Что такое первичное закрепление

Эффективные приемы и формы обучения на этапе закрепления на уроках

Этап закрепления знаний

Образовательные задачи этапа учеб­ного занятия

Содержание этапа учеб­ного занятия

Показатели выполнения образовательных задач этапа

Условия выполнения образова­тельных задач этапа

Возможные методы и приемы обучения

1.Обеспечить за­крепление в памяти уч-ся знаний и спо­собов действий, ко­торые им необхо­димы для самостоя­тельной работы по новому материалу

2.Обеспечить в ходе закрепления повы­шение уровня ос­мысления изучен­ного материала, глубины его пони­мания

организация деятельности уч-ся по воспроизведению существенных признаков изученных познавательных объектов;

-организация деятельности уч-ся по отработке изучен­ных знаний и способов действий посредством их применения в ситуациях по образцу и измененных си­туациях;

закрепление методики изучения нового мате­риала;

закрепление методики от­вета при очередной про­верке знаний;

— отработка логики алго­ритма изученных правил

умение уч-ся соотно­сить между собой факты, понятия, правила и идеи (структура зна­ния)

— умения уч-ся распо­знавать и воспроизво­дить изученные позна­вательные объекты;

— умения воспроизво­дить алгоритмы и поль­зоваться ими в стан­дартных и измененных ситуациях;

— прочность знаний уч-ся

использование системы зада­ний, в основе которой лежит четко спланированная последо­вательность действий (на узна­вание, на применение знаний по образцу и в измененной ситуа­ции);

— использование разнообразных методов и форм закрепления знаний и способов действий уч-ся;

использование вопросов, тре­бующих интеллектуальной ак­тивности, самостоятельной мыс­лительной деятельности;обеспечение дозированной по­мощи уч-ся

1.Использование на уроке взаимообратных задач

2.Составление карты мыс­ле деятельности

4. «Разбери слово по бук­вам»

8.«Что было бы, если…(человечество не знало…)»

9. «Придумай свои зада­ния»

Эффективные приемы и формы обучения на этапе закрепления на уроках

Вначале мне хотелось бы напомнить о том, какое место занимает этап закрепления в структуре урока. Для этого вспомним, что в современной педагогике выделяют следующие этапы урока:

С моей точки зрения, первичное закрепление, самостоятельную работу по закреплению новых знаний и включение нового знания в систему знаний можно отнести к одному этапу урока – закреплению, потому что на первый план выходит одна задача – отработка практических умений и навыков. Тогда встаёт вопрос: «Как добиться того, чтобы теоретические знания перешли в практические умения и навыки?»

Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо, во-первых, вспомнить, а для чего вообще ребёнок приходит в школу, для чего ему нужны знания и практические навыки, то есть он должен понимать, для чего он учится.

Во-вторых, нужно понимание практической значимости изучаемого материала

Не следует забывать и о том, что на этапе закрепления необходимо сочетать устную и письменную форму обучения.

Этап закрепления будет эффективным только тогда, когда ученик хорошо усвоил теоретический материал. Поэтому первичное закрепление начинается с проверки теоретического материала.

Я использую различные формы проверки. Это может быть фронтальная проверка «по цепочке», работа в парах, в группах. Во время ответа, особенно если объем материала большой, можно использовать план ответа, составленный на уроке самостоятельно или с помощью учителя. Форма плана можно быть различной: традиционные пункты плана или план в форме «Закончи предложение». Можно использовать схему на доске. Выбор – за учеником: какая ему форма ответа подходит больше, ту он и выбирает, то есть необходимо учитывать индивидуальные особенности ученика.

И только после этого, убедившись, что каждый ученик знает теоретический материал, переходим к индивидуальному закреплению. И здесь важен следующий момент: создание ситуации успеха. Наряду с индивидуальным подходом очень важен отбор дидактического материала. Не могут быть одинаковые задания для всех. Они должны быть дифференцированные. К сожалению, современные учебники не всегда являются нашими помощниками при подготовке к уроку. Поэтому приходится использовать различные источники: и учебники других авторов, и справочники, раздаточный материал.

Начинаю закрепление с упражнений у доски. Задания я подбираю под конкретного ребенка, чтобы он справился с заданием. Так создается ситуация успеха.

Первый пример я записываю на доске в качестве образца и объясняю сама, что и как нужно делать. Спрашиваю, всё ли понятно. Если кому-то что-то неясно, объясняю ещё раз. После этого вызываю к доске нескольких сильных учеников, чтобы слабые ученики ещё раз смогли прослушать новый материал и закрепить его. После сильных учеников к доске выходят все оставшиеся ученики. Если кому из них сложно выполнить задание самостоятельно, ученик может использовать алгоритм, инструкцию.

После первичного закрепления анализирую допущенные в ходе выполнения задания ошибки, ещё раз повторяю, по какому алгоритму надо работать. Выясняю, не появились ли вопросы. И только после этого перехожу к самостоятельной работе по закреплению новых знаний. Степень успешности выполнения заданий у доски каждым учеником позволяет мне подобрать дифференцированные задания для самостоятельной работы. Задания могут быть различные:

— задания из учебника с выполнением по образцу с последующей самопроверкой (ключ в учебнике) или проверкой учителем. Если задание проверяет учитель, можно стимулировать учеников хорошими оценками. После проверки и оценивания нескольких работ обязательна самопроверка по эталону для всех учащихся;

— задания по карточкам (самопроверка или взаимопроверка);

— дифференцированные задания с образцом выполнения задания и без образца, задания повышенной сложности;

— тестовые задания различной степени сложности;

— устные задания с комментариями и т. д.

Методы на этапе закрепления:

Завершает этап закрепления – этап включения нового материала в систему знаний и повторения. От закрепления только что полученных знаний переходим к выполнению заданий, где новые знания включаются в систему ранее изученного материала. Например, после изучения темы «Чередующиеся гласные в корне слова» мы систематизируем материалы по теме «Безударные гласные в корне слова», учим определять орфограмму: проверяемые безударные гласные, непроверяемые безударные гласные, чередующиеся безударные гласные. Или после изучения темы «Виды глагола» я объясняю, как эта тема связана с изученной ранее темой «Правописание безударных личных окончаний глагола», показываю, что при определении спряжения глагола нужно обязательно учитывать вид глагола.

Такова моя система работы на этапе закрепления при изучении любой темы. В результате практики я пришла к выводу, что слагаемыми успешного обучения являются такие компоненты, как чёткая, ясная мотивация, создание ситуации успеха для каждого ученика, индивидуальный подход, дифференцированные задания.Этап закрепления знаний

Источник

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов действий.

Задания для учащихся

Универсальные учебные действия (УУД)

1. Мотивация к учебной деятельности.

-актуализировать требования к ученику с позиций учебной деятельности;

-создать условия для формирования внутренней потребности учеников во включении в учебную деятельность, развития умения устанавливать тематические рамки;

-уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности

Организует актуализацию требований к ученику с позиций учебной деятельности.

Создает условия для формирования внутренней потребности учеников во включении в учебную деятельность (создание проблемной ситуации).

Установка тематических рамок.

Организует уточнение типа урока и называет шаги учебной деятельности.

Отвечают на вопросы.

Проговаривают тип урока и шаги учебной деятельности.

Коммуникативные: уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения, следовать им, оформлять свои мысли в устной форме.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в проблемном действии.

-обеспечить выполнение учащимися пробного учебного действия;

-организовать фиксирование учащимися индивидуального затруднения;

-выявить место индивидуального затруднения;

-фиксировать во внешней речи причину затруднения

Организует фиксирование индивидуального затруднения, выявление места и причины затруднения во внешней речи, обобщение актуализированных знаний.

Отвечают на вопросы учителя. Соотносят свои действия с используемым способом действий и на этой основе выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения.

Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя, структурировать знания, преобразовывать информацию из одной формы в другую).

Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других, оформлять мысли в устной и письменной форме, аргументировать свое мнение и позицию.

Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке, высказывать свое предположение, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном учебном действии.

3. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель: организовать постановку цели урока, составление плана действий по реализации цели достижения поставленной цели.

Организует уточнение следующего шага учебной деятельности, постановку цели урока, составление совместного плана действий.

Работа с учебником: стр.

-Давайте еще раз проговорим тему урока.

-Скажите, какую цель мы перед собой должны поставить, чтобы изучить тему?

-Давайте составим план действий, по которому мы будем изучать эту тему.

С помощью учителя ставят цель урока, составляют и проговаривают план действий для достижения цели.

Уметь работать с текстом учебника.

Регулятивные: уметь формулировать учебную задачу, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

Коммуникативные: уметь выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

4. Реализация построенного проекта.

-реализовать построенный проект в соответствии с планом;

-закрепить новые знания в речи и знаках;

-зафиксировать преодоление возникшего затруднения.

Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом, подводящий диалог, фиксирование нового знания в речи и знаках.

Работа с учебником: стр.

С проговариванием во внешней речи

Под руководством учителя выполняют составленный план действий. Отвечают на вопросы учителя.

Фиксируют новое знание в речи и знаках

Познавательные: уметь добывать новые знания.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.

Регулятивные: уметь работать по коллективному плану.

5. Первичное закрепление темы.

Цель: организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.

Организует усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.

Работа с учебником: стр.

Выполняют задания на доске и в тетрадях.

Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (математический диктант, тест)

— организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;

-обеспечить самопроверку по эталону, самооценку;

-организовать выявление места и причину затруднений, работу над ошибками.

организовывает выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;

-обеспечивает самопроверку по эталону, самооценку;

-организовывает выявление места и причину затруднений, работу над ошибками.

Выполняют задание самостоятельно в тетради, осуществляют самопроверку. Называют с помощью учителя места своего затруднения, причину, исправляют ошибки.

Регулятивные: уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки.

Познавательные: использовать знаково-символические средства.

Личностные: уметь осуществлять самооценку.

7. Рефлексия учебной деятельности.

-зафиксировать новое содержание урока;

-организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Организует фиксирование нового содержания урока;

рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

— Подведем итоги работы на уроке.

-Какую цель мы ставили?

-Назовите тему урока.

-Скажите, что нового вы узнали на уроке?

Отвечают на вопросы учителя.

Рассказывают, что узнали нового на уроке.

Записывают домашнее задание.

Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке, оценивать правильность выполнения действий.

Источник

Учебное занятие изучения и первичного закрепления знаний при использовании модульной технологии

В соответствии с современными тенденциями развития общества для системы образования все более характерными становятся такие принципиально новые черты, как динамичность и вариативность. Образование характеризуется как процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства, направленный на развитие индивида, талантов, умственных и физических способностей ребенка в полном их объеме. Развитие учебного процесса в школе может осуществляться двумя путями: медленным совершенствованием его отдельных частей и кардинальным изменением с реализацией системного подхода. Модульное обучение дает возможность провести в жизнь второй путь развития.

Сущность модульного обучения состоит в том, что ученик полностью самостоятельно или с определенной дозой помощи достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем. Модуль – это структурно функциональный узел, который можно представить так:

Деятельность

Что такое первичное закрепление. Смотреть фото Что такое первичное закрепление. Смотреть картинку Что такое первичное закрепление. Картинка про Что такое первичное закрепление. Фото Что такое первичное закрепление

Насколько эти связи будут прочны, настолько эффективен будет урок.

Основной организационной формой учебного процесса является учебное занятие. Модульный урок необходимо начинать с психологического настроя и совместной формулировки темы. Основным средством на таком уроке является алгоритм управления учебной деятельностью ученика, который заложен в различных средствах обучения ( модульная карточка, памятка, блок – схема). Например: при изучении темы в 1 классе “Буква мягкий знак”, используется модульная карточка.

Источник

Что такое первичное закрепление

Этап закрепления материала имеет приоритетное значение в учебном процессе. Именно в ходе решения учебных и проблемных задач происходит осознанное усвоение теоретических знаний, формируются практические умения применения известных теоретических сведений, выполнения логических операций, вырабатываются навыки обращения с приборами, пользования учебной и справочной литературой. Поэтому на этом этапе должны быть сконцентрированы основные усилия учителя. При этом очень важно так организовать учебную работу учащихся, чтобы каждый работал с присущим ему индивидуальным темпом, выполнял посильную для себя работу, получая на каждом уроке возможность испытать учебный успех.

Повышению эффективности работы класса по закреплению изученного способствуют следующие рекомендации.

1. Начинать отработку материала следует с его первичного закрепления.

Первичное закрепление проводится сразу же после его объяснения. Обычно – это небольшая часть урока. Целесообразно проводить его на самых простых заданиях и вопросах. Это позволит предотвратить одну из наиболее частых ошибок – предлагать учащимся соединить вновь полученные сведения с уже изученными сразу же после объяснения, когда еще не только не выработался алгоритм действий с новыми данными, но и не образовалось ясного представления об их месте в общей системе знаний.

Задания на этапе первичного закрепления должны выполняться с помощью одной, максимум двух, логических операций, требовать лишь прямого ответа на прямо поставленный вопрос. Желательно, чтобы детей не отвлекали и дополнительные трудности технического характера.

Лучше всего первичное закрепление проводить в форме фронтальной беседы, кратковременной самостоятельной или лабораторной работы.

2. Закрепление материала, как правило, лучше начинать с совместной работы со всем классом, постепенно увеличивая степень самостоятельности учащихся. Так, например, на уроке решения задач на предметах естественно-математического цикла первые задачи выполняются всем классом под руководством учителя. При этом обязательно анализируется условие задачи, записывается краткое условие, проводится тщательное обсуждение и оформление рисунка, подробно записывается на доске ход решения задачи (со всеми необходимыми ссылками), проводятся числовые расчеты, проверка единиц измерения, записывается полученный ответ. В дальнейшем ученики самостоятельно выполняют сначала вычисления и краткую запись условий, затем – еще и рисунок, потом полностью самостоятельно решают аналогичные задачи.

3. При организации закрепления материала необходимо уделить достаточное внимание заданиям базового уровня. Отработка заданий базового уровня важна и сама по себе, поскольку эти задания представляют обязательный для усвоения материал и будут вынесены на проверку в конце изучения темы. В то же время решение заданий обязательного уровня способствует более эффективному усвоению материала и на повышенном уровне. Это связано с тем, что задания базового уровня характеризуют круг опорных базовых знаний, необходимых для выполнения более сложных заданий и даже заданий творческого характера. Повышенное внимание к заданиям базового уровня полезно всем: и сильным, и слабым. Их выполнение поможет первым избежать досадных ошибок в решении сложных задач, а последним позволит поупражняться в решении простых задач,товладеть необходимыми основными навыками.

4. Следует целенаправленно формировать систему заданий с постепенно нарастающей сложностью.

Система заданий для закрепления учебного материала должна включать:

— широкий спектр заданий обязательного уровня, которые должны уметь выполнить все ученики;

— задания пропедевтического характера, используемые для предупреждения типичных ошибок, допускаемых детьми при выполнении заданий обязательного уровня;

— задания повышенной сложности, предназначенные для учеников, быстро продвигающихся в усвоении материала.

Подбирая задания, важно следить за тем, чтобы их сложность нарастала достаточно медленно, не становясь непреодолимой преградой для детей. Продуманная последовательность предъявления заданий (или заданная последовательность их выполнения) позволяет учителю легко организовать работу всего класса с учетом индивидуальных различий в темпе усвоения материала, в степени подготовки учащихся.

5. Наиболее рационально закрепление материала проводить в форме работы с «подвижными» группами. Под подвижной группой понимается группа учащихся, состав которой может меняться от темы к теме, от урока к уроку, и даже в течение одного урока.

В любом классе объективно существуют две такие группы. Первая состоит из тех, кто на данный момент уже овладел материалом на базовом уровне, вторая – из тех, кто еще этого уровня не достиг. (Причем в последней группе вполне могут оказаться и потенциально сильные, но «медлительные» ученики).
В любом случае учитель в соответствии с реализуемой технологией обязан разрешить ребенку самостоятельно выбрать, на каком уровне ему работать – на обязательном или на повышенном. Дети, как правило, интуитивно чувствуют свои силы и верно определяют уровень притязаний. Предоставляя им свободу выбора, мы создаем необходимые предпосылки для уточнения и корректировки самооценки, развиваем в них чувство ответственности за сделанный выбор, демонстрируем свое уважение к ним и их выбору, что благоприятно сказывается на взаимоотношениях в классе.

При таких условиях ребенку становится легче признать, что он, возможно, ошибся в своей самооценке, и прислушаться к рекомендациям учителя.

Самую большую тревогу в этой ситуации у учителя вызывает сильный ученик, отказывающийся работать над заданиями повышенной сложности. Учителю, если он хочет добиться от такого ребенка работы на повышенном уровне, следует использовать только методы убеждения, пробуждать интерес, искать действенные побудительные стимулы, но ни в коем случае не прибегать к силовым методам (давлению, принуждению и т.п.). Правда, надо сразу оговориться, что такие ученики встречаются крайне редко, так что это скорее гипотетический, нежели реальный случай.
Гораздо чаще встречается иной вариант: дети, имеющие пробелы в обязательной подготовке, стремятся заниматься на повышенном уровне. В этом случае важно не подорвать веру детей в свои возможности, не лишить их шанса на успех. Учителю следует тактично и терпеливо объяснить им необходимость освоения базового уровня, некоторым можно даже предложить самостоятельно ликвидировать пробелы в домашней работе.

Методика работы с подвижными группами может быть различной. Выделим лишь некоторые существенные элементы.

1) Учитель по мере прохождения темы и часто даже в рамках одного урока работает поочередно с разными группами. Другая группа в это время работает самостоятельно по заданию учителя. Возможен вариант, когда обе группы работают самостоятельно, а учитель дает индивидуальные консультации нуждающимся в помощи ученикам.

2) Преимущественного внимания учителя в данный момент заслуживает группа с наибольшей численностью. Как правило, с группой базового уровня учителю наиболее целесообразно поработать сразу после объяснения и первичного закрепления материала, непродолжительной совместной работы класса по выполнению заданий обязательного уровня, а также в середине этапа закрепления материала, когда выявлены типичные ошибки, допускаемые детьми при выполнении заданий обязательного уровня.

С группой повышенного уровня учитель обычно работает тогда, когда большая часть детей достигла обязательного уровня, а еще недостигшим нужны не столько объяснения учителя, сколько тренировка.

3) Работая с группой базового уровня, учитель может вновь пояснить трудные моменты в рассмотренном материале, повторяет с детьми основные сведения, напоминает и отрабатывает алгоритмы действий и т.п. Под его руководством ученики отвечают на вопросы, выполняют задания, возникающие ошибки совместно выявляются и исправляются.

4) При работе с группой учащихся, достигших базового уровня, главное внимание учителя сосредоточено на углублении и, отчасти, расширении знаний, их уточнении; на развитии интуиции детей, на ознакомлении учащихся с иными путями и способами рассуждений. При этом могут предлагаться нестандартные задания, требующие определенных творческих усилий.

5) Для организации самостоятельной работы группы повышенного уровня подбирается такая последовательность заданий с постепенно нарастающей сложностью, которая позволяет детям усовершенствовать свои представления об изучаемом явлении, законе, познакомиться с различными частными случаями, развить формируемые навыки и т.п.

6) Для организации самостоятельной работы группы обязательного уровня подбираются обычно тренировочные задания обязательного уровня; задания пропедевтического характера, направленные на восполнение зафиксированных учителем пробелов в подготовке детей. Эффективны наглядные опоры (задания с решением), карточки-инструкции. К работе с этой частью класса полезно привлекать учеников-консультантов.

Источник

Методика применения различных форм обучения при организации уроков изучения нового материала и первичного закрепления

МОУ средняя общеобразовательная школа № 1 п. Ноглики

Методика применения различных форм обучения

при организации уроков изучения нового материала

и первичного закрепления

Агиенко Татьяна Ивановна

1. Конкретные формы организации обучения. 4

2. Классификация конкретных форм организации обучения 6

3. Общие формы учебной работы учащихся 8

1. Фронтальная форма учебной работы. 10

2. Групповая форма учебной работы 11

3.Индивидуальная форма учебной работы 12

4. Методика выбора форм учебной работы 13

1. Урок изучения нового материала и первичного закрепления 14

5. Упредительная консультация 17

6. Лабораторно – практические занятия 17

Введение

Одной из важных целей общеобразовательной школы является повышение эффективности обучения и воспитания. В связи с этим педагогам необходимо работать над совершенствованием форм, методов и средств обучения. Совершенствуя их, можно добиться высокой эффективности урока в усвоении учащимися знаний, в активизации их познавательной деятельности, в реализации воспитывающих и развивающих функций урока.

Умелое использование форм и видов учебной деятельности учащихся в их оптимальном сочетании имеет решающее значение в повышении результативности учебно-воспитательного процесса.

Учитель должен так строить урок, чтобы на нем было интересно всем учащимся. Для этого необходимо создать оптимальные условия всем учащимся в соответствии их учебными возможностями. Такие условия достигаются определенным соотношением на уроке форм учебной работы.

Эффективность учебного процесса зависит не только от способностей учеников, но и от наличия у них целенаправленной мотивации учения, от их обучаемости, обученности, прилежания, трудолюбия.

Формирует личность не только содержание учебного материала, но и вся система взаимоотношений учителя с учениками, учеников друг с другом. Только оптимальное соотношение форм учебной работы с учетом возможностей учителя и учащихся дает положительный результат.

Цель исследования: разработать систему уроков изучения нового материала и первичного закрепления и экспериментально проверить ее влияние на качество знаний и умений учащихся.

Объект исследования : процесс обучения в общеобразовательной школе.

Предмет исследования : различные формы организации обучения учащихся.

Без хорошо налаженной системы организации обучения учащихся нельзя говорить об эффективности обучения математике.

Задача данной работы :

1. Изучение литературы по проблеме организации уроков изучения нового материала и первичного закрепления.

2. Систематизация накопленных сведений по проблеме организации уроков изучения нового материала и первичного закрепления.

3. Разработка методики применения различных форм организации обучения и контроля знаний учащихся в теме «Тела вращения».

4. Разработка лабораторных работ по некоторым темам геометрии.

5. Повышение качества знаний и умений учащихся.

1. Конкретные формы организации обучения.

В зависимости от доминирующих целей и особенностей усвоения школьниками знаний, умений и навыков выделяются следующие звенья процесса обучения: формирования знаний, закрепления и совершенствования знаний, формирования умений и навыков, применения знаний на практике,

Повторения, систематизации знаний, контроля усвоения знаний, умений и навыков.

Те или иные звенья, а чаще их совокупность лежат в основе конструируемых форм организации обучения. Кроме того, на основе одного звена можно сконструировать несколько разных форм. Например, на основе звена формирования знаний могут быть сконструированы урок соответствующего типа, лекция, экскурсия и др.

На каждом этапе учитель использует соответствующие целям источники знаний, методы, приемы, средства обучения, а также формы учебной работы.

Главный источник знаний – учитель, обладающий определенной суммой знаний и способов деятельности. Но это может быть и учебник, учебное пособие, стенд и др. В каждом из них аккумулируется определенная информация, которую может усвоить ученик,

Процесс обучения в каждой конкретной форме его организации включает:

управление педагогом учебной деятельностью учеников ( определение целей, задач, планирование, организация их учебной работы, контроль за выполнением заданий, усвоением знаний, корригирование деятельности) ;

познавательную деятельность учащихся, в ходе которой они усваивают определенные знания, способы деятельности, приобретают умения и навыки;

взаимодействие педагога и учащихся;

регулирование педагогом межличностных отношений учащихся;

создание педагогом эмоционального фона, стимулирующего продуктивную учебную деятельность учеников.

Процесс обучения реализуется только через конкретные формы его организации. Однако форма организации обучения – абстрактное понятие. В

Реальном учебном процессе она проявляется в конкретном типе урока, лекции, семинаре, учебно – практическом занятии, экскурсии, конференции и др.

2. Классификация конкретных форм организации обучения

Основной формой организации обучения является урок. Учебный процесс в школе состоит из системы конкретных уроков.

В зависимости от дидактических целей и звеньев процесса обучения, реализуемых на уроке, можно выделить 6 типов уроков: изучения нового материала и первичного закрепления, комплексного применения знаний и умений, комбинированный, обобщения и систематизации знаний и умений, актуализации знаний и учений, контроля и коррекции знаний и умений.

Внутри указанных видов уроков существуют видовые отличия. Уроки изучения нового материала и первичного закрепления могут быть построенными на проблемной ситуации. К урокам изучения нового материала относятся вводные уроки, уроки первичного усвоения материала, вступительные уроки при изучении новых тем.

Урок является основной, но не единственной формой организации обучения. В школьной практике учителями математики применяются и такие формы организации обучения как лекции, учебно – практические, практические занятия, практикумы, зачеты, экзамены.

Изучение нового материала и первичное закрепление знаний учащихся помимо урока соответствующего типа можно организовать на лекции, консультации, практикуме. Учебная лекция позволяет учащимся за 45 минут усвоить больший, чем на уроке, объем учебного материала. Ее отличает от урока монологический способ изложения материала. В структуре лекции отсутствует беседа как метод обучения. Учебная лекция рассчитывается на учащихся старших классов, которые могут сосредоточиться на длительный промежуток времени для восприятия информации, ее осмысления, переработки и самостоятельного усвоения.

На изучение нового материала нацелена и упреждающая консультация, позволяющая преподавателю разобрать уже изученный на уроке материал с теми учащимися, которые не присутствовали на занятиях или не поняли, не усвоили его.

При изучении нового материала неоценимое значение имеют различного рода экспериментальные задания, которые выполняются на занятиях практикума. На этих занятиях учащиеся, используя разнообразные приборы и инструменты, проводят различные экспериментально – практические работы. Эта форма организации обучения направлена на то, чтобы вооружить учеников элементарными экспериментально – практическими умениями и навыками.

Контроль за усвоением учащимися знаний помимо урока может осуществляться в форме зачета. Зачет как форма организации обучения проводится для проверки качества усвоения учащимися отдельных разделов учебной программы, сформированности умений и навыков.

3. Общие формы учебной работы учащихся

К общим формам учебной работы относятся фронтальные, групповые и индивидуальные. Они пронизывают весь учебный процесс всего класса, который работает над единой задачей.

Групповая форма предполагает сотрудничество учащихся в малых группах, причем работа в них строится на принципах самоуправления школьников с менее жестким контролем учителя. Такая форма обучения создает условия для проявления возможностей каждого ученика, в частности, потому, что, общаясь между собой, учащиеся имеют возможность высказываться свободно и значительно чаще, чем при фронтальной работе всего класса.

К групповой форме относится и работа школьников парами, при которой чаще всего взаимодействуют ученики, сидящие за одной партой.

При индивидуальной работе каждый ученик работает самостоятельно, проявляя инициативу; темп его работы определяется степенью целеустремленности, работоспособности, развитости интересов, склонностей. Темп работы зависит также от учебных возможностей и подготовленности учащегося. При такой организации ученики не вступают в сотрудничество со своими товарищами, но выполняют одинаковые для всего класса задания.

Названные формы учебной работы по–разному сочетаются в структуре уроков.

1. Фронтальная форма учебной работы.

Фронтальная форма учебной работы рассчитана на учащихся, имеющих равный уровень подготовки, позволяющий всем работать в одном темпе.

Такая работа дает возможность учителю включать в активную деятельность, организовывать работу всего коллектива класса, опираясь на наиболее активных учеников, которые подают пример другим ребятам. Фронтальная работа обучения предоставляет учителю возможность свободно влиять на весь коллектив класса, излагать учебный материал всему классу, организовывать в соответствии с закономерностями и принципами обучения деятельность учащихся, достигая определенной ритмичности.

Фронтальная форма учебной работы наряду с ее положительными сторонами имеет и недостатки.

Эта форма рассчитана на равную подготовленность учащихся, единый фонд знаний, одинаковый уровень работоспособности. Поскольку такого в реальной жизни не существует, преподавателю необходимо вносить коррективы в организацию учебной деятельности школьников.

При фронтальной форме в пассивном состоянии чаще всего находятся ученики с низкими учебными возможностями. Они работают медленно, хуже усваивают материал, им требуется больше внимания, больше времени на выполнение различных заданий. Чтобы достигнуть высоких знаний, им следует выполнить больше разных упражнений, чем другим ученикам. Сильным учащимся нужно не столько увеличивать объем упражнений, сколько усложнять их содержание. Слабые ученики в работе должны в строгой системе проходить по ступеням упражнений, чтобы достигнуть прочных знаний. Все эти обстоятельства, снижающие продуктивность фронтальной учебной работы, диктуют необходимость использовать наряду с ней и другие формы учебной работы.

2. Групповая форма учебной работы

К групповым формам относятся парная и звеньевая формы учебной работы.

Эффективность парной работы учащихся, включаемой в процессе обучения на непродолжительное время(5-7 минут), неоспорима. Взаимодействие двух учащихся за партой положительно сказывается на повышении их активности, качестве выполненной работы. В тех классах, где применяется парная работа, ребята высказываются на уроке в 10 – 15 раз чаще, чем в тех, где такая работа не проводится.

Звеньевая форма учебной работы предполагает включение группы учащихся в совместное планирование учебной деятельности, восприятие и уяснение информации. Эта форма предполагает работу учащихся над едиными заданиями. Темп работы зависит от состава групп.

Ученик индивидуально воспринимает информацию. Но в процессе усвоения знаний ему необходимо высказываться. С точки зрения поэтапного формирования знаний наиболее эффективное осмысление учебного материала учащимися осуществляется в форме внешней речи для других. Выражение мыслей во внешней речи способствует осознанному, глубокому осмыслению, выделению существенного, обобщению знаний, которыми в будущем ученик будет оперировать. По сравнению с фронтальной звеньевая форма обучения предоставляет ученикам возможность чаще и полнее излагать свои мысли вслух.

Этим процессом взаимного общения управляет учитель. Он тщательно контролирует деятельность учебных звеньев, вносит отдельные коррективы, способствующие повышению эффективности учебной работы учащихся.

Например, учитель математики после доказательства теоремы у доски сразу предлагает ее разобрать непосредственно за партами. Ученики в звеньях начинают воспроизводить доказательства. Затрудняется один – приходят на помощь другие. Возникают условия для активного осмысления учебного материала. Учитель, проходя по классу, следит за работой учащихся. Затем в ходе фронтальной беседы разбирает все случаи затруднений и кратко формулирует выводы.

Звеньевая форма обучения должна быть включена в структуру урока на непродолжительное время. В ходе групповой работы ученики, общаясь между собой, создают излишний шум, который значительно усиливается, если не переключить их на другой вид деятельности. Шум во время урока может стать серьезной помехой для усвоения детьми учебного материала. Это не происходит, если ученики работают не более 5 – 7 минут.

Итак, рационально организованная звеньевая форма работы дает положительные результаты в обучении учащихся. Однако возможности этой формы ограничены. С ее помощью решаются только определенные задачи учебного процесса. В звеньях учащиеся (особенно слабые) не всегда могут глубоко разобрать трудный материал, избрать наиболее экономный путь его освоения. Поэтому звеньевую форму учебной работы целесообразно использовать только в комплексе с другими формами.

3.Индивидуальная форма учебной работы

Индивидуальная форма обучения включается в процесс обучения на непродолжительное время, позволяя корректировать учебную деятельность отдельных учащихся, не снижая темпа работы всего класса. [Приложения № 1, № 2, № 3, № 4]

4. Методика выбора форм учебной работы

Чтобы правильно выбрать соответствующие формы учебной работы, учитель должен определить их реальные возможности в достижении целей обучения: проанализировать, какие условия создает та или иная форма для успешного усвоения всеми школьниками знаний, овладения умениями и навыками, формирования личности ученика, его развития.

При выборе форм работы необходимо учитывать условия, в которых развертывается учебный процесс.

На выбор формы учебной работы влияет содержание учебного материала. Если он является нетрудным, имеет неполную новизну, он может быть изучен при звеньевой работе. Если он к тому же изложен в учебнике в полном соответствии с учебной программой, можно при его изучении прибегнуть к сочетанию индивидуальной, звеньевой и фронтальной работы.

Выбор формы учебной работы зависит от звена процесса обучения.

При формировании новых знаний преимущество отдается сочетанию фронтальной с дифференцированной или индивидуальной формами, возможно сочетание звеньевой и фронтальной форм.

При изучении нового материала высокой трудности низким темпом также целесообразно прибегать к сочетанию двух форм учебной работы. Наиболее высокий эффект в обучении разных групп учеников обеспечивает сочетание фронтальной с дифференцированно групповой работой.

Итак, при выборе форм учебной работы на уроке учитывается, как определенная форма обеспечивает формирование знаний, как влияет на развитие учеников.

Звено формирования знаний конструируется в формах урока изучения нового материала и первичного закрепления, лекции, экскурсии, консультации, практическом занятии.

1. Урок изучения нового материала и первичного закрепления

Структура урока изучения нового материала и первичного закрепления сочетает этапы: организационный, постановки цели, актуализации знаний, первичного усвоения материала, осознания и осмысления учебной информации, первичного закрепления учебного материала, информации о домашнем задании, рефлексии.

Урок изучения нового материала проводится с целью организации работы учащихся по усвоению ими понятий, научных фактов, предусмотренных программой. Этот тип урока в реальном учебном процессе в школе проявляется в различных видах, определяющими факторами в образовании которых являются методы, средства обучения и решаемые задачи.

На названный урок, как правило, берется объем материала в два раза больше, чем на урок комплексного применения знаний. Предполагается, что на следующем уроке введенные знания будут тщательно закрепляться.

На уроке изучения нового материала не отводится времени для обстоятельного закрепления. Здесь нужно обобщить знания и контурно их закрепить, привести в систему. Для этого конструируется этап обобщения, первичного закрепления и систематизации знаний.

Поскольку на уроке вводится большой объем новой информации, чрезвычайно важно выделить главные положения и акцентировать на них внимание учащихся. На этот этап отводится не более 5 – 6 минут. Здесь важна строгая логика, четкость.

Методика анализа домашнего задания в структуре этого урока имеет специфику. Учитель не должен задавать усвоить все изложенное, так как это приведет к перегрузке учащихся. Ему необходимо точно сформулировать основные вопросы, на которые должны ответить учащиеся. Целесообразна дифференциация заданий. Следует помнить, что ученики должны контурно освоить материал. Предстоит над ним дальнейшая работа на следующем уроке. [ Приложения № 1, № 2 ].

2. Урок – лекция

Особую конструкцию звена формирования знаний представляет лекция. Лекция как форма организации обучения строится на сочетании этапов: организационного, постановки цели и актуализации знаний, сообщения знаний учителем и усвоения учащимися, обобщения и систематизации знаний, определения задания по подготовке к семинару, учебной конференции.

Цель организационного этапа – сосредоточить внимание учащихся на предстоящей деятельности.

Учебный материал должен излагаться в системе и строго по плану, записанному на доске.

Отличие лекции от урока соответствующего типа в том, что она строится на монологическом методе изложения учебного материала и проводится с учащимися старших классов, которые могут сосредоточиться на длительный промежуток времени для восприятия этого материала, самостоятельно воспринимать, обрабатывать его, понимать, осмысливать и систематизировать знания, совершая разные познавательные действия. Учитель должен уметь на высоком научном уровне, с должной полнотой и глубиной, системно излагать материал, соблюдая принцип доступности обучения; определять оптимальный объем изучаемого материала; использовать наглядность.

Специфичен в лекции по отношению к обычному уроку и этап определения домашнего задания. Ученики не смогут в домашней работе закрепить весь учебный материал. Если учитель задаст все изложенное закрепить и подготовиться к ответам на следующем уроке, то неминуема перегрузка домашней работы. Следует иметь в виду, что к этому учебному материалу предстоит еще обращаться на семинаре или учебной конференции, на уроке комплексного применения знаний и умений. Учитель должен предложить учащимся план семинара или учебной конференции по данному вопросу, дифференцировать задания учащимся с таким расчетом, чтобы они смогли хорошо подготовиться к обсуждению конкретных вопросов.

Итак, лекция способствует формированию у школьников системы знаний, а также развитию у них логического мышления, самостоятельности как качества личности. В этом ее высокая образовательная ценность. Однако воспитывающие функции лекции ограниченнее урока, на ней сужаются контакты обучающихся, которые в основном занимаются индивидуальной деятельностью. При отсутствии у школьников соответствующего уровня обучаемости и работоспособности эта форма организации обучения может оказаться малоэффективной. [Приложение № 5].

3.Учебная конференция

4.Учебная экскурсия

В тех случаях, когда изучение нового материала можно начать с наблюдения экспонатов, определенных процессов, целесообразно провести учебную экскурсию, в которой сочетаются этапы: организационный, постановки цели и актуализации знаний, наблюдения и восприятия информации учащимися, обобщения и систематизации знаний, определения домашнего задания.

На экскурсии с наибольшей полнотой реализуется принцип наглядности обучения, связи обучения с жизнью. Однако следует заметить, что экскурсия в формировании знаний играет только начальную роль. Для закрепления и совершенствования знаний за ней следует урок или другая форма организации обучения.

Эффективность экскурсии зависит от многих факторов: от того, насколько обоснованно определены объекты для восприятия и, что особенно важно, как подготовлены к ней учащиеся. Учитель должен дать учащимся задания, выполнение которых в ходе экскурсии позволяет им целенаправленно вести наблюдения, собирать и усваивать соответствующую информацию, которой можно воспользоваться на последующих уроках закрепления и совершенствования знаний.

5. Упредительная консультация

При организации учебного процесса не обойтись без упредительных консультаций, необходимых для предупреждения отставания отдельных учащихся. На них разбирается уже изученный материал с теми учащимися, которые его слабо усвоили или пропустили занятия.

6. Лабораторно – практические занятия

Лабораторно – практическое занятие сочетает этапы: организационный, постановки цели, актуализации знаний, инструктажа учеников по выполнению ими работы, техники безопасности, определения и разъяснения домашнего задания.

Основное время занятия занимает этап практической деятельности учащихся. Источником любых знаний являются наблюдения, сравнения, эксперимент. На уроках геометрии можно проводить лабораторные работы, которые можно использовать как средство открытия свойств геометрических фигур. Лабораторные работы можно проводить в виде демонстрации, фронтально или группами.

В результате выполнения таких работ учащиеся приобретают навыки сравнения, обобщения и анализа, они учатся делать логические выводы, развивают интуицию. Кроме того у них возникает потребность логического обоснования найденных опытным путем зависимостей.

Лабораторно – практические работы активизируют учебный процесс, облегчают восприятие геометрических понятий, обеспечивают доступность геометрических фактов, которые в дальнейшем постоянно применяются при решении задач. [Приложения № 3, № 4, № 5].

В процессе занятия учитель должен управлять работой учащихся и следить за соблюдением ими техники безопасности.

Заключение

Итак, эффективность учебного процесса зависит от правильного, педагогически обоснованного выбора форм организации обучения, который обеспечивается глубоким и всесторонним анализом образовательных, развивающих и воспитательных возможностей каждой из них.

Тщательно отобранный и продуманный учебный материал, четко преподнесенный учащимся различными методами – одно из основных условий повышения качества обучения. Конструируя занятия, учитель на основе тщательного анализа возможностей конкретных форм должен подбирать их сочетания, обеспечивающие высокую эффективность учебного процесса, оптимальную результативность учебной деятельности всех групп учащихся при рациональном расходовании времени.

В результате применения различных форм обучения раскрываются индивидуальные особенности детей, повышается уровень подготовки к уроку, что позволяет своевременно устранить недостатки и пробелы в знаниях учащихся.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *