Что такое письменная работа
Кроме устного ответа, широко применяется методом проверки знаний учащихся, метод письменных работ, письменная проверка.
Письменные работы имеют огромное значение и большой успех, так как:
— гораздо объективнее, чем в устном ответе выявляются состояния знаний каждого ученика;
— позволяет проверить знания темы сразу у всех учащихся;
— дают возможность увеличить число проверок знаний каждого ученика;
— четко показывают учителю характер отдельных недочетов в знаниях учащихся;
— требуют от учащихся большой точности и самостоятельности в выражении своих знаний;
— усиливают в учащихся чувство ответственности за результат работы.
Письменные проверочные работы полезно проводить без специальной подготовки к ним учащихся. Это позволяет объективно проверить прочность усвоения знаний учащимися и предохраняя учащихся от возможной перегрузки домашними учебными заданиями дни, предшествующие письменным проверочным работам, перегрузки, которая происходит от того, что учителя перед этими работами заставляют учащихся специально повторять к ним соответствующий материал. Проведение письменных проверочных работ без специальной подготовки уменьшает волнение учащихся, что очень существенно для объективности проверки.
Таким образом, письменная проверка является одним из важных методов контроля и оценки знаний, умений и навыков учащихся.
Для оперативного контроля знаний и умений по математике учеников средней школы в последние годы в России широко используются тесты.
Главное достоинство тестовой проверки в скорости, но работа по созданию тестов их эффективности достаточно сложная и долгая.
Анализ научной литературы позволяет выделить два основных вида тестов: психологические (тесты интеллекта) и педагогические (тесты достижений или тесты успешности). Подробнее рассмотрим тесты достижений. Тесты достижений использовались на различных этапах процесса обучения математике: усвоение новых знаний, формирование умений и навыков, обобщение и систематизация знаний и др. Выступая как инструмент оценивания, тесты достижений, тем не менее, имеют значительные отличия от контрольных работ.
Хорошо известно, что одним из методов проверки состояния обученности учащихся являются итоговые письменные контрольные работы различных видов.
Каждая итоговая контрольная работа проводится по окончании изучения темы. К концу изучения темы, с одной стороны, остаются недоработанными еще какие-то вопросы, а с другой стороны, в ходе работы над этой темой продолжалось закрепление, отработка и совершенствование навыков, приобретавшихся еще при изучении предыдущих тем.
В итоговых проверках выявляются такие качества знаний учащегося, как прочность осознанность, оперативность, которая предполагает способность ученика применить одно и тоже умение в ходе решения задач различного содержания. Итоговый контроль нацеливает учащегося на долгосрочное усвоение важнейшего материала, а учителю дает возможность проверить прочность овладения опорными умениями и навыками.
При определении цели проведения контрольной работы необходимо учитывать реальный момент процесса обучения и избегать постановки непостижимых целей. Цель проверки состоит не в том, чтобы «поймать» ученика на чем-то, а в том, чтобы убедиться, что дети действительно усвоили основные вопросы темы.
Определив цель, нужно продумать отбор знаний, отвечающих цели. Приступая к составлению контрольной работы по теме, учителю целесообразно вернутся к началу изучения темы, восстановив в памяти с помощью учебника, методических рекомендаций, своих конспектов уроков все, чему он учил, что и на каком уровне должны были усвоить дети, составить примеры на каждый из изученных приемов, не упуская ни одного из них.
Наряду с определением цели отбором содержания контрольной работы немаловажен и выбор соответствующих форм организации контроля.
Задания могут быть различным: это могут быть отдельные карточки с записанными на них примерами, на которых детям останется только написать ответ; можно провести проверку и в форме арифметического диктанта. Очень удобно использовать простейших перфокарт, которые накладываются на страницу тетради или лист бумаги, где пишут только ответы, располагая их в столбик, а перфокарты с примерами сохраняются для последующего использования.
Следует знать, что итоговая проверка может проводиться как в форме устного зачета, так и в форме обычной контрольной работы.
Каждая из форм проверки имеет как свои плюсы, так и свои минусы. Если включить оба вида проверки знаний, умений и навыков в урок, то проверка будет более глубокой и полной. Оба вида проверки можно совместить в уроке-зачете.
Структура урока-зачета очень сложна, возникает очень много трудностей при подготовке и проведению, существует мало методик и рекомендаций для проведения данного типа проверки знаний. Для разработки зачетных уроков была изучена методика проведения зачетных уроков, выделены отрицательные и положительные стороны работы.
Доклад. Виды письменных работ творческого характера.
Виды письменных работ творческого характера.
В последние годы в области образования идут серьезные процессы, связанные с его модернизацией. В связи с этим важно осмысливать тенденции, определяющие направления изменения системы образования, понять какой будет судьба школьных курсов русского языка и литературы. Ведь эти предметы всегда занимали особое место в системе дисциплин школьного курса. Они традиционно указываются в первой строфе Базисного плана. Одна из важнейших целей обоих курсов связана с развитием гуманитарного сознания, с формированием личности, обладающей широким кругозором. Ученик должен уметь строить речевое высказывание в письменной и устной форме, вести дискуссию, перерабатывать текст. На современном этапе развития школьного образования проблема развития творческих способностей учащихся приобретает особое значение в связи с высокими темпами развития и совершенствования науки и техники, потребностью общества в людях образованных, способных быстро ориентироваться в обстановке, мыслить самостоятельно.
Работая в школе, я постоянно стремлюсь найти пути решения проблемы повышения интереса к предмету и качества знаний. Нельзя не учитывать того, что сокращается число читающих людей, книга вытеснилась «экранным досугом», гипертекстом Интернета. Кроме того, изменился читательский вкус в пользу произведений низкого художественного достоинства, оказывающих разлагающее воздействие на молодого читателя. В последние годы у школьников резко повысился интерес развлекательному искусству в ущерб искусству глубокой мысли. Наблюдается процесс ослабления влияния книги на духовное и социальное развитие человека. Популярность чтения упала вдвое. 40% детей предпочитают сказки, фантастику, приключения, ужасы чтению классики. После окончания школы классическая литература интересует только 10% читателей. Падает уровень грамотности населения. Многие из выпускников, знающих программу, не в состоянии использовать эти знания в нестандартной обстановке, не владеют творческим мышлением, затрудняются в ответах на проблемные вопросы, даже в тех случаях, когда имеют в руках учебники и учебные пособия. Они мало подготовлены к обобщению и творческому анализу. Ведь не читающий ученик никогда в полной мере не сможет высказать свою мысль как устно, так и письменно.
Поэтому вопрос о развитии творческих способностей школьников в теории и практике стоит сейчас особенно остро.
Работая в школе, я понимаю, что творчество перестаёт быть уделом единиц, ведь сочинения, изложения с творческим заданием, как на уроках, так и на экзаменах предстоит писать учащимся с разным уровнем развития.
Но все ли могут справиться с подобными заданиями? Конечно же, нет! Даже «сильные» учащиеся, с лёгкостью пишущие изложения, тесты, столкнувшись с творческими заданиями, теряются, не находят нужных слов, чтобы выразить свои мысли. Да и на олимпиадах баллы теряются там, где ученики сталкиваются с творчеством, где нужно применить нестандартное решение.
Почему это происходит? Мне кажется, здесь несколько причин.
Во-первых, ребята стали меньше читать, играть в ролевые игры, поэтому у многих нет элементарного воображения и фантазии.
Во-вторых, мы живём в сельской местности. Все дополнительные кружки и секции отменены. Сельским школьникам не доступен тот поток информации, который есть у городских. Отсюда появляется неуверенность в своих силах, вырабатываются различные комплексы
Но я уверена, что задатки творческих способностей присущи любому ребёнку, не зависимо от того, в какой местности живет. Нужно только суметь раскрыть и развить их.
Владение учащимися устной и письменной речью, умение создавать свой оригинальный текст поможет им занять достойное место в социально-культурном пространстве, выработать коммуникативные навыки, разовьёт умение не только выражать свои мысли, но и понимать точку зрения других людей.
Вот поэтому на уроках я стараюсь уделять внимание выполнению различных видов письменных работ творческого характера.
Мои цели: развитие творческих способностей учащихся и воспитание активной творческой личности на основе создания максимально благоприятных условий для развития и формирования творческих способностей каждого, выявление и использование в учебной деятельности индивидуальных способностей учеников.
1. Развитие креативного мышления.
2. Развитие творческой самостоятельности учеников.
3. Воспитание творческой личности.
Задача учителя, как мне кажется, состоит не только в том, чтобы дать учащимся как можно более глубокие знания по предмету, но и развить творческие способности каждого ребёнка. То есть раскрыть в детях качества, лежащие в основе творческого мышления, сформировать умение управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. На это направлены те упражнения, которые я предлагаю учащимся на уроках (в том числе по развитию речи) и во время внеклассных мероприятий.
Письменному творчеству обучать можно и нужно, необходимо развивать творческие способности.
Что же такое способности? Сегодня способности психологами понимаются как свойства или качества индивидуальности, обуславливающие успешность деятельности или овладения ею, как индивидуальные качества, отличающие одного человека от другого и проявляющиеся в успешности деятельности.
Среди разных видов способностей психологи выделяют творческие. Под творческими способностями они понимают способность построения своего образа мира, своего мироощущения (в слове, в изображении, в музыке, в действии) и самого себя в этом мире.
Моя задача – помочь учащимся актуализировать способности, развить их. Я сформулировала для себя следующие правила:
● Служить примером для подражания. Творческие способности развиваются не тогда, когда я говорю детям о необходимости их развития, а тогда, когда я умею развивать их сама и показываю это ребятам в нашем общении.
● Поощрять сомнения, возникающие по отношению к общепринятым предположениям. Творческим личностям свойственно сомневаться в решениях, принимаемых другими людьми. Конечно, дети не должны подвергать сомнению любое исходное положение, но каждый должен уметь находить объект, достойный сомнения.
● Разрешать делать ошибки. Когда детей ругают за ошибки, они в результате боятся их делать, и, следовательно, боятся рисковать, боятся думать независимо, не создают что-то новое, свое. Я не ругаю за неправильный ответ, за то, что кто-то не так понял материал, избегаю критики, резких высказываний, которые подавляют творческую активность ребят.
● Поощрять разумный поиск. Креативность гораздо легче встретить у маленьких, чем у старшеклассников. Она не изнашивается с возрастом, а подавляется учениками, учителями. Позволяя своим ученикам рисковать, и даже поощряя их в этом, я помогаю раскрыть их творческий потенциал.
● Включать в программу обучения разделы, которые позволили бы учащимся демонстрировать их творческие способности. Предлагаю ребятам вообразить себя в роли персонажа и попросить рассказать о себе, написать другую концовку рассказа и т.д.
Вопросы, задания содержат такие формулировки:
● Стимулировать дальнейшее развитие. Доносить до своих учеников незамысловатую идею: у творчества нет конца.
Я убеждена, что для творчества необходимо наличие 6 источников:
— интеллектуальных способностей; знаний; личностных характеристик; мотивации;
окружения; стилей мышления.
Уроки русского языка и литературы, пожалуй, как никакие другие, открывают возможности для развития креативных способностей.
Именно эти методы обучения позволяют педагогу предоставить учащимся больше самостоятельности и творческого поиска.
Роль самостоятельной работы в процессе развития творческого потенциала
Какие же использовать методы и приёмы, чтобы ребёнок учился с охотой и желанием и одновременно развивал свои творческие способности?
Основные приёмы развития творческих способностей:
— написание сочинений, изложений.
— игры «Экзамен», «Лингвистические угадайки» и др.;
— творческие словари, ребусы, шарады, кроссворды.
— творческие задания на дом;
Основная цель самостоятельной работы учащихся состоит в том, чтобы научить детей мыслить, анализировать и обобщать языковые факты, что в свою очередь положительно сказывается на усвоении учебного материала. В этих целях даю задания типа «Объясни», «Докажи».
Уроки развития речи.
Широко использую работу с опорными словами, сочинения-миниатюры по картине, сочинения на заданную тему, сочинения по пословице, по аналогии с прочитанным, по наблюдениям учащихся, составление письма подруге или другу, сочинение по началу. Описанные выше упражнения выполняются под моим руководством, при этом степень самостоятельности учащихся постоянно возрастает. Когда же дети усваивают материал достаточно прочно и овладевают «техникой» выполнения работы, аналогичные задания предлагаются учащимся на дом.
Умение анализировать, обобщать, логически правильно, чётко, а так же эмоционально строить свою речь необходимы при написании хорошего сочинения.
Мои ученики активно принимали участие в неделе детской книги. Был объявлен конкурс «Книга своими руками». Почти весь класс сделал свои книги, сочинил свои рассказы, сказки и очень красиво оформили и написали в этой книге. Мои ученики были в роли «писателя»и это им очень понравилось.
Я убедилась, что составление сказок благотворно влияет на развитие творческих возможностей детей, сближает их с природой, развивает наблюдательность и любознательность, воспитывает добрые чувства, оживляет и делает интересным учебный процесс. При написании сказок расширяется словарный запас детей. Ребята учатся излагать свои мысли письменно. Особенно велик интерес детей к волшебным сказкам, что объясняется ничем не ограниченной свободой передвижений и действий в сказочном мире. Стараюсь разнообразить уроки развития речи, используя различные виды работ.
Виды работ, которые делают уроки развития речи живыми.
2. «Мой дневник «- пиши о том, что сейчас вспомнил.
3. «Фантазия-картинка» – опиши словами картинку, которой нет, которую видишь только ты в своем воображении. Если написанное будет свежо и выразительно, слова могут быть воплощены в рисунок.
4. Экскурсия в картинную галерею по репродукциям картин профессиональных художников. Ситуация экскурсии сближает с жизнью такой жанр, как сочинение по картине.
5. Задание. Придумай рассказ по сюжетной картине (поучительный, хвастливый, жалостливый, добрый, …)
6. Сочинение – продолжение написанного накануне изложения или диктанта.
7. Сочинение – ассоциации по мотивам когда-то написанного диктанта или изложения.
Из всех вышеперечисленных видов хотелось бы выделить сочинения – описания природы в разное время года. Этот вид работы очень нравится моим детям. Природа на их страницах оживает, принимает облик человеческий. Прежде чем приступить к такому творческому процессу, мы собираем материал, наблюдаем, делаем пометки. Обсуждая написанные сочинения на тему «Золотая пора», учащиеся обращали внимание на построение предложений, на красочное описание осенней природы. Каждому ребенку осень раскрывается по-своему. А при помощи сочинений это время года для всех нас становится богаче и выразительнее. К недостаткам в работах детей можно отнести то, что в некоторых из них отсутствует вывод. Опыт работы убедил меня в том, что, прежде всего ребят надо научить рассказывать на заданную тему, правильно строить предложения, выбирать нужные слова, обогащать словарный запас. На этих уроках у детей возникает чувство гордости за свой край, любовь к родной природе и русскому языку, проявляется бережное отношение к ним.
В творческий процесс включаю и этап обучения изложению на уроках русского языка. Изложение – работа творческая. В воспитательных целях использую материал не только литературно – художественных произведений, но и материал публицистического характера – из газет, детских и юношеских журналов, газет, энциклопедий, повествующий о жизни и делах человека, о взаимоотношении с природой, о дружбе и товариществе, о честности и гуманности. К текстам изложений задаю учащимся задания, ввожу проблемные вопросы, предлагаю изменить название текста в соответствии с основной мыслью, дополнить собственное рассуждение по данной проблеме.
Использую разные виды изложений: обучающие и контрольные, подробные и сжатые, выборочные и творческие, с элементами описания и с грамматическими заданиями.
Большое внимание на уроках изложения уделяю лингвистическому анализу текста, когда учащиеся должны не только определить основную мысль читаемого произведения, его эмоциональное восприятие, пересказать, выдерживая стиль речи, но и произвести полный анализ текста: определение темы и основной мысли высказывания, стиля и типа речи, определение способов связи предложений, наблюдение над функционированием языковых средств. Практика показывает, что подобная работа не только развивает творческие способности детей, но и успешно готовит к ЕГЭ в 11 классе и к ГИА в 9 классе.
Творческие упражнения организую и провожу по-разному, поскольку различен характер усваиваемых школьниками занятий, умений и навыков творческой, практической деятельности.
Использование игр на уроках. К видам письменных работ творческого характера я бы в обязательном порядке отнесла бы игры. Ученики развиваются в деятельности, ищут, добывают знания, сравнивают, группируют, классифицируют, благодаря представленной им свободе для самовыражения. Однако, различная подготовленность детей не позволяет у всех выявить скрытые способности. Необходимы дидактические, ролевые игры, в которых особенно активизируются умственные способности детей, развивается их творчество и воображение.
Игра активизирует мышление, внимание, память, интерес к результату. Игры развивают наблюдательность, творческие способности. Очень полезны игры – соревнования, например, «Аукцион». Подобрать как можно больше слов по схеме. Нельзя забывать, что игра – естественная потребность для детей школьного возраста. В игре ребёнок раскрепощается, а раскрепостившись, он может и творить, и познавать в творчестве. У детей есть потребность одушевить неодушевлённые предметы, обратить словесный образ в материальный, видимый и осязаемый. Для активизации мыслительной деятельности на уроке много возможностей.
Также необходимо практиковать нетрадиционные виды домашних заданий по каждой теме: составление словарей, наглядных пособий, таблиц, схем, алгоритмов. Наряду с традиционными, привычно скучными упражнениями можно давать задания творческого характера. Это может быть написание сказок, стихотворений, придумывание загадок, кроссвордов.
Задание списать текст, изменив его начало или конец, также способствует развитию творческих способностей учащихся, воодушевляет ребят, потому что здесь можно писать не то, что «положено», а то, что хочется. Такие виды работ развивают воображение, смекалку, раскрепощают мысль, заставляют посмотреть на мир свежим взглядом.
Очень любят мои дети сочинять сказку или рассказ по цепочке, проводить конкурсы фантазеров. Так же на уроках ребята с удовольствием составляют по данным рифмам стихотворные строки: капели – вновь, запели – воробьев и др.
Наряду с разнообразными видами письменных работ творческого характера важно присутствие словесного творчества. Умение создавать в своем воображении картины, людей, их действия, то есть так называемое воссоздающее воображение – качество, без которого невозможно никакое словесное творчество. Развитию такого воображения способствуют различные виды пересказа текста от какого- либо действующего лица. ( рассказы-этюды – краткая словесная зарисовка)
-подобрать рифму к словам (например, пень-день, мороз-нос)
— сочинить загадку (например, он колючий, но не злой и питается мышой (ёж) – это сочинили дети)
Итак, рациональное сочетание приемов и методов письменных работ способствует формированию творческой мыслительной деятельности учащихся, практических умений и навыков.
Всё вышесказанное приводит к необходимости формировать и развивать у учащихся исследовательских умений: работать с научно-популярной литературой и справочниками; анализировать языковые единицы; формулировать выводы; составлять сообщения, рефераты, доклады.
На основе анализа и обобщения моего небольшого опыта над формированием и развитием письменного творческого потенциала школьников, можно сделать выводы:
1. В работе над развитием творческих способностей школьников необходимо использовать различные приёмы, методы, формы работы на уроках русского языка.
2. Как показывает практика, самостоятельно добытое знание усваивается детьми прочнее, поэтому нужно чаще придавать заданиям проблемный характер.
3. Учебный материал усваивается лучше, когда он подаётся не в «сухой» форме, а посредством обыгрывания ситуации, занимательности, творческого подхода как ученика, так и учителя.
На своих уроках я стараюсь применять активные методы, учитывая содержание материала, дидактические цели, возрастные особенности учащихся. Как сказано выше, мне и моим ученикам нравятся уроки нетрадиционные, на которых сочетаться могут одновременно несколько активных форм, где можно проявить творчество, показать свой интеллект. Мой опыт применим как к системе урочной работы, так и внеклассной деятельности.
2. Развитие творческой активности школьников в процессе преподавания русского языка\ под ред. З.Я. Рез Л.: ЛГПИ, 2001.
3. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М., 2001.– 290 с.
4.Фокина Т. Л. Развитие речи на уроках в начальной школе [Текст] / Т. Л. Фокина // Молодой ученый. — 2014. — №18. — С. 667-668.
5. Корнилова Ю. В. Развитие креативности на уроках русского языка в начальной школе [Текст] / Ю. В. Корнилова // Молодой ученый. — 2014. — №17.
Виды письменных работ, применяемых в учебном процессе
Место проведения: Школа педагогического мастерства.
Форма проведения: тренинг.
Оборудование: интерактивная доска, проектор.
Предварительная подготовка: подготовка презентаций, геометрических фигур разных форм и цветов, которые в дальнейшем позволят делить участников тренинга на группы, карточек.
Цель: через активную интеллектуально-творческую деятельность формировать у педагогов систему теоретических и практических знаний, умений, навыков, необходимых для научного познания.
Перед тренингом каждый участник выбирает картонную фигурку (всего 5 видов) и занимает место в соответствии с выбранной фигурой.
Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня мы с вами собрались на школе педагогического мастерства для того, чтобы через активную интеллектуально-творческую деятельность формировать систему теоретических и практических знаний, умений, навыков, необходимых для научного познания.
Упражнение. “Расскажи мне о себе”. Каждый участник группы представляется, называя свое имя и характеризуя себя словом, начинающимся на ту же букву, что и имя. Например, “Меня зовут Евгения, Естественная”
2. Виды письменных работ, применяемых в учебном процессе. Приложение 1
Профессиональное образование является одним из определяющих факторов, влияющих на профессиональное становление человека. Поэтому от качества предлагаемого образования напрямую зависит успешность отдельного человека и в целом позитивное развитие всего общества. Одним из показателей успешности образования является самостоятельность учащихся, которая необходима для принятия учащимся самостоятельных суждений и действий в процессе преодоления учебных трудностей. Любой начинающий специалист должен обладать фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности своего профиля, опытом творческой и исследовательской деятельности по решению новых проблем, опытом социально-оценочной деятельности.
Преподавателю очень важно знать формы и виды самостоятельных работ, их место в процессе обучения. Но нельзя забывать, что на успехи ученика огромное влияние оказывает настрой самого учителя. Здесь очень важен известный психологам эффект Резенталя-Якобсона. Эти исследователи провели следующий эксперимент: они давали учителям заведомо неправильную информацию о показателях умственного развития детей. Выяснили: достижения учеников зависели от мнения учителя о возможностях ученика. Те ученики, которые воспринимались учителями как более одаренные (хотя таковыми и не являются), показали большие сдвиги в учебе по сравнению с детьми, которых учитель считал менее одаренным. Вот почему так важно умение учителя создать в классе доброжелательную атмосферу, особенно во время выполнения самостоятельных работ.
Назовите виды письменных работ, применяемых в учебном процессе. (5 мин.)
Участники группы в течение 5 мин. обсуждают вопрос и записывают на листах свои мысли.
Выступление спикеров групп.
Виды самостоятельных работ в зависимости от целей
В зависимости от целей, которые ставятся перед самостоятельными работами, они могут быть:
1. Смысл обучающих самостоятельных работ заключается в самостоятельном выполнении учащимися данных учителем заданий в ходе объяснения нового материала.
Цель: развитие интереса к изучаемому материалу, привлечение внимания каждого ученика к тому, что объясняет учитель. Здесь сразу выясняется непонятное, выявляются сложные моменты, дают себя знать проблемы в знаниях, которые мешают прочно усвоить изучаемый материал.
Самостоятельные работы по формированию знаний проводятся на этапе подготовки к введению нового содержания, при первичном закреплении знаний, т.е. сразу после объяснения нового, когда знания учащихся еще непрочны. Оценок плохих за них не ставить.
Т.к. обучающие самостоятельные работы проводятся во время объяснения нового материала или сразу после объяснения, то их немедленная проверка дает преподавателю четкую картину того, какова степень понимания учащимися нового материала на самом раннем этапе его изучения.
Цель – не контроль, а обучение, поэтому им следует отводить много времени на паре.
Например, составление примеров на изучаемые правила, свойства; самостоятельное составление алгоритмов, решение задач по алгоритму.
2. К тренировочным относятся задания на распознавание различных объектов и их свойств.
Тренировочные самостоятельные работы состоят из однотипных заданий, содержащих существенные признаки и их свойства данного определения, правила. Конечно, эта работа мало способствует умственному развитию детей, но необходима для выработки основных умений и навыков и тем самым создать базу для дальнейшего изучения дисциплины.
При выполнении тренировочных самостоятельных работ учащимся еще необходима помощь преподавателя. Можно разрешить пользоваться и учебником, и записями в тетрадях, таблицами и т.п. Все это создает благоприятный климат для слабых учащихся.
К таким работам можно отнести выполнение заданий по разноуровневым карточкам. Каждый комплект может состоять из 8-10 вариантов разного уровня.
3. К закрепляющим можно отнести самостоятельные работы, которые способствуют развитию логического мышления и требуют комбинированного применения различных правил и теорем. Они показывают насколько прочно, осмысленно усвоен учебный материал. По результатам проверки заданий данного вида учитель определяет, нужно ли еще заниматься данной темой.
4. Очень важны так называемые повторные работы. Перед изучением новой темы преподаватель должен знать, подготовлены ли учащиеся, есть ли у них необходимые знания, какие пробелы смогут затруднить изучение нового материала.
5. Самостоятельными работами развивающего характера могут быть домашние задания по составлению докладов на определенные темы, подготовка к олимпиадам, научно-творческим конференциям, сочинение математических игр, спектаклей.
На занятиях – это самостоятельные работы, требующие умения решать исследовательские задачи.
6. Большой интерес у учащихся вызывают творческие самостоятельные работы, которые предполагают высокий уровень самостоятельности. Это задания на поиск второго, третьего и т.д. способа решения задачи.
Например, для нахождения высоты, опущенной из вершины прямого угла, если известны три элемента данного треугольника, можно применить способы: на определение синуса острого угла, на вычисление формулы площади треугольника, на теорему Пифагора и т.д.
7. Контрольные работы являются необходимым условием достижения планируемых результатов обучения.
Контрольные задания должны быть равноценными по содержанию и объему работы; должны быть направлены на отработку основных навыков; обеспечивать достоверную проверку уровня обучения; они должны стимулировать учащихся; позволять им продемонстрировать прогресс в своей общей подготовке.
Организация контрольных работ
Контрольная работа может быть кратковременной и долговременной.
Перед проведением контрольной работы необходимо определить объект контроля, цель предстоящей работы и средства контроля.
Они должны быть сообщены учащимся. В зависимости от вида заданий нужно продумать, каким образом учащийся должен их оформить. Преподаватель должен продумать, что он отнесет к недочетам, а что к ошибкам. Из этого будет складываться оценка. Критерии оценки должны быть известны учащимся.
Контрольная работа должна быть разноуровневой (все уровни без исключения). Каждой контрольной работе должна предшествовать самостоятельная работа с аналогичными упражнениями.
Анализ контрольной работы необходимо проводить сразу. Желательно фрагменты решения разобрать сразу после написания работы, потому что на следующий день или позже учащиеся уже теряют интерес к содержанию работы и многие интересуются только оценкой.
Обязательно нужно проводить количественный и качественный анализ контрольной работы.
Данные количественного анализа удобно представлять в виде:
Данные качественного анализа удобно представить в виде таблицы:
На основе этой таблицы сделать вывод о том, какие задания вызвали затруднение и почему. Какую необходимо провести работу для устранения пробелов в знаниях.
Проведите качественный анализ контрольной работы.
Контрольная работа состояла из 5 заданий. 1-3 задания репродуктивного уровня, 4-е задание реконструктивного уровня, 5-е задание вариативного характера.
Выступление спикеров. Подводим итоги.
Упражнение №3. Назовите виды самостоятельных работ в соответствии с формами познавательной деятельности. (5 мин.)
Виды самостоятельной работы в соответствии с формами познавательной деятельности.
В соответствии с формами познавательной деятельности учащихся выделим 3 типа заданий: репродуктивные, реконструктивные и вариативные.
1.Задания репродуктивного типа выполняются учащимися на основе образца или подробной инструкции, на основе известных формул и теорем.
К репродуктивным заданиям относится задания на воспроизведение или непосредственное применение теорем, определений, свойств тех или иных математических объектов. К этому же виду относится задание на решение задач по известным формулам, например на нахождение процента числа, пути по скорости и времени и другие, и задание на непосредственное применение формул, если для их выполнения не требуется привлечение ранее изученного материала.
Например, при решении логарифмически уравнений и неравенств не один раз повторяем определения логарифма и ОДЗ.
К репродуктивным относится также задания на задание на распознавание различных объектов, свойств различных объектов. Примером могут служить такие задания:
“из множества выражений выпишите дроби”,
“какие из следующих графиков являются графиком прямой пропорциональности”,
“какие из следующих уравнений являются квадратными” и другие.
Репродуктивные задания позволяют выработать основные умения и навыки, необходимые для изучения дисциплины. При выполнении репродуктивных заданий деятельность учащихся протекает в форме простого воспроизведения изученного. В разделе “применение производной” не обойтись без таблицы производной, опять повторяем и воспроизводим вслух.
2. Реконструктивные задания указывают только на общий принцип решения, например “Решите графически неравенство”, ил на соотнесение к тому или иному материалу, например “Решите задачу составлением уравнений”. Выполнение таких заданий, возможно, только после того, как ученик сам реконструирует их, соотнесет с несколькими репродуктивными. К такого рода заданиям можно отнести задания на построение графиков, когда ученику, знающему общий метод построение графиков, необходимо проанализировать свойства конкретной функции и для нее выбрать наиболее удобный метод построения.
К такого же рода заданиям относится задачи на составление уравнений. При решении этих задач ученику необходимо словесную формулировку задачи перевести на язык алгебры.
К реконструктивным необходимо отнести и задания, при выполнении которых учащимся приходится использовать несколько алгоритмов, формул, теорем, если все эти формулы, тождества, алгоритмы даны в явном виде, например такое задание: Найдите точки максимума и минимума функции f (x) = x 3 – 3/2x 2 + 5
Все эти задания характерны тем, что, приступая к их выполнению, учащийся должен проанализировать возможные общие пути решения задач, отыскать характерные признаки объекта, использовать несколько репродуктивных задач.
Необходимо отметить, что познавательная деятельность учащегося при выполнении этих заданий в основном не выходит за рамки преобразующего воспроизведения знаний, но она неизбежно сопровождается уже некоторыми обобщением.
Реконструктивные задания – наиболее распространенный вид заданий, используемый на всех этапах учебного процесса.
3. Более высоким уровнем воспроизводящей деятельности и переходом ее в творческую деятельность характеризуется задания вариативного характера. При выполнении их учащемуся необходимо из всего арсенала знаний отобрать нужные для решения данной задачи, воспользоваться интуицией, найти выход из нестандартной ситуации.
К такого рода заданиям относится так называемые задачи “на сообразительность”, задачи “с изюминкой”, многие задачи на доказательство (когда нет жесткого алгоритма доказательства), а также задачи в которых необходимо создание новых алгоритмов для их решения.
Упражнение 4. Назовите виды внеаудиторной и аудиторной самостоятельной работы.
Упражнение 5. «Без маски».
Все участники тренинга берут по очереди карточки, лежащие в центре круга, и, без подготовки продолжают незаконченные высказывания. Они должны быть искренними, откровенными. Остальные участники оценивают степень искренности.
По итогам упражнения проводится оценка искренности участников и обсуждение трудностей, возникших в ходе упражнения.
В конце занятия участники дают обратную связь и делятся своими впечатлениями.