Что такое письмо как вид речевой деятельности
Статья на тему Техника письма как вид речевой деятельност
Техника письма как вид речевой деятельности
2. Связь письма с чтением и устной речью.
5. Технология обучения письму.
В обучении русскому языку на письмо играет большую роль. Не являясь целью обучения в школьном курсе оно рассматривается как средство обучения, способствующее более прочному усвоению лексико-грамматического материала, а также совершенствованию навыков в чтении и устной речи. Но чтобы выполнить эту важную роль, именно на начальном этапе и, в частности, на первом году обучения, учащиеся должны усвоить технику письма, научиться писать буквы и овладеть орфографией слов, усвоенных в устной речи и используемых в письменных упражнениях.
Обучения письму является формирование графических и орфографических навыков и умения ими пользоваться при выполнении письменных заданий. Запись устно усвоенного материала рассматривается как учебная деятельность, осуществление которой помогает учащимся в овладении русского языком. Это может быть написание букв алфавита. Перевод звуков речи в графические символы: буквы и буквосочетания, орфографически правильное написание слов, сочетаний слов и предложений; письменное выполнение различных упражнений, способствующих лучшему усвоению учебного материала, необходимого для развития и совершенствования устной речи и чтения на русском языке.
Говоря о навыках, а именно: написать буквы; перевести звуки и звукосочетания в графические символы, написать слово, сочетание слов, письменно ответить на вопросы; составить и написать вопросы к тексту, выписать из текста предложения (части текста), выражающие главные мысли автора.
Письмо помогает фиксировать в памяти графические знаки в силу того, что при письме работают зрительный анализатор (учащийся видит знак, будь то буква, слово, предложение); слуховой анализатор (он соотносит этот знак со звучанием); речедвигательный анализатор (ученик произносит то, что пишет); моторный (рука осуществляет движения, необходимые для написания знака). Все это создает благоприятные условия для запоминания.
поставленных в них задач, таких, как, например, озаглавить смысловые отрезки текста, написать вопросы к тексту, ответить письменно на вопросы, составить план сообщения.
Школьники пишут очень мало, это снижает эффективность выполнения письменных заданий дома. Письмо поможет запечатлеть слово в памяти.
При овладении орфографией учащиеся должны уметь опираться на правила, если слова пишутся по правилам (в виде ключевых слов).
Обучение письму включает: ознакомление и тренировку в написании букв; освоение орфографии слов, которые учащиеся усвоили устно и читают; написание предложений, содержащих усвоенные явления, в целях овладения ими.
Целенаправленное формирование орфографических навыков и их использование при выполнении письменных упражнений для лучшего усвоения правил чтения, лексики, грамматики и устной речи создает благоприятные условия для расширения знаний, формирования навыков и речевых умений в ходе самостоятельной работы в классе и дома.
Нам представляется, что письму следует уделять больше внимания в силу его тесной связи с другими формируемыми речевыми навыками и умениями и благоприятного влияния на них. Кроме того, письменные задания, организуемые
Желательно, чтобы письменные задания были и творческого характера, типа:
Напиши, что ты вчера делал.
Напиши о домашнем животном, которое тебе нравится.
Напиши о времени года которое тебе больше всех нравится.
3-5 предложений. Естественно, давая такого рода задания, учителю следует подсказать, где, на каких страницах учебника ученик может найти нужные слова, сочетания слов, предложения и текст, а также как использовать подстановку, расширение, трансформацию, комбинирование, чтобы написать то, что ему бы хотелось.
Письмо, наконец, следует использовать в качестве средства контроля. Оно позволяет выявлять знания значений слов, грамматических форм, лексических и грамматических навыков в доступной для каждого ученика форме и при малой затрате времени.
Назначение письменных работ мы усматриваем в том, что они должны укреплять в учащемся веру в свои силы в усвоении английского языка, показав ему, что он уже знает, может и умеет, а не лишать его этой веры. А поэтому письменная контрольная работа проводится тогда, когда учитель уверен в том, что учащиеся с ней справятся, что она доставит им радость, показав, чему они научились.
Письменный контроль возможен и для выявления речевых умений, например, закончить предложение; написать предложения, расширив за счет слов, данных в скобках, согласиться или не согласиться со следующими утверждениями и др., написать вопросы к тексту, ответить на вопросы и т.д.
Письмо как вид речевой деятельности
Письмо – это продуктивный вид речевой деятельности, обеспечивающий выражение мысли в письменной форме.
Письмо представляет собой перекодирование создания мысли с мыслительного кода на графический код через устное произношение высказывания перед его записью или внутреннее проговаривание.
| | |
Мыслительный речедвигательный графический
код код код
(внутренняя или
внешняя речь)
Особенности письменной речи
1) Письменная форма речи характеризуется подготовленностью, запланированностью, сознательным выбором средств выражения. Над письменным текстом работа может вестись более или менее длительное время.
2) Письменная речь обычно обращена к отсутствующим. Тот, кто пишет не видит своего читателя, может лишь мысленно представить его себе. На письменную речь не влияет реакция тех, кто ее читает.
3) Письменная речь рассчитана на письменное восприятие. Во время чтения всегда имеется возможность перечитать непонятое место несколько раз, сделать выписки, уточнить значения отдельных слов, проверить по словарям правильность понимания терминов.
Дата добавления: 2016-05-25 ; просмотров: 2147 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Что такое письмо как вид речевой деятельности
Лекция № 1 «Письмо как вид речевой деятельности. Особенности письменной речи и ее коммуникативные возможности»
Цель: Исследовать специфику письма как одного из видов речевой деятельности в коммуникативном аспекте.
Задачи: 1. Определить основные термины и понятия курса. 2. Обозначить аспекты изучения письменной речи. 3. Проанализировать особенности письма с точки зрения выполняемых функций. 4. Сформировать представление о коммуникативных возможностях письменной речи через ее сопоставление с устной речью.
План:
§ 1. Письмо как вид речевой деятельности. Понятие культуры письма. Аспекты изучения письменной речи.
§ 2. Функции письменной речи.
§ 3. Основные термины и понятия курса.
§ 4. Коммуникативные возможности письменной речи в сопоставлении с устной речью.
§ 1. Письмо как вид речевой деятельности. Понятие культуры письма. Аспекты изучения письменной речи.
По подсчетам ученых, человек посвящает разнообразным формам речевой деятельности порядка 70 % своего «жизненного» времени. Основными видами речевой деятельности являются чтение, говорение, слушание, письмо.
Критерий владения основными видами речевой деятельности определяет степень коммуникативной компетенции человека – совокупности знаний, умений, навыков в области вербальных и невербальных средств для адекватного восприятия и отражения действительности в различных ситуациях общения (В.В. Соколова).
Характеристика основных видов речевой деятельности осуществляется с позиций теории деятельности, разработанной в трудах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.А. Леонтьева, А.Р. Лурии, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина и других ученых. В рамках данного подхода функционирование каждого вида речевой деятельности рассматривается комплексно, с учетом различных факторов: характера намерений каждого из участников коммуникации и специфики их взаимоотношений, жанрово-типологической принадлежности текста, стилистических параметров, в целом – коммуникативной стратегии и смысловой программы, определяющих средства и способы достижения определенного коммуникативно-прагматического эффекта в общении. В русле обозначенного подхода под каждым видом речевой деятельности понимается осознанный волевой акт, а не ответное физическое действие в результате автоматической реакции органов чувств и нервной системы на поступивший из окружающей среды сигнал. Вследствие этого в современной исследовательской литературе разводятся понятия «физического процесса, связанного с речью» и «собственно речевой деятельности в разных ее видах». Последнему необходимо обучать, поскольку в речевую деятельность, таким образом понимаемую, человек «сам собой не врастает» (Л.С. Выготский).
Методика исследования письма как вида речевой деятельности предполагает сосредоточение внимания, во-первых, на изучении особенностей письменного речевого поведения отдельной языковой личности и, во-вторых, на анализе текстовой деятельности – специфичной формы коммуникации посредством письменных текстов разной жанрово-стилевой ориентации.
В лингводидактике под языковой личностью понимается человек, способный участвовать в речевой практике. Языковая личность характеризуется не столько тем, что она знает в языке, сколько тем, что она может с языком делать (Г.И. Богин). Задача развития языковой личности предполагает, в частности, совершенствование письменно-речевых способностей высшего уровня, который соотносится со следующими навыками и умениями:
1) целенаправленно создавать письменные тексты разной жанрово-стилевой ориентации, отвечающие прагматическим условиям общения;
2) работать над формированием и совершенствованием индивидуального письменно-речевого стиля, уметь обрабатывать собственный речевой опыт, накопленный в различных сферах и ситуациях общения;
3) редактировать текст с учетом орфографических, пунктуационных, стилистических и других видов норм письменной речи;
4) вырабатывать свободные навыки активной и самостоятельной интерпретации письменного текста;
5) воспринимать и усваивать разные виды информации из письменно-речевых сообщений;
6) обосновывать и понимать психологические процессы, отражающиеся в письменной сфере общения, уметь их прогнозировать и ими управлять.
При этом очевиден факт разделения основных видов речевой деятельности на рецептивные, направленные на восприятие готового речевого сообщения, и продуктивные, предусматривающие работу по созданию собственных текстов. Письмо относится ко второму типу.
Чрезвычайно важной проблема оптимизации речевого развития личности видится с позиций культуры письменной речи. Культура письма входит как составляющая в понятие общей культуры личности и представляет собой умелое и свободное использование письменных языковых средств с учетом соответствующей коммуникативной ситуации.
Письменная речь и письменный текст выступают объектами исследования для многочисленных областей научного знания (истории, философии, психологии и пр.). Перечень наиболее актуальных вопросов лингвистического изучения письменной речи включает ее рассмотрение со следующих позиций:
1) с точки зрения семиотики (учения о знаках) письменная речь анализируется в качестве определенного способа кодировки смысла в знаке. Буква выступает здесь как графический символ, отображающий на письме звук, алфавит – как тип визуальной знаковой системы;
2) графологический аспект предполагает выявление особенностей отражения в почерке психологических свойств пишущего;
3) с позиций нормативистики анализируются нормы письменной речи в их соотношении с нормами устной речи;
4) прагматический подход в исследовании письма основывается на выявлении различных способов его воздействия на адресата;
5) в аспекте теории речевых жанров изучаются жанрово-стилевые особенности письменных текстов;
6) гендерный аспект предполагает «прочтение» письменных текстов с позиций «мужского» и «женского» начал, осмысляемых в качестве определенных концептов культуры;
7) в рамках методологического подхода письменная речь выступает в качестве основного предмета рассмотрения в различных обучающих методиках;
8) юрислингвистика анализирует письменные тексты с точки зрения функционирования в них инвективных (оскорбительных) языковых средств.
Литература:
Бабаева Э.У. К проблеме отождествления личности по признакам письменной речи // Правоведение, 1968. № 6.
Б. де Куртенэ. Об отношении русского письма к русскому языку // Избранные труды по общему языкознанию. М., 1963. Т. 2.
Волков А.А. Грамматология. Семиотика письменной речи. М., 1982.
Гельб И.Э. Опыт изучения письма (Основы грамматологии). М., 1982.
Кирилина А.В. Гендер: лингвистические аспекты. М., 1999.
Лебедева Н.Б. Об аспектах юрислингвистики // Актуальные проблемы филологии. Барнаул, 1998.
Моргенштерн И.Ф. Психографология: Наука об определении внутреннего мира человека по его почерку. М., 1994.
Мучник Б.С. Культура письменной речи. М., 1996.
Нефедова Н.В. Основы культуры речи: Учебное пособие. Новочеркасск, 2000.
Осипов Б.И. Основные этапы истории русского письма // Язык и письмо. Волгоград, 1988.
Вопросы для самопроверки:
1. Какое место среди основных видов речевой деятельности занимает письмо? Сравните Вашу точку зрения с мнением некоторых исследователей (в частности, Маделин Беркли-Ален) о следующем процентном соотношении между разными видами речевой деятельности: слушание – 40%, говорение – 35%, чтение – 16%, письмо – 9%. Попытайтесь прокомментировать эти количественные данные.
3. Как взаимосвязаны между собой все разновидности речевой деятельности?
4. В какой последовательности человек овладевает видами речевой деятельности?
5. Охарактеризуйте особенности письменно-речевой деятельности с позиций коммуникативного подхода, ориентируясь на актуальность тех или иных факторов текстообразования.
6. Расскажите о нормативном, коммуникативном и этическом аспектах культуры письменной речи.
7. Каковы лингвистические и экстралингвистические факторы, делающие речь человека грамотной?
8. Как соотносятся понятия «культура письменной речи» и «речевой этикет»?
§ 2. Функции письменной речи.
Велика роль письма в жизни языка, нации, отдельного человека. Перечень ключевых функций письменной речи таков:
1. Поскольку литературный язык восточных славян возникает именно в письменной своей разновидности, можно утверждать, что состояние системы письма и письменности в целом выступает критерием развития литературного языка.
2. Письменная речь является особой формой порождения и обозначения мысли, «вербализованной версией ментального представления события» (В. Дейк).
3. Письменные тексты (деловые записи, переписка, берестяные грамоты, летописи и пр.) – материал, имеющий историческую значимость, это своеобразные документы эпохи.
4. Для всех письменных текстов характерна коммуникативная функция.
5. Письмо выступает как мощное средство обучения языку.
6. Письменно-речевая деятельность способствует обобщению и передаче человеческого опыта, ей свойственна функция средства развития культурного сознания цивилизации. С этих позиций видится целесообразным рассмотрение феномена письменной ментальности эпохи – отражения на письме специфичных черт определенной исторической эпохи и национального менталитета.
Литература:
Горшков А.И. Теория и история русского литературного языка. М., 1984.
Зиндер Л.Р. Очерк общей теории письма. М., 1987.
Педагогическое речеведение: Словарь-справочник. Издание 2-ое / Под ред. Т.А. Ладыженской и А.К. Михальской. М., 1998.
Фридрих И. История письма. М., 1979.
Щерба Л.В. Теория русского письма. М., 1983.
Вопросы для самопроверки:
1. Какова роль письменности в человеческой культуре?
2. Какова причина появления такого жанра письменной речи, как дневник? Приведите примеры современных модификаций этого жанра.
3. Какая разновидность литературно-художественного творчества не имеет в качестве первичной формы своего существования письменную?
4. Расскажите о чертах письменной ментальности эпохи Петра I. Какими лингвистическими и экстралингвистическими факторами они мотивированы?
5. Какова роль технического прогресса в процессе развития письма и письменности?
6. Приведите примеры ситуаций общения, в которых доминировала бы какая-либо одна из функций письменной речи.
§ 3. Основные термины и понятия курса.
Письмо – 1) вид речевой деятельности; 2) знаковая система, отображающая письменную речь; 3) жанр письменного текста.
Письменная речь – особая форма порождения и обозначения мысли; речь, изображенная на бумаге или другом материальном носителе при помощи системы специальных графических знаков (знаков письменности).
Письменный текст – продукт реализации письменной речи, имеющий определенную жанрово – стилевую природу.
Письменная форма коммуникации – особая, опосредованная через текст, форма общения между людьми, отличающаяся дистанцированным (во времени и пространстве) характером контакта между автором и адресатом, отсутствием невербального компонента в общении, наличием особой системы средств выражения.
Письменность – 1) совокупность письменных средств общения, складывающихся из системы графики, алфавита и орфографии какого-либо языка; 2) совокупность письменных памятников какого-либо народа, какой-либо эпохи.
Литература:
Земская Е.А. Письменная речь // Русский язык: Энциклопедия. М., 1998.
Дьяконов И.М. Письмо // Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990.
Потапов В.В. Краткий лингвистический справочник. Языки и письменность. М., 1994.
Стилистический энциклопедический словарь русского языка / Под ред. М.Н. Кожиной. М., 2003.
Вопросы для самопроверки:
1. Дайте характеристику эпистолярному жанру «дружеское письмо» с учетом специфики письменной сферы коммуникации.
2. Каким образом «восполняется» нехватка невербальных средств общения при письменном контакте?
3. Насколько важен при письменном общении фактор пресуппозиции (дотекстовых знаний о ситуации общения)?
4. Объясните причину существования в старину на Руси письмовников – сборников образцов для составления писем. Как проявляется фактор отсутствия непосредственного контакта между коммуникантами в современных написанных и напечатанных текстах разных жанров и стилей?
5. Древние письменные знаки, буквы называются «письменами» (например, «рунические письмена», «древние славянские письмена» и пр.). В чем их значимость?
§ 4. Коммуникативные возможности письменной речи в сопоставлении с устной.
Русский литературный язык существует в устной и письменной формах. Каждая из них имеет свою специфику и отличается системой средств выражения, характером адресатной направленности, определенными способами восприятия. Различия письменной и устной форм речи обусловлены следующими факторами:
1. Устная речь – произносимая, звучащая, слышимая, передаваемая звуками (акустическим кодом). Письменная речь – видимая, передаваемая посредством букв (графического кода).
2. В условиях устного общения происходит визуально-слуховой контакт коммуникантов. В процессе письма становится задействованным визуально-моторный аппарат.
3. Письменная и устная формы речи характеризуются различными видами норм: к устной речи предъявляются, прежде всего, орфоэпические требования, к письменной речи – орфографические, пунктуационные, каллиграфические.
4. В устной сфере общения, как правило, имеет место непосредственная форма контакта между коммуникантами. В письменной сфере коммуникации автор текста и его адресат разделены временными и пространственными параметрами. Это затрудняет установление контакта, поэтому автор письменного текста должен стремиться в максимальной степени усовершенствовать текст, чтобы быть понятым.
5. Использование письменной формы выражения мыслей означает возможность продумывания речи, говорящий же вынужден мыслить и говорить одновременно. Письменный текст можно подвергнуть литературному редактированию – процессу адаптации к нормам письменной речи.
Данными различиями обусловлены коммуникативные возможности устной и письменной форм речи – потенциальные способности, репрезентируемые в коммуникации.
Устная речь представлена богатым выбором интонационных средств, включая мелодику речи, логическое ударение, громкость, четкость произношения, паузы. Необходимо учитывать также присутствие в устной сфере коммуникации невербальных способов передачи информации. В письменной речи интонацию заменяют знаки препинания, но они не отражают в полной мере всего разнообразия речи, поскольку система знаков препинания в русском языке основана на передаче синтаксической, а не интонационной структуры фразы. Поэтому в письменной речи интонация подсказывается расположением слов, учетом их смысла, использованием частиц (Ср.: Он приехал – ударным может быть любое слово; Даже он приехал – ударным может быть только слово он). Но задуманная автором и воспроизведенная на письме интонация далеко не всегда совпадают, о чем свидетельствуют различия в чтении одного и того же текста разными людьми, даже мастерами слова. В устной речи интонация служит языковым средством передачи смысла, в сфере письменной коммуникации она может быть только производным, несамостоятельным явлением.
Отчасти в письменной сфере коммуникации «берут» на себя роль невербалики графические средства (кавычки, прописная буква, размер шрифта и пр.), начиная выполнять смыслообразующую функцию.
Литература:
Амирова Т.А. Функциональная взаимосвязь письменного и звучащего языка. М., 1985.
Культура русской речи: Учебник для вузов / Отв. ред. Л.К. Граудина, Б.Н. Ширяев. М., 1998.
Лаптева О.А. О языковых основаниях выделения и разграничения разновидностей современного русского литературного языка // Вопросы языкознания, 1984, № 6.
Мучник Б.С. Письменная передача мыслей. Алма – Ата, 1979.
Сиротинина О.Б. Что и зачем нужно знать учителю о русской разговорной речи. М., 1996.
Эльконин Д.Б. Развитие устной и письменной речи учащихся / Под ред. В.В. Давыдова, Т.А. Нежновой. М., 1998.
Письмо как вид речевой деятельности
ОБУЧЕНИЕ ПИСЬМУ
На этой лекции вы узнаете:
· О письме как цели и средстве обучения
· Каковы требования в области письма примерной программы нового Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения на ИЯ начального общего образования, среднего общего образования, полного общего образования* и профильного образования**, а также требования Европейского стандарта
· О письме как виде речевой деятельности и его особенностях
· О письме как умении. Навыки групп А и Б. Запись
· О письме как процессе
· О письме как продукте
· О подходах к обучению письму
· О содержании обучения письму. Трудности. Комплекс упражнений по обучению графике, орфографии. Написание различных письменных текстов
· О письме как средстве контроля знаний, умений и навыков
· О специфике обучения письму на профильном уровне
* В процессе разработки
** В процессе разработки
Что такое письмо?
В лингвистике под письмом понимается графическая система как одна из форм плана выражения. В языкознании – это система знаков, присущих тому или иному языку с целью кодирования информации для осуществления общения. В методике под письмом понимается овладение графической и орфографической системами ИЯ для фиксации языкового и речевого материал в целях его лучшего запоминания и в качестве помощника в устной речи и общении.
На протяжении всей истории роль письма как отдельного вида речевой деятельности не признавалась. В автономии письму отказывали такие известные ученые как Бодуэн де Куртэнэ и Фердинанд де Соссюр. Г.В. Беляев (1965) даже назвал письменную речь не чем иным как «фиксированную особым образом устную речь». М.В. Ляховицкий и А.А. Миролюбов (1982) указывали, что письмо и письменная речь в силу их меньшей распространенности должны выступать лишь средством обучения ИЯ. За все это Е.И. Пассов назвал письмо «Золушкой методики», и в настоящее время все больше методистов считают, что письменная речь должна занять более достойное место в процессе обучения ИЯ.
Цели обучения письму
Современные методисты, однако, считают, что обучение письменной речи нельзя считать задачей в условиях школы, но, главным образом, средством обучения чтению и говорению. Что касается письма как цели, то единственной целью, с точки зрения коммуникативного подхода, является развитие умения фиксировать собственную речь в коммуникативных целях.
Образовательные стандарты
В соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом (ФГОС) второго поколения начального общего образования в области чтения выпускники начальной школы ДОЛЖНЫ:
· овладеть техникой письма;
· писать с опорой на образец поздравление с праздником и короткое личное письмо.
В соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом (ФГОС) второго поколения основного общего образования (5-9 классы) в области письма выпускники основной школы ДОЛЖНЫ:
· заполнять анкеты и формуляры; писать поздравления, личные письма с опорой на образец: расспрашивать адресата о его жизни и делах, сообщать то же о себе, выражать благодарность, просьбу, употребляя формулы речевого этикета, принятые в странах изучаемого языка.
По новым ФГОС – в процессе разработки
На профильном уровне это также умение «писать тезисы, рефераты, обзоры прочитанного/ прослушанного/просмотренного/, использовать письменную речь на ИЯ в ходе проектно-исследовательской работы», в том числе в русле выбранного профиля. Это также развитие профильно-ориентированных умений письменного перевода.
Уровень выживания европейского стандарта А1 – это умение написать короткую почтовую открытку и заполнить формуляр в гостинице, уровень совершенства С3 – это умение писать сложные письма, отчеты, статьи; письменное изложение содержания и критики профессиональных или художественных литературных произведений.
Письмо как процесс
Важным является понимание письма как процесса, потому что от этого, в свою очередь, зависит понимание того, чему, как и когда учить. Длительное время в школе начинали обучение, следуя принципу устной основы. При этом при переходе к письму учащиеся испытывали серьезные затруднения.
Л.С. Выготский считал, что если «внешняя речь стоит в развитии перед внутренней, то письменная речь, то письменная речь стоит после внутренней, предполагая ее наличие».
Внешняя речь состоит из четырех компонентов: слухового, речедвигательного, зрительного и моторно-графического. Зависимость внутренней речи от внешней такова: речедвигательный компонент появляется в результате говорения, зрительный – в результате чтения, моторно-графический – в результате работы руки. Все компоненты тесно между собой связаны, и выпадение хотя бы одного из них сказывается на качестве внешней речи, а значит и внутренней. Поэтому учить надо параллельно всем четырем видам речевой деятельности.
Письмо как продукт
Письмо как продукт – это графическая система (графика и орфография) и сам процесс и результат выражения мыслей в графической форме: личное и деловое письмо, биография, резюме, эссе и т.п..
Подходы к обучению письму
1. Директивный (формально-языковой подход). В ходе овладения языком письмо служит средством формирования навыков и контроля достижения в других видах речевой деятельности.
Данный подход эффективен: на начальном этапе обучения ИЯ, при обучении младших школьников, которые только начинают овладевать навыками и умениями в письменной речи; параллельно с другими подходами.
Возможны следующие формы проверки письменных работ на уроках ИЯ:
· преподаватель подчеркивает ошибки и просит учеников самостоятельно их исправить;
· преподаватель пишет количество ошибок, а ученики сами их находят, классифицируют (грамматические, лексические, орфографические) и вспоминают правила;
· с помощью «ключа» ученики сами исправляют ошибки, классифицируют их и вспоминают правила.
Например, в диктанте, работа оценивается на «удовлетворительно», если правильно выполнены 60% заданий, на «отлично», если 100% заданий.
В состав современных УМК входят рабочие тетради, которые позволяют использовать письмо как средство контроля и самоконтроля за процессом обучения.
2. Лингвистический (формально-структурный) подход. Основной признак: жесткое управление с помощью большого количества рецептивно-репродуктивных упражнений.
Целью обучения является продукция текстов на основе образцов. Через анализ изучаются признаки хорошего текста, затем пишутся собственные.
Такие тексты оцениваются по следующим критериям:
1) содержательная сторона: соответствие теме высказывания, решение коммуникативной задачи, стилистическое соответствие;
2) формальная сторона: соблюдение норм грамматики, орфографии, пунктуации.
Основным критерием при оценке письменных работ на ИЯ является решение коммуникативных задач. За каждую из коммуникативных задач (высказать свое мнение, согласиться и т.п.) ставится 2 балла. За правильное, соответствующее нормам данной культуры – 1 балл, за стилистическое оформление текста: вариативность и соответствие используемых лексических единиц и синтаксических структур – 1 балл.
Критерии оценки и количество баллов – результат договора между учителем и учениками.
Содержание обучения письму
На начальном этапе, впрочем, как и на последующих, обучение письму идет в тесной связи с обучением чтению. Устанавливаются фонемно-графемные связи. В современных учебных программах принят полупечатный, полупрописной шрифт. Поэтому прописям сегодня не учат. Чему тогда учить на начальном этапе?
· Узнавать буквы и передаваемые ими звуки, называть их и различать.
· Правильно писать буквы.
· Правильно соединять буквы в слова.
Обучение графике
Алгоритм действий состоит в следующем:
1) учитель знакомит учащихся с буквой, какие звуки она может передавать, в каких словах;
2) учащиеся знакомятся с написанием буквы;
3) затем пишут заглавную и строчную буквы, сначала обводя контуры по точкам, потом свободно.
Упражнения:
1. Определить: какие буквы можно перепутать на РЯ и ИЯ и почему; какие буквы пишутся одинаково на РЯ и ИЯ; каких букв нет в РЯ и т.д.
2. Написать буквы под диктовку: строчную и прописную; только строчную или только прописную; писать первую букву перечисляемых слов и т.д.
3. Узнать буквы, написанные в воздухе рукой. Игра «Отгадай-ка».
4. Закончить написание буквы, начатой учителем.
5. Контрольное списывание букв с доски.
6. Самодиктанты. Списывание с доски или учебника, проверка себя и выставление себе оценки.
Обучение орфографии
Главная трудность в английском языке состоит в том, что формы написания многих слов соответствуют историческим произносительным нормам. Поэтому обучение орфографии в английском языке базируется на правилах чтения по типам слогов и буквосочетаний.
Упражнения:
2. Группировка слов на основе фонемных соответствий. В списке слов найдите слова, которые имеют фонемы… и впишите их в соответствующие группы.
3. Группировка слов по графемным соответствиям. Среди данных слов найдите те, в которых будут следующие буквосочетания: ou, oo, aw, ow, etc.
4. Вставить пропущенные буквы.
5. Закончить начатые слова.
6. Найти ошибки в данных словах.
8. Зрительный диктант/самодиктант.
9. Словарный диктант/контрольный диктант.
Обучение письменной речи
Как писать личный дневник?
Учащимся предлагается список тем, из которых они могут выбрать любую. Каждая запись в дневнике предваряется датой, записи ведутся ежедневно на заданную тему.
Список тем: «Вещи, которые меня радуют (сердят, делают счастливым)», «Домашние животные», «Подслушанные разговоры», «Звуки природы» и т.п..
На следующем этапе можно предложить темы посложнее: написать рассказ, стихотворение, статью.
Как описать объект?
Например, фрукты, дерево, стул и т.п. Описание можно сделать в трех вариантах:
1. Опишите один из объектов. Пусть ваши товарищи догадаются по описанию, что это.
2. Сделайте описание объекта для своей научной статьи.
3. Напишите рассказ о приключениях вашего объекта.
Как написать резюме?
Резюме – это конспект лекции, книги и т.п. Это – выделение главных мыслей, и хорошее резюме дает представление о том, о чем была лекция, книга и т.п.
Алгоритм резюмирования состоит в следующем:
4. Внимательно прочитайте задание. Вам надо только резюмировать текст или также интерпретировать его? Уточните, краткое это резюме или просто резюме. Обычное резюме составляет ¼ часть от текста оригинала.
5. Бегло прочитайте текст с охватом общего содержания (первое прочтение).
6. Прочитайте текст во второй раз. Попытайтесь понять главную цель автора: проинформировать, убедить, доказать, развлечь и т.п. Подчеркните основные мысли. Сделайте карандашом пометки на полях, чтобы подытожить главные мысли абзаца в нескольких словах.
7. Обратите внимание, сколько места выделяет автор тому или иному вопросу. Если одному вопросу выделяется 2 страницы, а другому – 2 абзаца, это значит, что автор придает большее значение первому вопросу. Это следует учитывать при составлении резюме.
8. Напишите черновик своего резюме, назвав автора и его книгу или статью, а также издание, в котором она опубликована. Если говорится о книге, следует сказать несколько слов и об авторе.
9. Основное содержание резюме включает главные пункты статьи или книги, и если позволяет пространство, также некоторые примеры и факты, доказывающие эти идеи. Заключение статьи должно совпадать с заключением вашего резюме.
10. Опустите второстепенные детали.
11. Если вы хотите передать дух статьи или книги, включите цитату: полную или сокращенную.
13. Резюме можно еще больше сократить, но не в ущерб логике изложения и ясности языка.
Как написать аннотацию?
Аннотация – это краткая характеристика работы, содержащая перечень основных вопросов. Аннотации могут быть по объему от 50 до 400 слов в зависимости от сложности материала и требований конкретного издания. В структуру аннотации входят: актуальность, постановка проблемы, пути решения, результаты и выводы.
Как написать рецензию?
Рецензия – это письменный анализ статьи ли книги. Алгоритм рецензирования состоит в следующем:
Как написать сочинение?
Методы организации состоят в следующем:
1. Текст четко структурируется на абзацы.
2. В вводном абзаце дается главный тезис, который необходимо доказать.
3. Абзацы основного содержания развивают главный тезис.
4. Заключение подтверждает или опровергает тезис, заявленный в начале, но другими словами и коротко.
5. Между абзацами часто используются слова-связки.
6. В главном предложении абзаца высказывается главная мысль.
7. Главное предложение абзаца может находиться в любой его части.
ОБУЧЕНИЕ ПИСЬМУ
На этой лекции вы узнаете:
· О письме как цели и средстве обучения
· Каковы требования в области письма примерной программы нового Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения на ИЯ начального общего образования, среднего общего образования, полного общего образования* и профильного образования**, а также требования Европейского стандарта
· О письме как виде речевой деятельности и его особенностях
· О письме как умении. Навыки групп А и Б. Запись
· О письме как процессе
· О письме как продукте
· О подходах к обучению письму
· О содержании обучения письму. Трудности. Комплекс упражнений по обучению графике, орфографии. Написание различных письменных текстов
· О письме как средстве контроля знаний, умений и навыков
· О специфике обучения письму на профильном уровне
* В процессе разработки
** В процессе разработки
Что такое письмо?
В лингвистике под письмом понимается графическая система как одна из форм плана выражения. В языкознании – это система знаков, присущих тому или иному языку с целью кодирования информации для осуществления общения. В методике под письмом понимается овладение графической и орфографической системами ИЯ для фиксации языкового и речевого материал в целях его лучшего запоминания и в качестве помощника в устной речи и общении.
На протяжении всей истории роль письма как отдельного вида речевой деятельности не признавалась. В автономии письму отказывали такие известные ученые как Бодуэн де Куртэнэ и Фердинанд де Соссюр. Г.В. Беляев (1965) даже назвал письменную речь не чем иным как «фиксированную особым образом устную речь». М.В. Ляховицкий и А.А. Миролюбов (1982) указывали, что письмо и письменная речь в силу их меньшей распространенности должны выступать лишь средством обучения ИЯ. За все это Е.И. Пассов назвал письмо «Золушкой методики», и в настоящее время все больше методистов считают, что письменная речь должна занять более достойное место в процессе обучения ИЯ.
Цели обучения письму
Современные методисты, однако, считают, что обучение письменной речи нельзя считать задачей в условиях школы, но, главным образом, средством обучения чтению и говорению. Что касается письма как цели, то единственной целью, с точки зрения коммуникативного подхода, является развитие умения фиксировать собственную речь в коммуникативных целях.
Образовательные стандарты
В соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом (ФГОС) второго поколения начального общего образования в области чтения выпускники начальной школы ДОЛЖНЫ:
· овладеть техникой письма;
· писать с опорой на образец поздравление с праздником и короткое личное письмо.
В соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом (ФГОС) второго поколения основного общего образования (5-9 классы) в области письма выпускники основной школы ДОЛЖНЫ:
· заполнять анкеты и формуляры; писать поздравления, личные письма с опорой на образец: расспрашивать адресата о его жизни и делах, сообщать то же о себе, выражать благодарность, просьбу, употребляя формулы речевого этикета, принятые в странах изучаемого языка.
По новым ФГОС – в процессе разработки
На профильном уровне это также умение «писать тезисы, рефераты, обзоры прочитанного/ прослушанного/просмотренного/, использовать письменную речь на ИЯ в ходе проектно-исследовательской работы», в том числе в русле выбранного профиля. Это также развитие профильно-ориентированных умений письменного перевода.
Уровень выживания европейского стандарта А1 – это умение написать короткую почтовую открытку и заполнить формуляр в гостинице, уровень совершенства С3 – это умение писать сложные письма, отчеты, статьи; письменное изложение содержания и критики профессиональных или художественных литературных произведений.
Письмо как вид речевой деятельности
Письмо как вид речевой деятельности основано на умении писать. В него входят 4 группы навыков:
1) навыки начертания знаков письма (т.к. каллиграфия);
2) навыки правильного перекодирования звуков речи в адекватные графические знаки речи (т.е. орфография);
3) навыки построения письменного высказывания (т.е. композиция);
4) лексические и грамматические навыки письма.
Навыки первой и второй групп называются техникой письма (навыки группы А), а навыки третьей и четвертой групп – это продуктивная письменная речь с присущими ей особенностями: полнота, логическая развернутость, лексическое разнообразие, грамматическая нормативность.
Оба уровня можно использовать в качестве цели и средства обучения.
Между уровнями А и Б нет четкой границы, разделение носит методический характер с целью ответа на вопрос: чему учить?
Письмо как процесс
Важным является понимание письма как процесса, потому что от этого, в свою очередь, зависит понимание того, чему, как и когда учить. Длительное время в школе начинали обучение, следуя принципу устной основы. При этом при переходе к письму учащиеся испытывали серьезные затруднения.
Л.С. Выготский считал, что если «внешняя речь стоит в развитии перед внутренней, то письменная речь, то письменная речь стоит после внутренней, предполагая ее наличие».
Внешняя речь состоит из четырех компонентов: слухового, речедвигательного, зрительного и моторно-графического. Зависимость внутренней речи от внешней такова: речедвигательный компонент появляется в результате говорения, зрительный – в результате чтения, моторно-графический – в результате работы руки. Все компоненты тесно между собой связаны, и выпадение хотя бы одного из них сказывается на качестве внешней речи, а значит и внутренней. Поэтому учить надо параллельно всем четырем видам речевой деятельности.
Письмо как продукт
Письмо как продукт – это графическая система (графика и орфография) и сам процесс и результат выражения мыслей в графической форме: личное и деловое письмо, биография, резюме, эссе и т.п..
Подходы к обучению письму
1. Директивный (формально-языковой подход). В ходе овладения языком письмо служит средством формирования навыков и контроля достижения в других видах речевой деятельности.
Данный подход эффективен: на начальном этапе обучения ИЯ, при обучении младших школьников, которые только начинают овладевать навыками и умениями в письменной речи; параллельно с другими подходами.
Возможны следующие формы проверки письменных работ на уроках ИЯ:
· преподаватель подчеркивает ошибки и просит учеников самостоятельно их исправить;
· преподаватель пишет количество ошибок, а ученики сами их находят, классифицируют (грамматические, лексические, орфографические) и вспоминают правила;
· с помощью «ключа» ученики сами исправляют ошибки, классифицируют их и вспоминают правила.
Например, в диктанте, работа оценивается на «удовлетворительно», если правильно выполнены 60% заданий, на «отлично», если 100% заданий.
В состав современных УМК входят рабочие тетради, которые позволяют использовать письмо как средство контроля и самоконтроля за процессом обучения.
2. Лингвистический (формально-структурный) подход. Основной признак: жесткое управление с помощью большого количества рецептивно-репродуктивных упражнений.
Целью обучения является продукция текстов на основе образцов. Через анализ изучаются признаки хорошего текста, затем пишутся собственные.
Такие тексты оцениваются по следующим критериям:
1) содержательная сторона: соответствие теме высказывания, решение коммуникативной задачи, стилистическое соответствие;
2) формальная сторона: соблюдение норм грамматики, орфографии, пунктуации.
Основным критерием при оценке письменных работ на ИЯ является решение коммуникативных задач. За каждую из коммуникативных задач (высказать свое мнение, согласиться и т.п.) ставится 2 балла. За правильное, соответствующее нормам данной культуры – 1 балл, за стилистическое оформление текста: вариативность и соответствие используемых лексических единиц и синтаксических структур – 1 балл.
Критерии оценки и количество баллов – результат договора между учителем и учениками.