Что такое перспективное планирование в детском
Составление планирования в детском саду
Работа педагога детского сада — это не только креативное общение с малышами, но и систематическая реализация ряда формальностей, связанных с организацией процесса обучения и воспитания. И, прежде всего, речь идёт о написании планов работы с детьми. Поскольку каждый из аспектов эффективного педагогического взаимодействия с ребятами требует составления алгоритма выполнения, вопросы методически грамотного написания плана приобретают особую актуальность.
Содержание понятия «планирование в детском саду»
Педагог ДОУ (дошкольного образовательного учреждения) в соответствии со своими должностными инструкциями ведёт два вида документации:
Планирование в ДОУ — это алгоритм выстраивания последовательности психолого-педагогического сотрудничества с воспитанниками детского сада.
Планирование составляется для всех видов деятельности в детском саду
Виды планов
В ДОУ практикуется несколько видов планов, систематизирующих работу в том или ином аспекте реализации миссии процесса образования:
Это интересно. В педагогической литературе выделяется ещё один вид планирования — методическое. Это перечень мероприятий для осуществления учебно-воспитательного сотрудничества воспитателей с детьми, учителей с родителями и педагогов между собой.
Планирование позволяет увидеть динамику развития малышей в той или иной образовательной деятельности
Формы составления планов
Иными словами, способы записи планирования. Их существует три вида:
Миссия составления календарно-тематического планирования
Этот вид плана представляет содержание ежедневной методической работы, отражает интересы и потребности малышей, что позволяет осуществлять индивидуальный подход. Миссия написания календарно-тематического плана состоит в:
Задачи написания календарно-тематического планирования заключаются в:
Планирование позволяет найти оптимальные пути интеграции образовательных областей
Объекты составления плана
Как уже упоминалось выше, планы прописываются для всех (!) направлений деятельности в детском саду:
Видео: вопросы организации и планирования работы воспитателя детского сада в освещении руководителя кафедры развития образовательных систем Института развития образования Орловской области
Методика составления тематического планирования
План работы группы согласно требованиям документов нормативно-правового характера, регулирующих деятельность ДОУ, оформляется по следующей схеме:
Это интересно. Порядок оформления планов в ДОУ регламентируется Приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам дошкольного образования», который, в свою очередь, опирается на Приказ Министерства народного образования РСФСР от 20.09.88 № 41 «О документации детских дошкольных учреждений».
ФГОС
http://edu.mari.ru/mouo-medvedevo/dou10/DocLib7/ФГОС%20ДО/ФГОС%20ДО.pdf
Порядок ведения документации педагога ДОУ регламентируется нормативно-правовыми актами
Таблица: примерный план по темам для младших групп на сентябрь и октябрь
Алгоритм составления календарно-тематического и ежедневного планов
Перечисленные в тематическом плане темы конкретизируются разными видами образовательной активности, в частности НОД, то есть тематикой занятий по разным направлениям обучения, воспитания и развития (развитие речи, рисование, музыка, физическая культура и пр.). Например, календарный план по темам курса математики в средней группе.
Используя основу тематического плана, а также календарно-тематический план по отдельным образовательным направлениям, то есть занятиям, предусмотренным расписанием в качестве основного вида деятельности, педагог составляет ежедневный план. Ознакомиться с примером ежедневного плана можно здесь.
Грамотно составленные планы позволяют вовлечь в деятельность всех малышей
Тематические недели
В детском саду обязательным элементом методической работы является проведение тематических недель и дней.
Тематическая неделя — углублённое рассмотрение темы при помощи разных видов деятельности на различных занятиях. Такое погружение в тематику позволяет систематизировать, углубить и обобщить знания, умения и навыки малышей разного (!) возраста по конкретной теме. Тематическая неделя реализуется следующими формами работы с детьми:
Такой формат планирования позволяет;
Тематические недели, как правило, разрабатываются методистом детского сада одновременно для всех групп. Ознакомиться с примером плана тематических недель для всех групп можно здесь.
Проведение тематических недель позволяет малышам глубже погрузиться в тему
Конспект занятия по теме недели
По структуре и хронометражу конспекты по теме недели ничем не будут отличаться от составления сценария урока по конкретному образовательному направлению. Что касается содержания материала, то здесь надо учитывать следующее: каждое последующее занятие продолжает предыдущее и закладывает основу для последующего. Например, общая тема «Золотая осень» в первой и второй младшей группах реализуется занятием «Ходит осень по дорожке», связанным с предыдущей темой «Вот какая наша группа» в рамках темы недели «Здравствуй, детский сад», в которой связывалось начало учебного года и осень. При этом «Ходит осень по дорожке» рассмотрением вопроса о дарах осени подготавливает к следующей теме «Что у осени в корзинке», где речь пойдёт об овощах и фруктах нового урожая.
Особенности организации образовательной деятельности. Перспективно-календарное планирование
Анна Туренко
Особенности организации образовательной деятельности. Перспективно-календарное планирование
Особенности организации образовательной деятельности с включением различных видов детской деятельности и культурных практик в соответствии с ФГОС ДО.
Перспективно-календарное планирование.
по физической культуре
комбинированного вида №8
Кудрявцева Анна Юрьевна
Если в недавнем прошлом на первое место в вопросах планирования работы ставились вопросы идеологии, то сейчас, безусловно, на главную роль претендуют организационные моменты. Перспективные планы должны конкретизировать задачи образования в определенный момент времени с учетом уровня развития, как группы, так и отдельных детей. Планирование воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – отражает различные формы организации деятельности взрослых и детей. Обязательной педагогической документацией педагога дошкольной образовательной организации является план работы с детьми. В планах непременно должны предусматриваться разнообразные виды деятельности детей, определяться методы и приемы организации и руководства дошкольниками. Коллективные (групповые, фронтальные) формы работы с дошкольниками должны рационально сочетаться с индивидуальной работой с отдельными детьми. Планирование работы в дошкольной образовательной организации придает процессу образования детей организованный характер, что делает работу педагога более осмысленной и результативной. Основная цель планирования – обеспечить выполнение «Общеобразовательной программы дошкольного образования» для каждой возрастной группы детского сада. Именно план поможет учесть все виды детской деятельности, распределить их во времени, не упустить ничего.
Одной из форм планирования является перспективно-календарное планирование. Существует несколько важных условий, которые необходимо соблюдать при перспективно-календарном планировании:
1. Объективная оценка уровня своей работы в момент перспективно-календарного планирования.
2. Выделение целей и задач планирования на определенный период работы, соотнесение их с примерной общеобразовательной программой дошкольного образования, по которой организуется образовательный процесс, возрастным составом группы детей.
3. Четкое представление результатов работы, которые должны быть достигнуты к концу планируемого периода.
4. Выбор оптимальных путей, средств, методов, помогающих добиться поставленных целей, а значит получить планируемый результат.
5. Учет специфических особенностей возрастной группы, реальной обстановки и условий, в которых осуществляется образовательная деятельность.
6. Профессиональная компетентность педагога.
По мере роста навыков и знаний дошкольников необходимо предусмотреть постепенное усложнение, как содержания, так и методов образования, форм организации деятельности дошкольников с учетом их развития. Непрерывный процесс усложнения создает условия для
полноценного воспитания и обучения детей. Стоит внимательно отнестись к конкретным деталям перспективно-календарного планирования. Большое количество «воды» в планах хорошо лишь для формальной отчетности, но при этом крайне негативно сказывается на педагогическом процессе в целом.
Перспективно-календарный план работы с детьми,он должен отвечать определенным принципам:
1. Соответствовать принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка.
2. Соответствовать критериям полноты и достаточности.
3. Сочетать принципы научной обоснованности и практической применимости.
4. Обеспечивать единство воспитательных, обучающих и развивающих целей, а также задач процесса образования детей дошкольного возраста.
5. Строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями дошкольников, спецификой и возможностями образовательных областей.
6. Предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.
7. Предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.
Остановимся подробней на такой форме планирования, как перспективно-календарное планирование. Данная модель плана оформляется в начале учебного года на компьютере в табличном варианте, где отражены программное содержание и формы организации детской деятельности.
и состоит он из трех блоков: «Общие сведения», «Перспективное планирование» и «Ежедневное календарное планирование». А заполняет ее конкретным содержанием инструктор по физической культуре от руки. Материал распределен на четыре квартала, а затем в каждом квартале определено помесячное планирование.
Перспективно-календарное планированиеинструктора по физической культуре включает в себя:
2. Режим дня группы.
3. Двигательный режим дня, разработанный в соответствии с возрастными особенностями детей.
4. Расписание организованной образовательной деятельности.
5. Годовые задачи дошкольной образовательной организации по физическому развитию.
Перспективно-календарный план – это индивидуальный документ инструктора по физической культуре, поэтому он самостоятельно может включать в него материалы необходимые ему для более эффективной работы. Это могут быть памятки по формам организации образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации, список методической литературы и пособий. Этот вид планирования дает педагогу больше возможность варьировать свою деятельность в зависимости от погоды, настроения и состояния детей, отдельных проявлений в поведении детей. Чтобы не переписывать многократно задачи и содержание разных форм работы с детьми, при перспективно-календарном планировании приветствуется использование картотек подвижных игр, утренней гимнастики. Перспективно-календарное планированиеможет включать следующие пункты:
1. Комплексы утренней гимнастики. В дошкольной образовательной организации, как правила, на месяц планируется два комплекса утренней гимнастики, и проходят они совместно с музыкальным руководителем.
2.Комплексы оздоровительных гимнастик и упражнений: дыхательной и зрительной.
Раздел ежедневное календарное планированиеосуществляется инструктором по физической культуре понедельно и включает в себя: сетку образовательной деятельности с указанием темы и программного содержания.В развернутом варианте этот раздел включает:
1. Тему недели, название, цель, дату проведения мероприятия.
2. Интеграцию образовательных областей.
3. Совместную деятельность взрослых и детей (индивидуальную и подгрупповую).
4. Конкретных условия совместной деятельности, которая зависит от уровня развития детей.
5.Этапы усвоения навыков детьми: первичное восприятие, расширение и обобщение знаний, использование полученных навыков и знаний на практике.
6. Организацию развивающей среды.
7. Если это необходимо, взаимодействие с родителями и социальными партнерами в рамках реализации темы недели.
Плюсы такой формы планирования:
1. В использовании информационно-коммуникационных технологий – это комплекс таблиц, набранных на компьютере, распечатанных и сброшюрованных, что значительно сокращает время написания плана.
2. В использовании картотек различных форм детской деятельности, что позволяет не переписывать содержание образовательного материала на каждый день в план, а подготовить для работы набор карточек с играми номера и источники, которых указаны в плане.
Таким образом, основа перспективно-календарной работы: создать определенную систему, которая бы не суживала сознание педагога, не держало бы его в узких рамках, а напротив, давала бы возможность работать творчески, большую часть рабочего времени отдавать детям, экспериментировать, применять новые технологии.
Виды и формы планирования в ДОУ
Лилия Федоровна Огородник
Виды и формы планирования в ДОУ
Виды и формы планирования в ДОУ
Изменения в Российском образовании побуждают педагогов искать новые подходы к реализации задач дошкольного образования. Изменения коснулись не только программных документов, но и, главным образом, деятельности педагогов с детьми. Известно, что первым шагом к деятельности должно стать планирование.
Неизменным остался документ, на который мы ориентируемся в первую очередь при составлении планирования ДОУ. Это приказ Министерства народного образования РСФСР от 20.09.1988 № 41 «О документации детских дошкольных учреждений».
Согласно этому документу в ДОУ используются две основные формы планирования: годовой и календарный план.
Годовой план работы на учебный год является важнейшим локальным актом дошкольного учреждения. Он в полной мере должен соответствовать Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации», требованиям ФГОС ДО, федеральному и муниципальному законодательству и основываться на современных достижениях педагогического менеджмента, дидактики, психологии и т. д.
Форма написания Годового плана ДОУ может быть различной.
• календарной (разбитой по месяцам,
• цикличной (содержать определенную цикличность форм работы,
• текстовой (иметь текстовое описание содержания,
• табличной (иметь табличную форму написания,
• блочно – схематичной (разбитой на определенные блоки работы).
Но в какой бы форме не был написан годовой план, первой его частью является «анализ работы за прошедший учебный год».
Сейчас мне хотелось бы поподробнее рассказать о планировании педагогов ДОУ.
Педагогами традиционно используются такие виды планирования как календарно-тематическое, перспективно-календарное, блочное, комплексное. Новым видом является модульное планирование. Рассмотрим каждый вид отдельно.
Комплексное планирование воспитательно-образовательного процесса в возрастных группах – это планирование в соответствии с основной общеобразовательной программой ДОУ по всем образовательным областям и является его составной частью.
Такое планирование составляется методистом и педагогами каждой возрастной группы совместно и разрабатывается до начала учебного года (с сентября по май включительно).
Часто этот вид планирования называют комплексно-тематическим. Такое планирование оформляется в печатном виде и должно иметь титульный лист.
Перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса в возрастных группах – это заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления воспитательно-образовательного процесса на учебный год с определением задач и содержания на каждый месяц. Основой его является основная общеобразовательная программа дошкольного учреждения. Перспективный план составляется педагогами каждой возрастной группы на месяц, квартал, полгода или год (допустима коррекция в ходе работы в плане данного вида). Перспективный план разрабатывается воспитателями и специалистами самостоятельно на один учебный год и осуществляется на основе учебного плана, утвержденного заведующим.
Перспективное планирование НОД составляется для каждой возрастной группы с учетом комплексно-тематического планирования.
Теперь о Календарно-тематическом планировании воспитательно-образовательного процесса в возрастных группах. Это заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления воспитательно-образовательной работы с указанием необходимых условий, используемых средств, форм и методов. В ДОУ устанавливается единая структура календарно-тематического планирования.
Данный план составляется на две недели и предусматривает планирование всех видов деятельности детей и соответствующих форм их организации на каждый день.
Такой вид плана воспитательно-образовательной работы должен предусматривать разумное чередование организованной и самостоятельной деятельности детей основанной на детской инициативе и активности, а также должен обеспечивать организацию детской жизни в трех формах:
— непосредственно образовательная деятельность;
— нерегламентированные виды деятельности;
— свободное время, предусмотренное для ребенка в ДОУ в течение дня для свободной спонтанной игровой деятельности и общения со сверстниками.
Блочно-схематичное планирование может быть представлено на одном листе, либо каждый квартал на отдельном листе. При таком планировании не нужно отдельно выписывать для педагогов мероприятия на месяц. Такой вид планирования чаще используется старшими воспитателями, методистами ДОУ.
А теперь о технологии модульного планирования. При составлении плана на основе модуля создается единая схема распределения форм работы с дошкольниками на неделю, педагогу остается лишь записать название игр, темы бесед, указать объекты наблюдения, конкретизировать задачи работы на данный период.
Создание модуля плана начинается с распределения видов деятельности, организуемых воспитателем с детьми, поиска их места в режиме дня.
Для того чтобы упорядочить эти произвольные виды планирования, целесообразно ввести единые подходы к планированию в дошкольном учреждении. Это можно сделать в виде локального акта, принятого и утвержденного в ДОУ.
Не секрет, что оформлению документов часто отводится второстепенная роль. Однако оформленный своевременно и корректно план может стать нашим первым помощником.
Вы знаете, подыскивая цитаты великих умов о планах и планировании, я с некоторым разочарованием поняла, что большинство из них планирование высмеивают, мол, мы планы строим, а кто-то решает за нас каков будет конечный итог. Но есть один человек, американский автор книг и аудиопрограмм на темы бизнеса Брайан Трейси, который о планах сказал следующее: «Помните, что каждая минута, потраченная на планирование, экономит десять минут вашего труда». И я с ним полностью согласна.
Благодарю вас за внимание! И желаю, чтобы ваши рабочие планы совпадали с требованиями ФГОС ДО и действующему законодательству.
Циклограмма для написания календарного планирования (подготовительная группа) по ФГОС День недели Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Утро Утренняя гимнастика Беседа\заучивание Психогимнастика Инд. раб. по.
Циклограмма планирования воспитательно-образовательной работы в подготовительной группе Циклограмма планирования воспитательно-образовательной работы в подготовительной группе «Теремок» на 2015-2016 уч. год воспитатель: Кипяткова.
Индивидуальный маршрут планирования своей деятельности детьми Выполнила воспитатель первой квалификационной категории Мастрикова Н. В. Работа с детьми строится на основных документах. Одним из них является.
Консультация для воспитателей «Виды и формы деятельности детей на прогулке» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Чухломский детский сад «Родничок» Чухломского муниципального района Костромской области.
Консультация «Организация календарного планирования в ясельных группах» 1. Список подгрупп. 2. Сетку занятий на неделю. Модель организации адаптационного периода через режимные процессы (использование гибкого.
Один день календарного планирования Ежедневное ПЛАНИРОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Старшая группа комбинированной направленности № 12 «Почемучки» Тема «Хлеб».
Отрывок календарного планирования по ФГОС 1 апреля (среда). Режимные моменты Виды деятельности Совместная деятельность детей и взрослого Организация ППРС Поддержка индивидуальности.
Роль планирования в обеспечении качества музыкального образования детей. Роль планирования в обеспечении качества музыкального образования детей. Вопросы планирования постоянно интересовали и интересуют музыкальных.
Структура планирования групповых занятий СТРУКТУРА ПЛАНИРОВАНИЯ ГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЙ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА МБОУ ЦО №25 на 2016-2017 уч. год Вторая группа раннего возраста: занятия проводятся.
Виды культурных практик и формы их введения в жизнь дошкольников Понятие «культурные практики является достаточно новым и весьма активно обсуждаемым в последнее время. Данное понятие имеет несколько трактовок.