Что такое первое крупное разделение труда

§ 2. Первое крупное общественное разделение труда.

Обра­зование пастушеских племен имело чрезвычайно важные послед­ствия. Энгельс подчеркивает историческое значение этого факта, называя выделение пастушеских племен из остальной массы вар­варов первым крупным общественным разделением труда, отличая его тем самым от поло-возрастного разделения труда, появившегося раньше.

Обмен на этой ступени, как правило, производился не между, отдельными лицами, но между родами, представителями которых выступали вожди или старейшины. Первобытный обмен возникает на границах между общинами потому, что внутри общины все сородичи производят одно и то же, и обмен между ними, как пра­вило, невозможен. С развитием междуплеменного обмена посред­ническую роль начинают играть племена, которые занимали удоб­ное географическое положение.

Увеличение производительности труда «. сделало рабочую силу человека способной производить большее количество продуктов, чем это было необходимо для поддержания ее» Ч Человек стал про­изводить больше, чем он потреблял.

Если до сих пор военнопленных либо убивали, принося в жертву, либо принимали в число членов рода и племени, то с увеличением производительности труда появилась возможность использовать их труд, эксплуатировать их в качестве невольников.

еще не имели хозяйственного применения. Иной характер имели набеги индейской молодежи на хижины рабов: сжигая и разрушая их, индейцы терроризовали рабов.

Эксплуатация рабов была первой формой эксплуатации человека человеком. Появление рабства было вполне понятным и законо­мерным явлением (Сталин). Мы должны сказать, — указы­вает Энгельс, — каким бы противоречием и ересью это ни казалось, что введение рабства при тогдашних условиях было большим ша­гом вперед. «Даже для самих рабов это было прогрессом: воен­нопленные, из которых вербовалась масса рабов, оставлялись теперь, по крайней мере, в живых, между тем как прежде их убивали. » Ч Эксплуатация рабов способствовала накоплению из­лишков, которые позволяли все больше расширять производство, рабство содействовало разделению труда.

Еще более развитым становится частное хозяйство у пастуше­ских племен. Стада относительно рано стали переходить из общего владения племени и рода в собственность отдельных семей и их глав. Высокая производительность скотоводческого хозяйства позволяла отдельной семье вести более успешно борьбу с приро­дой и создавала тем самым экономические предпосылки для рас­пада родовой организации.

Источник

Разделение труда

Разделение труда в широком смысле — система различных по своим признакам и одновременно взаимодействующих друг с другом видов труда, производственных функций, занятий вообще или их совокупностей, а также система общественных связей между ними. Эмпирическое многообразие занятий рассматривается экономической статистикой, экономикой труда, отраслевыми экономическими науками, демографией и т. д. Территориальное, в том числе международное, разделение труда описывается экономической географией. Для определения соотношения различных производственных функций с точки зрения их вещественного результата К. Маркс предпочитал употреблять термин «распределение труда».

Общественное разделение труда

Общественное разделение труда как человеческой деятельности в её социальной сущности является, в отличие от специализации, исторически преходящим социальным отношением. Специализация труда есть разделение видов труда по предмету, которое непосредственно выражает прогресс производительных сил и способствует ему. Многообразие таких видов соответствует степени освоения природы человеком и растёт вместе с его развитием. Однако в классовых формациях специализация осуществляется не как специализация целостных деятельностей, т. к. сама испытывает влияние социального разделения труда. Последнее расчленяет человеческую деятельность на такие частичные функции и операции, каждая из которых сама по себе уже не обладает характером деятельности и не выступает как способ воспроизводства человеком его социальных отношений, его культуры, его духовного богатства и самого себя как личности. Эти частичные функции лишены собственного смысла и логики; их необходимость выступает лишь как требование, предъявляемое к ним извне системой разделения труда. Таково разделение материального и духовного (умственного и физического), исполнительского и управляющего труда, отделение города от деревни, функций практических и идеологических и т. п.

Разделение труда исторически неизбежно вырастает до классового разделения. «Вместе с разделением труда, — резюмировал Энгельс марксов анализ этой проблемы, — разделяется и сам человек… Это калечение человека возрастает в той же мере, в какой растёт разделение труда…» [1]. Человек становится «частичным» (Маркс). Дело, следовательно, не только и не столько в том, что разделение труда делает специализацию уродливо узкой, и даже не в закреплении за человеком определённой профессии, а в том, что индивид включается в социальную связь не как личность, а как носитель определённой функции, как рабочая сила определённого качества. Он выступает как персонаж с извне диктуемой ролью.

Капитализм доводит до крайнего обострения все противоречия разделения труда и его последствий (Отчуждение). Создаваемые людьми материальные и духовные ценности, а также сами общественные отношения уходят из-под их контроля и начинают господствовать над ними. «…Разделение труда, — писали Маркс и Энгельс, — даёт нам также и первый пример того, что пока люди находятся в стихийно сложившемся обществе, пока, следовательно, существует разрыв между частным и общим интересом, пока, следовательно, разделение деятельности совершается не добровольно, а стихийно, — собственная деятельность человека становится для него чуждой, противостоящей ему силой, которая угнетает его, вместо того, чтобы он господствовал над ней» [2].

Эти противоречия постепенно разрешаются в ходе строительства социализма и коммунизма, преодоления остатков старого общественного разделения труда. Коммунизм призван полностью преодолеть расчленяющее самого человека разделение труда на основе дальнейшего углубления специализации и развития многообразных способностей, т. е. путём всестороннего развития личности каждого человека.

История развития разделения труда

На ранней ступени развития общества существовало естественное разделение труда — по полу и возрасту. С усложнением орудий производства, с расширением форм воздействия людей на природу их труд стал качественно дифференцироваться и определённые его виды обособляться друг от друга. Это диктовалось очевидной целесообразностью, поскольку разделение труда вело к росту его производительности. В. И. Ленин писал: «Для того, чтобы повысилась производительность человеческого труда, направленного, например, на изготовление какой-нибудь частички всего продукта, необходимо, чтобы производство этой частички специализировалось, стало особым производством, имеющим дело с массовым продуктом и потому допускающим (и вызывающим) применение машин и т. п.». [3]. Отсюда Ленин делал вывод, что специализация общественного труда «…по самому существу своему, бесконечна — точно так же, как и развитие техники» [4].

Производство немыслимо без сотрудничества, кооперации людей, порождающей определённое распределение деятельности. «Очевидно само собой, — писал К. Маркс, — что эта необходимость распределения общественного труда в определённых пропорциях никоим образом не может быть уничтожена определённой формой общественного производства, — измениться может лишь форма её проявления» [5]. Формы распределения труда находят прямое выражение в разделении труда, которое обусловливает и существование исторически определённых форм собственности. «Различные ступени в развитии разделения труда, — писали Маркс и Энгельс, — являются вместе с тем и различными формами собственности, т. е. каждая ступень разделения труда определяет также и отношения индивидов друг к другу соответственно их отношению к материалу, орудиям и продуктам труда» [6].

Процесс распределения людей в производстве, связанный с ростом специализации, совершается либо сознательно, планомерно, либо принимает стихийный и антагонистический характер. В первобытных общинах этот процесс носил планомерный характер. Орудия труда здесь были индивидуализированы, однако труд и пользование его результатами не могли тогда раздробляться — низкая производительность труда людей исключала их выделение из общины.

Так как во всю предшествующую историю человечества процесс производства заключался в том, что люди между собой и предметом труда вклинивали орудие производства, сами становясь непосредственным компонентом производственного процесса, то начиная с первобытной общины индивидуализация орудий труда приводила к «прикреплению» людей к ним и определённым видам дифференцировавшейся деятельности. Но поскольку все члены общины имели общие интересы, такое «прикрепление» носило естественный характер, считалось оправданным и разумным.

С развитием орудий производства возникли целесообразность и необходимость относительно обособленного труда индивидов, а более производительные орудия давали возможность обособленного существования отдельных семей. Так происходило превращение непосредственно общественного труда, каким он был в первобытных общинах, в частный труд. Характеризуя сельскую общину как переходную форму к полной частной собственности, Маркс отмечал, что здесь труд индивидов приобрёл обособленный, частный характер, и это явилось причиной возникновения частной собственности. «Но самое существенное, — писал он, — это — парцеллярный труд как источник частного присвоения» [7].

«В докапиталистических формациях, — писал Энгельс, — средства труда — земля, земледельческие орудия, мастерские, ремесленные инструменты — были средствами труда отдельных лиц, рассчитанными лишь на единоличное употребление… Но потому-то они, как правило, и принадлежали самому производителю… Следовательно, право собственности на продукты покоилось на собственном труде» [8].

В результате раздробления труда, превращения его в частный труд и появления частной собственности возникли противоположность экономических интересов индивидов, социальное неравенство, общество развивалось в условиях стихийности. Оно вступило в антагонистический период своей истории. Люди стали закрепляться за определёнными орудиями труда и различными видами всё более дифференцировавшейся деятельности помимо их воли и сознания, в силу слепой необходимости развития производства. Эта главная особенность антагонистического разделения труда — не извечное состояние, будто бы присущее самой природе людей, а исторически преходящее явление.

Определяющим условием разделения труда является рост производительных сил общества. «Уровень развития производительных сил нации обнаруживается всего нагляднее в том, в какой степени развито у неё разделение труда» [9]. При этом определяющую роль в углублении разделения труда играют развитие и дифференциация орудий производства. В свою очередь, разделение труда способствует развитию производительных сил, росту производительности труда. Накопление у людей производственного опыта и навыков к труду находится в прямой зависимости от степени разделения труда, от специализации работников на определённых видах труда. Технический прогресс неразрывно связан с развитием общественного разделения труда.

Рост и углубление разделения труда влияют и на развитие производственных отношений. В рамках первобытнообщинного строя исторически возникло первое крупное общественное разделение труда (выделение пастушеских племён), что создало условия для регулярного обмена между племенами. «Первое крупное общественное разделение труда вместе с увеличением производительности труда, а следовательно, и богатства, и с расширением сферы производительной деятельности, при тогдашних исторических условиях, взятых в совокупности, с необходимостью влекло за собой рабство. Из первого крупного общественного разделения труда возникло и первое крупное разделение общества на два класса — господ и рабов, эксплуататоров и эксплуатируемых» [10]. При возникновении рабовладельческого строя на основе дальнейшего роста производительных сил развилось второе крупное общественное разделение труда — отделение ремесла от земледелия, положившее начало отделению города от деревни и возникновению противоположности между ними. Отделение ремесла от земледелия означало зарождение товарного производства (см. Товар). Дальнейшее развитие обмена повлекло за собой третье крупное общественное разделение труда — обособление торговли от производства и выделение купечества. В эпоху рабства появляется противоположность между умственным и физическим трудом. К глубокой древности относится возникновение также территориального и профессионального разделения труда.

Разделение труда при капитализме

Возникновение и развитие машинной индустрии сопровождалось значительным углублением общественного разделения труда, стихийным формированием новых отраслей производства.

При капитализме разделение труда становится ещё более важным фактором общественной жизни (само развитие капитализма как высшей формы товарного производства, т. е. производства, основанного на общественном разделении труда, было непосредственно связано с его ростом). При капитализме всеобъемлющий характер приобретает разделение труда между отдельными предприятиями, связь между которыми осуществляется на рынке через посредство стихийно действующих на основе закона стоимости закономерностей товарного производства (по терминологии «Капитала» Маркса, общественное разделение труда). Кроме того, складывается планомерно вводимое капиталистами разделение внутри предприятий («техническое» разделение труда) — сначала в рамках мануфактуры (в которой разделение труда достигает ещё большей степени детализации, чем в средневековом городском ремесле, и рабочий превращается в «частичного» рабочего, выполняющего какую-либо определённую производственную операцию), затем в рамках фабрики. Детальное разделение труда внутри предприятий ведёт не только к огромному росту производительности труда, но и к росту интенсивности эксплуатации труда капиталом. Однобокость, узость профессионального разделения труда калечит людей.

В условиях капитализма приобретают невиданные ранее размеры отделение промышленности от сельского хозяйства и такие виды общественного разделения труда, как территориальное и международное. Открывая новые возможности для развития производительных сил, этот рост разделения труда вместе с тем в некоторых отношениях крайне отрицательно сказывается на положении трудящихся. В капиталистическом обществе ещё более углубляется противоположность между городом и деревней, между умственным и физическим трудом.

Развитие капитализма обусловливает хозяйственное сближение народов, развитие международного разделения труда. Но эта прогрессивная тенденция в условиях капитализма осуществляется путём подчинения одних народов другими, путём угнетения и эксплуатации народов. Международное капиталистическое разделение труда находит одно из своих проявлений в превращении колониальных и зависимых стран в аграрно-сырьевой придаток метрополий.

Стихийное развитие разделения труда при капитализме обостряет антагонистическое противоречие между общественным характером производства и частнособственнической формой присвоения продукта, между производством и потреблением и др. Характеризуя антагонистическую основу развития разделения труда при капитализме, К. Маркс отмечал, что «разделение труда уже с самого начала заключает в себе разделение условий труда, орудий труда и материалов…, а тем самым и расщепление между капиталом и трудом… Чем больше развивается разделение труда и чем больше растёт накопление, тем сильнее развивается… это расщепление» [11].

Разделение труда при социализме

В социалистическом обществе уничтожается старое классовое разделение занятий. При социализме создается принципиально новая система разделения труда. Оно приобретает характер организованного сотрудничества и взаимопомощи людей, участвующих в общественном производстве. Стихийное разделение между капиталистическими предприятиями заменяется планомерным разделением труда между социалистическими предприятиями, основанным на едином плане. Хотя еще сохраняется различие между неквалифицированным и квалифицированным трудом и некоторая односторонность профессионального разделения труда, но происходит постепенное изживание отрицательных последствий старого разделения труда. Предпринимаются сознательные усилия для преодоления ещё существующего неравенства между крупными промышленными и культурными центрами и периферией, между городом и деревней, между различными социальными группами с тем, чтобы доступ к той или иной сфере деятельности определялся способностями и склонностями каждого человека.

По мере преодоления классовых различий в социалистическом обществе на первый план выдвигаются проблемы, связанные с тенденциями развития разделения труда и утверждением полной социальной однородности (характер и содержание труда различных профессиональных групп, процессы дифференциации и интеграции деятельности и др.), обеспечением всестороннего и свободного развития личности каждого, возможности смены форм жизнедеятельности (труд, общественная деятельность, искусство и т. д.), постепенным созданием условий, при которых «различие в деятельности, труде не влечёт за собой никакого неравенства, никакой привилегии в смысле владения и потребления» [12].

Источник

Большая Энциклопедия Нефти и Газа

Первым крупным общественным разделением труда является отделение города от деревни. [2]

На более поздней стадии развития общественного производства, когда произошло первое крупное общественное разделение труда на земледелие и скотоводство, обмен товарами приобретает регулярный и массовый характер. Этой стадии развития товарного производства и обмена соответствует ПОЛНАЯ, или РАЗВЕРНУТАЯ, форма стоимости, которая предполагает участие в обмене не двух, а большего количества различных товаров. Теперь уже товару, стоящему в относительной форме стоимости, противостоит много товаров, стоящих в эквивалентной форме. [4]

В рамках первобытнообщинного строя исторически возникло первое крупное обществ. Первое крупное общественное разделение труда вместе с увеличением производительности труда, а следовательно, и богатства, и с расширением сферы производительной деятельности, при тогдашних исторических условиях, взятых в совокупности, с необходимостью влекло за собой рабство. Дальнейшее развитие обмена повлекло за собой третье крупное обществ. В эпоху рабства появляется противоположность между умственным и физическим трудом. К глубокой древности относится возникновение также территориального и проф. [7]

В результате первого крупного общественного разделения труда ( отделение скотоводства от земледелия) скот уже не случайно, а систематически начал обмениваться на другие товары. Остальные же товары ( зерно, топоры и пр. [11]

В результате первого крупного общественного разделения труда ( отделение скотоводства от земледелия) скот уже не случайно, а систематически начал обмениваться на другие товары. [13]

В результате первого крупного общественного разделения труда ( отделение скотоводства от земледелия) скот уже не случайно, а систематически начал обмениваться на другие товары. Остальные же товары ( зерно, топоры и пр. [14]

Источник

Титов В.С. Первое общественное разделение труда. Древнейшие земледельческие и скотоводческие племена

ДОКЛАД НА ТЕОРЕТИЧЕСКОМ СЕМИНАРЕ, ПРОЧИТАННЫЙ В ИНСТИТУТЕ АРХЕОЛОГИИ АН СССР 31 МАРТА 1960 Г.

Периодизация Моргана — Энгельса приобрела признание археологов — первобытников разных стран и остается в силе, несмотря на расширение материалов, несмотря на открытие новых, ранее не известных культур. В то же время она служит предметом нападок со стороны врагов марксизма.

Итак, период варварства — это, прежде всего, период земледелия и скотоводства, что полностью соответствует цитированной выше характеристике, данной Энгельсом. Между периодами дикости и варварства — важное качественное изменение. Это качественное изменение и является первым крупным общественным разделением труда.

У нас нет сейчас данных, чтобы противопоставлять ход общественное развития в западном и восточном полушариях. Поэтому мы говорим, что первое общественное разделение труда, взятое во всемирно-историческом масштабе, было выделением земледельческо-скотоводческих племен.

Вопрос о том, что раньше — земледелие со скотоводством (чистого земледелия мы не знаем) или скотоводство,— далеко не простой вопрос, который дебатируется до сих пор и до сих пор не может считаться окончательно разрешенным.

По другой гипотезе скотоводство возникло на Ближнем Востоке в земледельческих общинах и затем распространилось в степях. Согласно взглядам родоначальника этой гипотезы Э. Хана 15 земледельцы, по всей вероятности, из сакральных побуждений приручали животных своего окружения и, таким образом, стали зачинателями скотоводства. Скотоводство скоро сделало население самостоятельным и позволило заселять области, где земледелие было невозможно. Этой теории придерживаются Коте, Латтимор, Рих. Бердслей. Наиболее спорно в этой теории утверждение о сакральных основаниях, побудивших земледельцев к одомашниванию животных. Энгельс был, безусловно, прав, указывая на более реалистические основания.

Во всяком случае, первый крупный рогатый скот был одомашнен в земледельческо-скотоводческих общинах, чего, кажется, нельзя сказать о мелком рогатом скоте, но к этому вопросу мы еще вернемся, когда будем говорить о неравномерности процесса развития человеческого общества с начала первого общественного разделения труда.

Первое крупное общественное разделение труда — выделение земледельческо-скотоводческих племен — было переходом к новому периоду в истории человечества — к периоду варварства и имело огромное значение. Человечество смогло перейти от простого присвоения готовых продуктов природы к производству пищи. Отсюда — решающее значение этого события для дальнейшего развития общества.

Задача настоящей статьи — показать, где, когда и как произошло первое общественное разделение труда и каковы его первоочередные следствия.

Мог ли произойти процесс образования земледельческо-скотоводческих племен всюду в человеческой ойкумене? Первое необходимое условие происхождения земледелия — растения, которые можно культивировать, и первое необходимое условие возникновения скотоводства — животные, которых можно одомашнить. И эти необходимые условия были не везде.

Обратимся к естественным наукам.

Кажется, можно выделить три совершенно самостоятельных центра происхождения земледелия.

Первый центр—центр происхождения пшениц, ржи, льна, люцерны и многих плодовых деревьев, винограда, многих огородных растений — юго-западноазиатский, включающий Внутреннюю и Восточную Анатолию, Иран, Центральную Азию, а также Сирию и Палестину. С этим центром связаны крупный рогатый скот, овца, коза и один вид свиньи.

Второй центр — юго-восточноазиатский: полуостров Индокитай — родина риса, культуры, питающей половину человечества, соевых бобов сахарного тростника, хлопчатника, мангровых. На этом центре настаивают Соэр и Кун; они объединяют два центра Вавилова, с которыми связано одомашнивание другого вида свиней — Sus vittattus.

Третий независимый очаг возникновения земледелия — это центральноамериканский центр, объединяющий южномексиканский и перуанский центры Вавилова. Этот очаг дал человечеству кукурузу, хлопчатник, какао, фасоль, картофель. В Перу были одомашнены лама — альпака, морская свинка.

Существование таких совершенно независимых центров происхождения земледелия доказывает единство закономерностей развития всего человечества.

Земледельческая культура, раз образовавшись, распространяется иа центров независимого возникновения в окружающие области; создаются вторичные, несамостоятельные очаги. Таковы, например, средиземноморский и абиссинский.

Теперь большинство ботаников считает дикий эммер прародителем культурных тетраплоидных пшениц. Место его культивации мы должны искать внутри ареала распространения этого вида от Сирии и Палестины до Ирана и Ирака. Наиболее вероятно, что культивация его началась в нескольких местах в пределах этой сферы.

С начала первого общественного разделения труда процесс развития человечества становится неодинаковым. На это указывает Энгельс, для Старого и Нового Света. Различие это проявляется, во-первых, в том, что возникают центры производящего хозяйства, как уже указывалось, в то время как остальная часть человечества продолжает оставаться еще на стадии собирательства.

Во-вторых, неравномерность процесса развития человечества состоит в том, что появление самих центров производящего хозяйства далеко не одновременно. Древнейший и наиболее важный центр возникновения земледелия и скотоводства — переднеазиатский. Как древнейший, он может показать нам весь процесс возникновения земледелия и скотоводства, поэтому мы и будет заниматься им в дальнейшем.

Ближневосточный центр — центр происхождения древнейших культурных растений — пшеницы и ячменя и древнейших домашних животных — овцы, козы, крупного рогатого скота и свиньи.

Род пшеницы Turgidum делится на три генетические группы: диплоидную, клетки которой содержат по 2 группы из 7 хромосом, тетраплоидную (соответственно 4 группы) и гексаплоидную (6 групп). Диплоидная группа состоит из однозернянки, тетраплоидная включает полбу (эммер), тургидум, твердую пшеницу, гексаплоидная — хлебные мягкие пшеницы Тг. vulgare, Compactum, Spelta.

Бее пшеницы, кроме однозернянки, связаны своим происхождением с Тг. dicoccoides, диким эммером, распространенным от Сирии и Палестины до Ирана и Ирака.

Однозернянка, видимо, — единственный вид, который совершенно независим в биологическом поведении. Ее нельзя скрестить ни с какой другой пшеницей. Дикая однозернянка распространена в одном варианте на Балканах, а в другом — от Малой Азии до Палестины и Ирана. В диком виде встречается вместе с эммером, но редко в больших количествах, часто — в слоях раннего бронзового века Трои, в Западной Малой Азии.

Древнейшие находки — в Хаме, в слое IV тысячелетия, и в Джармо, где она сопровождает эммер.

Дикий ячмень растет от Средней Азии до Марокко, и, следовательно, он мог быть культивирован в любом месте в этой полосе; но, поскольку нет ни одной древней культуры, базирующейся на одном ячмене, неизбежен вывод, что за пшеницей человек сделал первый шаг и к его культивации.

Дикая пшеница растет в средних широтах, обычно 750—900 м выше уровня моря, предпочтительно на сухих и солнечных склонах; ячмень — примерно на высоте 800 м. И лишь в этих экологических условиях они могли быть культивированы.

Дикий предок домашней овцы — Ovis ammon Linne в Европе живет лишь на Сардинии и на Корсике; далее область его распространения начинается на Кипре и в Малой Азии и простирается до Центральной Азии. Лишь находки плейстоценовых костей дикой овцы известны Европе. Овца была одомашнена, вероятно, столь же рано, как и коза. Но свидетельства этого пока очень скудны, и находки древнейших сделаны в Амуке.

Итак, предки двух древнейших одомашненных пищевых животных — дикие овцы и козы — живут преимущественно в Передней Азии важный факт, который ясно следует из сказанного выше, а предки крупного рогатого скота и свиньи — и в Передней Азии.

Ближневосточный центр включает всю область холмистых флангов, горные долины и равнины между гор, которые окружают великую систему орошения рек Тигра и Евфрата. Все первичные оседлые земледельческо-скотоводческие поселения собраны внутри естественной зоны произрастания пшеницы и ячменя и обитания овцы, козы, свиньи и крупного рогатого скота, в довольно высоких долинах, в предгорьях и между гор. И развитие должно было ограничиваться этой областью вплоть до того, как произошли необходимые мутации и гибридизации, чтобы культивируемые растения стало возможно удалить из их естественной среды. По Брейдвуду, высокие плато Анатолии и Ирана не входили в первоначальный фокус развития.

Это основные положения «теории холмистых предгорий», которая представляется теперь наиболее вероятной. Но существует и другая теория, называемая «оазисной». Она восходит к ранним работам известного климатолога Брукса, в которых постулировалось, что новые послеледниковые распространения атлантических ветров якобы повлекли за собой высушивание североафриканоких и западноазиатских районов. Культурно-исторические выводы из этой теории сделаны археологами — особенно Чайлдом 34 и историками — Тойнби. Согласно их мнению, люди и животные отступали в оазисы и речные долины, а за этим тесным сосуществованием последовали одомашнивание и культивация. Но с возрастанием археологического знания речные долины были отсюда исключены.

К стадии зарождающегося земледелия и одомашнивания можно отнести те комплексы, которые включают предметы, косвенно указывающие на зарождающееся производство нищи, — и сделанные человеком, и естественные. К первым относятся серпы или лезвия серпов, зернотерки, песты, ручные мельницы, и пр., ко вторым — остатки злаков, кости, если они (по определению специалистов) могут принадлежать одомашненным животным.

К стадии первичных земледельческо-скотоводческих поселений относятся материалы, добытые из оснований теллей — жилых холмов. Естественно, когда археолог доходит до нижних горизонтов, раскоп его суживается до размеров колодца. Отсюда — известная ограниченность наших знаний этих памятников. Установление постоянных поселений и появление керамики — основные критерии начала данной стадии.

Другие ученые, — например, Чайлд и Кеньон, — говорят, о большом числе мелких начал общей экономики, причем некоторые из них, видимо, терпят неудачу и погибают. Но и эти ученые подчеркивают невозможность связать эти отдельные ветви и вывести их из одного общего ствола развития. Стадия первичных оседлых земледельческо-скотоводческих поселений в древнейшем центре происхождения производящей экономики относится, согласно радиокарбонным датам, к VI—V тысячелетиям до н. э.

Даты 45 получены для следующих памятников: Хассуна, W-660——7040±200 лет до совр.; Матарра, W-623—7570±250 лет до совр.; Мерсин, W-671—7950 ±250 лет до совр.; Библ (энеолит А или неолит), W-627—6550±200 лет досовр.; Фаюм А (по зерну) С-457—6095 ±250 лет до совр.; С-550/1—6391 ±180 лет до совр.

Стадия первая — зарождающегося земледелия и одомашнивания животных — может быть прослежена лишь по палестинским и иракским археологическим материалам. В результате ведущихся с 1948 г. работ Восточного института Чикагского университета под руководством проф. Брейдвуда в Иракском Курдистане открыты многие памятники, предшествующие развитому керамическому неолиту с земледельческо-скотоводческой экономикой.

Джармо — земледельческо-скотоводческое поселение. Найдены два вида пшеницы. Эммер и однозернянка очень близки дикой форме; двурядный ячмень очень близок Hordeum spontaneum — дикому ячменю.

Единственное животное, которое здесь, как и в Иерихоне, было одомашнено вне всякого сомнения,— эта коза; 80% костей принадлежит овце и козе, 10% — свинье, 5% — лошади, быку, собаке, 5% — диким животным, причем кости овец и коз принадлежат, главным образом, молодым особям.

При определении и датировке Джармо по Си было получено 11 дат — приблизительно от 9480 г. до 4300 г. до н. э. Р. Брейдвуд отбрасывает две даты X тысячелетия как невозможно ранние и 6 дат V тысячелетия как невозможно поздние (при датировке Хассуны 5080 г. и Матарры 5610 г. до н. э.) и выбирает две даты — 7080 г. до н. э. и 6860 г. до н. э. 48

В Палестине к стадии зарождающегося земледелия и скотоводства относятся материалы натуфийской и тахунийской культур. Исследования К. Кеньон в 1952—1957 гг. в Телль эс Султане (Иерихон) 49 показали, что, по крайней мере, часть натуфийцев и тахунийцев была создателем высокой культуры, жила в обширных поселениях (до 10 акров-—40 тыс. кв. м), обнесенных мощными стенами с башнями, в хорошо построенных домах из сырцового кирпича. Установлены следующие слои.

Фаза В — докерамический неолит — характеризуется хорошо построенными домами с большими прямоугольными комнатами, прямолинейны¬ми и вертикальными стенами и широкими дверями. Стены сооружены из кирпича, напоминающего по форме уплощенные сигары с вершинами, снабженными вертикальным зигзагообразным узором из отпечатков ногтя большого пальца. Стены и полы покрыты тонкой гипсовой обмазкой, кремовой или розоватой по цвету, лощеной до блеска. Дома — значительной величины; при них — небольшие дворики.

По кремневому инвентарю — это классический неолит Палестины (тахунийская культура). Данная стадия насчитывает в Иерихоне до 26 строительных горизонтов. Крайне интересны относящиеся к фазе В находки. 10 черепов с лицом, «восстановленным» в гипсе. Лица раскрашены, глаза сделаны из раковин. Находка — явное свидетельство культа предков. Датирована фаза В (по Си) 5850±160 лет до н. э. и 6250 г. до н. э.

Более ранняя фаза А — также докерамический неолит — характеризуется округлыми в плане домами из типичных «плосковыпуклых» кирпичей. Полы жилищ делались ниже уровня окружающей почвы. Открыта стена, защищавшая поселение (высота — 6 м) и перед ней — выбитый в скале ров шириной 8 м и глубиной 2,5 м. Стена снабжена конусовидной башней (диаметр основания — 12 м, диаметр верхней сохранившейся части — 9 м, высота — 9 м). Внутри башни оказалась лестница из 22 превос¬ходно отделанных каменных ступеней. Стена датируется 6770 ±210 лет до н. э.

Ниже залегали протонеолитические слои, образующие основное ядро телля, состоящие из бесчисленных последовательно сменявшихся полов с легкими холмиками — остатками хижин.

В северном конце телля найдены мезолитические слои, по материалу соответствующие первой стадии натуфийской культуры. Их даты: F-69— —9850 ±240 лет до н. э., F-72—9800 ±240 лет до н. э.

Для Европы на большую древность земледельческой культуры, по сравнению с культурой керамического неолита, впервые обратил внимание В. Милойчич. Об этом сначала свидетельствовали находки пыльцы пшеницы в Вюртемберге (Федерзее), Чехии (Коммернское озеро), Австрии (Милльштетское озеро в Каринтии), Швейцарии (Бургешское озеро) и др., относящиеся к середине атлантического периода и даже времени бореального максимума.

Первое общественное разделение труда, переход к земледелию и скотоводству, т. е. к производящей экономике, привели к невиданному до тех пор росту производительных сил и, как последствие этого, к значительному возрастанию населения.

Величина общины собирателей ограничивается доступным запасом пищи, количеством дичи, рыбы, съедобных кореньев и плодов на ее терри¬тории. И как бы человек ни старался, он не может увеличить добычи: вся¬кое улучшение техники, повышение интенсивности охоты и собирательства приводит к прогрессирующему истреблению дичи, к уменьшению ее коли¬чества. При новой экономике возникли огромные возможности увеличения количества пищи; нужно лишь больше сеять и больше обрабатывать земли, чтобы получить больший запас пищи.

Присваивающей экономике свойственна очень низкая плотность населения (например, у аборигенов Северной Америки нормальная плотность населения — от 0,05 до 0,1 на 1 кв. милю). Производящая экономика повышает плотность населения. На островах Тихого океана в неолитических обществах плотность населения достигала 30 человек и более на 1 кв. милю, хотя здесь количество земли ограничено.

Рост населения отражался не столько на расширении поселений, сколько на увеличении их числа. Ведь при отсутствии средств перевозки продуктов поселения должны были размещаться вблизи полей, половина которых к тому же лежала под парами. Поэтому население в одном месте ограничивалось определенным количеством (300—400 человек), а избыток его принуждал создавать новое поселение.

Таким образом, мы можем считать вполне вероятным, что в первоначальном центре возникновения новой экономики образовался известный избыток населения и, как следствие этого, произошло расселение.

Гораздо менее известен третий путь расселения — через Киренаику по северному побережью Африки до Танжера. Но, видимо, об этом свидетельствуют результаты раскопок пещеры Haua Fteah в Киренаике и пещеры в Танжере.

Само расселение — далеко не простая миграция. Это сложный процесс, который лишь в последнее время начал более или менее определяться в глазах археологов благодаря новым открытиям, заполнившим существенные пробелы в знании.

Так, очень рано Средиземноморье становится центром керамики импрессо, вторичным центром, генетически связанным, вероятнее всего, с Сирийско-Киликийским неолитом. Действительно, в культуре Стентинелло, Мольфетта, Иберо-Мавританском неолите, в пещерах Каталонии и Валенсии, в Оцаки-Магула в Греции, в Красной и Зеленой пещерах в Черногории и Герцеговине найдена характерная керамика этого типа.

Балканский полуостров, становится центром древнейшей культуры расписной керамики: Сескло в Греции, Старчево в Сербии, Кремиковцы и Караново I в Болгарии, Главанешты в Румынии — вот названия отдельных локальных культур, входящих в этот центр, который, вероятно, связан генетически с Амуком В — Мерсином. В материалах этого круга культур мы находим эммер и однозернянку. Время существования этого центра — V тысячелетие до н. э. 62

Несомненно, с двумя указанными выше центрами связана генетически культура Кереш, а центр Сескло-Старчево-Кереш стал генетическим предком культуры линейно-ленточной керамики. С этой культурой новая, производящая экономика распространилась на огромные пространства Средней Европы — от Рейна на западе до Верхнего Днепра на востоке. Время ее существования по Си — вторая половина V тысячелетия и рубеж V и IV тысячелетий до н. э.

Лишь позже (уже во времена второй дунайской культуры) лендельская культура или ее ответвления в Чехии и Моравии (моравская расписная и нерасписная керамика) дали начало образованию первой северной земледельческо-скотоводческой культуры — культуры воронковидных кубков, принеся на берега Балтийского моря новую форму экономики, эммер, однозернянку, карликовую мягкую пшеницу, голозерный ячмень, т. е. древнейшие злаки, культивировавшиеся в древнейшем центре возникновения земледелия, проделавшие столь большой путь со своей первоначальной родины и настолько изменившие свою экологию, что растения предгорий Ближнего Востока стали растениями равнин Северной Европы. Это произошло в начале суббореального периода или около середины IV тысячелетия до н. э. по Си.

Распространение новых, прогрессивных методов экономики не обязательно связывать с расселением; оно могло осуществляться и путем влияния со стороны земледельцев, скотоводов и путем заимствования со стороны собирателей. Так оно распространялось всегда, когда бок о бок жили племена, стоящие на различных ступенях развития.

Первое общественное разделение труда сделало возможным регулярный обмен. Во-первых, земледельческо-скотоводческие племена производили средства к жизни, качественно иные, чем племена собирателей, и, во- вторых, они могли производить этих средств больше, чем им было нужно для поддержания жизни. Этот излишек был еще мал, но уже его существование имело огромное значение.

Самым ранним предметом обмена на Ближнем Востоке был обсидиан. Он встречен уже в Джармо. По технологическим свойствам обсидиана можно установить, что он распространялся из нескольких центров.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *