Что такое перводвигатель у аристотеля

Учение Аристотеля об уме(перводвигателе)

Что такое перводвигатель у аристотеля. Смотреть фото Что такое перводвигатель у аристотеля. Смотреть картинку Что такое перводвигатель у аристотеля. Картинка про Что такое перводвигатель у аристотеля. Фото Что такое перводвигатель у аристотеля Что такое перводвигатель у аристотеля. Смотреть фото Что такое перводвигатель у аристотеля. Смотреть картинку Что такое перводвигатель у аристотеля. Картинка про Что такое перводвигатель у аристотеля. Фото Что такое перводвигатель у аристотеля Что такое перводвигатель у аристотеля. Смотреть фото Что такое перводвигатель у аристотеля. Смотреть картинку Что такое перводвигатель у аристотеля. Картинка про Что такое перводвигатель у аристотеля. Фото Что такое перводвигатель у аристотеля Что такое перводвигатель у аристотеля. Смотреть фото Что такое перводвигатель у аристотеля. Смотреть картинку Что такое перводвигатель у аристотеля. Картинка про Что такое перводвигатель у аристотеля. Фото Что такое перводвигатель у аристотеля

Что такое перводвигатель у аристотеля. Смотреть фото Что такое перводвигатель у аристотеля. Смотреть картинку Что такое перводвигатель у аристотеля. Картинка про Что такое перводвигатель у аристотеля. Фото Что такое перводвигатель у аристотеля

Что такое перводвигатель у аристотеля. Смотреть фото Что такое перводвигатель у аристотеля. Смотреть картинку Что такое перводвигатель у аристотеля. Картинка про Что такое перводвигатель у аристотеля. Фото Что такое перводвигатель у аристотеля

Именно Аристотель вводит термин «перводвигатель» в философский обиход.

Доказательство вечного существования мира и вечного существования мирового движения необходимо ведет к предположению вечной причины мира и вечного двигателя мира. Без первого двигателя не может быть никаких других двигателей, не может быть никакого движения.

Как вечная и невозникшая причина мирового процесса, как причина всех происходящих в мире движений перводвигатель мира есть, согласно мысли Аристотеля, бог. Как вместилище метафизических сущностей сам бог, утверждает Аристотель в двенадцатой книге «Метафизики», есть «некоторая сущность, вечная, неподвижная и отделенная от чувственных вещей».

Перводвигатель (бог) обладает определенными качествами:

Ø он неподвижен (все что движется, приводится в движение чем-то иным, бог не мог бы быть перводвигателем и потребовался бы какой-то иной перводвигатель за его пределами);

Чтобы получить понятие о чистой действительности, или о чистой «форме», необходимо, как утверждает Аристотель, рассмотреть совокупность вещей и существ природного мира.

Объективный идеалист в своем философском учении о бытии, Аристотель рассматривает мир как определенную градацию «форм», которая есть последовательное осуществление понятий. Каждый предмет материального мира есть, во-первых, «материя», т. е. возможность или средство реализации своего понятия, и, во-вторых, «форма», или действительность этой материи/возможности, или осуществление понятия.

Но если бог как высшая форма породил вечный процесс движения, происходящий в мире, то это не значит, будто бог направляется в своей деятельности на нечто, существующее вне его. Если бы дело обстояло таким образом, то в боге уже нельзя было бы видеть только ум, или чистый ум. Дело в том, что, по учению Аристотеля, «материя» есть лишь возможность «формы». Но это значит: для возникновения движения нет необходимости, чтобы высшая форма оказывала на движение активное непосредственное воздействие. Достаточно, чтобы высшая «форма» просто существовала сама по себе, и «материя», уже в силу одного этого существования, необходимо должна испытывать стремление и потребность к реализации «формы». Именно поэтому бог, как его понимает Аристотель, есть цель мира и всего мирового процесса, есть форма всех форм.

Что такое перводвигатель у аристотеля. Смотреть фото Что такое перводвигатель у аристотеля. Смотреть картинку Что такое перводвигатель у аристотеля. Картинка про Что такое перводвигатель у аристотеля. Фото Что такое перводвигатель у аристотеля

Источник

История философии

[ Главная | Лучшие | Популярные | Список | Добавить ]

Перводвигатель Аристотеля

Высшей сущностью, последней основой всего сущего является для Аристотеля абсолютная субстанция, или бог. Это — существующее необходимым образом неподвижное, но вместе с тем движущее первоначало, не обладающее никакой материей. Его сущность заключается в чистой деятельности как таковой.

В этом первоначале неразрывно связаны между собой способность к деятельности и сама деятельность. Обосновывая необходимость существования этой абсолютной субстанции — вечного, неподвижного перводвигателя, который всем движет, Аристотель пишет: «Существует что-то, что вечно движется безостановочным движением, а таково — движение круговое; и это ясно — не только как логический вывод, но и как реальный факт, а потому первое небо обладает, можно сказать, вечным бытием. Следовательно, существует и нечто, что (его) приводит в движение. А так как то, что движется и (вместе) движет, занимает промежуточное положение, поэтому есть нечто, что движет, не находясь в движении, нечто вечное и являющее собой сущность и реальную активность».

Аристотель трактует вечный двигатель как неподвижный на основании следующего рассуждения. У всего, что движется, есть некоторая причина его движения, которая в случае, если она сама движется, с необходимостью ставит вопрос о причине движения этой причины и т. д. Это ведет нас к регрессу в бесконечность. Поэтому, если мы допускаем саму возможность достижения знания, необходимо признать существование некоторых последних, абсолютных и окончательных его основ или начал, дальше и глубже которых мы уже не можем пойти. Таким образом, трактовка вечно движущей причины как неподвижной основывается в конечном итоге на финалистской позиции Аристотеля, сознательно принятой им на основании рационально-логических рассуждений. Отметим, кстати, что эту в целом достаточно трезвую и глубокую методологическую позицию позднее подвергли сомнению и критике античные скептики, справедливо указавшие на следующее присущее ей затруднение. А именно: то, что приводится для обоснования некоторого положения, само в свою очередь нуждается в соответствующем обосновании и т. д., т. е. по существу мы вынуждены, идти в бесконечность, поскольку в противном случае следует признать, что всякое конечное обоснование само основывается на некритически, бездоказательно принятой предпосылке.

Будучи сама вечной и неподвижной, абсолютная субстанция является вместе с тем движущей все сущее. Трактуя вечный неподвижный двигатель как вместе с тем деятельный, движущий, Стагирит теоретически расходится с пифагорейцами и с Платоном. Обосновывая данное положение, Аристотель пишет: «. если существует начало, способное вызывать движение или действенное (творческое), но оно (при этом) не находится в действительной деятельности, тогда движения (еще) не будет: то, что обладает способностью (к деятельности), может и не проявлять ее. Нет, значит, никакой пользы, даже если мы установим вечные сущности, по примеру тех, кто принимает идеи, если эти сущности не будут заключать в себе некоторого начала, способного производить изменение; да, впрочем, и его еще (здесь) недостаточно, как недостаточно взять другую сущность — за пределами идей: если она не будет действовать, движения не получится. И (одинаково)—даже в том случае, если она будет действовать, но в существе своем остается способностью: вечного движения не будет, ибо то, что обладает способностью существовать, может (еще) не иметь существования. Поэтому должно быть такое начало, существо которого — в деятельности. А, кроме того, у сущностей этих не должно быть материи: ведь они должны быть вечными, если только есть еще хоть что-нибудь вечное; следовательно, (им необходимо пребывать) в деятельности».

Каким же образом это вечное деятельное начало может двигать что-либо другое, будучи само неподвижным? Аристотель отвечает на этот вопрос следующим образом: подобно тому как любящий движется предметом своей любви, который сам может при этом покоиться, так и все движимое определяется к движению последней неподвижной сущностью. «Так вот, — кратко формулирует он эту мысль, — движет она, как предмет любви, между тем как все остальное движет, находясь в движении (само)».

Вместе с тем перводвигатель движет не только как предмет любви, но и как предмет мысли, и обе эти характеристики оказываются в конечном итоге тождественными. Аристотель пишет: «Но движет так предмет желания и предмет мысли: они движут, (сами) не находясь в движении. А первые (т. е. высшие) из этих предметов (на которые направлены желание и мысль) друг с другом совпадают. Ибо влечение вызывается тем, что кажется прекрасным, а высшим предметом желания выступает то, что на самом деле прекрасно. И (вернее сказать, что) мы стремимся (к вещи), потому что у нас есть (о ней) (определенное) мнение, чем что мы имеем о ней (определенное) мнение, потому что (к ней) стремимся: ведь начальным является мышление».

Первое неподвижное и вместе с тем все движущее начало есть, согласно Аристотелю, не что иное, как мировой разум, называемый Стагиритом также и богом. Содержанием его деятельности является мышление о мышлении. Это первое неподвижное все движущее начало составляет последнюю глубочайшую основу Вселенной в целом и природы, в частности. «Так вот, — пишет в этой связи Аристотель, — от такого начала зависит мир небес и (вся) природа. И жизнь (у него) — такая, как наша — самая лучшая, (которая у нас) на малый срок. В таком состоянии оно находится всегда, (у нас этого не может быть), ибо и наслаждением является деятельность его (поэтому также бодрствование, восприятие, мышление — приятнее всего, надежды же и воспоминания— (уже) на почве их). А мышление, как оно есть само по себе, имеет дело с тем, что само по себе лучше всего, и у мышления, которое таково в наивысшей мере, предмет — самый лучший (тоже) в наивысшей мере. При этом разум, в силу причастности своей к предмету мысли, мыслит самого себя: он становится мыслимым, соприкасаясь (со своим предметом) и мысля (его), так что одно и то же есть разум и то, что мыслится им. Ибо разум имеет способность принимать в себя предмет своей мысли и сущность, а действует он, обладая (ими), так что то, что в нем, как кажется, есть божественного, это скорее самое обладание, нежели (одна) способность к нему, и умозрение есть то, что приятнее всего и всего лучше. Если поэтому так хорошо, как нам — иногда, богу — всегда, то это изумительно; если же лучше, то еще изумительнее. А с ним это именно так и есть. И жизнь без сомнения присуща ему: ибо деятельность разума есть жизнь, а он есть именно деятельность; и деятельность его, как она есть сама по себе, есть самая лучшая и вечная жизнь. Мы утверждаем поэтому, что бог есть живое существо, вечное, наилучшее, так что жизнь и существование непрерывное и вечное есть достояние его; ибо вот что такое есть бог».

Среди всех видов движений, вызываемых в конечном итоге этим неподвижным, все движущим началом, первым движением является перемещение в пространстве (в современной терминологии— механическое движение), а в области последнего первым и вместе с тем наиболее совершенным, иллюстрирующим образ вечности является движение по кругу. Именно оно, согласно Аристотелю, присуще видимой области вечного — небу неподвижных звезд, в то время как другие, более сложные виды движения (изменение по качеству, по количеству, возникновение и гибель) присущи области изменчивого — природе и ее созданиям.

Такова основная концепция аристотелевской метафизики — первой философии, исследующей первые начала и вместе с тем первопричины всего сущего. Ее преимущественная тенденция есть тенденция к объективному идеализму, причем идеализму более общего и глубокого порядка, нежели пифагореизм и платонизм. Эта более высокая степень общности и большая содержательная глубина аристотелевской философской доктрины выражаются главным образом в том, что Аристотель не только сознает и выявляет существенные теоретические недостатки предшествующих ему философских учений, в том числе пифагорейского и платоновского, но и критически преодолевает, разрешает выявленные трудности, разрабатывая новое философское учение, включающее в себя в переработанном, критически переосмысленном виде положительное содержание по существу всей предшествующей философии.

Однако философская концепция Аристотеля не лишена существенных, на наш взгляд, недостатков. Одним из них является отсут ствие в ней разумно постижимой формы связи между наиболее существенными моментами ее содержания. В частности, хотя Аристотель и указывает на зависимость видимой области вечного — неба неподвижных звезд, и области изменчивого — области природы, включающей в себя прежде всего все земные процессы от неподвижной, все движущей первопричины, однако он лишь ограничивается этим общим, следовательно, лишь абстрактным указанием, не подвергая никакой дальнейшей конкретной разработке вопрос о характере и форме этой зависимости. В результате, различая и определяя специфическое содержание трех основных видов сущности — бога, вечного неба и природы, Аристотель не сводит их в единую систему, сохраняющую их специфическое содержание и вместе с тем устанавливающую место и способ их связи с целым. Другой, более частный недостаток заключается в следующем. Характеризуя сущность второго рода, имеющую отношение прежде всего к существам живой природы, и признавая, что этому роду сущности присущи материя, форма и деятельность, Аристотель хотя и связывает в своей концепции энтелехии деятельность с формой, однако вопрос о форме взаимосвязи энтелехий с материей оставляет неразработанным. Таким образом, аристотелевское философское учение при всей его общности, основательности и глубине не лишено внутренних проблем, не получивших адекватного разрешения.

Источник

Перводвигатель

Что такое перводвигатель у аристотеля. Смотреть фото Что такое перводвигатель у аристотеля. Смотреть картинку Что такое перводвигатель у аристотеля. Картинка про Что такое перводвигатель у аристотеля. Фото Что такое перводвигатель у аристотеля Что такое перводвигатель у аристотеля. Смотреть фото Что такое перводвигатель у аристотеля. Смотреть картинку Что такое перводвигатель у аристотеля. Картинка про Что такое перводвигатель у аристотеля. Фото Что такое перводвигатель у аристотеля Что такое перводвигатель у аристотеля. Смотреть фото Что такое перводвигатель у аристотеля. Смотреть картинку Что такое перводвигатель у аристотеля. Картинка про Что такое перводвигатель у аристотеля. Фото Что такое перводвигатель у аристотеля Что такое перводвигатель у аристотеля. Смотреть фото Что такое перводвигатель у аристотеля. Смотреть картинку Что такое перводвигатель у аристотеля. Картинка про Что такое перводвигатель у аристотеля. Фото Что такое перводвигатель у аристотеля

Что такое перводвигатель у аристотеля. Смотреть фото Что такое перводвигатель у аристотеля. Смотреть картинку Что такое перводвигатель у аристотеля. Картинка про Что такое перводвигатель у аристотеля. Фото Что такое перводвигатель у аристотеля

Что такое перводвигатель у аристотеля. Смотреть фото Что такое перводвигатель у аристотеля. Смотреть картинку Что такое перводвигатель у аристотеля. Картинка про Что такое перводвигатель у аристотеля. Фото Что такое перводвигатель у аристотеля

Но откуда же в мире взялось движение? Что заставляет мате­рию оформляться в вещи? Аристотель вводит в свою систему перводвигатель, который вносит движение в мироздание. При­чем сам перводвигатель неподвижен (иначе пришлось бы объяс­нять, откуда взялось движение в перводвигателе). По сути, этот перводвигатель у Аристотеля — Бог, а заодно и «форма всех форм». Именно эта идея привела затем к тому, что аристотелев­ская философия была принята как «официальная» философия католической церкви, а сам Аристотель объявлен предтечей хри­стианства. Аристотель был даже канонизирован (причислен клику святых) католической церковью.

Физика

К физике Аристотель относил все естественно-научные во­просы — от теории элементов и движения, структуры космоса до биологии и психологии. Земля, по Аристотелю, шарообразна, это центр Вселенной, ограниченный в пространстве и бесконеч­ный во времени; вокруг Земли вращаются небесные сферы, в которых закреплены планеты со звездами. Те сферы, что нахо­дятся к Земле ближе Луны, — это подлунный мир, дальше — надлунный мир. Эта аристотелевская картина космоса была

позднее воспринята христианскими учеными и господствовала на протяжении всего Средневековья.

Четыре элемента — земля, огонь, вода и воздух — образуют весь подлунный мир. В космических сферах, которые находятся выше Луны (надлунный мир), материя иная, она образована пя­тым элементом — эфиром, который заполняет все мировое про­странство выше Луны. Из него состоят и звезды.

Учение о душе

У Аристотеля есть замечательное выражение: «Друг — это одна душа, живущая в двух телах». Поэтическая фраза передает понимание дружбы философом. Но в рассуждениях о сущности души Аристотель уже не был столь поэтичен, а рассуждал как ученый своего времени. В противовес представлениям о душе, как особом начале, Аристотель учил, что душу от живого тела отделить нельзя, поскольку она является его формой, способом его организации. Такой подход придал его психологии биологи­ческую ориентацию. Будучи принципом жизни и развития, душа не может делиться на части, но проявляется в виде нескольких функций (способностей):

1) растительная («питающая и размножающая») функция души свойственна растениям;

2) движущая функция — животным;

3) разумная — человеку.

Поскольку человек не только думает, но и ест, и двигается, а животные — не только двигаются, но и питаются, то высшие функции, по Аристотелю, возникали на основе низших, включа­ли в себя предыдущие стадии развития.

Движущей силой поведения философ признал стремление к удовольствию. Если какие-то поступки привели к получению удовольствия, организм стремится вновь их воспроизвести: так животные и люди учатся себя вести определенным образом. Ка­ждой ситуации соответствует определенная «правильная» реак­ция, связанная с поступком. Человек поступает дурно, когда эта реакция является либо избыточной, либо недостаточной. Опти­мальный способ поведения необходимо вырабатывать опытом, научением. Благодаря повторяющимся поступкам формируется характер.

Как видно, в отличие от Платона его ученик уже не говорил о переселении душ, а вполне естественно-научно подходил к этому вопросу.

Логика

Обойти вниманием логику Аристотеля — значит не сказать об очень важной части его философии, оказавшей огромное влияние на развитие человеческой мысли. Конечно, без специ­альных занятий формальной логикой мы не сможем полностью раскрыть вам эту область творчества великого мыслителя. Но скажем хотя бы несколько слов. Аристотель сформулировал ряд правил, следуя которым можно было прийти к истинным сужде­ниям. Основой для таких правил стал силлогизмформа умо­заключения, в которой из двух высказываний (посылок) следует но­вое высказывание (вывод). Приведем пример силлогизма:

Все люди смертны (первая посылка).

Сократ — человек (вторая посылка).

Следовательно, Сократ смертен (вывод, заключение).

Аристотель рассмотрел различные виды силлогизмов, а глав­ное — показал, в каком случае из истинных посылок можно сде­лать истинные заключения. Ведь софисты тоже пользовались силлогизмами, но приходили к абсурдным выводам, потому что совершали логические ошибки в их построении. Приведем вам такой силлогизм, нарушающий сформулированные Аристотелем правила, а потому содержащий в себе ошибку:

Что такое перводвигатель у аристотеля. Смотреть фото Что такое перводвигатель у аристотеля. Смотреть картинку Что такое перводвигатель у аристотеля. Картинка про Что такое перводвигатель у аристотеля. Фото Что такое перводвигатель у аристотеля

Хождение в колледж— движение.

Следовательно, хождение в колледж вечно.

Посылки — истинные, а заключение, как вы и сами знаете из своего опыта, — нет. Для получения истинного высказывания необходимо знать правила логики. Впервые систему таких пра­вил дал европейцам Аристотель. Влияние их было очень велико на протяжении многих столетий.

Силлогизм — это дедуктивное рассуждение, где свойство быть истинным передается от более общего высказывания к ме­нее общему. Действительно, логика Аристотеля носила прежде всего дедуктивный характер. Ее влияние определило на века строгость научных рассуждений. Научные доказательства содер­жали, как правило, дедуктивный вывод, и своеобразным этало­ном для этого стала математика.

В своих логических трактатах Аристотель обстоятельно ис­следовал теорию умозаключений и доказательств, сформулиро­вал основные законы мышления, в том числе закон тождества, закон противоречия и закон исключения третьего, согласно кото­рому нельзя сформулировать два противоречащих друг другу суждения так, чтобы они оба были истинными. Например, если вы говорите про одну и ту же книгу: «эта книга моя» и «эта книга не моя», одно из суждений будет истинным, а другое — ложным. «Невозможно, чтобы одно и то же вместе было и не было прису­ще одному и тому же в одном и том же смысле», — так формули­ровал закон противоречия Аристотель. То есть, либо А, либо не-А, третьего не дано.

Этика и политика

Эти разделы у Аристотеля взаимосвязаны: этика рассматри­вает благо и благополучие отдельного человека, политика — бла­го человеческого сообщества, государства.

Высшее человеческое благо Аристотель определил как сча­стье, однако он сам говорил, что разные люди по-разному его понимают: то ли счастье заключено в материальных благах, то ли в уважении и почете, то ли в добродетельной жизни. Получа­ется, что счастье — это такое состояние души, когда ее «нрав» (характер) и умственные способности находятся в гармонии и проявляют себя полнее всего. Значит, для счастья нужны не только добродетели, но и материальные блага: здоровье, жили­ще, одежда, деньги и т. д. В отличие от киников, Аристотель во­все не призывал к отказу от телесных удовольствий, но предос­терегал: эти удовольствия и обладание материальными вещами желательны лишь в той мере, в какой они не мешают духовному развитию личности. Действительно, если человек болен, он едва ли сможет упражняться в добродетели, ему будет не до этого, а если он беден, он не сможет проявить щедрость и т. д. Поэтому телесное благополучие необходимо, но в обладании материальными благами важна «золотая середина», мера. И мера в этом у каждо­го своя — как у каждого из нас различен аппетит.

В учении об обществе и государстве Аристотель исходил из понимания человека как «животного политического», то есть та­кого животного, для которого естественна жизнь в кругу себе подобных, в обществе. Аристотель не был согласен с платонов­ской идеей упразднения семьи и частной собственности. Он на­стаивал в этом вопросе на необходимости следовать природе, традиции и мнению большинства. Более того, его аргумент про­тив отмены частной собственности на протяжении многих веков в разных видах повторялся критиками коммунизма: если не бу­дет частной собственности, не будет заинтересованности людей в труде и общество перестанет развиваться. Зачем мне работать до седьмого пота, если все — общее и все получают поровну?

Философ выделил три основных принципа государственного устройства: власть одного, власть немногих и власть большинства. Но каждая форма может существовать как со знаком «плюс», так и со знаком «минус». Например, власть одного может нести и благо, и зло. История знает мудрых монархов, много сделавших для своих подданных. Но есть и тираны, которых народ прокли­нает. То же относится и к другим принципам государственного устройства. В результате Аристотель выделил 6 форм государства:

Принцип правления«Правильная» форма«Неправильная» форма
Власть одногоМонархияТирания
Власть немногихАристократияОлигархия
Власть большинстваПолитияДемократия

Все «правильные» формы правления Аристотель приветство­вал и считал пригодными для эффективного управления государ­ством, хотя сам склонялся к аристократии. При аристократии, считал он, правят лучшие, достойные люди, и их несколько, по­этому они могут корректировать ошибки друг друга. При политии же правит большинство, а у большинства меньше достоинст­ва. Полития может выродиться во власть толпы <демократию), когда следование мнению и желаниям необразованного боль­шинства может завести государство в тупик. При монархии же слишком велика вероятность прихода к власти глупого или жес­токого человека, и монархия легко может выродиться в тиранию.

В хорошо устроенном государстве обязанности граждан ме­няются в разное время жизни: в молодости они несут военную службу, в зрелом возрасте — занимаются делами государствен­ного управления. Физический же (земледелие, ремесла) и неква­лифицированный труд должен оставаться, по Аристотелю, уде­лом рабов, этнических варваров, не-греков. Он был уверен, что рабство существует «от природы» и для варвара лучше стать ра­бом у грека, потому что сам он не будет знать, что делать со сво­ей жизнью из-за особого устройства души, неразвитой умствен­но. Греки же должны быть свободны от повседневных забот для того, чтобы иметь время для упражнений в добродетели и разви­тии своих интеллектуальных способностей.

Философская система Аристотеля столь обширна, что мы, конечно, не можем в учебнике рассказать вам обо всех ее разде­лах. У Аристотеля было свое экономическое учение; он создал оригинальную эстетику, предложил теорию происхождения го­сударства и т. д. Подобно Платону, Аристотель очень сильно по­влиял на европейскую культуру. Доказательств этого факта мож­но привести много, но мы лишь напомним, что в честь Аристо­теля была даже названа планета!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *