Что такое первичное звено здравоохранения в россии

Первичное звено оказания медицинской помощи – основа системы здравоохранения

«Менеджмент качества в медицине» Июнь 2021

Правильно организованная первичная медико-санитарная помощь позволяет снизить риск развития различных патологий, предотвратить возникновение осложнений имеющихся заболеваний, уменьшить показатели смертности и сократить расходы на стационарное лечение, а также сформировать у граждан приверженность здоровому образу жизни

Первичное звено оказания медицинской помощи выполняет главенствующую роль в системе здравоохранения – в настоящее время это самая востребованная гражданами медицинская служба: объем обращений в поликлиники, поликлинические отделения стационаров, фельдшерско-акушерские пункты и другие первичные медицинские организации составляет около 900 млн случаев в год.

Первичная медико-санитарная помощь составляет основу системы оказания медицинской помощи и включает мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения.

К видам первичной медико-­санитарной помощи относятся:

К учреждениям первичного звена здравоохранения относятся медицинские организации, оказывающие первичную медико-санитарную помощь.

Оказание первичной медико-санитарной помощи населению организуется с учетом приближения к их месту жительства, месту работы или обучения и осуществляется по территориально-участковому принципу в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь.

В последние годы проводилось реформирование и модернизация первичного звена здравоохранения, изменялись процессы и подходы к организации первичной помощи.

Так, в 2006 году в Российской Федерации началась реализация четырех приоритетных национальных проектов по росту «человеческого капитала», «инвестициям в человека» в области здравоохранения, образования, жилья, сельского хозяйства (рис. 1). Эта программа была объявлена в 2005 году в выступлении президента России Владимира Путина на встрече с членами Правительства России, руководством Федерального Собрания и членами президиума Государственного совета России.

Что такое первичное звено здравоохранения в россии. Смотреть фото Что такое первичное звено здравоохранения в россии. Смотреть картинку Что такое первичное звено здравоохранения в россии. Картинка про Что такое первичное звено здравоохранения в россии. Фото Что такое первичное звено здравоохранения в россии

Рисунок 1. Этапы модернизации первичного звена российской системы здравоохранения

Перед проектом «Здоровье» были поставлены задачи по укреплению здоровья граждан, повышению доступности и качества медицинской помощи, развитию первичной медицинской помощи, возрождению профилактического направления в здравоохранении и обеспечению населения высокотехнологичной медицинской помощью.

Следующим шагом по совершенствованию первичной медико-санитарной помощи была программа модернизации системы здравоохранения, которая проводилась в 2011–2013 годах. Эта программа решала следующие задачи: укрепление материально-технической базы медицинских организаций, внедрение современных информационных систем в здравоохранение, внедрение стандартов медицинской помощи и повышение доступности амбулаторной медицинской помощи, в том числе предоставляемой врачами специалистами.

Еще одним этапом трансформации системы оказания первичной медико-санитарной помощи стало возобновление диспансеризации определенных групп взрос­лого населения, стартовавшая в 2013 году (приказ Минздрава России от 03.12.2012 № 1006н «Об утверждении порядка проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения»). Диспансеризация населения и проведение профилактических медицинских осмотров проводится и в настоящее время. Диспансеризация была приостановлена только в 2020 году в связи с эпидемией новой коронавирусной инфекции.

В октябре 2016 года по инициативе Управления по внутренней политике Администрации Президента Российской Федерации стартовал пилотный проект по улучшениям и совершенствованию всей системы первичной медико-санитарной помощи. Проект получил название «Бережливая поликлиника». Пилотный проект реализован Министерством здравоохранения Российской Федерации совместно с Государ­ственной корпорацией по атомной энергии «Росатом». Проект включал комплекс мер по внедрению в повседневную практику медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, технологий бережливого производства (lean-технологий): совершенствование процессов, направленных на повышение удовлетворенности пациентов, доступности оказываемых услуг, увеличение эффективности и устранение существующих временных, финансовых и иных потерь, а также организация рабочих мест, обеспечивающая безопасность и комфортность работы сотрудников.

Методические рекомендации Минздрава России по реализации проекта содержат следующее определение: «“Новая модель медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь”, — медицинская организация, ориентированная на потребности пациента, бережное отношение к временному ресурсу как основной ценности за счет оптимальной логистики реализуемых процессов, организованная с учетом принципов эргономики и соблюдения объема рабочего пространства, создающая позитивный имидж медицинского работника, организация оказания медицинской помощи в которой основана на внедрении принципов бережливого производства в целях повышения удовлетворенности пациентов доступностью и качеством медицинской помощи, эффективного использования ресурсов системы здравоохранения».

Создание новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь, подразумевает выполнение комплекса мероприятий, основа которого – соблюдение приоритета интересов пациента. Процессы оказания медицинской помощи населению должны быть организованы с учетом рационального использования времени оказания помощи пациенту, повышения качества и доступности медицинской помощи. Необходимо обеспечить комфортные условия предоставления медицинских услуг, повысить удовлетворенность пациентов уровнем оказанных услуг, сократить нагрузки на медицинский персонал за счет повышения эффективности деятельности медицинской организации.

В новой модели медицинской организации активно используется понятие «Бережливое производство». Это концепция управления, основанная «на устранении всех видов потерь путем формирования непрерывного потока создания ценности с охватом всех процессов организации и их постоянного совершенствования через вовлечение персонала».

В 2019 году приоритетный проект получает статус федерального проекта «Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи» и включается в национальный проект «Здравоохранение». Цели федерального проекта преду­сматривают завершение формирования сети медицинских организаций первичного звена здравоохранения, обеспечение оптимальной доступности для населения (в том числе для жителей населенных пунктов, расположенных в отдаленных местностях) медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, оптимизацию работы медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, сокращение времени ожидания в очереди при обращении граждан в указанные медицинские организации, упрощение процедуры записи на прием к врачу и пр.

Реализация федерального проекта запланирована на 2019–2024 годы включительно. В создании и тиражировании новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь, участвуют 85 субъектов Российской Федерации.

Основными общественно-значимыми результатами федерального проекта «Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи» должны стать:

В настоящее время выполнение мероприятий федерального проекта «Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи» уже позволило выполнить ряд значимых задач:

По состоянию на начало 2021 года в создании и тиражировании новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь, приняли участие более 6 тыс. поликлиник и поликлинических отделений.

Помимо развития материально-технической базы первичного звена здравоохранения очень важно сделать так, чтобы оказание медицинской помощи было удобным для граждан.

Во исполнение перечня поручений Президента Российской Федерации от 2019 года субъектами Российской Федерации с 1 января 2021 года реализуются региональные программы модернизации первичного звена здравоохранения (далее – региональные программы).

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 09.10.2019 № 1304 «Об утверждении принципов модернизации первичного звена здраво­охранения Российской Федерации и правил проведения экспертизы проектов региональных программ модернизации первичного звена здраво­охранения, осуществления мониторинга и контроля за реализацией региональных программ модернизации первичного звена здраво­охранения» утверждена ведомственная целевая программа «Модернизация первичного звена здравоохранения Российской Федерации» (далее – Программа) со сроком реализации в 2021–2025 годах (рис. 2).

Что такое первичное звено здравоохранения в россии. Смотреть фото Что такое первичное звено здравоохранения в россии. Смотреть картинку Что такое первичное звено здравоохранения в россии. Картинка про Что такое первичное звено здравоохранения в россии. Фото Что такое первичное звено здравоохранения в россии

Рисунок 2. Ожидаемые результаты программы модернизации первичного звена здравоохранения

Программа устанавливает следующие цели:

Необходимо отметить, что Программа и федеральный проект «Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи» – не дублирующие друг друга, а взаимодополняющие блоки мероприятий, направленные на достижение единой цели – рост продолжительности здоровой, активной, полноценной жизни населения нашей страны.

Источник

Модернизация первичного звена здравоохранения в России: предпосылки, принципы и перспективы развития

Сильное первичное звено продлевает «здоровую» жизнь, снижает смертность, сокращает расходы граждан на дорогостоящее лечение в частных медицинских организациях и формирует приверженность людей к здоровому образу жизни. Поэтому совершенно очевидно, что первичная медико-санитарная помощь — это основа всей системы медицинской помощи. Именно состояние первичного звена здравоохранения во многом определяет показатели здоровья нации, определяет уровень удовлетворенности населения состоянием здравоохранения и демонстрирует результаты функционирования отрасли в целом.

В августе 2019 года состоялось совещание по вопросам модернизации первичного звена здравоохранения, в ходе которого Президент поручил продолжить работу по укреплению и совершенствованию первичного звена здравоохранения.

Одной из основных задач этой работы стало внедрение единого высокого стандарта оказания медицинской помощи – чтобы он был одинаковым для всех жителей России, вне зависимости от места,
где проживает человек.

В рамках реализации поручений Президента в 2019 году было принято Постановление Правительства Российской Федерации № 1304,
в котором были утверждены основные принципы модернизации первичного звена здравоохранения:

обеспечение доступности и качества первичной медико-санитарной помощи и медицинской помощи, оказываемой в сельской местности, рабочих поселках, поселках городского типа и малых городах с численностью населения до 50 тыс. человек;

приоритет интересов пациента при оказании первичной медико-санитарной помощи. Соблюдения прав граждан при оказании первичной медико-санитарной помощи и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;

приоритет профилактики при оказании первичной медико-санитарной помощи;

ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан
при организации первичной медико-санитарной помощи.

От модернизации всей сферы оказания первичной медицинской помощи ожидаются результаты по проведению реконструкции центральных
и районных больниц, появление оптимально расположенной инфраструктуры, решение проблемы кадрового дефицита, обеспечение врачей достойным размером оплаты труда, оснащение больниц и поликлиник необходимым оборудованием и транспортом.

Косвенно программа положительно скажется и на отечественных производителях, так как при выборе оборудования и медицинских изделий
для переоснащения продукция российского производства должна иметь приоритет.

Основными общественно-значимыми результатами федерального проекта «Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи» являются:

строительство фельдшерско-акушерских, фельдшерских пунктов
и врачебных амбулаторий в населенных пунктах с численностью населения
до 2 тысяч человек и приобретение передвижных мобильных комплексов;

возможность для граждан оценки своего здоровья путем прохождения профилактического медицинского осмотри и (или) диспансеризации;

увеличение доступности для пациентов поликлиник и поликлинических подразделений, внедривших стандарты и правила «Новой модели организации оказания медицинской помощи».

В рамках федерального проекта «Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи» уже достигнуты большие результаты и исполнен ряд задач:

завершено формирование сети медицинских организаций первичного звена здравоохранения с использованием в сфере здравоохранения геоинформационной системы с учетом необходимости строительства врачебных амбулаторий, фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов
в населенных пунктах с численностью населения от 100 человек до 2 тысяч человек, а также с учетом использования мобильных медицинских комплексов
в населенных пунктах с численностью населения менее 100 человек;

Так, в 2019-2020 годах введено в эксплуатацию 1396 фельдшерско-акушерских пунктов и врачебных амбулаторий в 71 субъекте Российской Федерации, приобретено и поставлено в медицинские организации 985 передвижных медицинских комплексов. В 2021 году в медицинские организации будет еще поставлено 304 передвижных медицинских комплекса.

В рамках создания и тиражирования «Новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь» оптимизирована работа медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, сокращено время ожидания в очереди при обращении граждан медицинские организации, упрощена процедура записи на прием к врачу.

В 85 субъектах Российской Федерации созданы региональные проектные офисы по созданию и внедрению «Новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь».
По состоянию на 31.12.2020 в создании и тиражировании «Новой модели медицинской организации» приняли участие 6 077 поликлиник
и поликлинических отделений, оказывающих первичную медико-санитарную помощь.

Помимо развития материально-технической базы первичного звена здравоохранения очень важно сделать медицинскую помощь удобным для граждан. Уже сегодня идет работа над расширением
так называемого суперсервиса «Мое здоровье», который в перспективе объединит в себе не только личный кабинет на базе единого портала Госуслуг и мобильного приложения, но и автоматизированные Колл-центры, куда смогут обратиться граждане, не пользующиеся интернетом. Эта цифровая платформа позволит фактически наладить коммуникацию с каждым гражданином нашей страны по вопросам сохранения и укрепления
его здоровья: пригласит на диспансеризацию, позволит записаться на прием
к врачу или вакцинацию, посмотреть результаты анализов и даже напомнит вовремя принять лекарства.

В рамках мероприятий, запланированных федеральным проектом «Создание единого цифрового контура в здравоохранении», субъектами Российской Федерации достигнуты значимые результаты:

-15,008 млн. граждан воспользовались услугами (сервисами) в Личном кабинете пациента «Мое здоровье» на Едином портале государственных услуг и функций.

-82,4% медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения используют медицинские информационные системы и обеспечивают информационное взаимодействие с ЕГИСЗ.

-68,7% медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения подключены к централизованным подсистемам государственных информационных систем в сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации.

-23,4% медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения обеспечивают доступ гражданам к электронным медицинским документам в Личном кабинете пациента «Мое здоровье» на Едином портале государственных услуг и функций.

— 53,4% медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения субъектов Российской Федерации от запланированного количества на конец 2021г. обеспечили информационное взаимодействие между медицинскими организациями и учреждениями МСЭ посредством подсистемы «Реестр электронных медицинских документов» ЕГИСЗ. Более 926 тысяч автоматизированных рабочих мест медицинских работников подключены к медицинским информационным системам в субъектах Российской Федерации.

Минздрав России разработал для субъектов Российской Федерации Методические рекомендации по разработке региональных программ модернизации первичного звена здравоохранения, включающие типовую модель региональной программы.

На их основе каждый регион нашей страны утвердил собственные программы. Все они объединены достижением общей национальной цели «Сохранение населения, здоровье и благополучие людей» и ее целевого показателя «Повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет
до 2030 года», и включают в себя мероприятия по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов здравоохранения, приобретению медицинского оборудования и автотранспорта для доставки медицинских работников до пациентов и доставки пациентов до медицинских организаций.

Чтобы реализация региональных программ модернизации первичного звена здравоохранения шла эффективно, прозрачно и в рамках межведомственного взаимодействия, Минздрав России создал Межведомственную рабочую группу (далее – МРГ) по проведению экспертизы. В ее состав вошли Минздрав, Минсельхоз, Минстрой, Минтранс, Минэкономразвития, Минфин, Минтруд, Минобрнауки, Минпросвещения, Росздравнадзор, Минпромторг. В течение 2020 года МРГ проводила масштабную работу: экспертную оценку проектов региональных программ по территориальному планированию, анализу объектов здравоохранения, оказывающих первичную помощь, инфраструктуры и особенностей транспортной доступности, кадрового обеспечения.

Региональные программы модернизации являются комплексными
и содержат мероприятия, реализуемые в рамках нескольких государственных программ. Так, субъектами РФ запланированы мероприятия по обеспечению транспортной доступности, в том числе строительство и приоритетный ремонт дорог с целью обеспечения доезда до медицинских организаций.

Для кадрового обеспечения будет реализован пакет стратегических документов, разработанный на среднесрочную и долгосрочную перспективу, который позволит ликвидировать не только кадровый дефицит первичного звена здравоохранения, но вывести подготовку специалистов на качественно новый уровень. Благодаря федеральному проекту «Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи» уже сегодня становится привлекательна работа в поликлиниках. Так, в 2020 году в медицинских организациях реализовывалось более 25 тысяч проектов по улучшениям
в медицинских организациях, тиражирующих «новую модель», в том числе 11,8 тысяч проектов в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь детскому населению. Наибольшая доля представлена проектами по организации работы регистратуры – 7,3 тысяч проектов (29,2%), оптимизации работы врачей-терапевтов/врачей-педиатров/ВОП, врачей-специалистов – 5,0 тысяч проектов (20%), оптимизации проведения диспансеризации, профилактических осмотров взрослого и детского населения – 2,5 тысяч проектов (10%), диагностических кабинетов – 2,1 тысяч проектов (8,4%). Реализуются также проекты с экономической эффективностью – 1,1 тысяч проектов (4,4%). В стадии завершения находятся 17,0 тысяч проектов, в том числе успешно завершено более 15,3 тысяч проектов по улучшениям.

Ключевая роль в модернизации первичного звена принадлежит своевременному и полному укомплектованию квалифицированными кадрами. Субъекты Российской Федерации обязаны разработать и утвердить план мероприятий по укомплектованию работниками медицинских организаций, участвующих в программе модернизации. Такая «дорожная карта» предусматривает, в том числе меры по привлечению, подготовке и профессиональной переподготовке, повышению квалификации медицинских работников.

Чтобы повысить привлекательность и престижность труда медицинского работника, проводятся изменения системы оплаты труда, под контролем опытных наставников закрепляются профессиональные компетенции молодых специалистов, прошедших целевое обучение. Выпускникам медицинских и фармацевтических образовательных учреждений, решившим начать карьеру в первичном звене здравоохранения, предоставляется служебное жилье, приоритетное выделение мест в яслях, детских садах, школах для детей медперсонала. Все это включено
в социальный пакет для медицинских работников первичного звена и скорой помощи.

С января 2021 года проект модернизации первичного звена здравоохранения стартовал во всех субъектах Российской Федерации. Программа должна была начать свое действие в июле 2020 года, но из-за ситуации с covid-19 была перенесена на полгода. И, как показал опыт 2020 года, многие поликлиники и больницы оказались не готовы к резкому росту инфекционной заболеваемости. Поэтому в ходе подготовки
и утверждения региональных программ модернизации первичного звена были учтены потенциальные угрозы и вызовы. Сроки действий проекта по модернизации первичного звена здравоохранения установлены до окончания 2025 года.

Программа модернизация первичного звена здравоохранения охватывает все 85 субъектов Российской Федерации и рассчитана на пять лет. В целом на модернизацию первичного звена здравоохранения до 2025 года предусмотрено более 500 млрд рублей и еще около 50 млн. рублей – за счет бюджетов регионов. Потребность субъектов Российской Федерации
в финансовых средствах по заявкам составляла 809 млрд рублей. В настоящее время к участию в мероприятиях по модернизации первичного звена здравоохранения заявлено 3003 медицинские организации.

Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 гг.» предусматривает выделение из федерального бюджета с 2021 по 2023 гг. по 90, 0 млрд рублей ежегодно, из них на реализацию мероприятий региональных программ 88, 85 млрд. рублей, а также
на реализацию мероприятий, относящихся к медицинским организациям ФМБА России – 1, 15 млрд. рублей ежегодно.

Мероприятия призваны обеспечить оптимально доступную медицинскую помощь для населения, в том числе жителей малых населенных пунктов и отдаленных, труднодоступных уголков страны, а также обеспечить охват всех граждан профилактическими осмотрами не реже одного раза в год и оптимизировать работу медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь.

На 2021-2025 годы в рамках программ модернизации первичного звена запланировано:

-строительство (реконструкция) 5 592 медицинских учреждений
на сумму 246, 15 млрд. рублей;

-капитальный ремонт 7 974 объекта здравоохранения на сумму
113, 2 млрд. рублей;

-приобретение автотранспорта в количестве 20 263 шт. на сумму
23, 4 млрд. рублей;

-приобретение медицинского оборудования в количестве 97 771 единиц на сумму 174, 90 млрд. рублей.

В 2021 году запланировано капитальное строительство и реконструкция 1054 объектов, капитальный ремонт 1529 объектов, приобретение 26625 единиц медицинского оборудования, приобретение 6739 единиц автотранспорта (из них 2000 автомобилей были отгружены Минпромторгом до 31 декабря 2020 года).

Итак, модернизация первичного звена здравоохранения — беспрецедентная, стратегически важная программа, которая
по достоинству будет оценена населением. Уже в 2021 году более 40 млн человек почувствуют на себе положительные изменения, связанные
с реализацией мероприятий программ.

Кроме того, она демонстрирует синергетическое развитие государственных программ сразу в нескольких сферах: здравоохранения, жилищного и дорожного строительства, образования, экономики. В сумме такое взаимодействие окажет гораздо более мощный положительный эффект, чем реализация программ по отдельности.

«В основе всего этого лежит сбережение народа России и благополучие наших граждан. Именно здесь нам нужно совершить решительный прорыв» (В. Путин).

Источник

Путин о первичном звене здравоохранения

Я врач со стажем работы далеко за сорок лет, многие годы был организатором здравоохранения регионального уровня, прошел путь от рядового врача городской больницы до первого заместителя департамента здравоохранения края. Так что я могу сравнивать ту советскую систему здравоохранения, которая даже Всемирной организацией здравоохранения признавалась образцовой, с нынешним положением дел в российском здравоохранении. И могу констатировать, что российский Минздрав ведет систему здравоохранения к упадку, если не сказать, к краху. И это понял даже президент, который в очередной раз заострил внимание правительства на проблемы в оказании медицинской помощи населению страны.

Президент РФ также попросил правительство к 1 октября текущего года подготовить принципы модернизации первичного звена в здравоохранении. Помимо этого, глава государства дал поручение членам кабинета министров инициировать и организовать подготовку региональных программ модернизации первичного звена здравоохранения в регионах РФ. По его словам, эти документы должны быть готовы и защищены не позднее 1 июля 2020 года.

Глава государства заверил, что в целом по стране удалось добиться 200-процентного роста зарплат по экономике региона. Однако в малых городах и в сельских населенных пунктах, по мнению Путина, «и близко ничего нет такого». Он сослался на то, что данные, которыми он располагает, и которые получает в ходе встреч с людьми, подтверждают этот факт и идут вразрез с официальной статистикой.

Но кроме доступности необходимо обеспечить население и качественной медицинской помощью, и в этом вопросе положение тоже аховое. Качество подготовки выпускников медицинских ВУЗов в «демократической» России снизилось, и вернуться хотя бы к уровню подготовки будущих врачей 90-х годов прошлого века будет непросто. Профессорско-преподавательский состав ВУЗов не может обеспечить повышение качества образования в силу своей личной некомпетентности, так как главным в своей работе последние годы ставил вымогательство у студентов денег за положительные оценки. К тому же резко снизился уровень базовых знаний у будущих студентов в результате «реформы» школьного образования после внедрения ЕГЭ.

Как показывает многолетняя статистика, около 80% обратившихся за медицинской помощью начинает и заканчивает её на уровне амбулаторно-поликлинического звена – скорой помощи, поликлиник, амбулаторий, фельдшерско-акушерских пунктов. От правильной организации медицинской помощи на этом этапе зависит и дальнейшее лечение на других этапах – госпитальной квалифицированной и специализированной помощи. Поэтому и обратил президент внимание Минздрава России на серьезные недостатки в этой работе. Ведь все потуги штаба медицины привели лишь к тому, что в стране впервые за последние годы идет естественная убыль населения, т.е. число умерших превышает число родившихся. В СССР такого не наблюдалась никогда. Со 162 миллионов человек в послевоенном СССР до 282 миллионов в 1991 году увеличилась численность населения, т.е. за 45 лет на 120 миллионов. А тут убыль, при остановившемся показателе средней продолжительности жизни. Вот итоги работы Министерства здравоохранения под руководством Скворцовой.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *