Что такое песенность в музыке определение 3 класс
Конспект по музыке на тему «Песенность, танцевальность, маршевость. Обобщение» (3 класс)
Усачева. Музыка 3 класс
I четверть. Характерные черты русской музыки
8 урок. ПЕСЕННОСТЬ, ТАНЦЕВАЛЬНОСТЬ, МАРШЕВОСТЬ. ОБОБЩЕНИЕ ТЕМЫ I ЧЕТВЕРТИ
Цель урока: Систематизация и обобщение ключевых знаний учащихся.
— обобщить темы первой четверти;
— формировать творческие и музыкальные навыки;
— развивать музыкальные способности обучающихся;
— прививать любовь и интерес к русской классической музыке.
Организационный момент. Музыкальное приветствие
Учитель читает стихотворение Елены Сергеевны Сафроновой «Музыка»:
Что с нами музыка творит!
Заставит плакать и смеяться,
Высокой нотой зазвенит,
Чтоб с грустью навсегда расстаться.
И монотонна, и нежна.
Над колыбелью сказкой льется.
И сердцу скорбному важна,
Когда о матери поется.
Растопит зло, душевный лёд
Под своды храма улетая.
И добрым Ангелом сойдет
Рожденный звук провозглашая.
Нам легче в этом мире быть,
Не уставая удивляться.
И музыку нельзя не полюбить,
Чтоб ею жить и вечности касаться.
— Ребята, мы вновь сегодня отправляемся в путешествие по волшебной Стране музыки.
Дайте определения: Что такое песенность? Что такое танцевальность? Что такое маршевость?
— Назовите авторов и их музыкальные произведения, в которых мы слушали эти три важные области музыки.
— А из какого источника композиторы черпают вдохновение, где находят музыкальные темы для своих сочинений?
— В народном творчестве: песнях, маршах, плясках.
Верно, ребята. Вот как говорил основоположник русской классической музыки Михаил Иванович Глинка о народной музыке: «Народ сочиняет музыку, мы, композиторы, только аранжируем её».
Слова эти, конечно, не надо понимать в их прямом смысле, тем более что сам Глинка редко пользовался в своих сочинениях мелодиями народных песен. Смысл этих слов в том, что композитор должен учиться у своего народа думать, чувствовать и творить. Сегодня вы сами убедитесь в том, как Глинка сумел воплотить в своей музыке думы, чувства и творческий дух русского народа так, как до него это ещё никому не удавалось.
1. Песенность и танцевальность в опере Глинки «Иван Сусанин»
В своей первой опере «Иван Сусанин» М.И. Глинка воспользовался лишь одним русским народным мотивом, но от первой до последней ноты опера дышит живой русской песенностью.
Сам Глинка вспоминал, что когда он читал сцену, где Сусанин гибнет в лесной глуши, заведя туда врагов, спасая будущего русского царя и Отечество, то волосы у Михаила Ивановича от ужаса вставали дыбом!
И вот теперь мы слушаем оперную арию, в которой Глинка с помощью русской песенности и истории о подвиге простого русского человека учит нас думать и чувствовать по-русски. Иван тоже ждёт утра, зари – последней.
Прослушивание Арии Сусанина из оперы «Иван Сусанин», или «Жизнь за царя» М. Глинки.
В опере «Жизнь за царя», которая на долгое время поменяла название и ставилась в театре как «Иван Сусанин», звучат разные бальные танцы: мазурка, полонез. Ведь бал давали поляки, засевшие в Московском Кремле в XVII веке и желавшие властвовать на Руси, вот Глинка и придумал для бала польские танцы. Но важно вот что: не видя персонажей, а только слушая музыку мазурки и арии Сусанина (без слов!), всегда можно узнать, что звучит – музыка, которая сочинена для поляков или для русских.
Как вы думаете, почему?
Прослушивание фрагментов: Мазурка, ария Сусанина (без слов)
Обсуждение. Ответы учащихся.
2. Танцевальность симфонической музыки М. Глинки
У Михаила Ивановича Глинки есть симфоническая музыка, построенная на мелодии испанского танца хота. Услышал он её, путешествуя по Испании. Потом вспоминал, как вечерами соседи, знакомые собирались у него и пели, плясали. Один из них, сын торговца, бойко играл на гитаре, особенно арагонскую хоту, которую Глинка и удержал в памяти. Так и отметил в своём дневнике – «удержал». Конечно, записал потом нотами, но сперва удержал.
Попробуйте также удержать эту мелодию для себя, попробуйте услышать танцевальность мелодии в звучании большого симфонического произведения. А чтобы лучше это получилось, подыграйте себе, прищёлкивая пальцами.
Прослушивание «Арагонская хота»
3. Разучиваем, поём, играем
В каждом произведении наши черты – песенность, танцевальность и маршевость – только помогают раскрыть главный смысл произведения, главную мысль композитора. Музыка ведь не существует сама по себе, а появляется тогда, когда наполняется человеческими мыслями и чувствами. Ведь главное – о чём петь!
Вот, например, подумайте, что очень важно для всех людей, для всех детей. Когда всем хорошо, все счастливы и рады?
Давайте разучим песню о дружбе и попытаемся понять, как композитор и поэт нашли подтверждение этим мыслям, сочиняя стихи и мелодию. Как они доказывают, что дружба – это очень важно и весело?
Разучивание и исполнение «Дружат дети всей земли», слова В. Викторова, музыка Д. Львова-Компанейца.
Итак, в музыке большую роль играют песенность, танцевальность и маршевость. Именно эти свойства музыки и делают ее близкой, доступной и понятной даже малоопытным слушателям. Песенность, танцевальность и маршевость выводят нас на широчайшие музыкальные просторы.
В заключение урока вы ответите на вопросы теста «Музыкальный эрудит», где сможете показать свою эрудированность в области музыки.
Рефлексия. Тест «Музыкальный эрудит»
1) Как зовут человека, который пишет музыку? ………………………………………..
2) Как называются знаки, которыми записывается музыка? …………………………..
4) Каким термином обозначается скорость исполнения музыкального произведения? …………………………………………………………………………………….
6) Назовите авторов музыки балетов:
7) Назовите авторов музыки опер:
8) Отметьте, кто из перечисленных людей не является композитором:
9) Отметьте, кто из композиторов написал произведение «Арагонская хота»:
10) Как называется ударный инструмент, который звучит в произведении «Арагонская хота»? ………………………………………………………………………………
Урок музыки по теме: «Песенность в вокальной и инструментальной музыке»
В ходе данного учебного занятия учащиеся получают представление о характерных особенностях песеного характера музыкальной речи.
Просмотр содержимого документа
«Урок музыки по теме: «Песенность в вокальной и инструментальной музыке»»
ПЕСЕННЫЙ ХАРАКТЕР МУЗЫКАЛЬНОЙ РЕЧИ
Цель: расширить представления о характерных особенностях песенной музыкальной речи.
1) введение понятия песенность;
2) ознакомление с основными характеристиками песенной музыкальной речи;
3) совершенствование умений кантиленного пения;
4) развитие мелодического слуха
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
Ну а на чем планета та стоит, где песни петь мы любим?
На марше, танце и на песне она стоит века
И мы с мелодиями вместе идём в руке рука.
Ну а мы с вами в 3 классе будем говорить о трёх очень важных и ценных качествах музыки, которые выросли и песни, танца и марша и играют в музыке огромнейшую роль и которые мы всегда хорошо слышим и чувствуем ПЕСЕННОСТЬ, ТАНЦЕВАЛЬНОСТЬ, МАРШЕВОСТЬ.
СКАЗКА О ТРЁХ КИТАХ
ИГРА «ОПРЕДЕЛИ ЖАНР»
Ну а что главным будет сегодня на угадайте, составив слово из слогов (ПЕСЕННАЯ)
— Ребята, для того, чтобы прочитать название темы сегодняшнего урока необходимо составить из предложенных слогов слово (песенная):
— Если слово составлено правильно, то, переворачивая карточки со слогами, мы получим график песенной музыки.
— Где ещё в жизни, кроме музыки, мы встречаемся с песенностью?
— Ребята, в каком времени года живёт песенность? (Песенность живёт в осени – осенью природа засыпает, песенность живёт в зимнем сне природы, песенность может жить в весне – природа медленно пробуждается от зимнего сна и т.д.)
Так как в настоящее время у нас осень, скажите, какие звуки рисуют картину осени (шелест листьев, ветвей, шум ветра, звуки дождя и т.д.)
Тихо, тихо, тихо, тихо,
В наши двери входит Тихо.
Входит Осень не кричать,
А баюкать и качать.
Осень песенку поёт,
Сны повсюду раздаёт.
В этом птицы улетят,
В этом все деревья спят.
Тихо, тихо, тихо, тихо,
Всюду дрёма и покой.
Спела и уходит Осень
В тихий домик за рекой.
— Итак, в осени действительно много песенного.
Давайте и у нас в классе будет кусочек песенной осени. (помогут осенние листочки)
Пластическое интонирование (Хор рук)
С песенностью можно встретиться и в инструментальной, и в вокальной музыке.
— Давайте разберемся, что такое вокальная и инструментальная музыка?
Игра «Вокальная – инструментальная».
Если учитель произносит слово «вокальная» и демонстрирует карточку с этим словом, дети поют звук «О», если «инструментальная» – изображают игру на любом музыкальном инструменте.
— Определите, какая музыка звучала: вокальная или инструментальная? (Ученики слушают фрагмент из «Арии Ивана Сусанина»)
Анализ ответов учащихся.
— Музыка песенная или танцевальная?
— Ребята, мы с вами послушали только фрагмент из большого вокального музыкального произведения, в котором рассказана целая история.
— Вспомните, как называется большое музыкальное произведение, в котором артисты не говорят, а поют? (Опера.)
— Прослушайте фрагмент из оперы ещё раз и выполните задания по группам.
— Выберите цвета, которые можно было бы использовать для создания картины к этому произведению.
— Выберите мимическую картину, которая бы соответствовала характеру героя этого произведения.
— Определите характер музыки, используя, если это необходимо, таблицы с эпитетами.
Анализ ответов. Все выбранные картинки выставляются на наборном полотне.
Вопросоы для уточнения образа и содержания произведения.
— Кто пел: мужчина или женщина?
— Мужчина пел высоким или низким голосом?
— Герой произведения сильный или слабый человек?
— Он радуется или грустит?
— Как вы думаете, почему он грустит?
— Итак, в этом фрагменте оперы герой рассказывает о своих переживаниях и чувствах.
В тетрадях записывается определение жанра арии:
Ария – это номер в опере, в котором герой рассказывает о своих чувствах и переживаниях.
— Действие происходит ночью или днём? (Дети отвечают на этот вопрос, используя выбранные 1 группой цвета и 2 группой характер музыки.)
Затем учитель дополняет ответы детей, сообщая информацию об опере «Иван Сусанин».
В опере «Иван Сусанин» рассказывается о том, как во время войны русский крестьянин завёл врагов в дремучий лес, откуда они уже не смогли выбраться. На попытки врага узнать, где они, Сусанин ответил:
Куда и серый волк не забегал…
В ночь перед гибелью (внимание ребят обращается на то, что они совершенно правильно выбрали тёмные цвета, так как действие происходит ночью) он в последний раз обращается к солнцу, понимая, что враги не простят ему обмана:
Ты взойдёшь, моя заря!
Взгляну в лицо твоё.
— О чём же смогла рассказать песенная музыка в вокальной музыке? (О сильном и мужественном человеке, любящем свою Родину.)
— Вспомните, как называется следующее музыкальное произведение?
(Ребята слушают произведение известного норвежского композитора Эдварда Грига «Утро».)
— Как называется это музыкальное произведение?
— Оно вокальное или инструментальное?
Исполнение мелодии «Утра» на гласные « у — о — а », а затем с текстом и пластикой:
Солнышко всходит и небо светлеет.
Природа проснулась, и солнце взошло.
— О чём рассказала песенная музыкальная речь в «Утре» Э.Грига?
(О пробуждении природы, о том, как медленно поднималось солнце и т.д.)
— Как просыпается природа? (Медленно, постепенно.)
Пластическое упражнение «Цветок».
Один из учащихся с помощью платка показывает, как медленно и плавно поднимается солнце. Остальным ребятам предлагается собрать пальцы рук вместе, а затем очень медленно подняться со стула и так же медленно раскрыть лепестки своих «цветов», и, поворачивая и протягивая их «головки» к «солнцу», полюбоваться ими.
— Что вам понравилось и запомнилось на уроке?
— Что нового узнали на уроке?
Поднимите, пожалуйста, руки те, кто доволен собой на уроке.
Урок музыки в 3 классе:»Песенный характер музыкальной речи»
ПЕСЕННЫЙ ХАРАКТЕР МУЗЫКАЛЬНОЙ РЕЧИ
Цель : расширить представления о характерных особенностях песенной музыкальной речи.
1) введение понятия песенность;
2) ознакомление с основными характеристиками песенной музыкальной речи;
3) совершенствование умений кантиленного пения;
4) развитие мелодического слуха
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
Ну а на чем планета та стоит, где песни петь мы любим?
На марше, танце и на песне она стоит века
И мы с мелодиями вместе идём в руке рука.
Ну а мы с вами в 3 классе будем говорить о трёх очень важных и ценных качествах музыки, которые выросли и песни, танца и марша и играют в музыке огромнейшую роль и которые мы всегда хорошо слышим и чувствуем ПЕСЕННОСТЬ, ТАНЦЕВАЛЬНОСТЬ, МАРШЕВОСТЬ.
СКАЗКА О ТРЁХ КИТАХ
ИГРА «ОПРЕДЕЛИ ЖАНР»
Ну а что главным будет сегодня на угадайте, составив слово из слогов (ПЕСЕННАЯ)
— Ребята, для того, чтобы прочитать название темы сегодняшнего урока необходимо составить из предложенных слогов слово (песенная):
— Если слово составлено правильно, то, переворачивая карточки со слогами, мы получим график песенной музыки.
— Где ещё в жизни, кроме музыки, мы встречаемся с песенностью?
— Ребята, в каком времени года живёт песенность? (Песенность живёт в осени – осенью природа засыпает, песенность живёт в зимнем сне природы, песенность может жить в весне – природа медленно пробуждается от зимнего сна и т.д.)
Так как в настоящее время у нас осень, скажите, какие звуки рисуют картину осени (шелест листьев, ветвей, шум ветра, звуки дождя и т.д.)
Тихо, тихо, тихо, тихо,
В наши двери входит Тихо.
Входит Осень не кричать,
А баюкать и качать.
Осень песенку поёт,
Сны повсюду раздаёт.
В этом птицы улетят,
В этом все деревья спят.
Тихо, тихо, тихо, тихо,
Всюду дрёма и покой.
Спела и уходит Осень
В тихий домик за рекой.
— Итак, в осени действительно много песенного.
Давайте и у нас в классе будет кусочек песенной осени. (помогут осенние листочки)
Пластическое интонирование (Хор рук)
С песенностью можно встретиться и в инструментальной, и в вокальной музыке.
— Давайте разберемся, что такое вокальная и инструментальная музыка?
Игра «Вокальная – инструментальная».
Если учитель произносит слово «вокальная» и демонстрирует карточку с этим словом, дети поют звук «О», если «инструментальная» – изображают игру на любом музыкальном инструменте.
— Определите, какая музыка звучала: вокальная или инструментальная? (Ученики слушают фрагмент из «Арии Ивана Сусанина»)
Анализ ответов учащихся.
— Музыка песенная или танцевальная?
— Ребята, мы с вами послушали только фрагмент из большого вокального музыкального произведения, в котором рассказана целая история.
— Вспомните, как называется большое музыкальное произведение, в котором артисты не говорят, а поют? (Опера.)
— Прослушайте фрагмент из оперы ещё раз и выполните задания по группам.
— Выберите цвета, которые можно было бы использовать для создания картины к этому произведению.
— Выберите мимическую картину, которая бы соответствовала характеру героя этого произведения.
— Определите характер музыки, используя, если это необходимо, таблицы с эпитетами.
Анализ ответов. Все выбранные картинки выставляются на наборном полотне.
Вопросоы для уточнения образа и содержания произведения.
— Кто пел: мужчина или женщина?
— Мужчина пел высоким или низким голосом?
— Герой произведения сильный или слабый человек?
— Как вы думаете, почему он грустит?
— Итак, в этом фрагменте оперы герой рассказывает о своих переживаниях и чувствах.
В тетрадях записывается определение жанра арии:
Ария – это номер в опере, в котором герой рассказывает о своих чувствах и переживаниях.
— Действие происходит ночью или днём? (Дети отвечают на этот вопрос, используя выбранные 1 группой цвета и 2 группой характер музыки.)
Затем учитель дополняет ответы детей, сообщая информацию об опере «Иван Сусанин».
В опере «Иван Сусанин» рассказывается о том, как во время войны русский крестьянин завёл врагов в дремучий лес, откуда они уже не смогли выбраться. На попытки врага узнать, где они, Сусанин ответил:
Куда и серый волк не забегал…
В ночь перед гибелью (внимание ребят обращается на то, что они совершенно правильно выбрали тёмные цвета, так как действие происходит ночью) он в последний раз обращается к солнцу, понимая, что враги не простят ему обмана:
Ты взойдёшь, моя заря!
Взгляну в лицо твоё.
— О чём же смогла рассказать песенная музыка в вокальной музыке? (О сильном и мужественном человеке, любящем свою Родину.)
— Вспомните, как называется следующее музыкальное произведение?
(Ребята слушают произведение известного норвежского композитора Эдварда Грига «Утро».)
— Как называется это музыкальное произведение?
Исполнение мелодии «Утра» на гласные « у — о — а », а затем с текстом и пластикой:
Солнышко всходит и небо светлеет.
Природа проснулась, и солнце взошло.
— О чём рассказала песенная музыкальная речь в «Утре» Э.Грига?
(О пробуждении природы, о том, как медленно поднималось солнце и т.д.)
— Как просыпается природа? (Медленно, постепенно.)
Пластическое упражнение «Цветок».
Один из учащихся с помощью платка показывает, как медленно и плавно поднимается солнце. Остальным ребятам предлагается собрать пальцы рук вместе, а затем очень медленно подняться со стула и так же медленно раскрыть лепестки своих «цветов», и, поворачивая и протягивая их «головки» к «солнцу», полюбоваться ими.
— Что вам понравилось и запомнилось на уроке?
— Что нового узнали на уроке?
Поднимите, пожалуйста, руки те, кто доволен собой на уроке.
Поднимите руки те, кто не совсем доволен.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы преподавания музыки в условиях реализации ФГОС
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-296097
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Минпросвещения создает цифровую психологическую службу для школьников
Время чтения: 1 минута
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
В Липецкой области начинающие педагоги получат 120 тысяч рублей
Время чтения: 0 минут
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
При засыпании человеческий мозг может решать сложные задачи
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Урок музыки на тему «ПЕСЕННОСТЬ-ТАНЦЕВАЛЬНОСТЬ-МАРШЕВОСТЬ»
Урок музыки в 3-м классе по теме «Типы музыки: песенность, танцевальность, маршевость»
Тема урока : «Типы музыки: песенность, танцевальность, маршевость» (Итоговое занятие)
Цели и задачи урока: расширить и углубить знания по теме «Песенность, танцевальность, маршевость.
Через игру повышать интерес у детей к музыке.
Развивать музыкальную память, внимание, мелодический и динамический слух, чувство ритма. Передавать в игре на ложках и шумовых инструментах контрастные изменения в звучании аккомпанемента.
Развивать музыкально-ритмические движения.
Прививать любовь к народной и классической музыке.
В вокальной работе добиваться певучести в песнях.
Методы: наглядно – слуховой, метод музыкального обобщения, метод передача информации с помощью практической деятельности, передача словесно – слуховой информации, метод анализа, метод возвращение к пройденному и забегание вперед, метод стимулирования и мотивации.
Приемы: создания проблемной ситуации, иллюстрация, дидактическая игра, трудовая деятельность, выполнение творческих заданий, индивидуальный, групповой.
Звукозаписи, аудиокассеты башкирской музыки
Полоски бумаги, геометрические фигуры, кисточки, клейстер
.Музыкально – шумовые инструменты
Музыкальный материал: Н. А. Римский – Корсаков фрагменты из оперы «Сказка о царе Салтане»; р.н.п. «Ах, ты береза»; р.н.п. «Со вьюном я хожу»; р.н.п. «Во саду ли, в огороде»; Х. Ахметов «Утро Урала»; Ф. Яруллин балет «Шурале»; муз. Е. Птчкина, сл. М. Пляцковского «Сказки гуляют по свету».
Тип урока: комбинированный
Дети входят в зал под музыку и встают у своих мест.
I. Организационный этап. Музыкальное приветствие с учениками и гостями.
II. Этап всесторонней проверки знаний.
Учитель. Какие жанры музыки вы знаете? Какие типы музыки эти жанры образуют?
III. Этап подготовки учащихся к активному усвоению материала.
Учитель. Это что за конверт здесь лежит? Здесь что-то написано? ( читает)
Сегодня, ребята, у вас будет необычный урок. Вы попадете за тридевять земель, в тридевятом царстве, в тридесятом государстве. А для этого вы должны отгадать загадку, конверт откроется.
Учитель. И так, внимание! ( звучит рус.нар.мелодия «Ах, ты береза» ).Слайд 2
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком
Кабы я была царица,
Третья молвила девица
Я б для батюшки – царя
Родила богатыря.
Только вымолвить успела,
Дверь тихонько заскрипела,
И в светлицу входит царь,
Стороны той государь.
Учитель. Вы узнали, какая сказка начинается такими словами? (ответ детей). Правильно – это «Сказка о царе Салтане» и написал великий поэт А.С. Пушкин Слайд 2,4
IV. Этап углубление усвоенных понятий.
Звучит фрагмент «Белка»
Еще раз звучит отрывок, на фоне прочитать
Мы объехали весь свет
За морем житье не худо,
В свете вот какое чудо:
Остров на море лежит,
Град на острове стоит
С златоглавыми церквами,
С теремами, да садами,
Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом.
Белка там живет ручная,
Да затейница какая!
Белка песенки поет,
Да орешки все грызет,
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые,
Ядра – чистый изумруд,
Слуги белку стерегут.
Дети под музыку лепят орешки из пластилина и кладут на тарелку. Появляется белка-девочка.
Белка. Ой, сколько орешков! Да какие они все красивые! Да, белочка, ребята постарались, приготовили тебе угощение.
Белка. Я вижу, что руки у ваших ребят умелые. Красны девицы, добры молодцы, а в вашем царстве – государстве бывают празднества? (ответ детей) А как вы веселитесь, какие песни поете, какие пляски пляшите? А умеете ли вы играть на музыкальных инструментах?
Учитель. Белочка, тебе понравилась наша песня и игра на инструментах? Белочка отвечает, затем благодарит ребят и уходит. Дети садятся на места.
Учитель. Сейчас послушаем следующий музыкальный отрывок ( звучит фрагмент « Царевна – Лебедь» ) Слайд 7
Учитель.
— Какой тип музыки в этом фрагменте? (ответ детей).
— Что изображает музыка?
— Какие интонации здесь мы слышим?
— Какой образ вы можете представить, слушая эту музыку?
Послушаем еще раз ( на фоне прочитать отрывок )
За морем царевна есть
Что не можно глаз отвесть,
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава
Выступает будто пава,
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.
Молвить можно справедливо,
Это диво, так уж диво!
Царевна-Лебедь: Здравствуйте, ребята! Рада побывать у вас в гостях, посмотреть, как вы живете, как веселитесь, какие наряды носите?
Вы знаете, наши красны девицы и добры молодцы, украшения делали своими руками. Девушки – кокошники мастерили, а юноши – ковали богатырские пояса. А вы сможете сделать их?
Царевна-Лебедь. Вы знаете, ребята, что раньше на Руси красны девицы хороводы водили да песни распевали.
Дети заводят хоровод и исполняют русскую нар. песню «Со вьюном я хожу» вместе с Царевной – Лебедь.
Учитель. Спасибо Царевна – Лебедь. Девочки запомнят твой хоровод. А сейчас внимание, вернемся к нашей музыке.
Звучит музыкальный фрагмент «Тридцать три богатыря» и читается отрывок ) Слайд 8
В свете есть такое диво:
Море вздуется бурливо
Закипит, поднимет вой
Хлынет на берег крутой,
Разольется в шумном беге-
И очутятся на бреге
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря.
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны как на подбор,
С ними дядька Черномор
Это диво, так уж диво,
Можно молвить справедливо!
Какой тип музыки звучит в этом фрагменте? (ответ детей)
Какими средствами выразительности изображены богатыри?
Под музыку вбегает Шурале.
Шурале. Здравствуйте, мальчишки и девчонки. Меня зовут Шурале. Я самый сильный, ловкий. А у вас есть такие мальчишки?
Учитель. У нас все мальчики очень сильные и ловкие. ( Проводится башкирская игра « Шурале» . Звучит плясовая из балета Ф. Яруллина «Шурале»)
V. Этап закрепления основных понятий.
Молодцы, ребята, узнали все музыкальные загадки, и нашли к ним соответствующие картинки, но для вас есть еще одно испытание: запомнили ли вы музыку? Сейчас проверим! А Царевна – Лебедь посмотрит, правильно ли вы запомнили музыку.
Проводится музыкально-дидактическая игра «Три чуда» Дети поднимают карточки с определенным цветом с изображением орешек, корона, богатырский шлем в соответствии с мелодией. )
Царевна-Лебедь. Ну, вот и мне уже пора возвращаться в сказку. Но как же это сделать?
Учитель. Не волнуйся, в этом нам поможет музыка. Слайд 9
( звучит фрагмент « Море » . Царевна-Лебедь исчезает за ширму и появляется на ширме игрушка – лебедь, которая плывет и исчезает ).
Учитель. А сейчас на таблице мы увидим, правильно ли вы определили музыкальные фрагменты ( высвечивается таблица на экране)
Учитель. Ребята, смотрите, некоторые слова в таблице исчезли, это, наверно, их смыло волной, когда уплывала лебедь. Давайте заполним нашу таблицу. Каждая группа посовещается и даст правильный ответ (ребята совещаются в группах и заполняется таблица).
— Вам, ребята, понравилась эта опера?
— Кто написал ее?
— А какой музыкальный фрагмент вам больше понравился?
— Какие типы музыки звучали в этих фрагментах?
Учитель. И мне было очень интересно и приятно вместе с вами еще раз вспомнить прекрасную сказку А.С. Пушкина и познакомить вас с замечательной музыкой Н.А. Римского-Корсакова написанной к ней.
Закончим урок песней «Сказки гуляют по свету»
VII. Домашнее задание. Нарисовать понравившийся вам фрагмент. Слайд 10