Что такое плагальные обороты

Виды гармонических оборотов

Что такое плагальные обороты. Смотреть фото Что такое плагальные обороты. Смотреть картинку Что такое плагальные обороты. Картинка про Что такое плагальные обороты. Фото Что такое плагальные обороты

Здравствуйте, уважаемые посетители сайта Gorstorehov.com. Сегодня мы продолжим разбирать гармонию и увидим как называются те или иные способы её создания. Раньше мы не вдавались особо в подробности и все, что мы знаем это то, что после тоники можно брать аккорды субдоминантовой (строятся от четвертой ступни гаммы) и доминантовой группы (строятся от пятой ступени). Еще мы рассказывали, что после доминанты должна идти тоника и что субдоминанта необязательна.

Итак, давайте разложим все, что мы знаем (а может еще и не знаем) «по полочкам».

Однако, у нас есть и еще вариант «выбросить» из полного оборота доминанту оставив только тонику и субдоминанту, в этом случае то, что у нас получилось будет называться плагальным оборотом. Получается полный = автентический + плагальный.

Композиторы иногда используют еще один вариант, когда аккорд тоники заменяется на аккорд из параллельной тональности, например в случае если тоника у нас аккорд G мы берем вместо него параллельный ему Em. По-другому мы заменяем аккорд первой ступени на аккорд от шестой (если руководствоваться диатонической шкалой). Такой вариант возвращения не в тонику, а в родственный аккорд шестой ступени называется прерванным оборотом.

Все три описанных выше способа мы можем и должны использовать в построении аккомпанемента, это сделает наше звучание интереснее.

Примеры гармонических оборотов

Давайте конкретно посмотрим как мы можем использовать обороты описанные выше. Допустим, при использовании плагального оборота, если мы находимся в тональности ре-мажор, музыка у нас начнется на аккорд D, продолжится Соль-мажором (G). А дальше всё заново (то есть после субдоминанты G мы вновь переходим в тонику D):
Что такое плагальные обороты. Смотреть фото Что такое плагальные обороты. Смотреть картинку Что такое плагальные обороты. Картинка про Что такое плагальные обороты. Фото Что такое плагальные обороты

При использовании оборота автентического мы будем играть, используя только аккорды Ре-мажор и Ля-семь:
Что такое плагальные обороты. Смотреть фото Что такое плагальные обороты. Смотреть картинку Что такое плагальные обороты. Картинка про Что такое плагальные обороты. Фото Что такое плагальные обороты

Так, эти две последовательности (плагальный и автентический) можно скомбинировать, сыграв вот так:
Что такое плагальные обороты. Смотреть фото Что такое плагальные обороты. Смотреть картинку Что такое плагальные обороты. Картинка про Что такое плагальные обороты. Фото Что такое плагальные обороты

После можем и полный гармонический оборот добавить. И после этого вернуться не в тонику ре-мажор в самом конце, а в параллельный ему аккорд от шестой ступени (Bm):
Что такое плагальные обороты. Смотреть фото Что такое плагальные обороты. Смотреть картинку Что такое плагальные обороты. Картинка про Что такое плагальные обороты. Фото Что такое плагальные обороты

Возвращение не в исходный аккорд, а в Си-минор означает, что мы воспользовались еще и прерванным оборотом. Вот так на конкретном примере одной тональности мы и можем воспользоваться всеми описанными выше приемами. Так, у нас получилась более интересная гармония.

Источник

Проходящие и вспомогательные обороты для решения задач по гармонии

Что такое плагальные обороты. Смотреть фото Что такое плагальные обороты. Смотреть картинку Что такое плагальные обороты. Картинка про Что такое плагальные обороты. Фото Что такое плагальные обороты

Многие испытывают сложности в решении задач по гармонии, и причиной тому не отсутствие теоретических знаний по предмету, а некая растерянность: аккордов пройдено довольно много, а вот что из них выбрать для гармонизации – проблема… Частично эту проблему поможет разрешить моя статья, для которой я постарался собрать все наиболее известные, часто употребляемые проходящие и вспомогательные обороты.

Сразу скажу, что все примеры относятся к диатонике. Это значит, что оборотов с «неаполитанской гармонией» и двойной доминантой здесь нет, с ними будем разбираться отдельно.

Круг охватываемых аккордов – главные трезвучия с их обращениями, секстаккорды второй и седьмой ступеней, септаккорды с обращениями – доминантовый, второй ступени и вводный. Если вы не помните, на каких ступенях строятся аккорды, то пользуйтесь шпаргалкой – перепишите для себя табличку вот отсюда.

Что такое проходящий оборот?

Проходящий оборот – это гармоническая последовательность, в которой между аккордом и каким-либо из его обращений (например, между трезвучием и его секстаккордом) помещается проходящий аккорд другой функции. Но это всего лишь рекомендация, и, ни в коем случае, не правило. Дело в том, что и крайние аккорды в этой последовательности могут принадлежать и совершенно разным функциям (мы с вами такие примеры увидим).

Гораздо важнее, чтобы выполнялось другое условие, а именно поступенное восходящее или нисходящее движение баса, которому в мелодии может соответствовать противодвижение (чаще всего) или параллельное движение.

В общем, вы поняли: самое важное в проходящем обороте поступенное движение баса + по возможности верхний голос должен зеркально отражать ход баса (т.е. если движение баса восходящее, то в мелодии должно быть движение по тем же звукам, но нисходящее) + по возможности проходящий аккорд должен соединять аккорды одной и той же функции (т.е. обращения одного и того же аккорда).

Ещё одно очень важное условие – проходящий аккорд всегда берётся на слабом времени такта (на слабую долю).

При гармонизации мелодии проходящий оборот мы узнаём как раз по поступенному терцовому ходу мелодии вверх или вниз с соблюдением ритмических условий этого проведения. Обнаружив возможность включения проходящего оборота в задаче, можно возрадоваться, только ненадолго, чтобы на радостях не забыть написать бас и отметить соответствующие функции.

Самые распространённые проходящие обороты

Проходящий оборот между тоническим трезвучием и его секстаккордом

Что такое плагальные обороты. Смотреть фото Что такое плагальные обороты. Смотреть картинку Что такое плагальные обороты. Картинка про Что такое плагальные обороты. Фото Что такое плагальные обороты

Здесь в роли проходящего аккорда выступает доминантовый квартсекстаккорд (D64). Показан этот оборот и в широком, и в тесном расположении. Нормы голосоведения следующие: верхний голос и бас движутся противоположно друг другу; в D64 удваивается бас; тип соединения – гармонический (в альте выдержан общий звук соль).

Между тоникой и её секстаккордом можно поместить также и другие проходящие аккорды, например, доминантовый терцквартаккорд (D43), или секстаккорд седьмой ступени (VII6).

Что такое плагальные обороты. Смотреть фото Что такое плагальные обороты. Смотреть картинку Что такое плагальные обороты. Картинка про Что такое плагальные обороты. Фото Что такое плагальные обороты

Обратите внимание на особенности голосоведения: в обороте с D43, чтобы избежать удвоения терции в T6, потребовалось повести септиму D43 в 5-ю ступень, а не в 3-ю, как положено, в результате чего в верхних голосах у нас пара параллельных квинт (ум5 – си-фа и ч5 – до-соль), по правилам гармонии в этом обороте их применение допустимо; во втором примере в проходящем секстаккорде седьмой ступени (VII6) удвоена терция, этот случай также следует запомнить.

Проходящий квартсекстаккорд между субдоминантой и её секстаккордом

Что такое плагальные обороты. Смотреть фото Что такое плагальные обороты. Смотреть картинку Что такое плагальные обороты. Картинка про Что такое плагальные обороты. Фото Что такое плагальные обороты

Можно сказать, что это аналогичный пример по сравнению с первым проходящим, который мы рассмотрели. Те же нормы голосоведения.

Проходящий оборот между трезвучием второй ступени и его секстаккордом

Этот оборот употребляется только в мажоре, так как в миноре трезвучие второй ступени минорное. Трезвучие второй ступени вообще относится к категории редко вводимых гармоний, гораздо чаще применяется секстаккорд второй ступени (II6), но в проходящем обороте его появление очень даже приятно.

Что такое плагальные обороты. Смотреть фото Что такое плагальные обороты. Смотреть картинку Что такое плагальные обороты. Картинка про Что такое плагальные обороты. Фото Что такое плагальные обороты

Здесь следует обратить снимание на то, что в самом секстаккорде второй ступени (в II6), а также в проходящем тоническом секстаккорде (T6) нужно удвоить терцию! Также, особенно при широком расположении, внимательнее нужно проверять гармонизацию на предмет появления параллельных квинт (они здесь совершенно ни к чему).

В 3-4 тактах показаны возможности соединять проходящим T64 секстаккорды субдоминанты (S6) и второй ступени (II6). Обратите внимание на голосоведение в средних голосах: в первом случае скачок в теноре вызван необходимостью избегнуть появления параллельных квинт; во втором случае в II6 вместо терции удвоена квинта (по той же причине).

Проходящие обороты с септаккордом второй ступени

Что такое плагальные обороты. Смотреть фото Что такое плагальные обороты. Смотреть картинку Что такое плагальные обороты. Картинка про Что такое плагальные обороты. Фото Что такое плагальные обороты

Кроме собственно проходящих между обращениями этого септаккорда, возможны разнообразные варианты «смешанных» оборотов – с применением субдоминантовых и доминантовых гармоний. Советую обратить внимание на последний пример с проходящим квартсекстаккордом шестой ступени (VI64) между основным септаккордом и его квинтсекстстаккордом (II7 и II65).

Проходящие обороты между аккордами вводного септаккорда

Возможно множество вариантов проходящих оборотов с участием разных аккордов. Если проходящим аккордом становится тоническая гармония, то следует обращать внимание на правильное разрешение вводных септаккордов (удвоение терции обязательно): неправильное разрешение тритонов, которые входят в состав уменьшенного вводного аккорда может стать причиной появления параллельных квинт.

Что такое плагальные обороты. Смотреть фото Что такое плагальные обороты. Смотреть картинку Что такое плагальные обороты. Картинка про Что такое плагальные обороты. Фото Что такое плагальные обороты

Любопытно, что между аккордами вводного септа могут помещаться проходящие гармонии субдоминантовой функции (s64, VI6). Суперский вариант получается, если взять в качестве проходящего аккорда обычную доминанту.

Что такое вспомогательный оборот?

Вспомогательные обороты отличаются от проходящих тем, что вспомогательный аккорд соединяет два одинаковых аккорда (фактически аккорд и его повторение). Вспомогательный аккорд также как и проходящий вводится на слабом времени такта.

Вспомогательный гармонический оборот часто происходит на выдержанном басу (но опять-таки не обязательно). Отсюда очевидное удобство его применения при гармонизации баса (ещё один способ ритмического дробления, наряду с простым перемещением аккорда).

Вспомогательных оборотов покажу совсем немного и очень простые. Это конечно S64 между тоникой (аналогично и тонический квартсекстаккорд между доминантой). И ещё один очень распространённый – II2, его удобно применять после разрешения D7 в неполное трезвучие, для того чтобы восстановить полную структуру.

Что такое плагальные обороты. Смотреть фото Что такое плагальные обороты. Смотреть картинку Что такое плагальные обороты. Картинка про Что такое плагальные обороты. Фото Что такое плагальные обороты

На сём, пожалуй, и закончим. Эти обороты можете для себя выписать на листочек, ну или просто можно сохранить страничку в закладках – иной раз вот такие вот оборотики очень даже выручают. Успехов в решении задачек!

Источник

ОСНОВНЫЕ СЕПТАККОРДЫ И ГАРМОНИЧЕСКИЕ ОБОРОТЫ

Что такое плагальные обороты. Смотреть фото Что такое плагальные обороты. Смотреть картинку Что такое плагальные обороты. Картинка про Что такое плагальные обороты. Фото Что такое плагальные обороты Что такое плагальные обороты. Смотреть фото Что такое плагальные обороты. Смотреть картинку Что такое плагальные обороты. Картинка про Что такое плагальные обороты. Фото Что такое плагальные обороты Что такое плагальные обороты. Смотреть фото Что такое плагальные обороты. Смотреть картинку Что такое плагальные обороты. Картинка про Что такое плагальные обороты. Фото Что такое плагальные обороты Что такое плагальные обороты. Смотреть фото Что такое плагальные обороты. Смотреть картинку Что такое плагальные обороты. Картинка про Что такое плагальные обороты. Фото Что такое плагальные обороты

Что такое плагальные обороты. Смотреть фото Что такое плагальные обороты. Смотреть картинку Что такое плагальные обороты. Картинка про Что такое плагальные обороты. Фото Что такое плагальные обороты

Что такое плагальные обороты. Смотреть фото Что такое плагальные обороты. Смотреть картинку Что такое плагальные обороты. Картинка про Что такое плагальные обороты. Фото Что такое плагальные обороты

Что такое плагальные обороты. Смотреть фото Что такое плагальные обороты. Смотреть картинку Что такое плагальные обороты. Картинка про Что такое плагальные обороты. Фото Что такое плагальные обороты

Что такое плагальные обороты. Смотреть фото Что такое плагальные обороты. Смотреть картинку Что такое плагальные обороты. Картинка про Что такое плагальные обороты. Фото Что такое плагальные обороты

Задание
Играть автентические обороты в широком и тесном расположении, в тональностях до 2 знаков в ключе.
4. Плагальный оборот
Сопоставление тоники и субдоминанты носит мягкий характер, где отсутствует яркая острота тональных тяготений.

Что такое плагальные обороты. Смотреть фото Что такое плагальные обороты. Смотреть картинку Что такое плагальные обороты. Картинка про Что такое плагальные обороты. Фото Что такое плагальные обороты

Что такое плагальные обороты. Смотреть фото Что такое плагальные обороты. Смотреть картинку Что такое плагальные обороты. Картинка про Что такое плагальные обороты. Фото Что такое плагальные обороты

Что такое плагальные обороты. Смотреть фото Что такое плагальные обороты. Смотреть картинку Что такое плагальные обороты. Картинка про Что такое плагальные обороты. Фото Что такое плагальные обороты

Что такое плагальные обороты. Смотреть фото Что такое плагальные обороты. Смотреть картинку Что такое плагальные обороты. Картинка про Что такое плагальные обороты. Фото Что такое плагальные обороты

Задание
Играть вспомогательный оборот, в тесном и широком расположении, в тональностях до 2 знаков в ключе.

Тема XII.

РОДСТВО ТОНАЛЬНОСТЕЙ

Что такое плагальные обороты. Смотреть фото Что такое плагальные обороты. Смотреть картинку Что такое плагальные обороты. Картинка про Что такое плагальные обороты. Фото Что такое плагальные обороты

Если в тональности До мажор на каждой ступени выстроить трезвучия, то обнаружится, что эти аккорды являются тониками тональностей 1-й степени родства. Исключением станет трезвучие VII ступени, поскольку оно не мажорное и не минорное, но УМЕНЬШЕННОЕ.
Таким образом, чтобы найти тональности 1-й степени родства к данной мажорной, нужно назвать мажорные и минорные трезвучия всех ее ступеней, исключая седьмую. Вместо этого добавить тональность гармонической (минорной) субдоминанты.

Что такое плагальные обороты. Смотреть фото Что такое плагальные обороты. Смотреть картинку Что такое плагальные обороты. Картинка про Что такое плагальные обороты. Фото Что такое плагальные обороты

Что такое плагальные обороты. Смотреть фото Что такое плагальные обороты. Смотреть картинку Что такое плагальные обороты. Картинка про Что такое плагальные обороты. Фото Что такое плагальные обороты

Значит, к Ре мажору в первой степени родства будут тональности: ми минор, фа-диез минор, Соль мажор, Ля мажор, си минор и соль минор (гармоническая субдоминанта).
Аналогичная ситуация возникает при выявлении 1-й степени родства к минорной тональности. Разница состоит в том, что уменьшенное трезвучие в натуральном миноре находится на II ступени.
Таким образом, чтобы найти тональности 1-й степени родства к данной минорной, нужно назвать мажорные и минорные трезвучия всех ее ступеней, исключая ВТОРУЮ. Вместо этого добавить тональность гармонической (мажорной) доминанты.

Что такое плагальные обороты. Смотреть фото Что такое плагальные обороты. Смотреть картинку Что такое плагальные обороты. Картинка про Что такое плагальные обороты. Фото Что такое плагальные обороты

Значит, к соль минору в 1-й степени родства будут тональности: Си-бемоль мажор, до минор, ре минор, Ми-бемоль мажор, Фа мажор и Ре мажор (гармоническая доминанта).
4. Буквенные обозначения звуков и тональностей

Дубль-диезы и дубльбемоли обозначаются соответственно isis и eses.

Мажор обозначается словом dur. Буквы в мажоре пишутся всегда заглавными.

Минор обозначается словом moll, а буквы пишутся в миноре строчными:

Упражнения:

Источник

Что такое плагальные обороты

Как художеств. явление П. к. закрепляется в завершении многогол. муз. пьесы по мере кристаллизации самого заключит. оборота (одноврем. с автентич. каденцией). Так, мотет эпохи ars antiqua «Qui d’amours» (из кодекса Монпелье) оканчивается П. к.:

В 14 в. П. к. применяется как заключит. оборот, обладающий определённой окраской, выразительностью (Г. де Машо, 4-я и 32-я баллады, 4-е рондо). С середины 15 в. П. к. становится (наряду с автентической) одним из двух преобладающих типов гармонич. заключения. П. к. нередка в заключениях полифонич. композиций эпохи Возрождения, особенно у Палестрины (см., напр., заключит. кадансы Kyrie, Gloria, Credo, Agnus Dei мессы папы Марчелло); отсюда др. название П. к.- «церковная каденция». Позднее (особенно в 17-18 вв.) П. к. в значит. мере оттесняется автентической и в качестве заключительной применяется намного реже, чем в 16 в. (напр., окончание вок. раздела арии «Es ist vollbracht» из 159-й кантаты И. С. Баха).

В 19 в. значение П. к. возрастает. Довольно часто использовал её Л. Бетховен. В. В. Стасов справедливо указывал, что в сочинениях «последнего бетховенского периода нельзя не заметить той важной роли, какую играют «плагальные каденцы»». В этих формах он видел «великое и близкое родство с содержанием, наполнявшим его (Бетховена) душу». Стасов обратил внимание и на постоянное применение П. к. в музыке последующего поколения композиторов (Ф. Шопен и др.). Большое значение П. к. приобрели у М. И. Глинки, к-рый был особенно изобретателен в нахождении плагальных форм заключения крупных разделов оперных произведений. Тонике у него предшествует и VI низкая ступень (финал 1-го д. оперы «Руслан и Людмила»), и IV ступень (ария Сусанина), и II ступень (финал 2-го д. оперы «Иван Сусанин»), и др. плагальные обороты (хор поляков в 4-м д. той же оперы). Выразит. характер П. к. у Глинки нередко вытекает из тематич. интонаций (заключение «Персидского хора» в опере «Руслан и Людмила») или из плавного последования гармоний, объединённых единством движения (вступление к арии Руслана в той же опере).

Благодаря наличию вводного тона в аккордах перед тоникой в последнем случае возникает своеобразное сочетание плагальности и автентичности. Эта форма восходит к давним П. к., состоящим из последования терцквартаккорда VII ступени и трезвучия I ступени с движением вводного тона в приму тоники.

Сфера П. к. продолжает обогащаться и развиваться и в новейшей музыке, не теряющей связи с классич. формой ладо-гармонич. функциональности.

Литература: Stasоv V. V., Ьber einige neue Form der heutigen Musik, «NZfM», 1858, No 1-4; то же на рус. яз. под назв.: О некоторых формах нынешней музыки, Собр. соч., т. 3, СПБ, 1894; Берков В. О., Гармония Глинки, М.-Л., 1948; Tрамбицкий В. Н., Плагальность и родственные ей связи в русской песенной гармонии, в сб.: Вопросы музыкознания, вып. 2, М., 1955. См. также лит. при статьях Автентическая каденция, Гармония, Каденция (1).

Источник

Виды каденций и их функции (2021 год)

Рассмотрим виды каденций, ведь в музыкальной форме ничего важнее и нужнее КАДЕНЦИИ.

Функция каденций

Каденция завершает музыкальную мысль, или делит ее 2 част и (чаще всего на равные).

Воспринимайте каденции, как знаки препинания. Ведь без запятых и точек предложения были бы сложными для понимания.⠀

Виды каденций

Роль «запятой» играет половинная каденция на D, то есть фраза заканчивается на гармонии доминанты, требуя продолжения и разрешения.

Иногда можно использовать половинную каденцию в качестве неразрешенного «вопроса».⠀

Что такое плагальные обороты. Смотреть фото Что такое плагальные обороты. Смотреть картинку Что такое плагальные обороты. Картинка про Что такое плагальные обороты. Фото Что такое плагальные обороты

Роль «точки» в музыкальном предложении играет полная каденция, которая заканчивается на Т.

В тонику будет разрешаться чаще всего D.⠀

Каденции можно различать и по гармонии

Если в каденционном обороте участвует Доминанта, то такая каденция называется автентическая.

Если в К.О. участвует субдоминанта, то такая каденция называется плагальная.⠀

Бывает ещё прерванная каденция: когда D разрешается не в Т, а например в VI ступень.⠀

Итог классификации каденций

К половинная заканчивается на D;⠀

К полная автентическая заканчивается на D-T;⠀

К полная плагальная заканчивает со на S-T;⠀

K перерванная заканчивается на D-VI.⠀

Остались вопросы? Задавайте в комментариях.

Предлагаем вам также ознакомиться со следующими записями о теории музыки:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *