Что такое пейзаж в литературе
Природа. Пейзаж в произведении
Вы будете перенаправлены на Автор24
Пейзаж в произведении – это изображение природных образов в литературном произведении, выполняющее различные функции в зависимости от целей, метода и стиля писателя.
История развития описания пейзажа в литературе
Прежде всего, следует отметить, что пейзаж (от французского «страна, местность») на протяжении всей истории развития литературы занимал важное место в произведениях, однако его функции и смыслы существенно варьировались. В позднесредневековой и ренессансной литературе пейзаж носил символических характер, иллюстрировал религиозные идеи. На смену символическим пейзажам пришли другие виды пейзажа, которые условно могут быть представлены следующими типами:
Все виды пейзажа объединяют изображение реальной природы с авторским замыслом, творческим методом эпохи.
Ситуация кардинально изменилась на рубеже XVIII – XIX вв., когда сформировалось так называемое естественное видение природы. Новое видение природы было во многом сформировано рождением романтизма как нового мироощущения. Указанное миропонимание нашло свое воплощение в философской концепции Шеллинга. В пантеистическом миропонимании философа природа и человеческая душа сливаются воедино, природа заменяет и подменяет собой личность человека. Романтики верили в божественное начало гор, лугов, деревьев и цветов:
«В природе, в языке врожденных чувств
Чистейших мыслей якорь, пристань сердца.»
Природа, пейзажи воспринимаются как инструмент общения личности с мировой душой. В результате рецепции человеком природы и влияния природы на человека осуществляется взаимоотражение человеческой и природной души.
Особое место в творчестве романтиков отводится изображению сельских пейзажей.
Образы природы в русской литературе
Готовые работы на аналогичную тему
В русской литературе пейзажи занимают одной из важнейших мест в творчестве К. Паустовского, Тургенева, Чехова и др. Тема природы преломлялась в творчестве русских писателей через внимание к психологии личности. В произведениях русских писателей пейзаж не является фоном, оторванным от повествования. Каждая пейзажная зарисовка помимо изобразительно-выразительной функции несет в себе смысловые акценты и функциональное назначение. Авторский пейзаж отражает восприятие природы персонажами, их эмоциональное и психологическое состояние, что позволяет говорить о психологической функции пейзажей. Пейзажи, описания природы всегда подчиняются конкретной цели.
В процессе создания пейзажей автор может прибегать к монотонным тонам, отображая чувство угнетенности, одиночества персонажа:
«Клочьями, сгрудившись, плывут к югу тучи, несут с собой серебристые полосы тёплых дождей. Падают они где-то за лесом, там, где всё сине и тускло…»
Серые, невзрачные тона, изображение разрушенных селений выступают средством отражения эмоционального состояния персонажей, обозначения времени и места, когда и где происходят события произведения.
Яркие краски, напротив, позволяют передать радостное состояние персонажей, чувства их возбуждения, предчувствия тех или иных событий:
«День, отлитый из жёлтого стекла, стоял над бахчами…»
Важно добавить, что пейзажные зарисовки не всегда отвечают требованиям реалистичности, но позволяют создать либо состояние яркости, либо наоборот гнетущей тишины, мрака, мрачных предчувствий. Пейзаж становится своеобразным аккомпанементом психологическим переживаниям персонажа, его душевным, эмоциональным волнениям, формируется определенный параллелизм между изображениями природных образов и эмоциональными состояниями персонажей. Пейзажные зарисовки достаточно часто сопровождаются описанием звуков и запахов:
«…вороны. подняли жалобный крик, как будто знали, что у доктора умер сын, а у Абогина больна жена…»
Природные образы часто очеловечиваются, наделяются эмоциями, чувствами и мыслями, способностями к действию. Природный мир приобретает человеческий характер. Красота природного мира экстраполируется на человека, а красота одухотворенной личности – на природу.
Природные образы могут приобретать символический смысл, сообщая читателю о надвигающейся беде.
Часто пейзажные зарисовки сопровождаются описанием интерьера, бытовыми описаниями.
Пейзажи в произведениях способны выполнять ряд функций, включая следующие:
Пейзажные зарисовки успешно реализуют социально-психологические и эмоциональные функции.
В своих пейзажных зарисовках русские поэты и прозаики обращались к величественным пейзажам родного края, своенравным стремительным водам, рекам и озерам с плодотворными долинами, на которых колосятся золотые хлеба, лесам и горам. Природа в русской литературе воспринимается как источник неисчерпаемой красоты, вдохновения, как средство гармонизации личности и общества.
Описания природы сливаются с судьбами литературных героев и целых наций. Природные образы могут служить средством поэтизации народной жизни на основании слияния жизни природы и жизни народа, нации.
Таким образом, на основании проведенного анализа можно сделать вывод, что пейзажные зарисовки в литературных произведениях прошли длительный путь своего исторического развития. В русской литературе пейзажи становятся не просто фоном, в котором протекают события произведения, но полноправным участником событий, средством характеризации персонажей, влияния на их поступки, мотивы поступков и действий. Без прямой очевидности, особого подчеркивания пейзажи, природные образы входят в общий идейный смысл и тональные рисунок произведения.
Категории художественной формы. Пейзаж
Вы будете перенаправлены на Автор24
Литературный пейзаж – это изображение в художественном произведении картин природы.
Понятие пейзажа в литературе. Виды литературного пейзажа
Литературный пейзаж – это комплексный художественный феномен, который формируется га пересечении индивидуально-авторского и культурно-специфического видения природы
Литературный пейзаж можно рассматривать как визуальное либо мультисенсорное изображение природы, которое несет эмоционально-эстетическую и информационную нагрузку, создаваемое при помощи языковых средств.
Литературный пейзаж как явление художественное, многогранен и глубок, поэтому литературоведы неоднократно предпринимали попытки классифицировать литературные пейзажи по различным критериям. Одой из популярных классификаций является классификация по локальному признаку (по географическому расположению описываемых природных объектов либо по общему характеру местности). По этому критерию различают такие типы пейзажей, как лесной, степной, морской, урбанистический, горный, деревенский и т.д.
По сезонному критерию пейзажи делятся на летний, осенний, зимний и весенний. Существует еще темпоральный критерий – деление пейзажа с учетом времени суток. По данному критерию пейзажи делятся на дневной, утренний, ночной, вечерний.
Также литературные пейзажи можно классифицировать с учетом занимаемой ими в композиции и структуре произведения позиции. По данному признаку пейзажи делятся на интертекстуальные, инициальные, финальные.
Особый интерес представляет классификация пейзажей, основана на анализе объема и локального расположения пейзажа в тексте. По данному признаку пейзажи делятся на:
Одним из главных критериев, по которым выделяют пейзаж, является жанровая принадлежность.
Готовые работы на аналогичную тему
По данному критерию пейзаж может быть:
Также возможно разделение пейзажей по их принадлежности к произведениям, которые созданы в рамках какого-либо художественного метода. В данном случае пейзаж может быть сентименталистским, романтическим и реалистическим.
Наряду с перечисленными классификациями, которые носят более или менее общепризнанный и универсальный характер, существует и ряд индивидуально-авторских классификаций. Например, по мнению К. В. Пигарева, классифицировать типы пейзажей необходимо в зависимости от того, какие характеристики преобладают в каком-либо образе природы.
М. Н. Эпштейн в своих работах предлагает развернутую классификацию пейзажей. Среди эстетических разновидностей он выделяет бурный, унылый и идеальный пейзажи. Бурный пейзаж характеризуется динамикой, смещением составляющих его ключевых частей с привычных позиций, в чем выражается могущество природы. Идеальный пейзаж сложился в рамках античной литературы, а затем постоянно развивался и трансформировался. Главными составляющими такого пейзажа являются источник воды, ветерок, деревья и цветы, птицы, все вместе это образует locus amoenus – «приятное место». Унылый пейзаж ориентирован на передачу грустно-мечтательных мотивов, которые составляют жанровую особенность элегии. Кроме эстетических разновидностей, ученый выделяет экзотический и национальный пейзажи, а также летний и зимний. Особой разновидностью пейзажа он считает фантастический пейзаж, который передает максимальную степень эмоциональной насыщенности.
Функции литературного пейзажа
Согласно Л. М. Крупчанова, пейзаж является одним из композиционных и содержательных компонентов художественного произведения. пейзаж выполняет множество функций в зависимости от авторского стиля, художественного течения, авторского метода, рода и жанра произведения. В художественном произведении пейзажи появляются неслучайно и во всех случаях они несут большую смысловую нагрузку, как правило, выступая в качестве эмоционально насыщенного фона разворачивающихся событий или в виде формы отражения внутреннего мира персонажа или автора. Но перечень выполняемых пейзажем в структуре художественного произведения функций этим не ограничивается. Пейзажи выполняют множество значимых функций, в том числе и психологическую. Пейзаж по природе своей является антропоцентричным, в произведении выступает не как цель, а как средство характеристики состояния персонажа. Пейзаж помогает передать душевное состояние персонажа, его внутренний мир, эмоции. Кроме этого, он оказывает психологическое воздействие и на читателя, настраивает его на необходимую эмоциональную волну.
Хронотипическая функция пейзажа состоит в указании на место и время действия, а также на обстановку. В данном случае пейзаж является ориентиром для читателя, благодаря которому он может наглядно представить, когда и где происходят описываемые события.
Функция сюжетной мотивировки состоит в том, что природные описания, метеорологические явления, отраженные в пейзажах, могут направить развитие сюжета, стать переломным моментом повествования, мотивировав героев на какое-либо действие.
Также пейзаж может выполнять функцию акцентуации кульминации. Такая функция характерна пейзажам, вводимым в текст в самый важный, ответственный момент и придающим тем самым своеобразие композиции произведения. часто пейзаж выступает как форма присутствия автора.
Пейзаж выполняет идейно-художественную функцию, которая заключается в выражении социальных, этических, эстетических взглядов.
Описание природы является полноценным компонентом произведения и принимает участие в раскрытии его идейного содержания и темы.
Таким образом, литературный пейзаж выступает как разнородный многофункциональный феномен, для которого характерна полифоничность.
ПЕЙЗАЖ
Смотреть что такое ПЕЙЗАЖ в других словарях:
ПЕЙЗАЖ
Пейзажная живопись в высшем ее назначении имеет целью передавать в картине ошущения, производимые в художнике природой, насколько они могут быть вызван. смотреть
ПЕЙЗАЖ
(франц. paysage, от pays — страна, местность) реальный вид какой-либо местности; в изобразительных искусствах — жанр или отдельное произведение. смотреть
ПЕЙЗАЖ
ПЕЙЗАЖ
пейзаж м. 1) Общий вид какой-л. местности. 2) а) Картина или рисунок, изображающие природу. б) Вид природы в жанровых произведениях живописи. 3) Жанр произведений в области живописи, темой которых являются виды природы; пейзажная живопись. 4) Описание, изображение природы в литературном или музыкальном произведении.
ПЕЙЗАЖ
пейзаж м.1. (вид) view, scenery, landscape 2. (картина) landscape
ПЕЙЗАЖ
ПЕЙЗАЖ
ПЕЙЗАЖ
ПЕЙЗАЖ
ПЕЙЗАЖ
ПЕЙЗАЖ
В соответствии с общим барочным характером оды, ее высокопарностью, риторичностью, гиперболизмом, и П. отличается всеми этими чертами и обычно представляет описание эффектного или величавого явления природы, вполне отвечающего намерению автора в возвышенном тоне изобразить событие или героя. Характер фона, т. е. П., вытекает из художественного задания, тенденции автора. Таков в русской литературе П. у Сумарокова, Ломоносова, Державина («На взятие Измаила», «Описание Потемкинского праздника» и др.).
Совершенно иными чертами рисуется более поздний П. в поэзии консервативного дворянства, гл. обр. нарождающегося сентиментализма в конце XVIII в. По мере развития капиталистических отношений дворянские писатели, отстаивающие неприкосновенность феодально-крепостнического порядка, все резче выступают против капитализма, обрушиваясь на городскую культуру и противопоставляя ей простоту сельской жизни, идиллические отношения помещиков и крестьян.
В прозе сентименталистов, в «сельской» повести, в многочисленных «путешествиях» (излюбленном жанре школы Карамзина) П. играет самую почетную роль. Включаясь в общую систему реакционных, искажающих действительность образов, П. в литературе сентименталистов имеет слащавый, прикрашенный характер, связан с лживыми, идиллическими образами благоденствующих у помещика крестьян и т. п. Наоборот, в литературе, отражающей рост буржуазной идеологии (Радищев, Новиков, Чулков и др.), П. принимает совершенно иной характер, дается в реалистических тонах, разоблачает эксплоатацию крепостных и т. п., служа утверждению этой иной идейно-художественной системы.
С постепенным снижением романтизма в буржуазно-дворянской литературе 30-60-х гг. П. изменяет свой характер и свое назначение в литературном произведении. Знаменитые пейзажи Тургенева, Л. Толстого, Фета и второстепенных писателей (Аксакова, Григоровича и др.) несут чрезвычайно сложные и разнообразные функции в романах и лирических пьесах этих авторов; объединяющим признаком остается исключительная любовь к русскому поместному П., сочувственное изображение внешнего вида усадьбы и крепостной деревни и некоторая идеализация сельского фона, на к-ром они показывают своих героев.
В пролетарской литературе на различных этапах ее развития П. занимает различное место. До революции 1905 у передовых представителей пролетарской литературы (М. Горький) он имел гл. обр. романтический характер, резко противопоставлял силу и мощь свободной природы подавленному и угнетенному человеку («Макар Чудра», «Рассказ старухи Изергиль»); сила и мощь бурного моря, вихря и т. п. используются для символических образов борьбы, революции («Песня о Соколе», «Буревестник»). У писателей, отражающих еще более или менее отсталые настроения части пролетариата, близкой еще к пауперизованной деревне (Нечаев, Поступаев и др.), П. имеет иной характер: безотрадному положению рабочего на заводе в городе противопоставляется идеализированная жизнь в деревне: «Увела нас нужда безысходная от раздолья родимых полей, Оковала нас в цепи холодные у фабричных котлов и печей» (Поступаев). Отсюда своеобразие П., выполнявшего функцию протеста против капитализма, но в то же время идеализировавшего деревню в силу стихийности, «зачаточной сознательности» самого этого протеста.
По мере роста революционного движения и роста индустриального пролетариата внимание пролетарских писателей переносится на город: не отказываясь вполне от деревенского П., пролетарская лит-pa создает в противовес символистическому и акмеистическому городскому П. (эстетизированному, асоциальному) реалистический городской П., рисующий рабочие окраины, заводскую обстановку и т. п. («Мать» М. Горького и др.). В произведениях крестьянских писателей дается деревенский П., имеющий в значительной мере натуралистический характер и резко противостоящий религиозно-мистическому деревенскому П. буржуазных, дворянских и кулацких (Клюев, Есенин) писателей.
Отсюда многообразие и разносторонность П. в социалистической литературе, раскрытие его в связи с трудовыми процессами, социалистической техникой, колхозным строительством и т. д. П. в «Поднятой целине» Шолохова, «Энергии» Гладкова, «Брусках» Панферова, «Трагедийной ночи» Безыменского и т. д. выступает следовательно в новом качестве как пейзаж социалистический, насыщенный пафосом строительства, радостного социалистического труда.
ПЕЙЗАЖ
ПЕЙЗАЖ
ПЕЙЗАЖ а, м. paysage m. 1. Общий вид какой-либо местности, картина природы. БАС-1. Пейзаж. 1768, 1769, 1773, 1775, 1777. МАХ. В. Н. Сергеев К истор. т. смотреть
ПЕЙЗАЖ
Особый вид П., урбанистический, развивается в поэзии и прозе XIX-XX вв. (О. Бальзак, Ф. М. Достоевский, Э. Верхарн, А. Белый, В. В. Маяковский).
Саводник В. Ф.,…Чувство природы в поэзии Пушкина, Лермонтова и Тютчева, М., 1911;
Белецкий А., Изображение живой и мертвой природы, в его кн.: Избр. труды по теории литературы, М., 1964;
Галанов Б., Живопись словом. Портрет. Пейзаж. Вещь, М., 1974;
Соловьев С. М., Пейзаж, в его кн.; Изобразит. средства в творчестве Ф. М. Достоевского, М., 1979.
Смотреть что такое ПЕЙЗАЖ в других словарях:
ПЕЙЗАЖ
Пейзажная живопись в высшем ее назначении имеет целью передавать в картине ошущения, производимые в художнике природой, насколько они могут быть вызван. смотреть
ПЕЙЗАЖ
(франц. paysage, от pays — страна, местность) реальный вид какой-либо местности; в изобразительных искусствах — жанр или отдельное произведение. смотреть
ПЕЙЗАЖ
ПЕЙЗАЖ
пейзаж м. 1) Общий вид какой-л. местности. 2) а) Картина или рисунок, изображающие природу. б) Вид природы в жанровых произведениях живописи. 3) Жанр произведений в области живописи, темой которых являются виды природы; пейзажная живопись. 4) Описание, изображение природы в литературном или музыкальном произведении.
ПЕЙЗАЖ
пейзаж м.1. (вид) view, scenery, landscape 2. (картина) landscape
ПЕЙЗАЖ
ПЕЙЗАЖ
ПЕЙЗАЖ
ПЕЙЗАЖ
ПЕЙЗАЖ
ПЕЙЗАЖ
В соответствии с общим барочным характером оды, ее высокопарностью, риторичностью, гиперболизмом, и П. отличается всеми этими чертами и обычно представляет описание эффектного или величавого явления природы, вполне отвечающего намерению автора в возвышенном тоне изобразить событие или героя. Характер фона, т. е. П., вытекает из художественного задания, тенденции автора. Таков в русской литературе П. у Сумарокова, Ломоносова, Державина («На взятие Измаила», «Описание Потемкинского праздника» и др.).
Совершенно иными чертами рисуется более поздний П. в поэзии консервативного дворянства, гл. обр. нарождающегося сентиментализма в конце XVIII в. По мере развития капиталистических отношений дворянские писатели, отстаивающие неприкосновенность феодально-крепостнического порядка, все резче выступают против капитализма, обрушиваясь на городскую культуру и противопоставляя ей простоту сельской жизни, идиллические отношения помещиков и крестьян.
В прозе сентименталистов, в «сельской» повести, в многочисленных «путешествиях» (излюбленном жанре школы Карамзина) П. играет самую почетную роль. Включаясь в общую систему реакционных, искажающих действительность образов, П. в литературе сентименталистов имеет слащавый, прикрашенный характер, связан с лживыми, идиллическими образами благоденствующих у помещика крестьян и т. п. Наоборот, в литературе, отражающей рост буржуазной идеологии (Радищев, Новиков, Чулков и др.), П. принимает совершенно иной характер, дается в реалистических тонах, разоблачает эксплоатацию крепостных и т. п., служа утверждению этой иной идейно-художественной системы.
С постепенным снижением романтизма в буржуазно-дворянской литературе 30-60-х гг. П. изменяет свой характер и свое назначение в литературном произведении. Знаменитые пейзажи Тургенева, Л. Толстого, Фета и второстепенных писателей (Аксакова, Григоровича и др.) несут чрезвычайно сложные и разнообразные функции в романах и лирических пьесах этих авторов; объединяющим признаком остается исключительная любовь к русскому поместному П., сочувственное изображение внешнего вида усадьбы и крепостной деревни и некоторая идеализация сельского фона, на к-ром они показывают своих героев.
В пролетарской литературе на различных этапах ее развития П. занимает различное место. До революции 1905 у передовых представителей пролетарской литературы (М. Горький) он имел гл. обр. романтический характер, резко противопоставлял силу и мощь свободной природы подавленному и угнетенному человеку («Макар Чудра», «Рассказ старухи Изергиль»); сила и мощь бурного моря, вихря и т. п. используются для символических образов борьбы, революции («Песня о Соколе», «Буревестник»). У писателей, отражающих еще более или менее отсталые настроения части пролетариата, близкой еще к пауперизованной деревне (Нечаев, Поступаев и др.), П. имеет иной характер: безотрадному положению рабочего на заводе в городе противопоставляется идеализированная жизнь в деревне: «Увела нас нужда безысходная от раздолья родимых полей, Оковала нас в цепи холодные у фабричных котлов и печей» (Поступаев). Отсюда своеобразие П., выполнявшего функцию протеста против капитализма, но в то же время идеализировавшего деревню в силу стихийности, «зачаточной сознательности» самого этого протеста.
По мере роста революционного движения и роста индустриального пролетариата внимание пролетарских писателей переносится на город: не отказываясь вполне от деревенского П., пролетарская лит-pa создает в противовес символистическому и акмеистическому городскому П. (эстетизированному, асоциальному) реалистический городской П., рисующий рабочие окраины, заводскую обстановку и т. п. («Мать» М. Горького и др.). В произведениях крестьянских писателей дается деревенский П., имеющий в значительной мере натуралистический характер и резко противостоящий религиозно-мистическому деревенскому П. буржуазных, дворянских и кулацких (Клюев, Есенин) писателей.
Отсюда многообразие и разносторонность П. в социалистической литературе, раскрытие его в связи с трудовыми процессами, социалистической техникой, колхозным строительством и т. д. П. в «Поднятой целине» Шолохова, «Энергии» Гладкова, «Брусках» Панферова, «Трагедийной ночи» Безыменского и т. д. выступает следовательно в новом качестве как пейзаж социалистический, насыщенный пафосом строительства, радостного социалистического труда.
ПЕЙЗАЖ
ПЕЙЗАЖ
ПЕЙЗАЖ а, м. paysage m. 1. Общий вид какой-либо местности, картина природы. БАС-1. Пейзаж. 1768, 1769, 1773, 1775, 1777. МАХ. В. Н. Сергеев К истор. т. смотреть
Пейзаж
Библиография:
Социология П. (по преимуществу в живописи): Плеханов Г. В., Об искусстве. Французская драматическая литература и французская живопись XVIII в. с точки зрения социологии, Сочинения, т. XIV, М., 1925; Его же, Пролетарское движение и буржуазное искусство, там же, т. XIV; Гаузенштейн В., Опыт социологии изобразительных искусств, М., 1924; Фриче В. М., Социология искусства, Гиз, М., 1926 (специальная глава «Пейзаж»). Теория и история литературного П. не имеет специальной литературы. В общих трудах по теории словесности отводится несколько строк П. иногда под названием описания. В литературе об идиллии (см.), об описательной поэме (см.), о сентиментальном и романтическом стилях можно найти разбросанные характеристики П. разных стилей. В монографиях, посвященных отдельным писателям, можно часто встретить особые главы, анализирующие П. данного писателя, напр. о байроническом П. см.: Жирмунский В., Байрон и Пушкин, Л., 1924, о пейзаже Гоголя — Мандельштам И., О характере гоголевского стиля, Гельсингфорс, 1902, и Переверзев В. Ф., Творчество Гоголя, Ив.-Вознесенск, 1926; Арсеньев К., Пейзаж в современном русском романе, «Вестник Европы», 1885, V (перепечатано в книге его «Критические этюды по русской литературе», т. II, СПБ, 1888); Анненский И. Ф., Об эстетическом отношении Лермонтова к природе, «Русская школа», 1891, XII; Гольцев В., Дети и природа в произведениях Короленко и Чехова, М., 1904; Саводник В., Чувства природы в поэзии Пушкина, Лермонтова и Тютчева, М., 1911; Багрий Анна, Изображение природы в произведениях Тургенева (по поводу книги H. T. Salonen’>а, Die Landschaft bei Turgenev), «Русский филологический вестник», 1916, I—II (и отд. отт.); Гроссман Л. П., Проблема реализма у Достоевского, «Вестник Европы», 1917, II; Шувалов С. В., Природа в творчестве Тургенева, сб. «Творчество Тургенева», М., 1920; Азадовский М., Сибирский пейзаж в творчестве Короленко, «Дело» (Чита), 1922, № 22; Белецкий А., В мастерской художника слова, «Вопросы теории и психологии творчества», Под редакцией Б. Лезина, том VIII, Харьков, 1923 (гл. VI); Гроссман Л., Поэтика Достоевского, Москва, 1925; Смолич Юрий, «Nature morte» у художій літературі, «Вапліте», 1927, IV; Перцов В., Какая была погода в эпоху гражданской войны, «Новый Леф», 1927, VII; Никольская К., К вопросу о пейзаже древне-русской литературы (Несколько описаний весны), в книге «Сборник статей в честь акад. А. И. Соболевского», Л., 1928; Добрынин М. К., Пейзаж в творчестве И. С. Никитина, «Литература и марксизм», 1929, III. Для параллельного изучения истории П. живописного и литературного см.: Бизе Альфред, Историческое развитие чувства природы, перев. Д. Коробчевского, СПБ, 1890; Бенуа Ал., История живописи всех времен и народов, т. I — Пейзажная живопись, СПБ, 1912; Biese A., Das Naturgefuhl im Wandel der Zeiten, Lpz., 1926; Kammerer F., Zur Geschichte d. Landschaftsgefuhls im fruhen 18 Jahrh., Berlin, 1909; Mornet, Le sentiment de la nature en France de J. J. Rousseau a Bernardin de Saint-Pierre, essai sur les rapports de la litterature et de mOurs, P., 1907; Dauzat A., Le sentiment de la nature et son expression artistique, P., 1914; Ditchy Y. K., La mer dans l’Ouvre litteraire de V. Hugo, P., 1925.