Что такое персеверации в логопедии
Персеверация
Персеверация – это устойчивое навязчивое повторение мыслительного, эмоционального или двигательного акта. Персеверативное мышление характеризуется постоянным обдумыванием одной идеи без ее развития. Эмоциональные персеверации реализуются «застреванием» на переживании определенной эмоции. Персеверативная моторика – повторяющееся воспроизведение одного движения, двигательного комплекса. При речевых персеверациях наблюдается непроизвольное повторение слова, фразы. Для диагностики используются клинические методы, нейропсихологические пробы. Симптоматическая помощь включает психокоррекцию, психотерапию, прием медикаментов.
Общая характеристика
Персеверативные явления впервые были описаны древнегреческим ученым Аристотелем, хотя сам термин «персеверация» введен лишь в 1894 году немецким врачом А. Нейссером. В настоящее время различают несколько видов персевераций: интеллектуальные, сенсорные, эмоциональные, моторные. Интеллектуальные проявляются повтором стереотипных мыслительных операций, которые не приводят к цели, не решают поставленную задачу. Например, в беседе человек вновь и вновь возвращается к вопросу, на который уже дан ответ.
Сенсорные персеверации – многократные повторения зрительных, слуховых и тактильных образов после того, как непосредственный раздражитель перестал воздействовать на анализатор. Распространенный вариант – звучание «в голове» недавно прослушанной мелодии. Персеверативные эмоции характерны для впечатлительных людей, которые долго переживают обиду, страх или радость, в то время как спровоцировавшая их ситуация уже закончилась, потеряла актуальность.
Моторные персеверации реализуются многократным повтором отдельных движений или целых двигательных программ. Пример: неспособность написать букву «б» из-за зацикленности на рисовании овала, невозможности перейти к изображению верхнего элемента буквы. Особым видом моторного расстройства является речевая персеверация. Ее признак – повторение слога, слова либо части фразы в процессе устного высказывания или письма.
Причины персевераций
В основе персеверации лежит неспособность переключения с одного действия или процесса на другой, более актуальный. Нарушение может быть обусловлено функциональными изменениями активности мозга, связанными с переутомлением, стрессом, этапом развития нервной деятельности, невротическим расстройством. Более стойкие и грубые персеверативные расстройства наблюдаются при органическом повреждении мозга, в частности – при локальном поражении префронтальных и премоторных отделов коры, подкорковых структур, третичных зон коры. Причины персевераций разделяются на физиологические, психопатологические и неврологические.
Физиологические факторы
Большинство людей в определенные периоды жизни становятся склонными к персеверациям. Наиболее распространенные причины – снижение функции контроля деятельности, отсутствие четкой программы действий в связи с утомлением, эмоциональным истощением, длительным стрессом. Физиологически обусловленные персеверации непостоянны, проявляются в легкой степени, чаще связаны с мыслительными процессами, эмоциями, реже – с двигательной сферой. Возможные причины развития:
Неврологические факторы
Самая частая причина персевераций – грубые органические патологии головного мозга. Расстройства моторного типа определяются при поражении передних отделов больших полушарий. Развитие патологического процесса в премоторных зонах и нижележащих подкорковых структурах провоцирует элементарную двигательную персеверацию, при повреждении префронтальных зон формируется системная моторная персеверация, проявляющаяся многократным повторением программы действий. Поражение нижних отделов премоторной области коры левого полушария приводит к речевым персеверативным нарушениям.
Персеверативность мышления развивается при патологии лобных долей коры мозга, отражает снижение контроля над интеллектуальными функциями, программированием деятельности. Сенсорные персеверативные изменения основываются на органическом повреждении корковых отделов анализаторов – областей обработки информации, поступающей от органов чувств. Возникновение персевераций наиболее вероятно при следующих заболеваниях:
Психопатологические факторы
В психиатрии и психологии персеверации рассматриваются в контексте патопсихологических синдромов. Зачастую они являются признаком недостаточной гибкости психических процессов или эмоционально-волевых функций, инертности личностных качеств, например, на фоне перфекционизма. Психопатологическими причинами развития персеверативных симптомов являются:
Диагностика
В бытовых ситуациях персеверации проявляются повторением одной и той же фразы, несмотря на изменение темы беседы или вопроса, цикличным воспроизведением каких-либо действий (например, перелистывания книги без попытки чтения), многократным озвучиванием просьбы, которая не имеет смысла или уже выполнена. У детей присутствует однообразие, узкая направленность игр и увлечений, интерес к познанию нового слабый, неустойчивый.
Медицинская диагностика проводится врачом-психиатром и нейропсихологом. Первичный сбор информации выполняется методом беседы и наблюдения. При ярко выраженных персеверациях повторения фраз, слов, слогов, движений и действия обнаруживаются уже на первой врачебной консультации. Для объективного определения персевераций выполняется ряд нейропсихологических тестов:
Лечение
Основное лечение персеверативных отклонений направлено на устранение причины – психического или неврологического заболевания. Медико-психологическая помощь осуществляется комплексно, включает медикаментозную поддержку, психотерапию, психокоррекцию. Ключевые задачи этих направлений – снизить напряжение, вызываемое персеверативными симптомами, повысить навык контроля действий, освоить способы произвольного переключения внимания.
Психотерапия
Психотерапевтические сеансы ориентированы на снижение тревожности, эмоционального напряжения, а также на замену персеверативных процессов адекватным поведением и мышлением. Умение расслабляться, управлять своим эмоциональным состоянием достигается с помощью аутотренинга, методик нейромышечной релаксации. Для устранения персевераций используется поведенческая психотерапия: техника перенаправления мыслей резкой сменой темы разговора, метод лимитирования, позволяющий снизить персеверативные проявления путем ограничения объема повторяющихся действий.
Психокоррекция
Психокоррекционная работа направлена на повышение умственной работоспособности, развитие навыков саморегуляции через улучшение когнитивных процессов, в особенности внимания и мышления. Для успешного преодоления персевераций необходимо умение целенаправленно переключать внимание. Тренировка этой функции проводится в ходе специальных упражнений (например, отыскивание чисел в красно-черных таблицах), групповых психотехнических игр. Другая линия работы – увеличение гибкости мышления. Основной метод развития данного качества – решение творческих задач.
Медикаментозное лечение
По индивидуальным показаниям психиатр или невролог осуществляют подбор лекарств. С целью снижения эмоциональной напряженности, беспокойства, тревоги применяются седативные средства, препараты с легким анксиолитическим действием. Дополнительно могут быть рекомендованы ноотропы – нейрометаболические стимуляторы, улучшающие питание нервных тканей, увеличивающие их устойчивость к нагрузкам и гипоксии. Их прием активизирует когнитивные функции, улучшает память, повышает способность к обучению.
Что такое персеверации в логопедии
Под понятием «слоговая структура слова» принято подразумевать взаиморасположение и связь слогов в слове.
Бесплатные занятия с логопедом
С каждым годом отмечается увеличение числа детей с речевыми нарушениями, причем нарушение речи системный характер. При общем недоразвитии речи, речь страдает как целостная система, нарушаются все ее компоненты: фонетико-фонематическая сторона, лексика, грамматический строй. При осложненных формах ОНР, помимо перечисленных компонентов речи, дополнительно нарушается слоговая структура слова.
Под понятием «слоговая структура слова» принято подразумевать взаиморасположение и связь слогов в слове. Нарушение слоговой структуры – это нарушение, с которым мы, логопеды, сталкиваемся все чаще и чаще. Формирование слоговой структуры влияет на успешность овладения грамматическим строем речи, усвоение звукового анализа, письма и чтения.
Существует немало методик по коррекции слоговой структуры слова, но до сих пор еще авторам не удалось создать одну универсальную методику.
Задачи речевого развития в ФГОС ДО:
Виды нарушений слоговой структуры слова
1.Нарушение количества слогов:
2. Нарушение последовательности слогов в слове.
3. Искажение структуры отдельного слога
5.Контаминации
— соединение частей двух слов (холодильница- холодильник, хлебница).
Таким образом, преобладание ошибок, выражающихся в перестановке и добавлении слогов, свидетельствует о первичном недоразвитии слухового восприятия ребенка. Сокращение числа слогов, уподобление слогов друг другу, сокращение стечений согласных указывают на нарушение артикуляционной сферы.
Причины нарушений слоговой структуры слова.
Анализ литературы по этому вопросу свидетельствует о том, что существует зависимость овладения слоговой структурой слова от состояния фонематического восприятия, артикуляционных возможностей, семантической недостаточности, мотивационной сферы ребенка.
Недостаточное развитие фонематического слуха и восприятия у детей с ОНР приводит к тому, что у них самостоятельно не формируется готовность к звуковому анализу и синтезу слов, что впоследствии не позволяет им самостоятельно успешно овладеть грамотой в школе.
У детей отмечается ограниченная подвижность речевой и мимической мускулатуры. Речь такого ребенка нечеткая, смазанная, вследствие того, что мышцы артикуляционного аппарата не способны принимать определенные артикуляционные позы и неспособны к переключению с одного артикуляционного уклада на другой.
От уровня сформированности пространственных представлений во многом зависит успешность овладения чтением, письмом, рисованием и другими видами учебной деятельности. Нарушение развития оптико-пространственного гнозиса, задержка в формировании пространственных представлений или несформированность пространственных представлений считается характерным для детей с ОНР.
Для всех детей с ОНР характерна общая моторная неловкость. Большая часть детей имеет плохую координацию, выглядят моторно-неловкими при ходьбе, беге, движениях под музыку. Основные двигательные умения и навыки сформированы недостаточно, движения ритмично не организованы, повышена двигательная истощаемость, снижена двигательная память и внимание. При отсутствии выраженных неврологических нарушений отмечаются слабая регуляция произвольной деятельности, эмоционально-волевой сферы.
Особенно трудным для детей с общим недоразвитием речи представляется умение последовательно и связно отображать в речи те или иные события. У детей наблюдается несформированность навыков планирования и программирования речевого сообщения. Дети не способны к последовательной обработке информации, что вызывает затруднения при звуковом анализе и синтезе слов, соединения слов в словосочетания, построения последовательного логического высказывания.
Создание положительных мотивов- залог успешной работы. Экспериментально доказано, что особенности протекания речевой деятельности детей с ОНР связаны с наличием трудностей мотивационного плана, в соответствии с которым у ребенка потребность в общении не является ведущей. Отмечается несформированность основных форм коммуникации — диалога, монолога. Выявлено, что недостаточность вербальных средств общения лишает возможности взаимодействия детей, становится препятствием в формировании игрового интереса.
Мотивация речи определяет качественные особенности речевых высказываний, обеспечивает успешность речевой деятельности и достижение высокого уровня ее развития.
Задачи методики
Исходя из результатов диагностики были поставлены цель и задачи методики.
Цель : коррекция слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Методика коррекции слоговой структуры слова включает в себя два этапа: подготовительный и основной.
I. Подготовительный этап.
На нем осуществляется формирование предпосылок развития слоговой структуры слова. По данным последних исследований развитие слоговой структуры слова во многом зависит от особенностей развития неречевых процессов: оптико-пространственной ориентации, ритмической и динамической организации движений, способности к серийно-последовательной обработке информации. Эти неречевые процессы являются базовыми предпосылками усвоения слоговой структуры слова. Для произнесения слова требуется не только верное произнесение изолированных звуков, но и серии звуков, для чего необходимы коартикуляции- связки между отдельными артикуляционными укладами.
Недостаточность пространственных представлений нарушает линейность построения и поэтапность прохождения любой сенсорной и двигательной программы. Если говорить о речи, то недостаточность пространственных представлений проецируется на восприятие и воспроизведение последовательности элементов слова.
Современные данные говорят о пространственных представлениях как о базисе, на котором надстраивается вся совокупность высших психических процессов у ребенка- письмо, чтение, счет. Роль пространственного фактора в речевой деятельности заключается в возможности восприятия схем и дальнейшей их перестройке в последовательность сегментов. Также важными предпосылками формирования слоговой структуры слова рассматривают ритмический и динамический параметры, то есть возможности организации серийно-последовательной деятельности.
В основе работы по формированию слоговой структуры слова лежит и развитие ритмической способности ребенка, которая обеспечивается деятельностью зрительного, двигательного и кожно-кинестетического анализаторов. Совершенствование межанализаторных связей создает базу для сенсомоторных механизмов слогового ритма речи. Двигательный ритм оказывает организующее влияние на становление речевых механизмов.
Индикатором сформированности оптико-пространственной ориентации, ритмического и динамического построения движений являются продуктивные виды деятельности, связанные с практическим освоением пространства и формированием пространственных представлений.
Формирование пространственных представлений.
Восприятие и проговаривание слов различной слоговой структуры определяется как процесс создания пространственной схемы параллельно с ее временным анализом. Восприятие и реализация слова осуществляются посредством развертывания во времени и пространстве вербальной структуры, с ее стремлением к удобству произношения и подчинением законам ритма. В коррекционной деятельности основная работа по овладению ребенком пространственных отношений будет направлена на:
Развитие ритмических способностей
Последовательность отработки слогов
Умение правильно воспроизводить разнообразные ритмы способствует правильному воспроизведению ритмического рисунка слов, их слоговой структуры, является основой для овладения звуко- слоговым составом слов родного языка, интонацией, ударением, ускоряет развитие других лингвистических способностей, например, словообразования.
Вначале тренировка послогового ритма отрабатывается:
Все слоги произносятся в замедленном темпе. Далее отрабатываются слоги со стечениями согласных. Данный вид слогов требует отдельной отработки. Слоги со стечениями согласных предлагаются в следующей последовательности:
II. Основной этап работы.
На данном этапе мы продолжаем работу над развитием пространственных представлений, ритмической и динамической деятельности и добавляем следующие блоки работы: упражнения на развитие дыхания, работу над развитием мелкой моторики, артикуляционную и биоэнергопластику, массаж и самомассаж, проговаривание слов доступного класса.
Дыхательные упражнения
Дыхание оптимизирует газообмен и кровообращение, производит массаж органов брюшной полости, способствует общему выздоровлению и улучшению самочувствия. Оно успокаивает и способствует концентрации внимания.
Одной из важнейших целей дыхательных упражнений является формирование у детей базовых составляющих произвольной саморегуляции. Тренировка делает дыхание простым и естественным, регулируемым непроизвольно. Дыхательные упражнения будут направлены на формирование синергии дыхания и фонации. В процессе их вырабатываются произвольность, устойчивость и длительность фонационного выдоха, ритмичная смена дыхательных фаз. Основным является полное дыхание, то есть сочетание грудного и брюшного дыхания. Пока ребенок не научится дышать правильно, можно класть одну его руку на грудь, другую на живот (сверху зафиксировать руками взрослого).
Универсальным является обучение 4хфазным дыхательным упражнениям, содержащим равные по времени этапы: вдох-задержка-выдох-задержка. Вначале каждых из них составляет 2-3 секунды с постепенным увеличением до 7 секунд. Во время выполнения упражнений необходимо следить за тем, чтобы двигалась диафрагма, и оставались спокойными плечи.
Массаж и самомассаж
Массаж является одним из нетрадиционных путей организации коррекционно-образовательного процесса в дошкольном возрасте. При систематическом массаже усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами, нормализуется мышечный тонус, происходит стимуляция тактильных ощущений. Массаж позволяет активизировать и синхронизировать работу обоих полушарий мозга. Самомассаж лица направлен на развитие и улучшение памяти, абстрактного мышления, интеллекта, развитие речи. Регулярное применение самомассажа лица помогает повысить интеллект ребёнка на 75%.
Упражнения для развития мелкой моторики
Н. А. Бернштейн: Диалектика развития двигательного навыка заключается в том, что каждое последующее исполнение лучше предыдущего, а значит, не повторяет его. Следовательно, упражнение суть не повторение, а построение движения.
Уже всеобще известный факт влияние мелкой моторики на развитие звукопроизношения. Мелкая моторика рук взаимодействует с таким высшими психическими функциями, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.
Овладение серийной организацией артикуляционного акта происходит тогда, когда готова база. Эту базу мы создаем через развитие общей и мелкой моторики.
Артикуляционная гимнастика и биоэнергопластика
Биоэнергопластика- это новое направление в логопедической работе, представляет собой соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки. По данным исследователей, движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности, способствует развитию координации движений и мелкой моторики.
На первоначальном этапе дети тренируются по стандартной методике перед зеркалом, рука ребенка в упражнение не вовлекается. При этом логопед, демонстрирующий упражнение, сопровождает показ движением кисти одной руки. Постепенно и у детей подключается к артикуляции движение одной руки (сначала ведущей). Постепенно подключается и вторая рука. Таким образом, ребенок выполняет артикуляционное движение или удерживает позу и одновременно движением обеих рук имитирует, повторяет движение артикуляционного аппарата. Когда движения рук освоены, можно добавить движение глаз.
Проговаривание слов доступного слогового класса
При проговаривании слов доступного слогового класса должна постоянно учитываться зона ближайшего развития. То есть, собрав по несколько слов из всех классов, предлагаем их ребенку для отраженного повторения. Выясняем уровень его возможностей, а потом начинаем работу: проговариваем слова доступного слогового класса, пока проговаривание не станет достаточно уверенным. А далее добавляем слова чуть посложнее, «заступая» каждый раз в зону ближайшего развития.
Далее автоматизированные слова отрабатываются в словосочетаниях и простых предложениях. Таким образом, основной упор в коррекционном процессе делается именно на автоматизированное произнесение слогов и соединение их в словах разной слоговой структуры.
Классификация слоговой структуры слова А. К. Марковой
Слоговая структура слова, согласно Марковой, определяется как чередование ударных и безударных слогов различной степени сложности и имеет четыре параметра:
Таким образом, А. К. Маркова выделила 14 типов слоговой структуры слова и расположила их по возрастающей степени сложности.
Усложнение заключается в наращивании количества и использовании различных типов слогов.
Использование компьютерных игр в логопедической работе
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в настоящий момент являются неотъемлемой частью современного дошкольного образования. Согласно новым требованиям ФГОС ДО, внедрение инновационных технологий призвано, прежде всего, улучшить качество обучения, повысить мотивацию детей к получению новых знаний, ускорить процесс усвоения знаний. Одним из инновационных направлений являются компьютерные технологии. Применение компьютерных технологий в дошкольном образовании позволяет вносить игровые моменты в процесс коррекции речевых нарушений; позволяют многократно дублировать необходимый тип упражнений и речевой материал, не подавляя тем самым интерес ребенка к занятиям.
Компьютерные ресурсы позволяют:
Использование компьютерных технологий в коррекционно-педагогическом процессе позволяет рационально сочетать традиционные и современные средства и методы обучения, увеличивая тем самым интерес к изучаемому материалу. Играя в компьютерные игры, ребенок учится планировать, предвосхищать цепь событий, у него развивается способность к прогнозированию результатов действий — все это имеет значение для развития логического мышления.
В логопедической работе также можно использовать логопедические игры для развития фонематического слуха, дифференциации звуков, звукового анализа и синтеза, развития слогового анализа, развития лексико-грамматического компонента речи. Все это можно создавать при помощи программы Microsoft Office PowerPoint. Благодаря этой программе логопедические игры создавать очень легко и быстро, они вызывают огромный интерес у детей и желание заниматься. Поэтому коррекционный процесс идет значительно быстрее.
Список использованной литературы:
Что такое персеверации в логопедии
Недостаточность овладения звуко-слоговой структурой слова характерна для детей с системными нарушениями речи и в дошкольном, и в школьном возрасте.
Бесплатные занятия с логопедом
Общее недоразвитие речи (ОНР) у детей – это форма речевой аномалии, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы, как звуковой, так и смысловой стороны речи. При ОНР происходит позднее начало речи, отмечается бедный словарный запас, аграмматизм, наличествуют дефекты произношения и образования фонем. Недостаточность овладения звуко-слоговой структурой слова характерна для детей с системными нарушениями речи и в дошкольном, и в школьном возрасте.
Как отмечает Т.А. Титова, нарушения, связанные с овладением звуко-слоговой структуры речи, при нормальном речевом развитии у детей носят временный характер, к 6–7 годам дети произносят правильно слова любой сложности. При речевой патологии же процесс овладения звуко-слоговой структурой растягивается на длительное время, а в дошкольном возрасте нарушения указанного плана сложно коррегируются. Дефект в основном проявляется при произношении слов сложного слогового состава (отмечаются нарушение порядка слогов в слове, пропуски, добавления слов и звуков) [1].
По данным P.E. Левиной [2], в логопедии условно выделяют три уровня общего недоразвития речи: первые два характеризуются глубокой степенью нарушения речи, а на третьем у детей наблюдаются лишь отдельные пробелы в звуковой стороне речи, в овладении словарным запасом и формировании грамматического строя.
Особенности становления речи детей с ОНР разных уровней
Словесные средства общения полностью или почти полностью отсутствуют. Ограниченная способность воспроизводить слоги в словах.
Речевые возможности возрастают, общение не только с помощью жестов и лепетных обрывков слов, но и постоянных, сильно искаженных фонетически и грамматически речевых средств.
Несформированность звукопроизношения, затруднения в произношении слов и предложений.
Речь более или менее развернута, отсутствуют грубые лексико- грамматические и фонетические отклонения. Отдельные пробелы в развитии фонетики, лексики и грамматики.
Звуковая сторона речи значительно сформирована; дефекты произношения звуков связаны с затруднениями в дифференциации фонем родственных групп.
Преобладают односложные и двусложные слова,
в отраженной речи тенденция к сокращению слова до одного-двух слогов (кубики – «ку», карандаш – «дас»).
Более точная звуковая сторона речи. Выделяются правильно и неправильно произносимые звуки, последних – 16–20. Нарушены чаще всего звуки [с, с’,з, з’, ц, ш, ж, ч, щ, л, р, р’, б, б’, д, д’, г, г’].
Неправильное употребление правильно произносимых звуков при сохранности общей звуко-слоговой и ритмичной структуры слов: лимон – лилют, каток – таток, капуста – капуска, книга – клина и т. п. (Г.А. Каше)
Способность к восприятию и воспроизведению звуко-слоговой структуры слова не сформирована.
У отдельных детей появляются единичные 3- и 4-хсложные слова, часто употребляемые в обиходе.
Правильное произношение звонких взрывных согласных, смешивание их с глухими (боты – «боды», белка – «пелька»). Взаимозамена свистящих и шипящих, сонорных р-л (подушка – «бадуська», репа – «леба»).
Слова любой слоговой структуры воспроизводятся, но звуковой состав очень диффузный.
Относительно верно передается звуковой состав односложных слов из одного закрытого слога (рак), без стечения согласных. Простейшие двусложные слова, состоящих из прямых слогов, вызывают трудности, в отдельности звуки произносятся верно (пила – «ля»; ваза – «вая»).
В двусложных словах с обратным и прямым слогами количество слогов сохраняется, но звуковой состав, последовательность звуков и слогов воспроизводится неверно (окно – «кано», «ано», «ако», «анек»; очки – «атки», «аки»).
В двусложных словах с закрытым и прямым слогом – выпадение звуков (банка – «бака», вилка – «вика» и т. д.).
В 3-хсложных словах искажаются и опускаются звуки, перестановки слогов и опускание их (голова – «ава», «ува», «коволя»; борода – «адя», «быда», «добора» и др.).
4-, 5-сложные слова и сложные слоговые структуры произносятся искаженно. Часто происходит укорачивание многосложной структуры (милиционер – «аней», «мытате»; велосипед – «сипед», «сипек», «апед», «тапитет»).
‒ Не могут воспроизвести в определенной последовательности ряды, состоящие более чем из двух-трех слов.
‒ перестановки звуков и слогов – 14,7%,
‒ добавление звуков и слогов – 4,7%,
По мнению Т.А. Титовой [5], наиболее характерными являются следующие нарушения звуко-слоговой структуры слов у детей с общим недоразвитием речи:
‒ пропуск звуков и слогов (элизия);
‒ перестановка (метатезы), особенно в сложных (длинных и со стечением согласных) словах;
‒ уподобление при общем сходстве звуков и слогов (ассимиляция);
‒ слияние двух слов в одно (контаминация);
‒ преждевременное произнесение последующего звука в слове (антиципация).
Наиболее часто встречаются искажения при стечении согласных: упрощение групп согласных. Контаминации встречаются редко.
Как было сказано выше, в теории логопедии разновидности общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста распределяются по трем уровням. Этой точки зрения придерживаются Левина Р.Е., Никашина H.A., Спирова Л.Ф., Чиркина Г.В., Ястребова A.B. и др. Однако Т.Б. Филичева, изучая речь 6–7-летних дошкольников на протяжении многих лет, выделила еще одну категорию детей, которую отнесла к четвертому уровню речевого недоразвития [7].
У детей четвертого уровня ОНР нет явных нарушений в произношении звуков; как правило, наблюдается лишь недостаточная дифференциация звуков.
Характерно своеобразие нарушения слоговой структуры: ребенок понимает значение слова, но не может удержать в памяти его звуковую оболочку. Следствием этого является искажение звуконаполняемости в разных вариантах:
1) персеверация; 2) перестановка звуков и слогов; 3) элизия (сокращение согласных при стечении); 4) парафазия (замена слогов); 5) в редких случаях опускание слогов и добавление звуков.
Количественно-качественный анализ ошибочных ответов детей, проведённый Т.Б. Филичевой [6] показал, что у дошкольников с ОНР IV уровня наблюдаются: правильные ответы – 62%, элизии – 17%, парафазии – 10,4%, перестановки звуков и слогов – 9%, добавление звуков и слогов – 0,5%, персеверации – 1,1%. По данным Т.Б. Филичевой, у детей преобладают элизии (сокращения), причем в основном сокращаются звуки, слоги пропускают очень редко. При парафазии чаще переставляют звуки, реже – слоги. Персеверации и добавления слогов и звуков редки.
Нарушения в овладении звуко-слоговым составом слова являются характерными для детей с моторной алалией, дизартрией, реже – с ринолалией.
А.К. Маркова, проведя исследование детей с моторной алалией, отметила, что речь ребенка насыщена выраженными отклонениями в воспроизведении звуко-слогового состава слова: происходит деформация правильного звучания слова, отражающая трудности воспроизведения звуко-слоговой структуры.
Слова могут быть деформированы за счет сокращения, добавления, перестановки, повторения звуков и слогов.
1. Характерная особенность сокращения звуко-слоговых структур детьми-алаликами проявляется в том, что сокращенный вариант двухсложного слова не всегда сохраняет ударный слог, а трехсложного слова – ударный и первый предударный слоги.
Сравнение особенностей сокращения слов
Ударный слог сохраняется
Выпадение слогообразующей гласной
Правильное воспроизведение даже доступной для алалика звуко-слоговой структуры достигается не сразу, а путем длительного воспроизведения слова в искаженном и сокращенном виде, поочередно раздельно проговариваются отдельные слоги слова без соединения их в одно целое.
2. Добавление лишнего слога и увеличение звуко-слогового состава. Алалики многократно, стереотипно повторяют один слог: вололобли, вововобли (воробьи). Удлинение звуко-слоговой структуры слова может быть обусловлено расчлененным произношением – слова со стечением согласных «раскладываются» на составляющие звуки: сетена (стена); тилякал (трактор); цикил (цикл).
3. Перестановка слогов местами. В результате перестановок дети часто усложняют структуру слова, что позволяет считать причиной перестановок не только артикуляционные, но и слуховые затруднения. Например: карелта (тарелка); ушивос, овоси (овощи).
О.Н. Усанова [8] выделяет следующие виды ошибок у детей с моторной алалией при произношении слов со стечением согласных звуков:
1. Стечение согласных воспроизводится, но один или оба звука стечения заменяются другими, например «злой» – «здом», «здой», «тлой».
2. Целостность стечения нарушается, при этом: а) два согласных стечения разделяются гласными (друг – «дырук», тигр – «тикыр»; б) один из звуков стечения сокращается, например, хлеб – «леп», бант – «бат»; в) стечение полностью сокращается, например, тигр – «ти», гриб – » ип «.
3. Уподобление слогов внутри слова: тротуар – «тутуар», скакалка – «какана». Уподобления встречаются чаще на более ранних этапах речевого развития, когда большинство слов принимает лепетную форму.
Усвоение звуко-слоговой структуры слова является настолько трудным для детей с моторной алалией, что могут вызывать дезорганизацию всего звуко-слогового состава слова, произносимые слова становятся совершенно неузнаваемыми. В результате этих затруднений дети могут не только упрощать и искажать, но и усложнять структуру слова («телевизарт» – телевизор).
Изложенные факты указывают на необходимость специальных логопедических занятий с алаликами: только в процессе развития умения воспроизвести слово полностью могут быть устранены стойкие искажения звуко-слоговой структуры, свойственные детям-алаликам.
JI.B. Лопатина описала особенности воспроизведения слов детьми с дизартрией. Нарушения речи: неясная, смазанная, непонятная речь, неправильное звукопроизношение, нарушения слоговой и звуковой структур слова. Ввиду специфических трудностей артикуляции широко распространены ошибки на уподобление слогов, сокращение стечения согласных на фоне достаточно сохранного слогового контура слов.
Приведем результаты исследования качества воспроизведения детьми с дизартрией изолированных слогов, имитации серии слогов, а также состояний восприятия, воспроизведения и оценки ритма, проведённого JI.B. Лопатиной [3]. Хорошо воспроизводятся детьми изолированные слоги: от 73% до 97%. У всех детей нарушено звукопроизношение, выражавшееся в искажении нескольких групп звуков и в отсутствии звуков.
Ошибки при воспроизведении слогов детьми с дизартрией