Что такое перо ссср
Музей СССР «20-й век»
Ретро, воспоминания, ностальгия.
Перышки для письма
«Мама мыла раму» — в бытность СССР старательно выводили первоклашки в своих тетрадях. В букваре, по которому они учились, эти слова были написаны очень красиво. Хотелось, чтобы и у тебя из-под пера выходили такие же. Для этого важны были все слагаемые: старание, качественная бумага, хорошие чернила и удобная ручка. Когда в школе учились наши дедушки и бабушки, еще не было гелевых, шариковых ручек и фломастеров. Первые самостоятельно написанные предложения они выводили перьевыми ручками – на деревянную палочку надевалось стальное перышко. Помните, еще в начале девяностых годов прошлого века их можно было встретить на почте? Как непривычно было заполнять такой ручкой бланк телеграммы…
Обращение с перьевой ручкой требовало особой аккуратности. Ее непременными спутниками были чернильница, кляксы, промокашки. Осторожно макнул ручку в чернильницу, следя, чтобы на пере осталось немного чернил, иначе в тетради можно поставить кляксу. Нажим при письме должен быть не очень сильный и одинаковый – только тогда перо оставляет тонкую красивую линию. Нажмешь очень сильно – испортишь перышко. Две его половинки разойдутся, и перо можно только выбросить. Поэтому сходить «купить перышки» для школьников в 50-60- годы XX века было обычным делом. За один раз удавалось написать одно-два слова, потом снова надо макать ручку в чернильницу. Неудобно? Зато использование таких письменных принадлежностей делало возможным знакомство с основами каллиграфии с самого начала обучения письму, а далее — совершенствовать навыки.
Это уже потом изобрели «вечное» перо. Его не надо было макать в чернильницу: в корпусе такой ручки находилась небольшая емкость с чернилами. Затем для удобства стали делать такие перьевые ручки, где чернила находились в легкозаменяемых баллонах-капсулах. Риск испачкаться чернилами сводился к минимуму. В восьмидесятые годы некоторые педагоги строго рекомендовали младшеклассникам писать шариковыми ручками, но некоторым за успехи в письме разрешали пользоваться современными перьевыми ручками. За это право даже начиналось в классе негласное соревновании.
Еще относительно недавно именно перьевой ручкой было положено заполнять некоторые документы, например, расписываться в паспорте при его получении. Ныне чернильная ручка с золотым пером – статусный атрибут руководителя высокого уровня, хороший подарок деловому человеку. Вот какая связь времен и традиций!
Каллиграфия – искусство письма. В дореволюционной России чистописание входило в программу гимназии. В советской школе как отдельный предмет со временем исчезло из программы обучения. Ныне при обучении родному языку первоклассники осваивают только основы каллиграфии. Между тем, в арабских и некоторых восточных странах каллиграфию до сих пор считают непременной составляющей хорошего образования. Каллиграфией люди занимаются там «для души» и в зрелые годы. Но у нас так не принято…
Давно ли вы с пристрастием просматривали школьные тетради своего ребенка? Обратите внимание на почерк. Зачастую у дедушек и бабушек, которым «ставили почерк» педагоги советской школы, он лучше, чем у нынешних школьников. Не будем спорить о преимуществах и недостатках приемов и методик обучения, которыми пользовались в школах СССР и применяют сейчас. Лучше вспомните о перышках для письма. Легко ли было младшеклассникам управляться с ними? Посмотрите, чем сейчас пишет ваш ребенок. Может быть, часть проблем будет решена, если ему просто дать несколько разных ручек (гелевых, шариковых, с корпусом потолще, потоньше) и спросить, какой именно писать удобнее?
Почему до середины 1970-х в СССР действовал запрет на шариковую ручку
В советское время, как известно, лимонад был вкуснее, колбаса — дешевле, а трава — зеленее. При всех неоспоримых достоинствах, этих и подобных, существовали в стране и ограничения. Удивительно, но некоторые из них касались детей, а уж суть запрета современного школьника изумит донельзя.
Так, в школах Страны Советов несколько лет не разрешалось использовать. простую шариковую ручку. Дети писали исключительно чернилами и пером.
Почему педагоги были так строги?
Особое внимание — каллиграфии
Некоторое время, преимущественно в XIX столетии, каллиграфия была одним из основных предметов, изучаемых в церковно-приходских школах и других образовательных учреждениях. С ранних лет учителя старались выработать у детей красивый почерк. Каждую неделю ученики проводили целые часы за занятиями по чистописанию. Но уже в конце того же столетия каллиграфия отошла на второй план, а педагоги рьяно взялись за иностранные языки, да и другие предметы.
В советскую эпоху педагоги уделяли большое внимание такому предмету, как каллиграфия.
С момента создания Советского государства вопросам образования уделялось просто-таки первостепенное внимание. По всей огромной стране выросли новые школы, где любой ребенок мог бесплатно учиться.
Первое время такого предмета, как каллиграфия, не было в школьной программе. Однако позже педагоги решили вернуть чистописание в учебный план, дабы выработать идеальный почерк у детей.
Считалось, что только используя перо, можно правильно поставить руку при письме.
Перо с чернилами вместо шариковых ручек
Сначала предмет назывался «Каллиграфия», затем его переименовали в «Чистописание», но задача оставалась прежней — научить ребенка красивому почерку. Занятиям уделялось максимум внимания. Уже в начальных классах дети выводили в прописях целые предложения, стараясь довести до совершенства навык письма. И действительно, у советских школьников был очень красивый почерк. Это можно заметить, взглянув в любую старую ученическую тетрадь.
Почерк у советских школьников был действительно красивым и разборчивым.
Что интересно, каллиграфии учились, используя исключительно перьевые ручки и чернила. Не каждый современный школьник сможет написать ими даже одно слово без помарок. По мнению советских педагогов, только с помощью пера можно было выработать правильную постановку руки при письме, а использование шариковой ручки только ухудшало почерк.
Последние, кстати, появились в СССР только во второй половине 1960-х годов. Однако во многих школах еще несколько лет действовал запрет на их использование. Так, вплоть до середины 1970-х в учебных заведениях массово писали перьями с чернилами. Если педагог замечал, что ученик написал текст шариковой ручкой, то только за это ребенок уже мог получить неудовлетворительную оценку за сданную работу.
За текст, написанный шариковой ручкой, могли снизить оценку.
Сегодня у многих почерк оставляет желать лучшего. В современном мире мы стали чаще набирать текст на компьютере, нежели писать его рукой. Может быть, такой предмет, как каллиграфия, стоило бы вернуть в школьные программы? Вообще в советское время было много традиций, которые не помешало бы вернуть и в наше время.