Что такое песенный стык
Параллелизм в литературе. Примеры
Параллелизм в литературе — это тождественное или одинаковое синтаксическое построение отрезков текста или предложений.
В художественных произведениях для создания образной, яркой, привлекающей внимание читателей речи широко используются различные приемы и средства. К образно-выразительным средствам художественной речи относятся, в первую очередь, тропы и стилистические (риторические) фигуры. Укажем некоторые из них:
Рассмотрим одну из фигур образной речи и узнаем, что такое параллелизм в художественной литературе.
Параллелизм — это…
Понятие «параллелизм» было известно древним грекам, которые использовали эту фигуру речи в риторике, где она обозначала прием повторения или сопоставления сходных элементов речи.
В переводе с греческого языка слово parallelos буквально значит «идущий рядом». Этот термин знаком многим естественным наукам. Его используют математики, физики, биологи. В литературе им обозначают один из приемов поэтической речи, состоящий в сопоставлении двух явлений путем параллельного изображения. Такое сопоставление подчеркивает сходство или различие реалий действительности и в то же время сообщает поэтической речи особенную выразительность, которая воздействует на читателя соответствующим образом. В зависимости от контекста произведения эта фигура речи имеет самое разнообразное применение, назначение и смысл.
Вот какое определение, что такое параллелизм в литературе, дается в Википедии:
В художественной речи параллельными элементами могут быть отдельные звуки, слова, словосочетания, предложения или части предложений.
Параллелизм тематический
В литературе наиболее распространен параллелизм тематический, в основе которого лежит принцип сопоставления двух явлений, близких по своему содержанию. Например, понаблюдаем, как мастерски его использует поэт М.Ю. Лермонтов в стихотворении «Тучи»:
Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.
В этом художественном произведении автор проводит образную параллель «тучки небесные — странники» и изгнанник, странник-поэт.
Синтаксический параллелизм
Синтаксический параллелизм свойственен тексту или его отдельным смежным частям, в которых предложения, следующие друг за другом, автор строит по одному и тому же синтаксическому принципу, например, соблюдая один и тот же порядок членов предложения:
Полный синтаксический параллелизм характеризуется тем, что что в его составе две и более синтаксические единицы имеют равное количество одинаково расположенных компонентов:
В лоб целовать — заботу стереть.
В лоб целую.
В глаза целовать — бессонницу снять.
В глаза целую.
Синтаксический параллелизм бывает неполным, например:
В огромном городе моём — ночь.
Из дома сонного — прочь.
Примеры синтаксического параллелизма в литературе
Когда волнуется желтеющая нива,
И свежий лес шумит при звуке ветерка,
И прячется в саду малиновая слива
Под тенью сладостной зеленого листка.
Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе, —
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу бога.
М. Ю. Лермонтов. Когда волнуется желтеющая нива
Я был вам звенящей струной,
Я был вам цветущей весной,
Но вы не хотели цветов
И вы не расслышали слов.
Как мы шли в ночную сырость,
Как бежали мы сквозь тьму —
Мы не скажем командиру,
Не расскажем никому.
М. А. Светлов. В разведке.
И молиться не учи меня. Не надо!
К старому возврата больше нет.
Ты одна мне помощь и отрада,
Ты одна мне несказанный свет.
С. Есенин. Письмо матери.
Мы любим всё — и жар холодных числ,
И дар божественных видений,
Нам внятно всё — и острый галльский смысл,
И сумрачный германский гений…
Параллелизм в народной песне
Параллелизм различных видов характерен для устного народного творчества — народной песни, частушки и т. д. Наиболее распространенным видом параллелизма в народном творчестве является сопоставление явлений природы с событиями человеческой жизни:
Как светил да светил месяц по полуночи,
Светил в половину;
Как скакал да скакал один добрый молодец
Без верной дружины…
Здесь синтаксический параллелизм сочетается с анафорой. Понаблюдаем за использованием параллелизма в народной песне:
Раскудрявая березка,
Ветра нет, а ты шумишь;
Ретиво моё сердечко,
Горя нет, а ты болишь…
Отрицательный параллелизм
Наряду с прямым параллелизмом в своем творчестве поэты используют параллелизм отрицательный, восприняв этот прием из народной песни. Отрицательный параллелизм строится так, что первый ряд в поэтическом сравнении начинается с частицы «не».
Например, читаем у А. С. Пушкина:
Не стая воронов слеталась
На груды тлеющих костей,
За Волгой, ночью, вкруг огней
Удалых шайка собиралась…
Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи,
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои.
Н. А. Некрасов. Мороз, Красный нос.
Не напрасно дули ветры,
Не напрасно шла гроза.
Кто-то тайным тихим светом
Напоил мои глаза.
Что такое песенный стык
Полезное
Смотреть что такое «Стык» в других словарях:
стык — стык, а; мн. и, ов … Русское словесное ударение
стык — стык, а … Русский орфографический словарь
Стык — устройства, обеспечивающие взаимодействие систем, определяемое общими функциональными и конструктивными характеристиками, общими требованиями к протоколам обмена и т.д. Источник: ОСТ 45.163 2001: Спутниковые л … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
СТЫК — СТЫК, стыка, муж. Место, где соединяются, сходятся два конца, края, направления чего нибудь. Стык двух бревен. Повести наступление на стыке двух дивизий. На стыке чьих нибудь интересов. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
стык — граница, рубеж, черта, линия, грань, водораздел Словарь русских синонимов. стык см. граница 2 Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов
Стык — СТЫК термин, не получивший еще общепринятого значения, но необходимый для определения весьма существенного явления в строфике. Имеется в виду стык одноименных, но разных рифм, т. е. двух разных мужских или двух разных женских (а a b b и т.… … Словарь литературных терминов
СТЫК — СТЫК, а, муж. 1. Место, где вплотную соединяются, сходятся два конца, две крайние части чего н. С. участков. С. рельсов, панелей. 2. перен. Линия соприкосновения чего н. На стыке наук. На стыке двух эпох. | прил. стыковой, ая, ое (к 1 знач.; спец … Толковый словарь Ожегова
Стык — м. Место, где соединяются, сходятся два конца, края, направления чего либо. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
СТЫК — (Butt) место соединения на короткой стороне двух листов (или досок) обшивки, настила и т. п., а также профильной стали и т. д. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно морское Издательство НКВМФ Союза ССР, 1941 … Морской словарь
СТЫК — конструкция, состоящая из накладок, болтов, подкладок, костылей или шурупов и стыковых шпал, при помощи к рой осуществляется соединение концов двух рельсов. С. бывает двух основных видов: на сдвоенных шпалах и навесу. Реже применяется С. на… … Технический железнодорожный словарь
Звукопись Лекция 6
Звукопись (инструментовка, эвфония) — применение разнообразных фонетических приёмов для усиления звуковой выразительности речи. В частности, средствами языка могут воспроизводиться изображаемые в тексте неречевые звуки, например, известная строка из творчества Бальмонта при описании природы:
…Чуть слышно, бесшумно, шуршат камыши.
— К. Д. Бальмонт
Большим мастером и приверженцем использования аллитерации был К. Бальмонт
Вечер. Взморье. Вздохи ветра.
Величавый возглас волн.
Близко буря, в берег бьется
Чуждый чарам черный челн.
Чуждый чистым чарам счастья,
Челн томленья, челн тревог
Бросил берег, бьется с бурей,
Ищет светлых снов чертог.
Одним из видов аллитерации считается звукоподражание.
Вверху рычат германские моторы:
— Мы фюрера покоррные рабы,
Мы превращаем горрода в грробы,
Мы — смерть… Тебя уже не будет скорро.
(«Пулковский меридиан» В. Инбер)
Повторение звука «эр» создаёт иллюзию звука мотора немецкого самолёта, страшный звук бомбардировок.
Языковеды особо отмечают инструментовку стиха Пушкина:
«Роняет лес багряный свой убор. »
Интересно, что в этой фразе мы видим букву «р», стоящую в начале, в конце и точно посередине строки.
У наших ушки на макушке,
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки —
Французы тут как тут.
Забил заряд я в пушку туго
И думал: угощу я друга.
(«Бородино», М. Лермонтов)
Многократное повторение звука «у» помогло поэту передать эхо раннего утра; гул, разносящийся над полем перед битвой.
Вот как распоряжается тем же звуком «у» Александр Пушкин:
Брожу ли я вдоль улиц шумных,
Вхожу ль во многолюдный храм,
Сижу ль меж юношей безумных,
Я предаюсь своим мечтам.
Ассонанс звука «у» использован, чтобы изобразить гул городской улицы.
А вот пример использования ассонанса К. Бальмонтом.
Я вольный ветер, я вечно вею,
Волную волны, ласкаю ивы,
В ветвях вздыхаю, вздохнув, немею,
Лелею травы, лелею нивы.
(Повторение гласных «о» и «е»)
3.Диссонанс и липограмма
Диссонанс и липограмма — приёмы звукописи, которые встречаются в современной русской литературе ещё реже.
Липограммой называется художественный приём, суть которого в том, что поэт сознательно избегает употребления какого-либо звука. В золотой век литературы применение этого средства считалось показателем высокого уровня мастерства поэта. Среди русских писателей самым известных приверженцем липограммы является Г. Р. Державин. Примеры её использования можно найти в стихотворении «Свобода»:
Теплой осени дыханье, Помавание дубов,
Тихое листов шептанье, Восклицанье голосов…
Этот стих состоит из четырёх строф по шесть строк в каждой, и ни в одной из них нет слова, содержащего букву «р».
Диссонанс — вид звукописи, при котором автор в качестве рифмы используется слова, схожие по своему фонетическому составу. Его исполнение довольно сложно, поэтому является показателем высокого уровня мастерства. Прием встречается в произведениях поэтов-экспериментаторов серебряного века. Например, у В. В. Маяковского, И. Северянина. Рассмотрим пример из стихотворения В. В. Маяковского «Рабочим Курска, добывшим первую руду…».
Сквозь огонь прошли, сквозь пушечные дула.
Вместо гор восторга – горе дола.
Рифма строчек достигнута автором за счёт созвучия слов «дула» и «дола».
Анафора — стилистический приём, заключающийся в повторении сродных звуков, слов, синтаксических или ритмических построений в начале смежных стихов или строф.
Звуковая анафора составляет особенность аллитерационного стиха, в котором должно быть равное количество логически сильных ударных слов в определённых местах,
Познакомимся с примерами, встречающимися у известных русских поэтов: Пример анафоры с использованием повторения двух звуков «д» и «м» встречается в произведении М. Цветаевой «Тебе – через сто лет»: «Друг! Не ищи меня! Другая мода! Меня не помнят даже старики». Повтор фонетических сочетаний в данном случае помогает выделить автору наиболее значимые для него слова.
Лексическая анафора, повторение одинаковых слов:
Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.
(К. Симонов)
Синтаксическая анафора, (анафорический параллелизм) повторение синтаксических конструкций:
Я стою у высоких дверей,
Я слежу за работой твоей.
(М. Светлов)
Строфическая анафора, повторение слов или синтаксических построений в смежных строфах: в следующем примере анафорическое слово, хотя и выделено в отдельную типографскую строку, но оно составляет начало ямбического стиха, который заканчивается последующей строкой:
Земля.
От влаги снеговой
Она еще свежа.
Она бродит сама собой
И дышит, как дежа.
Земля.
Она бежит, бежит
5. Эпифора
Эпифора — стилистический приём, заключающийся в повторении сродных звуков, слов, синтаксических или ритмических построений в конце смежных стихов или строф. В стихотворении К. Бальмонта можно найти эпифору:
«Шумели, сверкали
И к дали влекли,
И гнали печали,
И пели вдали».
На конце каждого глагола мы видим сочетание звуков «ли», что придает строкам особую мелодичность и певучесть.
6. Повтор сродных звуков и слов может быть организован в тексте и несколько по-другому принципу:
— кольцо – повтор в начале и в конце слов, фраз, полустиший, стихов и т.п.
— стык – когда конец слова, фразы, полустишия созвучен с началом следующего слова, фразы, полустишия.
Ономатопея — слова, которые имитируют собственное значение. Такими словами являются слова «Храп», «Хруст», и производные слова «храпеть», «хрустеть» и т.п.
И хруст песка, и храп коня
(А. Блок)
Морозом выпитые лужи
хрустят и хрупки, как хрусталь
(И. Северянин)
8. Каламбурные рифмы — рифмы, построенные на игре слов и звуковом сходстве. В каламбурной рифме используются многозначные слова, а также омонимы – когда между словами устанавливается лишь звуковое тождество, а смысловые ассоциации отсутствуют.
. Часто этот приём используется для достижения комичности. Встречается в работах В.В. Маяковского, А. С. Пушкина, Эмиля Кроткого, Д. Минаева и многих других авторов.
Рассмотрим несколько примеров:
За счёт использования этого приёма автор достигает не только комического эффекта, но и напевности.
Вот как каламбур выглядит у А.С. Пушкина:
Вы, щенки! За мной ступайте!
Будет вам по калачу,
Да смотрите ж, не болтайте,
А не то поколочу.
(А. С. Пушкин)
Каламбур в исполнении Д.Д. Минаева
Он двадцать лет был нерадив,
Единой строчки не родив.
(Д. Д. Минаев)
А ещё из каламбурной рифмы вспоминается детское:
Говорили тиграм львы:
– Эй, друзья, слыхали ль вы,
Что не может носорог
Почесать свой нос о рог?
2. Не совсем юмористическое применение каламбурной рифмы можно увидеть в ироничном творении известной поэтессы М. Цветаевой «МукА и мУка»:
Всё перемелется?
Будет мукОй?
Нет,
Лучше
мУкой!
Существуют и другие приёмы звукописи, но перечисленные выше наиболее популярны, и чаще используются русскими поэтами.
Средства речевой выразительности прославили русский язык. Звукопись – один из приёмов, которые делают нашу литературу необычайно певучей и выразительной.
«Песенный строй. Слово в стихе».
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №5 ИМ. И.С. КУЗНЕЦОВА
«Песенный строй. Слово в стихе».
(Анализ поэтического синтаксиса Булата Окуджавы)
Учащаяся 10 класса
Синенко Ирина Валерьевна
Учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ №5 им. И.С. Кузнецова
2. «Песенный строй. Слово в стихе».
(Анализ поэтического синтаксиса Булата Окуджавы)
4.Список использованной литературы.
Булат Окуджава большинству известен как бард, исполняющий свои песни под аккомпанемент гитары. Выступая перед публикой, поэт говорил: «Вы услышите стихи под гитару». «Главное в авторской песне-поэзия, музыка ей служит, является вспомогательной. Если же моя песня завоевывает признание, для меня это в первую очередь признание поэзии».
Цель работы : Исследование поэтического синтаксиса Б. Окуджавы; выявление основных его типологических характеристик.
Материалом для исследования послужили сборники лирики Окуджавы, изданные в разные годы (1976, 1984, 1988). Особое внимание было уделено изданию, вышедшему к 60-летию поэта и содержащему лучшие образцы его лирики разных лет.
Полученные результаты, их новизна : Преобразование “разговорной интонации“ в высокую поэзию — одна из ярчайших черт поэтики Окуджавы: на уровне синтаксиса часто употребляются разнообразные виды повторов: анафора, рефрен, композиционные особенности «кольцо строфы», «кольчатая цепь», «тематическая рамка». Прослеживается связь поэтического синтаксиса поэта с фольклорной традицией,
ПЕСЕННЫЙ СТРОЙ. СЛОВО В СТИХЕ.
Различные виды эллипсиса широко представлена в поэзии Окуджавы :
К отцу хотел – а он расстрелян…
Создавая этот фон, на котором будет выявлена основная ткань стиха:
Калитки Шорох и простывший чай,
Это так называемый «Именительный темы»:
Веками длится спор-
Далее в стихотворении раскрывается тема, заданная первыми двумя сегментированными конструкциями.
Зачин, образованный с помощью парцеллированных предложений, звучит афористично, концентрируя в себе смысловую суть стиха :
Далее разговорное звучание стиха поддерживается менее самостоятельными предложными парцеллированными конструкциями :
Как, и когда, и в какой глуши
Распускаются розы его души?
Как умудряется он успеть
Свое промолчать и свое пропеть…
Кто столкнул тебя с откоса,
и сказал тебе «прощай»,
будто рюмочку- с подноса,
будто вправду невзначай?
И кого теперь с откоса
по ранжиру за тобой.
Встречаются эллиптические конструкции с опущенным определением при
наличии определения:
Но все ж в переделке любой
За свой горизонт голубой.
Пальцы притронулись к первой,
Пальцы по всем заскользили,
Иногда тире заменяет одно, а то и несколько слов, создавая типичную разговорную конструкцию:
И снова переулком — сапоги.
Живы мы покуда, фронтовая голь,
В предложении с простым глагольным сказуемым может отсутствовать спрягаемая форма глагола:
Но слава богу, снова паутинки,
И бабье лето тянется на юг.
Вводная разговорная конструкция «слава богу» подчеркивает разговорность стиля.
При наличии одной части сложного союза может не быть другой:
В ней ничего нет страшного.
” Только этот голос, мягкий, грустный, тревожно-заботливый, бесконечно музыкальный, так тонко преобразующий «разговорную интонацию» (Василинина И.) Преобразование «разговорной интонации» в высокую поэзию — одна из ярчайших черт поэтики Окуджавы :
Демократизации поэтической речи, приближению ее к разговорному языку служит и такое специфическое синтаксическое средство, как парцелляция — “экспрессивно значимое членение речи“. Парцелляция, т.е. разобщенность речевых единиц, их отделенность одна от другой, выражается на письме точкой, чему соответствует при чтении глубокая пауза. Сегментированные конструкции (дробящие высказывания, расчленяющие его на части) парцеллянты сообщают речи характер непринужденной беседы. Есть такие конструкции и в поэтическом языке Булата Окуджавы, и их роль весьма значима, они создают эффект раздумий, недосказанности, повышенной экспрессивности Б.0куджавы.
Иногда сегментированные или парцеллированные конструкции употребляются в качестве своеобразного зачина,
Зачин, образованный с помощью парцеллянтов, встречается также в стихотворениях ”Грибоедов в Цинандали», ”Цирк», «Жизнь охотника» др.
При выделении парцеллянта в отдельный стих происходит как бы двойная актуализация его семантики: синтаксическая и графическая.
Отбила каблуки, танцуя, пара
За упокой.
Мы с ними слиты чисто и безгрешно
Как с нашим детством — сорок лет назад.
Мы с детства их пророки…
Встречаются у Окуджавы такие сильные позиции парцеллянтов как их положение среди рифмующихся слов:
Всяк неправедный урок впрок затвержен и заучен,
Ибо праведных уроков не бывает. Прах и тлен.
Руку на сердце кладя, разве был я невезучим?
А вот надо ж, сердце стынет в ожиданье перемен.
Ну может, какая-то строчка
Осталась еще за бортом.
Остаюсь я один. Вот так. Остаюсь.
Но смеюсь (я признаться боюсь, что боюсь)
Сам себя осуждаю, корю.
Ср. у Вознесенского «Анафема»:
Пустите меня на могилу Неруды.
Горсть русской земли принесу. И побуду.
Частым приемом сегментированного текста является графическое и
Нева Петровна, возле вас — все львы.
Вы — первая. Я чувствую, что — вы.
Да что о них рассказывать,-
В этом примере графическое выделение усилено переносом слова на отдельную строку, что придает ему особую весомость. Очень часто у Б.0куджавы тире делит строку на два полустишия, смысловая пауза актуализирует семантическое влияние одной части на другую:
Поэты плачут — нация жива.
Мы пока еще все целы, мы покуда все живые,
а когда нагрянет утро — там посмотрим кто кого.
Ну что нам все эти глупости?
Ваше величество женщина, О ваш приход — как пожарище.
да неужели — ко мне?
Он протянет ему свою царственную руку,
свою верную руку, — и спасет.
В стихотворении ”Музыкант” на таких предложениях по принципу синтаксического параллелизма построена первая строфа.
Музыкант играл на скрипке — я в глазе ему глядел.
Как способны эти руки эти звуки извлекать.
Тире разграничивает два сказуемых:
… Наши мальчики головы подняли —
повзрослели они до поры…
А шинели рваные расстелим —
… Кто носит сапоги — пускай донашивает.
… ситцевые женщины толпою
сходятся — затмить тебя хотят.
Тире, разъединяющее определяемое и определяющее:
Вы — как будто соловьи
Из бессонниц и горячки,
вы — как музыка за мной,
Ах Арбат, мой Арбат,
Грязная волна наползает едва —
приподнимается слегка голова,
вспять волну прилив отнесет-
ткнется устало голова в песок.
Рефрен здесь усиливает композиционную замкнутость строфы.
Первая строфа: «До свидания, мальчики!»
Вторая строфа: “До свидания, девочки!»
и общее для всех: «Постарайтесь вернуться назад». Общность судьбы всех горестей и надежд — звучит в рефрене этой песни (ее часто инсценируют «на два голоса»). Обращает на себя внимание еще один прием, использованный автором в этом стихотворении, «постарайтесь вернуться назад», но не любой ценой — «будьте высокими», здесь перенос слова и графическое выделение в другую строку, внутристрочная пауза перед ним придают рефрену особенно пронзительную интонацию.
Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,
не жалейте ни пуль, ни гранат
Постарайтесь вернуться назад.
На слово ”все-таки” падает особо сильное логическое ударение.
Стопа прерывается после первого слога. Рефрен у Окуджавы чаще всего аккомулирует в себе смысл всего стихотворения, выделяет его еще и еще раз, вынося на наш суд.
в
Рефрен в ”Письме к маме“ заключает в себе горько-ироническое противопоставление к содержанию основных строф:
За железной дверью топчется солдат.
Прости его мама, он не виноват,
Он себе на душу греха не берет —
Может, будь понадежнее рук твоих кольцо —
Прием окольцовки значим для характеристики безысходной нескончаемости дороги.
В «Старинной солдатской песне» один анафорический элемент поясняет и дополняет другой и является членом сравнения.
Нас осталось мало: мы да наша боль.
Нас немного, и врагов немного.
В «Песенке кавалергарда» анафорические местоимения передают призрачность
человеческого «на века», философское противоречие вечная природа — и смертный человек «И все как будто под рукою, и все как будто на века». Рефрен “Не обещайте деве юной любови вечной на земле!“ подчеркивает эту мысль. Анафора может выделить антитезу :
Я плачу не о том, что прошлое исчезло.
Я плачу не о том, что кануло во мгле.
Все меньше мест в Москве, где есть о чем поспорить.
Все больше мест в Москве, где есть о чем молчать –
при полном синтаксическом параллелизме анафора как бы удваивается: начало стиха и после цезуры. Анафора подчеркивает интонацию перечисления:
Спят в постелях своих горожане,
Вы слышите: грохочут сапоги,
И птицы ошалелые летят,
И женщины глядят из-под руки?
Вы поняли, куда они глядят?
До первой пули я хвастал
чего не могу посметь?
Но свистнула первая пуля,
пулю встретить вторую.
Примером интересного композиционного построения, с использованием «тематической рамки» служит стихотворение «Все глуше музыка души». Здесь каждая строфа представляет собой особое композиционное и тематическое «кольцо строфы», а все стихотворение в целом – «большое кольцо». При этом повторяющимися являются два первых стиха каждой строфы, и повторяются они в обратном порядке :
все звонче музыка атаки.
Но ты об этом не спеши :
У Окуджавы подхват часто объединяет один из периодов строфы:
Постарайтесь вернуться назад.
Подхват, вынесенный в отдельную строку, усиливает эмоциональную окраску обращения. Стихотворение «Чудесный вальс» полностью построено на подхвате:
Музыкант в лесу под деревом
Он наигрывает вальс
то ласково, то страстно.
то я опять гляжу на вас,
а вы глядите на него,
а он глядит в пространство.
Затянулся наш роман.
Он затянулся в узелок, горит он — не сгорает.
Но вы глядите на него…
В форме “кольчатой цепи“ построено стихотворение ”Примета”, один образ вытекает из другого, и к концу стихотворения возвращается первоначальный.
Если ворон в вышине,
Чтобы не было войны,
надо ружья зарядить.
А как станем заряжать,
пуля дырочку найдет.
Ей не жалко никого,
ей попасть бы хоть в кого,
хоть в чужого, хоть в свово.
стрельнуть некому в него.
Почему так печально завишу
От чего-то былого во мне?
Отчего так поспешно и вдруг
Инструмент выпускаю из рук?
Прав ли он, усомнившись в покое,
разрушая надежду окрест?
Отчего глухие страсти
злобно сводят нас в бою?
Риторический вопрос у Окуджавы разнообразен по функциям:
Вы слышите: грохочут сапоги,
и птицы ошалелые летят,
и женщины глядят из-под руки?
Вы поняли, куда они глядят?
Вы слышите: грохочет барабан?
А где же наше мужество, солдат?
Когда мы возвращаемся назад?
Философские вопросы звучащие в стихах Б. Окуджавы, задает сама жизнь, окружающий мир, человек:
Мгновенно слово. Короток век.
Где ж умещается человек?
Как, и когда, и в какой глуши
распускаются розы его души?
Как умудряется он успеть
свое промолчать и свое пропеть,
по планете просеменить,
гнев на милость переменить?
Как умудряется он, чудак
, на ярмарке поцелуев и драк,
в славословии и пальбе
выбрать только любовь себе?
Ср. Маменька, маменька у Окуджавы Мама, белая голубушка,
В уже упомянутом «Ну что, генералиссимус прекрасный…» с обращения начинается каждая из трех строф, здесь обращение становится композиционно значимым. Поэт ведет нелегкий разговор с современниками, хотя обращается к умершему Сталину, и приходит к единственно возможному для себя решению: « я не прощаю, помня о былом».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ поэтического слова во всех оттенках, во всех проявлениях становится в коечном счете средством для понимания действительности, движения чувства, становления и развития идей.
Анализируя поэтический синтаксис Булата Окуджавы, мы пришли к следующим выводам.