Что такое пгп в географии 9 класс
Экономико-географическое и политико-географическое положение России
Просмотр содержимого документа
«Экономико-географическое и политико-географическое положение России»
Э кономико- и политико-географическое положение России
Подготовила: Смирнова А.В.,
это положение какого-либо экономико-географического объекта по отношению к другим аналогичным объектам, имеющим для него хозяйственное значение
Главные факторы ЭГП любой страны
Россия – самая большая по площади страна мира.
трудности в освоении;
огромные силы и средства для охраны государственных границ
Россия имеет выход к морям Северного Ледовитого океана и Тихого океана. Но побережья этих океанов не относятся к экономически развитым районам страны.
Выход российских судов в Атлантический океан возможен только через внутренние моря и узкие проливы.
Для этого фактора ЭГП важно не количество стран-соседей, а возможность экономического партнерства с ними .
В настоящее время основными экономическими партнерами России являются не страны-соседи, а государства Западной Европы, Северной Америки и Восточной Азии.
Именно эти 3 района являются экономическими центрами мира.
Транзит – это перевозки пассажиров и грузов из одного пункта в другой через промежуточные пункты.
Таким промежуточным пунктом между Западной Европой и Восточной Азией оказывается вся территория России .
Политико-географическое, или геополитическое, положение страны характеризует ее размещение относительно других государств. Государства рассматриваются как политические силы.
Политико-географическое положение России.
Россия активный участник международных организация
НАТО (Организация Североатлантического договора)
Практическая работа: «Государственные границы РФ и пограничные государства»
Информационные технологии на уроках географии. Тема: «Географическое положение России: ЭГП и ПГП»
Разделы: География
1. Выяснить сущность понятия экономико- и политико-географического положения;
2. Ознакомиться с особенностями геополитического положения СССР “Россия в разное время”;
3. Сформировать представление об особенностях ЭГП России;
4. Осуществить междисциплинарный перенос знаний;
5. Подытоживание и углубление знаний о географическом положении России, ее месте в мире по отношению к группам стран и отдельным странам на границах России.
1. Воспитание чувства патриотизма и чувства гордости за свою страну, самой крупной по площади и численности населения, также по наличию различных природных ресурсов;
2. Использование мультимедийной системы как новой формы обучения для повышения качества образовательного процесса.
1. Учебник А.И.Алексеев “География. Население и хозяйство”;
2. Атлас, контурные карты;
3. Стенд “Символика России”. Флаг России;
4. Политико-административная карта;
5. Мультимедийная система.
Интегрированный урок с использованием ИКТ (география и обществознание).
I. Организационный момент.
II. Введение в тему.
1.-Вспомните, что такое географическое положение.
(положение к экватору и нулевому меридиану океаном, климатическим поясом)
— Сегодня мы изучаем географическое положение России.
Запишите тему урока: “Географическое положение России: Экономико-географическое и политико-географическое положение”. (Слайд №1 (см. презентацию))
Эпиграфом урока являются слова Ивана Никитина из стихотворения “Русь”. (Слайд №2) Сделайте запись:
“Это ты моя Русь державная
Моя Родина православная!
Широко ты, Русь, по лицу Земли
В красе царственной развернулася. ”
2.- Слово учителю обществознания.
Понятие о государственности.
3.- Из скольких субъектов состоит РФ? (Слайд №6)
III. Изучение нового материала.
(Положение на экономической карте мира по отношению к основным районам и центрам экономики).
1. Экономико-географическое положение (ЭГП)
б) Транспортные пути
2. Политико-географическое положение (ПГП)
а) отношения с соседями (страны СНГ, охрана границ, военные базы Армения, Таджикистан. Азербайджан; таможенный союз: Россия-Казахстан, Белоруссия, Киргизия, Узбекистан, Таджикистан; страны АТР, США, Канада, Япония).
б) территориальные проблемы.
2. Транспортные пути.
в.) Несколько дорог на границе с Казахстаном
г.) по 1-ой железной дороге проходит на границе с Китаем и Монголией
д.) на Западе равнинная территория, множество железных и автомобильных дорог. Вывод: Важным для ЭГП является использование территории России для грузов из Японии в Западную Европу, из США в страны Южной и Юго-Восточной Азии.
1. Произошло изменение геополитического положение России (в сравнении с СССР). (Слайд №10)
2. Изменились транспортные возможности.
Морские связи со странами Азиатского, Тихоокеанского региона. На Западе множество транспортных проблем: 70% страны Европы (50% страны Центральной и Северной Европы).
3. Что Японцы называют “наши северные территории”?
Вывод: ЭГП и ПГП не остаются неизменными: меняются отношения между странами, прокладываются новые дороги (мировоззренческие идеи). Неизменно лишь географическое положение.
• Сообщения учащихся “Создание новых проектов, новых связей между странами”.
Практическая работа №1. (Слайд №11)
“Определение по картам, статистическим и текстовым материалам геополитического и экономико-географического положения России”.
Цели и задачи работы:
1. Углубление знаний о географическом положении России по отношению к группам стран
или отдельным странам на границах России.
2. Оценка коренных изменений связей России с окружающими странами: геополитическое,
экономико-географическое, транспортно-географическое положение.
Средства обучения: карта мира, карта России.
Повторение: 1. Когда распался СССР?
2. Какие новые независимые страны образовались?
3. Понятие “ЭГП” и геополитическое положение?
4. НАТО, блок Варшавского Договора? Порядок выполнения работы:
1. Используя карту атласа, определите изменение границ России на востоке и севере по сравнению с границами бывшего СССР (выход к морям, транспортным переходам).
2. По таблице №5 определите, какие государства играют наибольшую роль во внешнеторговых связях.
Понятие: “Экспорт” (Вывоз товара) “Импорт” (Ввоз товара в страну) (Слайд №12)
3. Вспомните, с какими странами СНГ Россия заключила соглашение об интеграции и таможенном союзе?
4. Посмотрите на карту, с какими странами Россия имеет лишь морскую границу?
5. Вспомните, с какими государствами, территория которых входит в планетарную зону Севера, Россия установила тесные связи?
6. На основе проделанной вами работы по картам и статистическим материалам, определите особенности современного геополитического и ЭГП России, составьте прогноз их изменения в будущем с учетом транспортных проблем.
7. На каких принципах основаны взаимоотношения России с другими странами?
8. Работа на контурной карте (Слайд №13)
V. Домашнее задание.
Место России в мире
Площади крупнейших государств мира
Государства | Площадь (млн. кв. км) |
Россия | |
Китай | 1300 |
Индия | 1010 |
США | 280 |
Индонезия | 215 |
Бразилия | 170 |
Пакистан | 160 |
Россия | 142 |
Российская империя до 1917 года
СССР – Союз Советских Социалистических Республик, 1922 год
3/4 S СССР – РСФСР (Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика)
РФ (Российская Федерация) – Россия (конституция РФ)
Граница СССР – 12 государств
Граница России – 16 государств
граничащие с Россией
границ, км
Изменение геополитического положения России в равнении с СССР.
1. Экономические связи с СНГ
3.Страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) – особенно новый полюс мировой экономики – Китай, Юго-Восточная Азия, Япония, Индия
4.США (договор о разоружении, об освоении космоса, о развитии экономических и научно-технических связей)
Крупнейшие внешнеторговые партнеры России с 1995 года.
Доля стран во внешнеторговых связях России, %