Что такое перманентное дыхание
статьи
09.12.2019 Перманентное дыхание на тубе за 110 секунд, это легко.
Перманентное дыхание или цепное дыхание, непрерывное дыхание, циркулярное дыхание. Это особый тип техники дыхания, при помощи которого исполнитель имеет возможность осуществлять более продолжительный непрерывный выдох.
Технически, перманентное дыхание — это продолжительное «звукопроизводство» при помощи щёк как «воздушный резервуар», это вдох через нос и одновременный выдох при помощи амбушюра в инструмент.
И как же?
Этот прием давно известен музыкантам, играющим на народных инструментах (Диджери́ду) в Индии, Шотландии, Армении.
В ХХ веке этот опыт переняли и исполнители классического направления. Владение перманентным дыханием позволяет музыканту исполнять длинные ноты, когда нет возможности взять обычное дыхание. Если при обычном дыхании участвуют два компонента – вдох и выдох, то в перманентном к ним добавляются искусственный выдох, осуществляемый мышцами щек, и искусственный вдох через нос.
Основа техники перманентного дыхания
Начало процесса игры, связанное с перманентным дыханием ничем не отличается от традиционного. Исполнитель набирает в легкие воздух (вдох) и начинает играть (выдох). Лишь к концу выдоха, когда в легких еще есть достаточный запас воздуха, исполнитель своей волей перемещает небольшую часть воздуха в ротовую полость и, не переставая играть, выжимает мышцами щек воздух из ротовой полости в инструмент. Одновременно через нос музыкант быстро набирает новую порцию воздуха, необходимую для процесса игры.
Самым сложным в данном техническом приеме является переход от природного выдоха к искусственному, осуществляемый мышцами щек, и обратный переход после окончания искусственного выдоха к природному, а также осуществление одновременного искусственного выдоха и искусственного вдоха через нос. Это основа техники перманентного дыхания.
Упражнения для перманентного дыхания
На первом этапе перманентное дыхание наиболее рационально осваивать без инструмента. Исполнитель набирает в ротовую полость воздух, щеки и губы при этом чуть расширяются, а затем через узкую губную щель выталкивает воздушную струю, используя силу мышц щек и губ.
Упражнение повторяется несколько раз в течение всего периода освоения нового приема игры.
Следующее упражнение включает в себя первое упражнение, но начинается с глубокого вдоха (как при настоящей игре) и выдоха через узкую губную щель. В средней фазе выдоха, или чуть позднее, часть воздуха расширяет ротовую полость и в заключительной части происходит искусственный выдох с использованием мышц щек и губ, которые выжимают воздух из своеобразного воздушного мешка.
Третье упражнение наиболее сложное. Оно включает полностью второе упражнение с добавлением быстрого «искусственного» вдоха через нос во время фазы выжимания воздуха из расширенной ротовой полости. Скоординировать работу всех мышц участвующих в данном упражнении удается лишь только после упорной и длительной тренировки.
Однако ряд молодых духовиков в силу физиологических особенностей в третьем упражнении быстро схватывают наиболее трудный момент одномоментного вдоха и выдоха. Другие, и таких большинство, очень долго топчутся на месте, но в конце концов также получают положительный результат.
Контроль
Чтобы проконтролировать непрерывность воздушной струи в перманентном дыхании при смене выдоха и вдоха достаточно к губам приблизить собственную ладонь. Сам исполнитель, при таком простом методе контроля, может легко проследить за ровностью и непрерывностью воздушной струи, проходящей через узкую губную щель. Когда молодой музыкант освоит данный цикл упражнений, особенно третье, можно уверенно переходить на реальный процесс игры.
На тубе для освоения перманентного дыхания наиболее удобна средняя часть нижнего регистра. Это ноты си-бемоль (контроктавы) и фа (большой октавы). Нужно это исполнять на удобном нюансе и тренировать 5-10 минут каждый день все три упражнения, используя данный регистр.
Как и при упражнениях без инструмента, так и при тренировке на инструменте у некоторых исполнителей положительный результат перманентного дыхания появляется довольно быстро и они буквально через неделю могут несколько минут без всякого перерыва тянуть один звук. Другие исполнители, чтобы получить результат, затрачивают больше времени и усилий. Но как показывает практика, все духовики могут успешно усвоить перманентное дыхание.
В заключении
Надо также подчеркнуть, что часть молодых музыкантов, успешно освоивших перманентное дыхание, начинают интенсивно и с большим удовольствием применять новый технический прием и там, где он действительно необходим, и там где вполне можно обойтись обычным исполнительским дыханием. Во всем нужна мера и разумность.
Два вида дыхания (исполнительское и перманентное) должны развиваться параллельно и дополнять друг друга, так как каждое обладает большими выразительными возможностями.
Техника непрерывного дыхания
Техника непрерывного дыхания (циркулярное дыхание, циклическое дыхание) — специфический способ вдоха/выдоха при игре на духовых инструментах. Исторически техника использовалась при игре на дудуке и диджериду, сейчас применяется и для других духовых инструментов — например, саксофон.
Основной принцип техники
Заключается в осуществленим вдоха носом при одновременном быстром выталкивании воздуха из ротовой полости движением щек или языка. Это позволяет обеспечить постоянный поток воздуха, приводящий к постоянному звуку духового инструмента. Обучение технике непрерывного дыхания — один из важнейших элементов игры на диджериду.
Литература
Это заготовка статьи о музыке. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. Это примечание по возможности следует заменить более точным. |
Полезное
Смотреть что такое «Техника непрерывного дыхания» в других словарях:
Техника и естествознание в Европе во второй половине XVII и в XVIII в. — В науке второй половины XVII в. окончательно победили гелиоцентрическая система, динамика Галилея и картезианская физика (т. е. физика Декарта и его последователей). По сравнению с первой половиной XVII в. научное представление о мире во многом… … Всемирная история. Энциклопедия
ГОСТ Р 53248-2009: Техника пожарная. Пожарные автомобили. Номенклатура показателей — Терминология ГОСТ Р 53248 2009: Техника пожарная. Пожарные автомобили. Номенклатура показателей оригинал документа: 2.34 автомобиль диагностики пожарной техники (АДПТ): Пожарный автомобиль, оборудованный техническими средствами оценки… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
ГОСТ Р 53247-2009: Техника пожарная. Пожарные автомобили. Классификация, типы и обозначения — Терминология ГОСТ Р 53247 2009: Техника пожарная. Пожарные автомобили. Классификация, типы и обозначения оригинал документа: 2.37 автомобиль диагностики пожарной техники (АДПТ): Пожарный автомобиль, оборудованный техническими средствами оценки… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Круговое дыхание — Техника непрерывного дыхания специфический способ вдоха при игре на духовых инструментах. Исторически техника использовалась при игре на дудуке и диджериду, сейчас применяется и для других духовых инструментов например, саксофон. Основной принцип … Википедия
Диджериду — Классификация Духовой инструмент, Аэрофон … Википедия
Австралийская народная музыка — Исполнение австралийской этнической музыки в музее Сиднея. Австралийская народная музыка это музыка австралийских аборигенов и аборигенов островов Торр … Википедия
время — 3.3.4 время tE (time tE): время нагрева начальным пусковым переменным током IА обмотки ротора или статора от температуры, достигаемой в номинальном режиме работы, до допустимой температуры при максимальной температуре окружающей среды. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Медицина — I Медицина Медицина система научных знаний и практической деятельности, целями которой являются укрепление и сохранение здоровья, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека. Для выполнения этих задач М. изучает строение и… … Медицинская энциклопедия
Электричество — (Electricity) Понятие электричество, получение и применение электричества Информация о понятии электричество, получение и применение электричества Содержание — это понятие, выражающее свойства и явления, обусловленные структурой физических… … Энциклопедия инвестора
устройство — 2.5 устройство: Элемент или блок элементов, который выполняет одну или более функцию. Источник: ГОСТ Р 52388 2005: Мототранспортны … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Перманентное дыхание
Этот приём иногда не совсем правильно называют «непрерывным вдохом». Считается, что это современная техника, хотя она, вероятно, появилась ещё в древности: свидетельства о ней можно найти по всему миру. Её принцип использовался на Британских островах в игре на волынке, в кельтской Бретани – в инструменте биниу, а также в других регионах Европы, в которых существовали подобные инструменты: исполнитель периодически подаёт воздух в мешок из овечьей или козлиной кожи, на который затем нажимает.
Один из видов техники перманентного дыхания воспроизводит этот принцип: в роли мешка выступают надутые щёки, в роли трости – амбушюр. Музыканты, играющие на североафриканском инструменте раджта, [1] используют именно эту технику, её же рекомендуют некоторые современные флейтисты. [2] У меня никогда не получалось применять этот приём так, чтобы не менялся тембр звука. Я предлагаю другой способ – он заключается в выталкивании воздуха из полости рта за счёт быстрого движения языка вперёд, щёки при этом не надуваются.
Чтобы привыкнуть к этой технике, нужно сначала потренироваться без флейты, вырабатывая необходимые дыхательные рефлексы по нижеприведённой схеме. Следует иметь в виду, что перманентное дыхание состоит из коротких периодов обычного выдоха (приблизительно пять секунд) и очень коротких (половина секунды) вдохов через нос. Во время последних толчок языка вперёд («ф-ф-фут») замещает обычное завершение выдоха.
Необходимо добавить, что перманентное дыхание – не панацея. Даже при хорошем владении этой техникой, она малоэффективна на длинных выдержанных нотах и в piano. Насколько я могу судить, она хороша только в некоторых мелодических рисунках в верхнем регистре.
В конце концов, необходимо помнить о музыкальной пунктуации, которая выполняется с помощью грамотной расстановки дыхания. Исполнение аллеманды из Партиты Баха BWV1013 без слышимого дыхания может показаться интересным, но слушатель при таком исполнении сам рискует задохнуться.
В двух словах
Термин «непрерывный вдох» не вполне точен, правильнее «перманентное дыхание». Эта техника требует хорошей отработки дыхательных рефлексов.
[1] Вид гобоя с кожаной тростью.
[2] Роберт Дик, «Другая флейта: пособие по современным техникам»(Нью-Йорк: OxfordUniversityPress, 1975), «Перманентное дыхание для флейтистов»(Нью-Йорк: MultipleBreathMusicCo., 1987).
Дыхание. Виды.
Различают исполнительское дыхание и физиологическое.
Исполнительское дыхание – активное выразительное средство музыканта-духовика. Профессиональное исполнительское дыхание подчинено сознанию исполнителя и предполагает активный вдох и выдох, а основным его качеством является ощущение опоры.
В дыхательном механизме участвуют мышцы вдоха и выдоха. К мышцам вдоха относятся: диафрагма и наружные межрёберные мышцы. К мышцам выдоха: брюшной пресс и внутренние межрёберные мышцы. Выдох во взаимодействии с губами, языком, пальцами играет первостепенную роль в образовании звука, в его ведении и в различных видах его проявления.
Необходимо усвоить, что дыхание должно непрерывно поддерживать тончайшую координацию со всеми другими элементами звукообразующего аппарата музыканта и инструментом.
В зарождении звука определяющая роль принадлежит языку, но в ведении звука она принадлежит воздушной струе, выдыхаемой исполнителем в инструмент. Условно, исполнительское дыхание можно сравнить со смычком у скрипачей.
Искусство игры на духовом инструменте-это искусство дыхания!
Типы исполнительского дыхания:
-грудное(при грудном типе дыхания акцент вдоха падает на средний участок грудной клетки, нижние отделы грудной клетки в процессе вдоха участвуют слабо, диафрагма почти не участвует );
-брюшное или диафрагмальное (при брюшном или диафрагмальном типе дыхания акцент падает на работу самой сильной и активной мышцы – диафрагмы; однако объем легких при таком дыхании неполный, так как средний и верхний участки грудной клетки в процессе вдоха участвуют слабо);
-смешанное (при грудно-брюшном, смешанном, типе дыхания благодаря комбинированному действию диафрагмы и всех мышц грудной клетки достигается наибольший эффект вдоха, нагрузка на дыхательную мускулатуру распределяется более равномерно и поэтому мышцы менее утомляемые; координированная работа различных участков дыхательной мускулатуры позволяет более свободно управлять обеими фазами дыхания, т.е. свободно менять ритм и глубину вдоха и выдоха).
Исполнители на духовых инструментах взяли на вооружение не грудной или диафрагмальный типы дыхания, а грудно-брюшный, смешанный тип дыхания, как наиболее рациональный и создающий наиболее благоприятные условия для производства вдоха и выдоха во время игры.
Тем не менее, при игре на духовом инструменте нельзя отрицать важности и необходимости использования в исполнительской практике духовиков разных типов дыхания – грудного и диафрагмального (брюшного): типы дыхания определяются характером самой музыки.
«Перманентное» дыхание – это…Перманентное дыхание может произвести импозантные эффекты в музыке, музыканты использовали эту технику веками. Технически, перманентное дыхание — это «производство» продолжительного звука, используя щеки как воздушный резервуар, это дыхание через нос, в то время когда поток воздуха от губ направляется в инструмент. Многие музыканты, которые хотят научиться перманентному дыханию за короткое время, добьются успехов только за счет техники. Наиболее систематический путь обучения — это упражнения, при которых нужно научиться медленно выплевывать воду в то время, когда вы дышите через нос.
Методы постановки и развития исполнительского дыхания.
Особенности исполнительского дыхания, как средство музыкальной выразительности.
Существуют общие правила смены дыхания в процессе исполнения. Безусловна взаимосвязь исполнительского дыхания с развитием звуковых и технических навыков.
Для музыкантов, играющих на духовых инструментах, существует понятие «внутренний резонатор»: рот, глотка, гортань, череп). Их необходимо правильно ощущать и настраивать. Они благотворно воздействуют на качество звучания инструмента, динамическую и тембральную палитру.
Большое значение в процессе обучения игре на духовых инструментах следует уделять развитию техники дыхания, которая требует систематической тренировки. От правильного дыхания зависят чистота интонации, устойчивость и выразительность звука. При игре же на духовых инструментах функции вдоха и выдоха коренным образом изменяются. Если при обычном дыхании вдох и выдох по времени примерно равные, то при игре на духовом инструменте выдох часто бывает гораздо продолжительнее вдоха. Кроме того, исполнительский выдох всегда активен.
Искусство исполнительского дыхания состоит не только в умении изменять силу и направление выдыхаемой струи воздуха, но и в умении производить быстрый полноценный вдох, значительно превышающий по объему вдох при нормальном дыхательном процессе. Для извлечения звуков определенной высоты, динамики, характера, тембра, длительности, то есть для приведения в действие звукообразователя и звучащего воздушного столба исполнителю на духовом инструменте необходим интенсивный выдох. Степень интенсивности выдоха определяется характером музыки и спецификой звукообразования на том или ином духовом инструменте.
Условия игры обязывают музыканта-духовика производить часто полный и быстрый вдох. Для обеспечения этого условия музыканты прибегают к участию во время вдоха не только носа, как при нормальном вдохе, но и рта. Степень участия рта в момент вдоха определяется спецификой звукоизвлечения на том или ином духовом инструменте. Так, например, на трубе – инструменте с узкой мензурой, требующей не столько большого объема запаса воздуха, сколько интенсивности и сконцентрированности выдыхаемой воздушной струи – основная нагрузка при вдохе ложится на нос. Рот выполняет здесь лишь вспомогательные функции, и то в исключительных случаях, когда требуется быстрый полный вдох. На широкомензурных инструментах (тромбон, туба), где полнота вдоха всегда более объемна, чем в инструментах с узкой мензурой и выдох не столь сконцентрирован, активность участия рта в процессе вдоха более высокая.
При игре на деревянных духовых инструментах основная часть вдыхаемого воздуха проходит через рот, и лишь незначительная часть – через нос.
Степень активности участия в процессе вдоха ртом или носом зависит также от музыкальной фразы и, в связи с этим, – от применяемых типов дыхания. Если при диафрагмальном вдохе основная часть воздуха вдыхается через рот, при грудно-брюшном – через рот и нос, то при грудном вдохе активная роль принадлежит носу.
Слушателя может раздражать игра исполнителя только из-за того, что он шумно, не эстетично вдыхает. Поэтому вдох через нос является более бесшумным, он близок к естественному процессу дыхания, вдох через нос значительно естественнее.
Но решающая роль в исполнении принадлежит выдоху, так как он связан уже непосредственно с художественной стороной исполнительского процесса. Выдох должен быть разнообразен и гибок: то бурный и порывистый, то едва заметный и плавный, то усиливающийся и замирающий, то ускоряющийся и замедляющийся и т.д.
Розанов С.В. подчеркивал важность для исполнителя «играть на опоре», или на «опертом» дыхании. На всех медных и деревянных инструментах, за исключением флейты, усиление выдоха при неизменяющемся напряжении мускулов губ вызывает некоторое понижение звука – усиленный выдох приводит в колебание более крупные части вибраторов, порождающих звук. В инструментах с камышовой тростью (гобой, кларнет, фагот) будут вибрировать большие участки трости. Более сильное сжатие губами трости сократит длину ее колеблющейся части и помешает понижению звука.
При исполнении на духовом инструменте выдох должен иметь необходимое качество: то равномерный, то постепенно ускоряемый, то постепенно замедляемый, в зависимости от динамических нюансов. Усиление звука связано с ускорением выдоха, ослабление – с постепенным замедлением; при постепенном и равномерном выдохе получается ровный по силе звук. Так достигаются самые разнообразные нюансы звука.
Развивать дыхание нужно постепенно: от отдельных, не слишком продолжительных звуков и небольших музыкальных фраз с равномерным в динамическом отношении звучанием и минимизацией интонационных погрешностей следует переходить к дальнейшему развитию исполнительского дыхания на материале с более продолжительными звуками и фразами, с постепенным усилением и ослаблением выдоха. Необходимо при этом постоянно контролировать качество исполнительского выдоха слухом. Для развития навыков исполнительского дыхания в педагогической практике широко используется исполнение гамм в медленном движении с применением различной нюансировки. Завершение развития техники дыхания достигается в работе над специально подбираемым музыкальным материалом, в котором исполнение имеющихся динамических оттенков требует определенного мастерства.
Специальное внимание следует уделять развитию мускулов губ и лица, что необходимо учитывать при подборе упражнений, предназначенных для развития дыхания. У некоторых исполнителей при выдохе часть воздуха выходит через нос, что приводит к потере тембровых красок звука, поэтому педагог должен своевременно заметить и исправить этот недостаток.
От дыхания зависит не только динамическая сторона исполнения и качество звука. С помощью дыхания отделяются музыкальные фразы одна от другой, следовательно, необходимо обратить внимание ученика на роль дыхания в музыкальной фразеологии. Правильное распределение пунктов смены дыхания имеет огромное значение для выразительности исполнения: педагог должен на основе анализа строения произведения и учета исполнительских возможностей ученика точно указать моменты, где следует делать вдох. В этом анализе должен участвовать и ученик, постепенно приучаясь самостоятельно разбираться в тексте. Моменты вдоха не могут располагаться в случайных местах, слушатель никогда не должен чувствовать, что исполнителю нужно взять дыхание. Встречаются очень длинные музыкальные фразы, которые невозможно исполнить на одном дыхании. В этом случае следует найти место, где можно взять дыхание, не нарушив смысла музыкальной фразы.
Неправильное распределение пунктов вдоха может привести к искажению смысла музыкальной фразы. При этом лига не должна служить препятствием для вдоха, поскольку она указывает лишь на необходимость плавного и связного исполнения.
Прекращение звучания наступает не сразу; какое-то короткое время человеческий слух сохраняет звучание. Это дает возможность, при наличии определенного мастерства, делать вдох в некоторых пунктах, находящихся под лигой.