Что такое персоналии на кладбище

Ошибки на похоронах. Как не допустить ошибок на похоронах?

Что такое персоналии на кладбище. Смотреть фото Что такое персоналии на кладбище. Смотреть картинку Что такое персоналии на кладбище. Картинка про Что такое персоналии на кладбище. Фото Что такое персоналии на кладбище

Уход человека из жизни с очень давних времён сопровождается особыми ритуалами. У нас, кроме общепринятых правил организации погребения, бытует ряд неписаных обычаев. Их игнорирование традиционно считается серьёзной ошибкой на похоронах.

Что такое персоналии на кладбище. Смотреть фото Что такое персоналии на кладбище. Смотреть картинку Что такое персоналии на кладбище. Картинка про Что такое персоналии на кладбище. Фото Что такое персоналии на кладбище

Запреты, связанные с гробом

В гроб не следует класть какие-либо предметы, имеющие отношение к живым, к примеру, фотографии, свои личные вещи, детские игрушки и т.п. По традиции считается, что такие действия плохо влияют на здоровье и жизнь человека, которому принадлежал вложенный в гроб предмет. То же относится к вещам, в которые одевают умершего – для этого нельзя использовать вещи другого человека.
Любые предметы никогда не передают друг другу через гроб.
Нередко совершают ошибку, помещая в гроб живые цветы. С этой целью используют только искусственные или высушенные растения, например, ветки вербы, освящённые в Вербное воскресенье и хранимые за образами.

Правильное поведение на прощании и похоронах

Ошибочным считается, если при погребении близкого человека кто-нибудь из родных неудержимо плачет. Народная традиция утверждает, что из жалости к этому родственнику умерший вскоре забирает его с собой.
Об усопшем не говорят в негативном ключе, тем более, не ругают и не оскорбляют, что бы он ни сделал при жизни. Правило «О мёртвых или хорошо, или ничего» соблюдается издавна.
Родственникам на похоронах следует воздержаться от объятий, даже если они давно не виделись. Если в доме находится покойный, то, встречая там своего знакомого или родственника, здороваются не вслух, а лишь наклоном головы.
Пока умерший находится в доме, не следует мести пол и выносить сор, а также стирать.
Перед похоронами с покойным приходят проститься знакомые и родные, но за 20 минут до выноса гроба с телом при нём должны остаться только самые близкие родственники.
Вынос проводят в следующем порядке: сначала венки и портрет покойного, за ними крышку гроба узкой частью вперед, потом сам гроб изножьем вперёд. При этом особенно стараются не задевать ни дверные косяки, ни притолоки.
В доме занавешивают или поворачивают «лицом» к стене зеркала. В знак того, что жизненный путь человека завершен, останавливают все часы.
После того, как гроб вынесен из дома, все полы обязательно моют одной водой, причём делает это не родственник, а посторонний человек. При такой уборке нередко совершают ошибку, подметая пол к порогу. Необходимо, напротив, мести вглубь дома. После уборки тряпку и веник выбрасывают.

Организация похорон требует комплекса действий, которые выполняются оперативно, внимательно, с учётом конкретных обстоятельств.

Ошибки, связанные с похоронной процессией

Родственники, пусть самые дальние, не должны идти в похоронной процессии впереди гроба и не должны нести сам гроб.
На погребальную процессию не следует смотреть из окна или сквозь щели забора, чтобы не накликать на себя беду. Мужчины в этот момент снимают головные уборы.
Ошибкой будет переход или переезд дороги перед похоронной процессией. Одни видят в этом крайнее неуважение к памяти усопшего, другие же пророчат тем, кто не уступает дорогу погребальному шествию, самые крупные неприятности.

Запреты, касающиеся кладбища

С кладбища не забирают никакие предметы, кроме тех, что могут раздавать родственники умершего. Если при погребении в могилу падают какие-то вещи присутствующих, их не извлекают, даже если это ценные предметы. Такие случаи символически истолковываются как взыскание покойным того, что не было получено им при жизни.
Грубейшей ошибкой считаются ссоры, споры, проклятия и любые конфликтные ситуации на кладбище.
Сразу после похорон не рекомендуется посещать расположенные на том же кладбище могилы других родственников или знакомых. День похорон должен быть посвящён только одному покойному.

Возможные ошибки после возвращения с кладбища

Возвратившись с похорон, не следует забывать о том, что необходимо в обязательном порядке отряхнуть свою обувь перед тем, как войти в дом. Кроме того, сразу же тщательно моют руки, а при возможности принимают душ. Полезно также отогнать холод смерти — подержать руки над огнём зажжённой свечи.

Ошибки за поминальным столом

На поминках не чокаются ни рюмками, ни стаканами. Это действие уместно при веселье и на праздниках, но никак не в период скорби.
Ошибкой будет и забвение старинных традиций, когда на поминальной трапезе обязательно подавали блины, кутью, кисель, поливку. По крайней мере кутья должна оставаться непременным атрибутом ритуального угощения.

О личных вещах покойного

Строгий запрет налагается на пользование расческой умершего. Она, как вещь сугубо личного пользования, считается небезопасной даже после мытья и освящения. Народная традиция велит выбросить расческу покойного в проточную воду или положить её в гроб.
До 40 дней вещи умершего не раздают ни родственникам, ни друзьям или знакомым.

О магии на похоронах

Во время похорон и в связи с ними находятся люди, которые пытаются проводить или готовить магические действия. Случается это не так редко, как хотелось бы в XXI веке. Поэтому на кладбище нельзя принимать любые предметы от всякого рода странных личностей. Лучше сторониться тех, у кого одежда надета наизнанку.
Завязки, снятые с рук и ног покойного, необходимо положить в гроб. В противном случае их могут использовать для наведения порчи.

В Беларуси, особенно на Полесье, издавна сохраняются местные обычаи похорон. Их, как правило, хорошо знают люди старшего поколения. Чтобы не совершать ошибок, при организации погребения надо учитывать их советы.

Вопрос и ответ

Житейский опыт доказывает, что так называемая «бытовая магия» на самом деле достаточно распространена. Приносит ли она результат — вопрос сложный, и ответ на него неоднозначен. В любом случае, пока сохраняется хоть какая-то вероятность отрицательных последствий, от определённых действий лучше воздерживаться.

В таком случае лучше исходить из личных ощущений. Если какой-то предмет связан с тёплыми чувствами и светлой памятью об ушедшем из жизни, не будет ошибкой её оставить.

Источник

Погостник — Хозяин кладбища

В любом пространстве есть свой Хозяин. В доме – это Домовой, в лесу – Леший, в пруду – Водяной. Есть свой Хозяин и на кладбище и имён у него много. Как именно к нему обращаться (при необходимости) зависит от культуры того народа, о захоронении которого идёт речь. Даже у славян имя данной сущности может звучать по разному: Погостник, Царь Кладбища, Батька или просто Хозяин Погоста (Кладбища).

Кто такой Погостник? Где его искать и как он выглядит?

Обитает Погостник в той части кладбища, где находятся старые могилы. Конечно же, он может находиться и в любой иной части своих владений, но излюбленным его местом является именно старая часть, где захоронения были сделаны давно. Иногда бывает так, что когда люди ищут с Погостником встречи, он, словно бы сам, их ведёт. Каким-то чудом, человек идёт, идёт, идёт и вдруг оказывается у какой-нибудь заброшенной и всеми позабытой могилки. Ноги его вдруг не несут дальше и вдруг, словно бы свыше, становится понятно, что именно здесь и живёт Сам Хозяин.

Общение с данной сущностью может разным. Кто-то, например, буквально слышит голос, кто-то ощущает его на уровне чувств, кто-то даже видит. Опять же, видят всякий раз разное. Кому-то Хозяин показывается в виде тёмного сгустка, который может, как двигаться, так и застыть на месте, кто-то видит быстро мелькнувшую тень или даже вихревой поток, а порой Погостник может обратиться в животину (кота, собаку, змею) или птицу. Когда человек пришёл с каким-то вопросом, он может получить ответ от Батьки тоже разными способами. Например, где-то хрустнет ветка и человек, повернувшись на звук, увидит как раз, что ему и нужно было увидеть.

Что такое персоналии на кладбище. Смотреть фото Что такое персоналии на кладбище. Смотреть картинку Что такое персоналии на кладбище. Картинка про Что такое персоналии на кладбище. Фото Что такое персоналии на кладбище

Как правило, Хозяин показывается всегда сам, если сочтёт это необходимым, чаще всего это происходит в процессе выполнения какого-либо ритуала. Просить и умолять о том, чтобы Погостник показался долго не приходится. Вопросы в другом – насколько человек сам готов, увидеть Того, кого он призывает. Обращаясь за помощью, нужно не забыть трижды Хозяину поклониться до земли, а уж потом излагать свою просьбу. Прежде чем войти на территорию его владений, нужно «постучать», мысленно попросить разрешения войти на кладбище.

Обогащаться к Батьке можно со следующими словами:

Что такое персоналии на кладбище. Смотреть фото Что такое персоналии на кладбище. Смотреть картинку Что такое персоналии на кладбище. Картинка про Что такое персоналии на кладбище. Фото Что такое персоналии на кладбище

После обращения, можно оставить дары (конфеты, яйца и прочее), а уж потом обращаться с вопросами или за помощью.

Что ж, а теперь давайте поговорим о вещах приземлённых и земных, тех самых, что обязательно знать, отравляясь на кладбище. И начнём мы с цветов.

Какие цветы можно приносить на кладбище?

Изначально на кладбище всегда приносились живые цветы, ни о каких искусственных и речи не было. Ведь только свежесрезанные цветы имеют свою энергетику, свою неповторимую ауру. И именно живые цветы приносились умершему человеку с тем, чтобы они впоследствии увяли на его могиле. Когда цветок увядал, (по сути – умирал), то его энергию получает тот, кому данный цветок предназначался. Цветок умирает в этом мире, чтобы появиться в мире мёртвых. Данный переход цветка из мира Явного (нашего с Вами) в мир Навный (мир мёртвых) целиком и полностью повторяет движение того, кто уже покинул этот мир. Тот, кому цветок был принесён, получает от растения сразу две энергии: энергию и жизни, и смерти.

Естественно, что в мёртвых цветах нет вообще никакой энергии. Они никогда не жили, логично, что они никогда и не умрут, в том понимании, которое мы вкладывает в слово «жизнь» и слово «смерть». И, тем не менее, народ, конечно же, несёт на кладбище искусственные цветы, заваливает ими могилки, тем более, что выбор сейчас широк и стоимость цветов вполне по карману каждому. Да, так проще, не нужно заморачиваться, одни раз принёс и такой вот букетик стоит потом целый год. Льют дожди, палит солнце, дуют ветра, но с искусственными цветами очень долго ничего не происходит.

Конечно же, какие именно цветы нести, — решать самому человеку, но отличительные моменты живых и мёртвых «подарков» знать нужно.

Что касается выбора самого цветка – здесь всё проще. Можно принести именно те цветы, которые покойный любил при жизни, тем самым ВЫ как бы напомните человеку, что Вы всё ещё помните о нём в деталях и тонкостях. Если же Вы не знаете, какие цветы были ему милы, принесите те, которые Вам очень нравятся, и Вы думаете, что данный цветок или цветы порадовали бы почившего. Традиционно на погост несут гвоздики, каллы, также несут розы или лилии. Суть не столько в том, на каком цветке остановиться, сколько на том, что в Вашем букете не должно быть не распустившихся цветков. Бутон – это символ ещё не родившейся жизни, соответственно, всегда есть риск того, в Вашем роду кто-то может до срока разрешиться бременем (будет выкидыш или ребёнок родится мёртвым). Если же на веточке всё же есть бутончики, то их нужно специально оборвать. Не стоит пренебрегать данным правилом, чтобы потом не сожалеть о случившемся.

Мужчинам, как правило, приносят гвоздики, хотя, конечно же, это не обязательно. Цветы могут быть любыми, хотя, для женщины зачастую выбирают именно розы. Но, как Вы помните, можно ориентироваться и на те вкусы, что были у человека при жизни. Если говорить о выборе цвета, то самыми «правильными» будут белые цветы (особенно каллы). Ведь они символ смерти, символ расставания. Хотя, здесь строгого правила нет и быть не может.

Почему на кладбище приносят чётное количество цветов?

На самом деле, всё зависит от культуры. Есть страны, где покойному приносят нечётное количество цветов. У нас же, наоборот – чётное. Спорить о том, чья вера или миропонимание является более правильным, смысла нет. В славянской традиции было изначально заложено чётное количество, ибо наши предки верили, что именно так (благодаря чётным числам) проявляется законченность, именно таким образом отражается остановка, покой.

Если же Вы, например, на девять дней принесёте девять цветов, то страшного в том ничего не будет. Это лично Ваше дело. Как Вам угодно, так и сделайте.

Какие цветы нельзя приносить на кладбище?

Всё предельно просто: те самые, что подарили Вам. Например, Вам на работе по случаю какого-нибудь торжества презентовали букет, а на следующий день Вам нужно отправиться на кладбище, потому что у близкого Вам человека годовщина. Ни в коему случае нельзя тащить подаренный Вам букет с собой. Даже если у Вас нет других цветов и нет денег, чтобы их купить. Этого делать нельзя ни при каких обстоятельствах, если Вы, конечно, не хотите сократить себе жизнь на год.

Кроме прочего, стоит сказать о том, что нельзя покупать цветы возле кладбища. По крайней мере, если есть возможность купить их в магазине, то лучше так и поступить. У кладбище можно приобрести именно те цветы, что полчаса назад уже успели побывать на могиле. Последствия могут быть разными, но однозначно, ничего хорошего такая ситуация не сулит.

Вазы для кладбищенских цветов

Ставить принесённые цветы, лучше всего в вазу. При этом ваза не должна быть новой, это тоже закон, который нужно знать. Ведь на погост ничего нового не несут. Вода в вазе должна меняться, если у Вас нет таковой возможности (менять её каждый день), то лучше просто оставить цветы в вазе, безо всякой воды. Умершему не по душе тот запах, что образуется, когда принесённые цветы начинают издавать, простояв несколько дней в воде, которую никто не менял.

Можно ли брать на кладбище детей?

Данный вопрос очень часто нам задают. Если есть таковая возможность, то, конечно же, детей (до десяти лет) на кладбище лучше не брать. Согласитесь, что погост – это совсем не то место, где приятно находиться, хоть сколько-нибудь. Энергии очень тяжёлые, всё пропитано печалью и болью, везде траур и отсутствие жизни. В том в это место попадает ребёнок, жизнь которого только началась и его энергетическая оболочка ещё не успела окрепнуть настолько, чтобы противостоять, всякого рода негативным сущностям, таким, например, как лярвы.

Если хотите, чтобы ребёнок был здоров, чтобы у него не было испуга, то кладбище не то место, куда нужно отправляться вместе. Если же обстоятельства сложились таким образом, что ребёнка всё же пришлось взять с собой, то за ним стоит смотреть да смотреть, чтобы он не бегал по могилам, ничего с собой с кладбища не принёс домой и т.д.

Почему нельзя ходить на кладбище ночью?

Данный вопрос, среди прочих, так же звучит особенно часто. Да, действительно, походы на кладбище ночью не приведут ни к чему хорошему, как, впрочем, и вечером. Для посещения погоста лучше всего запланировать первую половину дня, время до обеда. Когда же полдень остался позади, солнце постепенно начинает терять свою силу, а это значит, что находиться на кладбище человеку не безопасно. Чем ближе к вечеру, тем больше опасность.

Глупо было бы думать, что на кладбище кроме покойников да Хозяина нет больше никого. Мир мёртвых населён довольно плотно. Погост – это излюбленное место для суккубов и инкубов, для разного рода сущностей и нежитей, которые питаются не только остатками энергетической оболочки умерших, но и всегда не прочь полакомиться теми живыми, что шастают по кладбищу. Особенно манки одинокие путники. Такого и напугать легче, и «откусить» от него. А потом на месте этого самого «укуса» образуется энергетический пробой, — это самое меньшее из зол, которое может случиться.

Про ночь и вовсе говорить не приходится. Это то самое время, когда на охоту выходят сущности, куда посерьёзней, нежели жалкие суккубы. От них (чаше всего данные сущности называют Чёрными Тенями) прячется даже вся кладбищенская нечисть. Конечно, не факт, что Теней можно встретить во всякую ночь, но уж если человек их встречает, то ноги унести удаётся далеко не каждому.

Многие маги и ведьмы, которые имеют защиту и знают, как себя нужно вести с той или иной сущностью, и то не всегда могут противостоять этим «товарищам». Что же говорить об обычном человеке, который с точки зрения эзотерических знаний, является невеждой?!

Можно ли ходить на кладбище во время месячных?

Если хотите быть здоровой, то ходить на кладбище во время месячных не стоит. Закономерно возникает вопрос: Почему? Наверняка, некоторые из Вас и сами замечали много странностей, которые так или иначе, связаны с критическими днями. Например, если в эти дни что-то пересаживать или просто садить семена, то ничего не примется и ничего не взойдёт, пересаженное растение будет болеть и в итоге пропадёт. Если в эти дни делать консервацию, то банки взорвутся, ну, или по крайней мере, замутнятся. И подобного рода «примет» огромное количество.

В дни месячных женский организм очищается от всего лишнего: плохой энергии, дурного негативного влияния со стороны и прочих «прелестей». В эти дни женщина ослаблена и уязвима. Ослаблена настолько, что сил на сопротивление у неё очень и очень мало. И вот такая женщина или девушка приходит на погост, а дальше происходит следующее: со всего кладбища к ней буквально слетаются и сбегаются все те, кто с удовольствием полакомится кровью. Ведь у неё «рана», из которой льётся кровь, именно так данный механизм воспринимается со стороны сущностей.

Не зря же во всем времена, чтобы усладить сущностей их угощали запахами благовоний, оставляли им пищу, ну, и конечно, в исключительных случаях, давали отведать крови. А тут жертва сама пришла, своими ножками. Отчего же не полакомиться?! Почему бы не выпить энергии?! Но это ещё полбеды. Весь «фокус» в том, что именно в период критических дней, проще всего сущность может прицепиться к своей жертве. А далее всё будет зависеть от того, какая именно сущность «присела» на Вас. порой можно с собой с погоста принести такую дрянь, что потом не будешь знать куда кидаться и чего с этим «счастьицем» делать.

Источник

Что такое персоналии на кладбище. Смотреть фото Что такое персоналии на кладбище. Смотреть картинку Что такое персоналии на кладбище. Картинка про Что такое персоналии на кладбище. Фото Что такое персоналии на кладбищеpadolski

Традиции и ритуалы

Зачем нужно кладбище или Богатством гроба не удивишь Бога

АВТОР СТАТЬИ

Игумен Федор (Яблоков)

– Отец Феодор, Вы, наверное, видели: вдоль дорог, на местах аварий, часто ставят памятники, иногда даже с оградками. Насколько это соответствует православной традиции?

– Традиция ставить кресты вне кладбища, устанавливать поклонные кресты на особо отмеченных местах, например распутьях дорог или при въезде в какое-то селение, была на Руси испокон веков. Делалось это для того, чтобы человек, увидев поклонный крест, задумался и помолился. Бывало, на месте трагедии ставили храмы. Церковь во все времена старалась освящать такие места, чтобы люди молились здесь с особым чувством, воспоминая Господа и поминая усопших – своих погибших сродников. Видимо, установка крестов на месте гибели в ДТП имеет тот же смысл: чтобы, проезжая место трагедии, человек помолился об усопших, а заодно и просто снизил скорость. Это может уберечь от очередной трагедии. Но, конечно, злоупотреблять такими вещами и делать дубли кладбищ вдоль дорог не стоит, потому как могильный крест подобает устанавливать на месте захоронения, нежели на месте гибели. А вот что совершенно неуместно – это когда на столбы крепят рули, венки и всякие посторонние вещи, не относящиеся к молитве.

– А на кладбищах возлагать венки правильно?

– Однозначно ответить на этот вопрос нельзя. Все зависит от того, какой смысл вкладывается теми, кто приносит венки. У древних римлян был обычай в мае возлагать розы на могилу умерших предков. К сожалению, эта языческая практика в конце XIX века пришла и на нашу землю, что привело к тому, что Святейший Синод в 1889 году вынужден был запретить на похоронах венки и надписи на них. Тогда же было принято решение и о воспрещении светской музыки при погребении. Пришедшие к власти большевики реанимировали и укрепили похоронную традицию язычников, вытеснив остатки христианского понимания погребения. Например, похороны Ленина больше походили на цветочно-веночное шоу, несмотря на то, что на дворе стояла зима, чем на нормальное прощание с усопшим человеком.

Внешне похожая, но по смыслу совершенно иная православная традиция провожать и поминать усопших цветами и ритуальными венками берет свое начало в раннем христианстве. Первые последователи Христа, принося к гробам умерших живые цветы и венки, выражали надежду на воскресение и вечную жизнь, а также символически подчеркивали христианские добродетели умершего. В наше время в особые дни поминовения павших воинов Святейший Патриарх, архиереи и духовенство с большим чувством и молитвой возлагают на их могилы венки. Но, во-первых, обязательно из живых цветов, а во-вторых, обязательным элементом цветочной композиции венка является крест. Фактически возлагается крест из цветов. И в этом имеется глубокий смысл – почтение памяти и молитва.

Но, увы, пока наша современная традиция в этом вопросе далека от христианской.

– Вы подчеркнули, что цветы должны быть именно живые. Но по какому кладбищу не пройдись – все могилы утопают в искусственных цветах и венках…

– По установившейся традиции, впитавшей в себя дух живой веры, живой Церкви, живой любви, цветы в храме должны быть обязательно живые. Искусственные цветы в доме Божием не допускаются. И могилка как некая проекция, как малое место нашего моления об усопших по духовному взгляду тоже должна иметь в себе только живые цветы, живые поминовения. Мы с вами все время говорим о том, что наша вера живая, и что наша любовь должна быть живой. Потому что вера Христова – это живая вера в исполнении заповедей Божиих. И наша живая вера желает, чтобы все вокруг нас было живое, в том числе и на могиле усопших. Испокон веков в России на траурных мероприятиях использовались исключительно живые цветы, кустарники и ветви хвойных деревьев. Особое место в траурной традиции занимали ель, сосна, можжевельник – вечнозеленые растения, символизирующие вечную жизнь. Обычай устилать дорогу траурной процессии хвойными ветвями до сих пор сохранился в различных регионах России. А искусственные цветы, венки, как и венки без креста, – это уже наследие советского времени. Пластмассовые или тряпичные цветы – символ искусственного существования, а не живой жизни.

– А может, это пластмассовое наваждение на могилах – следствие наших суррогатных чувств? Все вокруг стало ненастоящим, может, и венки потому кладут искусственные, что чувства у нас тоже отчасти фальшивые, настроенные на внешний эффект, а не на внутреннюю суть?

– Я бы не стал так утверждать. Обычно люди даже не думают о том, какие цветы надо приносить и какой в этом смысл. Во-первых, они живут, не размышляя, по устоявшемуся алгоритму. Если бы им объясняли, как правильно, возможно, это нашло бы отклик в их душе.

Во-вторых, причиной может быть и нищета, особенно это касается стариков. Несут те цветы, на которые хватает денег. Тридцать рублей хватило на искусственный цветочек – бабушка его и несет. Но ведь она от сердца это делает, хотя и не совсем правильно с точки зрения Православия. Но может, она творит дела милосердия и молитвы за усопшего, что гораздо нужнее его душе, чем живой цветочек.

Но главная причина все-таки том, что люди не просвещены, они оторваны от Церкви и от духа Православия.

– Когда и как следует посещать кладбище? И есть ли необходимость часто наведываться к месту захоронения, если родственники регулярно поминают усопшего в церкви?

– Отец Ульян Кречетов, духовник Московской епархии, однажды привел такой пример: святитель Филарет Московский по смерти своей явился своим сродникам и сказал: «Пожалуйста, придите на мою могилу, наведите там порядок». Таким образом, усопшие просят, чтобы родственники следили за их могилами. То есть уход за могилой – это возможность отдать дань памяти усопшим, выразить свои чувства. Но это далеко не самое главное средство, конечно. Основным остается молитва. Прежде всего – в храме, затем – на самой могиле. Приходя на кладбище, наша главная задача посвятить это время не какой-то выдуманной беседе с умершим. Собеседовать мы можем только в молитве об усопшем. Если же близкий усопшего вступает в непосредственный «диалог» на могиле, он начинает разговор неизвестно с кем. Порой это приводит к иллюзиям, из-за которых человек подпадает под власть демоническую.

– Но есть люди, которые практически живут на кладбище: то на могилке надо убраться, то привести памятник в порядок, то оградку поправить.

– Могила – место воскресения мертвых в Судный День. И, конечно, мы должны содержать ее в чистоте. Но постоянно ходить на кладбище незачем. Такая поглощенность местом захоронения может возникать у людей, которые не разделяют душу и тело. Им кажется, что человека закопали целиком. Слава Богу, такое искаженное восприятие бывает не часто. Плохо, если скорбящие люди не осознают своей зависимости от посещения кладбища и наведываются туда чуть ли не каждый день. При этом, как правило, в храм они не заходят! Таким людям Бог не нужен, и Церковь не нужна. Им нужен только их усопший родственник. Проходя же мимо храма, горюющие, как ни странно, категорически не желают посетить то место, где можно непосредственно помочь душе усопшего.

– Существуют ли какие-то правила по обустройству могил?

– Лучше всего на надгробный крест разместить иконочку Спасителя. А если хочется, чтобы фотография усопшего была на кладбище, то лучше пристроить ее на оградку сбоку. Тогда не будет возникать такой неудобной ситуации, когда священник на панихиде вынужден чуть ли не молиться на усопшего вместо икон! Человеку необходимо обратиться от созерцания места погребения к созерцанию Бога, к молитве и общению с Ним. Ведь именно через молитву мы можем доставить утешение усопшему.

Фотография усопшего на распятии – это кощунство. Но еще большим кощунством является помещение его снимка дома в иконном ряду, рядом с образами! На самом деле должно быть четкое разделение: Христос, святые Церкви Божией и наши сродники, о которых мы молимся. Для них тоже должно быть почетное, но другое место.

Бывает, родители усопшего младенца впадают в другую крайность: приносят на могилку ребенка игрушки и вместе с ними, получается, и часть его внутреннего мира. Эти вещи, совсем не полезные для души, переносятся не только на кладбище, но и в собственную душу. Они отвлекают родителей от главного – от молитвы. Потому что, придя на могилку, на которой множество игрушек, невозможно молиться, все напоминает об утрате. Куда полезнее разместить иконочку, вместо горьких слез – привести батюшку и помолиться. На самом деле все души младенцев находятся в чине отпевания и именуются как блаженные, то есть уже избавленные от страданий. Поэтому в поминовении усопших младенцев больше нуждаются сами родители.

То же можно сказать и по поводу дорогих памятников и несметного количества венков. Когда мы приходим в храм Божий и приносим к иконе живые цветы, то проявляем нормальное религиозное чувство. Другое дело, когда состоятельные люди тратят огромные средства на горы искусственных венков, в которых могилы буквально утопают. И саму могилу-то за этим «великолепием» на панихиде не видно. Но при этом рядом на кладбище сидят нищие, мимо которых проезжают и не останавливаются машины с дорогими венками…

Господа не поразишь богатым убранством могил, но его можно поразить жертвенностью и любовью к нуждающимся людям и к Церкви Божией. Это должны осознать те люди, которые вместо того, чтобы помочь усопшему делами милосердия, удовлетворяют собственное тщеславие, питают свои страсти, оправдываясь тем, что они таким образом проявляют любовь к усопшему. На самом-то деле не усопшего они любят, а себя!

Те, кто устраивают могилы так, чтобы все было солидно, дорого и престижно, лишь вредят душе умершего и себя вгоняют в грех. Прискорбно, когда последний приют близкого становится местом самоутверждения и гордыни его родных.

– Есть категория людей, которые заранее заботятся о комфортном месте на кладбище – ближе к выходу или к церкви, на центральной аллее, рядом с известными людьми. Какое отношение должно быть к выбору места на кладбище?

– Если понять, что могила – это не последняя квартира, где живет умерший, а место воскресения, то все встанет на свои места. Ведь Бог воскресит с любого места. Причем удобство, престижность, богатые украшения могил не будут иметь для Страшного Суда никакого значения. Вся эта мишура нужна исключительно живущим.

Мы знаем примеры отношения к местам захоронения многих святых. Например, великий святой подвижник, аскет, преподобный Нил Сорский, умирая, оставил своим ученикам завещание, в котором просил бросить его тело в лесу на съедение зверям и предать погребению без почестей со словами: «Ибо много тело согрешило Богу». Мы видим, что святые гораздо больше заботились об участи свой души, чем о месте погребения. Они понимали, что смысл и суть – не в месте захоронения. Но современные люди далеки от таких высоких духовных рассуждений и, к сожалению, нередко руководствуются тщеславными соображениями и удобством.

– Когда принято посещать кладбище?

– Во-первых, это дни общецерковного поминовения, в которые нужно посещать и храм, и кладбища: родительские субботы в течение года (Радоница, Троицкая и Димитриевская родительские субботы), а также родительские субботы, связанные с Великим постом (мясопустная и великопостные родительские субботы). Во-вторых, можно и нужно помянуть усопшего в день его кончины, то есть в день его рождения в жизнь вечную. Если мы хотим помянуть человека по церковным правилам, необходимо в этот день зайти в храм Божий и священника на могилу пригласить для того, чтобы помолиться более усердно о душе усопшего. Памятные даты тоже подходят для молитвенного поминовения: день рождения, день Ангела. В эти дни тоже нужно и церковное поминовение заказать, и священника пригласить на могилку. Если батюшки нет рядом, сейчас, слава Богу, во многих молитвословах есть чин литии, совершаемой мирянином. Нужно просто взять молитвослов и от всей души помолиться. Когда же нет возможности посетить могилу, можно литию и кафизму Псалтири об усопшем и дома почитать перед молитвенным уголком. Все это будет служить огромным утешением для родственников и для усопшего.

– Как должен выглядеть памятник, чтобы не противоречить православным традициям?

– Безусловно, это должен быть крест. Он может быть деревянный или каменный. Крест напоминает о том кресте, который нес усопший на протяжении земной жизни. Хорошо, если на нем будет написана эпитафия с глубоким духовным смыслом. В наши дни допускаются и каменные надгробья.

Но какой бы памятник не был, надо не забывать, что душам усопших нужны не надгробия и эпитафии, а наши молитвы. Все мы здесь временно. И могильные кресты, и кладбища не вечны. И памятник имеет смысл только на то время, пока люди молятся за душу того, чей прах лежит под ним. Поэтому место захоронения должно быть местом, где было бы удобно молиться и где бы все благоприятствовало обращению к Богу…

– А все эти дивной красоты кладбищенские скульптуры в виде ангелочков – откуда пошла такая традиция? И насколько она уместна на могиле, если, конечно, речь идет не о каком-то известном человеке, место упокоения которого следует выделить?

– Поражающие взгляд скульптуры и пантеоны известны с эпохи Возрождения, были они и в безбожное советское время, но особой популярностью пользовались в 1990-е годы. К христианству все это не имеет отношения, потому как место захоронения – это место молитвы. Как правило, в православной церковной традиции скульптурам нет места. Если посмотреть со светской точки зрения, то для некоторых людей такие скульптуры – придание определенной индивидуальности, какая-то ассоциация с усопшим. Например, на одном памятнике на кладбище рядом с нашим храмом всех Святых г. Климовска изображена баскетбольная корзина с мячом. К духовной жизни это не имеет никакого отношения, но для близких умершего, наверное, что-то значит.

– А эпитафии на памятниках имеют какой-то смысл?

– Эпитафия – это замечательная и нужная традиция. Это не набор слов, как кто-то может подумать, она написана со смыслом и должна заставлять задуматься. А еще лучше, если эта фраза отзовется молитвой, горячим обращением к Богу. Эпитафия вообще имеет смысл только в том случае, если пробуждает молитву за умершего. А если слова на памятнике обожествляют самого покойного или служат посланием умершему: «Мы тебя помним» или «Помним. Любим. Скорбим», то смысла в этом немного. К кому в данном случае обращаются? Неужели покойный встанет и прочитает написанное?

А бывают и такого рода эпитафии: «Я жил славно, хорошо. Спасибо всем за внимание». И к чему это? Разве такой текст помогает думать о душе? Эпитафия же со словами Евангелия обязательно затронет душу человека, и он помолится за умершего, чтобы Господь даровал ему утешение. Назначение эпитафии – призывать людей к молитве о прощении грехов усопшего.

– Обязательно ли нужны ограда вокруг могилы и лавки со столом? На кладбище рядом с вашим храмом, например, даже предлагают «ритуальные лавки». Это как?

– Вот представьте: до нашего кладбища от города идти3 километра. Люди шли, чтобы помолиться, потрудиться, что-то прополоть. Почему бы не сесть и отдохнуть на лавочке у могилы? Ничего в этом плохого нет. И положить что-то на столик при этом, подкрепиться, покушать. Но, конечно, это надо не для того, чтобы, сидя на лавке, устраивать возлияние на могиле, а покойнику на столике еду оставлять.

– Отец Феодор, Вы, наверное, обращали внимание на гробовое «великолепие» современных похорон – есть гробы чуть ли не с кондиционерами, со стеклами заднего вида. Это та самая нездоровая мера, о которой Вы говорили?

– Для многих шикарные похоронные атрибуты – возможность показать свой уровень достатка. Дескать, «вот я из такого-то общества, и гроб должен соответствовать моему статусу». Они прямо так и называют – еврогроб, как евроремонт. Странно, что еще «евроотпевание» к таким гробам не заказывают ( смеется).

Хотя традиционно на Руси не было принято «щеголять» на похоронах ни гробами, ни другими атрибутами. Даже великих святых хоронили в простых, строганных из дерева, неотесанных гробах. А монахов и ныне по этой традиции хоронят.

– Откуда все это у современного человека? Вам не кажется, что дорогие поминки, шикарные гробы и памятники – это в какой-то степени отголоски язычества? Стремление «откупиться» от души умершего, умилостивить покойного, чтобы он не беспокоил с того света?

– Наверное, бывают и такие представления, но полагаю, что не часто. Порой близкие умершего считают, что если не додали ему чего-то при жизни или обидели, то теперь могут компенсировать все дорогим памятником или катафалком. То есть в некоторых случаях эти подношения приносятся из-за чувства вины.

Но в большинстве случаев это делается из тщеславных соображений: чтобы показать уровень достатка, подчеркнуть свой общественный статус. Причем, чем дальше люди от Церкви, тем важнее для них эта внешняя сторона.

– Так как же относиться к похоронной индустрии? Ведь именно с нее начинается эта внешняя часть.

– Мы, православные, одеваемся в одежды, которые сшила индустрия, а не монахи в монастыре. Пользуемся телефонами, фотоаппаратами – это тоже налаженное производство. Но есть индустрия, которая служит благому православному делу, а есть индустрия для развращения душ.

Почему православному человеку в тяжелой ситуации не прибегнуть к помощи ритуальных агентов или фирм, которые профессионально и достойно умеют организовать похороны? Но выбирать такие фирмы лучше всего по рекомендациям знакомых, чтобы не попасть на рвачей, которые будут бессовестно наживаться на горе.

При подготовке к ритуальным мероприятиям важно не впадать в крайности и тщеславие. Во всем надо знать меру. Ведь как говорит мудрая русская пословица: «Богатством гроба не удивишь Бога». Для души умершего, прежде всего, важны молитвы ближних и Церкви, а также дела милосердия и творение милостыни. Забывать это ни в коем случае нельзя. Духовное превыше внешнего и материального.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *