Что такое план подготовки

Как сдать ЕГЭ на высокий балл: план подготовки

Что такое план подготовки. Смотреть фото Что такое план подготовки. Смотреть картинку Что такое план подготовки. Картинка про Что такое план подготовки. Фото Что такое план подготовки

Чтобы показать максимальный результат, начать подготовку к ЕГЭ нужно как можно раньше. Успешно справиться с экзаменами помогут наши рекомендации. Рассказываем, как составить план подготовки к ЕГЭ, чтобы получить высокий балл и поступить в вуз мечты.

Объективно оцените свои знания

Не ориентируйтесь на школьные оценки, лучше прорешайте демонстрационные варианты ЕГЭ по выбранным предметам. Так вы узнаете, где у вас пробелы в знаниях.

Ещё один вариант узнать свой текущий уровень — обратиться к репетитору. Он проведёт профессиональную оценку и поможет составить индивидуальную программу подготовки.

Составьте подробный план

Сначала по каждому предмету выпишите темы, которые нужно выучить. Список тем поможет понять предстоящий объём работы. Сделайте пометки на полях: на изучение сложных тем нужно заложить больше времени.

В подготовке к экзаменам главное — это регулярность. Лучше заниматься каждый день по 20 минут, чем два часа один раз в неделю.

Составьте расписание на неделю и на каждый день. Чтобы было удобнее, воспользуйтесь планером для подготовки к ЕГЭ. В конце дня ставьте галочки напротив выполненных задач, а в конце недели анализируйте итог: что получилось, а что вызвало сложности.

Оставляйте в плане запас времени на случай непредвиденных обстоятельств. Так при любых изменений вам не придётся нервничать, и вы не упустите ни одну важную тему.

Продуктивнее всего посвящать один день одному предмету, чтобы не возникало путаницы в голове. А чтобы не заскучать, чередуйте типы заданий: тестовые и творческие.

Подберите достоверные источники информации

Узнать расписание проведения ГИА и прочитать ответы на часто задаваемые вопросы о ЕГЭ можно на официальном портале.

Примеры заданий по всем предметам и КИМы смотрите на сайте Федерального института педагогических измерений — ФИПИ. Демоверсии помогают понять критерии оценки заданий, в которых предусмотрен развёрнутый ответ.

Не игнорируйте сложные задания

Чтобы набрать на экзамене больше 70 баллов, нужно сосредоточиться на сложных заданиях. Используйте в подготовке олимпиадные задачи, они учат мыслить шире. Применить свои знания на ЕГЭ будет легче, если вы готовы к трудностям.

Развивайте внимательность и скорость

Потерять заветные баллы из-за того, что поставил галочку не в ту клеточку — очень обидно. Чтобы этого избежать, нужно развивать внимательность. Используйте приложения на смартфоне, например, Peak или Lumosity. Либо попробуйте проделать следующие упражнения:

Не менее важна скорость выполнения заданий на экзамене. Когда решаете пробники, ставьте таймер. Также учитывайте, что на ЕГЭ вам понадобится дополнительное время на проверку и перенос ответов в бланк.

Поддерживайте мотивацию

Не забывайте, ради чего все ваши старания. Поступить в желаемый вуз и обрести любимую профессию — вот главная цель. Чтобы не сбиться с нужного курса, найдите для себя примеры для вдохновения. Смотрите интервью людей, которые добились успеха в интересной для вас сфере, читайте книги о профессии.

Отдыхайте

Во время подготовки может показаться, что нельзя тратить ни одной минуты на отдых, ведь важно всё успеть. Однако, чтобы знания усвоились, мозгу необходим перерыв. Включите в план подготовки к ЕГЭ дела для души. Встретиться с друзьями, заняться любимым хобби, уделить время спорту — всё пойдёт на пользу. Так вы отдохнёте морально, а затем с новыми силами вернётесь к подготовке.

Начните готовиться бесплатно — попробуйте бесплатное вводное занятие!

Источник

Как эффективно планировать свое время: методы, техники, ошибки

Что такое план подготовки. Смотреть фото Что такое план подготовки. Смотреть картинку Что такое план подготовки. Картинка про Что такое план подготовки. Фото Что такое план подготовки

Содержание

Планирование — это метод эффективного распределения времени для качественного выполнения различных задач.

Зачастую бывает так, что дела и дедлайны накапливаются как снежный ком, а времени и сил остается все меньше. Как итог, мы получаем либо сгоревшие сроки, либо нервный срыв, либо все это сразу. Во избежания плачевных результатов работы существуют такие инструменты как тайм-менеджмент, целеполагание и планирование. Эти «три кита» эффективности имеют много общего, но все же различаются. Подробнее о тайм-менеджменте можно, например, прочитать в различных книгах.

Планирование — более глобальный метод распределения времени и приоритизации задач, так как применяется не только в личной жизни, но и в бизнесе. В последнем случае планирование особенно необходимо, потому что от правильного распределения задач и ресурсов зависит результат производства. В целом, бизнес-планирование — один из методов эффективного распределения времени, действий, ресурсов и средств.

Что такое план подготовки. Смотреть фото Что такое план подготовки. Смотреть картинку Что такое план подготовки. Картинка про Что такое план подготовки. Фото Что такое план подготовки

Основные виды планирования

Поскольку метод планирования имеет широкий спектр применения, к каждой жизненной сфере подходит свой вид.

Планирование по необходимости

Этот вид в свою очередь делится на:

По времени исполнения задач

Здесь важны сроки, в рамках которых строится план.

Может содержать план на день, неделю, месяц, квартал. Самый распространенный вид, так как применяется и в повседневной жизни, и на предприятии.

Обычно рассчитывается на срок от одного года до пяти лет.

Часто применяется в науке и экономике для решения стратегических задач.

Что такое план подготовки. Смотреть фото Что такое план подготовки. Смотреть картинку Что такое план подготовки. Картинка про Что такое план подготовки. Фото Что такое план подготовки

По содержанию плана

Под этим подразумеваются тактическое, стратегическое и процессное планирование.

Топ самых популярных методов планирования

Матрица Эйзенхауэра

Метод приоритизации, который придумал Дуайт Эйзенхауэр — 34-й президент США.

Что такое план подготовки. Смотреть фото Что такое план подготовки. Смотреть картинку Что такое план подготовки. Картинка про Что такое план подготовки. Фото Что такое план подготовки

В основе метода лежит распределение дел по четырем категориям:

Сюда относятся задачи, которые необходимо выполнить в кратчайшие сроки. Например, сдать проект, от которого зависят дальнейшие действия компании или курсовую работу, дедлайн которой сгорит на неделе.

Изучение иностранных языков, занятия спортом, чтение полезной литературы — все, что не имеет четких сроков, но очень важно для человека.

Готовка, стирка, уборка, ежедневная рассылка — все это можно делегировать, чтобы освободить время для более важных и срочных задач.

Однако здесь речь идет о досуге, который в свою очередь тоже нуждается в планировании, поскольку зачастую свободное время может быть сильно ограничено, а списки фильмов, книг и песен нужно не только пополнять, но и реализовывать.

Что такое план подготовки. Смотреть фото Что такое план подготовки. Смотреть картинку Что такое план подготовки. Картинка про Что такое план подготовки. Фото Что такое план подготовки

Метод Парето

Или «правило 80 на 20». Суть принципа, сформулированного итальянским социологом и экономистом Вильфредо Парето, состоит в том, что 20% усилий приносят 80% результата и, соответственно, 80% усилий тратится на 20% результата. Все зависит от того, насколько эффективно то или иное действие для достижения поставленной цели.

Особенно хорошо этот метод работает в повседневной жизни. Если грамотно распределить свое время на 20% необходимых задач, то это на 80% приблизит вас к цели. Метод Парето лучше применять в комплексе с матрицей Эйзенхауэра, начиная день с важных и срочных дел и постепенно двигаясь к менее важным, но более объемным.

Метод OKR

OKR расшифровывается как Objectives and Key Results — «цели и ключевые результаты». Эта методология больше относится к бизнес-планированию. В ее основе лежит эффективный контроль задач при реализации целей компании. Кроме того, методология подразумевает управление проектами для синхронизации индивидуальных и командных целей. Была разработана в компании Intel в 1960-х годах. Сейчас систему используют в таких компаниях как Google, Spotify, Twitter, LinkedIn, Airbnb и другие.

Джон Дорр, известный венчурный инвестор, партнер фонда Kleiner Perkins, стоявший у истоков внедрения OKR в Google, предложил такую формулу для постановки целей: «Я достигну ___________, что можно оценить с помощью ___________», где нужно вписать цель и ключевые результаты. Как пишет Фелипе Кастро в книге The Beginners Guide to OKR, последние должны быть количественными и измеримыми.

Фикс-тайм методы

Сюда относятся техники, при которых работа идет по таймеру. Одним из самых распространенных является метод Pomodoro, придуманный в 1980-х владельцем Cirillo Consulting (а в то время — студентом) Франческо Чирилло. Суть методики в том, что вы работаете 30 минут, после чего делаете пятиминутный перерыв. После четырех таких рабочих подходов, следует «большая перемена» в 30 минут.

Что такое план подготовки. Смотреть фото Что такое план подготовки. Смотреть картинку Что такое план подготовки. Картинка про Что такое план подготовки. Фото Что такое план подготовки

Метод декомпозиции

Если задача слишком объемная, можно застопориться еще на начальных этапах ее выполнения. Чтобы этого не допустить, следует поделить ее на более мелкие шаги, таким образом станет ясно, с чего начинать и как достичь цели. Этот метод еще называют «поедание салями или слона по кусочкам». Поэтапное выполнение задач и конкретизация намного эффективнее при достижении глобальной цели.

Простые советы по планированию

1. Определитесь с методом

Описанные выше виды подходят не всем, поэтому стоит учитывать особенности своего организма и ритма жизни, а также уровень усидчивости и концентрации на задачах.

2. Введите планирование в привычку

Вне зависимости от метода постарайтесь довести сам процесс до привычки. Это помогает упорядочить не только повседневную жизнь, но и процесс достижения глобальных целей. Также планирование развивает стратегическое мышление и дальновидность.

3. Формулируйте цели четко

Распространенная ошибка — построение размытых планов. Выучить французский, достичь успеха на работе, много путешествовать, — все это относится скорее к желаниям, а цели необходимо конкретизировать как можно детальнее. «Записаться на курсы французского языка в следующем месяце», «спланировать поездку в страну N в следующем году», «разработать стратегию продвижения продукта» и так далее.

Личный опыт

Анна Мельянцова ─ руководитель корпоративных акселерационных программ бизнес-инкубатора НИУ ВШЭ:

«В своем ежедневном планировании мы используем комбинацию из методов:

Источник

Что такое план и для чего он нужен?

В ежедневном лексиконе широкое распространение получила фраза «Все идет по плану». Она означает, что все происходит, как предполагалась, без малейших неожиданностей или сюрпризов. Но почему это так важно? Зачем нужен план действий? Что это такое? Можно ли достичь поставленных задач без заранее определенного порядка действий? Нужен ли план только для рабочих заданий, либо незаменим он и в жизни? Как научиться планировать свое время? Сложно ли это сделать? Существуют ли эффективные технологии? Запланируем ближайшие десять минут на ознакомление с этим вопросом.

Что такое план?

План — это обдуманные действия, необходимые для достижения поставленных целей в отведенные сроки. В обобщенном виде подготовка плана состоит из следующих компонентов:

Например, фирма хочет вывести на рынок новую линейку продукции. Для начала, формулируют цель и задачи. Делают наброски примерной программы действий, определяя стратегию и тактику. Затем, устанавливают сроки выполнения задания, всех его подпунктов. Потом, ищут необходимые ресурсы, их источники, а также определяют сферы ответственности отдельных исполнителей. Наконец, записывают мысли на физический носитель (бумага, либо цифровой документ), приступая к их реализации. Эта схема упрощенная, поскольку имеются различные виды планирования. Их воплощение подразумевает выполнение отдельных специальных требований.

Какие бывают виды подготовки плана?

Типология планирования обширна, отличаясь по охвату, срокам, объектам, содержанию, глубине, обязательности, очередности, учету, сферам, координации плановых решений. На самом деле, все достаточно просто и логично. Итак, планы бывают:

Перечисленные виды планов в большинстве случаев универсальны и могут применяться, как для корпоративных целей, так и повышения личной эффективности человека. Например, их можно использовать для составления дневного плана. Что это такое? Поговорим далее.

Что такое план дня?

План дня — продуманная последовательность действий на сутки вперед. Эксперты в области планирования советуют составлять его дважды. Первый раз – вечером, а второй – утром, с учетом возможных изменений.

Лучше всего, помнить о физиологических особенностях человека, учитывать суточные биоритмы. Например, мозговая активность активизируется примерно с 10.00 до 12.00. В этот промежуток можно запланировать наиболее ответственные задания.

Далее энергетика падает. Ее следует восполнить во время обеда. Затем, необходимо дать возможность организму расслабиться, отдохнуть. Примерно с 14.00 до 16.00 наблюдается повторная активация интеллектуальной и творческой деятельности. В это время уместно проводить совещания, либо мозговой штурм.

Ближе к 17.00 наблюдается пик физической формы. Желательно это время посвятить занятиям спортом или активному отдыху. Затем следует ужин, расслабление.

Понимая свои самые продуктивные временные интервалы, легче расписать важные задания на это время, для того, чтобы максимально эффективно и рационально его провести.

Методы составления плана.

Среди многообразия вариантов составления планов, можно выделить несколько самых эффективных, которые особенно популяризируются сторонниками тайм-менеджмента:

Эти методы можно применять по-отдельности или комбинировать между собой. Каждый из них эффективен в решении конкретных задач, делая акцент на определенный аспект планирования. Например, выбор приоритетов, целеполагание, либо упорядочивание дел.

1. АВС-планирование.

Данный метод составления планов отчасти сопоставим с правилом Парето, по которому 20% усилий приносят 80% результата и наоборот. Если научиться определять самые продуктивные направления, то они обеспечат «львиную долю» успеха. Итак, методика АВС основана на расстановке приоритетов, согласно их важности:

Определив и сконцентрировав свои усилия на выполнении заданий из категории А, человек значительно повышает свою личную или трудовую эффективность, поскольку меньше времени тратит на бесполезную работу.

2. Матрица Эйзенхауэра.

Эффективный прием планирования, основанный на выборе приоритетов, который был назван в честь американского военачальника и президента Дуайта Дэвида Эйзенхауэра. Согласно этому методу, планы необходимо формировать, исходя из важности и срочности дел. Графически это выглядит в виде квадранта, разделенного на четыре части:

Первые два пункта составляют зону роста и успеха. Третий и четвертый загоняют человека в рутину. Поэтому, лучше при планировании их избегать, осваивая умение делегировать подобные задачи.

3. Диаграмма Гантта.

Хороший способ визуализировать запланированное – создать диаграмму Гантта. Суть метода заключается в построении полос, отображающих отдельные задания, с последующим размещением их вдоль временной оси. Использование столбчатых диаграмм (гистограмм) для реализации своих планов предложил американский инженер и специалист научного менеджмента – Генри Лоуренс Гантт.

Этот метод работает в дополнение к другим технологиям, позволяя наглядно отслеживать все стадии реализации проектов, а также понимать эффективность приложенных усилий.

4. SMART-планирование.

SMART-планирование относится скорее к сфере целеполагания, но без правильно поставленных целей невозможен хороший план. Согласно этой технологии, все цели должны быть подвергнуты анализу по основным критериям:

Если цель удовлетворяет этим требованиям, то дальнейшая разработка плана не вызовет серьезных затруднений, поскольку успех будет заложен в самом начале этой работы.

5. Методика GTD.

Оригинальный метод, разработанный американским экспертом и консультантом в сфере тайм-менеджмента Дэвидом Алленом. Аббревиатура GTD обозначает «доведение дел до завершения». Данная технология дает четкий алгоритм действий для упорядочивания своей жизни. Рекомендации начинаются с правильной организации рабочего места. В дальнейшем, необходимо упорядочить все свои дела и планы, составив списки при помощи календаря-планировщика:

Согласно методу GTD, для успешного планирования необходимо ответить на такие вопросы:

Упорядочив свои задачи и ответив на перечисленные вопросы, человеку становится гораздо легче составить подходящий план действий и реализовать его.

Что такое ошибка планирования?

Каким бы безупречным ни выглядел план, все равно он не может быть застрахован от ошибок. Сущность их заключается в чрезмерно оптимистичном подходе к прогнозам. Яркий пример – работа, которая занимает полтора часа, вместо запланированных 60 минут. Подобным неточностям подвержены, как индивидуальные, так и коллективные планы.

Основные причины ошибок:

Помимо траты времени, ошибки в планах чреваты потерями финансовых или производственных ресурсов, либо вообще ставят под вопрос реализацию задания. Поэтому, рекомендуется в любой план закладывать определенный «резерв» времени и усилий, позволяющий лавировать в случае непредвиденных обстоятельств или корректировки задач.

Насколько бы серьезным ни было задание, для его реализации потребуется план. Не важно, какого масштаба он будет, на каком носителе окажется записан. Главное, соблюсти все необходимые требования для его подготовки, включая прогноз необходимых усилий и ресурсов. Методов, позволяющих это сделать, много, поэтому стоит внимательно ознакомиться с каждым, чтобы выбрать тот, который подойдет индивидуально.

Источник

Урок 3. Построение плана обучения. Необходимые компетенции

Что такое план подготовки. Смотреть фото Что такое план подготовки. Смотреть картинку Что такое план подготовки. Картинка про Что такое план подготовки. Фото Что такое план подготовкиПланирование – важнейшая составляющая человеческой жизни. Умение грамотно планировать процесс своей деятельности позволяет достигать наибольших результатов максимально быстро и без отвлечения на второстепенные вещи.

В бизнесе планирование способствует достижению стратегических целей, на работе – выполнять планы, продвигаться по карьерной лестнице и повышать уровень дохода, в личной жизни – самореализовываться, личностно расти и достигать нового уровня жизни. Не менее важно планирование и в обучении, тем более, если вы обучаетесь самостоятельно.

Содержание:

Коротко о планировании в обучении

Нужно иметь в виду, что планирование в обучении представляет собой не просто список дел, которые нужно выполнить. Составить план и следовать ему – значит, взять на себя ответственность за своё образование и распределять время наиболее лучшим образом. Если нет плана, всё пускается на самотёк, т.к. в делах и задачах легко запутаться, а что-либо постороннее способно, словно ветер, ворваться в процесс деятельности, навести в ней сумбур и неразбериху, и даже отбить всё желание заниматься обучением. Если же есть план, мы можем чётко распределить время на важные дела и второстепенные, на отдых и общение с близкими людьми, на целенаправленное развитие и приятное времяпрепровождение.

Руководствуясь этими размышлениями, можно выделить следующие преимущества составления плана обучения:

Вы сами выстраиваете процесс своей деятельности, отсекая неразбериху и посторонние вмешательства.
Вы экономите время и силы, не распыляясь на выполнение нескольких дел одновременно.
Вы конкретно знаете, когда и чем вам требуется заниматься.
Вы имеете возможность давать оценку и характеристику общей картине процесса обучения, по причине чего можете производить корректировки в случае необходимости.

Однако на начальных этапах любого планирования люди нередко сталкиваются с некоторыми трудностями, о которых тоже стоит упомянуть.

Для начала, это внутренний дискомфорт, который связан с потерей привычной свободы действий, т.к. если человек придерживается плана, он не может позволить себе оставить начатое невыполненным только потому, что он устал или ему надоело. Но тут важно уметь отличать реальную свободу действий от иллюзорной, за которой прячется лишь привычка удовлетворять свои вредные привычки, например, оставлять важные дела на потом, а более лёгкие и приятные делать в первую очередь. Если это осознать, справиться с внутренним дискомфортом будет намного проще.

А некоторые люди вообще избегают планирования, руководствуясь тем, что якобы у них нет времени на это и они очень заняты. Но дело в том, что здесь играет роль восприятие: любые изменения воспринимаются с трудом, а вести себя гораздо проще в соответствии со старыми моделями. В действительности же, чтобы составить простой, но неплохой план, требуется порядка 10-15 минут, что в итоге позволяет сэкономить массу энергии и времени.

Итак, мы разобрались с тем, почему важно планирование и что оно даёт (о пользе планирования вы также можете почитать здесь). Но решить заниматься собственным обучением по конкретному плану – это только часть дела, причём не самая важная. Основная же сложность заключается в том, как составляется план, ведь у этого процесса есть свои особенности. Рассмотрим этот вопрос детально.

Создание плана обучения: этапы и задачи

Скорее всего, вы знакомы с житейской истиной о том, что счастье запланировать невозможно. В большинстве случаев так оно и есть, т.к. никто не знает, что подстерегает его за «следующим поворотом». Однако когда речь заходит о самостоятельном обучении, от умения планировать зависит львиная доля успеха. Чем чётче будет ваш план, тем под большим контролем вы сможете держать весь образовательный процесс, а также будете видеть, насколько близок намеченный результат – какой объём информации усвоен, и как он усвоен.

Создание плана по самостоятельному обучению подразумевает несколько этапов:

Постановка цели

Задачей первого этапа является составление списка того, какими знаниями вы намереваетесь овладеть и каким навыкам научиться. Для этого нужно понять конечную цель и разделить её достижение на несколько составляющих – например, занятий. Это называется стратегическим планированием – вы детально продумываете каждое занятие и определяетесь с тем, какой результат будет в конце каждого занятия достигнут.

Теперь переходите к тактическому планированию. Суть его заключается в том, что вы самым тщательнейшим образом продумываете те действия, которые будете выполнять во время каждого занятия. Сюда следует включить поиск и обработку информации, о чём мы говорили в предыдущем уроке, её изучение, выполнение проверочных заданий и практических упражнений, если таковые имеются.

Определение времени

Задачей второго этапа является распределение времени, которое вы планируете выделять на самостоятельное обучение. Изначально нужно определить общее количество времени, которое уйдёт на всё обучение, например, полгода. Затем руководствуйтесь теми пунктами плана, которые вы наметили на предыдущем этапе.

К примеру, если вы уверены, что освоите необходимый материал за 360 часов, то получится, что вам нужно заниматься по 3 часа в день 5 дней в неделю: 3 часа * 5 дней 15 часов * 4 недели 60 часов * 6 месяцев 360 часов. Аналогичным же образом можно провести и обратные расчёты, но тут нужно точно знать, за какое время вы освоите материал и каким количеством времени вы вообще располагаете. Например, если знаете, что у вас есть полгода, а материал вы на 100% освоите за 360 часов, то получится: 360 часов/6 месяцев 60 часов в месяц/4 недели 15 часов в неделю/5 дней (ведь 2 дня нужно отдохнуть) 3 часа в день вам нужно заниматься.

Кроме того, очень важно учитывать, что от того количества времени, которое вы отведёте на изучение материала, будет зависеть и объём полученной информации.

Определение методов

Третий этап не менее важен, чем два предыдущих. Его задачей является определить способы и методы, которые вы будете использовать в обучении, а также установить, какие для этого будут использоваться источники информации (Интернет, книги, учебники, пособия, обучающие видео-или аудиоматериалы), устройства и инструменты (ПК, ноутбук, смартфон, тетради, ручки, маркеры, карандаши). Но если с источниками информации и инструментами всё просто, то о методах стоит сказать подробнее.

Традиционно, методы обучения разделяются на три группы:

Организационные методы. Они, в свою очередь, могут отличаться:

Контролирующие методы. Здесь имеется в виду та форма, в которой вы будете осуществлять контроль своего обучения. При самостоятельном обучении рекомендуется устраивать самопроверки.

Стимулирующие методы. Предполагают применение комплекса мер по самомотивации к обучению. Можно использовать различного рода поощрения, к примеру, после продуктивной недели занятий можно позволить себе два полноценных выходных, встречу с друзьями, поход в кино или парк отдыха и т.д.

В дополнение к этим методам, считающимся основополагающими, существуют и вспомогательные. К ним относятся:

1Пассивный метод. Как правило, он подразумевает пассивное восприятие информации, когда, например, преподаватель объясняет ученикам материал, управляет процессом урока и проверяет степень усвояемости информации учениками. Но в нашем случае данный метод не подходит, т.к. речь идёт о самостоятельном обучении. Единственным вариантом применения такого метода может служить использование аудио- и видеоматериалов, когда вы являетесь пассивными слушателями или зрителями.
2Активный метод. Обычно под активным методом обучения понимается активное взаимодействие учащихся с преподавателем. В ситуации же с самостоятельным обучением активный метод находит своё выражение в самостоятельном и независимом поиске и обработке данных, составлении конспектов, использовании ментальных карт, блок-схем и т.п. Сюда же относится самопроверка и контроль следования намеченному плану. Проще говоря, этот как раз наш случай.
3Интерактивный метод. Базируется на взаимодействии учащегося с другими людьми, а также на выполнении различного рода интерактивных заданий и упражнений. К таким можно отнести онлайн-тесты и игры, направленные на самостоятельную проверку своих знаний.

Определившись с методами, переходим к следующему этапу составления плана.

Создание плана

Убедившись в том, что вы успешно прошли три предыдущих этапа, можно начинать составлять сам план.

Для составления плана можно использовать специальные методики (во всех подробностях процесс составления плана изложен на этой странице) или же можно составить простой план, для чего не требуются особые знания.

Отличным примером простого плана является таблица, в графы которой внесены все необходимые данные: сроки, названия занятий и их краткая характеристика, список задач, которые нужно выполнить, пункт проверки и результат. Данная таблица может выглядеть так:

ПЛАН ОБУЧЕНИЯ НА СЕНТЯБРЬ 2015 ГОДА

СРОК ВЫПОЛНЕНИЯ

ДАТА НАЧАЛА

НАЗВАНИЕ

(ХАРАКТЕРИСТИКА)

ЗАДАЧИ

ДАТА ПРОВЕРКИ

РЕЗУЛЬТАТ

Подготовка материала (исследовать материал)

(изучить процесс планирования)

Имейте в виду, что это лишь пример. Вы можете составить таблицу или просто список задач, внести любые пункты и подпункты. Самое главное, чтобы при обращении к своему плану, даже отвлёкшись от обучения на несколько дней, вы сразу же могли увидеть и понять, на каком этапе работы вы находитесь, и что следует делать дальше.

План обучения лучше всего составлять на весь период изучения необходимого предмета. В том случае, если обучение будет долгосрочным (продолжаться несколько лет), нужно составить общий план обучения, а затем разбить его на каждый учебный год. Кроме того, если у вас есть желание построить процесс своего самостоятельного обучения максимально приближенно к государственным стандартам или к стандарту обучения какого-то образовательного учреждения, вы можете изучить Федеральные государственные образовательные стандарты либо найти учебную программу интересующего вас учебного заведения и составить свой план на основе этих документов.

После того как ваш учебный план будет составлен, и вы почувствуете, что готовы приступать к обучению, начнётся основной этап – выполнение плана. Нужно просто пошагово выполнять все его пункты. Но в процессе вы будете получать много новой информации и что-то варьировать. Возможно, у вас появятся интересные мысли по поводу своего обучения и плана, которым вы руководствуетесь. Так или иначе, вы можете столкнуться с небольшим затруднением, а именно: стоит ли безукоризненно следовать своему плану или же можно в нём что-то менять?

Следование плану обучения: да или нет?

Давайте немного поразмышляем на тему следования плану.

Учась в школе или институте, вы не могли не заметить, что по мере изучения какого-либо предмета открываются всё новые его грани, о которых вы изначально и понятия не имели. Сначала предмет рассматривается в общих чертах, затем появляются какие-то новые темы, на которые разделяется весь материал касательно данного предмета. В новых темах тоже есть отдельные пункты и подпункты, о которых обязательно нужно знать, и т.д. и т.п.

Учитывая эту особенность, вы должны иметь в виду, что разработанный вами план обучения всегда можно корректировать. Но и здесь нужно мыслить правильно, и понимать, когда от плана отходить не стоит, а когда можно немного уйти в сторону. В связи с этим, рассмотрим два момента.

Как не уйти от плана?

Вопрос о том, как не уйти от плана, можно разделить на две составляющих.

Первая составляющая касается новой информации, которую вы получаете. Нередко, в процессе изучения предмета внимание может «зацепиться» за что-то, что может показаться более интересным. Это могут быть какие-то научные факты, информация о смежном направлении и т.д. Например, планирование идёт рука об руку с достижением целей, и, изучая тонкости планирования, можно невольно переключиться на новую тему, которая вроде бы и касается основного предмета, но прямо к нему не относится.

В качестве «напоминателя» вы можете использовать записки или стикеры – их можно развесить по дому или прикрепить к компьютеру. Главное, чтобы они были перед глазами и выполняли свою функцию – напоминали вам о главном. Также можно использовать и сам план – всегда держите его рядом и время от времени заглядывайте в него – так фокус всегда будет сохраняться на основной задаче.

Вторая составляющая касается, в большей степени, самодисциплины. Ясное дело, что всем нужно отдыхать и время от времени переключать внимание на другую деятельность. Но это может быть чревато тем, что вы, лишь на время отвлёкшись от своего плана, рискуете вернуться к нему очень нескоро. Следование плану – это самоконтроль. Если же, как говорится, «отпустить вожжи», можно весь день прозаниматься чем-нибудь более приятным, отложить начало работы на «понедельник» и т.п. Этого нужно всеми силами избегать.

Чтобы не попасть в ловушку мнимой усталости, «нехватки времени» или прокрастинации, необходимо уметь мотивировать себя на следование плану. Мотиваторами могут служить цели, которых вы желаете достичь, результаты, к которым вы стремитесь, навыки, которыми желаете овладеть. Нужно постоянно вспоминать о том, к чему вы стремитесь.

Для этого подойдут как те инструменты, о которых мы уже сказали (записки, стикеры), так и всевозможные средства, которые будет напоминать вам о ваших целях, к примеру, фотографии людей, обладающих теми качествами, знаниями и умениями, которыми хотите обладать вы, тематические картинки, фоны рабочего стола на компьютере, будильник на телефоне и т.п. Но самым главным мотиватором (и это важно запомнить) является, конечно же, ежедневная погружённость в деятельность – следование своему плану.

Когда можно отойти от плана?

Уйти от плана немного в сторону можно только в том случае, если по ходу изучения материала у вас возникают вопросы, ответы на которые вы не знаете, но без ответов на которые продолжать эффективное обучение вы не сможете. Подумайте только: если вы изучаете ораторское искусство, вы, непременно, столкнётесь с вопросом поведения на сцене, который непосредственно связан с актёрским мастерством.

А это значит, что для становления профессиональным оратором вам обязательно потребуется овладеть навыком сценического движения. Исходя из этого, от своего плана, который первоначально не подразумевал изучение актёрского мастерства, вы можете немного отойти, уделив, к примеру, одну неделю на изучение основ движения на сцене.

И подобных ситуаций может быть сколько угодно. Главное здесь – понять суть: отходить от намеченного плана можно только тогда, когда требуется изучить дополнительный материал, необходимый для полноценного усвоения основного и не снижающий эффективность самостоятельного обучения.

Важно заметить также, что отход от плана предполагает разовое действие, которое не будет повторяться систематически. Если же на практике вы столкнулись с тем, что ваш план неполноценен или освоение материала невозможно без чего-то, что вы ранее не учли, план следует адаптировать под новые потребности. На деле это несложно, но сказать об этом не будет лишним.

Гибкость в обучении: внесение изменений в план и творческий подход

Процесс обучения, тем более самостоятельного, не следует понимать как нечто перманентное и не допускающее изменений. Осуществляться он всегда должен интуитивно, ведь никто лучше вас не может знать его тонкостей и деталей. Соответственно, если вы столкнулись с тем, что стартовый вариант плана в чём-то неполноценен, а единичные попытки улучшить его не приносят нужного результата, план можно и нужно адаптировать.

Адаптация учебного плана, собственно, и есть применение гибкого подхода к обучению. Адаптировать план означает внести в него такие изменения, посредством которых он станет наиболее эффективным и позволит овладеть изучаемым материалом в полной мере.

Если, например, вы решили изучить тайм-менеджмент, скорее всего, при составлении плана вы могли не учесть, что эта технология организации и управления временем, помимо того, что состоит из специфических систем и обязывает к применению особых инструментов, включает в себя также такие процессы как целеполагание и планирование, и без их изучения овладеть тайм-менеджментом в полной мере никак не получится.

Выход один: адаптировать план – расширить его, включить дополнительные пункты и выделить время на изучение целеполагания и планирования. Так, у вас появятся новые источники информации, новые занятия, новые задания и новые этапы самопроверки, иначе говоря, ваш план будет адаптирован под специфику изучаемого предмета.

Но есть и ещё один нюанс адаптации плана. Заключается он не просто в гибком, а ещё и творческом подходе к обучению. Это значит, что если ещё на этапе составления плана вы не видели, так скажем, общей картины, то по мере занятий вы станете замечать, что для более полного и быстрого освоения материала вам могут потребоваться какие-либо инструменты, о которых вы прежде не задумывались.

К примеру, наиболее важную информацию можно изобразить в виде схемы на магнитно-маркерной доске, чтобы она всегда была перед вашими глазами. Если вы хотите удостовериться в чём-то на практике, то можете собрать дома друзей и провести собственный эксперимент. Не совсем понимая, как тот или иной принцип действует на деле, вы можете отправиться в школу, где учились, найти знакомого преподавателя и попросить его разъяснить непонятные моменты.

Если вам мешают заниматься ваши домашние, вы можете придумать для себя «официальный» урок – пойти в читальный зал библиотеки и провести отведённое на занятие время там, или же вообще организовать себе кабинет для занятий, обозначив пространство подвешенными одеялами или даже листами гипсокартона.

Творческий подход – это применение к процессу обучения нестандартного мышления и креативности: встав лицом к лицу с той или иной проблемой, «включайте мозг» и придумывайте, как её можно решить, если стандартные методы не годятся.

И в заключение урока стоит коснуться тех знаний, умений и навыков, т.е. компетенций, которые могут повысить эффективность самостоятельного обучения и усвоения материала.

Компетенции, необходимые для самостоятельного обучения

Ниже мы представим небольшой список тех компетенций, которыми желательно овладеть перед тем (можно и в процессе), как приступать к самостоятельному обучению, а также укажем ссылки на те страницы нашего интеллектуального клуба, на которых вы можете найти всю необходимую информацию:

Плюс к этому, вы можете воспользоваться и ещё несколькими рекомендациями по самостоятельному обучению.

Мы искренне надеемся на то, что информация, которую вы узнали из третьего урока, сослужит вам хорошую службу в вашем рвении самостоятельно обучаться новому и познавать тонкости любого знания.

В следующем уроке мы более подробно поговорим о том, что такое мотивация в обучении, как и какие нужно ставить цели, чтобы обучение было эффективным, а также затронем вопросы управления временем и расскажем о важности развивать усидчивость и быть открытым новой информации.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только один вариант. После выбора вами одного из вариантов система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *