Что такое письмо в литературе

Эпистолярный жанр — что это такое простыми словами

Что такое письмо в литературе. Смотреть фото Что такое письмо в литературе. Смотреть картинку Что такое письмо в литературе. Картинка про Что такое письмо в литературе. Фото Что такое письмо в литературе

Простая статья об эпистолярном жанре

Основные стили речи крайне редко вызывают у пользователей затруднения. К ним относят разговорный, официально-деловой, научный, художественный, реже упоминают церковно-религиозный (конфессиональный) стиль. Больше затруднений вызывает эпистолярная форма речи. Во-первых, не так просто понять, что термин подразумевает. Во-вторых, затруднение при разъяснении вызывает тот факт, что эпистолярный стиль способен вмещать речевые обороты других форм общения. Зачастую, это официально деловой и/или разговорный. Попробуем разобрать детальнее.

Что такое эпистолярный жанр?

Зародилась такая форма общения еще в Древней Греции, поэтому название имеет греческие корни. «Эпистола» означает «письмо». Используется стиль в любых манерах написания, именно поэтому он сочетает в себе обороты различных стилей. Допустим, если написанное адресуется работодателю, главным образом оно будет характеризоваться деловой манерой общения. Если же письмо предназначено приятелю или близкому человеку, эпистолярный стиль будет вмещать слова эмоциональной окраски, шутки, упрощения. При этом, построение предложений станет более свободным, текст не будет придержан нормативам написания и наверняка адресат применит несколько стилей.

Таким, образом, эпистолярный стиль – комплекс нормативов написания как деловых бумаг, так и произведений литературы. Используется он не только в художественных работах, но и в публицистических. Читаемая вами статья изложена именно в этом стиле, так как присутствует личное обращение.

Что такое письмо в литературе. Смотреть фото Что такое письмо в литературе. Смотреть картинку Что такое письмо в литературе. Картинка про Что такое письмо в литературе. Фото Что такое письмо в литературе

Понимание эпистолярного стиля и его роль в разные века

В различный временной период трактовка формы речи менялась в зависимости от возложенной функции. Общая картина выглядит следующим образом:

Как уже было сказано, возник данный способ общения еще до нашей эры. В Греции его использовали в основном философы и жители, которые занимались образованием населения. Чтобы передавать приобретённые познания, научные деятели выкладывали информацию в форме писем. При этом, хранились данные не только о проведённых исследованиях, но и о размышлениях людей. Если изучение окружающего мира зачастую выкладывалось в форме описания, то внутренней опыт передавался как личное обращение. Адресантами могли быть ученики, жители, посетившие философа, иногда собеседник был воображаемым.

Такая манера письма к нам дошла из работ Аристотеля. Сюда также приписывают его учителя — Платона. Однако это ошибочно, ведь философ обучал желающих только в устной форме и никогда не делал записей. Кроме Аристотеля, письменная речь использовалась Эпикуром. Одна из его рукописей была адресована Геродоту, вторая – Менекею, третья – Пифоклу.

Наше время

Философские творения были сделаны в свободной форме. Смысловая нагрузка нередко передавалась в сочетании с эмоциональным напряжением, а само письмо имело интимный характер. Существенные изменения потерпел стиль с появлением дидактики. Это раздел педагогической науки, что занимается методами образования. Дидактика возникла в 16-17 веке. С ее появлением элементы письма стали вмещать некоторые нормативы. В обязательном порядке адресаты стали придерживаться структуры написания:

Некоторые нормативы существовали уже в Киевской Руси. Правила написания писем излагались в берестяных грамотах, а после в специальных «письмовиках».

Эмоциональную окраску письма приобрели благодаря французам. Здешние писатели в большей степени описывали чувства и переживания героев, нежели происходящие с ними события и их размышления. Прозаические письма писал Венсан Вуатюр, Оноре де Бальзак. В Англии в эпистолярном стиле работал Чарльз Диккенс, Вальтер Скотт, Джон Локк. В английских прозах стиль чаще отображен во введении, нежели в основной работе писателя.

Среди русских писателей известны работы Ф. Достоевского «Записки из подполья», Н. Бердяева «Самопознание», Н. Карамзина «Письма русского путешественника», А. Пушкина «Роман в письмах». Также в эпистолярном стиле работал Н. Гоголь, И. Тургенев.

На сегодня письменная форма общения осуществляется посредству социальных сетей и официальных писем, отправленных электронной почтой.

Источник

Эпистолярный жанр

Что такое письмо в литературе. Смотреть фото Что такое письмо в литературе. Смотреть картинку Что такое письмо в литературе. Картинка про Что такое письмо в литературе. Фото Что такое письмо в литературе

Название этого жанра происходит от греческого слова epictole — письмо. Эпистолярный жанр отличается весьма специфическим стилем речи, который ориентирован на адресата. В некоторых случаях адресат может быть вымышленным, но он есть всегда. Именно наличие адресата отличает произведения эпистолярного жанра от различных дневников, мемуаров и записок. В статье вкратце освещена история появления и развития эпистолярного жанра, использование его в литературе, приведены особенности. Сохранилась ли потребность в написании писем в век активного развития цифровых технологий? Прочитайте рекомендации по составлению делового письма, как современного представителя этого жанра.

История эпистолярного жанра

Эпистолярный жанр зародился в античные времена. Изначально он не имел ничего общего с художественной прозой и не выходил за рамки простого обмена важной информацией. Cо временем возможности жанра становились шире, в нём всё отчётливее стали проступать элементы публицистики и дидактики. Именно эти черты видны в самых древних образцах античной эпистолографии — в письмах Платона и Аристотеля. В них содержались ценные философские размышления о морали и способах управления государством.

Затем пришла очередь так называемой поучительной эпистолографии Эпикура. Все свои философские воззрения этот мыслитель представил в трёх письмах, получателями которых были Менекей, Пифокл и Геродот. Однако со временем «поучительность» из писем стала исчезать. Они становятся сухими, пространные размышления в них уступают место простому перечислению фактов, уделяя больше внимания конкретным событиям.

Далее на историческую сцену выходит риторика, создавшая богатый набор формальных правил и штампов письменной речи. Изучающие эту дисциплину должны были уметь составлять письма на заданную тему от имени заданного лица. В результате возникла так называемая литература фиктивного письма. Риторика формализовала письма, превратив их в особую разновидность словесного искусства. Можно сказать, в эти времена эпистолярный жанр приобрёл многие условности, характерные в том числе и для современности.

Своей стилистикой письма отличались от устной речи. От ораторских речей они отличались своей краткостью, от научной прозы — повышенной эмоциональностью и фамильярностью. Эти черты эпистолярного жанра, сформированные ещё в античные времена, присутствуют в нём и сегодня.

Эпистолярный жанр в литературе

Что такое письмо в литературе. Смотреть фото Что такое письмо в литературе. Смотреть картинку Что такое письмо в литературе. Картинка про Что такое письмо в литературе. Фото Что такое письмо в литературе

Самые ранние образцы эпистолярной литературы возникли в Европе. Особенно в этом жанре преуспели французы. Их стиль отличался искренностью и неподдельной простотой. Чтобы убедиться в этом, достаточно прочесть «Письма» Жана-Луи Геза де Бальзака или ознакомиться с произведениями Венсана Вуатюра. Не отставали от французов и англичане. Авторами классических писем считаются Джонатан Свифт, Джон Локк, Сидней Смит, Вальтер Скотт и многие другие.

Что касается России, то и наши письма практически в точности повторяли структуру европейских. Влияние европейского этикета многократно усилилось при Петре Первом, когда был издан первый российский письмовник.

Эпистолярный жанр богат яркими примерами, среди которых «Страдания юного Вертера» Гёте, «Роман в девяти письмах» Ф. М. Достоевского, «Переписка» И. С. Тургенева, «Избранные места из переписки с друзьями» Н. В. Гоголя.

Отдельно следует упомянуть романы в письмах. Первым представителем этого эпистолярного направления считается Габриэль Гийераг, автор «Португальских писем», изданных в 1669 году. А в XIX веке эпистолярные романы стали очень популярны. Ярким примером этого направления являются «Бедные люди» Ф. М. Достоевского. Затем популярность эпистолярных романов пошла на убыль, но даже в XX веке появлялись яркие произведения, такие, как роман «Перед зеркалом» В. Каверина, опубликованный в 1972 году и «Письма не о любви» В. Шкловского.

Особенности эпистолярного жанра

Произведения этого жанра отличаются ясностью, краткостью, естественностью и непринуждённостью изложения. Средства изложения автор волен выбирать сам. Единственное, что его ограничивает в этом выборе — эпистолярные традиции, существующие в обществе на момент написания письма.

Сами письма могут быть как деловыми, так и частными. Но все они имеют вполне определённую, хотя и не очень жёсткую структуру. В частных письмах встречаются такие элементы, как дружеские шутки, шутливые перефразирования, недоговорённости и намёки. Особое внимание уделяется форме обращения к адресату: чаще всего она подчёркнуто вежливая. Этот момент характерен как для деловых, так и для личных писем.

Что касается структуры письма, то вначале идёт так называемый зачин, в котором указывается дата написания письма и место, откуда оно было отправлено. Далее идёт вежливое приветствие адресата, потом краткое обращение к нему, под которым перечисляются сведения, ставшие поводом для создания письма. Затем идёт концовка, в которой могут присутствовать прощальные фразы, какие-то пожелания или особые просьбы. В конце ставится подпись.

Назначение частных писем может быть самым разным. В них могут содержаться размышления автора, его личные наблюдения. Он может в чём-то исповедаться адресату. Нередко такие письма содержат автобиографическую информацию, они могут быть дружескими, порицающими, рекомендательными, хвалебными, вопросительными, а иногда и угрожающими.

Как составить деловое письмо

Что такое письмо в литературе. Смотреть фото Что такое письмо в литературе. Смотреть картинку Что такое письмо в литературе. Картинка про Что такое письмо в литературе. Фото Что такое письмо в литературе

Итак, об особенностях частных писем сказано достаточно. А что собой представляют тексты в деловой переписке? Попытаемся разобраться в их структуре.

В начале делового текста автор обращается к адресату. В этом обращении обязательно должны присутствовать инициалы получателя и занимаемая им должность. Наилучший вариант обращения в деловых текстах — «Уважаемый». Это слово обязательно пишется с прописной буквы, и обязательно по центру. А потом возможны варианты.

К примеру, если письмо адресовано представителю российской компании, но его компания старается придерживаться западных корпоративных стандартов, тогда адресата называют только по имени. А к представителям сугубо отечественных компаний обращаются по имени-отчеству. Если адресат знаком автору письма, то текст можно начать так: «Уважаемый Степан Сергеевич». А если автор не знает адресата лично, тогда: «Уважаемый господин Кириллов».

Важный момент: в деловых текстах слово «господин» никогда не сокращается до «г-н». Обращение вида «Уважаемый господин Кириллов С. С.» в таких текстах тоже категорически недопустимо. Всегда или «Степан Сергеевич», или «господин Кириллов».

Пример делового письма

Обращение

Генеральному директору
ЗАО «Пирамида»
Кириллову С. С.

Уважаемый Степан Сергеевич!
или
Уважаемый господин Кириллов!

Преамбула

В преамбуле чётко излагаются причины, заставившие автора написать письмо. Ознакомившись с преамбулой, адресат должен понять, о чём пойдет речь дальше. К примеру:

Я вынужден написать Вам и выразить свою обеспокоенность низким качеством исходных материалов для сборки мебели, поставляемых Вашей компанией. Надеюсь, что Вы примете меры, которые приведут к улучшению сложившейся ситуации, а также возместят причинённые убытки.

Основной текст

Здесь в 2-4 абзацах обрисовывается сложившаяся ситуация, выражаются мысли автора по поводу этой ситуации и предлагается вариант решения проблемы, либо просто озвучивается просьба предпринять конкретные шаги для её решения. Например:

В течение последних двух месяцев 20% исходных материалов в каждой поставленной Вами партии являются бракованными. Этот факт уже зафиксирован и должным образом оформлен экспертами нашего ОАО. Копии экспертных заключений прилагаются к этому письму.

Из-за бракованных материалов убытки нашего ОАО уже достигли 2 млн. рублей. Мы сотрудничаем с ЗАО «Пирамида» уже более семи лет, и до сего момента у нас не было претензий к Вашей компании. В сложившихся обстоятельствах мы вынуждены настаивать на возмещении убытков.

Заключение

Здесь подводится краткий итог, ведущий к логичному завершению послания. Пример:

Уверен, что Вы сумеете разобраться в этой ситуации, и в самое ближайшее время мы возобновим наше сотрудничество.

Подпись

Здесь указываются инициалы автора письма и должность, которую он занимает. Этому предшествует обычная вежливая форма «С уважением». Также при подписании деловых писем следует учитывать ранги адресатов. Если письмо адресовано директору предприятия, значит, подписывать его тоже должен директор предприятия. В крайнем случае, письмо может подписать первый заместитель генерального директора (хотя этот вариант всё-таки нежелателен). Пример:

С уважением, Генеральный директор мебельного завода «Луч» Фёдоров И. В.

Благодарственное письмо

Стоит упомянуть и очень распространённый образец эпистолярного жанра в современном мире. Благодарность за оказанную помощь, качественную услугу или просто ответственное отношение к своей работе можно и нужно выразить соответствующим письмом. Такое письмо займёт достойное место у адресата — на сайте или даже в рамке на стене. Подробней о благодарственных письмах читайте в нашей статье на эту тему.

Источник

Эпистолярный жанр в русской литературе

В статье исследуется генезис, становление и развитие эпистолярного жанра в художественной литературе с акцентом на русскую литературу. Делается вывод о том, что использование указанного жанра в художественной литературе обусловлено стремлением автора передать наиболее эмоциональные и интимные переживания героев, правдиво раскрыть их характеры и установить доверительные отношения с читателем, а также максимально редуцировать собственную оценку, переместив ее в подтекст. Научная новизна статьи выражается в выявлении характерных черт эпистолярного стиля, выражающихся в установке на доверительность, в раскрытии роли писем в формировании сюжета произведения, характеристике внутреннего мира героев.

Эпистолярный жанр представляет собой сложившийся в истории вид художественной речи. Исторически он вначале возник в частной, а позднее в государственной переписке, а затем уже трансформировался в своеобразный вид литературного повествования [6].

Именно бытовое письмо обусловило появление таких жанров художественной литературы, как эпистолярная повесть, эпистолярный роман, стихотворное послание и др. Особенностью письма является наличие адресанта и адресата. Письмо характеризуется разнообразными стилями и темами, автор письма легко осуществляет смену тем, легко переходит от важного и значительного к шутливому и несерьезному [4, с. 19].

Своим возникновением эпистолярный жанр обязан античному литературному творчеству. В качестве примеров можно указать на послания Горация Флавия к братьям Пизонам о науке в поэзии, а также на произведения Феофила Антиохийского.

В Средневековье анализируемая форма развивается в публицистике. Однако наибольшее развитие эпистолярный жанр получил в сентименталистской литературе. И это не случайно, поскольку в литературе сентиментализма большое внимание уделяется внутреннему миру личности, чувствам человека, его интимным переживаниям [5, с. 226]. Именно в литературе сентиментализма возник роман в письмах, в котором герои пишут друг другу письма. Наибольшую известность среди них получили произведения писателей ХУШ в.: «Кларисса» и «Памела» С. Ричардсона, «Страдания юного Вертера» И.В. Гете «Юлия или Новая Элоиза» Ж.Ж. Руссо, «Письма русского путешественника» Н.М. Карамзина.

Слово эпистолярный восходит к греческому epistola (послание, письмо).

Первыми письмами на Руси были берестяные грамоты, самые ранние из которых восходят к ХII в. Хорошо известна переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским (ХVI в.), а также послания протопопа Аввакума (ХVII в.).

В ХVIII в. эпистолярный жанр получил развитие в русской литературе в произведениях Курганова, Капниста, Фонвизина, Новикова, Державина [3, c. 224]. Однако наиболее распространен был эпистолярный жанр в ХIХ в. При этом огромная роль в его распространении в художественной литературе принадлежит А.С. Пушкину. Достаточно указать на его послания «В Сибирь», «К Чаадаеву», «А.П. Керн» и др.

Однако наиболее яркими образцами эпистолярного жанра в художественной литературе являются знаменитые письма Татьяны к Онегину и Онегина к Татьяне в романе «Евгений Онегин». Оба письма отражают глубоко интимные переживания героев, отличаются высокой степенью эмоциональности и искренности. Именно по той причине, что жанр письма способен передать наиболее интимные и эмоциональные переживания героев, подвигли А.С. Пушкина в своем романе обратиться к нему.

Будучи убежденным реалистом, поэт стремится максимально правдиво представить перед взором читателя оба письма. Автор говорит о их подлинности и достоверности, жизненной правдивости. Жанр письма помогает Пушкину раскрыть исповедь влюбленной девушки, ее сомнения, полные тревоги и волнения ожидания. Примечательно, что в самом начале письма Татьяна использует Вы – обращение, однако в середине письма и в заключительной его части переходит на «Ты», а в последних строках вновь переходит на «Вы». Подобное чередование обращений свидетельствует о смятенном состоянии души Татьяны. В момент наибольшего эмоционального подъема она использует Ты – обращение, а когда чувства несколько успокаиваются, она переходит к официальному «Вы».

В эпистолярном жанре автор демонстрирует максимальную открытость, искренность своих героев. Таким образом, письма становятся существенными элементами сюжета, служащими важным характерологическим средством [1, c. 110].

В произведениях М.Ю. Лермонтова эпистолярный жанр выражен слабо. Вместе с тем, элементы эпистолярного стиля отчетливо обнаруживаются, например, в «Княгине Лиговской».

Оригинально, совершенно по-новому использовал эпистолярный жанр Ф.М. Достоевский в повести «Бедные люди».

Посредством эпистолярного жанра раскрывается судьба Ваньки Жукова в рассказе А.П. Чехова «Ванька». Письмо мальчика-сироты естественно и правдиво раскрывает характер его души. В письме он рассказывает о своих страданиях, унижениях, оскорблениях, делится воспоминаниями с дедом. Посредством текста письма А.П. Чехов показывает твердость характера, сильную волю своего маленького героя.

Примечательно, что Ванька не указал адрес деда, которому послал письмо. Данный прием А.П. Чехова весьма символичен и несет в себе заряд огромной обобщающей силы. Судьба его героя была типичны для описываемой в рассказе эпохи.

Художественные произведениях в письмах, письма в художественных произведениях представляют собой важнейшие средства характеристики персонажей. В письме автор представляет характер героя в его развитии, раскрывает существенные его стороны.

Форма письма позволяет автору раскрыть характер героя в виде самовыражения, выявить его оригинальность и индивидуальность.

Необычайный интерес в этом смысле представляет «Роман в письмах» А.С. Пушкина. В этом романе автор повествует о чистом и искреннем любовном чувстве, вкладывая в уста героини рассуждения о роли женщины в обществе. Рассуждения героев в их письмах дают возможность А.С. Пушкину выразить отношение к помещикам, их роли в обществе, долге перед государством, крестьянами. В этих письмах голос героев объединяется с голосом автора, А.С. Пушкин согласен с воззрениями своих персонажей [2, c. 230].

Как следует из изложенного выше, художественное произведение может полностью представлять собой переписку героев, как, например, в упомянутом выше романе Ж.Ж. Руссо «Юлия или Новая Элоиза» или в повести И.С. Тургенева «Фауст», а может входить в состав литературного произведения, не представляющего собой переписку персонажей. Подобные письма, органично вплетаясь в ткань художественного произведения, взаимодействуют с его содержанием, участвуют в формировании его сюжета, усиливают самоанализ героев, помогают им выразить свои глубоко интимные чувства.

Итак, эпистолярный жанр дает возможность писателю раскрыть внутренний мир персонажей, выявить ведущие черты их характера, установить доверительные отношения с читателем, при этом установка на доверительность является важнейшим признаком эпистолярного жанра.

Источник

Урок развития речи «Письмо как литературный жанр»

Вступительное слово учителя.

— Ребята, скажите, когда вы и ваша семья последний раз получали письма? А когда писали сами? Вы считаете, что письмо как средство передачи информации, средство общения устарело? Можно ли его заменить электронной формой общения, телефонным разговором, СМС-ками? А может, мы не пишем письма потому, что не умеем этого делать, не владеем искусством писать письма?

Средств связи в наше быстротекущее время много, но всегда, когда мы что-то приобретаем, мы что-то теряем. Попробуем разобраться, что потеряло общество с утратой письма как формы общения друг с другом. Стоит возродить этот когда-то очень популярный жанр.

Насколько письма были популярны, свидетельствует наша выставка. Предлагаю вам прочитать некоторые шедевры, например “Письмо Татьяны к Онегину” А. Пушкина.

Что же такое письмо? У В.И.Даля – беседа, посылаемая от одного лица к другому. Это и форма сохранения нашего языка.

— Какие бывают письма?

Что такое письмо в литературе. Смотреть фото Что такое письмо в литературе. Смотреть картинку Что такое письмо в литературе. Картинка про Что такое письмо в литературе. Фото Что такое письмо в литературе

— Приведём примеры различных писем. (Учащиеся приводят примеры из учебной литературы).

“8 августа 1968. Карачарово

Дорогой Владимир Яковлевич!

Посылаю Вам привет, поклон и несколько маленьких рассказов под общим названием “Звуки земли”. Боюсь, что эти скромные рассказики не подойдут для серьёзного журнала. Но кто знает? Писал же Аксаков записки об ужении рыбы, о птицах. Ежели рассказики не подойдут, в обиде не буду. Верните их Мише, которому я поручил побывать у Вас. Он расскажет Вам о моём житье-бытье.

Что делается у Вас в “Новом мире”? Где Александр Трифонович? Очень хотелось бы повидать вас обоих в карачаровской барсучьей норе. Удастся ли?

Крепко жму руку. И.Соколов-Микитов”

(И.С.Соколов-Микитов – писатель, очеркист,1892-1975)

— Выделим основные компоненты письма:

а) начало (дата, место, форма обращения к адресату);

б) основная часть (деловая или сугубо личная информация; просьбы, предложения; приветы родным и знакомым);

в) конец (пожелания адресату, подпись; дата и местонахождение отправителя письма – если они не были указаны в самом начале).

Пример делового письма – письмо А.С.Пушкина А.Х.Бенкендорфу.

Государю императору угодно было через Ваше сиятельство дозволить мне печатать “Историю Пугачёва” в одной из типографий, зависящих от его высокопревосходительства М.М.Сперанского: осмеливаюсь прибегнуть к Вашему сиятельству с покорнейшею просьбою дать знать о том куда следует.

С глубочайшим почтением и совершенной преданностию честь имею быть милостивый государь,

Вашего сиятельства
покорнейший слуга
Александр Пушкин.

27 февраля 1834 года”

(“Русский язык”, 10-11 класс, упр.477, упр.495)

— Отметьте в письме слова, обороты речи, уместные и в настоящее время в официальном письме высокопоставленному лицу, и слова, обороты, которые вы считаете архаичными, неуместными в наше время.

Пример любовного послания – фрагмент письма Наполеона Жозефине.

“…Два дня нет от тебя писем. Я думал об этом сегодня раз тридцать, как это грустно…Я призвал курьера, он сказал, что был у тебя, и что ты ничего не передавала ему. Фу! Злая, противная, жестокая, тиран, милое хорошенькое чудовище. Если бы я мог закрыть тебя в своём сердце, оно стало бы твоей тюрьмой.

Я беспрестанно вспоминаю твои поцелуи, твои слёзы… Ещё недавно мне казалось, что я люблю тебя, но теперь я чувствую, что люблю тебя в тысячу раз сильнее. С тех пор, как я тебя узнал, моё обожание растёт с каждым днём…”

— Итак, письма бывают разные. К одному стилю речи они относятся или нет?

Ещё А.С.Пушкин писал: “Писать единственно языком разговорным – значит не знать языка”. В письмах мы найдём и штампы официальной речи, и элементы публицистической речи, и образные выражения речи художественной.

— Почему так интересно читать переписку известных людей? Потому что она много говорит об авторе: его характер, уровень образованности, пристрастия и привычки можно узнать из писем. Прочитаем фрагмент письма А.Н.Вертинского, артиста эстрады, автора музыки и текстов ряда песен, к жене и постараемся рассказать об авторе.

(Упр.123, “Русская речь”,9кл.)

Доехал я хорошо… В Минск приехал вчера в 6.13 вечера, в вагоне мы нашли минскую газету и прочли в ней, что в Опере у них танцует Уланова. “Лебединое озеро”. Я никогда её не видел и решил превозмочь свою лень и пойти. И… я был потрясён! Это какое-то чудо! Ни в России, ни за границей – никогда я не видел такой танцовщицы. Сравнить её не с кем… Как она танцует! Её тело поёт как соловей – каждый жест, каждое движение, каждый мускул. Это точно дух Божий.

Со сцены она красива, молода и воздушна. В антракте мы пошли к ней за кулисы. Я сидел в первом ряду – она мне кланялась отдельно, знала, что я в театре. Мы вошли к ней в уборную. Перед нами стояла небольшая, очень худая женщина – вся в мелких капельках пота, с дрожащими руками и, о ужас, с немолодым уже лицом и тяжело дышала. Я чуть не расплакался. Мне стало жаль и её, и себя, и это бессилие нашего проклятого искусства! Жечь себя дотла, сгорать на медленном огне на глазах у всех!

…Я выскочил из уборной, как сумасшедший. Я даже не помню, что она говорила… Со спектакля я вернулся больным. С этой минуты я всё думаю о том, как серьёзно надо подумать, прежде чем отдавать наших девочек в балетную школу…

…Потом напишу ещё. Целуй девочек.

— Каким вы представляете автора письма?

(Человек искусства, известный в своей среде, понимающий, что путь к славе лежит через огромный труд, эмоциональный, впечатлительный, любящий свою семью и т.д.)

— Прочитаем письмо вашего сверстника.

Пишу тебе из дома 24 апреля этого года.

Вот решил написать тебе. У меня всё как всегда. А как у тебя?

Скоро у нас будет смотр солдатской песни. Наш класс поёт “Прощание славянки”. Прикольно получается.

На каникулах ездили в Элисту на экскурсию. Понравилось.

Ну, ладно, больше писать нечего.

— Отвечает ли текст письма требованиям, предъявляемым к высказываниям эпистолярного жанра?

(Нет основной части, нет вопросов к собеседнику, не соблюдается этикетная форма конца письма, нет желания быть интересным собеседником).

— Определим три правила, которыми мы будем руководствоваться при написании письма.

— Исправьте текст последнего письма, отредактируйте основную часть.

Кажется, каникулы только что закончились, а сегодня уже 24 апреля – середина последней четверти. Скоро лето, и мы опять увидимся. Но так хочется поговорить уже сейчас, именно сегодня – весна что ли так на меня действует?

В последние дни каникул мы ездили на экскурсию в Элисту – это совсем рядом с нами – 4 часа на автобусе, а попадаешь совсем в другой мир. Другая культура – я теперь очень хорошо понимаю эти слова. Там даже краски не такие блёклые, как у нас в это время года, когда нет ещё буйного цветения трав. Маки в степи ещё не расцвели – прохладная весна, но пагоды Элисты ничем не хуже ярких красных цветов. Мы входили в буддийские храмы, слушали звон ритуальных колоколов и барабанов, загадывали желания на ступенях монастыря и не уставали восхищаться. Одна моя подруга примерила калмыцкий национальный костюм (он ей оказался впору) и, когда взмахнула руками, стала похожа на большую степную птицу. Я сфотографировала её в этот момент. Приедешь – вместе посмотрим фотографии.

А сейчас мы готовимся к смотру солдатской песни – репетируем “Прощание славянки”. Я не знала, что у этой музыки есть слова, а оказывается, их несколько вариантов, и песне больше100лет! Даже наши мальчишки попали под торжественное обаяние этой песни.

Конец апреля и май – особое время года, по крайней мере, я так чувствую: много праздников, город украшен, тепло, все улыбаются. Это и есть начало, настоящее начало нового года – и для природы, и для людей.

Света, перечитываю своё письмо, и оно кажется чересчур серьёзным, правда? Пора заканчивать.

Как твои дела? Что нового дома и в школе? Мои родители передают тебе привет.

Пока. Жду лета и ответа. Ба, да я стихами заговорила! Весна!

Это труд души, обращённый к другому человеку.

Пишите письма, адресаты ждут ваших писем.

“Русская речь”, 9 кл., упр.124. Напишите письмо такому человеку (литературному герою), с которым вам хочется поделиться своими воспоминаниями об интересном событии, или размышлениями о только что прочитанной книге, или о родном крае и т.д.

1.А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова, “Русский язык”, 10 – 11 класс.

2.Е.И.Никитина, “Русская речь”, 8класс, 9 класс.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *