую ситуацию, включающую четыре базовых элемента: время, место, тело художника и отношение художника и зрителя. В этом заключается отличие перформанса от таких форм изобразительного искусства, как картина или скульптура, где произведение определяется выставленным объектом.
Иногда перформансом называют такие традиционные формы художественной деятельности, как театр, танец, музыка, цирковые выступления и т. п. Однако в современном искусстве термин «перформанс» относится обычно к формам авангардного или концептуального искусства, наследующим традицию изобразительного искусства.
Содержание
История
Как направление искусства перформанс возник в 1960-е годы в творчестве таких художников, как Ив Кляйн, Вито Аккончи, Герман Нитч, Крис Бурден, Йоко Оно, Йозеф Бойс и др. В России наиболее известны перформансы Олега Кулика,Олега Мавроматти, супругов Герловиных, Елены Ковылиной и пр.
См. также
Источники
Литература
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Перформанс» в других словарях:
ПЕРФОРМАНС — (performance англ.: исполнение) публичное создание артефакта по принципу синтеза искусства и не искусства, не требующее специальных проф. навыков и не претендующее на долговечность. Его сердцевина жест. Эпатаж, провокационность… … Энциклопедия культурологии
ПЕРФОРМАНС — (английское performance спектакль, представление), направление в неоавангардистском искусстве 1970 80 х гг.: система действий исполнителя или исполнителей, рассчитанная на публичную демонстрацию (например, создание художественного произведения… … Современная энциклопедия
ПЕРФОРМАНС — (перфоманс) (англ. performance, букв. представление), вид художественного творчества, объединяющий возможности изоискусства и театра. Ему предшествовали «живые картины» (см. ЖИВЫЕ КАРТИНЫ), но окончательно он сложился в акциях представителей… … Энциклопедический словарь
ПЕРФОРМАНС — [англ. performance исполнение, действие] 1) театр. представление, спектакль; трюки; 2) лингв. употребление языка, языковое (речевое) действие. Противоп. КОМПЕТЕНЦИЯ. Словарь иностранных слов. Комлев Н.Г., 2006 … Словарь иностранных слов русского языка
перформанс — сущ., кол во синонимов: 1 • акционизм (5) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
перформанс — (англ. performance – исполнение), вид художественного творчества, объединяющий возможности изобразительного искусства и театра. Прообразом перформансов были представления «живых картин». Художник и (или) подготовленные им участники представляют… … Художественная энциклопедия
перформанс — перф орманс, а … Русский орфографический словарь
перформанс — вид визуального искусства, в котором произведением являются любые действия художника, наблюдаемые в реальном времени … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого
Перформанс — провокационное искусство с глубоким смыслом
Перформанс (от английского performance — «представление») — это форма изобразительного искусства и направление акционизма, в которой произведением являются совокупность действий автора или группы приглашенных лиц по заранее спланированному сценарию. Для перформанса огромное значение имеют 4 определяющих элемента: место и время проведения, сам художник и отношения между ним и зрителем.
Перформанс по своей сути близок к театральному искусству, но в отличие от последнего, для него в качестве сцены художник выбирает самые неожиданные места, а зрители нередко участвуют в представлении.
Виды и особенности перформанса
Перформанс — это оригинальный и часто очень провокационный способ воздействия на зрителя. Его можно смело причислить к нематериальному искусству, потому что само произведение не является объектом (как картина или скульптура).
Перформанс представляет собой смесь разнообразных стилей и жанров, в котором присутствуют составляющие танцев, живописи и актерской игры. Хотя зрители часто воспринимают представление как развлекательное шоу, на самом деле художник вкладывает в него глубокий смысл.
В искусстве существует несколько видов перформанса:
Перформанс абсолютно не вписывается в рамки традиционного искусства. В своем представлении художник особым образом выстраивает отношения со зрителем, наполняет действие скрытым смыслом и умело координирует происходящее. С помощью перформанса деятели искусства ведут диалог с властью и высказывают протест против ее действий, а также затрагивают актуальные для общества социальные, политические и идеологические аспекты жизни.
История перформанса
Истоки перформанса можно обнаружить еще в начале ХХ века сразу в двух авангардистских течениях искусства: дадаизме и футуризме. Уже в то время революционно настроенные художники пытались создать новое исполнительское искусство.
В Цюрихе в 1916 году открылось знаменитое «Кабаре Вольтер», где происходили новаторские представления с участием музыкантов, живописцев и поэтов — сторонников дадаизма. Футуристы также организовывали встречи и конференции в общественных местах, где пропагандировали свои идеи. Это были первые попытки создания перформанса с активным участием зрителей и многочисленными скандальными выходками.
В середине 1940-х годов в США в среде последователей абстрактного импрессионизма появилась живопись действия. Ее сторонники считали, что главным при создании картин должен быть не результат, а сам процесс творения.
В начале 1960-х состоялось полноценное рождение перформанса как формы изобразительного искусства. Его основоположником можно по праву считать гениального француза Ива Кляйна (Yves Klein). Именно он создал множество перформансов, которые шокировали европейскую публику.
С этого момента перформанс начал стремительно набирать популярность в творческих кругах. Художники активно экспериментировали с материалами, предлагали оригинальные творческие идеи. Экстравагантные представления стали модными, а их авторы — всемирно знаменитыми.
Интерес к перформансу с каждым последующим десятилетием только усиливался. С начала 1990-х ведущие музеи мира начали посвящать новому виду искусства отдельные выставки и ретроспективы. У талантливых художников появилось большое количество не только почитателей, но и меценатов из числа самых богатых людей нашей планеты.
Сегодня перформанс не просто является признанной формой изобразительного искусства. Он находится в авангарде мировой культуры, в центре всеобщего внимания и помогает нам по-другому посмотреть на жизнь.
На площадке Very Important Lot ценители искусства могут принять участие в арт-аукционах и приобрести предметы антиквариата в режиме онлайн. Наш сайт также дарит всем посетителям уникальную возможность напрямую купить картины у талантливых современных художников.
Акции, перформансы, хеппенинги
От футуристов до Павленского: как искусством стало хулиганство, членовредительство и странное поведение
18+
Внимание: иллюстрации к этой лекции могут шокировать или расстроить вас
Искусство действия сейчас очень распространенный предмет для обсуждений. Процесс Pussy Riot, акции Петра Павленского, деятельность группы «Война», монстрации — события и фигуры у всех на слуху, потому что у всех на слуху последствия выступлений, и часто эти последствия далеко за пределами поля искусства. Тем более есть повод попробовать хотя бы слегка разобраться с этим полем. Точнее, с тем, как именно искусство действия пытается нарушить его границы и как внешний мир отвечает на эти попытки.
Считается, что их придумал американский художник Аллан Кэпроу, который написал текст «Ассамбляж, энвайронменты и хеппенинги». Он говорил о хеппенинге как о художественном произведении, которое заполняет собой все больше и больше пространства — вплоть до всего земного шара. Это такой театр без сценической площадки, для которого художник прописывает сценарий и в котором по возможности должны участвовать зрители: в идеале никто не должен остаться невовлеченным. Главная цель хеппенинга — высвобождение энергии, энергии вполне абсурдистской, потому что течение жизни абсурдно и ее вольный и освободительный поток должен быть явлен во время этого действия.
В 1959 году Кэпроу устроил в Нью-Йорке абсурдистское представление «18 хеппенингов в шести частях». Оно проходило в трех комнатах, участники сменяли друг друга, выжимал апельсиновый сок, подметал, выкрикивал лозунги, просто сидел на стуле. Поскольку хеппенинги происходили в разных комнатах одновременно, никто из зрителей не мог ни включиться во все восемнадцать, ни даже все их увидеть.
Энвайронмент — это тот же хеппенинг, но менее активный по отношению к зрителю. Зритель может войти в энвайронмент совершенно незаметно для себя. Идеальный пример — настолько идеальный, что приводится даже в «Википедии», — это белые скульптурные фигуры Джорджа Сигала, размещенные в пространстве Нью-Йорка. Например, он создал памятник Освободительному движению геев и лесбиянок: белые фигуры стоят, сидят на лавочках, а рядом с ними садятся люди, прохожие. Здесь произведением является единое пространство живых и неподвижных, пространство, которое образуют реальность и искусство. Гибкость границ между реальностью и искусством — это главная тема искусства действия. Как, впрочем, вообще главная тема искусства XX века.
Интересную форму энвайронмента осуществлял российский художник Анатолий Осмоловский. Это так называемое нон-спектакулярное искусство, то есть то, которое вовсе не заметно, в которое ты входишь, не понимая, что это искусство. Например, проходит некая выставка в Центральном доме художника. А в ЦДХ, как известно, грязные стены, на которые вешают картины. Что сделал Осмоловский: он взял простой лист фанеры, гладко покрасил его идеально белой краской и поставил у одной из стен. Как если бы здесь просто забыли лист фанеры. Догадаться, что пространство стало произведением искусства, довольно сложно — а называлось оно «Критика состояния стен».
Или на другой выставке Осмоловский, человек левых воззрений, решил вспомнить о революции — и сделал это так: вытащил из пола одну из паркетин, которая плохо крепилась, и заменил ее на совершенно вздыбленную, торчащую вверх, как после взрыва. Это символизировало то, как гладкое течение истории нарушается революцией. Это произведение, или действие, называлось «Вставай, проклятьем заклейменный, весь мир голодных и рабов!». Рядом с паркетиной никакой таблички не было, и, конечно, никто из зрителей ничего не заметил. Человек, который входил в зону энвайронмента, не понимал, что он уже внутри искусства, — и, чтобы понять это сразу, нужен очень тонкий, очень обостренный взгляд. Зато заметили рабочие, которые решили, что это хулиганство, и выбросили революционную паркетину.
Хеппенинг и энвайронмент, как уже говорилось, не всегда различимы. Например, Клас Ольденбург называл свой хеппенинг 1961–1962 годов «Магазин» — продажу товаров из папье-маше, сопровождаемую диалогами с покупателями — как раз тотальным энвайронментом, хотя по всем признакам она была ближе к классическому хеппенингу.
Именно к классическому: более поздние хеппенинги теряют, с одной стороны, веселую легкость, а с другой стороны — экстатическую непредсказуемость. Совпадение жизни с искусством происходит в них теперь вовсе без зазора и на самом обыденном уровне. Например, тайский художник Риркрит Тиравания прославился тем, что во всех галереях, куда его приглашают, устраивает кухню, готовит тайскую еду и угощает желающих. А в одной из нью-йоркских галерей он обустроил себе квартиру, куда зрители могли прийти в гости и там же по желанию даже переночевать.
Кухня с тайской едой для посетителей выставки Риркрита Тиравании. Нью-Йорк, 2011 год © Andrew Russeth / CC BY-SA 2.0
Но и само слово «хеппенинг» сейчас непопулярно. Потому что вот эта сюрреалистическая линия, связанная с непредсказуемым самовыражением и вольным выплеском энергии, — она почти прервалась. И с радикальными намерениями — теми намерениями, которые в искусстве XX века важнее воплощений, тоже произошла метаморфоза. Они правда были радикальными: Бретон, например, говорил, что лучшим произведением было бы открыть окно и стрелять в толпу, пока не кончатся патроны, а Малевич предлагал сжечь все картины, которые есть в мире, и экспонировать пепел. Но это оставалось словом, а не делом. А делом начало становиться тогда, когда хеппенинги сменились перформансами и акциями, где художник выступал уже сам по себе — порой рискуя собой и в частности собственным телом. Такое вот «дело тела».
Перформанс и акция — совсем близкие понятия, практически взаимозаменяемые. Но акция, в отличие от перформанса, может быть сведена к чистому жесту, к декларации. Например, Роберт Раушенберг в ответ на приглашение принять участие в выставке портретов прислал телеграмму о том, что данная телеграмма и есть портрет владелицы галереи, и таким образом согласился участвовать в выставке. А художник Стэнли Браун назначил своим произведением все обувные магазины Амстердама. Такого рода акции впрямую следовали предложению философа Маршалла Маклюэна рассматривать всю человеческую жизнь как произведение искусства. Перформанс же предполагает конкретное действие художника. И в этом действии он участвует собственным телом или — часто — собственной биографией и памятью.
Классический перформанс — это искусство, в котором вместо кисти и холста только само тело художника. Тогда произведением оказываются само действие, его документация и взаимодействие художника с аудиторией. Художник заранее выбирает место и время перформанса, прописывает сценарий и предугадывает реакции зрителей — но, конечно, не застрахован от того, что пойдет не так. Что именно может случиться — об этом мы поговорим чуть позже, и речь пойдет не столько о реакции зрителей, сколько о реакции общества и власти.
Забегая вперед, скажем, что со временем перформанс сильно отошел от классического состояния. Точнее, оно довольно скоро перестало быть единственным. Например, появились так называемые делегированные перформансы, когда автор выступает как куратор, организуя не собственное тело, но чужие тела. Формой делегированного перформанса является перформанс массовый, народный — популярные сейчас флешмобы или монстрации, когда люди выходят на первомайское шествие с абсурдными лозунгами.
Или еще в качестве хорошей иллюстрации: в 1992 году куратор Иосиф Бакштейн устроил акцию в Бутырской тюрьме. Заключенные перекрасили тюремные стены в идеальный белый цвет, на этих стенах были развешаны работы московских концептуалистов. А затем в несколько заходов в эту тюремную галерею запускали художников, искусствоведов и разного рода вип‑персон и запирали их на час. Приглашенные «вольные» томились в неволе — и в этом насильственном вживании в чужую роль был смысл действа.
А теперь поговорим о тех формах перформанса, где художник испытывает на прочность собственное тело — а заодно и чувства и даже физиологические возможности зрителей. Таков венский акционизм, австрийское движение 1960‑х годов, — и более шокирующих образцов искусство перформанса не знало. Художник Герман Нитч в позе распятого погружал руки в кишки только что забитых животных, а его ассистенты пили их кровь: оргия должна была отсылать к древним кровавым ритуалам. Художнику Рудольфу Шварцкоглеру из той же группы ввинчивали в череп медицинский инструмент, похожий на штопор, и акция прекращалась, только когда на бинтах проступала кровь.
Герман Нитч (стоит в центре) во время одной из частей перформанса «Театра оргий и мистерий». Бингемтонский университет, Нью-Йорк, 1970 год © Harvey L. Silver / Corbis / Getty Images
Шварцкоглер, более других своих товарищей склонный к самоистязаниям, выпал из окна — и очень вероятно, что это было самоубийство. Многие считают, что он повторял знаменитый «Прыжок в пустоту» Ива Кляйна — вот только Ив Кляйн не прыгал в пустоту, это был фотомонтаж. Перед тем как совершить самоубийство, Шварцкоглер якобы провел шокирующую акцию, на которой по куску отрезал собственный член. На самом деле он этого не делал: и акция, и серия фотографий, которые от нее остались, были постановочными. И ходил слух, что Шварцкоглер выбросился из окна из-за того, что люди поверили, что он сделал это на самом деле.
«Прыжок в пустоту» Ива Кляйна. 1960 год © Bridgeman Images / Fotodom
Это очень важный сюжет для акционизма. То, что происходит во время перформанса, — это одно. То, что остается задокументированным, — другое. И то, как перформанс расходится в слухах, новостях и остается в народной памяти, — третье.
Перформанс Лизы Морозовой «Homo libero» на выставке «Зоопарк художников» в Государственной галерее на Солянке. Москва, 2013 год © Фотография Сергея Фадеичева / ТАСС
И здесь мы выходим еще к одному измерению перформанса — которое на Западе называется living art, то есть искусство жизни, когда искусство и жизнь автора слиты воедино. Чаще всего такое слияние жизни и искусства героическое. Один из самых невероятных и действительно героических примеров — это пять перформансов художника Тейчина Сье из Тайваня. Каждый из них длился по году. Первый год Тейчин Сье сидел в клетке. У него были еда и вода, но он запретил себе говорить, читать, писать, смотреть телевизор — мог только думать и, так сказать, познавать себя. Зрители допускались к нему раз или два в месяц. В течение следующего года он каждый час отмечал факт собственного присутствия в квартире с помощью табельных часов и фотоаппарата — соответственно, не имея возможности засыпать или покидать квартиру дольше чем на 59 минут. На третий год он запретил себе заходить в помещения и даже прятаться от дождя под навесами — жил под открытым небом; этот перформанс был прерван на 15 часов: его забрала полиция, и Тейчин Сье был в отчаянии, потому что участок — это крыша. Четвертый год — самый страшный: это был перформанс на двоих. К художнику длинной веревкой была привязана другая участница, Линда Монтано, и год они провели неразлучно. Их отношения были лишены эротики: им было запрещено касаться друг друга, но каждый из них зависел от другого. Известно, что они много ссорились и вообще этот год дался им мучительно. Наконец, на пятый Тейчин Сье обязался не говорить об искусстве, не читать о нем, не заниматься им и не смотреть на него. А после этого на тринадцать лет обязался заниматься искусством без зрителя, никому не показывая результатов своего труда.
Клетка, в которой Тейчин Сье провел один год © Levent Ali / CC BY-ND 2.0; MoMA
Перформанс «Божий промысел» членов «Секты абсолютной любви». Москва, 1995 год Во время акции Император Вава (слева) и Олег Мавроматти (справа) зашили рты. © Фотография Валерия Христофорова / ТАСС
Опасность бывает не только для здоровья, но и для социальной жизни. Неизвестно, на что рассчитывал российский акционист Авдей Тер-Оганьян, когда устраивал свою акцию «Юный безбожник» (она же «Поп-арт») в Манеже. Иногда говорят, что он рубил топором иконы, но на самом деле он рубил дешевые софринские репродукции икон. Тем не менее ему пришлось покинуть страну из-за уголовного преследования.
Авдей Тер-Оганьян во время акции «Юный безбожник» («Поп-арт») в Манеже. Москва, 1998 год © Архив галереи «Риджина»
Известны случаи, когда искусство пыталось полностью стереть границы между собой и жизнью, а жизнь отвечала самым радикальным образом. Так, один из классиков перформанса Бас Ян Адер в своих работах отыгрывал поэтику неудачи. Например, он ехал на велосипеде — а потом падал на нем в амстердамский канал. Он залезал на дерево и на крышу — и срывался оттуда. А последний его перформанс назывался «В поисках чудесного». Его центральной частью было плавание из Америки в Англию на крошечном суденышке, которое на такое плавание рассчитано не было. Он готовился два года, документировал все акты подготовки, договаривался с лондонскими галереями о выставке по прибытии. В конце концов его яхту нашли, а его самого — нет.
Кстати, о поэтике неудачи. Ровно эту же поэтику отыгрывал российский акционист Александр Бренер. Многие его акции — про то, что ничего не получается. Не получается заняться сексом с собственной женой на подножии памятника Пушкину в центре Москвы — потому что холодно. Не получается вызвать Ельцина на бой на Лобном месте: Бренер на бой приходит, а Ельцин — нет. И самый наглядный пример — это 1994 год, когда в ЦДХ проходила огромная выставка «Художник вместо произведения», посвященная акционизму и его документации: на вернисаже появился Бренер, одетый в одни только прозрачные женские колготки, с криком: «Почему меня не взяли на эту выставку?» Но даже охрана не спешила его хватать. Таким образом, Бренер, во-первых, все-таки был представлен на выставке акционизма — и абсолютно по заслугам. Во-вторых — он отыграл образ неудачника, такого Акакия Акакиевича, которого все обижают и на выставку не берут.
Тема неудачи есть даже в той акции Бренера, про которую знает весь мир. В 1997 году он нарисовал знак доллара на картине Малевича в амстердамском музее Стеделик. За это его посадили в голландскую тюрьму — но это не единственная неудача. В этой работе была отсылка к очень известному произведению Роберта Раушенберга, которое называется «Стертый рисунок де Кунинга». Раушенберг частично стер рисунок голландско-американского художника Виллема де Кунинга и выставлял его как свое произведение. Так был поставлен вопрос: кто автор этого палимпсеста — автор изначального рисунка де Кунинг или Раушенберг, который стер его и выставил эту бумажку. Похожая история и здесь: Бренер как бы присваивал супрематическую картину своим знаком доллара. И если бы современное искусство действительно отрицало все иерархии, как это оно о себе заявляет, автором этой работы признали бы Бренера. Но на деле вопрос о равенстве художников Бренера и Малевича даже не обсуждался, и Малевича благополучно отреставрировали.
Перформанс Александра Бренера во время выступления Евгения Евтушенко в Политехническом музее. Москва, 1995 год © Фотография Валерия Христофорова / ТАСС
Гораздо более успешно присвоением разных вещей и людей как своих произведений занимался итальянец Пьеро Мандзони. В 1960-е годы он не раз потряс художественную общественность, прежде чем умереть в неполные 30 лет. Он продавал закатанные жестяные банки, на которых была надпись «Дерьмо художника» и подпись. «Дерьмо художника» Мандзони разошлось за огромные деньги, оно находится в крупных музеях и частных коллекциях. Это был 1961 год — то есть сейчас консервам уже много-много лет, а что внутри — никто не знает. Вторая его работа такого рода называлась «Дыхание художника»: Мандзони надувал шарики и продавал их. В обеих акциях Мандзони одновременно издевался и над романтическим образом художника, который творит только возвышенное, и над обществом потребления, которое готово под видом искусства купить что угодно. А еще он продавал собственные отпечатки пальцев, писал картины на живых людях, объявил нескольких человек произведениями искусства, например Умберто Эко, а также соорудил пьедестал, встав на который каждый человек становился произведением искусства.
Пьеро Мандзони. Дерьмо художника. 1961 год © Mark B. Schlemmer / CC BY 2.0
Олег Кулик во время одного из своих перформансов. 1990-е годы © Фотография Игоря Стомахина / igor1.livejournal.com
Кстати, о политическом — это тоже важная составляющая сегодняшних перформативных практик. И здесь надо сказать про Pussy Riot — девушек, станцевавших на солее в храме Христа Спасителя, спевших протестную песню и снявших этот танец для своего панковского музыкального клипа. То, что начиналось как акт искусства, благодаря вмешательству властей стало делом вполне политическим, и результат был реальным: приговор в два года тюрьмы.
Такая плавающая принадлежность очень характерна для политического перформанса: тут Pussy Riot оказывались причастными некоторой традиции.
Акция панк-группы Pussy Riot в храме Христа Спасителя в Москве. 2012 год © Фотография Мити Алешковского / ТАСС
Так, в 1940–50-е годы во Франции довольно активно действовала группа леваков, называвших себя леттристами (из этого круга потом вырастет Ситуационистский интернационал и в конечном итоге восстание 1968 года). В 1950 году группа леттристов пробралась в Нотр-Дам на Великое пасхальное богослужение, которое транслировалось по телевизору в прямом эфире. Они связали и раздели священника; один из них, по имени Мур, надел его одежду, вышел на кафедру и оттуда оповестил всех, что Бог умер, а католическая церковь — зло. Их арестовали, но вскоре отпустили — ни о какой «двушечке» речи не шло.
Перформансы с сильной политической составляющей бывали и вполне масштабными. Например, в 1972 году Йозеф Бойс, руководивший кафедрой искусств в Дюссельдорфе, попытался устроить студенческую революцию. Он возглавил группу студентов, которых Академия искусств отказалась принять к нему на учебу. Они забаррикадировались в учебном здании. Туда вызвали полицию, всех вывели, а Бойса выгнали из академии — это событие запечатлено в его работе под названием «Демократия — это весело».
В российском искусстве политические акции случались и задолго до Pussy Riot и Павленского. В 1975 году в Ленинграде Игорь Захаров-Росс сжег муляж советского паспорта — акция называлась «Хочу в Америку». Два года спустя в Гатчине он устроил перформанс под названием «Загон»: построил тесный бумажный шатер, внутрь которого были заведены зрители, после чего шатер подожгли, и он взмыл в воздух — это была настоящая игра с огнем. Вскоре после этого Захарова-Росса лишили гражданства и обязали покинуть СССР.
Петр Павленский во время акции «Туша» на Исаакиевской площади перед зданием Законодательного собрания Санкт-Петербурга. 2013 год © Фотография Сергея Ермохина / ТАСС / «Интерпресс»
Завершая разговор, стоит сказать, что у российского акционизма интересная история и предыстория. Он начинается в эпоху авангарда, но те акции, которые чаще всего вспоминают, обычно довольно безобидны. «Пощечины общественному вкусу» — это желтая кофта Маяковского, это футуристический грим, это Малевич с деревянной ложкой в петлице и Крученых с морковкой, одним словом, довольно вялый эпатаж. Между тем именно в это время в России существовал и выступал настоящий перформер, который называл себя футуристом жизни. Его звали Владимир Гольцшмидт, и настоящие футуристы совершенно не спешили числить его среди своих. Они относились к нему презрительно, считали его не человеком нового искусства, а эстрадником и цирковым борцом, если не цирковым клоуном. На своих выступлениях Гольцшмидт читал лекции о футуризме и чудовищные футуристические стихи — а еще о его голову можно было разбивать доски: и он сам это делал, и приглашенные зрители тоже. Гольцшмидт же известен тем, что он и две ассистентки прошли голыми по Петровке, держа в руках полотнище с надписью «Долой стыд». Вот такая генетика — от первого «футуриста жизни» до сурового Павленского — и есть история русского акционизма.
Что еще почитать об актуальных формах искусства:
Колейчук В. Кинетизм. М., 1994.
Мизиано В. «Другой» и разные. М., 2004.
Перчихина М. Чтение Белой Стены. М., 2011.
Савчук В. Конверсия искусства. СПб., 2001.
Турчин В. По лабиринтам авангарда. М., 1993.
Мифология медиа. Опыт исторического описания творческой биографии. Алексей Исаев М., 2013.