Что такое письменный пересказ
Учимся писать изложения в начальной школе
Изложение в 1-4 классах
Изложение — письменный пересказ образцового прослушанного или прочитанного текста. Изложения и сочинения рассматриваются как наиболее действенные упражнения в развитии связной речи учеников. Наряду с другими видами работ в начальной школе они учат основным умениям работы с текстом, активизируют мыслительную и творческую деятельность.
Виды изложений
По отношению к объему исходного текста:
По отношению к содержанию:
По структуре исходного текста:
Начинать обучение изложению следует с повествовательного текста, имеющего ясный сюжет, близкий и понятный младшекласснику. В рассказе должно быть небольшое количество эпизодов.
В учебнике «Русский язык. 4 класс» есть несколько примеров упражнений с изложениями.
Работа над изложением во втором классе (с примером из учебника)
В один из золотых осенних дней собрались к отлету журавли. С восходом солнца высоко поднялись птицы.
Покружились они над родным болотом и потянулись в дальние теплые страны. С ясного неба слышны их прощальные голоса.
До свидания, до свидания, журавли!
(По И. Соколову-Микитову)
О ком и о чем говорится в тексте? Как его можно озаглавить? Выбери один из заголовков: «Золотые осенние дни», «Журавли летят», «Отлет журавлей». Какой заголовок ты выбрал и почему?
Когда собрались журавли к отлету?
Когда они полетели?
Как птицы прощались с родиной?
Как прощался с журавлями автор?
Методика «Прогнозирование содержания текста»
Проверка изложения
Во втором классе проверка работ должна носить обучающий характер. Чтобы дети не боялись, можно разрешить им писать карандашами. Если дети пишут ручками, при первой проверке учитель отмечает ошибки карандашом. Красного цвета быть не должно. На уроке рефлексии дети могут переписать текст с учетом исправлений, и только после этого выставляются отметки.
Можно ставить две отметки: за содержание и речевое оформление и за грамотность, или же одну — в целом за изложение. В школе должен быть единый стандарт. Учителя решают коллективно, сколько отметок ставится: одна или две.
Критерии по оценке изложений
Оценка содержания и речевого оформления:
Что такое пересказ, и каким он должен быть
Что такое пересказ, и каким он должен быть
Пересказ — один из важнейших видов работы, который объединяет все предметы в школе, как гуманитарные, так и технические. Обычно под пересказом понимают изложение прочитанного текста своими словами.
Важно! Ребенка нужно учить не столько пересказу, сколько пониманию текста. Порочная практика механического пересказа или простого заучивания отдельных предложений и абзацев приводит к тому, что в памяти остаются пробелы: тема не понята, а значит, не усвоена.
Школьникам и их родителям не мешает помнить о том, какие требования предъявляются к пересказу:
Вид пересказа
Описание
Возможные проблемы
Как это исправить
Подробный,близко к тексту
Самый распространенный вид пересказа, когда текст нужно изложить максимально точно и близко к оригиналу
Неумение начать пересказ
Ни в коем случае не заучивать фразы! На этапе анализа теста проработать несколько вариантов начала пересказа
Подробное воспроизведение первых абзацев и искажение информации в заключительной части
Поможет тщательный анализ текста и предварительный пересказ всего произведения по абзацам (смысловым частям)
Важно при чтении и анализе текста обращать внимание на художественные приемы, литературные средства выражения, образность языка, синтаксис
Эмоциональное восприятие поможет оживить иллюстрирование текста. Рисунки могут рисовать сами ученики, а можно предложить подборку готовых иллюстраций. Постепенно иллюстрирование должно перерастать в словесное (кстати, это тоже один из видов пересказа)
Выборочный
Предполагает воспроизведение лишь части текста, которая соответствует поставленному вопросу
Неумение выбрать правильный отрывок текста, соответствующий заданию
Поможет составление плана текста с выделением ключевых моментов
Сжатый
Самый сложный вид пересказа, когда требуется своими словами КРАТКО передать суть рассказа
Нарушается логика повествования или исключаются важные факты
Не допускайте механического сокращения текста. Важно научить правильно выделять главные мысли, составлять план текста (от простого к развернутому и наоборот)
Неумение передавать содержание диалогов
Поработайте над косвенной речью
Есть еще творческий вид пересказа, который предполагает перестроение плана повествования, творческих дополнений, пересказ от третьего лица, инсценирование текста, словесное рисование. Этот вид пересказа учит рассматривать текст с разных ракурсов и помогает более детально поработать с выразительными языковыми средствами.
Как учить пересказу
Учить правилам пересказа принято уже в начальной школе, так как к пятому классу, где начинаются устные предметы, ученик уже должен овладеть этим приемом.
Вот несколько приемов, которые помогут подготовить ребенка к пересказу:
Это поможет приучать ребенка к выделению ключевых моментов, основной идеи текста.
План работы над пересказом
Работа с текстом для учеников старших классов рекомендуют разбить на этапы.
Если речь идет о научной литературе, попросите ученика выписать все непонятные слова (обычно их выделяют). Теперь необходимо выяснить значение этих слов. В начале работы значение можно объяснить самому учителю/родителю. В дальнейшем лучше приучать ребенка пользоваться словарями и справочниками.
При прочтении художественной литературы этот этап можно опустить, поясняя незнакомые слова уже в процессе чтения.
На данном этапе важно выделить смысловые части.
В научной литературе эти части уже выделены и отдельные части параграфов обычно объединены какой-то связующей мыслью, понятием.
Работу можно построить следующим образом: читаем первый абзац и отвечаем на вопрос: «О чем здесь написано?» Далее читаем второй абзац и снова отвечаем на вопрос.
К концу чтения мысленно составляется план текст, состоящий из выделенных ключевых моментов.
Для удобства составленный опорный конспект можно записать. В дальнейшем ребенок приучится уже просто запоминать ключевые пункты.
На этом этапе важно составить резюме, подвести итог, выявить цель и главную идею текста, спросить о том, какое впечатление произвел рассказ.
Теперь лучше отвлечься, переключить внимание на что-нибудь другое. Если дело происходит на уроке, учитель на данном этапе может предложить какую-то работу, не связанную с текстом. Например, дополнить биографию автора интересными сведениями, привести какие-то дополнительные примеры из жизни, связанные с темой урока.
Тут важно не подглядывать в учебник/книгу, а попытаться составить пересказ, опираясь на опорный конспект.
Если вспомнить даже начало никак не получается, попробуйте поиграть в ассоциации. Предложите ученику вспомнить и мысленно воссоздать ту обстановку, которая была при чтении: какие мысли крутились в голове, где располагался текст — на левой или правой странице, были ли там какие-нибудь картинки, фото, графические изображения, в начале страницы или с середины начинался следующий абзац и т.д.
Если речь идет о художественной литературе, попросите учеников вспомнить —— кого им напомнили герои, какие ассоциации вызвали образы, описанные в тексте, может учащиеся невольно сравнили описанные события с событиями из своей жизни.
После 2-3 минут таких размышлений можно заглянуть в книгу и пробежать глазами первые строки. Таким образом пересказываем весь текст.
Маленькие хитрости, которые помогут лучше запомнить содержание
И главное — пересказу невозможно научится сразу, за один день. Тут важна планомерная, постепенная и постоянная работа. Ведь умение пересказывать пригодится не только в школе, но и в дальнейшей жизни.
Словари
2. Письменное или устное изложение какого-либо текста.
ПЕРЕСКА́З, пересказа, муж.
1. только ед. Действие по гл. пересказать-пересказывать. Пересказ прочитанного.
|| Письменное или устное изложение какого-нибудь текста. Написать пересказ. Я знаю это сочинение по чужому пересказу.
2. Сплетня, передача чужих слов с целью сплетни, наговора (прост. устар.).
2. Изложение содержания чего-н. Вольный п.
Текст, созданный на основе другого текста и представляющий собой письменное или устное изложение своими словами содержания этого текста.
Сочинение представляло собой пересказ пьесы «Гроза».
2. Письменное или устное изложение своими словами чего-л. прочитанного или услышанного. Написать п.
2. Письменное или устное изложение своими словами чего-л. прочитанного или услышанного.
переска́з, переска́зы, переска́за, переска́зов, переска́зу, переска́зам, переска́зом, переска́зами, переска́зе, переска́зах
сущ., кол-во синонимов: 7
изложение, переложение, парафраза, передача, метафраза
ПЕРЕСКАЗ, изложение, передача, устар. переложение
ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ/ПЕРЕСКАЗАТЬ, излагать/изложить, передавать/передать
ПЕРЕСКАЗЫВАТЬСЯ, излагаться, передаваться
Один из видов творческих работ, выполненный в устной форме. Пересказ может быть подробным, сжатым, выборочным. Выполняется в V-XI кл. Может предшествовать письменному изложению.
Изложение содержания прочитанного или услышанного текста. П. может быть свободным (изложение своими словами) или близким к тексту. П. применяется при обучении устной монологической речи и в качестве контроля при обучении аудированию и чтению. Существуют различные виды П.: пересказ, близкий к тексту, реферирующий пересказ, комментирующий пересказ. П. может передавать содержание исходного текста полностью (сплошной П.) или выборочно (П., близкий к тексту). См. также изложение.
Один из видов репродуктивных упражнений, обучение которому начинается в среднем звене и продолжается в старших классах. Для пересказа могут использоваться самые разнообразные по своему типу тексты, но в любом случае, даже если пересказ производится без плана, ученик должен опираться на свой «внутренний план», на схему содержания, без которой невозможно воспроизведение текста.
Один из видов репродуктивных упражнений, ориентированный на выработку навыков последовательного изложения материала. План при этом может составляться или коллективно, или самостоятельно. Форма плана также может быть разнообразной (простой план, сложный план и т.п.).
1. Предтекстовая словарная работа;
2. Чтение или прослушивание текста;
3. Ответы на вопросы по тексту;
4. Коллективное или самостоятельное составление плана;
5. Пересказ текста с опорой на план;
6. Пересказ текста без опоры на план.
Один из видов репродуктивных упражнений, тренирующий память, развивающий логику. Пересказ, близкий к тексту, учит быть внимательным к деталям, чутким к слову писателя, создавшего произведение. Выполняться может в V-XI классах.
Один из видов репродуктивных упражнений, включающих элементы творчества. Обычно используется при изучении местоимений. Ориентирован в основном на шлифовку речевых навыков в связи с изучением грамматического строя речи учащихся.
прил., кол-во синонимов: 9
То, что рассказано вновь, повторено еще раз.
ПЕРЕСКА́ЗАННЫЙ, пересказанная, пересказанное; пересказан, пересказана, пересказано. прич. страд. прош. вр. от пересказать.
прил., кол-во синонимов: 5
сов. перех. и неперех.
ПЕРЕСКАЗА́ТЬ, перескажу, перескажешь, совер. (к пересказывать).
1. что. Рассказать, изложить своими словами что-нибудь прочитанное или услышанное. Пересказать товарищам содержание лекций.
2. что. Рассказать повторно, еще раз (разг.). Пересказать сказку.
3. что и чего. Рассказать последовательно о чем-нибудь. «Все видел, высмотрел; от удивленья, поверишь ли, не станет ни уменья пересказать тебе, ни сил.» Крылов. «Просто вам перескажу преданья русского семейства, любви пленительные сны, да нравы нашей старины.» Пушкин. «Всего, что знал еще Евгений, пересказать мне недосуг.» Пушкин.
4. без доп. Сказать лишнее (разг. фам.). «Лучше недосказать, чем пересказать.» (посл.).
5. что и без доп. Насплетничать о чем-нибудь, передавая чужие слова (прост. устар.). «Скажешь с ноготок, а перескажут с локоток.» (посл.)
1. Рассказать, изложить своими словами что-н. П. содержание романа.
2. Рассказать последовательно, подробно о чём-н., о многом (разг.). П. все новости.
1. Рассказать, изложить своими словами что-л. прочитанное или услышанное. П. содержание произведения.
2. Разг. Рассказать заново, ещё раз что-л. уже рассказанное. * Разумихин пересказал всё снова, в подробности (Достоевский).
3. Разг. Рассказать всё, многое. П. все новости.
1. Рассказать, изложить своими словами что-л. прочитанное или услышанное.
Пересказать содержание произведения.
Протискавшись к столу, он слово в слово пересказал то, что ему было приказано. Гайдар, Синие звезды.
Рассказать заново, еще раз что-л. уже рассказанное.
Разумихин пересказал все снова, в подробности. Достоевский, Преступление и наказание.
Рассказать всё, многое.
Пересказать все новости.
— Я узнал, что ты вчера ночью ходила на берег. И тут я очень важно пересказал ей все, что видел, думая смутить ее. Лермонтов, Тамань.
пересказа́ть, перескажу́, переска́жем, переска́жешь, переска́жете, переска́жет, переска́жут, перескажа́, пересказа́л, пересказа́ла, пересказа́ло, пересказа́ли, перескажи́, перескажи́те, пересказа́вший, пересказа́вшая, пересказа́вшее, пересказа́вшие, пересказа́вшего, пересказа́вшей, пересказа́вших, пересказа́вшему, пересказа́вшим, пересказа́вшую, пересказа́вшею, пересказа́вшими, пересказа́вшем, переска́занный, переска́занная, переска́занное, переска́занные, переска́занного, переска́занной, переска́занных, переска́занному, переска́занным, переска́занную, переска́занною, переска́занными, переска́занном, переска́зан, переска́зана, переска́зано, переска́заны
1. Тот, кто пересказывает что-либо.
ПЕРЕСКА́ЗЧИК, пересказчика, муж. (прост. устар.). Сплетник.
ПЕРЕСКАЗЧИК, см. пересказывать.
Тот, кто пересказывает что-л. прочитанное или услышанное.
[Мои спутники] много рассказывали обо мне и даже такие пустые мелочи, которые я сам давно забыл. Разумеется, все было очень искажено, преувеличено, пройдя целый ряд рассказчиков и пересказчиков. Миклухо-Маклай, Путешествия.
переска́зчик. Произносится [переска́щик].
переска́зчик, переска́зчики, переска́зчика, переска́зчиков, переска́зчику, переска́зчикам, переска́зчиком, переска́зчиками, переска́зчике, переска́зчиках
сущ., кол-во синонимов: 4
ПЕРЕСКА́ЗЧИЦА, пересказчицы (прост. устар.). женск. к пересказчик.
переска́зчица, переска́зчицы, переска́зчиц, переска́зчице, переска́зчицам, переска́зчицу, переска́зчицей, переска́зчицею, переска́зчицами, переска́зчицах
сущ., кол-во синонимов: 4
— Сплетница (прост., устар.).
прил., кол-во синонимов: 11
прил., кол-во синонимов: 5
прил., кол-во синонимов: 5
процесс действия по гл. пересказывать
ПЕРЕСКА́ЗЫВАНИЕ, ПЕРЕСКА́ЗЫВАТЬ; ПЕРЕСКА́ЗЫВАТЬСЯ см. Пересказа́ть.
Действие по знач. глаг. пересказывать.
сущ., кол-во синонимов: 4
— Воспроизведение услышанного своими словами.
несов. перех. и неперех.
Рассказывать, передавать своими словами услышанное, прочитанное.
Сообщать, говорить о чем-либо.
Рассказывать обо всём или многом из услышанного, прочитанного.
4. Сообщать, говорить обо всём или многом.
Рассказывать снова, еще раз, повторять.
Рассказывать лишнее, больше, чем следует.
Выражать, передавать словами.
Доносить, наушничать, сплетничать о чем-либо.
ПЕРЕСКА́ЗЫВАТЬ, пересказываю, пересказываешь. несовер. к пересказать.
ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ, пересказать что, сказывать снова, опять, рассказывать сызнова. Детям, хоть сто раз одну сказку пересказывай, они все слушают.
| Передавать чужие речи, говорить не свое. Я только пересказываю вам, что слышал: за что купил, за то и продаю.
| Лазутничать, сплетничать, переносить, мутить, наговаривать тайком. Он все перескажет, при нем не говори.
ПЕРЕСКА́ЗЫВАНИЕ, ПЕРЕСКА́ЗЫВАТЬ; ПЕРЕСКА́ЗЫВАТЬСЯ см. Пересказа́ть.
Как научить ребенка пересказывать тексты
Учим ребёнка работать с текстом: понимать, анализировать и пересказывать.
Разберем в этой статье, что же такое пересказ, как научить детей пересказывать тексты и составлять план и какие существуют виды пересказа.
Школьная система обучения построена таким образом, что большинство знаний дети получают посредством пересказа. И здесь выясняется, что наши дети не умеют пересказывать. Они заучивают большие тексты и сбиваются при малейших вопросах или просто не могут вспомнить основную мысль и последовательность событий. Не стоит ругать детей, их нужно научить пересказывать текст.
Что такое пересказ
Пересказом считается изложение текста своими словами. Это живая речь в строгом соответствии с оригиналом, наполненная эмоциональной выразительностью.
К пересказу предъявляется ряд требований:
• отсутствие зубрежки и заучивания отельных фраз;
• соблюдение логики изложения, установление причинно-следственных связей;
• использование авторских образных выражений;
Последнее требование имеет отношение не только к художественным текстам. Любой пересказ должен быть интересным. Как часто нам приходится слушать монотонный скучный рассказ: исторический, географический и т.д. Любую информацию можно и нужно передавать так, чтобы ее хотелось слушать. Главное, правильно подобрать средства выразительности в соответствии с содержанием.
Учим детей пересказывать
Чтобы пересказать текст, его нужно понять. Понимание текста начинается с его полного восприятия.
Но до чтения нужно разобраться с непонятными словами в тексте. Именно в этом заключается предварительная работа. Нужно выписать новые и сложные слова и разобрать их с детьми.
Первичное чтение
Первый раз мы читаем текст полностью, чтобы понять общий смысл. Любой текст посвящен одной теме или событию, поэтому важно прочесть его от начала до конца. Позаботьтесь, чтобы ничто не отвлекало ребенка от чтения. Дошкольникам и первоклассникам текст читают взрослые. Как только техника первичного чтения станет достаточно высокой, пусть ребенок читает сам. Младшие школьники читают текст вслух, а затем можно разрешать ребенку читать про себя.
После прочтения задайте ребенку несколько вопросов, чтобы понять целостность восприятия прочитанного:
— О чем текст (рассказ, сказка)?
— Что нового (интересного) ты узнал?
— Что произошло (описывается)?
— Кто главный герой?
— Что тебе больше всего запомнилось?
Разбиваем текст на смысловые части – составляем план. В научных текстах есть параграфы, и детям не составит труда их выделить. Называем части и определяем их содержание, читая выборочно начало и конец, кратко формулируя основные идеи.
Переходим к работе над образами, вспоминаем, как автор описывает те или иные события, зачитываем характеристики из текста. Рассматриваем иллюстрации, если они есть. Просим ребенка высказать свое мнение о прочитанном.
Далее нужно сделать небольшую передышку.