Что такое пианино 2 класс
Конспект урока по музыке 2 класс на тему»Музыкальные инструменты (фортепиано)»
Тема : Музыкальные инструменты (фортепиано) (2 класс).
Раздел: День полный событий, 1 четверть, 4 урок.
Тип урока: урок «открытия» нового знания, урок-путешествие.
Проблема урока: Что роднит и что отличает два цикла детской музыки – П. И. Чайковского («Детский альбом») и С.С. Прокофьева («Детская музыка»). Почему музыка для детей бывает разной?
Образовательные ресурсы:
Презентация (клавесин, рояль, пианино, карточки «форте», «пиано», названия музыкальных пьес, портреты С.С. Прокофьева и П.И. Чайковского).
Музыкальный материал: Звуки клавесина, пианино, рояля. С. Прокофьев «Детская музыка»: «Марш», «Вальс». П. Чайковский «Детский альбом»: «Марш деревянных солдатиков», «Вальс».
План урока:
Мотивирование к учебной деятельности (Орг. момент).
2. Актуализация учебной деятельности
3. Постановка учебной задачи.
4. Усвоение новых знаний и способов действий.
5. Закрепление знаний и способов действий
6. Вокально-хоровая работа.
7. Рефлексия учебной деятельности на уроке(итог)
8. Домашнее задание.
1. Организационный момент.
Учитель (поёт) : Здравствуйте, ученики!
Обучающиеся отвечают пением в ответ: «Здравствуйте, учитель!»
2. Актуализация учебной деятельности.
Слушание фрагмента гимна РФ.
— Ребята, что это за композиция? Как нужно слушать эту композицию?
— Это гимн РФ. Ее нужно слушать стоя.
— Как звучит эта композиция? (Торжественно, гордо.)
— Правильно, ребята! Она звучит гордо, возвышенно, победоносно и смело
— А какие еще существуют символы нашей страны? Поднимите руки, кто знает.
(Герб, флаг.)
— А как выглядит флаг и герб РФ? Поднимите руки.
-Молодцы!
3. Постановка учебной задачи.
— Ребята, как вы хорошо изучили тему на прошлом уроке. Это все говорит о том, что вы очень любите свою страну!
-Какие инструменты вы знаете? Какие клавишные инструменты знаете?
Послушаем внимательно исполнение клавесина. (слушание видео)
Все заметили, как он отличается от всеми известного пианино, которое вы слышали почти на каждом уроке музыки?
(высказывания детей)
Сколько клавиш посмотри:
Черные и белые под ним пальцы бегают
Клавишный мой инструмент
— А теперь отгадайте загадку:
Я стою на трёх ногах,
Ноги в чёрных сапогах.
Зубы белые, педаль.
Как зовут меня? (рояль) (слайд 5)
— «Рояль» в переводе означает «королевский». Клавиатура рояля такая же как у пианино, но звучит более мощно и ярко. Еще одно отличие то, что струны расположены в пианино вертикально, а в рояле горизонтально.
Ручками похлопали тихо.
Ручками похлопали громко
Ножками потопали тихо.
Ножками похлопали громко.
А теперь присели, присели, присели
И тихонько сели.
— Сегодня еще раз мы обратимся к уже знакомой нам музыке для детей П. И. Чайковского из его «Детского альбома». А также познакомимся с фортепианными миниатюрами (т.е. небольших пьес) С. Прокофьева.
Петр Ильич Чайковский (слайд 6) жил и творил почти двести лет назад. А Сергей Сергеевич Прокофьев (слайд 7) жил почти на полвека позже. Хочу обратить ваше внимание на то, какая разница в периодах жизни у композиторов, но творчество их не угасает и не забывается по сей день!
А теперь послушаем с вами произведения этих двух величайших композиторов!
Начнем с «Марш деревянных солдатиков» (видео)
Что под это композицию удобнее делать? (маршировать, танцевать, петь) Какое настроение передает нам эта композиция? (Игривое, звонкое, праздничное. Мелодия звонкая, грациозная, отрывистая)
Что всего удобнее делать под эту музыку? (танцевать) Почему? (под нее хочется двигаться, танцевать)
Сравним же теперь этот вальс с вальсом Сергея Сергеевича Прокофьева.
Этот вальс похож на вальс Чайковского? Чем? Чем не похож?
5. Закрепление знаний и способов действий.
-О чем говорили на уроке?
-С какими инструментами познакомились?
6. Вокально-хоровая работа.
Разучивание песни.
7. Рефлексия.
-Какой инструмент вам понравился больше всего?
Ответьте на вопросы:
Фортепиано музыкальный инструмент
Пианино — струнно-клавишный музыкальный инструмент с клавиатурой. Обычное пианино имеет 88 клавиш. Хотя основные принципы работы фортепиано просты, утонченность, необходимая для разработки мощного, но чувствительного современного фортепиано, делает его также самым сложным из всех механических инструментов, кроме органа. Струны фортепиано ударяет войлочный молоток, который должен отскочить от струн мгновенно, иначе это ослабит их вибрации в самом процессе их инициации. Таким образом, молоток должен свободно лететь к струнам. Чтобы пианист сохранил максимальный контроль над громкостью, расстояние свободного полета молотка должно быть как можно меньше.
Инструмент бывает двух основных типов: рояль и фортепиано. Фортепиано — клавишный струнный инструмент с горизонтальным (рояль) или вертикальным (пианино) расположением струн. Пианино было чрезвычайно популярным инструментом в западной классической музыке с конца 18-го века. Человек, который играет на пианино, называется пианистом.
История происхождения пианино
Фортепиано было изобретено в 18-ом веке Бартоломео Кристофори из Падуи, Италия. Свой первый рояль он сделал в 1709 году. Он происходил от клавесина, который выглядит как пианино. В фортепьяно на струны ударяет кусок дерева, называемый молотком.
Ранние инструменты с клавиатурой, такие как клавикорды, клавесины и органы, которые использовались в то время, имели гораздо более короткую клавиатуру, чем сегодня. Постепенно клавиатура стала длиннее, пока в ней не стало 88 нот (7 октав плюс три ноты) современного пианино.
Сначала инструмент назывался «фортепиано». Это означает «громко-тихо» по-итальянски. Ему было дано это имя, потому что его можно было играть громко или тихо, в зависимости от того, как сильно была нажата нота.
Хотя пианино было изобретено в начале 18-го века, только спустя 50 лет оно стало популярным. Первый раз на пианино было сыграно на публичном концерте в Лондоне, это было в 1768 году, когда на нем сыграл Иоганн Кристиан Бах. Вертикальное пианино было изобретено в 1800 году Джоном Исааком Хокингсом. Семь лет спустя Т. Саутвелл изобрел «перетягивание». Это означает, что струны для низких нот проходят по диагонали через деки, чтобы они могли быть длиннее и издавать гораздо больший звук.
У ранних фортепиано были струны, которые были прикреплены к деревянной раме. Они были не очень тяжелыми, но они были не очень сильными или громкими, поэтому их не очень хорошо слышали в большом концертном зале. В 1825 году чугунная рама была изобретена в Америке. Это сделало пианино намного сильнее, чтобы оно могло издавать больший звук, и струны вряд ли бы сломались.
Устройство фортепиано
У пианино есть клавиатура с белыми клавишами и черными. Когда клавиша нажата, демпфер отрывается от струны, и молоток ударяет струну. Он ударяет его очень быстро и отскакивает, так что струна может свободно вибрировать и издавать звук. Когда пианист убирает палец с ключа, демпфер падает обратно на струну, и звук прекращается. Струны натянуты очень плотно по раме, проходя по мосту на пути. Мост касается деки. Это означает, что вибрации отправляются на деки. Дека является очень важной частью фортепиано. Если он поврежден, пианино не издаст звука.
Механизм, который заставляет молот отскочить от струны очень быстро, называется «спуск». В 1821 году Себастьян Эрар изобрел своего рода двойной спуск. Молоток касается струны только около одной тысячной секунды. Молотки покрыты войлоком, который представляет собой смесь шерсти, шелка и волос.
Стандартные пианино имеет две педали, но есть разновидности с тремя.
Знаменитые композиторы и пианисты
Как только пианино стало популярным в конце 18 века, многие композиторы писали музыку для фортепиано. Вольфганг Амадей Моцарт начал учиться игре на клавесине, когда был очень маленьким, но пианино становилось популярным, когда он был молодым, и он написал много сонат и концертов для фортепиано. Франц Йозеф Гайдн также написал много фортепианной музыки. Людвиг ван Бетховен был очень известным пианистом, прежде чем он стал очень известным как композитор. Его фортепианные композиции включают 5 концертов и 32 сонаты. В романтический период многие композиторы писали для фортепиано. Среди них Франц Шуберт, Роберт Шуман, Иоганнес Брамс, Ференц Лист и Фридерик Шопен. Позднее композиторы — Сергей Рахманинов, Клод Дебюсси, Морис Равель, Сергей Прокофьев, Дмитрий Шостакович и Бела Барток.
Одни из первых известных пианистов игры на фортепиано Дюссек, Моцарт, Муцио Клементи, Джон Филд и Шопен. В 19 веке Ференц Лист очень сильно повлиял на фортепиано, сочиняя и исполняя очень сложную музыку. Другими великими пианистами являются Клара Шуман и Антон Рубинштейн. Пианисты 20-го века Артур Шнабель, Владимир Горовиц, Иосиф Гофман, Вильгельм Кемпф, Дину Липатти, Клаудио Аррау, Артур Рубинштейн, Святослав Рихтер и Альфред Брендель. Среди величайших пианистов сегодня Владимир Ашкенази, Даниэль Баренбойм, Лейф Ове Андснес, Борис Березовский и Евгений Кисин.
Пианисты, играющие популярную музыку, Либераче, Джерри Ли Льюис, Литтл Ричард, Элтон Джон, Билли Джоэл, Телониус Монах, Тори Эймос и Рэй Чарльз. Возможно, величайшим джазовым пианистом был Фэтс Уоллер.
Пианино было очень популярным инструментом с середины 18-го века, когда вскоре он заменил клавикорд и клавесин. К началу 19-го века звучание фортепиано было достаточно большим, чтобы заполнить большие концертные залы. Маленькие пианино были сделаны для использования в домах людей.
Пианино не часто используются в оркестрах (если они есть, они являются частью секции ударных). Они могут использоваться для концертов фортепьяно (пьесы для сольного пианиста в сопровождении оркестра). Существует огромное количество музыки, написанной для фортепиано соло. Пианино также можно использовать вместе с другими инструментами, в джазовых группах и для сопровождения пения.
Видео
Посмотрите видео ниже чтобы послушать и насладиться звучанием инструмента.
Урок музыки во втором классе по теме «Музыкальный инструмент фортепиано».
Данный урок знакомит учащихся с инструментов фортепиано, историей создания инструмента, учит различать пианино и рояль по внешнему виду и различать звучание фортепиано от других инструментов.
Просмотр содержимого документа
«Урок музыки во втором классе по теме «Музыкальный инструмент фортепиано».»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Городского округа Балашиха Московской области
«Средняя общеобразовательная школа №4»
«Музыкальный инструмент фортепиано» 2 класс
Составитель: Анучина Людмила Викторовна,
учитель музыки высшей квалификационной категории.
Цель урока: познакомить учащихся с музыкальным инструментом – фортепиано.
—научить детей различать по внешнему виду рояль и пианино,
— рассказать об истории создания фортепиано,
— развивать вокально-хоровые навыки учащихся.
— Прозвенел и смолк звонок, всех позвал он на урок.
Музыкальное приветствие: «Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, учитель!»
Повернитесь друг к другу и подарите улыбки и хорошее настроение соседу по парте и всем нам.
Активизация внимания, постановка проблемы и актуализация знаний учащихся.
Сегодняшний урок будет посвящен интересному гостю. Слушайте внимательно, на вопросы отвечайте, всё, ребята, подмечайте, ничего не забывайте.
На концерте выступала
Как звезда она играла
Целый час на …(фортепиано)
Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? Тема урока (определяется совместно с учащимися):
Знакомство с инструментом «Фортепиано»
Изучение нового материала.
Фортепиано – это клавишно-струнный инструмент. Почему он так называется?
(слайд 3) Ответы детей.
Изобретение фортепиано связано с именем итальянца Бартоломео Кристофори (слайд 6 ), который работал хранителем и реставратором музея музыкальных инструментов во дворце герцога Медичи. Однажды гостям герцога объявили, что их ожидает сюрприз. Изобретенное Кристофори фортепиано и было тем сюрпризом. Но показалось чересчур грубым по сравнению с клавикордом и клавесином, потому что могло играть очень громкие звуки, но также оно могло играть и очень тихие звуки. Поэтому и было названо «фортепиано». Название это состоит из двух слов: форте (громко) и пиано (тихо) (слайд 7)
Пианино и рояль с виду спутаешь едва ль. Только знай, у них давно есть название одно. Не забудь – фортепиано произносится оно.
Рояль, в переводе с французского означает «королевский». Как вы думаете, почему его так назвали? (ответы детей)
Посмотрите на картинку и назовите изображенные музыкальные инструменты
А чем отличается пианино и рояль? (ответы детей)
Как называют все клавиши одним словом? Это слово мы встречаем при работе с компьютером. (клавиатура) (слайд 9)
-Молодцы! Дружно справились с заданием. Ну а теперь немного потанцуем.
(«У оленя дом большой»)
Игра «динамические оттенки»
Сейчас я расскажу вам сказку про кота, по ходу чтения сказки я буду вам показывать цветные карточки, а вы называйте динамические оттенки, соответствующие этому цвету. Красная карточка будет означать слово «форте», то есть громко, а зеленая- «пиано», то есть тихо. По ходу чтения вы будете называть русский перевод этих слов (мы ведь с вами говорим по-русски»)
Жил-был кот Василий. Ленивый был кот! Острые зубы и толстый живот. Очень (р) всегда он ходил, (f )настойчиво кушать просил.
Да (р) тихо на печке храпел. Вот вам и все, что он делать умел.
Кот как-то раз видит сон, вот такой. Будто затеял с мышами он бой. (f )крича, он их всех исцарапал своими зубами, когтистою лапой. В страхе тут мыши (р) взмолились: —Ох, пожалей, пощади, сделай милость! Тут (f) воскликнул кот: «Брысь!» И в рассыпную они понеслись. А на самом деле в то время, когда наш Василий спал, происходило вот что: мыши (р) вышли из норки, (р) хрустя, съели хлебные корки, потом ( р) смеясь над котом, они ему хвост завязали бантом. Василий проснулся, (f) чихнул, к стене повернулся, и снова заснул. А мыши лентяю на спину забрались, до вечера над ним потешались.
Вокально-хоровая работа: дыхательная гимнастика, упражнения на дикцию, разучивание песни «Если с другом вышел в путь».
Пришло время нам спеть песню. Но для этого надо немного подготовить свой организм к пению. Встали возле парты.
-Дыхательные упражнения ( «ладошки», «повороты», «обнимашки», «кошки»)
— Упражнения на дикцию : «рыбка», «лошадка», «футбол», «уточка», «улыбка», «едем на машине», «на поезде», «на самолёте». Далее поём звукоряд.
Разучивание канона « Братец Яков»
Далее знакомство с песней на примере учителя и Дианы и Викой.
Затем по фразам разучиваем (играем в эхо).
Исполнение песни в ансамбле с учителем. Потом выбираем солистов. Класс – эхо.
Закрепление изученного материала.
Давайте вспомним, о чем мы с вами сегодня говорили на уроках? (ответы детей).
-Какие новые слова мы сегодня выучили? (форте, пиано)
-Как можно одним словом назвать пианино и рояль? (фортепиано)
Понравился ли вам наш сегодняшний урок?
Давайте пошлем друг другу телеграммы. В ваших телеграммах вы запишете кратко то, что вам запомнилось с урока, а также ваши пожелания. А теперь отправляем телеграмму соседу по парте.
Домашнее задание: выучить значение слов «форте» и «пиано».
Молодцы! Вы все прекрасно поработали и заработали хорошие оценки.
Прощание: учитель «до свиданья, дети» (по ступеням звукоряда вверх)
Дети: «до свидания» (по ступеням звукоряда вниз).
Разработка урока музыки для 2 класса на тему: «Знакомство с инструментом – фортепиано»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная казачья школа с.Знаменка»
Нерчинский район, Забайкальский край
Разработка открытого урока музыки
для 2 класса на тему:
«Знакомство с инструментом – фортепиано»
по программе В.В. Алеева, Т. Н. Кичак
урок изучения нового материала
фронтальная работа, работа в парах, работа в группах
методы организации учебной деятельности (словесные, наглядные); методы стимулирования и мотивации обучения (метод формирования интереса, создание ситуации успеха); методы контроля и самоконтроля (групповые задания, самооценка); образовательные технологии (групповая работа, сотрудничество), здоровьесберегающие технологии (чередование видов деятельности для охраны и укрепления психического здоровья обучающихся), информационные технологии.
Цель урока: з накомство с разновидностями фортепиано – пианино и роялем.
— расширить знания о музыкальных инструментах;
— объяснить значения слов форте, пиано, фортепиано, пианино, рояль;
— уметь распознавать звучание разных регистров фортепиано;
— развивать воображение, творческие способности, музыкальный и ритмический слух.
«Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила» Н. А. Римского- Корсакова, песня «Мама и Родина» А. Стариков, Фрагмент « Сонаты № 7» Л. В. Бетховена
1.1 Слушание: «Марш Черномора» (творческое задание и сюрпризный момент – 8 мин.
Постановка цели и задач урока — 4 мин
Первичное усвоение новых знаний. Работа по теме урока — 8 мин
Актуализация знаний. – 6 мин.
8. Рефлексия – 2 мин
Планируемые результаты урока:
Личностные: осознать необходимость учения;
· работать над адекватной самооценкой;
· учиться проявлять самостоятельность в разных видах деятельности.
Метапредметные:
· осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника, творческих заданий;
· умение строить речевые высказывания о музыке.
Предметные:
· наличие интереса к предмету «Музыка»;
. умение определять характер и настроение музыки с учетом терминов, представленных в учебнике для 2 класса;
. владение основами теории музыки и музыкальной грамоты: мелодия, нотные размеры.
Регулятивные:
· соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем;
· уметь контролировать свою деятельность;
· адекватно понимать оценку взрослого и сверстников.
Познавательные:
· отвечать на простые и сложные вопросы учителя
сравнивать объекты по нескольким признакам;
· устанавливать причинно-следственные связи;
· осуществлять контроль и оценку процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные:
· вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, высказывать свою точку зрения на события;
· участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;
· выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы
1.Самоопределение деятельности. (Организационный момент )
Показ репродукций из сказки А. Пушкина «Руслан и Людмила»
— Из какой сказки эти иллюстрации? («Руслан и Людмила»)
— Кто автор сказки? (А. Пушкин)
— портреты А. С. Пушкина и М. И. Глинки.
— Что объединяет поэта и композитора? (одноимённые произведения )
— Какое произведение из оперы мы слушали на пошлом уроке?
Домашним заданием было нарисовать рисунок Черномора.
(рисунки прикрепляются к дополнительной – магнитной доске)
1. 2 Слушание : «Марш Черномора»
Творческое задание : пластическое интонирование
— Когда услышите главную тему Черномора- поднимаем вверх руки.
Сюрпризный момент- появление персонажа- «Черномор из сказки »
Заходит в класс «Черномор».
«Я только что был на уроке литературы в 5 классе и вдруг услышал свою тему, громкую, страшную! И сразу сюда, к вам на урок! Вы ведь испугались, когда слышали мою тему?»
Дети отвечают- Нет, не испугались, мы уже слушали эту музыку на прошлом уроке и поняли, что грозная мелодия, которая рисует нам твоё появление, потом меняется, звучат колокольчики, напоминая нам о том, что ты- герой сказочный и бояться тебя не надо.
2. Постановка цели и задач урока.
Мотивация учебной деятельности учащихся.
— В симфоническом оркестре много разных инструментов. Об одном мы узнаем сегодня подробно.
Очень музыку любили
Две сестры, Наташа с Ниной,
Я стою на трёх ногах,
Ноги в чёрных сапогах.
Зубы белые, педаль.
Как зовут меня?
На концерте выступала
Наша милая Оксана,
Как звезда она играла
Целый час на ….
Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? (о пианино, рояле, фортепиано)
— Посмотрите ещё раз на загадки и сформулируйте тему урока.
Тема урока : Знакомство с инструментом фортепиано .
— Мы уже слушали музыку фортепиано. Как вы думаете, что сегодня мы узнаем об этом инструменте? (когда появился, почему он так называется, какие композиторы писали музыку для рояля, послушаем произведения в исполнении этого инструмента.)
3.Первичное усвоение новых знаний. Работа по теме урока
На доске таблички с терминами: рояль, пианино
Пианино – комнатный инструмент, рояль – концертный.
(учащиеся по желанию выходят к доске)
. Слайд 14
Показ иллюстраций баяна, гармошки, гитары, скрипки, пианино, рояля.
На доске ученики убирают лишние картинки с музыкальными инструментами и сказать, почему, определяют отличие и сходство всех музыкальных инструментов. (кнопочные, клавишные, струнные)
4. Актуализация знаний.
Работа в группах. Задания:
Выбрать из предложенных иллюстраций музыкальных инструментов все клавишные.
Собрать пазл рояля.
Собрать пазл пианино.
Раскрасить бумажную клавиатуру и подписать 7 нот.
Оставшиеся ученики вызываются к фортепиано и играют разные по высоте звуки.
Проверка работ детей в группах.
— Вы обратили внимание, что вы все играли разные по высоте звуки?
— Как называется такое средство музыкальной выразительности? ( регистр )
— Скажите, кого и что может показать музыка ? (музыка может показать- человека, машину, самолёт, поезд, животных, птиц…)
— Молодцы, правильно, музыка многое может нам показать и рассказать!
5. Закрепление полученных знаний
— Давайте вспомним, какие две разновидности имеет фортепиано? (рояль и пианино).
На какие два слова мы разделим слово фортепиано? (форте, пиано)
Играть умеет он и «форте», и «пиано»,
За это и назвали его… (Фортепиано)
Музыкальные знаки – форте, пиано Слайд 18
(Дети должны определить, какой знак обозначает громкость, какой тишину)
Создал фортепиано великий итальянский мастер Бартоломео Кристофори в 1709 году .
П. Корин изобразил портрет пианиста К. Игумнова.
5.1 Слушание: Фрагмент « Сонаты № 7» Л. В. Бетховена в исполнении пианиста К. Игумнова.
Творческое задание : пластическое интонирование
У нас впереди ещё много уроков музыки, и на каждом мы слушаем музыку разных композиторов, слушаем звучание симфонического оркестра, в котором всегда присутствует рояль.
— Мы будем продолжать работать над темой фортепиано на следующем уроке.
Песню запоем все вместе,
Зазвучит по школе песня.
Складно, слаженно и дружно.
Вместе петь, ребята, нужно.
Песней полон коридор —
Так старается наш. (хор) Слайд 22
Исполнение песни «Мама и Родина» Слайд 23
(аккомпанирует учитель песню на фортепиано (синтезаторе))
Обобщение урока. Слайд 24
— Подведем итог вместе.
-Какую учебную задачу ставили в начале урока? (ответы детей)
— Кто считает, что мы выполнили эту задачу?
— Кто доволен своей работой на уроке?
— Мне сегодня очень понравилось, как вы работали. Молодцы. А теперь мне хотелось бы узнать, какое настроение у вас осталось от сегодняшнего урока?
Ученики выходят к доске и наклеивают стикеры на улыбки:
9. Домашнее задание:
Повторить два итальянских термина – форте и пиано. Нарисовать рисунок фортепиано.
10. Выставление оценок.
11. Выход под песню «Улыбка» Слайд 25