Что такое первообразные прилагательные
Н И НН В ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
Различаются значением и написанием прилагательные ветряной – «приводимый в действие силой ветра» (ветряная мельница, ветряной двигатель), ветряный (ветряная оспа), ветреный – во всех значениях (ветреный день; ветреный юноша).
Имена прилагательные в сравнительной и превосходной степени, а также с дополнительным значением субъективной оценки, сохраняют количество н: румяный – румянее, румяненький; длинный – длиннейший, длиннющий; странный – странноватый.
Упражнение 146. Образуйте имена прилагательные от следующих существительных, обозначьте суффикс.
Болезнь, лед, овчина, бритва, имя, былина, голубь, пламя, диковина, петух, семя, чугун, комиссия, соль, башня, утро, олово, традиция, фракция, стекло, муравей, шерсть, племя, кожа.
Упражнение 147. Запишите данные прилагательные и слова, от которых они образованы.
Картинный,каминный, бранный, сторонний, оконный, песенный, равнинный, апельсиновый, башенный, антенный, винный, блинный, теменной, стременной, латунный, коренной.
Упражнение 148. От данных слов образуйте прилагательные с суффиксом -енн-и-онн-.
Упражнение 149. Запишите отдельно прилагательные с суффиксом -ян- и с суффиксом -енн-.
Безжизн_ый, бедр_ый, повар_ый, торф_ой, слюд_ой, фирм_ый, нефт_ой, дупл_ой, вахт_ый, ветр_ая оспа, ветр_ая электростанция.
Упражнение 150. Образуйте словосочетания прилагательное + существительное.
Хлеб из ржи – ржаной хлеб, требующий мужества поступок, время после обеда, склад для продовольствия, каша из овса, шаг воробья, болото с торфом, солдатик из олова, погода с ветром, использующий силу ветра двигатель.
Упражнение 151.Спишите, вставляя пропущенные буквы. Обозначьте суффиксы прилагательных.
Существе_ый, це_ый, сви_ая тушенка, соломе_ый, кожа_ый, кожеве_ый завод, белокоча_ая капуста, голуби_ый, безветре_ый, бадминто_ый, берестя_ая, гости_ый, семе_ой, бара_ий, дря_ой, жасми_ый, недвусмысле_ый, нитя_ой, песча_ый, исти_ый, полотня_ый, време_ый, бара_ий, племе_ой, глиня_ый, ветре_ый, овся_ый, румя_ый, дли_ейший, пусты_ый, серебря_ый, сморди_ый, ю_ый, чи_ый, рья_ый, тюле_ий, багря_ый, орли_ый.
Дата добавления: 2015-07-26 ; просмотров: 11 ; Нарушение авторских прав
Что такое первообразные прилагательные?
Что такое первообразные прилагательные? Примеры таких прилагательных. Как они пишутся?
Такие прилагательные пишутся с одной буквой н, потому что опять же они не образовывались при помощи суффикса Ян, они содержат это сочетание в корне. А уже от таких приоагательных образуются существительные при помощи нулевого суффикса- зелень, синь.
Таким образом,первообразные прилагательные доя русского языка по-своему очень интересны.
В слове можно выделить приставку НЕ-, она пишется слитно в данном случае и с буквой Е.
Также следует обратить внимание, что основой для образования слова стал глагол «поколебать», в котором можно выделить приставку пО-, которая пишется с буквой О.
Такие как: пикантный, бестактный, вольный, двусмысленный, бесцеремонный.
Этот НЕСКРОМНЫЙ вопрос смутил меня.
Этот БЕСТАКТНЫЙ вопрос смутил меня.
Если же в предложении используется противопоставление, то написание будет раздельным.
Вы задаете не СКРОМНЫЙ, а ДВУСМЫСЛЕННЫЙ вопрос.
Либо в предложении есть наречия отнюдь, вовсе, далеко.
Это отнюдь не СКРОМНЫЙ вопрос.
Также раздельно следует писать. если в предложении присутствуют отрицательные местоимения или наречия.
Вы задаете ничуть не СКРОМНЫЙ вопрос.
Это нисколько не СКРОМНЫЙ вопрос.
Существуют оба прилагательных (уставный и уставной), но с разными оттенками значений и разной областью применения.
Например, правильное сочетание: устАвный капитал организации (от сущ. устАв, удаарение сохраняется).
Однако «уставной капитал» также используется, причем не редко (частотность 50:280 по Нацкорпусу). Опять же почему? Дело в том, что люди могут и знать правила, но практически никогда не понимают их (ведь правила в учебниках не объясняются, а только даются).
Поэтому попробуем объяснить правило.
А используется выражение «уставной капитал» (не по правилам) в связи с тем, что слово «уставной» имеет более широкое применение и поэтому более привычно на слух.
Так непонятое правило не может навести порядок даже в применении юридического термина.
Что такое первообразное прилагательное?
Не совсем так: первообразное прилагательное, да и вообще первообразное слово, – это то исходное прилагательное (слово), непроизводное, которое не образовано ни от каких других слов и которое, наоборот, дало начало всем однокоренным словам (не формам, не путать словообразование с формообразованием!)
Например, первообразными (непроизводными) являются прилагательные, обозначающие цвета (зелёный, красный, белый, чёрный и др.), прилагательные, обозначающие возраст, рост и пр. (молодой, старый, высокий, малый т.п.) От этих прилагательных бессуффиксным способом были образованы существительные зелень, чернь, высь; суффиксальным – существительные краснота, чернота, молодость, старость, высота; глаголы зеленеть, краснеть, белеть, белить, чернеть, чернить, молодеть, стареть; прилагательные зеленоватый, зелёненький, красноватый, красненький, беловатый, беленький, черноватый, чёрненький, молоденький, старенький, высоковатый, маленький.
Многие первообразные слова появились в глубокой древности. Вы представьте себя на месте первобытного человека, который только начинает говорить, только начинает называть какими-то словами окружающие его предметы, явления, действия.
В первую очередь он называет то, что видит (гора, река, дерево, трава, вода, камень, волк, тигр, огонь, молния). Видит разнообразие красок и называет траву зелёной, небо голубым, облака белыми. Кроме того, к первообразным словам относятся глаголы, называющие действия, производимые человеком и животными (бежать, кричать, лететь, говорить, пищать, есть, пить, ловить, бить, спать, выть, лаять и т. д.)
Правописание Н и НН в суффиксах
Сравните два предложения:
Н и НН в именах прилагательных и причастиях
Для того чтобы определить, сколько н следует писать в имени прилагательном, сначала надо понять, от какой части речи оно образовано. Как правило, прилагательные образованы от существительных, от глаголов или являются первообразными. Первообразные прилагательные не образованы ни от какой другой части речи. Рассмотрим эти три группы.
Прилагательные, образованные от имен существительных
Примеры : кожаный, серебряный, лошадиный
Примеры : клюквенный, женственный, эволюционный, экзаменационный, эрудированный
Примеры: глубинный, истинный
Первообразные прилагательные
синий, юный, зеленый, румяный
обществе( )ое мнение
Что должно стоять на месте прочерка?
Что должно стоять на месте прочерка?
Что должно стоять на месте прочерка?
Отглагольные прилагательные и причастия в полной форме
Существует три условия, при выполнении любого из которых в полном страдательном причастии прошедшего времени или прилагательном пишется нн.
испуганный, нагруженный, испечённый
Но: непуганый, незваный
Исключения : назвАный (брат; с ударением на втором слоге), посажёный (отец; заменяющий родителя жениха или невесты на свадьбе), приданое (это существительное, образованное путем перехода прилагательного в разряд существительных), смышлёный.
Важно : не меняется написание отглагольных прилагательных в составе сложных слов.
Сравните:
свежемороженый (без приставки, поэтому пишется одна н ) — свежезамороженный (с приставкой, поэтому пишется нн )
гладкокрашеный (без приставки, поэтому пишется одна н ) — гладкоокрашенный (с приставкой, поэтому пишется нн )
гружённый песком вагон, печённое в духовке яблоко
брошенный (бросить), данный (дать), купленный (купить), лишенный (лишить), решенный (решить)
Эти три условия не охватывают причастия и прилагательные без зависимых слов, образованные от глаголов несовершенного вида без приставок. Здесь действуют два правила, из которых есть много исключений.
Примеры: балованный, линованный, корчёванный
Прилагательные и причастия в краткой форме
существенное изменение ⇒ изменение существенно
ветреная девушка ⇒ девушка ветрена
воспитанная девушка ⇒ девушка воспитанна
Миссия успешно выполнена.
Краткие прилагательные и краткие причастия надо различать по смыслу.
Сравните:
Его лицо взволнованно (прилагательное) — Море взволновано ветром (причастие)
Эта преподавательница всегда сдержанна (прилагательное) — Клятва была сдержана (причастие)
Имя прилагательное
Материал для самостоятельной работы учащихся 6-го класса
К учебному комплексу «Русский язык. Теория», «Русский язык. Практика», «Русская речь»
Словообразование имен прилагательных
Орфограммы прилагательных
Упражнение 29. Для любознательных! Рассмотрение темы «Словообразование прилагательных» в одном из учебников русского языка начинается так:
«Среди имен прилагательных есть прилагательные первообразные и прилагательные производные разных типов.
Непроизводные прилагательные, состоящие из корня и флексии, составляют незначительную часть прилагательных и всегда относятся к качественным: молодой, старый, синий, белый, серый, добрый, злой, прямой, кривой, чистый, долгий. Другие качественные и все относительные и притяжательные относятся к производным. При образовании производных прилагательных используются суффиксы, приставки и сложение основ».
флексия = окончание
Заметим: в «Теории» рассматриваемые здесь термины не используются, и их запоминание не является обязательным. Ими можно пользоваться, если вы вместе со своим учителем сочтете это полезным.
Упражнение 30. Давайте вместе с автором приведенного ниже текста рассмотрим фотографии. По первому абзацу предположите: какой тип речи последует далее? Будут ли в нем прилагательные? Объясните свой прогноз.
1. Вы представляете этот альбом? Поняли, когда делались снимки? Как относится автор к тем, кто запечатлен на фотографиях? Как они одеты, на каком фоне фотографировались? Слова какой части речи особенно важны, чтобы ответить на эти вопросы?
2. Выпишите словосочетания . Произведите морфемный разбор прилагательных.
3. Расскажите о каждом прилагательном по такому плану: а) к какому разряду по значению относится; б) если образовано от других(ого) слов(а), каким способом; в) если есть орфограмма, связанная со способом образования прилагательного, как решается орфографическая задача и как это обозначается на письме?
4. Для тех, кто любознателен и любит заглядывать вперед! Как вы воспринимаете слово растерянный – это прилагательное или. (см. в «Теории», с. 176, последний абзац)? *А может быть, в данном сочетании (растерянный вид) это – причастие, употребленное в значении прилагательного? Как доказать правильность ответа?
Упражнение 31. Загляните в свой (семейный) фотоальбом – как много можно вспомнить, глядя на фотографию, если на ней запечатлено то, что имеет отношение к нам самим или к нашим близким, к нашему недавнему или далекому прошлому!
Напишите: «О чем поведала (напомнила) фотография. ».
Упражнение 32. Рассказ А.П. Чехова «Мальчики» начинается таким эпизодом: в родительский дом на Рождество приехал гимназист Володя. Понаблюдайте, какой была встреча, какую оплошность допустил мальчик и какие правила речевого поведения помогли снять неловкость.
Все смешалось в один сплошной, радостный звук, продолжавшийся минуты две. Когда первый порыв радости прошел, Королевы заметили, что, кроме Володи, в передней находился еще один маленький человек. он неподвижно стоял в углу, в тени, бросаемой большой лисьей шубой.
– Володичка, а это кто же? – спросила шепотом мать.
– Ах! – спохватился Володя. – Это, честь имею представить, мой товарищ Чечевицын, ученик второго класса. Я привез его с собой погостить у нас.
– Очень приятно, милости просим, – сказал радостно отец.
. Чечевицын был такого же возраста и роста, как Володя, но не так пухл и бел, а худ, смугл, покрыт веснушками. Волосы у него были щетинистые, глаза узенькие, губы толстые, вообще был он очень некрасив, и если бы на нем не было гимназической куртки, то по наружности его можно было бы принять за кухаркина сына. Он был угрюм, все время молчал и ни разу не улыбнулся.
(опорный материал). Правило речевого этикета: при знакомстве младшего представляют старшим.
Это правило сохраняет свою силу и в наше время. А вот языковые формы представления изменились. Какая из употребленных в тексте форм воспринимается сейчас как устаревшая?
1. Слова какой части речи и в какой форме активно участвуют в создании портрета Чечевицына? Подчеркните их как члены предложения.
2. Найдите предложение, где прилагательные образуют ряд однородных членов. Проведите эксперимент: попробуйте заменить в однородном ряду некоторые краткие прилагательные их полной формой. Это возможно? *Какая норма употребления прилагательных не позволяет это сделать?
3. Встретились ли в тексте относительные и притяжательные прилагательные? *Что интересного вам удалось выявить в фамилиях?
Упражнение 33. 1. Из текста предыдущего упражнения выпишите прилагательные, чтобы проиллюстрировать основные способы образования имен прилагательных. Обозначьте словообразовательные морфемы.
Расскажите, какие значения появляются у прилагательных благодаря приставкам и суффиксам, участвующим в их образовании.
2. Примеров какого способа образования прилагательных вам не удалось найти в тексте упражнения 32? Приведите свои примеры.
3. Какие орфограммы и пунктограммы можно повторить на материале данного текста? Выберите отрывок для свободного диктанта или составьте словарный диктант и выполните письменную работу.
Повторение
Упражнение 34. Чтобы избежать смешения двух разных классификаций прилагательных по значению, сравните выделенные в составе терминов слова: разряды слов по значению и группы слов по значению – какое из них обозначает более широкое понятие, а какое конкретизирует его?
Уверенно ответить на этот вопрос вам поможет внимательное (изучающее) чтение § 99 «Теории».
Результаты работы с учебником отразите в таблице, завершая ее оформление (записывая недостающие слова в заголовках таблицы и примеры в ее столбцах).
(Разряды) прилагательных по (значению)
(Группы) прилагательных по (значению) обозначают признаки по: