Что такое периоды научной революции

Что такое периоды научной революции

Этапы развития науки, связанные с перестройкой исследовательских стратегий, которые задаются основаниями науки, называются научными революциями. Термин «научная революция» в научный оборот был введен Т.Куном, когда создаются новые теоретические структуры для понимания и объяснения новых фактов. В ходе научных революций изменяются основания науки (идеалы и нормы науки, картины мира и философские основания науки).

Первая научная революция (XVII – XVIII в.) привела к возникновению классического естествознания (механики, а позже физики), изменению картины мира, созданию новых оснований науки (идеалов и норм науки, и её философских оснований). В ходе этой революции сформировался особый тип научной рациональности, идеалом которой стало неизменное, всеобщее, безразличное ко всему знание. Восторжествовал объективизм, базирующийся на представлении о том, что знание о природе не зависит от познавательных процедур исследователя. Механическая картина мира (МКМ) приобрела статус универсальной научной онтологии. Труд И.Ньютона «Математические начала натуральной философии» определили влияние механики на целое столетие, к тому же механика была единственной математизированной областью естествознания, что послужило абсолютизации её методов и принципов познания и соответствующего механике типа рациональности.

Третья научная революция охватывает период с конца XIX века до середины XX века, которая характеризуется появлением неклассического естествознания и соответствующего ему типа рациональности. Во многих науках произошли революционные преобразования: в физике были разработаны релятивистская и квантовая теории, в биологии – генетика, в химии – квантовая химия. Третья научная революция началась с того, что в науке произошел переход к исследованию сложных и эволюционныхоторое ориентировалось в основном на изучение механических и физических явлений. ханике типа рациональности.ью естествознания, систем, состоящих из большого числа элементов.

Крупные открытия были сделаны в космологии, где было установлено о нестационарном характере Вселенной и образовании в ней новых звездных систем.

В биологии была создана современная генетика и построена синтетическая теория эволюции, которая существенно дополнила учение Ч.Дарвина.

В рамках неклассического естествознания научные теории, парадигмы и картины мира рассматриваются как относительные истины и потому нуждающиеся в дальнейшем уточнении, дополнении и исправлении. В этот период исследования приобретают междисциплинарный и комплексный характер, что позволило с большей полнотой и точностью изучать процессы, которые происходят как в системе в целом, так и в её подсистемах. Усиливается тенденция к интеграции научного знания, что находит свое воплощение в синтетических науках (биофизика, геофизика, геохимия, физхимия).

Четвертая научная революция: тенденции возвращения к античной рациональности.

Время совершения четвертой научной революции последняя треть XX столетия и связана она с тем, что объектами изучения науки становятся исторически развивающиеся системы (Вселенная как система взаимодействия микро-, макро- и мегамира). Это время рождения постнеклассической науки и формирования рациональности постнеклассического типа, которая характеризуется: а) применением исторической реконструкции как типа теоретического знания в таких областях как космология, астрофизика, что привело к изменению картины мира; б) при разработке идей термодинамики неравновесных процессов возникло новое направление в научных дисциплинах – синергентика; в) из бесстрастного ценностно нейтрального изучения законов природы в парадигму естественных наук вводятся ценностные ориентации как некие гуманитарные идеалы; г) в постнеклассическую науку вводятся вненаучные, дорациональные и внерациональные познавательные формы; д) важным моментом четвертой научной революции было оформление космологии как научной дисциплины, предметом изучения которой стала Вселенная в целом.

Источник

Периоды научных революций

Что такое периоды научной революции. Смотреть фото Что такое периоды научной революции. Смотреть картинку Что такое периоды научной революции. Картинка про Что такое периоды научной революции. Фото Что такое периоды научной революции Что такое периоды научной революции. Смотреть фото Что такое периоды научной революции. Смотреть картинку Что такое периоды научной революции. Картинка про Что такое периоды научной революции. Фото Что такое периоды научной революции Что такое периоды научной революции. Смотреть фото Что такое периоды научной революции. Смотреть картинку Что такое периоды научной революции. Картинка про Что такое периоды научной революции. Фото Что такое периоды научной революции Что такое периоды научной революции. Смотреть фото Что такое периоды научной революции. Смотреть картинку Что такое периоды научной революции. Картинка про Что такое периоды научной революции. Фото Что такое периоды научной революции

Что такое периоды научной революции. Смотреть фото Что такое периоды научной революции. Смотреть картинку Что такое периоды научной революции. Картинка про Что такое периоды научной революции. Фото Что такое периоды научной революции

Что такое периоды научной революции. Смотреть фото Что такое периоды научной революции. Смотреть картинку Что такое периоды научной революции. Картинка про Что такое периоды научной революции. Фото Что такое периоды научной революции

Познавая окружающий мир, человек стремится создать в своем сознании его определенную модель или, как говорят картину мира. На каждом историческом этапе развития представления о мире различны, т. е. картина мира изменяется (эволюционирует) по мере познания окружающей реальности. Картину мира можно понимать как парадигму миропонимания – совокупность идей, теорий, методов, концепций, описывающих известный человеку природный мир. В период господства какой-либо парадигмы происходит «мирное» развитие науки, т. е. количественное накопление знаний о природе. Такое развитие естествознания было характерно, например, для натурфилософии античности. Смена научных парадигм представляет собой революцию в естествознании. Революция – это переворот. Научная революция – это коренные изменения в научных знаниях, радикально меняющие прежнее видение мира.

В истории науки выделяют три глобальные научные революции.
В VI−IV вв. до н. э. произошла первая революция в познании мира, в результате которой и начинается зарождение самой науки. Она связана с именем Аристотеля, который создал формальную логику – главный инструмент выведения и систематизации знания. Научное знание было предметно дифференцировано, науки о природе отделены от метафизики, математики. Аристотелем были определены нормы научности знания, даны образцы объяснения, описания и обоснования в науке, многими из которых пользуются и сейчас.

Вторая глобальная научная революция произошла в эпоху перехода от средневековья к Новому времени. Исходным моментом этой революции является появление гелиоцентрического учения великого польского астронома Н. Коперника. Однако одно только это учение не отражает суть перемен, происходящих в этот период в науке. Научная революция XVI−XVIII вв. привела к становлению классического естествознания. Основоположниками его были Г. Галилей, И. Кеплер, Р. Декарт, И. Ньютон. Итогом работы этих ученых стало создание механистической научной картины мира (МКМ) на базе экспериментально-математического естествознания. Основополагающими идеями МКМ являются классический атомизм и механицизм, а ее ядром – механика Ньютона. Фундаментальные понятия этой картины мира: материя, движение, пространство, время, взаимодействие.

Материя – это вещество, состоящее из неделимых, абсолютно твердых движущихся частиц.

Пространство, по Ньютону, может быть относительным и абсолютным. Производя измерения пространственных отношений между телами, люди знакомятся с относительным пространством. Абсолютное пространство – это вместилище тел, никак не связанное со временем. Свойства абсолютного пространства не зависят от того, имеются в нем тела или нет. Оно является трехмерным, бесконечным, однородным, изотропным, непрерывным. Пространственные отношения описываются геометрией Евклида.

Время также бывает относительным и абсолютным. Относительное время познается людьми в процессе измерений. Абсолютное время (истинное, математическое) Ньютон иначе называл длительностью. Время – это пустое вместилище событий, не зависящее ни от чего. Оно течет равномерно, в одном направлении (от прошлого к будущему), непрерывно, бесконечно, однородно (везде одинаково).

Для изучения материальных объектов в абсолютном пространстве и времени необходима система отсчета, т. е система координат и часы. Система отсчета, жестко связанная с абсолютным пространством, является инерциальной.

Движение в МКМ признавалось только механическое. Это изменение положения тела в пространстве с течением времени. Любое сложное движение можно представить как сумму пространственных перемещений (принцип суперпозиции). Движение тел объяснялось с точки зрения трех законов Ньютона, при этом пользовались понятиями силы и массы. Сила – это количественная мера действия одних тел на другие, причина движения и деформации тел. Масса являлась мерой инертных и гравитационных свойств тела.

Действие тел друг на друга не является односторонним, тела оказывают взаимное действие друг на друга. Механика стремилась свести все явления природы к действию сил притяжения и отталкивания, встретив на этом пути непреодолимые трудности. Силы притяжения между телами Вселенной были названы гравитационными. Величина этих сил определяется из закона всемирного тяготения, открытого Ньютоном. Сущность закона: все тела во Вселенной притягиваются друг к другу с силой, прямо пропорциональной произведению их масс и обратно пропорциональной квадрату расстояния между ними. Математическая формула закона

Что такое периоды научной революции. Смотреть фото Что такое периоды научной революции. Смотреть картинку Что такое периоды научной революции. Картинка про Что такое периоды научной революции. Фото Что такое периоды научной революции

Что такое периоды научной революции. Смотреть фото Что такое периоды научной революции. Смотреть картинку Что такое периоды научной революции. Картинка про Что такое периоды научной революции. Фото Что такое периоды научной революции,

Масса, найденная из закона всемирного тяготения, получила название гравитационной.

Важнейшие принципы механики: принцип относительности Галилея (о нем уже говорилось выше), принцип дальнодействия и принцип причинности.

Принцип дальнодействия заключался в том, что взаимодействие тел осуществляется мгновенно и промежуточная среда участия в передаче взаимодействия не принимает.

Согласно принципу причинности, всякое изменение в состоянии материального тела может быть вызвано только материальным воздействием, определенным материальным процессом. Беспричинных явлений нет, всегда можно выделить причину и следствие. Они взаимосвязаны, влияют друг на друга. Французский ученый П. Лаплас писал: «Никакой предмет не может начать быть без причины, которая его произвела». Лаплас полагал, что связи между явлениями и телами осуществляются на основании однозначных законов. Это учение о взаимообусловленности явлений, об их однозначной закономерной связи вошло в физику как лапласовский детерминизм. С точки зрения механики природа представляет собой гигантскую систему, в которой все последующие состояния точно и однозначно определяются предыдущим состоянием, так как все механические явления подчиняются лапласовскому детерминизму. Дальнейшее развитие естествознания показало ошибочность абсолютизации этого принципа и его ограниченность. Было выяснено, что поведение макрообъектов определяется законами квантовой механики, описывающей движение микрочастиц, составляющих макроскопический мир. В микромире действуют вероятностные законы, что приводит к нарушению принципа определенности или принципа детерминизма. Из этого не следует, однако, что нужно совсем отказаться от этого принципа, он сосуществует с принципом случайности, но используется при рассмотрении движения тел со скоростями, много меньшими скорости света.

Механическая картина мира оказалась далека от совершенства, по мере развития физики становилось ясно, что не все явления и процессы могут быть объяснены с помощью классической механики. Изучение тепловых явлений показало, например, что скорость, кинетическая энергия, импульс отдельной частицы изменяются без изменения параметров, характеризующих систему в целом. Значит состояние системы не определяется движением отдельных частиц. Количественные изменения в числе частиц приводят к качественно новым особенностям в их движении, которые описываются статистическими законами, носящими вероятностный характер. Однако, несмотря на ограниченность и недостатки классической механики, развитие физики вплоть до середины
XIX в. шло в рамках ньютоновских воззрений. За это время было сделано много выдающихся открытий, но они только дополняли и усложняли сложившуюся картину мира, не затрагивая ее основы.

Наиболее значимыми теориями, положенными в основу новой научной парадигмы, стали теория относительности Эйнштейна и квантовая механика. С появлением этих теорий изменилась и естественно-научная картина мира. Рассмотрим, какие принципиальные изменения произошли в представлениях об окружающем мире.

Теория относительности Эйнштейна привела к отказу от представлений о существовании центра Вселенной. Согласно Эйнштейну, в мире нет особых, привилегированных систем отсчета, все они равноправны. Наши представления об объектах окружающего мира имеют смысл только в том случае, если они связаны с какой-либо системой отсчета. Иначе говоря, наши знания о мире относительны.

Изучение микромира привело к переосмысливанию многих понятий классического естествознания (траектория, одновременность событий, абсолютный характер пространства и времени, причинность, непрерывность и т. д.). Например, описывая движение микрочастицы, мы уже не можем пользоваться тем определением траектории, которое давалось в механике Ньютона (траектория – линия, вдоль которой движется частица). Связано это с тем, что в микромире действуют вероятностные законы, следовательно, местоположение частицы в пространстве может быть указано только с той или иной долей вероятности.

Новая парадигма изменила представления об отношениях субъекта и объекта познания. Объект познания перестал восприниматься как существующий «сам по себе». Оказалось, что его описание зависит от условий познания. Так, например, получаемые экспериментально характеристики объектов зависят от класса точности приборов, описание поведения объектов составляется с учетом состояния системы отсчета.

Создание новой научной теории предполагает получение объективных истинных знаний о мире. Абсолютная истина постигается в бесконечном процессе познания. Новые теории показали, что абсолютной истины достичь невозможно, абсолютно точную картину мира не удастся нарисовать никогда. Любая картина мира может обладать лишь относительной истинностью. Например, мыслители древности считали, что мельчайшей частицей вещества является атом. В конце XIX в. выяснили сложное строение атома: он состоит из протонов, нейтронов и электронов. В настоящее время уже доказано, что протон также является сложной частицей, состоящей из кварков. На каждом этапе познания утверждения о строении вещества являются относительной истиной, но последнее утверждение ближе к абсолютной истине.

Таким образом, третья научная революция привела к смене теоретических и методологических установок во всем естествознании. Отличительной особенностью этого этапа научного познания является то, что наряду с физикой теперь в естествознании лидирует целая группа отраслей: химия, биология, кибернетика, космонавтика и др. Уже в рамках новой, неклассической картины мира произошли мини-революции в биологии (развитие генетики), космологии (концепция нестационарной Вселенной) и т. д.

Научные революции – это необходимый этап в развитии науки, так как именно во время революционных сдвигов определяются основные контуры научной картины мира на длительный период. Однако нельзя думать, что смена парадигмы приводит к отрицанию старой системы знаний, напротив, научная революция предполагает преемственность в развитии научного знания. Согласно принципу соответствия, сформулированному Н. Бором, всякая новая научная теория не отвергает предшествующую, а включает ее в себя как частный случай, т. е. ограничивает сферу ее действия. Так, релятивистская механика (механика больших скоростей) Эйнштейна не отвергает механику Ньютона, а показывает, что ее законы действуют только при малых скоростях, намного меньших скорости света.

Итак, три глобальные научные революции предопределили три длительные стадии развития науки, каждой из которых соответствует своя научная картина мира. Естественные науки формируют естественно-научную картину мира, которая содержит в себе частные картины мира отдельных естественных наук (физическую, химическую, биологическую, астрономическую и др.). Самое широкое представление об окружающей нас действительности дает общая научная картина мира. Сегодня можно лишь говорить об основной идее, на которой строится эта картина – идее единства эволюции Вселенной и человека как космического, биологического и социального существа. Тенденции развития современной науки указывают пути реализации этой идеи.

Паради́гма (от греч. παράδειγμα, «пример, модель, образец») — совокупность фундаментальных научных установок, представлений и терминов, принимаемая и разделяемая научным сообществом и объединяющая большинство его членов. Обеспечивает преемственность развития науки и научного творчества.

Проблема роли cлучайности в истории научных открытий принадлежит к числе наиболее широко освещенных в методологическом отношении проблем.

В 985 г. норманнский мореплаватель Бьярни отплыл от исландского берега и направился к побережью Гренландии, сбился с пути из-за туманов и заметил неизвестную Землю. Этим было положено норманнскому открытию Америки. Это классический пример случайности.

В плавании Колумба через Атлантический океан случайности также сыграли немалую роль. Колумб направлялся на поиски западного пути в Индию. Колумб считал, что он достиг Азии.

Совершенно случайным оказалось португальское открытие Ю. Америки в 1500 г. Португальские каравеллы под начальство Кабрала направлялись в Индию по пути уже проторенному Васко да Гаммой, но потеряли ориентировку. Морское течение отнесло корабли на запад и буря прибила их к неизвестной Земле. Это было побережье Южной Америки. Португальцы сочли вновь открытую Землю островом и присвоили этому острову название Санта-Крус (Святой Крест). К вновь открытой земле была снаряжена в Португалии экспедиция, которая выяснила, что Санта-Крус – материк. Америго Веспучи сообщил об этом в Европу.

Открытие Америки – наглядный пример диалектической взаимосвязи случайности и необходимости в истории территориальных открытий. Норманнское открытие Америки оказалось преждевременным, не имело значительных общеисторических последствий и не оставило сколько-нибудь заметного следа в истории средневековой науки. Спустя 5 веков в иных исторических условиях, на ином уровне развития науки о Земле, Америку открывают одновременно Колумб, Кабрал, Америго, Кабот и др. европейские мореплаватели. Но Экспедиции Колумба оказались наиболее важными по своим общеисторическим следствиям. Не будь этих экспедиций открытие Америки было бы отсрочено лишь на немногие годы.

Русский мореплаватель Ф.П. Литке писал:

«Большая часть важнейших географических открытий сделана была случайно. Сбитый с пути своего норманнский морской разбойник доставил первое сведение об Исландии. Колумб, искавший ближайшего пути в Восточную Индию открыл Новый Свет, последователи его, искавшие того же, открыли мириады островов, рассеянных по пространству Великого океана».

Литке предложил различать понятие «открытие» от понятия «отыскание»: «Колумб отыскал, а не открыл Америку, Кук отыскал острова Маркиза Мендозы (Маркизские острова), Новые Гибриды».

Н.Н. Зубов предложил следующее подразделение «отысканий»:

1. отыскание объектов уже открытых, но нанесенных на карту неверно. Примером может служить отыскание Маркизских островов Д. Куком. Ранее они в 1595 г. были открыты.

2. отыскание объекта, основанное на некоторых расчетах. Например, остров Визе. Положение его было предвычислено В.Ю. Визе в 1924 г., о отыскан остров в 1930 г.

3. отыскание объекта по рассказам местных жителей. Так, Литке открыл Каролинские острова.

Источник

Научные революции

Что такое периоды научной революции. Смотреть фото Что такое периоды научной революции. Смотреть картинку Что такое периоды научной революции. Картинка про Что такое периоды научной революции. Фото Что такое периоды научной революции Что такое периоды научной революции. Смотреть фото Что такое периоды научной революции. Смотреть картинку Что такое периоды научной революции. Картинка про Что такое периоды научной революции. Фото Что такое периоды научной революции Что такое периоды научной революции. Смотреть фото Что такое периоды научной революции. Смотреть картинку Что такое периоды научной революции. Картинка про Что такое периоды научной революции. Фото Что такое периоды научной революции Что такое периоды научной революции. Смотреть фото Что такое периоды научной революции. Смотреть картинку Что такое периоды научной революции. Картинка про Что такое периоды научной революции. Фото Что такое периоды научной революции

Что такое периоды научной революции. Смотреть фото Что такое периоды научной революции. Смотреть картинку Что такое периоды научной революции. Картинка про Что такое периоды научной революции. Фото Что такое периоды научной революции

Научные революции — это те этапы развития науки, когда происходит смена исследовательских стратегий, задаваемых ее основаниями. Основания науки включают несколько компонентов. Главные среди них: идеалы и методы исследования (представления о целях научной деятельности и способах их достижения); научная картина мира (целостная система представлений о мире, его общих свойствах и закономерностях, формирующаяся на основе научных понятий и законов); философские идеи и принципы, обосновывающие цели, методы, нормы и идеалы научного исследования.

Например, в классической науке XVII—XVIII вв. идеалом было получение абсолютно истинных знаний о природе; метод познания сводился к поиску механических причин, детерминирующих наблюдаемые явления; научная картина мира носила механический характер, так как любое знание о природе и человеке редуцировалось к фундаментальным законам механики; классическая наука на­ходила свое обоснование в идеях и принципах материалистической философии, которая рассматривала познание как отражение в разуме познающего субъекта свойств объектов, существующих вне и независимо от субъекта.

Как и почему происходят научные революции? Один из первых разработчиков этой проблемы, американский философ Т. Кун делил этапы развития науки на периоды «нормальной науки» и научной революции. В период «нормальной науки» подавляющее число представителей научного сообщества принимает определенные модели научной деятельности или парадигмы, в терминологии Куна (парадигма: греч. paradeigma — пример, образец), и в их рамках решает все научные «задачи-головоломки». В содержание парадигм входят совокупность теорий, методологических норм, ценностных стандартов, мировоззренческих установок. Период «нормальной науки» заканчивается, когда появляются проблемы и задачи, не разрешимые в рамках существующей парадигмы. Тогда она «взрывается», и ей на смену приходит новая парадигма. Так происходит революция в науке.

Можно выделить четыре научные революции.

Первой из них была революция XVII в., ознаменовавшая собой становление классической науки. Вторая произошла в конце XVIII — первой половине XIX вв. и ее результатом был переход от классической науки, ориентированной в основном на изучение механических и физических явлений, к дисциплинарно организованной науке. Появление таких наук, как биология, химия, геология и др., способствует тому, что механическая картина мира перестает быть общенаучной и общемировоззренческой. Биология и геология вносят в картину мира идею развития, которой не было в механической картине мира.

Специфика объектов, изучаемых в биологии, геологии не могла быть выражена с помощью методов исследования классической науки: нужны были новые идеалы объяснения, учитывающие идею развития.

Происходят изменения и в философских основаниях науки. Центральные проблемы философии в этот период: вопросы дифференциации и интеграции научного знания, полученного в разных научных дисциплинах, соотношения различных методов научного исследования, классификация наук и поиск ее критериев.

Эта революция была вызвана появлением принципиально новых, не имеющих места в классической науке объектов исследования, что и повлекло изменения норм, идеалов, методов. Что же касается познавательных установок классической науки, то, как считает современный отечественный философ В. С. Степин, в период становления дисциплинарно организованной науки они не претерпели существенных изменений.

Третья революцияохватывает период с конца XIX до середины XX в. Революционные преобразования произошли сразу во многих науках: в физике были разработаны релятивистская и квантовая теории, в биологии — генетика, в химии — квантовая химия и т. д. Возникают новые отрасли научного знания — кибернетика и теория систем. В результате сформировалось новое, неклассическое, естествознание, основания которого радикально отличались от оснований классической науки.

Идеалы и нормы неклассической науки базировались на отрицании разумнологического содержания онтологии, способности разума строить единственно верную идеальную модель реальности, позволяющую получать единственно истинную теорию. Допускалась возможность признавать истинность сразу нескольких теорий.

Что такое периоды научной революции. Смотреть фото Что такое периоды научной революции. Смотреть картинку Что такое периоды научной революции. Картинка про Что такое периоды научной революции. Фото Что такое периоды научной революции

Изменяется идеал объяснения и описания. Если в классической науке объяснению приписывалась способность давать характеристику объекта, как он «сам по себе», то в неклассической науке в качестве необходимого условия объективности объяснения и описания выдвигалось требование учитывать и фиксировать факт взаимодействия объекта с приборами, с помощью которых он исследовался. Наука признала, что мышлению объект не дан в его «природно-девственном», первозданном состоянии: оно изучает не объект как он есть «сам по себе», а как явилось в наблюдении его взаимодействие с прибором.

Возникла соответствующая неклассическому естествознанию картина мира, в которой появилось представление о природе как сложном динамическом и иерархизированном единстве саморегулирующихся систем.

Изменились и философские основания науки. Философия ввела в систему обоснований последней идею исторической изменчивости научного знания, признала относительность истины, разработала представление об активности субъекта познания. Так, в философии Канта активность субъекта сводилась к его способности самому конституировать мир явлений, т. е. мир объектов научного знания. Очевидно, что ни о каком познании объекта как он «есть на самом деле», не могло быть и речи. Существенные изменения претерпели многие философские категории, с помощью которых философия решала проблемы научного познания. Это относится к категориям часть, целое, причина, случайность, необходимость и т. д. Изменение их содержания обусловливалось обнаружением в науке того факта, что сложные системы не подчиняются, например, классическому принципу, согласно которому целое есть сумма его частей, целое всегда больше его частей.

Четвертая научная революция началась в последней трети XX вв. и сопровождалась появлением постнеклассической науки. Объектами исследования на этом этапе развития науки становятся сложные системные образования, которые характеризуются уже не только саморегуляцией (с такими объектами имела дело и неклассическая наука), но и саморазвитием. Научное исследование таких систем требует принципиально новых стратегий, которые частично разработаны в синергетике. Синергетика (греч. synergeia — совместный, согласованно действующий) — это направление междисциплинарных исследований, объектом которых являются процессы саморазвития и самоорганизации в открытых системах (физических, химических, биологических, экологических, когнитивных и т. д.). Было выявлено, что материя в ее форме неорганической природы способна при определенных условиях к самоорганизации. Синергетика впервые открыла механизм возникновения порядка из хаоса, беспорядка.

Это открытие было революционным, ибо прежде наука признавала эволюцию только в сторону увеличения энтропии системы, т. е. увеличения беспорядка, дезорганизации, хаоса. Синергетика обнаружила, что система в своем развитии проходит через точки бифуркации (состояния неустойчивости) и в эти моменты она имеет веерный набор возможностей выбора направления дальнейшего развития. Реализоваться этот выбор может путем небольших случайных воздействий, которые являются своеобразным «толчком» системы в формировании новых устойчивых структур. Если принять во внимание этот факт, то становится очевидным, что взаимодействие человека с такого рода системами требует повышенной ответственности, так как человеческое действие и может стать тем «небольшим случайным воздействием», которое видоизменит пространство возможных состояний системы. Субъект становится причастным к выбору системой некоторого пути развития из возможных. А так как сам выбор необратим, а возможный путь развития системы не может быть просчитан с большой достоверностью, то проблема ответственности человека за бездумное вмешательство в процесс саморазвития сложных систем становится очевидной.

Сказанное позволяет сделать вывод, что постнеклассическая наука имеет дело с системами особой сложности, требующими принципиально новых познавательных стратегий. Здесь картина мира строится на основе идей эволюции и исторического развития природы и человека. Все специальные картины мира, которые формируются в различных науках, уже не могут претендовать на адекватность. Они становятся лишь относительно самостоятель­ными фрагментами общенаучной картины мира.

Для изучения и описания саморазвивающихся систем с вариабельным поведением не пригодны статические идеальные модели. Требуется строить сценарии, включая в них точки бифуркации и возможные пути развития систем. Это привело к существенной перестройке норм и идеалов исследования.

Так, осуществить построение идеальной модели уже невозможно без использования компьютерных программ, которые позволяют вводить большое число переменных и цель исторической реконструкции изучаемого объекта.

ВЫВОДЫ

1. Научное познание является особым видом социальной деятельности. Его первоочередная задача — установление объективных законов природы и общества, изучение специфики их проявления. Конечная цель — создание на основе изученных законов необходимых способов, приемов и средств практического преобразования мира.

2. Научные знания и сам процесс их получения характеризуются системностью и структурированностью. Прежде всего, в структуре научного знания выделяются эмпирический и теоретический уровни. Основными формами научного познания являются: факт, проблема, гипотеза, теория.

3. Научный метод — это единство объективного и субъективного. Объект обуславливает, а субъект формирует метод, поэтому в определенной степени и сам объект может направлять процесс познания на верный путь. Но такой путь познания не является оптимальным (он сложен, иногда запутан). Задача науки — ускорить переход процесса познания на оптимальный путь, получение знаний об окружающем нас мире.

4. Наука как форма общественного сознания и сфера профессиональной деятельности постоянно развивается усложняется и изменяется.. Этапы постепенного накопления знаний и обогащения методов и экспериментального инструментария, сменяются научными революциями и заменой общепринятых среди ученых парадигм..это приводит к смене типов научной рациональности и построению новой картины мира.

1. Какие черты присущи научному познанию?

2. Чем отличаются по содержанию понятия «чувственное» и «рациональное» от понятий «эмпирическое» и «теоретическое»?

3. В чем состоит взаимосвязь и чем отличаются эмпирический и теоретический уровни научного познания?

4. Назовите формы эмпирического и теоретического знания.

5. Чем отличается научный факт от факта действительности?

6. Что такое проблема?

7. Что такое гипотеза и теория?

8. Однажды Гегель на замечание, что его теория не согласовывается с фактами, ответил: «Тем хуже для фактов». Согласны ли вы с Гегелем?

9. Зачем нужна при проведении эксперимента теория?

10. Что такое метод, методика, методология?

11. Раскройте диалектику формирования научного метода.

12. Классифицируйте методы.

13. Какие методы используются на эмпирическом уровне научного познания.

14. Что такое научная революция?

15. Сколько и каких было научных революций?

11. Лакатос И. Методология научных исследовательских программ // Вопросы философии. 1995. № 4.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *