Что такое пещера альтамира
Пещера Альтамира
Пещера Альтамира (La cueva de Altamira)
Пещера Альтамира — уникальная пещера в Испании, в которой сохранились цветные настенные рисунки времен позднего палеолита. Пещера находится рядом с местечком Сантильяна-дель-Мар, в провинции Кантабрия, на севере страны. В 1985 году ЮНЕСКО присвоило ей статус объекта Всемирного наследия.
Сэкономь на путешествии!
Видео: Пещера Альтамира
Общая информация
Красочные рисунки на сводах и стенах пещеры Альтамира были сделаны 10-15 тысяч лет назад. Они относятся к так называемой Мадленской культуре, которая была распространена на территории современных Германии, Франции, Бельгии, Испании и Швейцарии. Жившие в те времена люди умели обрабатывать кости, делать кремниевые резцы и наконечники, а также охотиться на мамонтов, диких лошадей и северных оленей, водившихся в Европе в конце ледникового периода.
Пещера Альтамира протянулась на 270 м и состоит из сдвоенных коридоров и залов. Самое большое помещение имеет длину 18 м и высоту потолка от 2 до 6 м. Наскальные изображения можно увидеть не только в главном зале, но и в коридорах, и в других залах. Прекрасно сохранившиеся полихромные рисунки поражают туристов и профессиональных художников. На стенах пещеры видны бизоны, лошади, кабаны и контуры ладоней доисторических художников. Красочный слой нанесен при помощи естественных красителей – охры, угля, каолина, марганца и гематита. Первобытные люди рисовали в пещере Альтамира руками и специальными приспособлениями. По технике изображения испанские рисунки напоминают наскальную живопись, найденную на территории Северной Италии и Скандинавии.
Сегодня пещера Альтамира известна по всему миру. Ученые до сих пор не пришли к единому мнению, сколько художников участвовало в создании рисунков. Кроме того, не известно, были ли изображения реализацией единого замысла, или фигуры животных в пещере накапливались постепенно, от поколения к поколению.
Как была открыта пещера Альтамира
Землями, на которых находится пещера Альтамира, владел испанец Марселино Санс де Саутуола. Он занимался юриспруденцией, был страстным археологом-любителем, а также увлекался геологией и биологией. Жившие вокруг люди знали о существовании большой подземной полости, но не придавали ей большого значения. Издавна пастухи пережидали здесь дождь, а охотники останавливались на ночлег. Пещера получила известность лишь в 1868 году, после того, как в ней побывал охотник Модесто Кубильяс Перес. Его собака застряла в расщелине, и хозяин, помогая псу выбраться, нашел заросший травой вход, ведущий под землю.
Диорама в музее археологии Каталонии в Барселоне
Спустя 10 лет, Саутуола побывал на Всемирной выставке в Париже и познакомился там с коллекциями артефактов каменного века. Вернувшись на родину, он приступил к исследованию пещеры и нашел в ней орудия труда первобытных людей. В 1879 году в пещере побывала 9-летняя дочь землевладельца Мария, которой удалось разглядеть на каменном своде цветные пятна, напоминающие быков. Девочка позвала отца и показала ему изображения бизонов.
Саутуола верно предположил, что рисунки могли быть сделаны людьми, жившими в каменном веке. В дальнейших исследованиях пещеры Альтамира принимал участие археолог из Мадридского университета Хуан Виланова-и-Пьера, который был автором книги «Происхождение, природа и возраст человека». Результаты своей работы ученые обнародовали в 1880 году.
Однако, общественное признание к ним не пришло. Французские археологи категорически не желали верить в существование прекрасно сохранившейся древней наскальной живописи в пещере Альтамира. Они выступили против Саутуолы и Вилановы-и-Пьера на доисторическом конгрессе, который состоялся в 1880 году в Лиссабоне, и обвинили их в подделке. Саутуола сильно переживал несправедливость и через 8 лет умер с клеймом обманщика.
В 1895 году похожие наскальные изображения обнаружили во Франции. Правоту испанского археолога сумели доказать в 1902 году, во время новых раскопок. Знаменитый французский археолог Эмиль Картальяк, считавшийся ярым критиком Саутуолы, изменил свою точку зрения и публично признал ошибку. После этого Саутуолу и его дочь Марию объявили первыми, кто открыл миру искусство людей каменного века.
Фотографии наскальных рисунков пещеры Альтамира
Что можно увидеть в пещере Альтамира
Большой плафон пещеры Альтамира имеет площадь порядка 100 м² и целиком покрыт красочными изображениями. На нем есть уменьшенные рисунки бизонов и изображения животных в натуральную величину. Примечательно, что первобытные художники создавали их с учетом рельефа. Они рисовали на выпуклостях потолка, поэтому изображения кажутся объемными.
Сталактиты и сталагмиты в пещере Альтамира
Всех, побывавших в пещере Альтамира, поражает точная техника рисунков. Линии нанесены твердой рукой и не имеют поправок. Фигуры животных выглядят очень динамично, а движения и позы переданы с максимальной реалистичностью. Любопытно также, что древние художники использовали те же приемы, которые много веков спустя были «открыты» в живописи, благодаря импрессионистам. По мнению исследователей, все рисунки в пещере созданы в интервале от 200 до 500 лет, но остается неизвестным, какие обряды проводили здесь люди.
В наши дни доступ в уникальную пещеру ограничен. Это сделано, чтобы сберечь наскальные изображения для потомков. В сутки внутри могут побывать всего несколько человек по специальному пропуску, поэтому очередь из желающих увидеть чудо пещеры Альтамира расписана на 3 года вперед.
Тем не менее, многие путешественники приезжают в район пещеры, чтобы просто оказаться рядом с ней. Возле входа стоит простой каменный памятник, посвященный Марселино Санс де Саутуоле.
Точные копии наскальных рисунков выставлены на всеобщее обозрение в Музее древней истории и археологии в приморском городе Сантандере, в 30 км от пещеры Альтамира. Музей принимает гостей во все дни, кроме понедельника. Он открыт: с мая по октябрь с 9.30 до 20.00, с ноября по апрель с 9.30 до 18.00. По воскресеньям и в праздники экспозиция закрывается в 15.00.
Как добраться
Из России до Сантандера можно долететь с пересадкой в Лондоне или Мадриде. Ближайший к городу аэропорт расположен в 18 км, в Мальяно. От аэропорта до Сантандера добираются на электропоездах, рейсовых автобусах и такси. Сантандер – крупный морской порт, поэтому сюда три раза в неделю ходит морской паром. Дорога от английского Плимута до Сантандера занимает сутки. Из города до пещеры Альтамира можно доехать на такси.
Альтамира
Из Википедии — свободной энциклопедии
Альтами́ра (La cueva de Altamira) — пещера в Испании с полихромной каменной живописью эпохи верхнего палеолита (Солютрейская культура). Находится на одноимённом лугу в 2 км от центра городка Сантильяна-дель-Мар в Кантабрии, Испания, в 30 км западнее Сантандера.
С момента своего открытия в 1879 году пещера была исследована всеми ведущими специалистами-палеонтологами каждого из периодов палеолита.
Стиль большей части рисунков принадлежит к так называемой франко-кантабрийской школе, которая характеризуется реализмом представленных фигур. Полихромная живопись и рисунки чёрного, красного и охрового цветов показывают изображения животных и антропоморфов, а также абстрактные и беспредметные изображения.
Полихромный потолок получил такие оценки, как «Сикстинская капелла» первобытного искусства, «…самое необычное проявление палеотического искусства…», «…декорированная пещера, которая обнаружена первой и остается наиболее прекрасной до сих пор» и «..если первобытное искусство является примером больших художественных способностей, пещера Альтамира представляет собой самую замечательную работу». Потолок пещеры показывает высокое качество и красоту работы мадленского человека в этом пространстве.
Пещера была объявлена объектом всемирного наследия ЮНЕСКО в 1985 году. В 2008 году объект был расширен 17 другими пещерами Страны Басков, которые теперь включены в список всемирного наследия в комплексе «Пещера Альтамира и наскальное искусство периода палеолита на севере Испании».
Пещера Альтамира и наскальные рисунки каменного века
Пещера Альтамира (в оригинале Cueva de Altamira) — одна из немногих древнейших пещер, в которой отлично сохранилась наскальная живопись каменного века. Рисунки выполнены настолько реалистично, что вначале их даже принимали за подделку. К тому же они полихромные, то есть цветные. Это добавляет им уникальности.
Где находится
Общие сведения о пещере
Вход в пещеру находится в небольшом известняковом холме на высоте 156 метров над уровнем моря.
Температура внутри пещеры около 14 о С. Влажность от 94 до 97%. Причем эти показатели практически неизменны в течение всего года.
Пещера состоит из нескольких проходов и гротов. Общая протяженность 290 метров.
В настоящее время выделяют несколько зон пещеры. Самые значительные имеют собственные имена.
Сразу на входе расположился «вестибюль».
Размеры изображений от 1,4 до 1,8 метра. Кроме бизонов есть гравюры лошадей, оленей и диких кабанов.
Потолок в Большом зале ученые называют «Сикстинской капеллой каменного века».
Интересный факт – это же величественное название археологи относят и к знаменитым первобытным рисункам Пещеры Ласко во Франции.
«Большой Зал непонятных рисунков» — в этой части пещеры можно увидеть абстрактные рисунки. Их назначение пока неизвестно.
Затем идет Галерея, в которой встречаются рисунки, известные как «макароны».
После Галереи следует Комната черного бизона. Здесь нарисован большой черный бизон или зубр, а также лошадь и бык.
Комната черного бизона
«Сала де ла Хойя». Это последняя крупная комната. Она завершается узкой галереей под названием Конский Хвост. Здесь находятся рисунки размером 30-50 см.
Кто на самом деле открыл пещеру Альтамира
Вход в пещеру нашел в 1868 году местный охотник Модест Кубильяс Перас. Его пес застрял в скалах во время погони за добычей. Охотнику пришлось вызволять своего четвероногого друга. Тогда-то он и заметил вход в пещеру. Но особого значения этому не придал. Окрестности имеют карстовый рельеф, и пещер здесь очень много.
Модест упомянул о своей находке графу Марселино Санс де Саутуола, которому принадлежали эти земли.
Саутуола был активным поклонником археологии, но и он не обратил внимания на открытие очередной пещеры. Только в 1876 году граф решил заглянуть в пещеру. Правда заходить далеко он не стал, и потерял к ней интерес.
Посетив в 1878 году археологическую экспозицию Всемирной выставки в Париже, Марселино вспомнил, что у него есть неисследованная пещера.
В 1879 году, взяв с собой 9-летнюю дочь Марию, граф отправился в пещеру, в надежде найти хоть какие-то древние артефакты. На стенах он увидел некоторые знаки и повторяющиеся черные полосы. А вот его дочь, подняв голову, обнаружила на потолке пещеры самые настоящие картины. Слова ребенка «Смотри, папа, волы!» фактически стали открытием нового исторического места с наскальной живописью. Поэтому мы считаем, что пещеру, вернее сказать рисунки в пещере Альтамира, открыла именно Мария Санс де Саутуола.
Копия потолка Большого Зала
Научные споры
Марселино очень воодушевило открытие. Он пригласил археолога Хуана Виланова-и-Пьера. Вместе они исследовали и описали рисунки пещеры. В 1880 году выпустили небольшую брошюру, посвященную открытию. В совместной работе были представлены все результаты исследований. Рисунки они относили к эпохе позднего Палеолита.
Однако научное сообщество приняло это событие прохладно. Многие ученые обвинил Саутуолу в подделке изображений. Аргументы сводились к тому, что живопись сохранилась в отличном состоянии. Да и цветные наскальные изображения тогда воспринимались как фальшивка.
К сожалению, признание и слава первооткрывателя пришла к Саутуоле только после его смерти. Он умер в 1888 году. А через несколько лет похожие рисунки нашли в других пещерах. Таким образом, научный мир признал ошибку и подтвердил подлинность наскальных изображений в Альтамире.
Эмиль Картальяк (один из ярых противников подлинности рисунков Альтамиры) после изучения пещеры в 1902 году, написал статью в научный журнал L’Antropologie. Она называлась La grotte d’Altamira. Mea culpa d’un sceptique, дословно «Пещера Альтамира, Моя вина скептика». В ней он полностью поменял свое мнение о пещере. Эта статья стала фактическим признанием подлинности картин Альтамиры.
1985 года пещера является объектом всемирного наследия ЮНЕСКО.
Интересный факт — 1 апреля 2016 года вышел фильм «Альтамира» с Антонио Бандерасом в главной роли. Фильм рассказывает об истории открытия пещеры и проблемах ее принятия научным миром.
Возраст рисунков
Большая часть наскальных изображений принадлежат Мадленской и Солтюрейской культурам. Но есть некоторые рисунки, которые относят к Граветтской и ранней Ориньякской культурам. По данным ученых, сама пещера использовалась человеком не менее 22000 лет (то есть период 35600 – 13000 лет назад). Это время относится к периоду позднего палеолита.
Около 13000 лет назад оползень запечатал вход в пещеру. Это позволило сохранить бесценные картины древности.
Как рисовал первобытный человек
Наскальная живопись пещеры Альтамира выполнена древесным углём, желто-красной охрой, гематитом и другими натуральными красками.
Интересна техника нанесения рисунков. Древние художники рисовали не только пальцами, но и специальными приспособлениями. Скорее всего, это были примитивные кисти, палочки или кусочки кожи.
Выступы и впадины на потолке и стенах мастерски использовались художниками для придания естественного объема будущих рисунков. Возможно это первый 3D эффект в истории человечества.
Для рисунков в пещере характерны четкие продуманные линии. Они нанесены буквально одним движением без отрыва от поверхности. Большинство рисунков выполнено с фотографической точностью.
Ученые до сих пор спорят о назначении этих рисунков. Основные версии сводятся к первобытной религии. Возможно, создавая такие картины, древний человек совершал обряд плодородия или удачной охоты. Не исключено, что люди просто рисовали обычные сцены из своей повседневной жизни.
Пещера Альтамира в туризме
Изначально оригинальная пещера стала привлекать множество посетителей. Причем не только ученых, но и туристов. В 1960-70-х годах пещеру ежедневно посещали до 1500 человек. За 1973 год здесь побывало 174 000 человек.
Естественно это сказалось на внутреннем микроклимате. Температура и влажность стала меняться. В результате на сводах пещеры появилась плесень.
В 1977 году пещеру закрыли. Открыли её только через 5 лет, но значительно ограничили число посещений. С 1982 года не более 20 человек в день могли посещать это уникальное место.
Желающих побывать в пещере оказалось гораздо больше. Запись на посещение растянулась на несколько месяцев. Несмотря на ограничения, наскальная живопись вновь начала портиться.
Не все рисунки хорошо сохранились
В 2002 году пещеру снова закрывают на реконструкцию.
Интересный факт — В 2015 году испанский монетный двор выпустил монету, достоинством в 2 евро, посвященную пещере Альтамира. На ней изображен бизон.
Копия пещеры Альтамира
Чтобы показать всем желающим живопись каменного века, в 2001 году рядом с пещерой построен Национальный Музей и Исследовательский Центр Альтамира.
Главной особенностью музея стала точная копия Большого Зала пещеры. Она воспроизводит рисунки оригинальной пещеры. В отдельной экспозиции представлены копии рисунков из других частей пещеры. Реплика наскальной живописи выполнена Педро Саурой и Матильдой Музвиз из университета Мадрида. Художники применяли те же краски, материалы и приемы, характерные для оригинальных рисунков.
Создание копии пещеры Альтимара
В городе Сантандер также есть музей, в экспозиции которого присутствуют рисунка пещеры Альтамира. Кроме этого, такие копии есть в музеях Германии и Японии.
Как попасть в пещеру Альтамира
С 2015 года в оригинальную пещеру может попасть только 5 человек в неделю. Никаких очередей и записи нет. По пятницам проводится обычная лотерея среди всех посетителей музея Альтамиры.
Для победителей по пятницам проводится 37-минутная экскурсия.
Подробную информацию о времени посещения музея, стоимости и транспортных маршрутах можно узнать на Официальном сайте достопримечательности.
Пещера Альтамира – Сикстинская капелла каменного века
Одна из самых известных в мире пещер с наскальными рисунками времен Палеолита находится на севере Испании, в 30 км от города Сантандер. Альтамира – так называется пещера, которую открыл испанский археолог-любитель в конце 19 века. С 1985 года пещера с ее поистине художественной росписью внутри включена в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Кстати, теперь считается, что техники, которые открыли художники-импрессионисты, уже были известны нашим далеким предкам, а рисунки пещеры Альтамира наглядно это подтверждают.
Длина пещеры: 270 м
Главный зал: 18 м в длину и от 2 до 6 м в высоту
Вход в пещеру: на высоте 158 м над уровнем моря
Возраст рисунков: 35 000-13 000 лет до н.э.
Как « научная афера » оказалась великим открытием
Пещера находится на территории, которая раньше принадлежала графу Марселино Санc де Саутуола. Именно он считается человеком, обнаружившим на сводах пещеры удивительные рисунки. Хотя, на самом деле, это открытие принадлежит его дочери Марии, которой на тот момент было 9 лет, – именно она, попав в пещеру, посмотрела наверх и указала отцу на разноцветные изображения животных.
Но ученые-современники лишь обвинили графа в огласке недостоверной информации и в фальсификации рисунков. Они долго опровергали теорию о том, что пещерные изображения принадлежат к каменному веку. Деятели науки не могли поверить в то, что древние люди были настолько развиты, что могли создавать подобные шедевры в условиях полной темноты внутри пещеры.
Лишь после смерти Марселино его открытие признали великим. Подобные наскальные росписи были обнаружены в разных уголках Европы и Азии. Самые известные места с древними рисунками: пещера Ласко во Франции (1940), Капова пещера на Урале (1959), грот Дель Ромито в Италии (1961), пещера Руффиньяк во Франции (1956), пещера Хоит-Цэнкер Агуй в западной Монголии (1972), и др.
Стиль художников эпохи Палеолита
Самое любопытное место в пещере – потолок одного из ее пространств, площадью в 100 кв. м. Весь он покрыт изображениями более 20 животных: быков, оленей, лошадей, бизонов… Роспись дополняют фрагменты на стенах.
В рисунках видна твердая рука художника, который наносил очертания животных едиными линиями, без поправок. Мастер использовал естественные краски: уголь, охра, гематит, и др. Но из такого небольшого выбора цветов получились удивительно многообразные оттенки. Кстати, в пещере была найдена раковина, которая, судя по всему, использовалась древними художниками в качестве палитры.
Рисунки расположены на рельефной поверхности так, что кажутся объемными. А при свете костра, с бегающими по стенам и потолку тенями, и вовсе такое ощущение, что животные двигаются!
Посещение пещеры: счастливый билет
Пик посещаемости пещеры был отмечен в 1960-1970-х годах, когда каждый день внутрь заходило до 1500 посетителей. О такой толпы людей температура в пещере стала меняться, воздух стал более влажным и на разрисованном камне начала появляться плесень. Пещеру пришлось закрыть на реставрацию в 1977 году. В 1982 ее снова открыли, но ограничили количество посетителей до 20 человек в день. Сразу же образовались очереди на вход в пещеру, расписанные на много месяцев вперед. Но и это не спасло наскальные рисунки, которые продолжали медленно терять свой цвет и текстуру. В 2002 году пещеру Альтамира закрыли во второй раз.
26 марта 2015 года было решено ввести особый режим посещения пещеры. Теперь раз в неделю организуется вход для пяти человек, с особым сопровождением и под строгим контролем в плане освещения пространства. Разработанный маршрут длительностью в 37 минут захватывает все самые интересные места пещеры и дает возможность рассмотреть все детали.
Пятерых счастливчиков выбирают путем жребия из числа посетителей музея пещеры Альтамира, которые пришли туда в день, назначенный для экскурсии в саму пещеру. В процессе отбора участвуют все, кто приобрел билет в музей в этот день до 10:30. Победителей объявляют в холле музея в 10:40.
Чтобы попасть внутрь пещеры, нужно быть старше 16 лет и вместе с выигранным билетом принять условия посещения. Сейчас экскурсии в пещеру осуществляются каждую пятницу. Возможные изменения в расписании публикуются заранее на сайте музея: museodealtamira.mcu.es
Пещерный музей: свободный доступ к копиям рисунков
Атмосфера пещеры Альтамира и точные копии ее наскальных рисунков воссозданы в музее, вход в который доступен всем.
Для детей музей регулярно проводит мастер-классы, во время которых они могут преобразиться в наших предков – охотников на оленей. В отдельной зоне проходят уроки рисования. А иногда музей организует концерты классической музыки для всей семьи. Расписание мероприятий обновляется на сайте каждый месяц: museodealtamira.mcu.es
Как добраться до музея
Музей находится в регионе Кантабрия, в городке Сантильяна дель Мар.
На территории музея есть бесплатная охраняемая парковка для автомобилей и автобусов. Парковка открывается по рабочим дням музея в 9:30.
Адрес: Avda. Marcelino Sanz de Sautuola s/n, Santillana del Mar (Cantabria)
Время работы музея: со вторника по субботу с 9:30 до 20:00, по воскресеньям и праздникам с 9:30 до 15:00 (май-октябрь), со вторника по субботу с 9:30 до 18:00, по воскресеньям и праздникам с 9:30 до 15:00 (ноябрь-апрель).
Стоимость входа: 3€, бесплатный вход по субботам после 14:00 и по воскресеньям целый день
Центр услуг в Испании
Центр услуг для жизни и бизнеса «Испания по-русски» – это Ваш гид в мире индивидуального туризма. Организация туров, маршрутов, поездок, билеты на различные события, экскурсии с лучшими гидами, организация праздников. Услуги для взыскательных клиентов.
Пещера Альтамира
Альтамира — уникальная пещера в Испании, на стенах которой сохранилась разноцветная каменная живопись эпохи позднего палеолита. Находится пещера в 2 км от города Сантильяна-дель-Мар в Кантабрии. Рисунки Альтамиры одни из важнейших доказательств, свидетельствующих о существовании первобытного искусства. В 1985 году включена в список объектов ЮНЕСКО.
Картины и рисунки пещеры в основном принадлежат Мадленской и Солтюрейской культурам. Как показали радиометрические методы датирования, пещера использовалась в течение различных периодов времени, примерно 35 600—13 000 лет назад, пока главный вход в пещеру не был заблокирован оползнем. Полихромная живопись и рисунки чёрного, красного и охрового цветов показывают изображения животных и антропоморфов, также имеются абстрактные и беспредметные изображения.
Пещера Альтамира протянулась на 270 м и состоит из сдвоенных коридоров и залов. Самое главное помещение имеет длину 18 м и высоту потолка от 2 до 6 м. Наскальные изображения можно увидеть не только в главном зале, но и в коридорах, и в других залах. На рисунках изображены лошади, бизоны, кабаны, отпечатки ладоней и др. Они выполнены охрой, углём, гематитом и другими естественными красками. Похожие изображения имеются в пещерах Скандинавии и Северной Италии.
Впервые пещера Альтамира была обнаружена в 1868 году охотником Модестом Кубильясом Перасом, который случайно нашёл вход, пытаясь освободить своего пса, застрявшего расщелине. В то время местные жители никак не отреагировали на эту новость.
В 1879 году археолог-любитель Марселино Санс де Саутуола вместе с 9-летней дочерью Марией случайно открыли пещеру с рисунками. Пещера была раскопана Саутуолой и Хуаном Виланова-и-Пьера — археологом из Мадридского университета. В 1880 году они опубликовали результаты раскопок, где отнесли рисунки к эпохе палеолита. Другие учёные обвинили Саутуолу в фальсификации рисунков, пока позже не были открыты другие рисунки. Раскопки в пещере продолжались с 1902—1904, 1924—1925 и 1981 гг.
В 1960—1970-х гг. эту уникальную достопримечательность посещало огромное количество туристов, до 1500 человек в день, что привело к появлению плесени на рисунках из-за влажности. В 1977 году власти закрыли пещеру на реставрацию и вновь открыли только в 1982 году, ограничив доступ до 20 человек в день. Очередь на посещение приходилось ждать до трёх лет. В 2002 году, снова после обнаружения плесени на рисунках, пещера была закрыта для посещений.
В 2001 году в одноименном музейном комплексе Альтамира, который располагается рядом с пещерой, были открыты копии знаменитого живописного панно Большого плафона, а также других изображений пещеры, позволяющие ознакомиться с рисунками, не посещая основную пещеру в целях сохранения редчайшего первобытного искусства.
Гений места: Архангельская область
Ломоносов, ледяные пещеры, каргопольская игрушка, Соловецкий монастырь, СЛОН — что ни слово, то история, великая или трагическая. Телеканал «Моя Планета» — о самых главных местах Поморья.
Одним из первых российских путешественников можно смело назвать Михаила Васильевича Ломоносова. Зимой 1730 года он предпринял поистине экстремальный поход — отправился пешком в Москву из своей родной Архангельской земли, по морозу да по сугробам. Зимы тогда были суровые, не то что сейчас. Добирался Ломоносов целых три недели. В итоге дошел, стал великим русским ученым и прославил свою родину на всю страну. Сегодня мы отправимся по стопам Михаила Васильевича, только в обратном направлении — из Москвы в Архангельскую область.
АРХАНГЕЛЬСК: ПЕШЕХОДНЫЙ ЦЕНТР И СУДОВАЯ ВЕРФЬ
Архангельск начинается с Чумбаровки. Названа она в честь пролетарского писателя, революционера Федора Чумбарова-Лучинского. А горожане, которые красиво зовутся архангелогородцами, ее Чумбаровкой прозвали. Улица эта — своего рода музей под открытым небом: на ней собраны деревянные дома со всего города, многие из них в буквальном смысле были сюда перевезены. И теперь, гуляя по Чумбаровке, вполне можно представить, каким был Архангельск давным-давно. А сколько тут всевозможных скульптур! Вот на пересечении с улицей Поморская — памятник самому популярному на улице архангелогородцу Сене Малине, крестьянину-помору, герою сказок Степана Писахова, который небылицы сочинял не хуже барона Мюнхгаузена.
Здесь же и магазинчиков достаточно. Самое время сувениров купить и пирогов всяких. Например, с лесными грибами, палтусом, творогом. Калиточки с облепихой, морошкой, шаньги прямо из печки. И не забудьте кофе попить. Кофе для Архангельской области — напиток особенный, потому что проник он в нашу страну именно через эти края, город Мезень. Только здешние жители не знали, как его пить, и заваривали так же, как чай, — в самоваре. А чтобы вкус был более изысканным, в чашку соль добавляли.
Архангельский край неслучайно Поморьем называют: морей вокруг много, целых три. Но обычно с чем моря ассоциируются? С солнцем, пляжем, теплой соленой водичкой. А тут все другое — тут север. Посмотрим, как у северных морей люди жили и живут. Начнем, пожалуй, с Северной Двины. Ее набережная в Архангельске — место популярное, в том числе и зимой. Горожане с детьми гуляют, на лыжах катаются.
Совсем недалеко расположена памятная стела в честь 400-летия основания Архангельска. В конце XVI века на берегу Северной Двины возвели крепость, а неподалеку — пристань корабельную. Вот так Архангельск стал первым морским портом России и центром русской внешней торговли, приносившим больше половины доходов государственной казны.
С момента основания и по сей день суда в городе — полноправные жители. Одни с наступлением холодов встают на прикол, а другие трудятся круглый год. Чтобы они могли без проблем ходить по Северной Двине даже зимой, ледоколы каждый день занимаются своими прямыми обязанностями. А самое большое скопление кораблей — на заводе, который располагается в городе на острове Соломбала. Построить судостроительную верфь здесь решил еще Петр I. И старейшая в России верфь по сей день работает: на ней по-прежнему суда и строят, и ремонтируют. На заводскую территорию попасть можно — с экскурсией. И сделать это надо обязательно, сейчас поймете почему.
Справедливости ради стоит сказать, что Петр I в истории Архангельска сыграл двоякую роль. Начав строить тут флот, он вдохнул в город новую жизнь, а потом буквально перекрыл ему кислород. После основания Санкт-Петербурга государь запретил всю внешнюю торговлю через Архангельск и практически полностью похоронил этот город как главный внешний морской порт.
ЛОМОНОСОВО: МУЗЕЙ УЧЕНОГО И РЕЗЬБА ПО КОСТИ
Изначально Архангельск носил название Новохолмогоры и являлся своего рода филиалом Холмогор, которые на тот момент были столицей Двинской земли. Только в 1702 году эти города поменялись местами, и административным центром стал Архангельск. Холмогоры вообще одно из старейших поселений Поморья: город известен с XVI века. Первоначально он находился в подчинении у Великого Новгорода. Через Холмогоры осуществлялась торговля новгородцев с Севером. Уже тогда здесь начало зарождаться судостроение, но лишь в частном порядке. А прославил холмогорскую землю на весь мир ее уроженец — великий ученый Михаил Васильевич Ломоносов.
Село Ломоносово совсем небольшое, обойти его можно буквально за час. А между тем образовалось оно из двух деревень: Денисовки и Мишанинской.
В последней и родился в 1711 году Михайло Ломоносов. Именем Ломоносова здесь, на его малой родине, очень много всего названо: и населенные пункты, и улицы, и учреждения, и даже алмазные месторождения, и музей его, конечно, есть. Находится он там, где когда-то располагался дом семьи Ломоносовых. Сам дом не сохранился, но, рассматривая экспонаты, можно представить, как выглядела тогдашняя деревня и как рос будущий ученый. Семья была не бедной и не богатой — зажиточной. Отец грамоты не знал, но смог добиться больших успехов.
Но музей рассказывает не только о детстве великого ученого. Здесь можно проследить весь жизненный путь Михаила Васильевича — буквально от купели и до самых больших его научных достижений. Один макет химической лаборатории чего стоит. Она была создана по инициативе Ломоносова и стала первой в России научной и учебной лабораторией.
Впрочем, эти места прославил не только Ломоносов. Еще один местный бренд общероссийского значения — резьба по кости. Работам холмогорских мастеров-косторезов в музее посвящен отдельный зал. Промысел зародился в XVII веке и со временем стал самым настоящим явлением в культурной жизни нашей страны. Чего только не делают из кости холмогорские мастера: ларцы, бокалы, украшения, статуэтки и даже мебель. Ремеслу обучаются три года в профессиональном училище. Ну а туристу на мастер-классе дают попробовать сделать что-то самое простое.
Надо сказать, резные изделия из кости очень недешевые. Ну, во-первых, материал дорогой, особенно если это моржовая или мамонтовая кость. А во-вторых, сами видели — ручная работа.
ПИНЕГА: ЛЕДЯНЫЕ ПЕЩЕРЫ И СТОЙБИЩА ОЛЕНЕВОДОВ
Еще более древнее, чем Холмогоры, — поселение Архангельской области Пинега. Здешний народ чудь покорили новгородцы, и впервые село упоминается в 1137 году уже в составе Новгородских владений. Издавна символом этих мест считаются рябчики, они даже украшают герб Пинеги. Рябчиков тут было так много, что их каждый год тысячами увозили в Москву и Петербург, в том числе к царскому столу. Также известно это село как место ссылки. Среди самых известных пинежских каторжан — маршал Климент Ворошилов, князья Голицыны и писатель Александр Серафимович.
Каменные купеческие дома, деревянные мостовые, тихие улочки да дымок из труб. Пинега сейчас — это типичный северный поселок, который живет своей спокойной и размеренной жизнью. Гордость этих мест — пещеры. Сотни пещер.
Большинство их находится на территории Пинежского заповедника и в охранных зонах. Попасть туда проще всего с экскурсией, которая включает в себя и доставку до места, и согласование с администрацией заповедника, и услуги гида.
Каждая из пещер имеет свое имя. Образовались они еще в ледниковый период. Десятки тысяч лет назад, когда таял ледник, вода просачивалась сквозь земные слои и образовала под землей древние тоннели. Эти пещеры — русло подземной реки. Летом сюда не пробраться — все залито водой. А вот зимой — самый сезон! Застывшая вода образует удивительной красоты сталагмиты, сталактиты и даже сталагнаты, соединяющие «пол» и «потолок».
Существуют и другие версии образования пещер. Может, и менее научные, зато более красивые. Если верить легендам, после прихода славян здешний народ чудь буквально исчез с лица земли. На самом же деле он скрылся под землей в Пинежье, а вышел на свет белый уже у Белого моря. Так вот пещеры — это подземные тоннели, по которым и ушла чудь от недругов.
А еще здесь, в Пинежье, можно познакомиться с коренными северными народами. Живут они обычно около морей, а сюда на зиму приходят оленей кормить, потому что здесь ягеля много. И у туристов есть прекрасная возможность увидеть, как живут настоящие оленеводы. Вот чумы. Внешне больше напоминают обычную палатку, а внутри — настоящий дом на три зимних месяца. Верхнюю одежду здесь не носят: тепло, печка топится, она и греет, и кормит. Каждый житель поселка занят делом. Мужчины — профессиональные оленеводы, а женщины сами называют себя чумработницами. Уборка, готовка, работа (работой называют уход за животными), в свободное время — шитье. Шить здесь обязана уметь каждая — в тундре без этого никак. Шубки-малицы, меховые пимы (обувь) делают сами.
В каждом чуме живет по одной семье. Вместе с людьми квартируются и собаки. Оленей в чумы не пускают. Они пасутся в тундре — добывают ягель из-под снега. Но эти рогато-мохнатые умники уже знают: раз приехали туристы, жди чего-нибудь вкусненького.
Архангельская область — самый большой регион европейской части России. По своим размерам он сравним с крупнейшими странами Европы — Францией и Испанией. Крайняя северная точка этой области, а также России, Европы и Евразии находится на острове Рудольфа на мысе Флигели. 2500 км отделяют эту точку от достопримечательности на юге Архангельской области — старинного городка Каргополь.
Площадь Архангельской области — 589 913 км²
Площадь Франции — 547 030 км²
Площадь Испании — 504 782 км²
Прошлое Каргополя и Пинеги во многом похоже. Они ровесники, Каргополь всего-то на девять лет моложе, первый раз он упоминается в 1146 году. Оба места были во власти Великого Новгорода, оба были местом ссылки. Однако Каргополь в Средние века был городом гораздо более крупным и более значимым. Тут шла бойкая торговля рыбой и солью.
Эта полоскальня не единственная. Есть и другие. Сейчас-то с водой попроще, а когда-то у входа выстраивались длинные очереди, причем даже в самые лютые морозы. Ну а мы отправляемся в музей Каргопольской игрушки, который создал Владимир Дмитриевич Шевелев — потомственный гончар-игрушечник.
У каждого мастера свой конек. Ульяна Палкина придумала легендарного Полкана, который по сей день остается здесь самым популярным глиняным персонажем. А у Владимира Дмитриевича своя фирменная игрушка — ворона. Оказывается, раньше игрушки изготовлялись «между делом» — из глины, что оставалась от горшков, квашней, крестьяне лепили фигурки и продавали их на ярмарке вместе с посудой. Вручную лепили. Техника веками отработана.
Традиционная каргопольская игрушка очень архаична и немного напоминает поделки художников каменного века. Формы просты, местами грубоваты, цвета минимальны. Раскрашивать красками изделия стали позже, в старину же использовали известь и сажу или просто сразу обжигали. Максимальный декор — продавленный прямо в глине.
Каргополь — город атмосферный. От музея уютные улочки выводят в центр, на Соборную площадь. Здесь располагается старейший городской храм — Христорождественский собор, который построили новгородцы в середине XVI века. Обязательно нужно зайти внутрь. Там есть на что посмотреть: на внушительных размеров пятиярусный иконостас, огромную железную руку, когда-то державшую паникадило, и икону «Страшный суд», которая произведет впечатление на кого угодно. И постоять рядом необходимо, послушать чистейший церковный перезвон.
Омывается территория Архангельской области морями Северного Ледовитого океана: Белым, Баренцевым и Карским. В них впадают практически все реки региона. Так, река Онега, у истока которой расположен Каргополь, впадает в Онежский залив Белого моря, или Студеного, как его называли раньше. Это одно из самых маленьких морей, омывающих нашу страну. Его главная достопримечательность — Соловецкие острова, гордость и визитная карточка всей Архангельской области.
Есть старинная поморская легенда о появлении Соловецких островов. Она рассказывает, что как-то в начале весны пошли охотники на забой тюленей. А когда возвращались назад, путь им преградил ледоход. Испугались поморы неминуемой смерти посреди Белого моря и стали молиться. Смотрят, а вдали что-то виднеется. Пошли они по льду и выбрались на землю, которой не было здесь никогда прежде. С тех пор и стали говорить поморы: чудо-земля выросла посреди Белого моря для спасения людей.
Холод здесь царит большую часть года. Тех, кто прибывает на остров, встречает ледяная пустыня Белого моря, простирающаяся на километры вокруг. Но, говорят, чтобы понять и почувствовать, что такое Соловки, нужно приехать сюда именно в непогоду, зимой, когда бушуют ветра, скачет давление и почти нет солнечного света. То есть это такая проверка на прочность. И тем, кто ее проходит, Соловки являют свои чудеса. Посмотрим.
Представьте только: первая половина XV столетия, девственные места, ни людей, ни построек. И вот отшельники Герман и Савватий приплывают сюда на лодочке, имея под рукой лишь то, что в ней могло уместиться. Строят келью на берегу и приступают к молитвам. Так начинается история Соловецкого монастыря, одного из самых значимых и влиятельных на Руси. Ее продолжали Герман уже с другим преподобным — Зосимой.
Ну а потом возникли эти стены. Их начали возводить по указу сына Ивана Грозного Федора Иоанновича в 1582 году. Тогда было решено сделать из Соловецкой обители надежный форпост на северных рубежах Российского государства.
Начиная с XVI века монастырь служил еще и царской тюрьмой. В его студеные камеры попадали провинившиеся политические деятели и служители церкви. Сначала в монастыре не было специальных мест для содержания узников, использовали какие-то подсобные помещения, например первый ярус сушила. Или бойницы для пушек. Настилали пол, делали лавки. Темно здесь, окошки маленькие, арестант мог смотреть только на монастырское кладбище, что не прибавляло оптимизма. А в советское время на Соловках наступил сущий ад. В 1920 году монастырь на островах сменил один из первых в нашей стране лагерь особого назначения.
После монастыря мы заглянули в Морской музей, изучили экспонаты, рассказывающие о жизни поморов — потомков финно-угорских племен, а также славян, пришедших осваивать эти северные территории. Со временем их культуры объединились, так и получились поморы. А вообще, тот, кто побывал в Архангельской области, уже сам в какой-то степени помор, потому что помор — это не народность даже, а состояние души.
Купол в концертном зале (Дворец каталонской музыки, Барселона)
«Менины» Веласкеса, или как почувствовать себя королем
Добро пожаловать на картину Диего Веласкеса «Менины». Немного криповато, как герои на нас смотрят, правда?
На полотне обычный день из жизни маленькой принцессы в 1656 году. Фрейлины (на испанском как раз «менины») подают девчонке попить: по правилам тех лет, сама она взять водички не могла – только слуги, и только с поклоном.
Рядом тусуются карлики, еще одни персонажи, без которых не обходился ни один королевский двор. Маленькая девушка хвастается своим орденом, паренек пинает собаку (а вот это некрасиво).
Маленькая девочка, Маргарита – дочка испанского короля и большая надежда рода Габсбургов. Художник ее очень любил и часто писал с ней портреты. Тут она как лучик света в темной мастерской автора)
Рядом со всей компашкой стоит сам Веласкес – величавый художник, вышедший из небогатой португальской семьи в испанские дворяне. В конце жизни он получит высшую государственную награду – орден Сантьяго, и позже медаль на грудь Диего добавит другой художник по указу короля.
Кого пишет Веласкес? А вы посмотрите на зеркало – там отражаются Филипп IV и королева Марианна Австрийская. И тут приходит осознание: мы же смотрим на все глазами венценосной четы!
Веласкес сжимает, но ему можно:
Удивительная работа. Художник смог и рассказать про себя, и позволить зрителям немного побыть королевских кровей)
«Менины» по-настоящему культовая картина. Правда изначально название было «Портрет императрицы с ее фрейлинами и карликами», после пожара в 18 веке стала называться «Семья короля», и уже в 19 веке получила свое название в каталоге музея Прадо. Многие испанские художники выражали респект Диего, включая известных Пикассо и Дали.
Для Пикассо это была чуть ли не личная история. Картина сильно повлияла на его выбор стать художником, а через 60 лет написал целую серию на тему «Менин». Только у Пикассо фигура художника становится намного важнее, ну и техника совсем другая))
Шедевры наскальной живописи
Пещера Шове (Франция)
Эту уникальную археологическую достопримечательность обнаружил в 1994 году французский спелеолог Жан Мари Шове.
В пещере было обнаружено более 300 наскальных рисунков лошадей, львов, носорогов, волков, бизонов и других животных. Радиоуглеродная датировка показала: возраст отдельных «полотен» составляет 30-33 тыс. лет. Поражает и сохранность рисунков. Судите сами:
Рисунки в пещере Шове / EOL Learning and Education Group
Рисунки в пещере Шове / ©Flickr
Увы, увидеть их может далеко не каждый – пещера закрыта для посещений во избежание разрушения хрупких картин. Ведь испортить их способно малейшее изменение света, температуры и влажности воздуха. Даже археологи могут находиться там всего несколько часов. А вот немецкому режиссеру Вернеру Херцогу повезло: он даже снял документальный фильм об этой картинной галерее – «Пещера забытых снов».
Эта скала, расположенная неподалеку от города Монтиселло (штат Юта), считается одним из самых внушительных каменных «полотен», на котором на один квадратный метр приходится огромное количество петроглифов. Всего на скале насчитывается около 650 изображений.
Нанесли их, как предполагают ученые, древние индейцы доколумбовых культур Фремонт и Анасази. Велика вероятность, что петроглифы высекались как в древнюю эпоху, так и после знакомства с европейцами. Считается, что рисунки рассказывают об охоте на кабанов, мамонтов и бизонов, а также о приручении лошадей и быков, изобретении колеса и других орудий труда.
Наскальные рисунки в Ньюспейпер-Рок / ©Cacophony
Дословно название пещеры можно перевести как «Пещера рук», поскольку на ее стенах запечатлены отпечатки сотен ладоней (800 изображений), причем 90% из них – левые. Отпечатки были сделаны от 13 тыс. до 9 тыс. лет назад, предположительно путем распыления краски вокруг кисти.
Больше всего рук можно увидеть у самого входа в пещеру. Складывается впечатление, будто они служат приветствием для входящего. Есть также мнение, что изображения рук у древних индейцев символизировали переход во взрослую жизнь, поэтому в этом почитаемом предками индейцев месте отпечатаны ладони мальчиков-подростков. Помимо рук в пещере есть и рисунки животных – страуса-нанду и гуанако, а также петроглифы.
Пещера рук / ©Flickr
Эту пещеру, что на севере Испании, еще называют «Сикстинской капеллой первобытного искусства». Возраст рисунков эпохи палеолита насчитывает порядка 20 тыс. лет. Для придания цвета древние художники пользовались углем и охрой, а для объема – естественными выступами и углублениями в стенах пещеры. Рисунки здесь настолько хороши, что научное сообщество поставило под сомнение их подлинность, обвинив первооткрывателя пещеры Марселино де Саутуолу в подделке. Лишь после смерти археолога в 1902 году было установлена подлинность рисунков.
Сегодня в связи с разрушением изображений пещера закрыта для туристов. Вместо этого в 2001 году в музейном комплексе, расположенном рядом с Альтамирой, открылись копии панно Большого плафона.
Рисунок в пещере Альтамира / ©Rameessos
Крупнейшая и единственная из открытых для туристов «выставок» наскальной живописи находится под открытым небом в 4 км от города Альта, недалеко от Северного полярного круга. 5 тыс. изображений животных (рыб, оленей), самих охотников и рыбаков, религиозных обрядов и просто танцевальных сюжетов, открытых в 1970-х годах, доказывают, что в период с 4200 до 500 лет до н.э. эти места тоже населяли люди.
3 тыс. рисунков (как раз тех, что расположены под открытым небом) внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Наскальная живопись в городе Альта / ©Ahnjo
Урочише Калбак-Таш (Тялбак-Таш), расположенное на правом берегу реки Чуи на 723 километре от Чуйского тракта, – крупнейшая коллекция петроглифов в Горном Алтае. Урочище протянулось на 10 км и насчитывает более 5 тыс. рисунков и рунических надписей. Самыми популярными являются рисунки живых существ: быков, оленей, волков, барсов и прочих животных, распространенных в этих местах.
Урочище было святилищем для людей разных эпох – от неолита (VI-IV тыс. до н.э.) до древнетюркского периода (VII-X вв. до н.э.).
Наскальная живопись в урочище Калбак-Таш / ©Zouave M.
Пещеры всех людей
Самый большой, самый населенный, самый известный «дом» наших предков. Святая святых антропологов. Заповедник сенсаций археологов. Культурный объект особой ценности и всемирного наследия ЮНЕСКО. Находится в Испании, в районе города Бюргос.
Предвестниками долгой славы пещеры стали находки, сделанные на ее территории еще в XIX веке. В 1868 году здесь началось строительство железной дороги из горного массива Сьерра-де-ла-Деманда, где добывались руда и уголь. В этой местности должна была пролегать узкоколейка. Для ее постройки понадобилось прорубить в скалах траншею. Тогда-то и явился миру настоящий склад древних останков.
Впрочем, постоянные раскопки начались в пещере только в 1970-х. Вначале здесь, правда, находили кости животных (амфибий, ящериц, голубей, млекопитающих, этрусских носорогов, кабанов, ланей и др.). А в 1994 году впервые наткнулись на гоминид. Это оказались самые важные и самые древние в Европе свидетельства эволюции человеческого рода. Останки, которые сохранила пещера, датируются временем от почти миллиона лет назад до бронзового века. Народу здесь жила тьма: от Homo antecessor, гейдельбергских людей до нас – сапиенсов.
Пещера Сьерра-де-Атапуэрка / ©Flickr
Пещера сохранила не только кости, но и орудия труда – всего 100-200 каменных артефактов олдованского облика (олдувайская (олдованская), или галечная, культура – наиболее примитивная культура обработки камня, когда для получения острого края камень просто раскалывался пополам; возникла около 2,7 млн лет назад. Исчезла примерно 1 млн лет назад; первые галечные орудия начали изготавливать еще австралопитеки – NS).
Интересно, что условия захоронения указывают на возможный каннибализм. Не исключено, что и люди, и животные, найденные здесь, были съедены. Их кости свалены в одну кучу. Вопрос в том, был ли это обычный или ритуальный каннибализм. Если последний, то это, как ни крути, уже зачатки культа, а с ним и религии.
Homoantecessor (дословно «человек-предшественник»; жил 1,2 млн – 780 тыс. лет назад). Невысокий и довольно «изящный» для того времени представитель рода Homo (до 1,6 м ростом). Но уже во многом похож на своих потомков неандертальцев. Обладал развитыми надбровными дугами, массивными нижними челюстями без подбородка (как и у неандертальцев), крупными зубами. Мозг уже достаточно большой – 1000 куб. см. Изготовлял примитивные орудия и «охотился». Правда, основным рационом его была падаль.
Homoheidelbergensis (гейдельбергский человек; 800-130 тыс. лет назад) – прямой предок неандертальцев. Самая полная и наиболее сохранившаяся «коллекция» костей этого вида была найдена именно в пещере Сьерра-де-Атапуэрка. Это уже настоящий «северянин». От африканского «изящества» Homoantecessor не осталось и следа.
Гейдельбергские люди были высоки (1 м 70 см), коренасты, массивны, с выпуклым лицом, тяжелой челюстью и с характерной чертой – без подбородка. А еще у них был большой мозг – до 1400 куб. см. Они изготавливали сложные орудия труда (по ашельской технологии), умели охотиться группами. Причем на крупных животных.
Атапуэрка, Сима де лос Уэсос
Это не дом – это могила. Ниже уровня залегания костей нет. Но более богатого на древние останки места, наверное, не найти (более 1600 человеческих останков). По крайней мере, пока такое не обнаружено.
Пещера представляет собой своего рода шахту, куда, по-видимому, сбрасывали своих покойников уже знакомые нам гейдельбергские люди. Привлеченное запахом разлагающихся тел, сюда же попадало зверье: среднеплейстоценовые медведи Денингера, львы, рыси (лесные кошки), лисы, волки, мелкие куньи и грызуны. Выбраться отсюда они уже не могли. Датировка останков – около 430 тыс. лет назад. Орудий по понятным причинам нет.
Homo heidelbergensis. Реконструкция выполнена Олегом Осиповым специально для портала АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ (в соавторстве со Светланой Шнейтор) / ©Антропогенез.ру
Пещера находится поблизости от Сьерра-де-Атапуэрки (отсюда и похожие названия). Копать здесь начали давно. Еще с 1976 года.
«Что делает пещеру Сима де лос Уэсос уникальной, так это огромная и совершенно беспрецедентная по своей сути коллекция останков древних людей в отложениях на ее дне. С момента ее открытия нам не удавалось найти ни одного такого места, которое принесло бы столь много для изучения вымерших видов древних людей, в том числе и неандертальцев», – так объяснил научную ценность этой пещеры ведущий исследователь Хуан-Луис Арсуага из Мадридского университета Комплутенсе (Испания).
Именно это уникальное место называют пещерой всех людей. Это и понятно. Здесь жили все: неандертальцы, денисовцы и сапиенсы (кроманьонцы – наши прямые предки). Попеременно. И долго.
Пещера находится в Солонешенском районе Алтайского края на берегу реки Ануй. Алтай, как известно, вообще известное излюбленное место обитания древних людей. Именно здесь были найдены останки (несколько зубов и две фаланги пальцев) знаменитого денисовского человека. Здесь и больше нигде. Пока. Хотя кое-какие непонятные, не укладывающиеся ни в одну классификацию черепа нашли в соседнем Китае. Предполагают, что это как раз и могут быть останки денисовцев. Но в тех местах, где они были найдены, очень тепло, поэтому ДНК, увы, не сохранилась (а вот из останков в Денисовой пещере ДНК как раз извлекли и выяснили, что 4,5% генов денисовцев содержатся в крови коренных меланезийцев). Так что сказать доподлинно, разумеется, нельзя. Уже примерно 280 тыс. лет назад в пещере стали жить неандертальцы.
Вообще, пещера известна давно. Еще с XIX века. О ней как об объекте «не представляющем никакого интереса» писал еще миссионер, протоирей Василий Вербицкий. А в 1926 году пещеру посетил художник Николай Рерих. В 1977-м она стала открытой для археологии. Раскопки здесь ведутся с 1982 года по сей день. За это время выявлено более 20 (!) культурных слоев разных эпох.
На границе 11-го слоя, который считается «денисовским», археологи откопали миниатюрные каменные иглы из костей птиц, изящное кольцо-подвеску из мягкого мрамора, ожерелья из зубов животных, подвески из ракушек, бусины из скорлупы страусиного яйца (конечно, принесенные откуда-то издалека), украшения из поделочного камня, браслет из редкого камня хлодолита, который при разном освещении меняет свой цвет, и т.д.
Высока вероятность, что все это добро принадлежало денисовцам. А ведь в те времена наши далекие предки – кроманьонцы – что и могли, так это делать грубые скребки и рубила. Не исключено, что кто-то на этой планете был талантливее нас. По крайней мере, кое в чем нас опередил. Этим «кто-то» могут быть денисовцы.
Находится на индонезийском острове Флорес. Именно здесь в 2003 году нашли останки знаменитого флоресского человека, которого некоторые антропологи до сих пор отчаянно пытаются отнести к микроцефалам. Большинство ученых эту точку зрения не разделяет, приводя исчерпывающие доводы. Но ведь и неандертальцев тоже «не признавали», называя их когда-то просто дефективными кроманьонцами.
Интересно, что обнаруженные в этой пещере кости были не окаменелыми, а похожими, скорее, на… мокрую промокашку или картофельное пюре. Остров-то тропический, а костям, как выяснилось, около 12 тыс. лет. Чтобы доставить их на «материк» в целости и сохранности да и просто взять в руки, местный археолог Томас Сутикна изготовил самодельный препарат из клея-момента и лака для ногтей. Нелегко даются открытия, что и говорить.
Пещера Лианг Буа / ©Flickr
В 2004 году нашли еще останки. Сложив все вместе, удалось составить внешний облик флоресского человека. Получился, прямо скажем, невысокий гоминид (около 1 м ростом) с длинными руками, свисающими до колен, с крошечным мозгом объемом около 400 куб. см. – меньше, чем у шимпанзе. А еще в пещере были найдены примитивные каменные орудия. Ученые предполагают, что их умели делать еще питекантропы Явы, которые являются предками флоресцев и у которых был гораздо больший мозг, чем у их потомков. Сами флоресцы постепенно деградировали в этих райских кущах, но как делать орудия – не забыли.
Флоресцы, или, как их еще называют, хоббиты, стали одним из видов человеческого рода. Наравне с неандертальцами и денисовцами. Поэтому пещера Лианг Буа так важна.
Еще одно знаменитое место. Очередной объект всемирного наследия. Находится в Испании, в 30 км от города Сантандер.
Рисунки эпохи позднего палеолита (15-8 тыс. лет назад) на стенах пещеры впечатляют. Столь анатомически правильная, да еще и цветная живопись для тех времен – настоящий шедевр. Здесь и бизоны, и лошади, и кабаны, и отпечатки ладоней. Рисунки выполнены углем, охрой, гематитом и другими красками естественного происхождения. Помимо прочего художники каменного века использовали естественные неровности стен – чтобы создать трехмерный эффект изображений.
В 1879 году Алтамиру открыл археолог-любитель Марселино Санс де Саутуола вместе со своей девятилетней дочерью. Позже его обвинили в фальсификации. Никто не верил, что древние могли так рисовать. Однако после смерти несчастного археолога, когда похожие рисунки нашли в других местах, исследователь был реабилитирован.
В 1960-1970-х годах в пещеру хлынули туристы. Альтамиру посещало до 1500 человек в день. Все это крайне негативно сказалось на «картинной галерее» пещеры. На стенах появилась плесень (от сырости), хрупкие рисунки начали портиться. В 1977 году пещеру закрыли на реставрацию. В 1982-м открыли, но резко сократили поток туристов – до 20 человек в день. В 2002 году пещеру закрыли вообще. Впрочем, рядом открыли ее точную «копию», полюбоваться которой сегодня может любой желающий.
Рисунок в пещере Альтамира / ©Flickr
Аналогичными по значимости являются пещеры Шове и Ласко, находящиеся во Франции и тоже расписанные удивительно реалистичными изображениями всевозможных животных.