Что такое период в музыке
S o l F a theory
17. Период
Периодом называется построение, выражающее относительно законченную мысль.
Первое предложение периода из двух предложений обычно оканчивается половинной или полной несовершенной каденцией, выражающей незавершённость мысли. Второе предложение обычно заканчивается полной совершенной каденцией, выражающей завершённость мысли. Но период может быть и незамкнутым, т.е. не заканчиваться даже половинной каденцией. Развиваясь как обычный период, он может в самом конце избежать каденции и перейти в следующий раздел формы (особенно часто в темах средних частей, эпизодах рондо и т.д.).
Период называется однотональным, если он заканчивается в той же тональности, в какой начат (не считая отклонений внутри него) и модулирующим, если в другой.
Период повторного строения – период, делящийся на два сходных по началу предложения. Период, не делящийся на предложения или делящийся на несходные по началу предложения, называется периодом неповторного строения. Неделимый на предложения период – период единого строения.
Период, состоящий из двух мелодических построений с разными каденциями, каждое из которых по своему внутреннему строению само является типичным периодом, называется сложным периодом.
Виды периода: из 2 предложений, из 3 предложений, из 4 предложений (сложный период), единого строения, особый период типа развёртывания (в старинной двухчастной форме).
Периоды из 2 и 4 предложений бывают квадратными (число тактов равно степени числа 2 – 4+4, 8+8) и неквадратными (5+5, 4+6 и т.п.). Распространены нарушения неквадратности: расширение (отодвигание каденции секвенциями, прерванным оборотом и т.п.), сжатии («досрочная» каденция), усечении (внезапное прекращение), дополнении (послекаденционное закрепляющее построение), вводном построении. Период может усложняться чертами других форм, в том числе 3-хчастно (1-е и 3-е предложения нормативные, второе серединного типа).
В песенно-танцевальной музыке периоды встречаются уже в 15-16 вв. С утверждением гомофонии (XVII-XVIII вв.) период служит основанием вех более крупных форм; начиная с эпохи романтизма период может быть и формой самостоятельного произведения.
Что такое период в музыке
Мы подготовили успехи вашего ребёнка в музыкальной школе!
Музыкальный синтаксис. Типы периодов. Теория музыки
Музыкальный синтаксис изучает строение музыкальной речи. Музыкальное произведение делится на части, называемые построениями. Границей между построениями служит цезура. Признаками цезуры являются 1) пауза, 2) ритмическая остановка (долгая длительность), 3) повтор, 4) контраст.
Сочетания фраз в периоде образуют масштабно-тематические структуры
4. Дробление с замыканием. Григ. Поэтическая картинка №1. Сочетание длинной фразы, нескольких коротких и снова протяженной. (4+1+1+2).
Типы периодов. Все многообразие периодов можно разделить по следующим признакам:
I. Строение. По строению периоды бывают
3. Периоды из 3-х предложений. Шопен Прелюдия №9, Ми мажор.(4+4+4)
1. Повторный период. Повтор бывает точный (Шуман Смелый наездник) и видоизмененный.
Видоизмененный повтор бывает варьированный и секвентный.
При варьированном повторе изменяются отдельные элементы темы: ритм, лад, фактура изложения, мелодия (интонационная сторона), но тема в целом узнаваема. Гайдн. Соната Ре мажор, I часть, ГП, Моцарт Соната №12 Фа мажор, II часть.
Период считается повторным даже в том случае, если 2-е предложение воспроизводит только начальную интонацию 1-го.
При секвентном повторе тема без особых изменений проводится на другой высоте. Григ Концерт Ля минор, II часть.
Весь период в целом может быть повторен без изменений (записывается со знаком репризы) или с некоторыми фактурными изменениями. Такой период называется повторенный.
III. Тональное оформление.
Период может иметь вступление или дополнение (после окончательного разрешения), которые не влияют на его структуру.
Что такое период в музыке
Период – форма изложения законченной или относительно законченной музыкальной мысли, завершаемая каденцией в начальной или новой тональности. Период служит для изложения темы и имеет ЭТИ. Обычные размеры периода 8 – 16 тактов. Реже встречаются четырехтактовые периоды и периоды с бóльшим количеством тактов.
Период применяется как форма отдельного произведения, например, в прелюдиях Шопена, Лядова, Скрябина, Прокофьева.
Как составная форма период входит во все формы в качестве раздела, излагающего тему. В вокальной музыке период часто является формой куплета.
Состав периода. Масштабное строение. Кульминация в периоде
Составными частями периода являются предложение, фраза, мотив.
Предложение – наибольшая составная часть периода, завершенная каденцией. Обычное количество предложений в периоде – два, возможно три и четыре.
Фраза – наименьшая закругленная часть периода, мотив- минимальный элемент.
Наиболее типичными для периода масштабно-тематическими структурами являются периодичность, суммирование и дробление с замыканием.
Для периода, делящегося на предложения, очень важна их соразмерность, пропорции. В связи с этим различают периоды квадратной и неквадратной структуры.
Период квадратной структуры состоит из двух равных предложений по 2, 4, 8, 16 тактов. Например, Моцарт. Соната № 11, ч. I, основная тема.
Период неквадратной структуры включает такие типы периода, как период с неквадратным количеством тактов, период из неравных предложений, период из трех предложений.
Период с неквадратным количеством тактов содержит иное, чем 2, 4, 8, 16 тактов строение предложений. Например, 7 + 7 (Глинка. Песня Вани из оперы «Иван Сусанин»).
Период из неравных предложений возникает, если второе предложение больше, чем первое, реже – наоборот. Например, 4 + 6 (Чайковский. Июнь. (Баркарола)).
Увеличение второго предложения достигается за счет расширения и дополнения.
Расширение – это увеличение второго предложения до заключительной каденции. Это достигается точным или измененным повторением мотивов и фраз, а также прерванной или несовершенной каденцией, интенсивным гармоническим развитием. Дополнение – послекаденционное построение заключительного характера, закрепляющее тональность. Для дополнения характерны ЗТИ, кадансирование.
В одном периоде могут совмещаться расширение и дополнение. Например, прелюдия h-moll Ф. Шопена.
Период из трех предложений содержит три тематически сходных или различных предложения. В нем две серединных каденции и одна заключительная. Например, Глинка. Хор «Лель таинственный» из оперы «Руслан и Людмила».
Кульминация в периоде обычно находится во втором предложении.
Тематическое строение периода
По тематической основе различают периоды повторного, неповторного, единого строения и период типа развертывания.
Период повторного строения (а + а) состоит из двух тематически сходных в начале и различных в каденциях предложений. Например, Моцарт. Соната № 11, ч. I, тема.
Период неповторного строения (а + b) состоит из двух тематически несходных, но ясно отчлененных и близких по облику предложений. Например, Бетховен. Соната № 8, ч. II, основная тема.
Период единого строения (А) не делится на предложения и замыкается одним кадансом. Например, Бетховен. Соната № 6, ч. II, тема.
Период типа развертывания встречается в танцах старинных сюит, прелюдиях, инвенциях Баха, пьесах французских клавесинистов. Он состоит из трех этапов развертывания мысли: ядро – развертывание – каданс. Ядро гармонически экспонирует тональность (Т – D – T; T – S – D – T), далее идет секвентное развитие с отклонениями и кадансовое закрепление новой тональности (обычно доминантовой). Например, Бах прелюдия C-dur, I т. «ХТК».
Тонально-гармоническое строение периода
По тональному признаку различают замкнутый (однотональный) и разомкнутый период. Замкнутый период начинается и заканчивается в одной тональности ее тоникой. Разомкнутый период может заканчиваться: доминантой основной тональности; тоникой новой тональности (модулирующий период); без заключительной каденции переходить в следующий раздел формы.
В модулирующем периоде обычно модуляция находится во втором предложении, реже – в первом. Наиболее типична модуляция в тональность доминанты, встречаются и другие модуляции.
В замкнутом периоде традиционны следующие каденции: 1) серединная – половинная на D, заключительная – совершенная на T; 2) серединная – несовершенная, заключительная – совершенная.
В модулирующем периоде серединная каденция может быть полной совершенной. К особым видам серединных каденций относятся каденции на S, II, VI, DD, а в музыке XX века встречаются и более сложные виды каденций.
Усложненные виды периода
К усложненным видам периода относятся: сложный период, развитой период, периоды с признаками других форм.
Сложный период образуется при повторении обычного периода из двух предложений с новой заключительной каденцией в повторении. Например, первая заключительная каденция в финале 11 сонаты Бетховена – полная несовершенная в тональности F-dur (модулирующий период), а при повторении – полная несовершенная в основной тональности B-dur. Таким образом, в сложном периоде 4 предложения и 4 каденции (2 серединные и 2 заключительные). Сложный период поэтому называется двойным. В нем в роли сложных предложений выступают обычные периоды.
Развитой период – крупный по масштабам период с интенсивным тематическим развитием, особенно в рамках второго предложения. Таким образом, здесь тема не только излагается, но и содержит мотивную разработку. Развитые периоды у венских классиков часто применялись в репризах. А в музыке XIX века преимущественно в жанре фортепианной миниатюры – в прелюдиях Шопена (прелюдия h-moll), Скрябина (прелюдия C-dur, ор.11).
Периоды с признаками других форм
Период с признаками предложения чаще всего встречается в классической сонатной форме, где главная партия – первое предложение, а связующая партия начинается, как второе предложение, но с РТИ (Бетховен. Соната № 1, ч. I, Гп).
Музыкальные формы
Понятие «музыкальная форма» имеет несколько значений:
Классический период.
Основной тип классического периода представляет квадратный период (4т.+4т.) из двух предложений. Для классического периода характерно точное или видоизмененное повторение материала первого предложения (сходны обычно начала предложений, каденции (окончания), как правило, отличаются). Период, в котором начала предложений сходны, называется периодом повторного строения.
Фраза= 2 такта
Предложение= фраза+фраза= 4 такта
Период= предложение+ предложение= 8 тактов
Примеры периодов повторного строения:
Простая двухчастная форма (АВ)
Простой двухчастной формой называется форма, состоящая из двух частей, первая (А) из который излагает тему (чаще всего в форме периода), а вторая (В) развивает ее и затем завершает в основной тональности. Такая форма часто встречается в вокальных жанрах, в различных танцах (мазурке, вальсе и др.), в пьесах-миниатюрах и т.д..
Простая двухчастная форма делится на два основных вида: репризная и безрепризная. (реприза- это повторение начальной темы или ее части в конце произведения)
Безрепризная простая двухчастная форма состоит из двух разных частей и не имеет репризного замыкания, то есть в ней нет повторения материала первой части.
Репризная простая двухчастная форма также состоит из двух разных частей, но в заключительном построении формы возвращается одно из предложений первой части, чаще первое- возникает реприза.
Одним из ярких примеров двухчастной формы является песня «Пусть всегда будет солнце»:
Простая трехчастная форма (АВА).
Простой трехчастной формой называется форма, состоящая из трех частей, каждая из которых обычно не сложнее периода. Сфера применения такой формы в музыке довольно широка. Её можно встретить в вокальной и инструментальной музыке, в самостоятельных произведениях (например, в инструментальной миниатюре- мазурках, вальсах, польках, прелюдиях, этюдах, ноктюрнах и др.)
Каждая из частей простой трехчастной формы выполняет определенную функцию: в первой части излагается тема, во второй (середина)- происходит развитие темы первой части или (реже) вводится новая тема, в третьей части (реприза)- возвращается основная тональность и почти всегда основная тема.
В качестве примера можно привести Мазурку op.7 №1 Шопена, для которой характерно повторение первой части, а потом второй и третьей вместе:
Сложная трехчастная форма (АBА)
Сложная трехчастная форма— это форма, состоящая из трех частей, изложенных в простой форме, крайние из которых построены на одной теме и контрастируют со средней частью.
Сложная трехчастная форма- самая распространенная из сложных песенных форм. В инструментальной музыке эта форма встречается в маршах, прелюдиях, ноктюрнах, экспромтах и др., в танцах-мазурках, вальсах, полонезах. В сонатно-симфоническом цикле в сложной трехчастной форме сочиняются менуэты, скерцо, а иногда и медленные части.
Вступление и кода (завершение) встречаются в сложной трехчастной форме довольно часто. Они более типичны для самостоятельных пьес и редки для частей сонатно-симфонического цикла, написанных в сложной трехчастной форме. Вступление тематически может быть самостоятельно или связано с одной тем формы. Кода обычно строится на темах первой части или трио. Иногда в ней используется материал и той и другой части (чаще всего это первая часть).
Пример сложной трехчастной формы- Вальс op.69 №2 Шопена:
Сложная двухчастная форма (АВ)
Сложной двухчастной называется форма, состоящая из двух контрастных частей, каждая из которых построена на самостоятельной теме и имеет песенную структуру.
Встречается она довольно редко, преимущественно в вокальной музыке- в романсах и оперных номерах: ариях, дуэтах, ариозо. Изредка форма встречается в инструментальной музыке.
Например, Ноктюрн op.32 №1 Шопена:
Характерные черты формы:
Пример сложной двухчастной формы- Ариозо Лизы «Откуда эти слезы» из оперы «Пиковая дама» Чайковского:
Вариационная форма (А А1 А2 А3…)
Вариационная форма- это форма, складывающаяся из изложения темы и ее дальнейших видоизмененных повторений, называемых вариациями (вариация-(лат.variatio) изменение).
Вариации могут представлять самостоятельное произведение, но могут также являться частью более крупного сочинения, например, симфонии, сонаты, кантаты, оперы.
В качестве примера вариационной формы можно послушать «Болеро» Равеля:
Форма рондо.
Рондо ( в переводе с французского означает «круг») называется форма, в которой неоднократные проведения главной темы (рефрена) чередуются с несколькими побочными темами (эпизодами).
Одна из самых популярных форм рондо- это форма большого рондо (чередования главной и двух (реже трех) побочных тем, связанных ходами).
Форма рондо: А В А С А.
Рондо может быть регулярным (главная тема возвращается после побочных тем последовательно) и нерегулярным (свободное чередование, возможен пропуск главной или одной из побочных тем).
Форма рефрена может быть простой двухчастной, реже рефрен предстает в форме периода. При повторении рефрен может сокращаться, варьироваться (часто фактурно), разрабатываться.
Эпизоды строятся на самостоятельной теме, излагаются в новой тональности и контрастны по отношению к рефрену.
Связки (ходы)служат для создания непрерывности развития, текучести формы, а также естественным тональным переходам от темы к теме.
Примером формы рондо является рондо «Ярость по поводу потерянного гроша» Бетховена:
История и теория музыки
История и теория музыки
Период – это наименьшее музыкальная форма, в которой излагается относительно законченная музыкальная мысль, завершённая каденцией. (Меньше периода законченной формы нет!)
(Каденция – это гармонический или мелодический оборот завершающего характера).
Типичная протяжённость периода – 8 или 16 тактов. Может быть 4 такта, если медленный темп, или (редко) 32 такта, если темп быстрый.
— как часть более крупной формы
— как форма самостоятельного произведения
Как определить границы периода?
1. Об окончании можно судить по достаточной высказанности музыкальной мысли.
2. Период закончился, если дальше звучит его точное повторение.
3. Период закончился, если дальше идёт новый материал.
4. Период закончился, если дальше идёт развивающее построение.
5. О завершении периода также свидетельствуют:
— ритмические остановки, паузы, цезуры,
— спад мелодической волны.
Внутренне устройство периода.
Период может делиться на предложения.
Предложение – это наибольшая составная часть периода, завершённая каденцией.
Типично сложение периода из 2-х предложений. 1-ое предложение завершается неустойчивой (не на тонике) серединной каденцией, она играет в музыке роль запятой. 2-ое предложение завершается устойчивой (на тонике) заключительной каденцией, она, соответственно, играет роль точки.
В зависимости от внутреннего устройства, различают несколько типов периода.
1. Период повторного строения. Это период из 2-х предложений, которые отличаются только каденцией. Начала предложений одинаковые или очень сходные.
2. Период неповторного строения из 2-х предложений. Предложения однородные, однотипные, но тематически различные.
3. Период единого строения или большое предложение. В этом периоде одна каденция, на предложения он не делится.
Предложения в периоде могут делиться на фразы. Фразы не завершаются каденциями, а отделяются друг от друга цезурой.
Фразы состоят из мотивов.
Мотив – это наименьшая часть музыкального произведения, по которому его ещё можно узнать. Обычно, это группа звуков вокруг одной сильной доли.
Понятие квадратности и неквадратности.
Квадратность – это метрическая структура, предполагающая в основе двутакт, возведённый в степень. Типичный квадратный период содержит 8 тактов. Он состоит из двух предложений по 4 такта. Каждое, в свою очередь, состоит из двух фраз по 2 такта.
Неквадратный период устроен иначе.
Неквадратность может быть органической, когда в основе периода лежит 3-хтакт или любое другое образование.
Неквадратность может быть неорганической, когда исходная квадратность нарушается введением дополнений или расширений.
Дополнение – это послекаденционное увеличение периода. Представляет собой построение заключительного характера, способствует закреплению устойчивости. Часто повторяет каденционный оборот. Размеры разные, дополнений может быть несколько.
Расширение – это докаденционное увеличение размеров периода. Всегда связано с наличием внутри периода развития музыкальной мысли. Часто на расширение приходится кульминация.
Простые формы состоят из периодов (это может быть сочетание 2-х – 3-х периодов или периода и 1-ого – 2-х иных построений, не превышающих по размеру период). Главное отличие от периода – наличие развития.
Две основные разновидности – простая двухчастная форма и простая трехчастная форма.
Это форма, где 1-ая часть – период, 2-ая – или тоже период или замкнутое построение не сложнее периода.
— части более крупных фор.
Для простой 2-х частной формы характерна зависимость от бытовых жанров, поэтому характерна чёткость строения, опора на квадратность.
Существует 2 разновидности: репризная и безрепризная.
Первая часть простой двухчастной формы – период. Применяются простейшие типы периода: повторного строения, неповторного строения из двух предложений (другие редко).
Вторая часть репризной формы – состоит из 2-х разделов, они слитны, но ясно различимы. 1-ый раздел – развивающий, называется «середина». 2-ой раздел – завершающий, это реприза (повторение) одного из предложений начального периода, чаще второго.
Вторая часть безрепризной формы, в свою очередь, может быть контрастной и развивающей.
Контрастная строится на новом материале, это ещё 1 период (припев в песне).
Развивающая, как и в репризной форме, состоит из развивающего и завершающего разделов, но повторения (репризы) не содержит.
Применение: (чрезывчайно распространена)
— номер в опере или балете
— раздел более сложной формы.
Размеры колеблются – это может быть маленькая пьеска или, например, финал 6-ой симфонии Чайковского.
Существует 2 основные разновидности:
развивающая (т. е с серединой развивающего типа)
контрастная (т. е. с серединой контрастного типа).
Развивающая – однотемная, а контрастная – двухтемная. На практике преобладает развивающая, т. к. контраст не очень свойственен простым формам.
Первая часть простой трехчастной формы – период любого типа.
Вторая часть или середина развивающего типа использует материал начального периода. Ощущение развития создаётся неустойчивостью гармоний и некоторыми другими приёмами.
Вторая часть или середина контрастного типа – обычно период с новой темой. Встречается в тех случаях, когда развитие не требуется, например, в музыке картинного, пейзажного типа.
Реприза повторяет материал начального периода, но редко бывает точной. Изменения могут быть разными. В репризу могут проникать элементы как развивающего, так и завершающего характера. Поэтому тип периода может быть другим.
Особые виды простой 3-х частной формы:
1. С повторением частей :a:ba:
2. Трёхпятичастная ababa
3. Двойная трёхчастная abab[1]a
4. Безрепризная трёхчастная abc
Основной принцип строения сложных форм в том, что они составлены из простых (а простые из периодов).
По своей природе сложные формы не могут содержать один музыкальный образ. Музыкальных образов в сложных формах два. Соответственно, содержание произведения, написанного в сложной форме, раскрывается через соотношение этих образов. Музыкальные темы при этом могут быть контрастны или сходны.
У сложных форм много конкретных развидностей:
-концентрическая и т. д.
Это репризная форма из трех частей, каждая из которых (или хотя бы первая) сложнее периода.
— крупные симфонические произведения
— части сонатно симфонического цикла, прежде всего 3я часть
— самостоятельные пьесы, марши, танцы.
Существуют две основные разновидности:
— сложная трехчастная форма со средней частью типа трио (B типа трио)
— сложная трехчастная форма со средней частью в стиле эпизод (В типа эпизод)
Первая часть сложной трехчастной формы: чаще простая двухчастная или трехчастная форма развивающего типа.
Вторая (или средняя) часть типа «трио«.
Трио отличается конструктивной четкостью и определенностью формы. Форма простая двухчастная, простая трехчастная и может быть период.
Трио – это не только определенная структура, но еще и характер музыки. Музыка трио всегда оживленная, с четким ритмом. (Медленных трио не бывает).
Трио всегда имеет индивидуальный облик. Когда оно начинается, мы слышим, что меняется тональность, фактура, инструментовка.
Трио вводится (начинается) без подготовки, скачком, после цезуры. Этим
подчеркивается тип контраста, а именно контраст-сопоставление.
Примечание: Существует два типа контраста:
Как правильно трио замкнуто, имеет четкое окончание, цезуру, отделяющую его от репризы.
Вторая (или средняя) часть типа «эпизод».
Как правило, плавно вытекает из первой части и плавно втекает в репризу. Встречается в медленной музыке, например, в медленных частях симфонии. Контраст с первой частью сильный, обычно это музыка беспокойная, взволнованная, возбужденная.
Третья часть, она же реприза.
Посвящена утверждению главной темы. Повторение может быть точным и
измененным. Как правило, в формах с трио реприза точная. В формах с эпизодом реприза измененная.
Что может меняться?
Реприза может быть сокращена. Может быть перепланирована. Может содержать изменения инструментовки, фактуры. Все для того, чтобы создать ощущение итога.
В сложной трехчастной форме часто встречается кода (отдельный завершающий раздел формы).
Кода нужна для уравновешивания контраста. В коде часто совмещаются черты крайних частей и средней части.
Особые виды сложной трехчастной формы:
-Сложная двойная трехчастная:
— С двумя трио, следующими подряд:
Это форма из двух частей, каждая из которых сложнее периода.
Возникает контраст, который не снимается, т. к. не повторяется. Отсюда смысловая неопределенность, недосказанность, структурная неустойчивость.
— в вокальной музыке, когда недосказанность является важным смысловым компонентом.
— в программных инструментальных произведениях, где объединяющим моментом служит литературный сюжет.
Зеркально-симметричная многочастная форма, складывающаяся из частей, которые после центральной возвращаются в обратном порядке.
Применяется в пейзажной музыке, и очень часто в сказочно-фантастической музыке, когда описываются волшебные превращения (туда и обратно)
Число частей может быть различно, это не определяется правилом.
Повторяющаяся часть называется «рефрен», чередующиеся части называются «эпизоды».
И сейчас рондо сохраняет связь с бытовыми песенно-танцевальными жанрами. Оно всегда имеет танцевальный ритм, быстрый темп, жизнерадостный, иногда юмористический характер. Как правило, рондо пишутся в мажоре.
У родно три основных разновидности:
Старинное рондо (17 и нач.18 века).
Это музыка французских клавесинистов и Баха.
Применялось в самостоятельных пьесах и в частях сюит.
Складывалось из большого числа малоконтрастных частей. Последовательного развития при этом не было. (Франсуа Куперен позволял исполнителю переставлять эпизоды местами).
Рефрен тогда представлял из себя период и повторялся без изменений в основной тональности.
Эпизоды строились на новой теме или служили развитием рефрена).
Это рондо венских классиков: Гайдн, Моцарт, Бетховен.
Структура классического рондо устойчива: 5 частей. АВАВА
— в финалах, реже в других частях симфоний и сонат
Рефрен в простой двухчастной форме, реже в трехчатсной форме, очень редко период.
При повторении рефрен может сокращаться или варьироваться.
В классическом рондо бывают связки от эпизода к рефрену (способствуют непрерывности развития) и коды (являются итогом развития).
Послеклассическое рондо (от начала 19-го века вплоть до наших дней)
Объединяет множество разнохарактерных произведений. Можно отметить несколько тенденций развития этой формы.
1. Необычное применение. Например, по принципу рондо может строиться большая оперная сцена.
2. Чрезвычайное расширение образности. Рондо могут быть эпические, лирические, драматические, сказочные.
3. Свобода и индивидуальность решения формы. Количество частей может быть любым, даже четным, т. к. может быть пропущен один из рефренов. Рондо может закончиться эпизодом. Рефрен может проводиться не целиком.
(или вариации, тема с вариациями, вариационный цикл).
Вариационная форма — это форма, состоящая из изложения темы и её неоднократных повторений в измененном виде.
— части цикла, чаще медленные
— раздел более крупной формы
Существует 4 типа вариаций:
— вариации на basso ostinato
— вариации на выдержанную мелодию
Использовались в 18 веке венскими классиками и в 19 веке в виде блестящих вариаций на темы из модных опер.
Тема в простой двухчастной, иногда трехчастной форме, редко период.
Сохраняется форма и гармонический план.
Жанрово характерные свободные вариации.
Возникают в 19-ом веке и развиваются в 20-ом.
Принцип образования свободной вариации: из темы вычленяется составной элемент, а именно, мелодический оборот или гармонический оборот или даже ритм, и он остановится основой новой пьесы. Форма свободной вариации может быть любой, она не зависит от формы темы.
Определение «характерная» вариация подразумевает, что новая пьеса обладает
индивидуальным характером, не повторяющимся в других вариациях. Жанровая характерность возникает в том случае, если для индивидуализации в вариации используется конкретный жанр. Например, возникает вариация-марш, вариация-вальс, вариация-ноктюрн и т. п..
Это форма, основанная на многократном повторении темы в басу при постоянном обновлении верхних голосов. Таким образом, сама тема не меняется, меняется её окружение. Такие вариации называются косвенными.
— части более крупного целого
Сначала тема баса была простой по мелодии и ритму. Потом она стала более
протяженной и сложной. В Баховскую эпоху часто использовался нисходящий хроматический бас. (В эпоху барокко это был символ смерти).
В вариациях тема не изменяется, иногда слегка варьируется, переностся в другую тональность, или в другой голос. Наиболее распространенный прием развития – добавление контрапунктирующих голосов. Соответственно, характерна полифоническая фактура.
Вариации на выдержанную(неизменную) мелодию.
Это форма, основанная на варьировании сопровождения неизменяемой мелодии, проводимой в одном из верхних голосов.
Тоже старинная форма. Достигла расцвета в 19 веке. Особенно широко применялась русскими композиторами в связи с развитием песенных тем (поэтому ее еще называют «глинкинские вариации»). При неизменной мелодии варьирование осуществляется за счет изменениея аккордов, фактуры, оркестровки.