Что такое план самообразования в доу
Программа самообразования воспитателя
МАРИНА СМИРНОВА
Программа самообразования воспитателя
Чтобы выполнить большой и важный труд,
необходимы две вещи:
ясный план и ограниченное время».
План самообразования воспитателя входит в обязательную часть дополнительного развития педагога. Сами воспитатели относятся к подобным планам негативно, называют их «бумаготворчеством, бесконечной и пустой тратой времени, тогда как хочется просто работать с детьми». Несмотря на это, план помогает систематизировать работу воспитателя, отражает результативность его деятельности, позволяет выработать перспективу дальнейшего профессионального роста. В плане содержится программа методической деятельности на один или несколько лет
При подготовке плана самообразования у педагога возникает много вопросов. Первая проблема, с которой сталкивается воспитатель — это выбор темы. «У меня проблема с выбором темы по самообразования! Не знаю, что хочу! Помогите!». Такие крики о помощи можно часто встретить на форумах для педагогов дошкольного образования.
Тему предлагает методист или старший воспитатель. Ее также можно выбрать самостоятельно. Здесь важно определиться, как вы планируете развиваться и самообразовываться в ближайшие годы. Помните, вы всегда можете предложить свою тему, обосновав ее актуальность и практическую значимость для улучшения образовательного процесса в саду.
Следует учитывать, что темы можно условно разделить на две категории. В зависимости от того, какой вариант вы выберете,будет строиться вся ваша дальнейшая образовательная деятельность:
• Воспитатель планирует работу над темой на несколько лет. То есть каждый последующий год педагог дорабатывает старую тему, привнося в нее новые идеи, наработки. Срок работы над одной и той же темой варьируется в разных садах – от 3 до 5 лет.
• Каждый год воспитатель выбирает новую тему.
Если вы придерживаетесь второго варианта, то работу можно строить проектным методом, более узко, соответственно возрасту детей. В этом случае тема в последующие годы будет звучать так,к примеру: «Использование блоков Дьенеша в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста» (пополнение знаний по уже имеющемуся опыту).
Тема должна затрагивать актуальные вопросы дошкольного образования и быть перспективной.
Как выглядит план самообразования воспитателя?
План работы по самообразованию,или План профессионального роста выглядит следующим образом:
Тит.Лист: Программа самообразования педагога на___год.
Консультация «Составление плана по самообразованию»
Ангелина Шагинян
Консультация «Составление плана по самообразованию»
Введение.
Самообразование – процесс сознательной, самостоятельной, познавательной деятельности с целью совершенствования каких-либо качеств или навыков.
Преподаватель может совершенствовать свой педагогический опыт по различным направлениям:
— в профессиональной сфере (знание своего предмета);
— в области методики преподавания (овладение современными технологиями, новыми формами и методами обучения и т. д.);
— в сфере педагогической психологии и т. п.
Для педагогической деятельности на современном уровне требований общества необходимо постоянно обновлять и обогащать свой профессиональный потенциал.
Повышение квалификации – условие жизни в современном мире. В наши дни невозможно один раз получить специальность, а потом только реализовывать свои знания и умения. Мир не стоит на месте. Он подобен лифту, который всё время движется вверх. Если ты остановился, разрыв будет только увеличиваться. Хороший специалист сегодня уже может оказаться невостребованным завтра.
Процесс профессионального самовоспитания чрезвычайно индивидуален. Однако в нем всегда можно выделить три взаимосвязанных этапа:
Как показывает практика, далеко не все преподаватели способны самостоятельно проявлять инициативу с целью переосмысления и перестройки своей деятельности. Они нуждаются в помощи по вопросу формулирования темы, составления плана, определения перспективности своей деятельности. Педагоги часто задаются вопросами:
— Что обеспечивает успех моей деятельности?
— Что влияет на ее результат?
— Какова цель моего педагогического труда?
— Каков должен быть результат? Как его измерить?
— Как перевести педагогические идеи, задачи на практический уровень?
Ведущая роль в организации самообразования принадлежит методической службе.
Системная работа по организации самообразования начинается с аналитической работы, то есть с диагностики. Это позволяет выявить как слабые, так и сильные стороны психолого-педагогической и общекультурной готовности педагогов к самообразованию.
1. Факторы, влияющие на выбор темы по самообразованию1) Ежедневная работа с информацией.
Педагог самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности. Источники знаний следующие:
— Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.).
— Видео, аудио информация на различных носителях.
— Семинары и конференции.
— Мероприятия по обмену опытом.
— Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты и т. д.
— Курсы повышения квалификации.
2) Желание творчества.
Преподаватель – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего, когда работа будет интересной и доставит удовольствие.
3) Изменения, происходящие в жизни общества.
Эти изменения в первую очередь отражаются на учащихся, формируют их мировоззрение, и соответственно, очень часто, формируют образ преподавателя как «несовременного человека».
4) Общественное мнение.
Преподавателю небезразлично, считают его хорошим или плохим. Плохим быть обидно.
5) Материальное стимулирование.
Категория преподавателя, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки, а может быть даже звания и правительственные награды – все это зависит от квалификации и мастерства преподавателя. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.
Учиться просто интересно. Говорят: «Врач, исцелися сам!» Как человек, который ежедневно учит, не будет постоянно учиться. Вправе ли он тогда вообще быть педагогом?
2. Функции самообразования:
— компенсация недостатков полученного образования;
— постоянная адаптация в профессиональной деятельности, которая меняется, к ее технологиям;
— непрерывное развитие творческого потенциала личности.
3. Алгоритм работы преподавателя по самообразованию может быть следующим:
4. Рекомендации по составлению индивидуального плана работы по самообразованию педагогов.
4.1. Структура плана по самообразованию
1) Информационно-подготовительный этап (вводно-ознакомительный) включает в себя:
— изучение научно-методической и учебно-методической литературы;
— изучение периодической печати;
— знакомство с работами других педагогов;
— ведение собственной картотеки литературы и периодической печати по теме.
2) Практический этап включает:
— составление картотеки игр и упражнений по теме, над которой работает;
— разработка схем, моделей, алгоритмов по теме самообразования;
— разработка конспектов занятий;
— разработка рекомендаций, памяток для педагогов и родителей, подготовка консультаций по теме;
— разработка и апробирование работы по конкретному разделу программы – составление календарно-тематического плана и подбор методов, приемов для развития обучающихся;
— разработка опросников для диагностирования обучающихся;
— создание фотоальбомов или видеофильмов по проблеме, над которой работает педагог;
— создание собственных методических пособий, атрибутов;
— участие в работе конференций, семинаров.
3) Итоговый этап (отчет) в следующих формах:
— выступления на педсоветах, методических объединениях, конференциях по обмену и обобщению педагогического опыта.
— участие в конкурсах «Педагог года» «Мастер года»;
— внедрение в педагогический процесс проектов, образовательных программ, методических пособий;
— ознакомление коллег с новинками методической литературы по теме самообразования (проблеме);
— неделя педагогического мастерства;
— анализ взаимопосещений, видеоматериалов;
— выставки работ педагогов и детей по темам самообразования.
4.2. Организация работы по самообразованию
Важным условием самообразования является правильно организованная и проводимая работа по самообразованию. Продолжительность работы по теме самообразования может быть учебный год или достаточно длительный период – 2 – 3 года.
Темы для самообразования педагогами могут подбираться с учетом индивидуального опыта и профессионального мастерства. Они всегда связаны с прогнозируемым результатом (что мы хотим изменить) и направлены на достижение качественно новых результатов работы. Тема для самообразования выбирается педагогом, исходя из его затруднений по какому-либо направлению работы или в соответствии со сферой его интересов.
4.2.1. Рекомендации по выбору темы по самообразованию.
В процессе активизации деятельности педагогов по самообразованию важна реализация дифференцированного подхода в определении основных направлений профессионального развития. Непрерывному повышению профессионального мастерства педагогов способствует правильно организованная работа по самообразованию.
4.2.2. Цели самообразования:
— повышение профессиональной компетентности;
— расширение педагогических и психологических знаний
— углубление знаний по методике учебных предметов;
— овладение достижениями педагогической науки, передовой педагогической практики;
— повышение общего культурно уровня преподавателя.
Для молодых специалистов:
— адаптация педагогической деятельности,
— осознание целей и ценностей личностно-ориентированной модели воспитания;
— обучение и развитие, формирование основ педагогического мастерства.
Для преподавателей, которые работают больше 5 лет:
— усвоение технологического цикла профессиональной деятельности;
— овладение способами проектирования и программирования учебно-воспитательного процесса с целью повышения его эффективности;
— формирование умений анализировать научно-методическую литературу;
— применение полученных знаний на практике, активизация творческих способностей.
Для опытных, творческих преподавателей:
— актуализация способностей к перепроектированию личной деятельности в контексте тенденций развития психолого-педагогической науки;
— проявление творческого потенциала педагога;
— развитие исследовательской деятельности.
4.2.3. Требования, которые необходимо учитывать при выборе темы по самообразованию:
— учёт достигнутого уровня деятельности, интересов и требований педагогов;
— тесная связь с конкретными научено-педагогическими исследованиями и рекомендациями, с педагогическим опытом других учреждений.
4.2.4. Проблемы организации самостоятельной работы и пути решения
К сожалению, не всегда и не все педагоги владеют навыками самостоятельной работы. Наиболее часто возникают следующие проблемы:
— не могут определиться с темой по самообразованию, выделить её актуальность;
— не могут правильно сформулировать тему самообразования;
— при подборе литературы теряются в её изобилии, затрудняются в правильном выборе;
— при работе с методической литературой не могут глубоко осмыслить прочитанный материал;
— не могут сформулировать цель и задачи работы.
Таблица. Пути решения обозначенных проблем
Не могут определиться с темой самообразования.
— Выделите из многообразия проблем, которые вытекают из наблюдений за обучающимися (результатов диагностики, анализа работы) ту, которая является для Вас главной и решение которой могло бы дать устойчивый положительный результат.
— Определите актуальность данной проблемы, перспективность и практическую значимость для повышения образовательного процесса.
Не могут правильно сформулировать тему самообразования, выделить ее актуальность.
Формулируйте темы по схемам:
— ЧТО-ТО как условие развития ЧЕГО-ЛИБО;
— ЧТО-ТО как средство формирования ЧЕГО-ЛИБО;
Формулировка от указания на исследуемый процесс и на условия, в которых он изучается:
Самообразование воспитателя в ДОУ по ФГОС до
Светлана Шипунова
Самообразование воспитателя в ДОУ по ФГОС до
Самообразование воспитателя в ДОУ по ФГОС: темы и план работы
Как выбрать тему по самообразованию воспитателя по ФГОС ДО?
Даже далёкому от образовательной деятельности человеку понятно, что педагогам нельзя стоять на месте, ведь от них зависит качество образования детей, поэтому они должны двигаться вперёд, развиваться и самосовершенствоваться.
Самообразование становится неотъемлемой составляющей профессионального роста и совершенствования педагогических работников всех уровней образования. Педагогам ДОУ для совершенствования навыков и компетенций следует знакомиться с новыми исследованиями в области педагогики и детской психологии, изучать опыт коллег и повышать общую эрудицию. Главное, чтобы человек сам захотел научиться чему-то новому и освоить новые компетенции.
В самообразовании ученик одновременно является и учителем, сам несёт ответственность за процесс обучения и сам устанавливает правила обучения. Чтобы самообразование принесло плоды, необходимо составить подробный план самообучения. Всё-таки в основе любого обучения, в том числе и самообучения, должна лежать система, чтобы все знания укладывались в целостную картину.
Начните с анализа условий вашего ДОУ для определения ресурсов, методик и технологий, которые вы будете использовать в процессе самообразования. Затем определите собственный уровень подготовки. Будьте критичны. Выявление сильных и слабых сторон поможет вам составить план самообразования.
После этого воспитатель должен определить цель самообразования, каких результатов он хочет добиться. Чётко представляя конечный результат, вам будет легче обозначить шаги для достижения цели.
Здесь отлично подойдёт технология SMART,по которой цели должны быть:
• S (specific) – конкретными. Чем яснее вы представите себе конечный результат, тем легче его достичь.
• M (measurable) – измеримыми. Подберите критерии достижения цели, показатели прогресса.
• A (achievable) – достижимыми. Учитывайте свои возможности и реалии современного мира. Не стремитесь прыгнуть выше головы.
• R (realistic) – актуальными, соответствующими реалиям современного мира.Задайте себе вопрос: зачем нужно выполнить эту задачу? Почему она важна?
• T (Time-related) – ограниченными по времени. Укажите конкретный временной промежуток. Не торопитесь и ставьте реальные сроки.
Затем стоит подобрать необходимый обучающий материал. Информация должна быть доступна для восприятия, соответствовать данным современной науки и запросам времени. После чего, исходя из цели, составляется план работы.
Построение плана самообразования воспитателя
Составить план и действовать по нему – значит, взять всю ответственность за обучение на себя. Грамотное планирование позволит оптимально распределить время и добиться запланированных результатов максимально быстро.
План по сообразованию воспитателя в ДОУ:
1. Постановка цели и определение задач.
3. Учебная деятельность – изучение методической литературы по выбранной теме.
4. Практическая деятельность – подготовка и проведение занятий с воспитанниками.
5. Подведение итогов – заполнение отчётной папки данными о прогрессе, организация выставки детских работ, презентация итогового доклада на педсовете, методическом семинаре или педагогической конференции.
Как выбрать тему для самообразования?
Выбор темы по самообразованию для воспитателей детского сада по ФГОС – профессиональная задача каждого педагога ДОУ. Мы живём в быстро меняющемся мире, у современных детей другие потребности, чем у прошлых поколений, поэтому у образования появляются новые задачи. Для решения этих задач воспитателям необходимо знакомиться с новыми исследованиями в области дошкольной педагогики и детской психологии, передовым опытом коллег и совершенствовать мастерство.
При выборе темы можно опираться на направления развития ребёнка по ФГОСдошкольного образования:
Примерные темы по самообразованию для воспитателей в ДОУ по ФГОС
В основе этого списка примерных тем лежит игра – это основной способ познания ребёнком окружающего мира. Исходя из этого, темы по самообразованию по ФГОСмогут быть следующими:
• Социализация младших дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры.
• Игра как средство общения дошкольников.
• Обогащение сюжета детской игры путём знакомства с окружающим миром.
• Дидактическая игра как форма обучения детей основам математики.
• Игра как средство образовательной деятельности.
• Театрализованная игра в развитии речи младших дошкольников.
• Использование дидактических игрна занятиях по развитию речи в среднем дошкольном возрасте.
• Дидактическая игра как средство художественно-эстетического воспитания.
• Воспитание художественно-эстетическоговкуса детей через народные игры.
• Подвижная игра как средство развития моторики у детей дошкольного возраста.
• Роль подвижных игр в физическом развитии и укреплении здоровья ребёнка.
Кроме тем по конкретному направлению,можно выбрать тему о работе дошкольной образовательной организации в целом:
•Качество дошкольного образования: критерии оценки
• Моделирование развивающей среды в ДОУ;
• Организация сетевого взаимодействия ДОУ с другими организациями.
Выбрав тему, переходите к анализу отобранного по теме материала. Материалом для самообразования служит не только научная литература, но и видеозаписи вебинаров, лекций, статьи в журналах, посвящённых образованию и педагогике. Изучая материал, выделяйте ключевые тезисы, идеи и суждения автором. Например, выбрав тему «Моделирование развивающей среды в ДОУ», педагог обращает внимание на особенности организации развивающей предметно-пространственной среды, требования ФГОС к организации и роль среды в учебно-воспитательном процессе. Затем отобранные идеи апробируются на практике на занятиях с дошкольниками.
Возможные проблемы в самообразовании и пути решения
1. Тяжело определить и сформулировать тему.
Выявите проблему, которая вас интересует. Используйте наблюдения за воспитанниками, анализ проведённой работы и результаты педагогической диагностики. При формулировке темы обращайте внимание на ФГОС и образовательные программы.
2. Трудно подобрать необходимую методическую литературу.
Чётко определите для себя круг вопросов, на которые ищете ответ. Начинайте поиск с традиционных методик и классических педагогических трудов, затем переходите к рассмотрению современных технологий и опыта коллег. Просмотр оглавления и аннотации поможет быстрее сориентироваться в содержании книги.
3. Трудно осмыслить прочитанный материал.
Для лучшего усвоения информации используйте конспекты, ментальные карты и блок-схемы. Конспектирование предполагает выделение главных фактов, мысли и понятия – это поможет систематизировать информацию. Ментальные карты или интеллект-карты – это метод графического структурирования информации, при котором понятия, задачи, факты изображаются как древовидная схема. Блок-схемы представляют собой графическое изображение информации в виде взаимосвязанных блоков. Профессиональное самообразование не сводится к формальному заполнению отчётов и подготовке докладов. Цель работы по самообразованию педагога ДОУ заключается в раскрытии творческих способностей, повышении уровня мастерства и развитии личностных качеств.
Инновационные формы взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя в контексте ФГОС В современной системе дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС приоритетное значение отдаётся личностному развитию ребёнка.
Консультация для воспитателей ДОУ на тему: «Трудовое воспитание в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО» Консультация для воспитателей ДОУ на тему: «Трудовое воспитание в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО» Подготовила воспитатель- Прасолова Елена.
Консультация для воспитателей «Самообразование педагогов в ДОУ» Консультация для воспитателей «Самообразование педагогов ДОУ». Я чувствую себя вправе сказать: да здравствует самообразование.
Консультация «Самообразование педагогов в ДОУ» Советы по организации самообразования Развитие личности педагога неразрывно связано с его стремлением к самостоятельному обогащению своих.
Реализация ФГОС в работе воспитателя (из опыта работы) С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Понимая актуальность введения.
Самообразование педагогов ДОУ Советы по организации самообразования Развитие личности педагога неразрывно связано с его стремлением к самостоятельному обогащению своих.
Самообразование «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях ФГОС» Актуальность выбранной темы В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем общества является состояние духовного, нравственного.
Самообразование «Инклюзивное образование в системе дошкольного образования в условиях внедрения ФГОС» «Инклюзивное образование в системе дошкольного образования в условиях внедрения ФГОС ДО». 1. Актуальность инклюзивного образования в ДОУ.
Самообразование воспитателя логопедической группы «Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста» Самообразование воспитателя логопедической группы на 2018 – 2019 учебный год Тема: Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного.
Самообразование воспитателя по экологическому воспитанию в средней группе «Развитие экологических представлений у детей» Тема самообразования: «Развитие экологических представлений у детей среднего дошкольного возраста». Цель: формирование экологической культуры.
Самообразование, саморазвитие
Учитель и воспитатель относятся к категории тех профессий, которые требуют постоянного самообразования и самосовершенствования. К примеру, никто не будет спорить с тем, что сегодняшние дети – совершенно другие, чем в прошлые десятилетия. Мы, понимая это, строим свою работу с ними по-иному, чем это делали учившие нас педагоги. И во всём остальном также стараемся идти в ногу со временем. Узнавая новое, делясь полезным опытом, творим, дерзаем, создаём. Учим других и учимся сами.
На страницах этого раздела собраны готовые планы, отчёты и программы по самообразованию. Они содержат актуальный и перспективный опыт Ваших коллег по данному вопросу. Уверены, что он будет полезен и Вам.
Строим своё самообразование, используя положительный опыт коллег.
Содержится в разделах:
Включает в себя разделы:
План самообразования учителя-логопеда «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР» Год от года возрастает количество воспитанников с речевыми нарушениями, усугубляется степень проявления речевого дефекта, поэтому проблема стимулирования речевого развития весьма актуальна. В процессе общения с окружающими, сверстниками и взрослыми речь ребенка формируется.
План по самообразованию для педагога для улучшения навыков работы Согласно ФГОС воспитатели должны непрерывно развиваться в сфере педагогики и психологии, чтобы улучшать рабочие навыки и использовать только современные приемы и методы. Но из-за занятости или отсутствия понимания, что нужно делать, многие из нас относятся к самообразованию как.
Публикация «Экспериментирование как средство познавательного развития детей. » План по самообразованию Тема: «Экспериментирование как средство познавательного развития у детей старшего возраста» Актуальность темы Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружа-ющего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий.
Формирование самообразования у детей дошкольного возраста в парадигме трудового воспитания в условиях поликультурного региона Дошкольный возраст – это значимый период в жизни детей, так как от рождения до школы они проходят очень важный путь развития. Это период не только физического роста, но и психического, социального. Формирование ребенка как личности происходит под воздействием окружающего его.
План по самообразованию «Театрализованная деятельность как средство социализации детей младшего дошкольного возраста» Цель: формирование опыта социальных навыков поведения детей младшего дошкольного возраста, воспитание раскрепощенного, социально активного дошкольника средствами театрализованной деятельности. Задачи: 1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу. 2.
План по самообразованию на тему «Формирование речевого развития детей раннего возраста через культурно-гигиенические навыки» План по самообразованию на тему:»Формирование речевого развития детей раннего возраста через культурно-гигиенические навыки». Мария Мошникова План по самообразованию на тему: «Формирование речевого развития детей раннего возраста через культурно-гигиенические навыки в группе.
Статья «План самообразования «Развитие мелкой моторики у детей старшего. » План самообразования педагога Косьян Елены Владимировны на 2021-2022 учебный год. Тема: «Развитие мелкой моторики у детей старшего возраста» Цель: развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей старшего дошкольного возраста через использование разнообразных форм.
«Сохранение и развитие родного языка как средство формирования полноценной языковой личности». План самообразования Индивидуальный план профессионального развития Васильевой Лидии Фёдоровны на межаттестационный период 2021-2026 гг. Тема самообразования педагога: «Сохранение и развитие родного языка как средство формирования полноценной языковой личности» Актуальность Овладение родным языком.
План самообразования на тему «Использование развивающей игры для ФЭМП у детей младшего дошкольного возраста» План самообразования на тему «Использование развивающей игры для формирования элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста». Актуальность выбранной темы Математику уж затем учить следует, что она ум в порядок приводит. М. В. Ломоносов.