Что такое пейзажные зарисовки в литературе
Виды и функции пейзажных описаний в литературе
Рубрика: 1. Общие вопросы литературоведения. Теория литературы
Дата публикации: 03.06.2017
Статья просмотрена: 16801 раз
Библиографическое описание:
Воронин, Р. А. Виды и функции пейзажных описаний в литературе / Р. А. Воронин. — Текст : непосредственный // Филология и лингвистика в современном мире : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2017 г.). — Москва : Буки-Веди, 2017. — С. 1-4. — URL: https://moluch.ru/conf/phil/archive/235/12589/ (дата обращения: 24.12.2021).
В настоящее время объектом значительного числа филологических работ становится литературный пейзаж как комплексный художественный феномен, рождающийся на пересечении культурно-специфического и индивидуально-авторского видения природы. В данной статье представлен обзор основных подходов к классификации многообразия литературных пейзажей, а также описаны ведущие функции литературных пейзажей в произведении.
Ключевые слова: пейзаж, литературный пейзаж, классификация, функция
1. Виды литературного пейзажа
Литературный пейзаж можно трактовать как создаваемое при помощи языковых средств визуальное или мультисенсорное (при обязательном наличии визуального компонента) изображение первозданного или содержащего следы человеческого присутствия открытого природного пространства, несущее информационную и эмоционально-эстетическую нагрузку [3; 2].
Как мы можем видеть из данного определения, литературный пейзаж как художественное явление глубок и многогранен, поэтому в научной литературе неоднократно предпринимались попытки создания классификаций литературных пейзажей по различным основаниям. Рассмотрим наиболее часто упоминаемые из таких классификаций.
Одной из наиболее часто встречающихся является классификация пейзажей по локальному признаку, то есть по географическому расположению изображаемых природных объектов или общему характеру местности [6, с. 30]. По данному критерию выделяют такие пейзажи, как степной, лесной, морской (марина), горный, городской/урбанистический, деревенский и так далее [6, с. 30]. По сезонному критерию пейзажи легко поделить на весенний, летний, осенний и зимний. Темпоральный критерий, то есть учёт времени суток, позволяет говорить об утреннем, дневном, вечернем и ночном пейзажах [6, с. 30].
Литературные пейзажи могут также классифицироваться с учётом позиции, которую они занимают в структуре и композиции художественного произведения. На основании этого признака выделяют инициальные, интертекстуальные и финальные пейзажи [11; 15].
Интерес представляет классификация литературных пейзажей, построенная на базе анализа объёма и локального расположения пейзажа в тексте. В данном случае выделяются следующие виды пейзажей: контурный, или штриховой (пейзаж представляет собой краткое описание, к которому автор обращается лишь единожды); дисперсивно-штриховой (несколько штриховых пейзажных описаний распределены по всему произведению); компактно-дескриптивный (пейзаж представлен одной объёмной текстовой единицей); дисперсивно-дескриптивный (по всему повествованию рассеяны подробные ёмкие пейзажные описания) [1, с. 190–194; 5].
Одним из наиболее содержательных критериев для выделения пейзажа служит также его жанровая принадлежность. Так, можно говорить о лирическом, драматическом, идиллическом, историческом, утопическом пейзажах [6, с. 31]. Возможно также выделение описаний природы по их принадлежности к произведениям, созданным в рамках того или иного художественного метода — сентименталистский, романтический и реалистический пейзажи [6, с. 31].
Наряду с упомянутыми классификациями пейзажа, носящими более или менее универсальный и общепризнанный характер, существует и ряд индивидуально-авторских типологий.
Так, К. В. Пигарев, избирая в качестве основы классификации пейзажей жанровый и идейно-тематический признаки, рассматривает такие виды пейзажных описаний, как эпические, драматические, лирико-психологические, социально-направленные, исторические, национальные и философские. По мнению учёного, выделять типы пейзажей следует в зависимости от того, какие характеристики являются преобладающими в том или ином образе природы [12, с. 8].
Е. Н. Себина в зависимости от предмета и фактуры описания предлагает разграничивать следующие виды пейзажа: деревенский и городской/урбанистический, степной, морской, лесной, горный, северный и южный, а также экзотический, контрастным фоном для которого служит флора и фауна родной автору местности [13, с. 272].
Развёрнутую классификацию пейзажей предлагает М. Н. Эпштейн в работе, посвящённой системе пейзажных образов в русской поэзии [16]. Среди эстетических разновидностей пейзажа исследователь выделяет идеальный, бурный и унылый пейзажи. Идеальный пейзаж сформировался в рамках античной литературы и впоследствии постоянно развивался и трансформировался. Неотъемлемыми составляющими идеального пейзажа являются ветерок, источник воды, цветы, деревья и птицы, вместе образующие то, что в латинской терминологии обозначается как locus amoenus, то есть приятноеместо [16, с. 131]. Бурный, или грозный, пейзаж отличается динамикой и смещением основных его составляющих частей с привычных позиций, в чём находит выражение непреодолимое могущество сил природы. Унылый, или мрачный, пейзаж ориентирован на трансляцию грустно-мечтательных мотивов, составляющих жанровую особенность элегии [16, с. 148].
Наряду с эстетическими разновидностями пейзажа М. Н. Эпштейн выделяет национальный и экзотический пейзажи, а также зимний и летний пейзажи. Особой разновидностью пейзажа являются фантастические пейзажи, передающие максимальную степень эмоциональной насыщенности [16].
По мнению Н. Мурадалиевой, на основании объёма и функциональной нагрузки следует различать три типа пейзажа: пейзажную деталь, пейзажную картину и пейзажное произведение. Пейзажная деталь не составляет объекта изображения, а является средством изображения. Как правило, под ней подразумевается какой-либо троп, выражающий эстетическую оценку и позицию автора. Пейзажная картина есть пейзаж в традиционном понимании, то есть является самоценным объектом описания. Что касается пейзажного произведения, оно представляет собой самостоятельную жанровую форму в поэзии [11].
Р. С. Луценко в основу своей классификации кладёт степень полноты и развёрнутости пейзажа, выделяя пейзажный штрих (упоминание элемента пейзажа без дальнейшей конкретизации и детализации), пейзажное вкрапление (более протяжённое по сравнению с пейзажным штрихом описание отображаемой местности), пейзажный сюжет (пространные описания составляющих пейзаж элементов) и пейзажную зарисовку (полноценное описание местности, которое может корректировать архитектонику произведения, замедляя повествование и реализуя функцию ретардации) [9, с. 11].
Пейзажи также можно классифицировать на основании родов литературы, в которых они фигурируют. Так, лирический пейзаж отличается значительной психологической нагрузкой, он подчёркнуто экспрессивен и часто символичен: при его создании часто используются психологический параллелизм, персонификации, метафоры и другие тропы [13]. Кроме того, в некоторых произведениях пейзажные описания могут выходить на передний план и приобретать самоценность [4]. В произведениях эпического характера пейзаж может изображать часть действительности как фон разворачивающихся действий, либо быть самостоятельным объектом изображения. Кроме того, в эпосе пейзажные описания часто выполняют сюжетную функцию, влияя на ход событий. Что касается драматического пейзажа, он по сравнению с лирическим и эпическим пейзажами обычно значительно редуцирован [13], а функцию фактографического описания выполняют образы замкнутого пространства.
Очевидно, что сегодня в науке отсутствует единая исчерпывающая классификация литературных пейзажей, что объясняется комплексностью и многоликостью пейзажа как жанра словесного искусства и возможностью различных подходов к его изучению.
2. Функции литературного пейзажа
Как отмечает Л. М. Крупчанов, пейзаж как один из содержательных и композиционных компонентов художественного произведения выполняет многие функции в зависимости от стиля автора, литературного направления (течения), метода писателя, а также рода и жанра произведения [7]. Действительно, в художественном произведении картины природы появляются неслучайно и всегда несут значительную смысловую нагрузку, обычно выступая либо в качестве эмоционально насыщенного фона разворачивающихся действий, либо как форма отражения внутреннего мира автора или персонажа. Однако этим перечень выполняемых пейзажем в структуре литературного произведения функций не исчерпывается. Рассмотрим подробнее наиболее значимые функции пейзажа.
Итак, литературный пейзаж предстаёт как пёстрый многофункциональный феномен, впечатляющий своей полифоничностью. Несомненно, дальнейшие исследования различных аспектов литературного пейзажа являются в высшей степени перспективными.
Природа. Пейзаж в произведении
Вы будете перенаправлены на Автор24
Пейзаж в произведении – это изображение природных образов в литературном произведении, выполняющее различные функции в зависимости от целей, метода и стиля писателя.
История развития описания пейзажа в литературе
Прежде всего, следует отметить, что пейзаж (от французского «страна, местность») на протяжении всей истории развития литературы занимал важное место в произведениях, однако его функции и смыслы существенно варьировались. В позднесредневековой и ренессансной литературе пейзаж носил символических характер, иллюстрировал религиозные идеи. На смену символическим пейзажам пришли другие виды пейзажа, которые условно могут быть представлены следующими типами:
Все виды пейзажа объединяют изображение реальной природы с авторским замыслом, творческим методом эпохи.
Ситуация кардинально изменилась на рубеже XVIII – XIX вв., когда сформировалось так называемое естественное видение природы. Новое видение природы было во многом сформировано рождением романтизма как нового мироощущения. Указанное миропонимание нашло свое воплощение в философской концепции Шеллинга. В пантеистическом миропонимании философа природа и человеческая душа сливаются воедино, природа заменяет и подменяет собой личность человека. Романтики верили в божественное начало гор, лугов, деревьев и цветов:
«В природе, в языке врожденных чувств
Чистейших мыслей якорь, пристань сердца.»
Природа, пейзажи воспринимаются как инструмент общения личности с мировой душой. В результате рецепции человеком природы и влияния природы на человека осуществляется взаимоотражение человеческой и природной души.
Особое место в творчестве романтиков отводится изображению сельских пейзажей.
Образы природы в русской литературе
Готовые работы на аналогичную тему
В русской литературе пейзажи занимают одной из важнейших мест в творчестве К. Паустовского, Тургенева, Чехова и др. Тема природы преломлялась в творчестве русских писателей через внимание к психологии личности. В произведениях русских писателей пейзаж не является фоном, оторванным от повествования. Каждая пейзажная зарисовка помимо изобразительно-выразительной функции несет в себе смысловые акценты и функциональное назначение. Авторский пейзаж отражает восприятие природы персонажами, их эмоциональное и психологическое состояние, что позволяет говорить о психологической функции пейзажей. Пейзажи, описания природы всегда подчиняются конкретной цели.
В процессе создания пейзажей автор может прибегать к монотонным тонам, отображая чувство угнетенности, одиночества персонажа:
«Клочьями, сгрудившись, плывут к югу тучи, несут с собой серебристые полосы тёплых дождей. Падают они где-то за лесом, там, где всё сине и тускло…»
Серые, невзрачные тона, изображение разрушенных селений выступают средством отражения эмоционального состояния персонажей, обозначения времени и места, когда и где происходят события произведения.
Яркие краски, напротив, позволяют передать радостное состояние персонажей, чувства их возбуждения, предчувствия тех или иных событий:
«День, отлитый из жёлтого стекла, стоял над бахчами…»
Важно добавить, что пейзажные зарисовки не всегда отвечают требованиям реалистичности, но позволяют создать либо состояние яркости, либо наоборот гнетущей тишины, мрака, мрачных предчувствий. Пейзаж становится своеобразным аккомпанементом психологическим переживаниям персонажа, его душевным, эмоциональным волнениям, формируется определенный параллелизм между изображениями природных образов и эмоциональными состояниями персонажей. Пейзажные зарисовки достаточно часто сопровождаются описанием звуков и запахов:
«…вороны. подняли жалобный крик, как будто знали, что у доктора умер сын, а у Абогина больна жена…»
Природные образы часто очеловечиваются, наделяются эмоциями, чувствами и мыслями, способностями к действию. Природный мир приобретает человеческий характер. Красота природного мира экстраполируется на человека, а красота одухотворенной личности – на природу.
Природные образы могут приобретать символический смысл, сообщая читателю о надвигающейся беде.
Часто пейзажные зарисовки сопровождаются описанием интерьера, бытовыми описаниями.
Пейзажи в произведениях способны выполнять ряд функций, включая следующие:
Пейзажные зарисовки успешно реализуют социально-психологические и эмоциональные функции.
В своих пейзажных зарисовках русские поэты и прозаики обращались к величественным пейзажам родного края, своенравным стремительным водам, рекам и озерам с плодотворными долинами, на которых колосятся золотые хлеба, лесам и горам. Природа в русской литературе воспринимается как источник неисчерпаемой красоты, вдохновения, как средство гармонизации личности и общества.
Описания природы сливаются с судьбами литературных героев и целых наций. Природные образы могут служить средством поэтизации народной жизни на основании слияния жизни природы и жизни народа, нации.
Таким образом, на основании проведенного анализа можно сделать вывод, что пейзажные зарисовки в литературных произведениях прошли длительный путь своего исторического развития. В русской литературе пейзажи становятся не просто фоном, в котором протекают события произведения, но полноправным участником событий, средством характеризации персонажей, влияния на их поступки, мотивы поступков и действий. Без прямой очевидности, особого подчеркивания пейзажи, природные образы входят в общий идейный смысл и тональные рисунок произведения.
Урок » Пейзажная зарисовка»
Урок развития устной речи
Подготовка к сочинению-описанию»
Русский язык, 5 класс
Тема урока « Пейзажная зарисовка. Подготовка к сочинению-описанию»
Цели урока: дать понятие о пейзажной зарисовке; закрепить и углубить представление об описании; закрепить навыки работы над сочинением-описанием; развивать орфографические умения и навыки; воспитывать любовь к природе, чувство прекрасного.
Оборудование урока: репродукции картин И. Грабаря «Февральская лазурь», «Русская зима» К. Юона, И.Шишкина «На севере диком», Ю.Клевера «Зимний закат в еловом лесу», А.Саврасова «Зима»; запись «Времена года» П.И.Чайковского; выставка книг, записи на доске.
— О чем это стихотворение?
— Как можно озаглавить текст?
— Прочитаем стихотворение вместе, «птичьим базаром», а затем «на конкурс»
— К какому типу речи относится стихотворение?
— Начнем с небольшого словарного диктанта.
Природа, пейзаж, повествование, описание, рассуждение, сочинение, устное рисование.
— Объясните орфограммы в выделенных словах (называю эти слова).
— Какие слова можно объединить одной темой? Назвать одним термином? (Повествование, описание, рассуждение — типы речи.)
— Какой тип речи называется повествованием?
— Что называется рассуждением?
— Что такое описание?
— Что может быть объектом описания? (Природа, человек, животное, предмет, помещение, здание, памятник
— По какому плану строится описание?
1. Дается общее представление описываемого.
2. Описание его деталей, частей.
3. Отношение автора к тому, что он описывает.
Обращаемся к учебнику на стр. 178
— Описание природы. Вот об этом мы сегодня и поговорим.
Тема нашего урока «Пейзажная зарисовка. Подготовка к
сочинению – описанию» (тема записывается в тетради)
И.Шишкин «На севере диком»
К.Юон. Конец зимы. Полдень. 1929
1. Чтение учителем отрывка из стихотворения А.С.Пушкина:
Под голубыми небесами
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
— Знакомы ли вам эти строки? Кто их автор?
— Определите, каково отношение поэта к зимнему пейзажу?
— Какие слова передают это отношение? Какие выразительные средства языка использует поэт?
— Что позволяет нам увидеть и представить себе то, о чем пишет поэт?
Вывод: в каждом времени года есть свое очарование, и поэты не могли не заметить, как удивительна зима.
Русские художники тоже не раз признавались в своей любви к зиме. Вот несколько примеров.
Перед вами репродукция картины Игоря Грабаря «Февральская лазурь». Рассмотрите ее.
— Нравится ли она вам? Какие ощущения, какое настроение создает этот пейзаж?
— Что поразило художника в зимнем пейзаже? Как он это изобразил?
Вот как сам автор передал свое восхищение красотой февральского дня:
— Что такое жемчуг, кораллы, сапфиры? (драгоценные камни)
— Что объединяет картины зимы в стихотворении Пушкина и в пейзаже Грабаря?
Вывод: Любовь к природе и восхищение ее красотой
3. А сейчас прослушайте фрагмент из цикла концертов композитора П.И.Чайковского «Времена года». (Звучит «Январь») Пока будете слушать, закройте глаза и попытайтесь представить себе зимнюю картину.
Так композитор с помощью звуков передал свое восприятие зимнего пейзажа.
— Какие чувства вызывает у вас музыка?
— Какую картину рисует ваше воображение?
Вывод: Итак, мы обратились к изображению природы в разных видах искусства: в литературе, в живописи, в музыке.
А теперь обратимся к теме нашего урока. И начнем с толкового словаря:
Рисунок — нарисованное изображение, воспроизведение чего-либо.
— Что общего вы смогли заметить в пейзажных зарисовках в разных видах искусства? Что их объединяет?
Вывод: И поэт, и художник, и композитор изображают природу такой, какой ее видят, стремятся передать то, что привлекло, взволновало. Вот что писал об этом К. Г. Паустовский:
«Если писатель, работая, не видит за словами того, о чем он пишет, то и читатель ничего не увидит за ними.
Но если писатель хорошо видит то, о чем он пишет, то самые простые и порой стертые слова приобретают новизну, действуют на читателя с разительной силой и вызывают у него те мысли, чувства и состояния, какие писатель хотел ему передать».
4.Итак, что же видит за словами писатель? Обратимся к отрывку из романа И. С. Шмелева «Лето Господне»
… К..литку тронешь, — так и осыплет треском. Моро. Сне.. синий, крепкий, попискивает тонко-тонко. По ул..це — сугробы, горы.
. А воздух. — синий, с..ре..бри(тся, ться) пылью, дымный, звездный. С..ды дымятся. Б..резы — белые в..дения.
— Определите тип текста.
— Вставьте пропущенные буквы.
— Подготовьте выразительное чтение отрывка. (Текст есть на каждой парте.)
(Чтение текста вслух.)
— Что в центре внимания писателя?
— Какие предложения по цели высказывания и по интонации использует автор?
— Выполните разбор последнего предложения, выпишите словосочетания, разберите их, сделайте фонетический разбор слова огнями (индивидуальные задания у доски)
— Обратите внимание на описание звезд. Какие слова, выражения показались вам наиболее яркими?
— Какие еще средства выразительности использует автор?
Вывод: Мы проанализировали несколько пейзажей и пейзажных зарисовок. Очень хочется, чтобы и мы с вами научились так же красиво «рисовать» словами, создавать пейзажные зарисовки.
5.Творческая работа (дифференцированное задание)
— Учащиеся выполняют по рядам: подберите определения к словам, составьте словосочетания
иней, снежинка (1-й ряд);
береза, небо (2-й ряд)
снег, тишина (З-й ряд)
— Кто составил словосочетания, составляем предложения.
Вывод: вы подобрали удачные определения к предложенным словам, придумали хорошие предложения. Их вы можете использовать в своих сочинениях.
— О чем мы сегодня говорили на уроке?
— С какими новыми словами познакомились?
VII. Выставление оценок.
VIII . Домашнее задание: написать пейзажную зарисовку на тему: «Иней», «Падающая снежинка», «Тихо в лесу», «Морозный вечер».
Функции пейзажных описаний в художественном произведении
Пейзаж в литературном произведении. материал (9 класс) по теме
Пейзаж — изображение картин природы в литературном произведении.
Неразрывная связь человека с природой всегда волновала художников. Поэтому пейзажу в литературе отводится особое, почетное место.
В литературе пейзаж — одно из важнейших средств раскрытия авторского замысла, которое подчиняется как требованиям литературного направления (романтический пейзаж, сентименталистский пейзаж, натуралистический или символистический пейзаж и т.д.)
или жанра (городской, морской, сельский, индустриальный пейзаж и т.п.),
так и целям автора: раскрыть состояние героя, противопоставить окружающий мир человеческим убеждениям, установить композиционные связи между элементами произведения, отразить загадку природы и ее отчужденность от цивилизации и т.д.
Лирический пейзаж (не связан напрямую с развитием сюжета) | Собственно лирический (выражение чувств автора) Пейзаж настроения (обращение к эмоциям читателя; использование литературных реминисценций) | Метафоричность и гиперболизация. Использование риторических приёмов и ритмизированной прозы. Создает атмосферу, настроение. |
Пейзаж, необходимый для развития действия | Сопровождает развитие внешних событий. Играет роль в духовной жизни персонажей. | |
Пейзаж «самоценный» | Исследовательский подход «натуральной школы» Экзотический пейзаж романтиков | Информативно-познавательная функция. Создание иллюзии достоверности, реальности. |
Пейзаж-символ | Предельно обобщенный пейзаж | Поднятая целина в р-не М.Шолохова |
Вымышленный (фантастический) | Создание вымышленного художественного мира. Сны и иллюзии персонажей | Салтыков-Щедрин, Н.Г. Чернышевский Ф.М. Достоевский |
Пейзаж (по объекту изображения)
а) Необходимый для характеристики персонажа («Подросток» Достоевского)
б)необходим для развития действия
в) Лирический (Москва в «Евгении Онегине»)
г) Вымышленный(«История Одного города»Салтыкова-Щедрина
2) служит одним из средств создания местного колорита;
3) выступает фоном, связанным с местом и временем действия;
4) является формой психологической характеристики, подчёркивает или оттеняет душевное состояние персонажей;
5) является источником философских рассуждений писателя;
6) является призмой и способом видения мира, когда границы между природным и человеческим миром размываются;
7) служит средством характеристики социальных условий жизни;
может приобретать символическое значение.
Пейзаж также часто служил средством характеристики героя и его настроения в определенный момент (например, пейзаж в восприятии Гринева в «Капитанской дочке» Пушкина перед посещением разбойничьего «военного совета» принципиально отличается от пейзажа после этого посещения, когда стало ясно, что пугачевцы Гринева не казнят).
Пейзаж, открывающий повествование, “привязывает” его к определенному месту (России, Италии, городу или деревне) и времени (историческому и природному). Так, пейзаж осуществляет ввод читателя в художественный мир. (“Рудин” Тургенева: “Было тихое летнее утро. Солнце уже давно высоко стояло на чистом небе; но поля еще блестели росой, из давно проснувшейся долины веяло душистой свежестью, и в лесу, еще сыром и не шумном, весело распевали весенние птички…”
Пейзаж в начале произведения создает определенный эмоциональный настрой у
читателя. Иногда пейзаж в начале произведения играет роль экспозиции, намечает
проблематику. Например, 3 глава “Отцы и дети” Тургенева – безотрадная картина пореформенной России.
Cостоит в том, что картина природы помогает в раскрытии внутреннего мира героя, создавая мажорную или минорную эмоциональную атмосферу (иногда контрастную эмоциональному состоянию персонажа).
Так, Тургенев помогает читателю понять, что сильная натура Базарова глубже его поверхностных рационалистических и нигилистических взглядов, сопровождая сцену признания Базарова в любви очарованием “темной ночи”.
В произведениях Толстого пейзаж становится важным компонентом в раскрытии “диалектики души” героев.
Нередко пейзаж выражает авторскую позицию, философские взгляды писателя.
Таков образ высокого неба, открывшегося князю Андрею после ранения в Аустерлицком сражении.
В финале рассказа И.Бунина “Господин из Сан-Франциско” вокруг гигантского корабля бушует вьюга с” траурными от серебряной пены” валами волн и гудящая, “как погребальная месса”. Этот пейзаж выражает мысль Бунина об обреченности современной цивилизации, зашедшей в тупик.
План анализа пейзажа в литературном произведении
1/ Указать место пейзажа в композиции и сюжете произведения.
2/ Определить функцию пейзажа (место и время действия, средство раскрытия психологии героя, выражение авторского миропредставления).
3/ В чьем восприятии дана картина (безличного автора – повествователя, рассказчика, героя), способ соотношения с героем: как окружение или как кругозор.
4/ Степень развернутости или лаконизма, детализированности или обобщенности.
5/ Какова общая эмоциональная (тональность) пейзажа.
6/ Выявить отношение психологизма и изобразительности.
7/ Анализ пространства и времени: картина динамичная или статичная; локальная или замкнутая; цветовые и звуковые детали; детали – лейтмотивы или детали – доминанты.
Пейзаж в сказке
Описание пейзажа в литературе – это изобразительное средство, которое нередко присутствует в сказках. Таинственный дремучий лес, сказочная гора или волшебный ручей встают перед глазами читателя дивными образами. Без этих картин произведение не имело бы ярких волшебных оттенков. Но многие литературоведы полагают, что в сказочном жанре пейзажные описания представлены слабо и не выполняют каких-либо значимых функций. Однако достаточно вспомнить произведения романтика Вильгельма Гауфа. Приключения героев сказки «Холодное сердце» начинается в живописном Шварцвальде. Повествование немецкого автора начинается с изображения ночного леса.
Сказочный пейзаж украшает и произведения русского писателя Павла Бажова. Но все же в этом жанре описание природы имеет исключительно декоративное назначение.
Роль пейзажа в произведении «Белая Гвардия»
Роль пейзажа в раскрытии авторского замысла (по роману Булгакова «Белая гвардия»)
Пошел мелкий снег и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель. В одно мгновение темное небо смешалось с снежным морем. Все исчезло. — Ну, барин,- закричал ямщик,- беда: буран!
А. С. Пу ш к и н. Капитанская дочка
Первый пейзаж, с которым мы встречаемся в романе, — это пейзаж-эпиграф. Это — первые строки романа, начало, которое настраивает нас на определенный род мыслей, создает, определяет атмосферу этого произведения, тревожную и давящую, атмосферу бурана, хаоса, борьбы двух на чал (добра и зла) в жизни, быте людей, в природе, в человеческих душах. Как мне кажется, основной пейзаж здесь все же картина звездного неба. Она появляется в романе дважды: в начале и в конце. Пейзаж звездного неба является началом, основой и одновременно логическим завершением романа. Тем самым автор хочет нам показать вечность поставленной проблемы- круговорот жизни, который не дано избежать никому. Все возвращается на круги своя, а потом начинается вновь. И начало всегда тревожнее, неопределеннее конца. Первое описание звездного неба показывает нам борьбу двух основных сил жизни: добра и зла, мира и войны, любви и ненависти. В звездном небе борются эти силы так же, как они борются в душе каждого из героев.
Начало предвещает противодействие Венеры и Марса, которое мы видим на протяжении всего романа. А в конце описание звездного неба приносит в ною душу мир, покой, У меня появляется надежда на нечто лучшее, вера в победу добра и любви через преодоление смерти и войны, я погружаюсь в атмосферу вечности и справедливости. Последний пейзаж дает ответы на вечные вопросы человечества: «Как жить? К чему стремиться? Что ценить?».
Кроме этих пейзажей, роман наполнен массой других, не менее прекрасных, удивительных и необычных. Почти все пейзажи Булгакова — это психологические пейзажи, которые помогают понять душевное настроение героев, их мысли и чувства. Иногда бывает достаточно одного слова, описывающего состояние природы, чтобы передать настроение героев и автора в данный момент.
Особенно ярко выражаются настроения пейзажей, когда одно и то же место рисуется неодинаково в разных частях романа. Крест Владимира на протяжении всего произведения поднимается над городом, жизнью, вечностью, но всегда разный: «Идут, идут мимо окровавленные тени, бегут видения, растрепанные девичьи и тюрьма, стрельба, и мороз, и полночный крест Владимира». Этот эмоциональный напряженный пейзаж передает атмосферу хаоса, крови, ужаса, царящую в душе Турбина, в окружающей его жизни. Совсем иную атмосферу, другое психологическое состояние создает следующий пейзаж: «Да, был виден туман. Игольчатый мороз, косматые лапы, безлунный, темный, а потом предрассветный снег, за городом в далях маковки синих, усеянных сусальными звездами церквей и не потухавший до рассвета, при ходящего с московского берега Днепра, в бездонной высоте над городом Владимирский крест». Чувство покоя, красоты, доброты наполняет меня.
Какая резкая антитеза двух, казалось бы, одинаковых пейзажей (ведь он описывает одно и то же место)! Все булгаковские пейзажи наполнены этой антитезой (покоя и хаоса). В самом конце все тот же пейзаж несет в себе уже предначертание, предопределение будущего, крест Владимира становится символом вечности, который охраняет этот прекрасный и яростный мир.
Когда я читала роман Булгакова «Белая гвардия», меня поражало и восхищало удивительное разнообразие пейзажей. Они сами по себе являются маленькими литературными произведениями, каждый в своем литературном жанре неповторим, не такой, как другие. Здесь можно найти лирический пейзаж, похожий на добрую, детскую сказку: «В крепком морозе наступил белый, мохнатый декабрь. О, елочный дед наш, сверкающий снегом и счастьем!» Эта зимняя сказка полна домашнего тепла, счастья, света, добра, запаха елей. Она так вся и сверкает, и искрится, и благоухает: такой пейзаж резко контрастирует с дальнейшими событиями романа. А вот пейзаж, который очень похож на былинное повествование: «То не серая туча со змеиным брюхом разливается по городу, то не бурые, мутные реки текут по старым улицам — то сила Петлюры несметная на площадь старой Софии идет на парад». И уже совсем иное настроение создает он у меня. Я вспоминаю старину и понимаю, что проблема, поставленная в этом произведении, тема противостояния мира и войны,- вечна, она жила, живет и будет жить во все времена, пока не исчезнет род человеческий. Такова природа людей; доброе и злое начала будут всегда бороться в них и, следовательно, во всем, что их окружает. Появляется и пейзаж в форме украинской народной песни. Он полон добрых, теплых интонаций.
Благодаря тому, что этот пейзаж написан в такой форме, он воспринимается, чувствуется сердцем, душой, а не разумом. Народная песня близка людям. В противоположность пейзажам, приведенным ранее, появляется резкий, угловатый пейзаж: «Город. Низкое густое небо. Угол. Домики на окраине, редкие шинели». Этой резкостью, остротой, тяжестью автор хочет показать весь ужас, неестественность происходящих событий, доказать, что они противны человеческой сущности.
Все пейзажи Булгакова очень музыкальны. Предугадать музыку булгаковских пейзажей невозможно, настолько она порой бывает неожиданна по своему звучанию: от романса, украинской народной песни, игры гуслей до гимна, марша и просто непонятных надрывных нот. «А звук прошел и в третий раз, и так, что начали с громом отваливаться в печерских домах стекла, и почва шатнулась под ногами». Это музыка хаоса, она отвратительна для человеческого уха.
А вот пейзажи с мерной, однообразной, завывающей музыкой: «Давно уже начало мести с севера, и метет, и метет, и не перестает, и чем дальше, тем хуже». Здесь тоже нет радостных, веселых нот, но это уже мелодия, это уже стройный ряд звуков, который наводит на грустные мысли, но при этом не режет уха. Булгаков описывает в «Белой гвардии» кровавые, жуткие события, и поэтому мажорную музыку здесь можно услышать не часто. Цветовое решение пейзажей похоже на их музыкальное решение. Это в основном пейзажи кроваво-черных, багряных красок на фоне белого, заснеженного Города. Что может быть страшнее яркой крови на белом снегу? Даже солнце, яркое, прекрасное солнце, окрасилось кровью.
Подобрать такие краски, музыкальные тона, настроения, чувства и собрать все это в единую картину, в прекрасный, глубокий пейзаж, психологический пейзаж, несущий в себе мысли и чувства героев и автора, мог только «настоящий мастер». И я со смелостыо могу утверждать, что Булгаков — мастер пейзажа. Пейзаж в романе «Белая гвардия» — это неотъемлемая часть повествования, он является воплощением авторской мысли, помогает понять отношение автора к событиям, героям, определить авторскую позицию.
Проза символистов
Что такое пейзаж в литературе? Определение этому художественному явлению дать непросто. Многие исследователи и сегодня пытаются обобщить это средство выразительности. Роли пейзажа в творчестве отдельных авторов посвящены многие работы. Но закономерности его использования в художественном тексте не выявлены. Каждый художник вводит пейзаж в свое произведение в том объеме, в котором он необходим для воплощения его философских и эстетических идей. В прозе начала прошлого века встречают описания природы, призванные символизировать переживания, судьбу, характер героя.
Примерами символической прозы являются новеллы Томаса Манна. В одной из них – «Смерть в Венеции» – присутствует множество символов. Основной из них – город, охваченный эпидемией. Главный герой оказывается в Венеции, которая, уже исходя из своих природных особенностей, ассоциируется с романтикой и смертью, с радостью и таинственностью. Один из самых легендарных городов в произведении немецкого писателя служит фоном для трагической истории о человеке, охваченном страстью, и во имя ее намеренно идущим на верную гибель.
Пейзаж как средство выражения мыслей автора присутствует также в рассказе Ивана Бунина «Господин из Сан-Франциско». Яркие картины из окна не радуют главного персонажа, потому как он утратил способность радоваться красоте окружающего мира. Природа острова Капри символизирует все то, что упустил господин из Сан-Франциско за свою долгую, но пустую жизнь.
Пейзаж является неотъемлемой частью классической литературы. Понять произведения великих поэтов и писателей без анализа природных описаний невозможно. Именно в них нередко таятся глубинные мысли и идеи авторов.
Природа в повести «Ася» (описание и роль пейзажа)
Природа в повести «Ася» занимает важное место в описании образов, а роль пейзажа является основной. Она имеет особое значение, помогает читателю понять состояние внутреннего мира персонажей и настраивает на нужный лад. Главная тема повести «Ася» – любовь, а показать настоящие чувства человека помогает изображение окружающей его обстановки.
С самого начала своего творчества Иван Сергеевич Тургенев получил славу писателя, тонко чувствующего природу и замечающего все её изменения. Несмотря на общепринятое мнение, что он любил только родную природу, в повести «Ася» изображается необычайная красота Рейна и всей Германии в целом. И.С. Тургенев был мастером описания и мог ярко обрисовать все достоинства даже самого простого пейзажа.
Действие повести начинает развиваться в маленьком городке Германии, находящемся на берегу величественной и красивой реки Рейн. В этом городе нет ничего особенного, но автор изображает его с особым очарованием. Узкие улочки со старинными домами навевают романтические мысли даже таким прагматикам, как господин Н.Н. Описание вечернего города противопоставляется внутреннему состоянию главного героя в начале повести, спокойствие и умиротворённость, царящая под ночным небом, не сочетается с его фальшивыми переживаниями о безответной любви к гордой вдове.
После знакомства главного героя с Асей, изображение пейзажей меняется, становится более нежным и проникновенным. Описание природы переплетается с описанием красоты молодой девушки, покорившей господина Н.Н.
Встречи главных героев не случайно происходят в тех местах, которые напоминают о чужих трагедиях, это даёт им повод задуматься о собственной жизни и чувствах. Природа оказывает значительное влияние на душевное состояние и поведение Аси и её возлюбленного. Изменения вокруг происходят также стремительно, как и меняется настроение девушки. Она очень близка ко всему живому, её любовь автор сравнивает с грозой и неудержимым течением реки, а когда Ася грустит, по её лицу «пробегают тучи».
Господин Н.Н. наоборот признаётся в том, что не умеет ценить красоту окружающего мира, но, тем не менее, всё время замечает даже самые малейшие её проявления: свет луны, звёздное небо, оттенок заходящего солнца. Кроме того, большинство описаний природы в произведении идёт именно от лица повествователя, поэтому с уверенностью можно сказать, что он только старается казаться равнодушным, но на самом деле это не так. Даже Ганин, занимающийся живописью, не замечал столько деталей и значительных мелочей вокруг себя.
И.С. Тургенев в своей повести показывает насколько разные мужчины и женщины, как трудно им друг друга понять. Женщины всегда ближе к природе, ведь они более эмоциональные и душевные натуры. Находясь рядом, Ася и её возлюбленный, видели разный пейзаж – девушка восторгалась лунным сиянием, символизирующим для неё, любовь, а главный герой видел только непроглядную черноту речных волн.
После того, как господин Н.Н. понял, что влюблен в Асю, картины природы уходят на второй план. Всё дело в том, что главный герой ничего не замечает вокруг себя, думаю только о своей возлюбленной. Описание пейзажей появляется вновь только после трагического расставания.
Природа в повести «Ася» способна лечить человеческие души, помогает справиться персонажам с трудностями. Главный герой, устав от многочисленных попыток понять самого себя и свои чувства, идёт в горы. Там он долго гуляет по живописным долинам, любуется величием горных вершин и красотой ясного неба. После своего уединения с природой господин Н.Н. чувствует только радость и лёгкую усталость от долгой прогулки.
Природа и человек в повести «Ася» едины. К любящему человеку она добра, грустит и радуется вместе с ним, всегда находится рядом и при необходимости поддержит. Когда главный герой во время сердечных переживаний, взглянув в небо, не нашёл там покоя, стало понятно, что у этой истории не будет счастливого конца.
Писатель считал, что человек соединён с природой тысячей нитей и ощущает эту связь до конца жизни. И.С. Тургенев в повести «Ася» одним из первых раскрыл трагедию и гармонию связи человека с природой. Пейзаж в повести помогает раскрыть не только характер главных героев, но и понять сам смысл произведения.
Все сочинения по литературе за 7 классКоллектив авторов
2. Пейзаж и его роль в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»
Повесть «Тарас Бульба» — это одно из самых прекрасных поэтических созданий русской художественной литературы. В центре повести Николая Васильевича Гоголя «Тарас Бульба» находится героический образ народа, который борется за справедливость и свою независимость от захватчиков. Никогда еще в русской литературе не отражался так полно и ярко размах народной жизни. Каждый герой повести своеобразен, индивидуален и является составной частью жизни народа.
В своем произведении Гоголь показывает народ не подневольным и покорным, а свободным и гордым, беспощадным к врагам Родины и народа, предателям и изменникам. Герои наделены чувством собственного достоинства, умом, благородством, свободолюбием, способным вытерпеть любые муки во имя Отчизны.
Образ Тараса проникнут суровой и нежной поэзией отцовства. Он является отцом не только для своих сыновей, но и для казаков, которые доверили ему командование. Образ Тараса — один из самых трагичных образов в мировой литературе. Его героическая гибель подтверждает величие борьбы за свободу народа.
В своей повести Николай Васильевич Гоголь не только рассказывает о бесстрашных воинах, но и дает развернутые картины пышной и прекрасной природы. Характерные черты гоголевского мастерства выражены в пейзажных зарисовках. Николай Васильевич Гоголь великолепно живописал природу. «Степь, чем далее, тем становилась прекраснее. Тогда весь юг, все пространство, которое составляет нынешнюю Новороссию, до самого Черного моря, было зеленою девственной пустынею… Ничего в природе не могла быть лучше. Вся поверхность земли представляется зелено-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов…»
Образ степи для писателя — это образ Родины, сильной, могучей и прекрасной. В описании степи и сказалась прежде всего горячая любовь Гоголя к родной земле, вера в ее силу и могущество, восхищение ее красотой и бескрайними просторами. Привольные, безграничные степи помогают понять характер запорожцев, истоки их героизма. В такой степи могут жить только мужественные люди, гордые, сильные, смелые, наделенные широтой души и щедростью сердца. Степь — родина героев, богатырей-запорожцев.
Пейзаж Николая Васильевича Гоголя очень лиричен, проникнут чувством восхищения и поражает богатством красок. Природа помогает читателю полнее понять внутренний мир героев. Когда сыновья Тараса, распрощавшись с опечаленной матерью, покидают родной хутор, Гоголь, вместо того чтобы показать угнетенное настроение путников, ограничивается фразой: «День был серый, зелень сверкала ярко, птицы щебетали как-то вразлад». Мгновенно раскрывается внутренний мир и состояние души героев. Люди расстроены, они не могут сосредоточиться, все окружающее кажется им лишенным единства и гармонии.
Природа живет у Гоголя такой же напряженной и многогранной жизнью, как и его герои.
При описании осады города Дубно перед встречей Андрия со служанкой прекрасной панночки тоже есть пейзажная зарисовка. «Какая-то духота на сердце», которую чувствует юноша, сопоставлена Гоголем с картиной июльской ночи. Однако восхищения ее красотами нет, а есть ощущение тревоги. Рядом с описанием звездного неба возникает вид засыпающего лагеря запорожцев, и «что-то величественное и грозное», оказавшееся «заревом вдали догоравших окрестностей», как бы предупреждает о надвигающихся страшных событиях.
Пейзаж в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» играет немаловажную роль, скупо, но очень точно обрисовывая место действия и настроения героев.
- Что такое рифма 3 класс литературное чтение
- Что такое непродовольственные товары в магазине