Что такое план урока

«Как правильно составить план-конспект урока»

«Как правильно составить план-конспект урока»

План – конспект это есть оптимальное распределение ресурсов для достижения поставленных целей, деятельность (совокупность процессов), связанная с постановкой целей (задач) и действий в будущем. С точки зрения математики, планирование — это функция, одним из аргументов которой является время.

Основные принципы планирования

Еще А. Файоль определил четыре основных принципа планирования, назвав их общими чертами хорошей программы действий.

1. Принцип единства предполагает, что планирование в организации должно иметь системный характер. Система означает существование совокупности взаимосвязанных элементов и наличие единого направления их развития, ориентированного на общие цели.

Элементами планирования в организации являются отдельные подразделения, входящие в нее, и отдельные части процесса планирования.

2. Принцип участия тесно связан с принципом единства. Этот принцип означает, что каждый член организации становится участником плановой деятельности независимо от должности и выполняемой им функции. То есть процесс планирования должен привлекать к себе всех тех, кого он непосредственно затрагивает. Планирование, основанное на принципе участия, называют партисипативным.

3. Принцип непрерывности предполагает, что:

процесс планирования на предприятии должен осуществляться постоянно в рамках установленного цикла;

разработанные планы должны непрерывно приходить на смену друг другу (второй – на смену первому, третий – на смену второму и т. д.).

Второе из условий непрерывности планирования – постоянное следование планов друг за другом – компании, как правило, соблюдают. В то же время нередки случаи прерывания процесса планирования: фирмы разрабатывают план в течение определенной части года, утверждают его и прекращают планирование до следующего периода.

4. Принцип гибкости связан с принципом непрерывности и заключается в придании планам и процессу планирования способности менять свою направленность в связи с возникновением непредвиденных обстоятельств.

Для осуществления принципа гибкости планы должны составляться так, чтобы в них можно было вносить изменения, увязывая их с изменяющимися внутренними и внешними условиями.

Поэтому планы обычно содержат определенные резервы.

Однако существуют определенные пределы резервов планирования:

резервы, заложенные в показателях, не должны быть слишком большими, иначе планы окажутся неточными;

низкие резервы влекут за собой частые изменения в планах, что размывает ориентиры деятельности фирмы.

5. Принцип точности означает, что всякий план должен быть составлен с такой степенью точности, которая совместима с определенной долей неизвестности.

Другими словами, планы должны быть конкретизированы и детализированы в той степени, в какой позволяют внешние и внутренние условия деятельности фирмы.

Содержание уроков будет разным, в зависимости от предмета, от типа урока. Но основные принципы составления грамотного плана- конспекта во всех случаях одинаковы. Вы должны знать, какие виды конспектов существуют, и какой вид нужно использовать в той или иной ситуации.

Плановый конспект. Такой конспект пишется на основе уже составленного плана материала. Плановый конспект разбивается на несколько пунктов и подпунктов. В процессе конспектирования каждый заголовок дополняется текстом так, чтобы содержание каждого пункта было раскрыто в максимальной степени. Плановый конспект особенно пригодится для составления речи к семинару или публичному выступлению.

Схематически-плановый конспект. Все пункты схематически-планового конспекта представлены в виде вопросительных предложений, на которые вы должны дать ответ. Каждый пункт должен быть раскрыт максимально кратко (2-3 предложения).

Текстуальный конспект. Этот вид конспекта насыщеннее других и составляется из цитат и отрывков источника. Текстуальный конспект легко дополнить планом, тезисами и терминами. Обычно его используют для изучения науки или литературы, то есть там, где важны цитаты авторов. Однако составление текстуального конспекта – задача не из легких. Дело в том, что вы должны правильно определить, какая цитата действительно важна, а какой отрывок текста несет наиболее значимую информацию.

Свободный конспект. Свободным конспектом могут пользоваться те, кто уже освоил все остальные способы изложения материала. В таком конспекте присутствуют цитаты, тезисы, выписки, термины и прочие элементы, присущие другим видам конспектов.

Тематический конспект. Цель этого вида изложения – раскрыть определенный вопрос, при этом используется сразу несколько источников. С помощью данного конспекта вы сможете глубоко проанализировать заданную тему и изучить поставленные вопросы с разных сторон. Однако для составления тематического конспекта будьте готовы переработать немало литературных источников.

Хотела бы остановиться и пошагово описать составление плана-конспекта урока, как основа деятельности педагога. Подробный, развернутый план поможет провести урок максимально результативно, сэкономит время и позволит быстрее достичь поставленных целей. А четко выстроенная структура урока помогает удерживать внимание учащихся в течение всего урока.

Поурочный план отражает объем и содержание изучаемого материала, последовательность этапов урока, виды деятельности учащихся, оснащение, объем домашнего задания.

Его структура зависит от особенностей личности учителя, его работы, от контингента учащихся. План можно составлять в виде конспекта, тезисов, форма должна быть удобной для самого учителя. Здесь можно давать советы и рекомендации, требования предъявляются к содержанию, где все должно быть продумано.

Шаг 1. Тема урока

Тема урока всегда обозначена в поурочном годовом плане и переносится из тематических планов, должна быть конкретная, ясная и определенная.

Шаг II. Цели урока

Современная методика не требует разделения целей на обучающие, воспитательные и развивающие. Но молодым учителям удобнее пользоваться старым, проверенным способом и четко разграничить цели урока по трем позициям:

Обучающие цели. Это могут быть такие цели, как:

— дать представление о…;

— обобщить и систематизировать знания о….;

— познакомить учащихся с (понятием, правилом, фактами, законом и т.д.)

— выработать навыки (например, анализа лирического текста).

— воспитывать в учащихся чувство патриотизма, гуманности, трудолюбия, уважения к старшим, эстетический вкус, этические нормы, дисциплинированность.

Развивающие. Здесь указываются цели, которые помогут развивать у учащихся память, фантазию, мышление, познавательное умение, волю, самостоятельность, коммуникативность. Если в уроке предусмотрены групповые виды работы, то можно указать, что главной развивающей целью будет учить работать в команде, высказывать и отстаивать свою точку зрения, развивать коммуникативные навыки.

Шаг III. Планируемые задачи

Обозначается минимум тех знаний и умений, которые должны приобрести учащихся во время урока. Планируемые задачи стоит сопоставлять с требованиями к знаниям и умениям учащихся, которые обозначены Министерством Образования для каждого класса и для каждого предмета.

Шаг: IV. Вид и форма урока

В плане их можно и не указывать, но для себя каждый раз стоит уточнять, будет это урок-объяснение, урок-беседа или вы нацелены провести нестандартный/комбинированный урок.
Для удобства приведем примеры самых распространенных видов и форм урока.

Виды и формы урока

1. Урок ознакомления с новым материалом.

Формы: беседа, проблемный урок, лекция.

2. Урок закрепления изученного.

Формы: игры, конкурсы, КВН, путешествие, бенефис, брифинг, аукцион, сказка, брифинг, спектакль и т.д.

3. Урок применения новых знаний и умений на практике.

Формы: те же, что и для уроков закрепления. Можно также проводить уроки-исследования, лабораторные, творческие мастерские, соревнования, тестирование, экскурсии и т.д.

4. Урок обобщения и систематизации знаний.

Форма выбирается свободная, по желанию учителя.

5. Контрольный урок.

Формы: как традиционные контрольные работы, зачеты, диктанты, сочинения, так и более творческие виды: семинары, брифинги или консультации.

6. Интегрированные уроки. Формы свободные, так как задействованы 2 и более предметов в одном уроке.

Шаг V. Оборудование

Здесь перечисляется все, что будет использовать педагог в ходе урока. Это мультимедийные презентации, репродукции картин, аудио и видео материалы, наглядные и раздаточные материалы.

Шаг VI. Ход урока

1. Организационный момент – обязательный этап всех уроков. Помогает сконцентрировать внимание учащихся, определить их собранность и готовность к уроку.

2. Проверка домашнего задания. Опытные педагоги практикуют ежеурочную проверку домашнего задания. Это помогает не только проверить, насколько усвоена предыдущая тема, но и напомнить классу основные тезисы прошлых уроков.

Исключения составляют контрольные уроки.

3. Актуализация знаний учащихся по теме. Этот этап не обязателен, но весьма популярен в методике преподавания. Актуализация помогает учащимся настроиться на восприятие темы, обозначить круг вопросов, которые будут рассматриваться на уроке. К тому же, актуализация дает возможность постановки практической цели урока.

Например, прослушивание композиции П. Чайковского «Времена года» активизирует фантазию, настраивает учащихся на то, что речь пойдет о времени года.

4. Объявление темы и целей урока. Учитель может сам обозначить тем и цели урока. А можно подвести учащихся к этому в ходе предварительной беседы, составления кластера или мини-тестирования.

5. Основная часть урока.

Эта часть урока будет различной в зависимости от вида и формы урока. Но принцип построения один: от простого – к сложному, от общего – к частному.

6. Подведение итогов. Этап необязательный. Многие учителя заменяют этот этап рефлексией. Для учителя важно понять, что усвоили учащиеся, какие вопросы остались непонятыми, какие проблемы – неразрешенными.

7. Выставление оценок. Данный этап не требует разъяснений. Есть лишь уточнение. Оценки может выставлять сам учитель, анализируя и оценивая работу учащихся на уроке. В последнее время больше практикуют самооценку или систему накопительных баллов. В этом случае ученики сами оценивают свою работу.

8. Домашнее задание.

Традиционно этот этап оставляют на конец урока. Но домашнее задание можно дать и в начале, и в середине урока. Особенно, если на дом будет задано, например, написание эссе, сочинения или выполнение лабораторной. В этом случае учитель заранее ориентирует внимание, что тезисы, разрабатываемые на уроке, будут важны при выполнении домашнего задания.

Современная методика рекомендует помимо обязательного задания, предлагать учащимся и варианты более сложного уровня или направленные на развитие творческих способностей. Например, не просто выучить стихотворение, а еще и создать коллаж, нарисовать рисунок по теме или подготовить доклад, презентацию.

Помните, что каждый урок должен содержать «изюминку». Это может быть интересный факт, нестандартное задание, необычная форма подачи материала, интригующий эпиграф – то, что будет способствовать заинтересованности учащихся.

Источник

План урока

План урока – это краткое описание учебного занятия с указанием его тематики, целей, хода проведения и возможных форм педагогического контроля.

План урока составляется педагогом заранее до проведения занятия и может быть проверен представителями администрации учебного заведения (директором либо его заместителем по учебной работе) как непосредственно по окончании или перед началом урока, так и заблаговременно. В некоторых учебных заведениях существует практика составления планов проводимых педагогом занятий на определенный период заранее (например, на последующий семестр). Это позволяет администрации и методистам заблаговременно выявить уязвимые места в учебном процессе и указать на них педагогу с тем, чтобы он провел работу по их устранению и, тем самым, изменил структуру урока. Правда, отметим, что в любом учебном заведении существует рабочая программа, а в школе составляется специальный календарный план, т.е. своего рода «расписание», где подробно указано, когда, на какую тему и в каком количестве будут проводиться уроки по данному предмету.

Однако с понятием «план урока» любой педагог впервые сталкивается в вузе, изучая такие дисциплины, как «Общая педагогика» и «Методика преподавания» (в последнем случае речь идет о преподавании конкретно взятого предмета, например, английского языка, и структура, цели и характер контроля сформированности навыков и умений могут варьироваться). План урока, в частности, должен написать каждый студент-практикант, проходящий обучающую и государственную практику; план урока нередко является одной из составляющей курсовой, выпускной квалификационной работы и даже диссертации в области педагогики и методики преподавания.

В то же время, даже некоторые педагоги сами не всегда могут ответить на вопрос: «Каким именно должен быть план урока?», что он собой представляет или, точнее сказать, должен представлять, каким его хотели бы увидеть директор или завуч школы?

План урока состоит из нескольких частей:

Остановимся на каждой из них подробнее.

Тема урока

Это выражение говорит само за себя: педагог как автор урока (неслучайно многие ученые-педагоги называют урок одной из форм педагогического искусства, а в науке успешно прижились такие термины, как «авторская методика» и «авторская школа») должен лаконично и недвусмысленно указать, чему именно посвящен урок. Например, тема урока может быть сформулирована таким образом: «Степени сравнения имен прилагательных».

Из этой фразы следует, что урок будет посвящен знакомству учеников с грамматическими особенностями имени прилагательного в степенях сравнения и тому, как эти слова используются в речи. Тема урока должна соответствовать рабочей программе, она указывается не только для отчета перед руководством школы, но и публично оглашается ученикам в начале занятия, а часто и пишется на классной доске перед уроком. Следовательно, здесь необходимо умение четко и предельно сжато сформулировать всю суть урока.

Цель урока

Классическая методическая наука выделяет три основных цели урока:

Конечно, урок как методическое целое сам в себе заключает в себе единую общую цель, но она может разделяться в зависимости от того, о каком уроке идет речь, какой предмет преподается, какова ученическая аудитория и других аспектов.

Так, образовательная цель включает в себя набор тех навыков и умений, которые должны быть сформированы или закреплены в процессе занятия. Например: «Формирование представления о страдательном залоге глагола как грамматической категории и о его использовании в речи».

Развивающая цель включает в себя то, что должно посодействовать развитию логического мышления, способности критически оценивать и сопоставлять факты, события и явления и формировать собственное мнение об этом. Например, развивающая цель занятия может быть сформулирована таким образом: «Способность к дифференциации действительного и страдательного залога и самостоятельному выбору критериев использования данных грамматических конструкций».

Воспитательная цель – здесь все достаточно очевидно: педагог должен указать, какую воспитательную нагрузку вбирает в себя изучаемый учебный материал. Например, если изучается вежливая форма глагола второго лица единственного числа, можно указать, что воспитательной целью урока является «развитие культуры речи и уважительного обращения с окружающими людьми в обществе».

Ход урока

Ход урока – это последовательность действий, совершаемых учителем в процессе урока. Их количество не ограничено и зависит от характера занятия. Однако при построении хода урока не следует забывать о том, что он ограничен во времени, и учитель должен ограничиться сорока пятью минутами. Так, например, распространен следующий ход урока (на примере урока русского языка):

Однако приведенный пример не ограничивается лишь наименованием действий педагога: он должен кратко письменно пояснить, что включает в себя каждая часть урока (например, какие вопросы заданы ученикам, какое именно упражнение выполнялось, об объяснении какого материала шла речь, что включала в себя речевая разминка (предположим, образование повелительного наклонения предложенных глаголов).

Домашнее задание

Домашнее задание – это одна из основных форм педагогического контроля уровня сформированности соответствующих навыков и умений и их более глубокого закрепления. Поэтому домашнее задание не может существовать в отрыве от основной сути урока. Например, если изучалась пунктуация при преобразовании прямой речи в косвенную, то домашнее задание должно представлять из себя упражнение, посвященное изучению этой темы, или иное задание, разработанное и предложенное самим учителем (можно предложить ученикам преобразовать прямую речь героев изучаемого на уроках литературы произведения в косвенную и записать это в тетрадях, тем самым будет задействована не только основная суть занятия, но и межпредметная связь с изучением литературы). Однако домашнее задание по своему размеру не должно превышать 1/3 объема изученного на уроке материала.

Выше мы рассмотрели, из чего именно состоит урок. Надеемся, что эта информация поможет учителю грамотно спланировать предстоящий урок, хотя, по нашему мнению, здесь нет и не может быть некоего универсального «рецепта»: все зависит от рассмотренных особенностей занятия, преподаваемой дисциплины и… творческой фантазии педагога.

Источник

Методические рекомендации по составлению плана урока

Методические рекомендации по составлению плана урока

Урок является формой реализации педагогических воздействий, где происходит непосредственное и систематическое общение педагога и студентов, направленное на активизацию познавательных возможностей студентов.

Современные уроки отличаются большим разнообразием форм организации обучения. Урок часто называют лабораторией учителя- самой сложной, т.к. работа идет с «человеческим материалом» и требует прогнозирования возможностей студентов, методической отработки материала, воспитания тех личностных свойств, тех общественных и нравственных качеств, которые им необходимы.

Основу подготовки к уроку составляет знание и использование дидактических принципов обучения:

Сознательности и активности;

Системности и последовательности;

Связи теории с практикой.

Правила осуществления принципов обучения называют еще и правилами педагогического мастерства. Правила реализации принципов – это и есть ступени профессионализма. Выходит, хороший педагог потому и хороший, что воплощает в жизнь все многогранные требования.

Чтобы урок был более эффективным необходимо:

Определение методической особенности темы. На основе тематического планирования определяется цель, содержание, особенности методического построения каждого урока.

Образовательно- воспитательных задач, решаемых на уроке;

Знания и умения, которые приобретают студенты;

Методы обучения, адекватные изучаемому материалу;

Необходимые средства обучения;

Содержание, объем, способы выполнения и фиксации самостоятельной (урочной и внеурочной) работы.

В зависимости от целей и содержания учебной деятельности педагог определяет тип урока и формы организации учебного занятия, формирует структуру, распределяет время между элементами урока, выбирает последовательность своих действий.

Таким образом при подготовке к уроку выделяются две задачи: первая это проектирование технологии обучения на уроке, а вторая- план реализации разработанного проекта. Сформировавшийся проект урока находит отражение в плане урока.

Примерная схема плана урока

План урока прописывается в соответствии с тематическим планом рабочей программы дисциплины и тематическим планом.

План урока приведён в приложении 1

Комплексная цель урока: а) образовательная ( формирование знаний, умений, специальных и общеучебныхумений ) ; б) развивающая; в) воспитательная

Тип урока ( Тип урока определяется целью организации урока, т.е. целью его проведения).

Типы уроков теоретического обучения (по Махмутову М.И.):

урок изучения нового учебного материала.

урок совершенствования знаний, умений и навыков.

урок обобщения и систематизации знаний.

урок контроля знаний, умений и навыков.

Типы уроков практического обучения (по Махмутову М.И.) :

урок по первоначальному формированию умений и навыков.

урок совершенствования умений и навыков.

урок по выполнению комплексных заданий (работ).

Форма проведения ( лекция, семинар, беседа, практическое занятие, лабораторная работа, самостоятельная работа, практическая работа, диспут, экскурсия, ролевая игра, конференция, смешанный (несколько видов деятельности примерно одинаковых по времени), семинар, деловая игра, решение проблемных задач, исследование и пр).

Учебно-наглядные пособия и ТСО ( здесь перечисляете оборудование и приборы для демонстраций, лабораторных работ и практикумов, включаете список технических средств обучения (ТСО), которые планируете использовать на уроке (медиапроектор, компьютер, экран, мультимедиадоску, DVD и т. д.. Разрешается включать в этот раздел описание дидактических материалов и наглядных пособий (учебный материал, тесты, плакаты, таблицы, аудиокассеты, видеофильмы, презентации, различные электронные пособия и др.). Для уроков информатики сюда можно включить используемое программное обеспечение.

Ход урока (указывают составные части занятия в том порядке, в котором планируется их проведение в зависимости от формы организации учебного процесса, типа урока, структуры содержания учебного материала, выбора методов обучения). Структура хода урока зависит от выбранного типа урока.

Организационная часть ( приветствие, проверка отсутствующих, мотивация и стимулирование деятельности студентов, целевая установка, активация необходимых знаний ( актуализация), сообщение темы урока ).

Основная часть ( Основные вопросы темы, последовательность их изложения, методы и способы обучения, использование ТСО и методических материалов по каждому пункту основной части урока ).

Подведение итогов урока. ( Выводы по уроку, рефлексия (закрепление знаний (в любой, предполагаемой педагогом, форме)), анализ типичных ошибок, задание на самостоятельную работу )

Дозировку времени на каждую часть занятия.

. Литературу ( использованную для подготовки к уроку ).

Наиболее эффективно, когда на уроке решаются все три дидактические задачи, но может быть и иначе (это зависит от целей и типа урока).

Форма деятельности зависит от применяемого метода и методических приемов. Например: беседа, самостоятельная работа, работа с книгой, просмотр видеофильма и др.

Способы организации деятельности преподавателя и студентов (по Молчан Л.Л.):

В зависимости от результатов диагностики (рефлексии) преподаватель планирует коллективные, групповые и индивидуальные способы обучения.

Средства обучения – это орудия деятельности преподавателя и обучаемых. Средства обучения могут быть вербальные, печатные, звуковые, экранные, объемные, технические.

В дидактике метод обучения означает упорядоченный способ достижения учебно-воспитательных целей.

методы работы преподавателя (рассказ, объяснение, беседа);

методы работы обучающихся (упражнения, самостоятельная работа);

по источнику получения знаний: а) словесные методы (источником знания является устное или печатное слово); б) наглядные методы (источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия); в) практические методы (обучающиеся получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия).

Дидактические методы (по Лернеру И.Я.)

Проблемный: проблемное изложение; эвристический; исследовательский.

Приемы обучения — часть метода, его этап. Овладеть приемами — значит найти путь реализации метода, последовательность учебных действий, закрепляющихся в навыках и привычках.

Приемы делятся на логические (постановка проблемы, выявление признаков, сравнения, выводы, обобщения);

организационные (запись плана, ответ по плану, ответ у доски, демонстрация, наблюдение по плану, разделение работы по операциям);

технические (вопросы на доске, анкеты, прикрепление рисунков к доске, использование таблиц, постановка вопросов).

Результативность урока

Выполнение плана урока;

Мера реализации целей урока;

Уровни усвоения знаний и способов деятельности студентов;

2-й применение в аналогичной и сходной ситуации;

3-й применение в новой ситуации, т.е. творческое.

Общая оценка результатов и эффективности занятия.

Дата: _____________ Ф. И.О. преподавателя____________________________

Для группы _______ курса ______ специальности _______________________

Тип урока: _________________________________________________________

Форма проведения урока: ____________________________________________

Учебно-наглядные пособия и ТСО :____________________________________

I. Организационн ый момент:

1) Приветствие и проверка присутствующих;

2) Активация необходимых знаний ( актуализация),

3)Мотивация и стимулирование деятельности студентов;

4) Целевая установк;

5) Сообщение темы урок.

II. Основная часть ( Основные вопросы темы, последовательность их изложения, методы и способы обучения, использование ТСО и методических материалов по каждому пункту основной части урока)

III. Подведение итогов урока.

Выводы по уроку(подведение итогов работы, сообщение оценок за урок);

Рефлексия (закрепление знаний (в любой, предполагаемой педагогом, форме), анализ типичных ошибок);

Задание на самостоятельную работу студентов во внеурочное время __________________________________________________________

Методические рекомендации по подготовке урока

( в помощь начинающему преподавателю)

Первое с чего надо начинать подготовку к уроку:

четко определить и сформулировать для себя его тему;

определить место темы в учебном курсе;

определить ведущие понятия темы;

обозначить для себя ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем.

Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для студентов целевую установку урока, обозначить в связи с этим обучающую, развивающую и воспитательную функции учебного занятия.

Спланировать учебный материал занятия. Для этого надо:

Подобрать литературу по теме. Если речь идет о новом учебном материале, следует постараться, чтобы в список вошли вузовский учебник, энциклопедическое издание, монография, научно-популярное издание. Отобрать из доступного материала только тот, который служит решению поставленных задач наиболее простым способом.

Подобрать учебные задания, целью которых является:

узнавание нового материала;

воспроизведение нового материала;

применение знаний в знакомых ситуациях;

применение знаний в незнакомых ситуациях;

творческий подход к знаниям.

Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом «от простого к сложному». Составить три набора заданий:

задания, подводящие студента к воспроизведению учебного материала;

задания, способствующие осмыслению учебного материала;

задания, способствующие закреплению учебного материала

Продумать «изюминку» учебного занятия. Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет, удивление, изумление, восторг – то, что студенты будут помнить, когда все забудут. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному и прочее.

Сгруппировать отобранный учебный материала. Для этого продумать, в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществляться смена видов деятельности студентов. Главное при группировке материала – умение найти такую форму организации урока, которая вызовет повышенную активность студентов, а не пассивное восприятие нового.

Спланировать контроль учебной деятельности, для чего продумать:

как использовать результаты контроля.

Следует помнить о том, что чем чаще контролируется работа всех, тем легче увидеть типичные ошибки и затруднения.

Подготовить оборудование для урока. Составить список учебно-наглядных пособий, приборов, технических средств обучения, проверить, все ли работает.

Продумать домашнее задание: его содержательную часть и рекомендации по выполнению.

Подготовленный урок отражается в плане-конспекте /технологической карте, содержащих 2 основные части: формальную и содержательную.

Формальная часть отражает: дату, № учебного занятия, тему, цели (обучения, воспитания, развития), оборудование, тип и вид занятия, последовательность этапов, литературу.

Содержательная часть включает тексты всех заданий, новый учебный материал, рекомендации по выполнению домашнего задания, таблицу с указанием видов деятельности преподавателя и студентов на каждом этапе урока.

Внимание! Начинающему преподавателю рекомендуется включить в конспект занятия аналитическую часть – самоанализ учебного занятия.

Методические рекомендации для преподавателей по самоанализу учебного занятия

Самоанализ представляет собой своеобразную рефлексивную деятельность преподавателя, его размышления о своем профессионализме. Это как бы отчет перед самим собой.

Особенность самоанализа учебного занятия заключается в том, что он должен проводиться через ракурс группы и конкретных студентов. Настоящий самоанализ – это раздумье о том, что необходимо сделать в плане своего профессионального совершенствования. Никто не может убедить преподавателя, что ему нужно делать в этом направлении больше, чем он сам. При самоанализе учебного занятия преподавателю рекомендуется искать ответы на следующие вопросы:

Удалось ли осуществить намеченный план учебного занятия? В какой мере? Насколько качественно? Были ли отступления от плана? Усвоили ли студенты материал?

Как была организована на занятии деятельность преподавателя и деятельность студентов? Удалось ли реализовать заявленные виды деятельности в рамках объявленной темы урока? Кто работал интенсивнее – преподаватель или студенты? Были ли активны студенты в ходе учебного занятия? Проявили ли инициативу? Правильно ли определены цели и задачи учебного занятия, учтены ли при этом особенности данной учебной группы?

Удалось ли выбранными приемами сформировать у студентов мотивацию учебной деятельности на данном занятии и дать им целевую установку?

Насколько оптимальными для реализации цели занятия оказались выбранные формы, методы, приемы организации учебной деятельности; правильно ли определены подзадачи каждого вида деятельности (как ожидаемого результата после выполнения тех или иных заданий, упражнений, задач и т.п.)?

Оптимально ли определено временное соотношение этапов учебного занятия?

Удалось ли верно определить задачи, место, формы и приемы контроля? Какова его эффективность? Имела ли место мотивация оценок?

Удалось ли организовать работу студентов по оценке собственной деятельности на учебном занятии с позиции достижения целевой установки?

Какова степень достижения целей данного учебного занятия?

Какие моменты на занятии были самыми удачными? Удалось ли увлечь студентов, заинтересовать их?

Какие ставились проблемы, привлекала ли сама постановка проблемы внимание студентов?

Что нового, неожиданного было для студентов в учебном материале, способе его подачи? Какие открытия были на уроке?

Что было явно неудачным на занятии? Что необходимо исправить и как? Что можно было бы улучшить в организации занятия, в содержании и методах работы?

Показатели оценки качества и эффективности учебных занятий

Характеристика учебного занятия

Цели урока объявлены

Организованы действия студентов по принятию деятельности

Соответствие содержания учебного материала целям учебного занятия.

Методы обучения обеспечили:

а) мотивацию деятельности;

б) сотрудничество преподавателя и студентов;

в) контроль и самоконтроль.

Соответствие методов обучения:

а) содержанию учебного материала;

Формы познавательной деятельности обеспечили:

а) сотрудничество студентов;

б) включение каждого студента в деятельность по достижению целей учебного занятия.

Формы организации познавательной деятельности отобраны в соответствии с методическим обеспечением, содержанием учебного материала, целями учебного занятия.

Уровень достижения целей учебного занятия:

а) познавательный аспект;

б) воспитательный аспект;

в0 развивающий аспект.

Оценка проводится в баллах:

2 балла – реализовано полностью

1 балл – реализовано частично

0 баллов – не реализовано

Эффективность учебного занятия рассчитывается по формуле:

Э у = ( N * 100%): 26, где N – сумма баллов, выставленных экспертом, 26 – максимально возможная сумма баллов.

Если Э у – 85% и нет ни одной оценки 0 – урок отличный

Глаголы по уровням целей

Уровни в таксономии Б. Блума

Глаголы для формулировки показателей

Систематизировать, собирать, определить,

описать, воспроизвести, перечислить,

назвать, представить , сформулировать, сообщить, перечислить, изложить

различия, объяснить, обобщить, переформулировать,

сделать обзор, выбирать, перефразировать

переводить, дать примеры

Анализировать, дифференцировать, распознавать, разъединять, выявлять, иллюстрировать, намечать, указывать, устанавливать (связь), отобрать, отделять, подразделять, классифицировать, сравнивать

Категоризировать, соединять, составлять, собирать, создавать, разрабатывать, изобретать, переписывать, подытоживать, рассказывать, сочинять, систематизировать, изготавливать, управлять, формализовать, формулировать, находить решение, описывать, делать выводы

Оценить, сравнить, сделать вывод, противопоставить, критиковать, проводить, различать, объяснять, обосновывать, истолковывать, устанавливать связь, подытоживать, поддерживать

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *