Что такое певческое дыхание
Певческое дыхание – типы и способы развития
Каждому любителю пения, чьи вокальные практики никогда не поднимались выше уровня караоке, хотя бы раз в жизни приходилось чувствовать полную беспомощность своего голоса перед голосом профессионального вокалиста. И, вроде бы, нет ничего странного в том, что любитель уступает профессионалу, но для многих этот факт становится неожиданным и сильным ударом, от чего бывает грустно. Голос певца-профессионала громче, сильнее, шире по диапазону. Даже при одинаково хорошем слухе любитель выглядит жалкой пародией на вокал в 9 случаях из 10. Мало кто знает, что главная причина столь существенной разницы – правильно поставленное певческое дыхание.
Дыхание певца – это инструмент, позволяющий сделать поток выдыхаемого воздуха основой звука. Вокалист добивается громкости и объема звучания за счет воздушного потока, а не напряжения связок, как это делают дилетанты.
Обычное «разговорное» дыхание приводит к изначально неверному извлечению звука. Дилетант добивается громкости напряжением связок, что приводит к трем негативным последствиям:
Техника певческого дыхания решает все три проблемы сразу. Т. к. связки уже не источник громкости, им достаточно подавать звук, что само по себе не требует больших усилий, а значит, не от чего уставать и срывать голос. Дыхание в роли проводника усиливает голос, делает его объемнее независимо от напряжения в горле. Чтобы поставить дыхание для вокала, рекомендуется брать уроки у профессионального педагога, который будет следить за процессом и поможет избежать распространенных ошибок.
При желании, заниматься самостоятельно тоже можно, но на свой страх и риск. Т. к. без специалиста оценивать нагрузки и их последствия затруднительно, рекомендуем дозировать упражнения, хорошо отдыхать между занятиями, отказаться от вредных привычек, меньше пить холодные и горячие напитки. Заниматься желательно как минимум через полчаса после еды. Если связки сильно устают, прекратите занятие. Следующее же посвятите отработке фаз дыхания и положения горла. Обязательно распевайтесь и разогревайте лицевые мышцы.
Как правильно дышать при пении
В пении никогда не применяется какой-либо отдельный тип дыхания в изолированном виде, чаще встречается смешанный или комбинированный вариант. Это значит, что эталонный вокалист должен уметь дышать так, как ему нужно здесь и сейчас, обладать свободой дыхания так же, как танцор обладает свободой движения. Важное отличие певческого дыхания от речевого в длине выдоха: вокалисту необходим мощный поток воздуха, а это налагает определенные требования и на качество вдоха.
Свобода дыхания в данном случае не означает произвола, это тот тип свободы, который достигается упорными наработками.
Типы певческого дыхания
Основных типов дыхания в вокале три: грудное, смешанное и диафрагмальное (брюшное). Отдельно эти типы могли встречаться разве что в различных певческих школах прошлого, однако сегодня разделение на типы носит сугубо формальный характер. С таким же успехом можно разделить бег на типы постановки стопы, хотя в действительности характер бега на 100 % будет зависеть от ландшафта. В аналогичной зависимости от типа исполняемой вокальной партии находится и дыхание вокалиста.
Любопытно, что грудное и смешанное дыхание свойственно в основном женщинам, диафрагмальное – мужчинам и младенцам. Ключичное же дыхание считается самым вредным: оно неглубокое, задействует только верхние отделы легких, препятствует нормальному насыщению крови кислородом и способствует развитию хронических заболеваний.
Упражнения на дыхание для вокалистов
Повторимся, цель упражнений – не отработать определенный тип дыхания, а научиться выдыхать объемный звук с необходимой длительностью. Большинство из них связаны с тренировкой диафрагмы, т. к. диафрагмальное дыхание – единственный тип, с которым обычно возникают проблемы у неподготовленного вокалиста. Грудью мы дышим чаще, т. к. современный стиль жизни учит нас дышать неправильно или вполсилы. Сказывается недостаток физической активности, сидячий рабочий режим, стрессы, комплексы, избыточный вес и многое другое.
Ладошки
Положение стоя, спина ровная, руки согнуты в локтях, раскрыты ладонями вперед. Ритмично и интенсивно вдыхайте и выдыхайте носом, сжимая и разжимая кулаки в ритм дыханию. Выполняется 24 раза циклами по 4 вдоха. Между циклами паузы по 3–5 секунд, руки в паузах опущены. Во время вдохов плечи должны оставаться неподвижными.
Погончики
Положение стоя, руки сжаты в кулаки на уровне живота, вдох выполняется с напряжением рук и плеч. Руки выполняют толкающее движение кулаками вниз, тянутся к земле, затем возвращаются в исходную. Выдох – при расслабленных плечах. Повторяется 12 раз циклами по 8 вдохов, между циклами паузы по 3–5 секунд.
Насос
Положение стоя, ноги расставлены, руки по швам. Наклоняйтесь вперед, округляя спину. Под конец наклона делайте вдох. Разгибайтесь не до конца, выдох во время разгиба, затем снова наклон и вдох. Выполняется 12 раз циклами по 8 вдохов, между циклами отдых 3–5 секунд.
Кошка
Поставьте ноги на ширину плеч и выполняйте полуприседания с поворотом корпуса. Вдох приходится на момент поворота, выдох – на момент возвращения в исходную позицию. Контролировать выдох не нужно, он должен получаться сам собой. Повороты чередуются – право, лево. Выполняется 12 раз циклами по 8 вдохов, между циклами отдых 3–5 секунд.
Обними плечи
Разведите руки в стороны и согните их в локтях так, чтобы образовались два прямых или тупых угла. Сводите руки так, чтобы кулак касался противоположного плеча, получится объятие. В момент объятия делайте вдох, на разводе рук – выдох. Не меняйте руки местами: та рука, что была сверху в первый раз, должна быть сверху до конца упражнения. Выполняется 12 раз циклами по 8 вдохов с коротким отдыхом между циклами.
Поворот головы
Поворачивайте голову из стороны в сторону, выполняя вдох на повороте, а выдох – во время движения головы. Упражнение следует выполнять осторожно, чтобы избежать головокружения. Старайтесь не останавливать голову в дальней точке поворота. Выполняется 12 раз циклами по 8 вдохов с коротким отдыхом между циклами.
То же самое, что и предыдущее, только вместо поворотов наклоны головы к правому и левому плечу последовательно. Вдох в момент наклона, выдох между наклонами, смотрите перед собой, старайтесь не останавливать голову.
Маятник
То же самое, что и предыдущие два, только движения головой выполняются вперед и назад с вдохом на конечных точках. Голова опускается вниз подбородком к ключице и задирается под прямым углом к позвоночнику. Выполняйте медленно, чтобы не повредить шею, выдох – во время движения головы, произвольный.
Перекаты
Одна нога выставлена вперед, другая отведена назад, вес на передней ноге. Выполняйте неглубокое приседание на передней ноге с наклоном вперед, вдох должен соответствовать приседанию. Затем резко выпрямляйте и меняйте опорную ногу, получится движение маятника. Выполняйте приседание с вдохом уже на задней ноге, затем снова перенесите вес на переднюю. В конце поменяйте ноги и повторите.
Приведенные упражнения на развитие правильного дыхания помогают не только поставить дыхание для вокала, но и способствуют приобретению более объемного, приятного, сильного голоса, но и преодолению ряда проблем из разряда психологии, связанных с личными недостатками.
Вокальное дыхание и его развитие
Голос человека – совершеннейший музыкальный инструмент. Но для получения качественных звуков надо иметь не только здоровый голосовой аппарат, но и регулярно тренировать его. Певческое дыхание, в отличие от обычного, базируется на трех этапах: вдох, задержка и выдох. Вдох более короткий, а выдох удлиненный. От правильности выполнения каждой фазы зависит длительность исходящего звука и тембровый окрас.
Типы дыхания
На практике, в чистом виде типы певческого дыхания не встречаются. В теории выделяют 4 типа:
Современная школа вокала считает, что целесообразно использовать смешанный тип.
Ключичное
В процесс включается верхняя часть грудного отдела, плечи и шея. Правильное дыхание во время пения по этому типу невозможно, является поверхностным. Голосообразование затруднено, все шейные мышцы напряжены. В жизни встречается во время занятий спортом, в частности бегом или при повышенной температуре тела. Нередко наблюдается у начинающих вокалистов.
Чтобы избавиться от ключичного дыхания во время пения, необходимо постоянно следить за плечами и постоянно мысленно опуская их, постепенно переходить на брюшное и смешанное.
Грудное
Его еще называют реберное. При его использовании ребра верхней части грудной клетки расширяются, воздух равномерно поступает в легкие. Верхние ребра активно работают, но диафрагма выполняет пассивную функцию, лишь следует за движениями легких.
Итальянская музыкальная школа в начале XIX века отдавала предпочтение именно этому типу. Сейчас используется для звукоизвлечения в высокой тесситуре, рулад, пассажей и трелей.
Брюшное
Для дыхания требуется оставить грудную клетку в покое, живот немного выдвинуть. В этот момент будет происходить фактически противостояние между брюшным прессом при выдохе и диафрагмой на вдохе. Выделяют нижнебрюшное и верхнебрюшное, в зависимости от того, в каком отделе диафрагмы больше сокращаются мышцы. В первом случае работает нижняя часть, а во втором подложечная область.
Нижнебрюшное пение свойственно мужчинам, а верхнебрюшное – женщинам.
Смешанное или диафрагмальное
Этот вид дыхания обеспечивает максимальный объем воздуха. Считается, что именно он является оптимальным выбором для пения.
Увеличение объема происходит за счет прохождения воздуха через носоглотку, трахею и бронхи. И только после этого он попадает в легкие. Диафрагма прижимается книзу, а нижние ряды ребер разводятся в стороны.
Фазы дыхания
В жизни, для дыхания используется только 2 фазы: вдох и выдох. Правильное дыхание при пении предполагает еще задержку воздуха и распределение таким образом, чтобы хватило не только на звукообразование, но и на последнюю фазу.
Фазы дыхания в вокале:
Для получения качественных звуков необходимо отработать каждую фазу. Сделать это можно с преподавателем на занятиях вокалом для взрослых.
Как правильно брать вдох
Брать вдох надо носом и ртом. Вдох производится бесшумно, быстро и глубоко. Ребра расправляются, а диафрагма сокращается. В мышцах не должно быть никакого напряжения.
Постановка певческого дыхания начинается именно с отработки фазы вдоха. Правильное выполнение предполагает соблюдение следующих правил:
Если образовался излишек воздуха, то выдохнуть его лучше после окончания текста, но обязательно перед новым вдохом.
Задержка дыхания
Воздух сразу не выпускается, как при пении, а удерживается в легких. Перед атакой звуком практически полностью останавливается процесс дыхания. Диафрагма в этот момент опущена, нижние части ребер раздвинуты, а передняя часть живота готова к сокращению.
Эта фаза является моментом, когда происходит фиксация вдыхательной установки и позволяет устранить потерю дыхания на начальной стадии.
Очень часто начинающие вокалисты не могут справиться именно с этой фазой. Формирование певческого дыхания производиться при помощи специальных упражнений на задержку дыхания.
Выдох
Певческие звуки появляются именно на этой фазе. Перед началом пения, верхняя часть голосового аппарата должна перейти в форму будущей фонации. Слегка опускается нижняя челюсть, зев открывается. Важнейшая задача вокалиста в этот момент – превратить воздух в звуковые волны. Это возможно сделать только при полном контроле дыхания.
Выдох должен быть плавным, с качественным напором. Не должно наблюдаться опадение певческого объема грудной клетки. Если дыхательной поддержки недостаточно, то следует сделать еще одну мгновенную задержку воздуха и только после этого начать голосоведение.
Упражнения для правильного дыхания
Для развития певческого дыхания по постановки дикции и голоса разработано множество упражнений. Они позволяют сформировать равномерность вдоха и выдоха, снять лишнее напряжение в области гортани, удлинить выдох и укрепить мышцы диафрагмы.
К самым распространенным и эффективным упражнениям для развития певческого дыхания относят:
Существует еще множество упражнений для развития вокального дыхания, все они чем-то похожи друг на друга и имеют одну цель. Самое главное не лениться и выполнять их регулярно, в противном случае добиться хороших результатов в пении не получиться.
Отработка дыхания животом
Если в жизни для дыхания не используете живот, то перед началом обучения вокалу придется приобрести этот навык. Для упражнения следует:
После того как будет получаться дышать при помощи живота, можно переходить к брюшному дыханию в другой позе: стоя или сидя на стуле. В этих положения грудная клетка и плечи должны быть ровными, не скакать.
Практиковаться можно в любом месте, в транспорте, на работе, в магазине. Чем чаще будете выполнять упражнение, тем быстрее научитесь дышать животом не задумываясь.
Отработка основных фаз
Упражнение можно выполнять в вертикальном положении, сидя. Вдох и выдох делается за 1 секунду только ноздрями, обязательно активно и плавно. Работа дыхательного аппарата должна походить на движения насоса. Беспрерывно повторять 3-4 раза.
Другая вариация упражнения на дыхание – все так же, как в первом случае, но с использованием 1 ноздри, с одновременным зажатием другой, при помощи пальца. Затем зажимается другая ноздря и упражнение повторяют без перерыва 3-4 раза.
Чередование
Упражнение поможет укрепить и развить всю дыхательную систему. Для выполнения потребуется зажимать поочередно одну, потом другую ноздрю. Сначала зажимается правая, вдох через левую, далее наоборот, зажимается левая и выдох производится через правую. Повторять 3-4 раза, затем вдыхать через правую, а выдыхать через левую.
Необходимо следить, чтобы обе фазы были одинаковые по времени – 1 секунда. Лучше проконтролировать правильность выполнения упражнения поможет хороший преподаватель вокала.
Удлинение времени задержки воздуха
Для пения очень важно научиться задерживать воздух максимально долго. Для тренировки необходимо вдохнуть при помощи живота и задержать воздух. После этого начать отчет, вначале это будет не более 15 раз. Упражнение необходимо повторять регулярно, чтобы увеличить время. Главное не выдыхать на счете.
Разработка диафрагмы
Дыхание в пении предполагает использование не только живота, но и диафрагмы, поэтому очень важно научиться ее контролировать. Для этого через нос делается укороченный, резкий вдох. Выдох длинный. Делают его через губы, которые складывают трубочкой, должно получиться что-то наподобие подготовки к свисту. Во время вдоха, обязательно должно быть ощущение толчка в области диафрагмы. Для контроля, ладони рук необходимо положить на ребра внизу.
Во время выполнения выдоха должно ощущаться легкое напряжение в области мышечного пояса. Упражнение улучшает работу всего дыхательного аппарата и должно выполняться минимум 3-4 раза за репетицию.
Контроль продолжительности фазы выдоха
Вначале делается через нос короткий вдох. Выдох удлиненный, обязательно производится через узкое отверстие рта, при котором должен получиться свистящий звук. Воздух должен проходить через щель, которую формируют при помощи языка и твердого неба.
В дальнейшем это упражнение станет настоящей находкой для правильного произношения фонемы «ссс….». Фаза выдоха удлиняется на фоне сужения щели, через которую будет выходить воздух. Чем уже исполнитель делает щель, тем более ощущается напряжение в поясничной части. Занятие рекомендуется сочетать с движениями головы, повторять 4 раза.
Основы вокала начинаются именно с отработки вдоха и выдоха. Хотя познание азов не является признаком красивого вокала, но без базовых знаний в этой области вряд ли получиться выполнить красиво даже простейшее произведение.
Певческое дыхание: что это, почему правильно дышать при пении так важно + упражнения на постановку опоры
Итак, вы собрались научиться петь. С чего же начать? У нас уже была статья, посвященная этому вопросу. В этот раз мы решили обратиться к наиболее распространенной проблеме, возникающей у начинающих вокалистов: проблема правильного дыхания при пении.
Как правило, это один из первых вопросов, который появляется у новичков: почему дыхание так быстро заканчивается? Что вообще значит — правильно дышать при пении? Для того, чтобы перестать быть новичком в мире вокала, необходимо овладеть базовой информацией: что такое певческое дыхание? Чем оно отличается от обычного? Как, в целом, распознать, правильно ли вы дышите во время пения? Что такое опора и почему так важно уметь ее “сбрасывать”? А также быть в курсе некоторых техник безопасности, которые помогут вам продуктивно заниматься, не срывая свои голосовые связки : )
Содержание
Чек-лист по вокалу для новичков
Существует множество способов проанализировать свое дыхание. Мы подготовили небольшой чек-лист для новичков. Попробуйте спеть прямо сейчас, а следом ответить себе на эти вопросы:
Если на все или некоторые вопросы вы ответили однозначным “нет”, то, скорее всего, ваша проблема — как раз в неправильном дыхании. Прежде чем приступить к проработке этой проблемы, давайте разберем, какие типы дыхания вообще существуют.
Типы дыхания
Итак, дыхание условно подразделяется на следующие типы:
Певческое дыхание: почему так важно?
Итак, певческое дыхание — это именно брюшное, или диафрагменное дыхание. Способ “брать воздух” является главным фактором, определяющим качественные характеристики получаемого звука. Поэтому постановка дыхания при пении является одной из наиболее важных задач для того, чтобы научиться красиво петь. Именно “певческая опора” (субъективное переживание в области торса во время пения, по сути — поставленное дыхание), создаваемая правильно удерживаемым дыханием, ведет к стабильности вашего вокала, то есть выдерживанию стабильного ровного звука.
По факту, умение дышать во время пения определяет силу и продолжительность вашего звучания. Воздуха, который в нас есть — с учетом его правильного расходования при звукоизвлечении — хватит на несколько криков в длину, но проблема заключается в том, что нам не хватает кислорода: поэтому нам необходимо “найти опору”, а также научиться ее “сбрасывать” после каждой пропетой фразы. Давайте разберемся.
Опора в вокале: подробный разбор
Как писал в своих воспоминаниях Федор Иванович Шаляпин, известный русский оперный певец, его учитель, тенор Дмитрий Усатов, подходил к своим ученикам, бил их в грудь и восклицал: “Опирайте, черт вас возьми! Опирайте!”. Певческая опора — одно из самых загадочных понятий в вокале. Все описывают ее по-разному. Как мы уже сказали, опора — это субъективное ощущение в области торса, возникающее при правильном диафрагменном дыхании во время пения. Простыми словами, это ощущение внутреннего давления. Например, вы чувствуете “опору” в тот момент, когда кашляете (в утрированной форме) или, предположим, фыркаете на кошку.
Наша вокальная мышца — диафрагма — находится в согнутом положении. Когда мы берем воздух именно в нижнюю часть легких, они тут же надавливают на диафрагму, и диафрагма расправляется. Наша главная задача при пении — сохранять воздух внутри как можно дольше и аккуратно подавать его на голосовые связи: небольшими порциями и равномерно. Именно в этом заключается секрет равномерного, мягкого голосообразования: через косвенное управление диафрагмой мы препятствуем сплошному скоростному выходу воздуха, который препятствует нам тянуть ноту.
Самое нужное ощущение, которое поможет вам взять воздух именно диафрагмой и расширить ваши ребра — это испуг. Попробуйте испугаться! Вы сразу почувствуете, как ваши ребра расширились. Зафиксируйте это ощущение. Когда мы собираемся в эту позицию (как бы “группируемся”, создаем “воздушную точку” внутри), мы работаем с нашим внутренним давлением: это давление, эту “опору” нам и нужно удержать.
Также важно не забыть о там называемом “сбросе опоры”. Сброс опоры необходим для того, чтобы перед каждой новой фразой, после того как вы вдохнете, у вас был стабильный, “ваш” стандартный набор воздуха и “ваше” определенное давление, с которого вам легче всего начинать. Поэтому выдыхайте после завершения фразы резко: так вы сбрасываете оставшийся после пропетой фразы воздух. Выбрасывая воздух, вы почувствуете как бы “толчок” диафрагмой вперед. Теперь, когда мы разобрались, что такое опора, перейдем непосредственно к упражнениям.
Упражнения постановку правильного дыхания
Упражнение №1
Начнем с самого простого упражнения: это упражнение на каждый день:
Первое, с чего вам нужно начать, приступив к следующим упражнениям — это поза, в которой вы поете. Помните, что правильное певческое дыхание у нас одно — диафрагменное или брюшное. Когда занимаетесь — стойте или сидите на стуле. Отлично подойдет высокий стул. Не забывайте, что ваша грудная клетка должна быть ровной, она не должна подниматься и опускаться, а плечи не должны скакать — все это говорит о том, что вы плохо контролируете диафрагму и пытаетесь давить на воздух сверху. Еще один секрет: если живот уходит при вдохе внутрь, то вы все равно захватываете воздух грудной клеткой. Следите за своей брюшной полостью: она должна быть как бы “надута” во время пения. Удерживайте себя в таком состоянии во время ваших занятий.
Упражнение №2
Во время пения диафрагму нужно “выдавливать” из себя, чтобы воздух медленно без усилий выходил через голосовую щель.
Упражнение №3
Попробуйте взять этот звук — прерывистое “а” или “с” с предыханием, как будто небольшой воздушный шар спускает свой воздух (также этот звук похож на тот, который вы производите при испуге), и попытайтесь как бы “написать” им ровную линию, удерживая звук в его длительности. Зафиксируйте, как аккуратно вы выпускаете воздух. Почувствуйте внутреннее давление: оно стабильное, небыстро расходуется и его надолго хватает. Это упражнение научит вас расходовать воздух в минимальным количествах.
Упражнение №4
Вдохните в живот и задержите дыхание. Начните считать: раз, два, три, четыре, пять… Медленно, в полный голос и сколько получится. Обыкновенно получается около пятнадцати раз. Главное — между цифрами не выдыхать и оставаться на задержанном дыхании. Если вы каждый день будете выполнять это простое упражнение, то дыхание постепенно удлинится.
Еще упражнения:
Удачи! И напоследок поговорим о техниках безопасности.
Техника безопасности при пении
Соблюдать технику безопасности при пении крайне важно. это поможет избежать таких проблем, как, например, срыв связок. Во время самостоятельных занятий соблюдайте несколько простых правил:
И помните: заниматься исключительно самообучением, без участия преподавателя — достаточно бесполезная штука, и вы все же рискуете сорвать связки. Если вы действительно хотите научиться петь, то первым шагом к этому является постановка правильного дыхания при пении.
Лекция на тему: «Певческое дыхание, дикция»
ПЕВЧЕСКОЕ ДЫХАНИЕ, ДИКЦИЯ.
Обучение пению начинается с обучения навыкам дыхания.
Дыхание – это опора для певческого звука. Дыхание является обязательным компонентом пения, источником энергии для певческого звука. «Школа пения есть школа дыхания» – афоризм, который подчеркивает важность процесса обучения правильному певческому дыханию.
В ПЕВЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ РАЗЛИЧАЮТ
ТРИ ОСНОВНЫХ ТИПА ДЫХАНИЯ:
ключичный или верхнегрудной, при котором активно работают мышцы плечевого пояса, в результате чего поднимаются плечи; такое дыхание часто встречается у детей, но оно для пения неприемлемо, т. к.не создается необходимый воздушный столб, а следовательно, нет опоры;
Дыхание всегда связано с физиологией конкретного человека, и чаще всего используется смешанный тип дыхания, то есть два-три вида одновременно. У мужчин, как правило, более низкое дыхание (брюшное), у женщин – более высокое.
Процесс дыхания – это рефлекторный акт, который присутствует у любого человека с момента рождения. Во время разговора никто не задумывается о дыхании, оно происходит непроизвольно, когда в этом есть потребность. Разговорное дыхание равномерно – вдох равен выдоху.
В пении дыхание должно стать процессом управляемыми контролируемым. В пении важен быстрый, активный вдох и медленный, распределенный выдох. Певческое дыхание отличается от разговорного своей целенаправленностью на обеспечение процесса звукообразования и звуковедения. Длина выдохавсегда зависит от длины музыкальной фразы. Кроме того, на длину выдоха влияет звуковысотность, ритм и темп песни, динамические нюансы.
А. В. Руднева считала цепное дыхание одним из самых важных приемов, поэтому его нужно воспитывать и на протяжных, и на подвижных песнях.
Для обучения навыкам певческогодыхания, грамотного его расходования можно использовать специальные упражнения.
С дыханием связана певческая атака, то есть первый момент касания к звуку.
В ПЕНИИ СУЩЕСТВУЕТ ТРИ ТИПА ПЕВЧЕСКИХ АТАК :
мягкая (смыкание голосовых связокодновременно с началом выдоха);
твердая (смыкание голосовых связок до начала выдоха);
придыхательная (смыкание голосовых связок после начала выдоха, при этомобразуется сип).
Основной для пения является мягкая атака, которая позволяет сохранить чистоту тембра голоса и создать комфортные условия для работы голосовыхсвязок. Твердая атака звука может применяться при необходимости в моменты большого напряжения, когда того требует художественный образ, но редко и осторожно. Придыхательная атака в народном пении не используется вообще, так как это сиплое и рыхлое звучание, которое создает ненужные призвуки и низкое пение.
Весьма существенным для правильной работы голосового аппарата является соблюдение правил певческой установки, главное из которых может быть сформулировано так: при пении нельзя ни сидеть, ни стоять расслабленно; необходимо сохранять ощущение постоянной внутренней и внешней подтянутости.
Для сохранения необходимых качеств певческого звука и выработки внешнего поведения певцов нужно обратить их внимание на следующие правила:
голову держать прямо, свободно, не опуская вниз и не запрокидывая;
стоять твёрдо на обеих ногах, равномерно распределив тяжесть тела;
сидеть на краешке стула, также опираясь на ноги; сидеть, положив нога на ногу, совершенно недопустимо, т. к. такое положение затрудняет работу мышц живота при пении;
корпус держать прямо, без напряжения;
руки (если не нужно держать ноты) свободно лежат на коленях.
Если поющий откидывает голову или наклоняет её, то гортань сразу же реагирует на это, перемещаясь по вертикали соответственно вверх или вниз, что отражается на качестве звучания голоса. Во время репетиционной работы учащиеся часто сидят, сгорбив спину. При таком положении корпуса диафрагма оказывается сдавленной, что препятствует её свободным движениям при осуществлении тонких регулировок подсвязочного давления на различных гласных. От этого пропадает активность дыхания, звук снимается с опоры, теряется яркость тембра, интонация становится неустойчивой.
1. Ладони обеих рук (одна на другую) положить на низ живота. Быстро и активно вдохнуть «в руки», задержать дыхание. При этом почувствовать, как стенка живота выпячивается вперед. Далее на губах протянуть согласный звук «ф». Мышцы живота начинают «сжиматься внутрь», тем самым равномерно выводя звук.
2. С испугом воскликнуть «ой!». При этом ощутить, как живот выпячивается вперед, звук ощущает опору. После этого медленно и ровно выдохнуть, вначале без звука, затем добавить гласный звук, тот, который звучит лучше всего. Выдыхая на гласном, нужно следить за ровностью тембра голоса и динамики.
3. Сделать полный, глубокий вдох и нараспев позвать «Ка-тя», «Ва-ня», «Ма-ня» и т. д. Ударную гласную протягивать свободно, открыто, «в себя», как бы опираясь ею на диафрагму, безударную договорить на той же звуковой волне.
4. Вдыхать с ощущением эмоции восторга, удивления, испуга, запаха цветов, осенней листвы. Эти естественные ощущения помогают удержать тонус, упругость в мышцах.
5. Активный вдох в три приема, задержка, выдох – в один прием, медленно, равномерно причем на выдохе «мысленно» направлять воздушный столб «в себя», сохраняя упругой стенку живота.
6. Сделать полный вдох. Медленно выдыхать тонкой струйкой.
7. Вдохнуть тонкой струей, представив, что пьешь воздух, воду из тонкого горлышка, трубочки, направляя ее вниз живота. Выдыхать медленно.
РАБОТА НАД ДИКЦИЕЙ И ОРФОЭПИЕЙ В НАРОДНОМ ХОРЕ
В работе над единой манерой звукообразования нужно опираться на слово, так как народная манера пения имеет разговорную основу, и произношение слова всегда идет впереди мелодии. Поэтому работа над дикцией является составной частью певческого воспитания.
Дикция – это степень четкости произношения текста. Великий русский певец Ф. И. Шаляпин говорил, что хорошо сказанное – наполовину спето. Хорошо сказанное слово, использование разговорной, активной артикуляции – залог правильного звучания голоса.
Исполняя песню со сцены, хору или ансамблю нужно донести ее смысл до слушателей. А это возможно, если исполнители владеют хорошей дикцией и понимают то, о чем поют. Текст песни несет определенную мысль, содержит в себе сюжет, некое действие. В него заложено не только то, что внесли создатели, но и то, что внесут исполнители и слушатели. Именно слово дает большие возможности для трактовки, создания завершенного художественного образа и использования всего комплекса выразительных средств.
Л. Л. Христиансен, работая в Уральском русском народном хоре, запрещал учить певцов дикции, дыханию. Он считал, что это вредит традиционной манере пения, стилю исполнения, диалектным особенностям речи. Но в 40–50-е годы прошлого века это было возможно, так как певцы хора были носителями традиции и хорошо пели в народной манере.
В настоящее время люди, приходящие петь в хор или ансамбль, чаще всего не владеют никакими певческими навыками. Поэтому важно учить правильному произношению, так как слово в русском народном пении всегда превалирует над собственно пением, ведь в нем заложен основной смысл, настроение, образы песни. Дикция является средством донесения текстового содержания произведения, и одним из важнейших средств художественной выразительности раскрытии музыкального образа.
Работа над певческим словом осложняется тем, что есть определенная звуковысотность, ритмическая основа, темп. Чем более развита мелодическая линия, чем больше в ней скачков и распевов, сложнее ритм, быстрее темп, тем сложнее работать над дикцией.
Отработка техники дикции происходит на скороговорках, проговаривании текста песни на одной ноте. Начать нужно с медленного темпа, постепенно его наращивая. Обязательное условие – использование разговорной интонации, близкое, распевное произношение слова, движение фразы к логическим акцентам, близкий речевой посыл. Важно сохранять разговорную артикуляцию, разговорное положение рта, активность произношения слов.
Несколько примеров скороговорок:
1) На дворе трава, на траве дрова.
Не руби дрова на траве двора.
2) Шит колпак не по колпаковски,
Надо его переколпаковать, перевыколпаковать.
3) Ты, сверчок сверчи, сверчи,
Сверчать сверчаток научи.
4) Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
5) Ехал Грека через реку, видит Грека в реке рак.
Сунул Грека руку в реку, рак за руку Грека цап.
6) Бык тупогуб, тупогубенький бычок.
7) Рапортовал, да не дорапортовал, а стал дорапортовывать – зарапортовался.
Дикция очень тесно связана с работой артикуляционного аппарата.
Артикуляция – это физиологический процесс произношения звуков речи. Артикуляция – врожденное качество, она есть у маленьких детей, которые не умеют говорить, у животных. Дикция – это приобретенный навык, который отрабатывается специальными упражнениями. Естественно, зависимость между дикцией и артикуляцией прямо пропорциональная – чем лучше артикуляция, тем лучше дикция, и наоборот, чем хуже работают органы артикуляции, тем хуже будет произноситься слово. А в этом главную роль играют уже не голосовые связки, а органы произношения, среди которых, как правило, различаются активные (язык и губы) и пассивные (зубы, десны, мягкое и твердое небо). За правильную артикуляцию отвечают разные органы: головной мозг, который через нервную систему посылает импульсы; дыхательный аппарат, обеспечивающий воздушную струю, которая помогает в создании нужных голосовых колебаний; органы произношения речи, благодаря которым и возникает звук.
Главное условие работы над артикуляцией – естественность и активность. Добиваться активной естественности можно через снятие различных зажатий и стимуляции четкой работы различных мышц и органов.
Главное для любого исполнителя – умение в процессе пения свободно и достаточно широко открывать рот, так как при плохо открываемом рте звуки произносятся как бы сквозь зубы, и текст становится невнятным. Рот поющего должен быть свободен, эстетичен, это зависит от челюстей, языка, губ. Зажатая нижняя челюсть мешает открывать рот. Она может быть причиной перенапряжения языка, а он – главный артикулятор гласных.
Активная естественность (свобода) – есть естественная манера произношения звуков, чуть-чуть утрированная и активизированная.
Необходимо устранять психологические зажимы, которые тормозят творческий процесс и мешают дикционной ясности и выразительности. Плотно сжатые челюсти, напряжённая шея, неповоротливый язык и другие природные и приобретённые зажимы ведут к плохой дикции, неправильному произношению отдельных звуков, закрепощённости организма в целом.
Для отрабатывания свободной артикуляции существуют разные упражнения:
— для активизации языка. Высуньте кончик языка и перемещайте его из угла в угол рта, вверх вниз, следующее упражнения – круговые обороты, раскручивание языка «винтиком», «трубочкой», легкое покусывание всего языка. Побейте кончиком языка по зубам изнутри, как будто говорите:Т-Д, Т-Д, при этом язык должен быть активным, твердым. Хорошо в этот момент представить себе «высокое небо» и объемный рот.
— для освобождения нижней челюсти. Просто откройте рот, подвигайте челюстью из стороны в сторону, почувствуйте свободу и расслабление от этого движения. Постучите мелко, дробно передними зубами, как в ознобе.
— для активизации губ. Вытяните губы вперед и крутите по кругу. Легкое покусывание губ. Сжать губы и с произношение согласной буквы «П», с сильным потоком воздуха, как бы отталкивая, разжать губы.
Сценический коллектив находится от зрителя на определенном расстоянии, на сцене. И чем больше это расстояние, тем активнее должна быть дикция, слово должно лететь вперед.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРФОЭПИИ.
Певческая орфоэпия отличается от речевой тем, что в вокальной дикции слова ритмически и звуковысотно организованны. Чтобы их пропевать необходимо фиксировать и удерживать на дыхании гласные звуки, на которых и происходит фонация. Здесь огромную роль играет действие языка.
Правила певческой орфоэпии:
1) Согласные оканчивающие слог в середине слова переносятся к следующему слогу, и пропеваются вместе с ним.
К примеру, пишется: Ты ря-би-нуш-ка рас-куд-ря-ва-я
пропевается: Ты ря-би-ну-шка ра-ску-дря-ва-я.
2) Согласные оканчивающие слово, переносятся к началу следующего слова.
К примеру, пишется: Далекий мой друг, твой радостный свет
Это дает возможность дольше тянуть гласные, добиваться кантиленного звучания.
3) Есть группа слов, при произношении которых выпадают отдельные согласные.
К примеру: Солнце-сонце, поздний-позний .
4) В некоторых словах одни согласные заменяются другими согласными.
К примеру: что-што, скучно-скушно, счастье-щастье, дождь-дощь, счет-щет.
К примеру: раздаться-раздацца, перебраться-перебрацца .
К примеру: твоего-твоево, любимого-любимова .
7) Две одинаковые рядом стоящие согласные в пении произносятся обычно, как один удлиненный звук.
К примеру, пишется: Как красив этот сад ;
8) Все звонкие согласные переходят в глухие.
9) В случае, когда два согласных звука стоят рядом, первый из них произносится с мягким знаком.
Пример: песня-песьня, масленница-масьленница, веснянка-весьнянка .
10) Глагольные окончания ат, ят,ся при пении не изменяются.
11) В конце слова согласные утрируются (четко произносятся)
При исполнении вокального произведения необходимо выделить главные несущие основную смысловую нагрузку, а потому ударные и второстепенные слова в пении. Донести смысл каждой фразы.
Профессор ГМПИ им. Гнесиных Н. К. Мешко определяла интонацию как «Прежде чем зазвучит песня, певец должен усвоить смысл песни, понять чувства передаваемые в ней, а затем найти интонацию. Сначала рождается мысль, а потом слово, звук. Неправильные смысловые акценты порождают и искажают содержание песни».
Гениальный режиссер К.С.Станиславский, работая в оперном театре, говорил: «Пойте мысль!», подчеркивая тем самым необходимость «протянуть» мысль от начала фразы к ее логической вершине.
Иногда певцы усердно пропевают каждый слог текста, не выделяя ударные слоги, такое слоговое пение невыразительно, однообразно, лишено кантилены. Может исказиться смыл слов. От исполнителей требуется умение смягчить (стушевать) неударные слоги, особенно если неударный слог приходится на более высокий звук, нежели ударный.