Что такое пифия в древней греции
Пифия
Культ
Дельфийский оракул был основан в VIII веке до н.э. и просуществовал до 393 года н.э., когда император Феодосий I приказал уничтожить языческие храмы. На протяжении всего своего существования он был самым авторитетным, и просить пророчества приходили люди со всей Греции, среди них был и великий Александр Македонский.
Согласно античным описаниям, при дельфийском святилище в древние времена, когда обращались к оракулу, по-видимому, лишь один раз в год, было две пифии и одна их заместительница. Впоследствии, при более частом вопрошении оракула, была лишь одна пифия. Она готовилась к прорицанию трёхдневным постом и омовением в Кастальском источнике. Перед прорицанием надевала роскошную одежду, возлагала лавровый венок на голову, пила воду источника Кассотиды и жевала лист священного лавра. Затем она садилась на колоссальный треножник, стоявший над расселиною, и, впадая в экстаз от одуряющих паров, пророчествовала. Пары эти были вредны. Известен один случай, когда пифия, соскочив с треножника, упала в бесчувствии и умерла.
Многие учёные нового времени скептически относились к подобным описаниям.
Её прорицания разным героям неоднократно упоминаются в мифах [1] (см. также Фемоноя).
Действующее лицо трагедии Эсхила «Эвмениды», трагедии Эврипида «Ион».
В честь пифии назван астероид (432) Пифия, открытый в 1897 году.
Его называют Целителем и Отвратителем зла, поскольку
он отвращает зло и дарует здоровье душам и телам, а не безумие
(с) Дион Хризостом, об Аполлоне.
В море я капли сочту
И на бреге исчислю песчинки,
Знаю, что мыслит немой,
И слышу, что молвит безгласный…
(с) из ответа Аполлона царю Крезу
Итак, что же в действительности происходило в «центре мира» – в Дельфах?
Внимательное изучение всех надежных свидетельств, касающихся Дельфийских мантических процедур не обнаруживает:
ни пропасти, ни паров,
ни безумной пифии,
ни бессвязных криков интерпретируемых священниками.
Пифия говорила ясно. Последовательно.
И непосредственно вопрошающему в ответ на его вопрос.
Что происходило в Дельфах во время оракульного священнодейства, когда вопрошавший задавал вопрос и получал ответ?
Многие авторы трудов по античной религии и цивилизации, а тем более авторы популярной литературы, до сих пор рисуют густыми красками примерно такую картинку (в лучшем случае):
«Дельфы.
Здесь находился главный оракул Греции и всего Античного мира, местопребывание Бога,
«в словах которого не может быть лжи».
Над расщелиной, из которой выходили одуряющие пары, садилась на треножнике жрица, и, когда подчинялась их влиянию, ей предлагали вопросы. Что она говорила, это в точности оставалось неизвестным вопрошателям. Храмовые жрецы истолковывали ее непонятные слова и обыкновенно передавали их вопрошающим в виде гексаметров».
Но обычно вот такую:
«. В трансе и произносились божественные фразы в виде невнятного обрывочного лепета, истолковывались эти фразы уже жрецами. «
Фильм «300 спартанцев» довел популяризированное представление о пифии до логического конца.
Но все подобные описания заканчиваются поразительным контрастом сухих и верных слов.
«Кто на самом деле играл ведущую роль в этом божественном шоу, пифия или жрец, остается загадкой, но предсказания сбывались «.
Более тысячи лет Дельфийский Оракул делал предсказания, которые влияли на ход истории «.
«Именно за Дельфийский храм велись Первые Священные войны в истории человечества;
«который пребывает посредине земли и является истолкователем религии для всего человечества «.
Итак, что же в действительности происходило в «центре мира» – в Дельфах?
Внимательное изучение всех надежных свидетельств, касающихся Дельфийских мантических процедур не обнаруживает:
ни бессвязных криков интерпретируемых священниками.
Пифия говорила ясно.
Пифия прорицает царю Эгею. (краснофигурный килик 440-430 до н.э. Античное собрание, Берлин)
Женщина спокойно сидит на треножнике, она серьезна и сосредоточена.
Жрецы действительно находились рядом с ней,
— во всем же остальном, распространенное популярное описание, всецело принадлежит области фантазий.
В дельфийском храме не было ни расщелины, ни паров.
По преданию, основание храма заложил сам Аполлон: «заложил основанье сплошное для храма Феб-Аполлон широко и пространно.» говорит Гомер в своем древнем гимне. 1
Желающий прорицания должен был сначала совершить омовение в водах Касталийского ручья, принести на алтаре Гелиоса, перед храмом, мучное жертвенное возлияние (пеланос) из смеси муки, меда и масла, и закласть козла.
Это уже было началом предсказания.
Там же находились лавровое дерево, жертвенник, на котором постоянно поддерживали огонь заженный от Солнца и золотая статуя Аполлона. Вероятно, центр храма занимало небольшое помещение со скамьями для вопрошающих, а адитон с пифией находился на более низком уровне.
Дельфийский храм. Место адитона с правого края фотографии.
Вопрошающего предупреждали, что его мысли должны быть чисты, а слова иметь хорошее значение.
Затем полагалось сохранять молчание, вплоть до высказывания вопроса.
Каждый данный богом оракул имел силу на вечные времена, т. е. мог сбываться многократно в различной обстановке.
Поскольку пифия на это время как бы заменялась богом, она пророчествовала от первого лица: «мой храм», «моя мать Лето», «я сказал», «Зевс, мой отец» и т.д. В то же время считалось, что она не лишалась собственной личности и могла прорицать от третьего лица.
Например, вот такой ответ пифии упоминает император Юлиан (4 век):
Единственное имеющееся в нашем распоряжении надежное сообщение об обезумевшей и выкрикивающей бессвязные речи пифии никоим образом не подтверждает всех этих широко распространенных предположений о ее иступленном и безумном состоянии, а наоборот, всецело их опровергает.
Плутарх, который сам был жрецом в Дельфах, в своих «Моралиях» описывает устами одного из героев диалога такой эпизод.
Ламприй у Плутарха рассказывает своим собеседникам о чужеземных послах, пришедших однажды вопросить оракул.
Когда жрецы окропили холодной водой жертвенного козла, дабы узнать, благоприятен ли этот день для возвещения оракулов, животное осталось неподвижным.
Давать прорицания этим людям в этот день было нельзя и их следовало отправить восвояси. Но жрецы в своем стремлении угодить посетителям (видимо посольство было не только иностранное, но и высокопоставленное) продолжали обливать козла до тех пор, пока не заставили его задрожать.
В результате пифия была вынуждена исполнять свои обязанности против воли:
Быстрее, чем пифия, к выходу в страхе бросились сами жрецы и все иностранное посольство в полном составе.
Придя в себя уже вне адитона, они вернулись назад и нашли пифию лежащей без сознания на полу. Через несколько дней она умерла.
Мы замечаем здесь резкий голос пифии, несвязную речь, громкий крик и приступ безумия.
Такое описание вполне соответствует современному представлению об обычной дельфийской процедуре.
Однако, этот случай был единственным в своем роде и беспрецедентным.
И если жрецы привыкли интерпретировать «дикие и несвязные речи пифии», то почему же они не поступили так и в этом случае?
Откуда же взялся образ «безумной пифии»?
Он пришел из римской поэтической литературы.
Первым сивиллу «с пеной на губах» описывает Вергилий. За ним идет Лукан с его поэмой «Фарсалии», но его описание настолько совпадает со случаем смерти пифии, о котором помнили в Дельфах и которое упоминает Плутарх, что можно предположить прямую связь между ними.
В свое поэме, Лукан драматически описывает визит в Дельфы римского военачальника Аппия Клавдия Пульхра.
Согласно лукановской версии этой истории, в 48 г. до н.э. Аппий Клавдий, бывший тогда властелином Греции, желая узнать исход начавшейся гражданской войны, пришел в Дельфы, где оракул уже несколько лет бездействовал. Однако жрецы и пифия были еще на месте, и жрецы заставили нежелавшую того пифию войти в адитон и возвестить Аппию ответ. Вначале она притворно изображала вдохновение и делала вид, что отвечает, но выдала себя разумным поведением и спокойной членораздельной речью. Тогда Аппий стал грозить наказанием, и поэтому она в конце концов покорилась богу:
«Неистово мечется безумная по пещере, уже не управляя своим горлом, и ленты бога и Фебовы гирлянды разбросаны, кружит она, с всклокоченными волосами, вращая головой, по пустому пространству храма, и, несущаяся, опрокидывает мешающие на пути треножники,» (Phars. V 165-174).
4. Plut. Mor., 389 C; Pind. Pyth., IV. 4
5. Порфирий «О воздержании от одушевленных»
6. Плутарх, Mor., 404, B—E
7. Эсхил. Эвмениды, 38; Еврипид. Ион., 1324.
8. Плутарх, Mor., 405 C
9. Геродот, I, 54
10. Плутарх, De Pythiae oraculis, 7
11. Плутарх, О том, что пифия более не прорицает стихами, XXI
Дельфийский оракул и Пифия
Оракул (лат. oraculum) — в древности одно из средств, с помощью которых человек старался вступать в непосредственное общение с божеством. Изречения оракула считались откровениями божества; они получались вопрошающими в определенном месте, через известных посредников, большею частью жрецов данного божества, являвшихся и истолкователями полученного откровения. Все оракулы могут быть подведены под три категории: предсказания получались или в виде сентенций, или в виде символов, или в виде сновидений. В знаменитейшем из всех оракуле — дельфийском — одуряющие пары, выходившие из расщелины скалы, приводили пророчицу в состояние ясновидения; в Додоне о воле божества судили по движениям листьев на священном дубе, по звукам, исходившим от металлических сосудов, по журчанью священного источника, в Делосе следили за шелестом лавра. В оракуле Зевса Аммонского в Ливии — за известными явлениями на изображении божества, составленном из драгоценных каменьев; в Риме, по повелению сената и в присутствии магистрата, раскрывали сивиллины книги.
Трудно судить, насколько сами жрецы убеждены были в истинности откровений; во всяком случае усматривать в оракулах один лишь сознательный обман со стороны жрецов было бы суждением односторонним и лишенным исторической перспективы. Даже туманная форма ответов, особенно характерная для дельфийского оракула, сама по себе не свидетельствует о сознательном обмане, хотя нельзя отрицать, что жрецы часто обеспечивали свою непогрешимость двусмысленностью ответов, подходящих для любого случая. Возникновением оракула данное место было обязано или благодетельному источнику, с которым греческая мысль обыкновенно связывала близость божества, или явлением природы (пары из горячего источника и т. п.), вызывавшим состояние экзальтации. Возникали оракулы и в местностях, где покоились останки какого-нибудь знаменитого ясновидца. В последнем случае вопрошающие обыкновенно лично подвергались одухотворяющему действию божества;
так например, в оракуле Амфиарая вопрошающий, после трехдневного воздержания от вина и однодневного поста, должен был заснуть в храме, чтобы ему в сновидении открылась воля божества.
Назначение оракула состояло не в том только, чтобы раскрывать будущее, но и в том, чтобы от имени божества руководить жизнью народа в тех исключительных случаях, когда человеческая мудрость оказывалась несостоятельной. К оракулам прибегали и государственные люди, когда их личный авторитет оказывался недостаточным для проведения той или другой меры. Поэтому для известных периодов греческой истории оракулы получают значение политических институтов. Оракулы, совета которых испрашивали во всех важных начинаниях, много содействовали поддержанию среди разрозненных греков сознания национального единства и осуществлению общегреческих предприятий. Они покровительствовали сельскохозяйственной культуре, колонизации новых земель и т. п.
Древнейшим из всех оракулов считался оракул в Мероэ, в Египте, а за ним непосредственно следовали оракул в египетских Фивах и оракул Зевса Аммонского. В Греции величайшим авторитетом пользовался оракул в Додоне, позднее — оракул в Дельфах. Кроме того Зевс имел своих оракулов еще в Элиде, Пизе и на Крите, Аполлон — в Кларосе близ Колофона и на Делосе. Оракул Бранхидов в Милете посвящен был Аполлону и Артемиде. Оракулами героев были оракул Амфиарая в Оропосе, оракулы Трифония и Геракла — в Буре и в Ахайе. Оракулы с вызыванием духов усопших существовали в Гераклее Понтийской и на Авернском озере. К оракулам должны быть причислены и изречения так называемых сивилл, особенно эритрейских и (в Италии) кумейских. У римлян существовали оракулы Фавна и Фортуны в Пренесте, оракул Паликов; но они охотно обращались и к греческим, и к египетским оракулам. В Греции оракулы потеряли свое значение лишь после полного падения свободы и независимости греков, но и затем, лишенные всякого авторитета, они влачили свое существование до царствования Феодосия, когда окончательно были закрыты.
Пифия ( Πῡθία )— прорицательница в Дельфах. При дельфийском святилище в древние времена, когда обращались к оракулу, по-видимому, лишь один раз в год, было две пифии и одна заместительница их; впоследствии, при более частом вопрошении оракула, была лишь одна пифия. Пифия выбиралась независимо от социальной принадлежности. От неё требовалось преданность Аполлону и целомудрие. Первые пифии Дельфийского оракула были девственницами. Но когда одну из них соблазнил проситель, явившийся за советом, вместо девственниц стали выбирать зрелых замужних женщин, имеющих детей, или старух, чтобы в будущем избежать подобных случаев дискредитации авторитетного оракула. Пифия отказывалась давать прорицания человеку, осквернённому преступлением. Она готовилась к прорицанию трехдневным постом и омовением в Кастальском источнике; перед прорицанием надевала роскошную одежду, возлагала лавровый венок на голову, пила воду источника Кассотиды и жевала лист священного лавра. Затем она садилась на колоссальный треножник, стоявший над расселиною, и, впадая в экстаз от одуряющих паров, пророчествовала. Пары эти были вредны. Известен случай, когда пифия, упала с треножника без чувств и умерла. Может быть его описал Плутарх, когда был свидетелем того, как священники вынудили Пифию работать в неурочный день. Против своего желания она спустилась в адитон и вдруг пронзительно закричала, рухнула наземь, а через несколько дней умерла.
Храм Аполлона в Дельфах
Дельфийский оракул — есть прорицалище при храме Аполлона в Дельфах. Согласно греческой мифологии был основан самим Аполлоном на месте его победы на чудовищным змеем Пифоном. Дельфийский оракул, которым заведовала пифия, был одним из главных прорицалищ в эллинском мире. Расцвет Дельфийского оракула относится к VII—V в.в. до н. э., когда он выступал посредником в межполисных конфликтах. Было принято по всем важным вопросам государственной и личной жизни обращаться к оракулу. Был осуществлён политический союз со Спартой, которая стала светским мечом храма. В Дельфы спешили посольства с богатыми дарами из многих царств Древнего мира. Мидас преподнес в подарок храму золотой трон. Крез был поклонником дельфийского Аполлона. Ослабление влияния храма началось со времени греко-персидских войн, когда Дельфы приняли сторону персов, надеясь стать религиозным центром Персидская империя Персидской империи. Но ещё во во времена римского владычества в храме хранились денежные вклады из разных районов Средиземноморья. Храм неоднократно был разграблен, горел во время нашествия галлов в 279 г. до н.э., а при императоре Феодосии (391 г. н. э.) его окончательно закрыли.
Описание святилища дает Павзаний в Х книге своего «Описания Эллады». В городе Дельфы протекал ручей Касталия, берущий начало из ущелья между двумя скалами — Фэдриадами, у подножия которых находилось святилище. Священный округ был наполнен статуями, всякого рода посвятительными сооружениями, доходившими иногда до размеров целых зданий и т. п. Самый храм был построен в дорическом стиле и имел богатый скульптурный убор. Весь архитрав был увешан щитами, добытыми от персов и галлов. В пронаосе были начертаны изречения семи мудрецов («Познай самого себя», «Ничего чрез меру» и т. д.) и находилось сакральное изображение символа «Ε» в трех экземплярах: деревянном, посвященном 7-ю мудрецами, бронзовом — афинянами и золотом — императрицей Ливией.
Во внутренней части храма (адитон), недоступной для вопрошающих, находились золотая статуя Аполлона, лавровое дерево, беломраморный Омфал с двумя золотыми орлами, а под ним находился саркофаг с пеплом Пифона. В самом святилище, куда никто, кроме пифии и жрецов, не допускался, находилась знаменитая расщелина в скале, из которой выходили одуряющие пары. Над ней стоял треножник, на который садилась пифия для приведения себя в экстаз под влиянием паров. Первоначально пифия выбиралась из молодых девушек, но после того, как одна из них не соблюла невинности, выбирали пожилую девушку. На краю расселины находился ключ Кассотида, воду которого пила пифия перед гаданием, и лавровое дерево, листья которого она жевала. Дерево это каким-то неизвестным способом приводилось в содрогание. Здесь же находился так называемый «пуп земли» — конусообразное возвышение из мрамора, обвитое священными повязками. Из бесчисленного количества всяких посвящений (после массового вывоза произведений искусства в Рим, при Нероне, оставалось еще до 3000 статуй) заслуживает особого упоминания колоссальный золотой треножник, посвященный греками из варварской добычи после Платейской битвы. Золотая чаша его подперта была снизу бронзовой колонной в виде трех свившихся змей. Все золотые части стали добычей фокийцев, бронзовая же колонна, на которой написаны имена всех греческих государств, сражавшихся с персами, перевезена была Константином Великим в Константинополь, где она и теперь находится. На стенах так называемой «Лесхи Книдийцев» находились знаменитейшие композиции Полигнота, изображавшие падение Трои и подземное царство. Близ Дельф, в отрогах Парнаса, также находится сталактитовый грот, посвященный в древности нимфам и Пану.
источник
Конкретно утащено отсюда, спасибо Ирина Штромберг
Пифия
Пифия (Πυθία), в греческой истории прорицательница в Дельфах. При дельфийском святилище в древние времена, когда обращались к оракулу, по-видимому, лишь один раз в год, было две пифии и одна девушка, их заместительница; впоследствии, при более частом вопрошении оракула, была лишь одна пифия. Она готовилась к прорицанию трехдневным постом и омовением в легендарном Кастальском ключе; перед прорицанием надевала роскошную одежду, возлагала лавровый венок на голову, пила воду источника Кассотиды и жевала лист священного лавра.
Для «видения» изречений Оракула, которые считались откровениями божества, пифия садилась на колоссальный треножник, стоявший над глубокой горной расселиной, и, впадая в экстаз от одуряющих паров, поднимавшихся из бездны, пророчествовала. Пары эти, вырывавшиеся, вероятно, с вулканических магматических пород, были вредны. Известен один случай, когда пифия, сорвашись с треножника, упала в бесчувствии и умерла.
Трудно судить, насколько сами жрецы убеждены были в истинности откровений; во всяком случае усматривать в Оракуле один лишь сознательный обман со стороны жрецов было бы суждением субъективным. Даже туманная форма ответов, особенно характерная для дельфийского Оракула, сама по себе не свидетельствует о сознательном обмане.
Пифии (Πύθιοι), в античности четыре должностных лица в Спарте, отправлявшиеся в случае надобности в Дельфы, принимавшие там оракулы и хранившие их по возвращении. Они составляли свиту царя и пользовались от государства даровым столом. Каждый царь назначал по два пифия.
Примечание. Пифию не следует путать с Пифо. В греческой мифологии Пифо:
1) богиня убеждения в смысле склонения на какое-либо дело. Первоначально, по-видимому, она выражала собою невозможность противостоять чарам любви. Ее имя является эпитетом Афродиты и Артемиды. Как отдельная богиня, Пифо состояла в свите Афродиты, Харит и Гермеса. В Сикионе этой богине убеждения был воздвигнут храм-святилище.
2) Одна из Харит. Известны такие имена харит, как Ауксо («приумножающая»), Гегемона («руководящая»), Карпо («плодоносящая»), Клета («желанная»), Пифо (или Пейфо; «убеждающая»), Фаенна («блестящая») и другие.
Значение слова пифия
Словарь Ушакова
Античный мир. Словарь-справочник
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
Скифы. Византия. Причерноморье. Словарь исторических терминов и названий
Словарь по мифологии М. Ладыгина.
Источники:
Античность от А до Я. Словарь-справочник
в греческой мифологии жрица-прорицательница в храме Аполлона в Дельфах. Сидя на треножнике, вдохновляемая Аполлоном, она вещала предсказания, которые жрец переводил в стихотворную форму.
Энциклопедический словарь
в Др. Греции жрица-прорицательница в храме Аполлона в Дельфах.
Словарь Ефремовой
ж.
Жрица-прорицательница в храме древнегреческого бога Аполлона в Дельфах,
восседавшая над расщелиной скалы, откуда поднимались одурманивающие испарения, и
произносившая под их воздействием бессвязные речи, которые использовались
жрецами как пророчества.
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
(Πυθία) — прорицательница в Дельфах (см.). При дельфийском святилище в древние времена, когда обращались к оракулу, по-видимому, лишь один раз в год, было две П. и одна заместительница их; впоследствии, при более частом вопрошении оракула, была лишь одна П. Она готовилась к прорицанию трехдневным постом и омовением в Кастальском источнике; перед прорицанием надевала роскошную одежду, возлагала лавровый венок на голову, пила воду источника Кассотиды и жевала лист священного лавра. Затем она садилась на колоссальный треножник, стоявший над расселиною, и, впадая в экстаз от одуряющих паров, пророчествовала. Пары эти были вредны. Известен один случай, когда П., соскочив с треножника, упала в бесчувствии и умерла.