Что такое план тестирования
говориМ о тестировании
простым языком
Тест план: как составлять
Форматы
Отображать тест план можно разными способами:
Преимущества схематических тест планов:
— Позволяют визуально представить запланированный процесс,
— Просты в использовании,
— Гибкие к внесению изменений,
— Содержат самую основную информацию, что позволяет в значительной степени сократить время на планирование.
Рекомендации по написанию
Что должен содержать хороший тест план:
Описание объекта тестирования: системы, приложения, оборудования.
Список функций и описание тестируемой системы и её компонент в отдельности.
Стратегия тестирования, а именно: виды тестирования и их применение по отношению к объекту тестирования.
Последовательность проведения работ: подготовка (Test Preparation), тестирование (Testing), анализ результатов (Test Result Analisys) в разрезе запланированных фаз разработки.
Готовность тестовой платформы (тестового стенда), законченность разработки требуемого функционала, наличие всей необходимой документации и т.д.
Результаты тестирования удовлетворяют критериям качества продукта: требования к количеству открытых багов выполнены, выдержка определенного периода без изменения исходного кода приложения Code Freeze (CF), выдержка определенного периода без открытия новых багов Zero Bug Bounce (ZBB) и т.д.
Ответив в своем тест плане на вышеперечисленные вопросы, можно считать, что у вас на руках уже есть хороший черновик документа по планированию тестирования.
Далее, чтобы документ приобрел более менее серьезный вид, можно дополнить его следующими пунктами:
Структура
Обычно детальный тест план занимает от пары страниц до нескольких десятков. Это если мы говорим о его визуализации в виде документа. Общая структура тест плана не зависит от его объема или формата визуализации. Достаточно заменить слово «страница» из структуры ниже на слово «ветка» и мы сможем с легкостью перенести данную структура на майнд-марту.
1-я страница:
— шапка (логотип и адрес компании),
2-я страница:
— история документа, которая представляет собой таблицу изменений. Эта таблица содержит столбцы: дата, версия, описание, автор.
3-я страница:
4-я страница и далее:
— операционные системы, браузеры,
— критерии начала тестирования,
— критерии выхода из тестирования,
Предпоследняя страница:
— сколько человеко-часов планируется на различных этапах (дата начала и окончания). Например, на тест-дизайн, выполнение тестов, анализ тестирования, отчеты.
Последняя страница:
— выводы и рекомендации.
Также в тест план могут входить следующие данные:
— жизненный цикл бага,
— ссылки на документы или стандарты,
Рецензия и утверждение
Для увеличения ценности тест плана рекомендуется проводить его периодическое рецензирование со стороны участников проектной группы. Это можно сделать просто договорившись между собой или же реализовать в виде «процедуры утверждения». Примерный список участников проектной группы:
Каждый из перечисленных участников проекта перед утверждением проведет рецензию и внесет свои комментарии и предложения, которые помогут сделать тест план более полным и качественным.
Шаблоны и примеры
Каждая методология или процесс диктуют свои форматы оформления планов тестирования.
Шаблоны ниже помогут понять, какой формат больше подходит для вашего проекта и как вообще составлять тест план. А готовые решения, возможно, натолкнут вас на какие-то мысли или помогут лучше понять смысл составления данного документа.
Обычный документ
Шаблоны, которых можно придерживаться:
Майнд-карта (mind map)
Несколько примеров, как именно можно использовать майнд-карту
Дашборд
Подобный структурный вид позволит понять, что конкретно мы намерены тестировать. С помощью цвета можно привлечь внимание к определенным областям.
Excel или другая таблица
В таблице можно запросто отобразить любые списки тестов или описание сценариев, с которыми мы намерены работать на данном проекте.
Доска для записей – Trello
Тут не только можно будет прописать все задачи, но и следить за ходом их выполнения.
Создание тест плана повышает качество продукта за счет перечисления деталей и списка проверок, а также позволяет проанализировать, насколько успешно были проведены все этапы тестирования.
Нет четкого шаблона, по которому необходимо писать тест план. Можно взять за основы шаблоны, которые рассмотрены в статье. А можно создать свой собственный.
Какой шаблон или вид вы бы не выбрали, главное только то, что тест-план должен выполнять свою задачу. А именно, описать весь объем работ по тестированию и быть понятным и читабельным.
Тестовая документация и анализ требований
В преддверии старта курса «Game QA Engineer» публикуем текстовую расшифровку онлайн-интенсива, который провела Надежда Чертовских — руководитель отдела QA в компании BeresnevGames и преподаватель OTUS.
Цели интенсива:
познакомиться с основными видами тестовой документации;
проанализировать документ от game-дизайнера;
попрактиковать составление чек-листа.
Для начала давайте обсудим такой животрепещущий вопрос: почему сегодня на курсе «тестировщик игр» мы обсуждаем документацию?
Как тестировщик, который целый день только в игры играет и сообщает разработчикам об обнаруженных ошибках, связан с документацией? Какая вообще работа у тестировщика игры? Какие у тестировщика могут быть документы?
Существует распространённое заблуждение, что тестировщик игр целый день только и делает, что в игры играет. Но на самом деле это не так. Тестировщик в геймдеве точно такой же тестировщик, как и в любой другой сфере, и работает точно по такому же принципу, но продукт у него не web-страничка, не application на операционной системе, а игра (мобильная, консольная, десктопная).
Тестирование может быть автоматизированным и ручным
На интенсиве мы поговорим в целом об артефактах тестирования, с которыми работает тестировщик:
План тестирования (Test Plan)
Тест-кейс (Test Case)
Баг-репорт (Bug Report)
Отчёт о тестировании (Test Report)
Из этого мы можем сделать вывод, что тестировщик не только читает требования, которые подготовили к продукту, но и сам генерирует документы.
В ходе интенсива мы более подробно поговорили о 6 типах документов, которые перечислили выше, обсудили, какие из них полезные, какие используются чаще, какие меньше и составили чек-лист по требованиям.
План тестирования
План тестирование (далее ПТ) или тест-план – это большой документ, который чаще всего описывает весь объем работ по тестированию проекта либо части проекта (например, релиза или предрелизного билда). ПТ описывает, что будет тестироваться, в какие сроки, какими инструментами, какая команда, обязанности и ответственности каждого члена команды. Также часто в ПТ включается стратегия тестирования, график релизов на несколько ближайших спринтов. В зависимости от команды бывает разная степень детализации ПТ и его могут делать разные люди в команде. В каких-то компаниях ПТ делает менеджер, в каких-то middle-тестировщик, либо senior-тестировщик, либо тимлид отдела тестирования.
Всё, что мы далее обсудим по документам, которые генерирует тестировщик, может отличаться от компании к компании, от команды к команде. В зависимости от команды и компании форм-фактор всех документов может быть либо уже обговорён и установлен, либо, если вы приходите первым QA специалистом на проект, то вы сами устанавливаете, как удобно вам.
Форм-фактор у тест-плана может быть разный (схема, интеллектуальная карта и т.д.) и зависит от того, как команде будет удобнее взаимодействовать с документами.
Чаще всего ПТ требуется именно для людей, которые принимают решения по проекту, чтобы они поняли, что в следующий момент мы делаем: релизим билд или нужно подвинуть сроки, добавить к тестированию, убавить к каким-то другим срокам. И лучше всего не делать ПТ огромным, чтобы человек, который будет его читать, смог осилить весь объём. Если посмотреть примеры тест-планов в интернете — часто это одностраничная схема, чтобы все в общем и целом понимали, какой объем тестирование предстоит. Обычно план тестирования делается до начала тестирования и до момента релиза.
Таким образом План тестирования:
описывает стратегию тестирования, цели, график, оценку, результаты, а также ресурсы необходимые для тестирования;
имеет разную степень детализации;
имеет разный форм-фактор;
составляется не более, чем на 2-х страницах;
составляется до начала тестирования.
Пример тест-плана с сайта с сайта www.guru99.com
Тест-кейс
Тест-кейс можно сравнить с рецептом — это последовательность шагов, которые приводят к какому-то результату. Тест-кейс лучше не делать избыточным. Тестировщики чаще всего хорошо знают свой проект, поэтому досконально писать тест-кейс нет необходимости. Тест-кейс должен быть краткий и понятный, так чтобы другой тестировщик, либо другой специалист в команде смог быстро пройти по нему и проверить, что все происходит так, как нужно.
Тест-кейсы можно формировать в последовательный сценарий, чтобы проверить, как игрок пройдет по этому функционалу от начала до конца.
Тест-кейсы можно группировать в смысловые блоки.
Например, если в игре запускается какой-то ивент, формируется набор тест-кейсов для проверки этого ивента.
Тест-кейсы лучше писать по требованиям гейм-дизайнерского документа. Но, если функционал уже готов, а требований тест-кейсов по нему не написано, можно написать уже по факту. Лишним не будет.
Составляющие тест-кейса:
идентификатор (уникальный номер, по которому вы сможете найти этот тест-кейс и на него сослаться);
название сценария (какое-то краткое, но ёмкое);
ссылка на требования ГДД;
предусловия (опционально, если они требуются для тест-кейса);
фактический результат (опционально).
Пример тест-кейса
Чек-лист
Чек-листы можно сравнить со списком покупок, который мы формируем на проверку. Например, чек-лист на Smoke-тест, чтобы проверить, что игра запускается и весь функционал, который должен в игре отрабатывать отрабатывает, иконка приложения соответствует иконке нашего приложения. Также чек-лист может быть составлен на регрессионное тестирование и даже на тестирование требований.
Чек-листы чаще всего составляются без детализации и их можно скомпоновать в наборы и проверять тоже для любого функционала либо нового, либо регрессионного.
Чек-листы лучше сразу писать по требованиям (геймдизайнерскому документу) перед стартом тестирования функционала или по итогу.
Небольшой пример из игры нашей студии: есть поле для ввода имени питомца и есть несколько условий на этом поле: имя питомца должно состоять из более чем 2 символов и только в этом случае кнопка из серой неактивной станет зеленой активной и можно будет питомца наименовать. Мы начинаем формировать чек-лист к этому полю если количество символов больше 2 то кнопка принять становится активное, если меньше 2 не активно. Первые 2 пункта чек-листа, которые можно проверить.
На скриншоте мы видим, как игрок из Китая захотел назвать питомца очень коротким ёмким именем и, к сожалению, не смог это сделать и обращался в тех. поддержку. В результате ему пришлось выдумывать более длинное имя.
Ссылка на mindmap чек-лист для мобильной игры:
Баг-репорт
Баг-репорт оформляется, когда баг уже локализован и его можно повторить. Если баг плавающий, нужно пытаться его повторить или занести в систему, где фиксируются баги, как плавающий баг. Ключевой момент, что баг можно повторить и воспроизвести, только тогда его заносят в систему с багами, где хранятся баг-репорты. Если создать и оформить какой-то баг, и разработчик не сможет его воспроизвести, то тут появится множество вопросов.
Поэтому лучше всего сразу проверить на нескольких устройствах, если это возможно и посмотреть на разных операционных системах, на разных разрешениях экрана, то есть максимально локализовать проблему.
В баг-репорте обязательно должны быть:
Подробное описание проблемы – что, где, когда случилось.
Важность дефекта, который указывает тестировщик, а уже приоритет по исправлению этой ошибки указывает менеджер либо команда из разработчиков.
Условия воспроизведения – версия игры, версия операционной системы и другие уникальные условия, которые могут помочь разработчику быстро найти баг, устранить и передать задачу на тестинг.
Алгоритм воспроизведения – пошаговые предусловия предусловия, которые необходимы для воспроизведения бага.
Доказательства – скрины, видео, логи с устройств.
Скриншоты из разных систем, в которых баг-репорт можно вести. В разных компаниях в разных командах условия могут быть абсолютно разные, и где хранятся баг репорты — также зависит от компании.
Отчет о тестировании
Отчет о тестировании пишется, когда функционал уж проверен и релиз либо предрелиз показывает итог проделанной работы.
Отчет о тестировании может быть представлен как текст, таблица, график или диаграмма, если это позволяет инструмент.
Составляющая отчёта о тестировании:
Кто тестировал (состав команды).
Когда тестировал (даты проведения тестов).
Как тестировал (процесс тестирования, описание применяемых методов и технологий).
Какие возникли проблемы и как решились.
Инструкция
Инструкцию можно писать до, во время или после тестирования. Инструкцию никогда не поздно написать. Это помогает как новичкам, так и коллегам, которые работают в одной команде. С помощью инструкции можно быстро сориентироваться в проекте.
Например, вышел новый функционал. Лучше написать инструкцию, как этот функционал проверить, как переключаться, если проверка нового функционала подразумевает переключение между версиями или предусматривает какой-то сложный алгоритм проверки. Это экономит время на объяснения, когда требуется делегировать задачу либо в команду пришел новый человек и нужно его обучить.
Также инструкция помогает выгрузить старое и не потерять. Скорость выпуска релизов в геймдеве довольно высокая и часто есть необходимость вернуться к старому функционалу, который ранее уже тестировался, но прошло какое-то время и тестируется новый функционал, а нужно вернуться к проверке того старого. Поэтому лучше всего, чтобы было прописано, как тестировать, где тестировать, что и куда переключать. Лучше всего все в картинках, гифках или видео. Сегодня современные инструменты всё это позволяют сделать быстро и без проблем. Также ели есть возможность сохранять какие-то состояния проекта, состояния продукта, то лучше где-то всё это фиксировать и выкладывать в общем доступе.
Инструкции лучше писать сразу. Это позволяет избежать множество проблем в дальнейшем.
Где хранить:
Google Docs, Google Sheets
Zephyr, Test Management for Jira
Геймдизайнерский документ (ГДД, диздок)
В геймдизайнерском документе гейм-дизайнер пишет требования к продукту или к отдельному функционалу.
Детализация у геймдизайнерского документа может быть разная. Форм-фактор также может быть разным.
Существует несколько способов проверки требований к игре: по принципу Что? Где? Когда? или по принципу проверки на полноту, однозначность, непротиворечивость, тестируемость, необходимость, осуществимость.
После того как геймдизайнерский документ готов лучше всего, если его прочитают и вместе обсудят специалист по тестированию, разработчик и сам гейм-дизайнер.
Тестировщику в этом случае следует задавать следующие вопросы: не противоречит ли те требования, которые гейм-дизайнер написал, функционалу, который сейчас есть, не будут ли нововведения противоречить наративу, функциям и механикам, которые есть в игре сейчас.
Требования геймдизайнерского документы должны пониматься всеми однозначно, что исключает какого-либо двоякого толкования.
Важно смотреть на полноту содержания: все ли условия предусмотрены, все ли сценарии, которые могут возникнуть у игрока в связи с новым функционалом продуманы.
Разработчик смотрит на возможность реализации ГДД.
Также необходимо продумать, как новый функционал будет тестироваться, после того как разработчик его реализует.
Практическая часть интенсива. Мы попробуем сформировать чек-лист и вопросов гейм-дизайнеру по новому продукту на основе ГДД.
На картинке мы видим 3 скрина игры.
скрин – изображение и кнопка Play, при нажатии на которую, мы попадаем в игровой mod
скрин – на старте есть какое-то количество жизней и шагов
скрин – при проигрыше попадаем на экран проигрыша, где написано итоговое количество набранных за игру баллов и кнопка сыграть ещё.
Итоги интенсива:
Узнали, какие бывают виды документации у тестировщика игр.
Обсудили зачем тот или иной документ нужен.
Попрактиковались в создании чек-листа.
Список материалов для самостоятельного изучения:
Как составить стратегию тестирования: версия настоящих инженеров
Без стратегии тестирования можно наверняка обойтись, если есть бесконечное количество квалифицированных сотрудников, времени и денег. Словом, возможность пилить один релиз годами. В таких гипотетических идеальных условиях никакая стратегия не нужна, потому что вы можете тестировать ваш продукт всеми существующими способами как угодно долго, применяя техники в любом порядке, на несколько кругов, и рано или поздно каким-то путем вы придете к production ready качеству.
В реальности же у проекта всегда подгорает дедлайн, трудоспособность/скиллы команды не резиновые, а требования к продукту постоянно эволюционируют – и вот тут без хорошего плана никак нельзя. Поэтому на помощь приходит стратегия тестирования.
В этой статье мы предложим вопросы, которые надо обсудить для составления стратегии тестирования, и покажем на примерах, как принимаются решения об инструментах тестирования в том или ином случае.
0. Разберемся на берегу
Зачем нужна стратегия тестирования?
В первую очередь, конечно же, QA и обязательно менеджер проекта.
Итак, берите за руку менеджер проекта тестировщика или тестировщик – менеджера, наливайте кофе, берите бумагу, маркеры, ноуты, и… поехали!
1. Какие типы тестирования будем применять на проекте и почему
В самом начале предлагаем вспомнить все существующие типы тестирования и принять решение по каждому: будем ли его применять и почему. Рассмотрим на некоторых примерах, как можно принять решение о необходимости конкретного типа тестирования.
Тестирование установки версии
В любом случае, даже если приложение совсем новое и ставится (деплоится) впервые, нужно проверить, как оно взлетело: запускается ли, можно ли начать с ним работать. Будь то мобильное приложение, десктопное или веб.
Для веб-приложений полезно обсудить, как мы проверим, что данные после обновления не потерялись. Какого поведения мы ожидаем от активной сессии.
Для десктоп и мобильных приложений надо подумать способ доставки нового дистрибутива до пользователя и процесс обновления, который запускается самим пользователем.
Для всех проектов полезно обсудить такие вещи, как прогрев системы: установка справочников, заведение пользователей и другие данные, которые нужны пользователю, чтобы начать работу с системой.
Тестирование производительности
На решение будут влиять такие факторы: сколько пользователей будет работать в системе, какой объем данных будет обрабатываться.
Дано | Решение |
---|---|
Мы знаем, что продуктом будет пользоваться 10 человек. И знаем, что они будут ворочать таблицами по несколько тысяч записей. | Имеет смысл запланировать volume-тестирование с большими объёмами данных. |
Мы знаем, что в процессе использования продукта пользователи будут загружать много медиафайлов на сервер заказчика. | Необходимо выяснить, на какую нагрузку рассчитан этот сервер, и иметь эти данные в виду. |
Приложением пользуется несколько человек в неделю, объём данных минимален. | Тестирования производительности не требуется. |
Регрессионное тестирование
На полную проверку всей системы всегда уходит очень много времени. Поэтому для принятия решения надо оценить целесообразность: сколько времени требуется на полный регресс, и риски, которые могут случиться, если его проводить не будем.
Дано | Решение |
---|---|
Выкатываем первую версию продукта или модуля программы. | Регрессионное тестирование не требуется. |
Проект очень большой, и на проведение полного регресса перед релизом новых фич требуется время, сопоставимое со сроком разработки. Требуемый темп поставок этого не позволяет. | Решаем, что регрессионное тестирование не проводим, а больше внимания уделяем другим видам тестирования и мониторингу. |
Взаимодействие между микросервисами покрыто контракт-тестами. | Проведение полного регресса нецелесообразно. В рамках ручного тестирования проводим регресс функциональности по рекомендации разработчика. |
Интеграционное тестирование
Для определения необходимости интеграционного тестирования полезно перечислить все внешние системы, с которыми взаимодействует продукт, и указать, какие именно данные мы получаем и передаём.
Дано | Решение |
---|---|
Данные по продажам из портала передаются в аналитическую систему. | Важно не только проверить, что продажи ушли, ушли в корректном формате, но и то, что пришли в корректном формате — ничего не потерялось по дороге. |
Тестирование локализации
Кроссбраузерность и кроссплатформенность
Мы не можем проверить корректность работы мобильного приложения на вообще всех девайсах. В случае с веб-приложением сразу возникает вопрос: а IE9 будем поддерживать? Перед тем, как вписать этот вид тестирования в стратегию, анализируем (если решение уже работает) или предполагаем (если еще не работает), на чём им будут пользоваться.
Дано | Решение |
---|---|
Пользователями мобильного приложения являются сотрудники по всей стране. | Смотрим существующую статистику использования платформ нашего приложения и принимаем решение, на каких из них будем тестировать. |
У нашего приложения корпоративные пользователи на стационарных машинах. | Скорее всего, мы сможем порекомендовать использование только одного браузера. И тем самым сократим время на тестирование и поддержку кроссбраузерности. |
2. Приоритеты в тестировании
На всех проектах случаются форс-мажоры, поэтому на такой случай полезно иметь шпаргалку с заранее продуманным планом, а не хвататься за случайные кнопки.
В штатном режиме осмысленные приоритеты также важны. Например, разработку автотестов стоит планировать с учетом приоритетов: в первую очередь автоматизируется проверка наиболее критичных сценариев (smoke-тестирование).
Дано | Решение |
---|---|
Нашей программой пользуются в аэропортах для продажи услуг пассажирам при посадке в самолет. И если в этот момент случится какая-то ошибка, то у нас не будет времени на хот-фикс. Поэтому ошибок быть не должно! | Проверяем сценарий использования в аэропорту в первую очередь. |
3. Окружения для работы
Необходимо продумать и согласовать с командой, какие окружения требуются для работы, и кто ими будет пользоваться. Как правило, достаточно 2-3 окружений и прода.
Дано | Решение |
---|---|
На проекте CD/CI, написаны smoke-автотесты для первичной проверки функциональности. | Нужно окружение для первичной сборки кода в одной ветке, прогона smoke-тестов, где внешние системы закрыты заглушками. Также нужно окружение для ручного и интеграционного тестирования с сервисами заказчика (QA). |
Регулярно проводятся сессии бета-тестирования. | Нужно окружение, которое будет видно «снаружи», более стабильное, чем QA-окружение. |
4. Работы тестировщика на проекте
Имеет смысл заранее обсудить все активности, которых мы ждём от тестировщика на проекте, потому что они не обязательно одни и те же на всех проектах. Для кого-то в команде может стать сюрпризом, что тестировщик что-то делает или чего-то не делает.
Этот пункт поможет менеджерам понимать, какая степень компетенции требуется от тестировщика, и какая нагрузка по времени ожидается. Для существующих проектов также важно указать, что мы (QA) умеем, чтобы менеджер понимал, какими средствами он располагает.
5. Тестовая документация на проекте
6. Каким образом генерируются тестовые сценарии
7. Порядок работы с трекером
В разных трекерах различаются возможности и типы задач. Исходя из возможностей трекера советуем договориться о том, кто и по какому принципу определяет приоритетность задач, в какой тип задач оформлять баги и таски.
8. Критерии начала и окончания тестирования
Если тестировщик в любой момент будет брать любую задачу — это не порядок, а хаос. Потому что задача может быть не готова. Или готова, но не вдеплоена. Или готова, вдеплоена, но зависит от других задач, которые ещё не готовы. В итоге, тестировщик тратит время и нервы на поиск и оформление ошибок, а на самом деле надо просто подождать. Поэтому договориваемся, в какой момент начинается и заканчивается зона ответственности QA над задачей.
На ранних этапах развития проекта готовность задачи/версии определяется на глаз.
С ростом самосознания мы понимаем, что нужны четкие критерии того, что задача/версия готова. Чтобы это решение было прозрачным для всех, а не «тестер попой чует, что всё норм». Например, в условиях настроенного CD мы считаем, что задача готова к тестированию, как только она вдеплоена на окружение QA и имеет статус Resolved.
Дано | Решение |
---|---|
На проекте поставлен процесс, что для каждой доработки составляется чек-лист для тестирования. | Считаем задачу проверенной, если мы прошли все пункты чек-листа. |
На проекте ведется работа по спринтам. | Спринт считается готовым, если все доработки находятся в статусе Closed и нет ошибок с приоритетом Normal и выше. |
На проекте составлен список функциональности по приоритетам. | Считаем, что версия готова к релизу, если успешно работает функциональность из первых пунктов списка. |
На проекте написаны тест-кейсы и проводится регресионное тестирование перед релизом. | Версия считается готовой к релизу, если по итогам регресионного тестирования не было найдено ошибок с приоритетом Normal и выше (либо процент неудачных сценариев не выше 5). |
9. Инструменты для работы
Раздел полезен затем, чтобы уже на этапе планирования тестирования поставить задачи ответственным (админу и менеджеру) и к началу работ получить все необходимые инструменты.
10. Оценка качества проекта и инструменты мониторинга
В этом разделе предлагаем договориться о том, каковы KPI для оценки работоспособности приложения (помимо очевидного подсчета покрытия тестами). Этот показатель должен быть измеримым и достижимым. В частности, понять и ответить на следующем вопросы:
Заключение
Единой и универсальной стратегии тестирования, подходящей каждому, не существует. Её составляют индивидуально под каждый проект.