Что такое план воспитательной работы классного руководителя
План воспитательной работы классного руководителя
Программа воспитательной деятельности на 2021-2022 учебный год
Севастеевой Оксаны Вячеславовны
Программа воспитательной деятельности разработана на основе нормативно-правовых документов:
1. Конвенция ООН «О правах ребенка»;
2. Конституция Российской Федерации;
3. Закон РФ «Об образовании»;
4. Всеобщая декларация прав человека;
5. Федеральный государственный образовательный стандарт;
6. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».
Современное общество нуждается в способных и уверенных личностях, которые справятся с любыми житейскими трудностями и решат самые сложные задачи, смогут проявить и применить свои таланты и знания во благо, то есть во всём будут успешными и устоявшимися в жизни людьми. Именно успешные, уверенные в себе личности являются основой общества.
В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение.
Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие учителя с учениками. Особая роль отводится духовному воспитанию личности, становлению нравственного облика человека. Подготовить ребёнка к жизни – это конечная цель системы. Принципиально важно – что и как формировать у него для её достижения.
Любой ребёнок, в каком бы возрасте он ни был, требует к себе самого пристального внимания. Он не просто член коллектива, он прежде всего личность. Обращение к личности ребёнка, к его жизненным силам и потенциальным возможностям, к его самовоспитанию является одним из средств решения вопросов воспитания.
Воспитательная работа включает в себя реализацию комплекса организационных и педагогических задач, решаемых с целью обеспечения оптимального развития личности обучающегося, выбор форм и методов воспитания в соответствии с поставленными воспитательными задачами и сам процесс их реализации.
3. Цели и задачи воспитательной работы классного руководителя
Цель: формирование полноценной, психически и физически здоровой личности с устойчивым нравственным поведением, способной к самореализации и самоопределению в социуме, стремящейся к успеху.
· реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел, поддерживать традиции их коллективного планирования, организации, проведения и анализа в школьном сообществе;
· реализовывать потенциал классного руководства в воспитании школьников;
· вовлекать школьников в кружки, секции, клубы, студии и иные объединения, работающие по школьным программам внеурочной деятельности, реализовывать их воспитательные возможности;
· использовать в воспитании детей возможности школьного урока, поддерживать использование на уроках интерактивных форм занятий с учащимися;
· инициировать и поддерживать ученическое самоуправление на уровне классного сообщества;
· организовать работу с семьями школьников, их родителями или законными представителями, направленную на совместное решение проблем личностного развития детей;
– создание системы непрерывной воспитательной работы и социализации обучающихся, включающей в себя соответствующие государственные и общественные структуры, осуществляющие комплекс мероприятий, направленных на формирование установок, основанных на гражданских и демократических ценностях и правосознании;
– выработка и реализация последовательной государственной политики в области воспитательной работы в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации и механизмов ее осуществления;
– закрепление в содержании образования таких ценностей как патриотизм, духовность, нравственность, права человека, инициативное и активное участие в жизни общества, уважение к истории и культуре народов Российской Федерации, ответственность, толерантность, мир, отказ от насилия, межкультурный диалог и т.п.;
— создание условий для ресурсного обеспечения стабильной деятельности системы воспитательной работы в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации.
4. Тема самообразования классного руководителя
« Роль классного руководителя в создании и развитии детского коллектива»
5. Психолого-педагогическая характеристика класса
1. Характеристика социума учащихся (районы проживания учащихся, контакты).
Большая часть обучающиеся 6 а класса проживают в благополучных полных семьях. Местожительство обучающихся – места кочевий родителей. Взаимодействие внутри коллектива тесное, ребята дружат и общаются, но больше мальчики с мальчиками, девочки с девочками. Бывают непонимания. разногласия между одноклассниками. С момента поступления в 1 класс обучающиеся проживают в интернате МКОУ ГШИ им. Н.И.Яптунай (воспитатели Яр В. Н., Горбач Н. А.)
2. Характеристика уровня воспитанности учащихся:
Учащиеся владеют навыками общения на среднем уровне; обладают знаниями о культуре поведения; уважительно относятся к старшим, соблюдают необходимую дистанцию в общении, но некоторые проблемы встречаются
Имеют средний уровень знаний о правилах поведения в общественных местах, в транспорте, на дорогах.
Уровень воспитанности – средний, по наблюдениям классного руководителя.
3. Микрогруппы в коллективе, причины их появления, влияние на коллектив в целом:
Явно выявленных микрогрупп не определено; имеет место разделение на группы девочек и мальчиков по интересам.
4. Статусная характеристика учащихся класса (лидеры, предпочитаемые, изолированные, формальные и неформальные лидеры):
В качестве лидеров можно выделить учащихся, имеющих средний уровень навыков общения, с высоким уровнем активности, не стесняются выражать свои мнения.
5. Основные ценностные приоритеты класса:
В классе отмечаются ориентиры на семейное воспитание; осознают необходимость прилежания и трудолюбия.
6. Уровень воспитанности учащихся класса:
Уровень воспитанности – средний по наблюдениям классного руководителя.
7. Коммуникативная культура учащихся (в классе, в параллели, в школе).
Коммуникативные навыки развиты на среднем уровне. В классе учащиеся общаются между собой преимущественно на родном языке.
8. Способы решения конфликтов в коллективе:
О возникающих проблемах ученики чаще ставят в известность классного руководителя, воспитателя.
9. Мнение учителей о классе в целом и об отдельных учащихся:
Мнение классного руководителя: класс среднего уровня воспитанности. Классный коллектив педагоги оценивают как средний, активный, как в учебной, так и внеклассной работе. Уровень знаний в классе невысокий, ребята мало заинтересованы в учёбе, познавательный интерес имеют несколько человек. В классе нет отличников, в основном учатся на «3». Жалобы со стороны учителей поступают на поведение отдельных ребят, объяснимое темпераментом этих учащихся. Есть так же слишком пассивные ребята, которые не работают на уроках, опять же в силу своего темперамента.
6. Циклограмма классного руководителя
1. Работа с опаздывающими учащимися и выяснение причин отсутствия.
2. Организация питания учащихся.
3. Индивидуальная работа с учащимися.
1. Проверка дневников учащихся.
2. Проведение мероприятий в классе (по плану)
3. Работа с родителями
4. Работа с учителями-предметниками (по ситуации).
5. Встреча со школьным врачом, медсестрой по справкам о болезни учащихся.
1. Посещение уроков в своем классе
2. Консультация у школьного психолога, социального педагога
3. Встреча с родительским активом
ОДИН РАЗ В ЧЕТВЕРТЬ
1. Анализ выполнения плана работы за четверть, коррекция плана воспитательной работы на новую четверть.
2. Проведение родительского собрания.
1. Проведение открытого мероприятия.
2. Оформление личных дел учащихся.
3. Анализ и составление плана работы класса.
Планирование воспитательной работы в классе: советы и рекомендации
План воспитательной работы классного руководителя. Планирование воспитательной работы в классе
Одной из обязанностей классного руководителя является формирование плана воспитательной работы. Какова структура документа, основные этапы формирования и требования к его содержанию?
Обязанности классного руководителя
Обязанности классного руководителя можно отнести к трем группам: воспитательные, организационно-административные и координирующие.
Воспитательные функции выражаются в педагогическом руководстве развитием и формированием как классного коллектива в общем, так и индивидуальности каждого отдельного ученика. Организационно-административные обязанности включают в себя руководство коллективом как организационной единицей в составе образовательного учреждения, ведение личных дел учеников, составление отчетности и других необходимых бумаг, ведение документации. Координационная функция классного руководителя заключается в обеспечении взаимодействия между учащимися, преподавателями-предметниками и другими представителями педагогического состава образовательного учреждения, родителями или законными представителями учеников.
Планирование воспитательной работы в классе относится к категории организационно-административных обязанностей. Реализация же составленного плана на практике уже входит в воспитательные функции педагогического работника (с элементами координирующих в моментах, где планируется взаимодействие с участниками образовательного процесса).
Основные виды планов работы с учащимися
Перспективный план воспитательной работы классного руководителя формируется на длительный период, то есть на учебный год или полугодие. Календарное планирование отражает перечень работ на меньший временной отрезок: день, неделю, месяц, четверть. Такой вид плана воспитательной работы классного руководителя является более обширным, включает в себя конкретные действия, а не общие направления деятельности. Перспективно-календарный план отличается одновременно и широким временным охватом и конкретикой.
Отдельно составляется общешкольный план воспитательной работы. Классному руководителю при разработке документа для класса рекомендуется придерживаться общего плана.
В плане воспитательной работы указываются ориентиры деятельности, содержание и сроки выполнения воспитательных работ, ориентиры работы классного руководителя. Документ обеспечивает систематическую, целенаправленную организацию работы педагогов в образовательном учреждении. Кроме того, планирование деятельности в классе, реализация воспитательного плана и последующий анализ способствуют профессиональному развитию учителя.
Планирование работы с классом
Приступая к планированию работы в классе, руководителю необходимо должным образом подготовиться к составлению документа. Так, следует:
Ознакомиться с нормативно-правовыми актами, законодательством, определяющим задачи общеобразовательных учреждений на современном этапе. К таковым относятся положение о классном руководстве, Конституция РФ, Закон об образовании, Конвенция прав ребенка, устав образовательного учреждения.
Изучить специальную (методическую) литературу, в которой содержится информация о планировании различных видов воспитательной работы.
Просмотреть общешкольный план воспитательной работы. Классному руководителю следует обратить внимание на мероприятия, в которых ученики должны принять участие.
Собрать и проанализировать предложения по планированию работы на учебный год со стороны учителей-предметников, актива класса, других учащихся и родителей.
Изучить опыт других классных руководителей в образовательном учреждении, прислушаться к рекомендациям коллег и руководства.
Провести анализ работы за прошедший учебный год (если таковая с классом проводилась и сохранилась документация).
На этом предварительная подготовка к планированию заканчивается. Далее руководителю коллектива необходимо приступать непосредственно к разработке и оформлению плана воспитательной работы. Осуществлять действия необходимо шаг за шагом – только в таком случае преподавателю удастся разработать оптимальный и обоснованный с научной точки зрения план воспитательной работы.
Основные этапы формирования плана
План воспитательной работы классного руководителя должен быть тщательно продуман и обоснован. Разработка документа включает в себя такие пункты:
Анализ прошлогоднего плана работы. Необходимо определить, что было сделано, каковы результаты деятельности, над чем следует продолжить работу в текущем учебном году.
Характеристика классного коллектива. Следует провести социальный мониторинг, составить характеристику по таким параметрам, как общий уровень знаний, умений и навыков, сплоченность коллектива, актив класса. Не лишней будет и психологическая характеристика коллектива.
Определение задач на учебный год, направлений, форм и методов работы, сроков.
К последнему пункту необходимы расширенные пояснения. К задачам воспитательной работы, например, могут относиться формирование дружного коллектива, ориентация учащихся на успехи в учебной деятельности, воспитание хороших манер, формирование жизненной позиции, развитие гражданственности и патриотизма и так далее.
Что касается форм и методов работы с классом, то тут можно выделить:
проведение классных часов;
подготовка и участие в классных и общешкольных мероприятиях;
проведение спортивных мероприятий;
встречи с интересными личностями;
К направлениям деятельности, которые необходимо также отразить в плане воспитательной работы классного руководителя, относятся:
нравственное и этическое воспитание;
воспитание патриота и гражданина;
работа с «трудными» учениками;
работа с родителями;
формирование ЗОЖ обучающихся;
Цели и задачи воспитательной работы
Образование призвано создать условия для становления ответственного, высоконравственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина. Основные направления планирования воспитательной работы классному руководителю заключаются в патриотическом воспитании учащихся, формировании у подрастающего поколения навыков ЗОЖ, создании благоприятных условий для формирования ученического самоуправления, социализации учеников в обществе, профориентации, а также профилактике правонарушений и преступлений.
В процессе формирования целей воспитательной работы классному руководителю следует учесть необходимость:
обеспечения должного интеллектуального развития учеников;
гражданского и патриотического воспитания (приобщение молодого поколения к традициям и истории малой родины, государства, семьи и школы);
культурно-нравственного развития (повышение уровня культуры и реализация творческого потенциала);
социальной адаптации учеников (формирование системы ценностей, предотвращение и помощь в решении социальных проблем, в том числе в семье);
организации ученического самоуправления (включение учащихся в работу класса в качестве организационной единицы в составе школы);
профессиональной ориентации учащихся (проведение профориентационной работы с учащимися и родителями);
совместной деятельности с родителями и общественными организациями.
Основные направления и содержание работы с учащимися
Для классного руководителя план воспитательной работы является ориентиром и позволяет не упустить ни одного важного момента. После формирования списка задач необходимо спланировать мероприятия, проведение которых позволит достичь поставленных целей.
После составления списка обязательных мероприятий необходимо дополнить примерный план воспитательной работы классного руководителя видами деятельности, направленными на достижение целей (интеллектуальное развитие, патриотическое воспитание, социальная адаптация, профориентация, работа с родителями и далее по списку). Например, равномерно следует распределить в течение года такие мероприятия:
беседы о вреде курения и употребления алкоголя, наркотической зависимости, ранней половой жизни, предохранения от ЗППП и нежелательной беременности;
туристические походы, пикники, участие в спортивных соревнованиях, тренировочные эвакуации;
участие в субботниках, генеральная уборка класса;
уроки мужества, беседы о патриотизме, толерантности;
беседы о культуре поведения, организация помощи пенсионерам и ветеранам, выпуск школьных стенгазет;
контроль посещаемости (ежедневно);
учебная работа: работа с личными делами, проверка дневников, формирование актива класса, участие класса в олимпиадах, внеучебной деятельности и так далее.
Взаимодействие классного руководителя с родителями
Работа руководителя коллектива с родительским комитетом, опекунами и родителями учеников заключается в организации и проведении родительских собраний: общешкольных и тематических в классе (организационные вопросы в начале учебного года, анкетирование, подведение итогов четвертей, организационное собрание касательно окончания учебного года).
Также необходима организация родительского комитета, привлечение родителей к школьным мероприятиям. Отдельно (в случае необходимости) классный руководитель проводит встречи с родителями, в том числе с родителями «трудных» детей, организовывает общение с предметниками.
Индивидуальная работа с отдельными категориями учащихся
Работа с «трудными» учениками включает в себя выяснение состава семьи, личностных особенностей учеников, обновление данных о «трудных» учащихся. Необходимо следить за динамикой успеваемости, посещаемости, прогулов, занятостью ребенка во внеурочное время, проводить профилактические беседы, по необходимости оказывать помощь ученику, контролировать поведение.
Требования к содержанию плана
Существует ряд требований к плану воспитательной работы, которые включают в себя:
применение различных форм работы;
творческий подход классного руководителя;
учет возрастных особенностей и интересов учащихся.
Правильно составленный план позволит организовать воспитательную деятельность, создать оптимальные условия для развития как коллектива в целом, так и учащихся.
«План воспитательной работы классного руководителя»
План воспитательной работы
2020 – 2021 учебный год
Классный руководитель: Мамакина Марина Николаевна
В классе: 25 человек
1. Алексюк Мария Игоревна
2. Богайчук Валерия Антоновна
3. Бунина Мария Владимировна
4. Валынкин Святозар Станиславович
5. Густов Никита Алексндрович
6. Зазимко Мила Дмитриевна
7. Криночкин Тимофей Павлович
8. Куликов Ростислав Дмитриевич
9. Кучменко Сергей Артёмович
10. Мещеряков Дмитрий Сергеевич
11. Молокоедов Артемий Тхэнкович
12. Осечкин Илья Сергеевич
13. Панова Полина Александровна
14. Перов Виктор Михайлович
15. Печёнкин Алексей Алексндрович
16. Печёнкин Илья Константинович
17. Селезнева Полина Владимировна
18. Син Диана Тесуевна
19. Суслов Даниил Владимирович
20. Тё Денис Александрович
21. Цой Никита Сеогеевич
22. Шарипов Владислав Рустамович
23. Широносов Артем Андреевич
24. Юрченко Марина Алексеевна
25. Якунина Виктория Максимовна
Актив класса и поручения в классе:
Якунина Виктория – староста класса
Селезнева Полина – зам старосты
Сектор правопорядка: Богайчук Валерия
Трудовой сектор: Мещеряков Дмитрий, Цой Никита, Панова Полина, Зазимко Мила
Информационный сектор: Якунина Виктория
Культмассовый сектор: Алексюк Мария
Редколегия: Юрченко Марина, Селезнева Полина, Син Диана, Кучменко Сергей, Осечкин Илья
Занятость учащихся во внеурочное время:
Название секции, кружка
Осечкин Илья Сергеевич
СОК «Флагман», плавание
Бунина Мария Владимировна
СОК «Флагман», плавание
Суслов Даниил Владимирович
Богайчук Валерия Антоновна
Валынкин Святозар Станиславович
Клуб «Белая ладья» шахматы, СОК «Флагман», самбо
Селезнева Полина Владимировна
Школа искусств, живипись
Юрченко Марина Алексеевна
Школа искусств, художественное отделение
Алексюк Мария Игоревна
Школа искусств, хоровое отделение
Перов Виктор Михайлович
Клуб «Единство», тхэквандо
Молокоедов Артемий Тхенкович
Куликов Ростислав Дмитриевич
Криночкин Тимофей Павлович
СОК «Флагман», плавание
Якунина Анастасия Максимовна
«Кристал», фигурное катание
Шарипов Владислав Рустамович
Син Диана Тесуевна
Школа искусств, художественное отделение
Мещеряков Дмитрий Сергеевич
В 6 а классе обучается 25 человек: 9 девочек и 16 мальчиков.
По состоянию физического развития большинство обучающихся принадлежит к основной группе. Один ребенок, Печенкин Алексей, инвалид по зрению, обучается по программе ЗПР.
В большинстве семей отношения между родителями и детьми ровные, родители проявляют заинтересованность, беспокойство. В классе нет семей, в которых родители полностью не контролируют воспитание и учёбу, отдалены от школы.
В 2019 – 2020 учебном году ребята активно приняли участие в олимпиадах, школьный уровень, многие стали призерами и победителями.
Все обучающиеся опрятны, обеспечены учебниками и необходимыми школьными принадлежностями. Это позволяет сделать вывод, что родители заботятся о своих детях.
Дети очень подвижны, шустры, жизнерадостны. Любят обучающиеся подвижные игры, спортивные соревнования, активно принимают участие в подготовке и проведении праздников как внутри класса, так и в стенах школы. Они с удовольствием принимают участие в мероприятиях, отношение между детьми удовлетворительные. Учащиеся класса готовятся к проведению кл. часов: готовят доп. материал, оформляют стенгазеты, классный уголок
По итогам успеваемости за 2019-2020 учебный год все учащиеся переведены в следующий класс. Учащиеся Криночкин Т, Якунина В, Шарипов В закончили учебный год на отлично. В классе 9 хорошистов; Алексюк М. закончила год с одной «3» по английскому языку. Богайчук В. закончила учебный год с одной четверкой по русскому языку
В классе есть группа обучающихся Богайчук В, Криночкин Т, Куликов Р, Перов В, Шарипов В, Юрченко М, Якунина В., у которых хорошая память, они внимательны на уроках, у них хорошо развита речь, всегда выполняют домашнее задание и работают на уроках.
Но есть и обучающиеся со слабыми способностями, у которых нет заинтересованности в учёбе Печёнкин И, ШироносовА., Волынкин С., Кучменко с., Зазимко М.
В целом, классный коллектив дружный, бывают ссоры, но конфликтами их назвать нельзя. Есть группа обучающихся, которые пользуются у одноклассников авторитетом, к их мнению прислушиваются Алексюк М, Якунина В, Богайчук В, но ярко выраженных лидеров нет. Отношения в коллективе между обучающимися ровные.
Алексюк Мария может организовать класс для проведения различных мероприятий. В этом учебном году класс принял участие во всех школьных мероприятиях, занимая призовые места. Наиболее удачными, на мой взгляд, были «Минута славы», военно- спортивная игра «Марш – Бросок», организованная родителями, акция «Чистый берег».
Школу искусств посещают 6 человек, в спортивных секциях занимаются 11 учащихся
Большую помощь в организации работы класса оказывают родители. Нужно отметить, что родительский комитет работает хорошо, любое дело, любой вопрос или просьба классного руководителя не остаются без внимания.
Цель и задачи воспитательной работы
Цель и задачи: Создать условия для самореализации личности учащегося
через решение следующих задач:
· сделать школьную жизнь обучающихся 1-11 классов интересной и полезной, радостной и красивой через участие каждого в классных, школьных мероприятиях, в городском, региональном и российском конкурсном движении, в работе кружков, студий, спортивных секций школы и внешкольных учреждений;
· развить мастерство, талант, опыт коллективной творческой деятельности, качества лидера в каждом обучающемся;
· привить ценностное отношение к миру, жизни, природе, культуре, родине, людям, школе, друг к другу, к себе через участие каждого в общественной жизни класса, школы, поселка; через работу в органах самоуправления
Направления деятельности РДШ в МАОУ СОШ №2:
Направления деятельности РДШ в МАОУ СОШ №2:
Направление «Личностное развитие»
— формирование у детей позитивного отношения к здоровому образу жизни;
— присвоение созидающей здоровье философии;
— формирование активной жизненной позиции по отношению к здоровью, проявляющейся в поведении и деятельности и осознанном противостоянии разрушающим здоровье факторам.
— стимулирование творческой активности школьников;
— предоставление возможности школьникам проявить себя, реализовать свой потенциал и получить признание;
— координация воспитательных усилий на разных этапах творческого процесса;
— контроль реализации творческого развития школьников.
— стимулирование и мотивация школьников к личностному развитию, расширению кругозора в многообразии профессий;
— формирование у школьников представлений о сферах трудовой деятельности, о карьере и основных закономерностях профессионального развития;
— формирование у школьников универсальных компетенций, способствующих эффективности в профессиональной деятельности;
— способности к коммуникации (в устной и письменной формах) для решения задач взаимодействия;
— способности работать в коллективе, учитывать и терпимо относиться к этническим, социальным и культурным различиям;
— способности к самоорганизации и самообразованию.
Направление «Гражданская активность»
— сохранять и развивать исторически сложившиеся дружеские отношения народов России, сплачивать в едином федеративном государстве, содействовать развитию национальных культур и языков Российской
— способствовать формированию активной жизненной позиции школьников;
— формировать у школьников осознанное ценностное отношение к истории своей страны, города, района, народа;
— развивать у детей чувство патриотизма, национальной гордости за свою страну;
— стимулировать социальную деятельность школьников, направленную на оказание посильной помощи нуждающимся категориям населения;
— организовывать акции социальной направленности;
— создавать условия для развития детской инициативы;
— оказывать помощь учреждениям культуры в организации и проведении мероприятий;
— оказывать помощь и содействие в проведении мероприятий экологической направленности;
— активизировать стремление школьников к организации деятельности в рамках работы поисковых отрядов.
— совместно с ответственными педагогами сформировать школьную систему нормативно-правового обеспечения деятельности в области военно-патриотического воспитания;
— организовать работу военно-патриотического клуба на базе ОО и вовлечь в нее детей;
— организовать профильные события, направленные на повышение интереса у детей к службе в силовых подразделениях, в том числе военных сборов, военно-спортивных игр, соревнований, акций;
— организовать проведение образовательных программ – интерактивных игр, семинаров, мастер-классов, открытых лекториев, встреч с интересными людьми, Героями нашего государства и ветеранами;
— обеспечить координацию военно-патриотической деятельности школы с общественными объединениями и государственными организациями в рамках социального партнерства.
— разработать и реализовать модели многофункциональной системы информационно-медийного взаимодействия участников РДШ;
— создать информационно-медийный центр (ИМЦ) для реализации системы информационно-медийного взаимодействия участников РДШ;
— апробировать индикаторы и критерии оценки деятельности информационно-медийного направления РДШ;
— создать систему взаимодействия с информационно-медийными партнерами
Направление воспитательной работы
Задачи работы по данному направлению
«Личностное развитие» Первый аспект: Творческое развитие.