Что такое песенный фольклор
Жанры музыкального фольклора: что это такое и какие они бывают?
Жанры музыкального фольклора – это основные виды музыкальных произведений, созданных неизвестными авторами и сохранённых народом на многие поколения с помощью устной передачи от одного человека к другому.
Об этих видах мы и поведём сегодня разговор, но сначала внесём некоторую ясность по отношению к понятиям «фольклор» и «жанр», чтобы никто не путался.
Что такое фольклор и что такое жанр?
Вообще, слово «фольклор» относится не только к сфере именно музыкального творчества. Это слово – английское, и в переводится как означает «народная мудрость». К фольклору мы относим многие явления духовной культуры. Это и легенды, предания и сказки, поговорки и пословицы, заклинания и заговоры, приметы и гадания, танцы, религиозные и праздничные обряды, различные игры и даже считалки, стишки и анекдоты!
Жанры – это исторически сложившиеся виды произведений с присущими им особенностями содержания и формы, а также конкретным жизненным предназначением и особенностями их бытования и исполнения. Примеры музыкальных жанров – опера, балет, симфония, песня, романс и так далее.
Какие бывают жанры музыкального фольклора?
Всяких фольклорных музыкальных жанров у разных народов (всего мира) чрезвычайно много, поэтому в самом общем смысле их можно разделить на вокальные (те, что поются – главным образом, песни), инструментальные (которые играются – в основном наигрыши) и вокально-инструментальные (понятно, что здесь сразу и поют, и играют).
Ещё многие музыкальные жанры можно распределить по трём универсальным категориям содержания. Это эпос (если рассказывается какая-нибудь история), лирика (если основной упор полагается на чувства) и драма (если исполняется какое-либо действие).
Жанры русского песенного фольклора
Назвать все жанры музыкального фольклора – значит, объять необъятное. Каждый новый вид песни или танца – это отдельный жанр. Например, былина, хоровод, трепак, колыбельная, и веснянка, и колядка, и частушка – всё это названия жанров.
Мы остановимся подробнее на жанрах русского народного музыкального творчества. Основной жанр здесь – песня, но песни бывают разные и поэтому существуют многочисленные жанровые разновидности русской песни. Лучше всего эти разновидности запоминать по тому, какую роль они играли в жизни народа, в какой обстановке и при каких обстоятельствах могли прозвучать.
А обстоятельства могут быть, например, вот какие – одни песни поются раз в год (в день какого-нибудь праздника), другие песни привязаны к какому-либо обряду и исполняются только тогда, когда совершается этот обряд (например, в день рождения, в день свадьбы или на похоронах). Есть песни, которые поются только зимой или летом, а есть и такие, которые можно петь круглый год в любой день недели и в любую погоду. Эти песни не привязаны ни ко времени, ни к обрядам и поются тогда, когда просто есть настроение их петь – например, песня о грусти, когда грустно или песня о неразделённой любви, когда есть таковая, или песня-сказка, рассказываемая гусляром, когда его слушают много людей.
Итак, русские песни бывают такие:
Вот, таким образом, обращаясь к содержанию песен и их жизненному назначению, можно условно распределить жанры музыкального фольклора в такие группы.
В качестве живого музыкального примера из старинной русской народной музыки послушайте кант «Буря море раздымает» о суровой доле моряков в исполнении слаженного мужского хора.
Старинный русский кант «Боре море раздымает»
Песенный фольклор как явление культуры
Рубрика: 3. Система образования
Дата публикации: 05.02.2015
Статья просмотрена: 3793 раза
Библиографическое описание:
Наставшева, Л. М. Песенный фольклор как явление культуры / Л. М. Наставшева. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2015. — С. 51-53. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/147/7268/ (дата обращения: 25.12.2021).
Слово folklore принято переводить как «народная мудрость», а употребляется оно обычно как «народное творчество». Фольклор в науке рассматривается как особая сфера бытия народа, проявление его духовно-материальной культуры. Приметы суеверия, мифы об НЛО, анекдоты, детские игры во дворе, мода, обязательные поздравительные открытки родственникам и друзьям — продолжение древней традиции праздничных благопожеланий — все это фольклор.
Безбрежны просторы народной культуры, границы фольклора трудно очертить. В целом же он не поддается четкому определению. Музыкальный фольклор в контексте современной культуры — одна из острых и популярных тем сегодняшнего музыкознания. В ней много противоречивого, неясного, спорного; она может быть повернута в разных ракурсах, рассмотрена с разных точек зрения. Особенностью музыкального фольклора (народного музыкального творчества) является музыкальное интонирование. Исследователями подмечено множество признаков, свойств, характерных для фольклора и позволяющих приближаться к пониманию его сущности. Рассмотрим отдельный из них.
Бифункциональность. Каждое фольклорное произведение ограниченная часть жизнедеятельности человека и обусловлена практической предназначенностью. Это свойство уходит своими корнями в глубочайшую древность, когда освоение окружающего мира человеком было действием одновременно практическим и духовным, созидательным и выразительным.
Колыбельная песня. Она поется, чтобы успокоить, усыпить дитя. Когда ребенок затихает, его одолевает сон — песня прекращается, в ней больше нет необходимости. Так выражается практическая, утилитарная функция колыбельной. Желаемое достигнуто — малыш заснул. А желанное приходится с ласковостью интонаций, с завораживающей монотонностью тихо звучащего напева к удовольствию дитяти и пестуньи. Так проявляется эстетическая, духовная функция колыбельной. Все взаимосвязано в фольклорном произведении, ничто не живет друг без друга, красоту нельзя отделить от пользы, пользу — от красоты.
Выразительные средства колыбельной — тихое спокойное звучание, узкий диапазон, интонационно-ритмическое однообразие многократно повторяющегося короткого напева, обусловленные практическим действием, приобретают художественную образность, которая составляет эстетическую ценность песни. Эстетическая самоценность жанра колыбельной делает ее достоянием культуры общества в целом, в разнообразных формах ее творческого преломления. Она может быть напечатана в книгах и музыкальных изданиях для детей, звучать с концертной эстрады, может как цитата или оригинальное авторское воплощение жанра притворяться в профессиональном искусстве, даже в крупных и сложных формах поэмы, симфонии оперы.
Любое фольклорное произведение полиэлементно. Сосуществование и связи его различных элементов порой бывают столь явственны, однако утрата даже одного из них или невнимание к нему грозят разрушить представление об истинном содержании произведения. Среди множества художественно-образных элементов фольклора выделяются как основные: словесный, музыкальный, танцевальный и мимический.
Художественно-образные элементы, изначально заложенные в самом человеке, — движение его тела (мимика, жест, танец), звук его голоса (интонация, слово, напев) — обеспечивают целостность творческого акта — исполнения фольклорного произведения. В этом проявляется полиэлементность фольклора, его изначальный синтез, называемый еще синкретизмом.
Коллективность. Наше представление о фольклоре складывается из вполне конкретных его проявлений — песни, сказки, пословицы пляски. Мы слышим, видим, воспринимаем их как готовые вещи. Естественно встает вопрос: кто их автор? Действительно, мы не можем назвать автора ни одного фольклорного произведения, и не потому, что имя его утратилось, забылось в веках, а потому, что подлинный автор, владелец и хранитель этих произведений — весь народ. Коллективность в фольклоре проявляется и в процессе создания произведения, и в характере содержания, которое всегда объективно отражает психологию многих людей.
В значительной своей части фольклорные произведения просты по языку, общедоступны. Ведь некоторые компоненты их форм (припев) предполагают обязательное включение в исполнение всех участников фольклорного действа. Одним из наиболее распространенных построений песен является «пара периодичностей», в которой слово запрограммировано обязательное повторение кратких ячеек — «аабб». Это дает возможность участия в песне людей, даже впервые слышащих её. Фольклорные произведения как бы рассчитаны на участие всех независимо от одаренности, способностей каждого.
Устность. Фольклор — творчество устное. Он живет только в памяти людей и передается в живом исполнении «из уст в уста». Фольклор — это память каждого и память всех, всех поколений. Феномен «фольклорной памяти» — в подсознательном усвоении. Фольклорными жанрами была пронизана жизнь людей в прошлом. Они были органической частью разговорной речи: присловья, поговорки. Прибаутки, пословицы окружали человека с самого его рождения. С «устностью» связан целый ряд «художественно-нехудожественных» приемов. Например, мнемоническими, т. е. помогающими запоминанию, средствами являются многообразные приемы повтора в фольклорных текстах. Однако они же становятся и средствами особой выразительности.
С «устностью» связано и то, что фольклорное произведение осязаемо существует и может восприниматься только в момент живого исполнения. Ни одно фольклорное произведение не существует вне конкретного тембра голоса, мимики, жеста, а может быть и хлопков в ладоши, пританцовывания или вздохов и всхлипываний. Оно не существует и вне сиюминутной реакции слушателей, в чем проявляется одно из свойств коммуникативности фольклора.
Устное существование фольклорных произведений не предполагает их обязательной заученности, буквальной повторяемости, это и невозможно в том обильном репертуаре, который обычно хранит в своей памяти народный исполнитель. Это и не обязательно, поскольку нет в фольклоре индивидуально-авторской регламентации.
Фольклорный текст оказывается «незаконченным», «открытым» для каждого следующего исполнителя, и это неминуемо вызывает к жизни следующее свойство фольклора — вариантную множественность. Вариантность — это то непреложное свойство фольклорного мышления, жизни фольклорного произведения, в котором наиболее заметно сходится, переплетаются все другие его свойства. Варьирование есть постоянное движение, «дыхание» фольклорного произведения, а каждое фольклорное произведение есть как бы вариант самого себя. Запись фольклорного произведения сопоставима с фотографией — и то и другое запечатлевает только «остановившиеся мгновения» продолжающейся жизни. Вариантность пронизывает все элементы фольклорного произведения и проявляется на всех уровнях его существования.
Импровизационность — творческое изменение. Важно осознать, что в фольклоре в едином творческом акте сосуществуют создание — исполнение и исполнение — создание. Импровизационность — сочинение во время исполнения. Однако и в процессе варьирования, и в процессе импровизации, которая особенно полноценно осуществляется в таких жанрах, как плач, сольная пляска, в инструментальном исполнительстве, всегда присутствует подсознательность, но очень мощный фактор — традиция.
Традиционность. Что касается музыкального фольклора, то в каждой этнической традиции выработались ладо-интонационные и ритмоактонационные стереотипы. Образы, которые передают основные духовные ценности из поколения в поколение. В настоящее время духовное состояние общества требует применения новых практических решений в воспитании молодого поколения. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, не может быть успешно решено без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения родной культуры. Процесс познания и усвоения должен начинаться с как можно раньше, образно говоря, с молоком матери ребёнок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения народного декоративного искусства. Только в этом случае народное искусство, этот незамутнённый источник прекрасного, оставит в душе ребенка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Красота родной природы, особенности быта народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров.
Фольклор — уникальная самобытная культура, осознаётся современным обществом как значительный фактор духовности, приемственности поколений, приобщение к национальным жизненным истокам. К сожалению, на современном этапе развития нашего общества вопросу применения музыкального фольклора в образовании школьников не уделяется должного внимания. В музыкальном образовании современной России сложилась ситуация, при которой оказывается утерян целый пласт естественного бытования музыкального искусства-аутентичный фольклор. Между тем музыкальное образование за рубежом (Венгрия, Германия) строится на фольклорной основе, через внедрение образцов фольклора в мировоззрение детей.
Выше указанные свойства ранее не использовались в сфере музыкального образования, то есть на фольклор обращали внимание как на вид искусства и в программу «Музыка в школе» фольклор включали в виде обработок народных песен профессиональных композиторов. Фольклор нужно изучать для того, чтобы показать, что фольклор является не просто искусством или не искусством. Он есть часть культуры. И в сфере музыкального образования должен быть представлен именно так.
1. Э.Абдуллин. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе.-М.:Просвещение,1983.-110с.
2. Э. Алексеев. Фольклор в контексте современной культуры.-М.,1988.-243с.
3. В.Аникин. Русский фольклор.М.,1987.-31–39с.
4. В.Гусев. Эстетика фольклора.-Л.,1967.-319с.
5. Н.Зайнетдинова. Подготовка учителя музыки к педагогическому руководству освоением песенного фольклора младшими школьниками (в условиях Башкортостана): Авт.дис.канд.пед.наук.-М.,1999.-16с.
Песенный фольклор
Наш край — богатейший заповедник музыкального фольклора, представляющего исторический сплав песенной культуры различных регионов древнеславянского государства. Духовная жизнь северян была органически связана с устным и музыкальным фольклором новгородцев и москвичей. Былины, исторические, бытовые и обрядовые песни, привнесенные из древних славянских городов, со временем в среде поморов «обрастали» северными сюжетами, своеобразной мелодикой песнопения.
В XVIII веке в связи с перенесением основного торгового пути с Запада в Прибалтику произошла своеобразная «консервация» песенной культуры на Севере, особенно в отдаленных районах — Пинеге, Лешуконье, Мезени, Печоре.
Одной из определяющих черт архангельской народной песенной культуры стала традиция женского хорового исполнительства (по всей России мужские и женские голоса в народном хоровом исполнительстве звучат равноправно).
«Женские» жанры — протяжные, лирические, хороводные, рекрутские, величальные песни преобладают в жанровом составе песенного фольклора Архангельской области. «Мужские» жанры повились в XIX веке, когда северяне стали активно призываться на службу. Так, в народном репертуаре появились «завезенные» солдатские и исторические песни, исполняемые мужчинами. К концу XIX-началу XX века, в период активного развития фабричного и лесопильного производства, в северный крестьянский фольклор проник жанр частушки и игры на гармони, основными исполнителями которого тоже стали мужчины.
Жанр припевок и частушек — не четверостиший-частушек, а коротеньких песенок был на Архангельском Севере любим и востребован. Припевки формировались одновременно с народными праздниками, обрядами, в определенной степени имели магическую силу и ритуальный смысл.
В каждом северном районе преобладали «свои» песни. Так, в Мезени — «наулочные», «вечериночные», свадебные, «рождественские». На Пинеге — песни кашниц, «вечериночные», девичьи, колыбельные. На Онежье — хороводные. Основным жанром для всех районов является лирическая и хороводная песня.
Песни этого жанра объединяются не только общими музыкально-композиционными признаками. Основной чертой является возможность для исполнительниц двигаться под песню быстрым или медленным, плясовым или прогулочным шагом. Хоровод — один из массовых танцев на любом празднике или сборе. Хороводные песни, делятся на подразделы жанра с учетом того, какой танец или игра исполняются под ту или иную песню. Поэтому к хороводному жанру у северян примыкают песни-игры: «Дарить столба», «Селезень», «Скоморох» и т. д.
Как и хороводные, широко бытуют на Севере песни танцевально-игрового содержания. Игровые песни не объемны в музыкальном отношении, но очень содержательны по своей литературной основе. Во многих песнях рассказывается о привлекательности и красоте северянок, мужской удали. танцевальном темпе. Игровые песни могут петься под балалайку, под гармонь, могут исполняться акапельно — в сольном, парном переплясе, «перекруживании», в парных плясках («Сени», «Русского», «Метелица», «Топотуха») и кадрилях. Исполнительницы двигаются в такт пению в подвижном танцевальном темпе.
К жанру лирических песен, который весьма обширен и разнообразен, можно отнести песенный набор свадьбы, неприуроченные песни, песни-повествования, песни-рассказы о любви, о жизненных перипетиях с драматическим оттенком и трагическим концом. Именно в лирических песнях представляется полный объем музыкального мышления северянок, витиеватая фантазийность построения мелодических линий, законы народной музыкальной эстетики.
По материалам экспедиции 1886 года, организованной Отделением Этнографии Императорского Русского Географического общества, исследователи песенного фольклора Ф. М. Истомин и Г. О. Дютш издали в 1894 году сборник «Песни русского народа: собр. в губерниях Архангельской и Олонецкой в 1886 г.», в котором впервые были опубликованы нотные расшифровки текстов (песни свадебные, хороводные, плясовые, протяжные).
Этнографам удалось зафиксировать также в достаточно развитой и полной форме многочисленные былины, баллады, духовные стихи, небылицы, скоморошины. Эти эпические песенные жанры были записаны на территориях Заонежья, по берегам Пинеги, Мезени и Печеры. В отличие от песен, это сольные жанры (на Архангельском Севере главный исполнительный прием — ансамблевое или хоровое пение.).
Помимо жанровой основы, самобытность северного песенного фольклора проявляется в своеобразных законах северного песнопения, бережно сохраненных народными исполнительницами, в особой эстетике народного хорового многоголосия. Женские голоса делятся на высокие и низкие. В среднем регистре практически поют все. Часто вся хоровая партитура основана на параллельном движении терциями и октавами. Плотный, насыщенный унисон, когда все исполнители поют мелодию песни, тоже является элементом многоголосия. В северном многоголосии никогда не бывает четко выраженных хоровых партий. Например, нет нижнего голоса, определяющего гармоническую основу партитуры. Все голоса в северной песне движутся плавно, без резких скачков вверх или вниз, часто переплетаются между собою, и в разное время в песне любой голос может быть и самым высоким, и самым низким. Голоса как бы «вьются» друг около друга. Такой прием называется линеарным голосоведением, которое и составляет основу северной хоровой народной полифонии. Секундовые звукосочетания — это характерные, традиционные гармонические созвучия между голосами в северном народном пении.
В традиционном фольклорном хоре на Севере каждый исполнитель имеет полное право петь свою мелодию. Часто бывает так: сколько исполнительниц в хоре, столько и вариантов песни звучит одновременно. На протяжении всей песни возникают сложные, многоголосные сочетания. Подобными приемами пользуются только во время исполнения лирических и протяжных песен. Частые песни, как правило, исполняются либо в унисон, либо в терцию с эпизодическими октавными удвоениями.
Особую привлекательность северному песенному фольклору придают музыкальные лады. Классические лады, особенно в лирических и хороводных песнях, звучат вперемежку с народными ладами. Широко распространен прием, когда одна песня звучит в одноименном мажоре-миноре («Весной девушки гуляли» — Лешуконский район). Часто песня может звучать в натуральном ладу с эпизодическими вкраплениями повышенной IV ступени в натуральном миноре («Ой, хожу я по травке» — Пинежский район), низкой II ступени в натуральном мажоре («Из-за лесу темного» — Виноградовский район), низкой VI ступени и даже низких VI и VII ступеней в натуральном мажоре («Не спрошёл бы то я» — Виноградовский район).
В народных песнях на Севере не используется гармонический и мелодический минор — только натуральный. Сложился народный стереотип музыкальных окончаний куплетов в северных песнях: характерные интервалы VII натуральной ступени с разрешением в тонику («Не последний-то годочек я у батюшки живу» — Коношский район), плавное постепенное движение к тонике (любые игровые и хороводные песни); в торжественных величальных песнях — ниспадающий квартовый (IV — I) («Полно милой сокрушаться» — Шенкурский район, «Соколы, соколы» — Лешуконский район) или восходящий квартовый скачок (V — I) («По мёду, мёду» — Пинежский район).
Своеобразие народным песням придает северный диалект. Принято считать, что «северная говоря» — окающая. Ощущение «оканья» создают многочисленные особенности произношения. В пении же все гласные произносятся чисто и ярко, открыто звучат гласные «а», «я», «и».
Существует ряд вокально-хоровых исполнительных приемов, характерных для архангельской территории. Отличительная особенность северного хорового исполнительства — мягкий, некрикливый звук. Это обусловлено тем, что на Севере по климатическим условиям женщины много пели в помещении. Отсюда многие исследователи северное пение так и называют — избяное. Исполнительскими приемами можно назвать хоровое восходящее глиссандирование внутри песни (Шенкурский район) и ниспадающее — в окончании музыкальных фраз (Пинежский, Устьянский районы).
Во время пения исполнительницы достаточно сдержаны в проявлении эмоций, лаконичны даже в плясках — никогда не поднимают высоко руки, ограничиваясь движением кистей. Самое яркое проявление эмоциональности — внутреннее, душевное волнение, игра глазами, полуулыбка.
Для сопровождения песенного фольклора на Русском Севере чаще всего употреблялись гусли — излюбленный древнеславянский инструмент и пастушеские трубы (рожок, свирель, жалейка). Использовались также инструменты более позднего происхождения, наиболее популярными из которых были местные разновидности гармоник — тальянки, трехрядки, а также балалайка; домра получила на Севере незначительное распространение. Крестьяне любили играть на ложках — самобытном ударном инструменте, к рукоятке которых иногда подвешивали бубенчики (от двух до четырех).
В начале XX века в архангельской прессе встречались первые упоминания о выступлениях оркестров русских народных инструментов. Так, указывалось в феврале 1904 года, в зале Благородного собрания проходил концерт, в котором принимал участие оркестр балалаечников под управлением г-на Ульяновского, а в июле того же года в Гагаринском сквере выступал кружок любителей балалаечников-лапотников.
ИСТОЧНИКИ:
Иевлева, И. Традиционная народная песенная культура — основа музыкальной идентичности Архангельского Севера / Ирина Иевлева // Экология культуры : информ. бюл. — Архангельск, 2005. — № 1 (35). — С. 150-157.
Толмачев, Ю. А. Региональные традиции русского народного песенного творчества // Народное музыкальное творчество : учебное пособие / Ю. А. Толмачев. — Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2006. — С. 46-56.
Щуров, Г. С. Музыкальный фольклор // Очерки истории культуры Русского Севера, 988-1917 / Г. С. Щуров ; [вступ. ст. Ю. Ф. Лукина]. — Архангельск : [б. и.], 2004 (Правда Севера). — С. 44-51 : ил.
Что такое Фольклор (4 фото + 1 видео)
Британский антиквар и писатель Уильям Джон Томс (1803–1885) впервые использовал этот термин в 1846 году.
Синонимы слова фольклор: устное народное творчество, произведение, творчество, наследие, фольклористика.
Правильное произношение и использование слова «фольклор»
Произношение слова фольклор иногда вызывает споры. Но всё же различные составители словарей в основном сходятся во мнении, что оба варианта произношения («фольклёр» и «фольклор») допустимы, с ударением в обоих случаях на последний слог.
В обиходе широко используется словосочетание «народный фольклор». Однако это использование термина не совсем правильное, ведь «фольк» из слова фольклор уже означает «народное», таким образом, если говорить «народный фольклор», то мы повторяем «народный» дважды, получается речевая избыточность.
Наилучшими сочетаниями будут: народное творчество, танцевальный фольклор и т. д.
Примеры фольклора- Золушка
Кровавая Мэри
Легенда о «Кровавой Мэри» (англ. Bloody Mary) — городская легенда англоязычных стран, согласно которой можно вызвать её призрак, если три раза произнести имя («Кровавая Мэри») перед зеркалом в тёмной комнате при свете свечи.
Некоторые говорят, что она появляется с мёртвым ребёнком, другие говорят, что она обещает вернуться за тем, кто её вызвал.
Эта легенда может выглядеть как обычная страшилка, но за ней стоит реальная историческая персона — королева Англии Мария I Тюдор. Её трагическая судьба о неудавшейся личной жизни и беременностях положила начало целому множеству историй про Кровавую Мэри.
Фольклорист и фольклористика
Русский фольклор
Мы знакомимся с произведениями русского фольклора ещё в самом раннем детстве. Это — русские народные сказки, загадки, пословицы, поговорки и др.
Например, такие незабываемые сказки, как: «Петушок — золотой гребешок», «Курочка Ряба» или «Колобок».
Родители, бабушки и дедушки читают нам книжки народного творчества, прививая любовь к героям нашей культуры. А им их читали или же рассказывали по памяти ещё их родители или же их бабушки и дедушки, а до них были предыдущие поколения.
Дети постарше уже в школе знакомятся с приключениями великих русских богатырей и других героев, авторы которых неизвестны.
Основные жанры русского фольклора
Жанры русского фольклора делятся на:
Эпические произведения
В отличие от литературных произведений эпические ещё делятся на стихотворную и прозаическую форму. Это:
былины (исторические древнерусские эпические пecни-сказания, воспевающие богатырские подвиги);
бывальщины (краткий вербальный рассказ о как будто реальных событиях, схож с «городской легендой»);
былички (рассказ «очевидца» о якобы реальной встрече с нечистой силой);
небылицы;
поговорки;
сказки;
исторические песни;
предания;
легенды;
сказы;
пословицы.
Лирические произведения
Это: частушки, колыбельные, обрядовые, семейные и любовные песни, похоронные причитания.
Драматические произведения
Это: народные драмы.
Для разного жанра фольклора характерно и разное содержание: былины рассказывают о подвигах богатырей, а исторические песни — о деяниях героев исторических событий.
В разных жанрах существует свой тип персонажа: в былинах герои — богатыри, а в сказках — например, Иван-дурак и Баба Яга.
Для композиции фольклорных произведений типично присутствие: присказки, запева, замедления действия, троичности событий и тавтологии, эпитетов, гипербол и др.
Фольклор разных стран отличается, но при этом имеет много общего. Это связывают с географической близостью, экономическими взаимоотношениями или другими связями, что повлекло за собой межкультурный обмен.