Что такое планирование в педагогике
Что такое планирование в педагогике
Планирование воспитательного процесса в школе
1. Планирование воспитательной работы в школе: значение, требования, функции и формы планирования;
2. Классификация видов планирования в школе и их структура;
3. Планирование воспитательной работы классного руководителя.
Планирование воспитательной работы в школе: значение, требования, функции и формы планирования
Планирование – подготовительный этап, которому отводится важное место в системе управления школой.
В основе планирования лежит план воспитательной работы учебного заведения.
Разработать план – это значит предусмотреть большой комплекс мероприятий по улучшению организации воспитательного процесса.
План – это документ, указывающий содержательные ориентиры деятельности, определяющий ее порядок, объем и временные границы.
Объектом планирования является педагогический процесс.
При планировании необходимо учитывать закономерности развития учащихся и их индивидуальные особенности.
Планирование воспитательного процесса в школе имеет определенные значение:
1) Способствует определению содержания работы на конкретный отрезок времени;
2) Дает возможность отобразить разнообразные формы, методы и приемы воспитательной работы;
3) Обеспечивает четкую, систематическую и целенаправленную организацию деятельности;
4) Способствует профессиональному развитию педагога.
Планирование осуществляет следующие функции:
1) Направляющая (определяющая), т.е. она содержит конкретные направления и виды деятельности;
2) Прогнозирующая – она отражает замысел и представляет результаты через конкретные действия;
3) Организаторская – эта функция отражает средства. С помощью, которых деятельность организуется, указывает кто является ее объектом и субъектом и указывает порядок деятельности, отвечая при этом на вопросы: Кто? Что? Когда? Где? должен делать;
4) Контрольная, т.е. сам педагог, пользуясь планом воспитательной работы, может контролировать реализацию поставленных задач и по плану легко осуществлять деятельность.
Планирование позволяет предопределить результат и эффективность системы воспитательной работы.
Предназначение плана – это значит упорядочить педагогическую деятельность и обеспечить выполнение таких требований, как планомерность, систематичность, управляемость, преемственность и целенаправленность. По этому, план будет помощником в работе в том случае, если будут соблюдаться следующие требования:
1) Целенаправленность – в основе лежит цель, которая должна быть реализована в ходе содержания деятельности;
2) Перспективность – когда цели деятельности реально осознаются и принимаются как близкие, понятные и доступные;
3) Преемственность – учет предыдущего опыта исключая дублирование и видение перспективы (будущего);
4) Комплексность – использование разнообразных форм, средств, методов и видов деятельности в их единстве и взаимосвязи;
5) Объективность – знание объективных условий деятельности школы, ее условий и возможностей педагогов и учащихся.
План должен быть четким, кратким и ясным.
По форме планирование может быть:
· Текстовым – подробное описание задач и мероприятий, направленных на их решение;
· Графический – полная, но краткая картина предстоящей деятельности в виде таблицы;
· Смешанный – и таблица и текст (описание + таблица);
· План-циклограмма – представление задач и воспитательной работы на определенный промежуток времени, посвященный определенной проблеме.
Классификация видов планирования в школе и их структура
В школе должно существовать календарное планирование. Т.е. все общешкольные мероприятия должны располагаться по четвертям, месяцам, неделям и отдельным числам.
В современной школе выделяют 3 вида планов (перспективный, годовой, текущий).
Сроки планирования определяются целями планирования.
Перспективный план. Он разрабатывается на 5 лет на основе глубокого анализа работы школы за последние годы. Перспективный план согласуется с планами городского управления образования и науки и составляется на 1 января текущего года. Этот план не должен быть слишком детальным. Его задача: наметить важные ориентиры функционирования и развития школы на определенный период.
Структура перспективного плана:
1) Задачи школы на планированный срок;
2) Перспективы развития контингента учащихся по годам, возможное количество классов;
3) Перспективы обновления образовательного учреждения и внедрения педагогических инноваций;
4) Обеспечение школы педагогическими кадрами;
5) Повышение квалификации педагогических кадров через различные формы (курсы, семинары, тренинги и т.д.);
6) Развитие материально-технической базы и учебно-методического оснащения школы;
7) Социальная защита педагогов и учащихся, улучшение их быта, условий для отдыха.
Особое место отводится повышению квалификации учителей и распределению сил и средств на длительный период.
Годовой план. Он охватывает время работы школы на весь учебный год, включая летние каникулы. Годовой план составляется в мае – июне и утверждается педагогическим советом школы в конце августа. Изменения в годовом плане происходят очень редко и о них ставят в известность педагогический совет школы.
План воспитательной работы школы на год включает основные вопросы, над которыми нужно работать всему педагогическому коллективу.
Структура годового плана:
1) Введение. Оно включает в себя:
a. Краткий анализ итогов работы школы за прошедший год и задачи на новый учебный год;
b. Особенности микрорайона и условия работы школы;
c. Работа коллектива школы по выполнению всеобуча (все дети должны получать образование);
d. Деятельность педагогического коллектива по повышению качества образовательного процесса;
e. Совместная работа школы, семьи и общественности по воспитанию учащихся;
f. Работа с педагогическими кадрами;
g. Система внутришкольного контроля;
h. Укрепление учебно-материальной базы школы;
i. Организационно-методические мероприятия (тематика заседаний совета школы, педсоветы, тематика производственных совещаний и т.д.).
На основе общешкольного годового плана составляется текущий (календарный план) организационной, методической и внеклассной работы на текущую четверть. Отдельно педагогического и ученического коллектива.
По горизонтали обозначается:
Недели и дни учебной четверти.
Организационные формы работы с педагогами и учащимися, фамилии учащихся (ответственных), тематика.
2) Заседание методических объединений;
3) Профсоюзные собрания и производственные совещания;
4) Совещания при деректоре;
5) Заседания местного кометета;
6) Общешкольные родительские собрания;
8) Спортивные вечера;
9) Массовые культ. походы;
10) Общешкольные газеты;
11) Работа научных клубов, организация выставок и олимпиад.
Планирование воспитательной работы классного руководителя
Классный руководитель может составлять различные планы:
1) План работы на год (годовой), полугодие (перспективный), четверть, месяц, неделю, день (текущие) + календарное планирование;
2) План работы по основному направлению на определенный период (месяц, год и т.д.) например по нравственному воспитанию, зож, праавовому и познавательному;
3) План работы с родительским комитетом, родительские собрания;
4) План самообразования по совершенствованию педагогического мастерства.
Педагогу необходимо творчески подойти к составлению плана, учитывая особенности класса, условия школы. Опыт своей работы. Общий ход планирования можно представить тремя этапами:
1) Составление педагогом проекта плана;
2) Коллективное планирование (сбор идей, предложений);
3) Окончательное оформление плана, внесение педагогом корректив.
Характер и уровень взаимодействия классного руководителя и учащихся зависит от многих о бстоятельств: возраста детей, подготовленность педагога, типа планирования.
Основным документом в работе классного руководителя является план на учебный год (полугодие). Рекомендуются следующие разделы этого плана:
1) Анализ педагогической работы за прошедший учебный год;
2) Задача работы классного руководителя на новый учебный год;
3) Работа с коллективом учащимся;
4) Взаимодействие с педагогическим коллективом;
5) Работа с семьей общественностью.
Эта форма предполагает соединение в себе перспективного календарного и текущего планировании.
При оформлении плана на каждую неделю отводится один разворот листа. Это позволяет предусмотреть планирование на весь год и в то же время вносить по ходу работы дополнения и изменения.
План работы классного руководителя составляется согласно режиму работы школы – по четвертям. В плане воспитательной работы еще отражают следующие разделы: Количество учащихся, сведения о родителей, группы здоровья детей, их успеваемость, занятия в кружках. Важно сделать на весь класс «социальный портрет класса».
Организационно-воспитательная работа (выбор актива класса, распределение обязанностей, работа с документами – ведение личных дел и составление списка учащихся класса).
Раздел «Внеклассная работа» – отмечается участие класса в общешкольных мероприятиях (олимпиады, конкурсы, спортивные мероприятия, организуются встречи с известными людьми и ветеранами ВОВ). Все это способствует формированию собственного мировоззрения школьников и происходит переоценка ценностей.
Теоретические основы планирования педагогического процесса в до-школьном образовании
Теоретические основы планирования педагогического процесса в дошкольном образовании
1. Структура педагогического процесса в ДОУ, его компоненты, их взаимосвязь
Деятельность любого образовательного учреждения осуществляется как целостный педагогический (учебно-воспитательный, образовательный) процесс.
Слово «процесс» свидетельствует о растянутости во времени, а слово «педагогический» говорит о направленности на преобразование личности ребенка.
Целостная система педагогического процесса включает в себя подсистемы, внедренные одна в другую:
процесс саморазвития и др.
обучение — передача подрастающему поколению совокупности знаний, умений и навыков, накопленных человечеством;
воспитание — освоение подрастающим поколением норм и правил поведения, принятых в обществе.
Интеграция процессов обучения и воспитания в структуре целостного педагогического процесса выражается в нескольких аспектах:
оба эти процесса протекают в рамках одного образовательного учреждения, осуществляются одним и тем же человеком (педагогом) и направлены на достижение общей цели — подготовку личности к активной жизнедеятельности в обществе;
воспитание всегда содержит в себе элементы обучения; а обучение в свою очередь всегда носит воспитывающих характер.
Отличительные особенности процессов отчетливо проявляется при выборе форм и методов достижения цели.
Понятие педагогический процесс употребляется в узком и широком смысле.
Построение педагогического процесса в ДОУ основывается на следующих принципах:
учет возрастных возможностей детей, опора на интересы ребенка;
решение воспитательных и образовательных задач в единстве;
учет положения о ведущей деятельности, смене деятельности и компенсаторной взаимосвязи разных видов деятельности в едином педагогическом процессе;
осуществление взаимодействия воспитателя и детей при руководящей роли взрослого;
создание развивающей среды.
По мнению И.П. Подласого организация педагогического процесса предполагает 3 этапа:
На первом подготовительном этапе педагогического процесса определяются цель, конкретных задачи, выясняется состояние вопроса, планируются, прогнозируются результат, схема процесса, подбираются методы воздействия с учетом основной задачи, возраста детей и концепции воспитания. Завершается подготовительный этап планом перспективной работы, скорректированном не основе выяснения вопроса в практике и прогнозирования результата.
План реализуется на втором, основном этапе педагогического процесса. На этом этапе осуществляется педагогическое взаимодействие воспитанника и воспитателя, ведется постоянный оперативный контроль за промежуточными результатами, который позволяет обнаружить отклонения, ошибки и туту же произвести коррекцию, ввести необходимые дополнения и изменения.
2.Планирование целостного педагогического процесса
Основной функцией организации педагогического процесса ДОУ, обеспечивающей планомерную, систематическую, рациональную и эффективную работу всех его подразделений, является планирование.
Основой для планирования педагогического процесса является та программа, по которой работает ДОУ. Планирование направлено на организацию педагогического процесса как в целом по детскому саду, так и отдельно по каждой возрастной группе.
Основной целью планирования является определение / конкретных задач воспитательно-образовательной работы на конкретный отрезок времени, а также видов деятельности, способов их организации и средств решения поставленных задач, обеспечивающих выполнение программы.
Исходя из принципов планирование всей работы детского сада должно отвечать определенным требованиям:
1. Планирование должно исходить из общей цели воспитания и обучения детей, а также соответствующих задан. Исходя из этого планируются содержание жизни детей, формы организации их деятельности, методы работы.
2. Планирование должно быть направлено на организацию педагогического процесса в целом: конкретизацию задач, стоящих перед дошкольным учреждением, отбор содержания и способов педагогического воздействия в соответствии с задачами воспитания и возрастом детей.
3. Планирование воспитательной работы должно предусматривать сохранение основных принципов воспитания и обучения.
4. План должен быть реальным и осуществимым, являться руководством к деятельности.
Планированию предшествует всесторонний и глубокий анализ состояния воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении, выявление сильных и слабых ее сторон, определение актуальных задач на предстоящий период.
В работе дошкольного учреждения используется годовое и текущее планирование.
План работы дошкольного учреждения на учебный год разрабатывается на основе нормативных документов Министерств образования федерального и регионального уровня, «Программы воспитания и обучения в детском саду», а также на основе анализа работы дошкольного учреждения за истекший период. Годовой план охватывает все стороны учебно-воспитательной работы ДОУ и предусматривает ее непрерывность и последовательность.
Структура годового плана работы
II. Организационно-педагогическая работа. Руководство и контроль за воспитательно-образова тельной работой .
Этот раздел включает работу педсовета, теоретических семинаров, семинаров-практикумов, консультаций, коллективных просмотров педагогического процесса, работу кабинета по изучению, обобщению и распространению передового опыта лучших работников дошкольных учреждений. Здесь же намечаются основные направления контроля, его содержание и виды, указываются сроки и формы подведения итогов.
III. Работа с кадрами, в этом разделе планируется подбор и расстановка кадров и повышение уровня деловой квалификации педагогов.
Годовой план хранится в методическом кабинете.
Основой планирования воспитательно-образовательного процесса в группах является «Программа воспитания и обучения в детском саду».
3. Контроль за организацией педагогического процесса в ДОУ
Старший воспитатель осуществляет контроль за учебно-воспитательной работой путем непосредственного наблюдения и анализа работы воспитателя. Основная цель контроля состоит в совершенствовании педагогического процесса во всех возрастных группах и в оказании каждому воспитателю конкретной помощи.
Выделяют тематический, фронтальный, предупредительный и сравнительный виды контроля.
Любой вид контроля будет эффективным, если методист очень серьезно и тщательно готовится к нему.
А. Васильева предлагает алгоритм функции контроля :
разработка программы (плана) контроля
первичный анализ изученного
выработка рекомендаций и путей исправления недостатков
проверка исполнения рекомендаций.
Посещать группы следует без всяких предупреждений или предупредить воспитателя утром в день проверки. О намеченном посещении группы старший воспитатель предупреждает педагога заранее в том случае, если это посещение делается с целью исправления в работе замеченных ранее недостатков.
Важным этапом контроля является беседа старшего воспитателя с воспитателем. Первое слово для самоанализа предлагается воспитателю. Затем методист делает всесторонний анализ увиденного в соответствии с поставленной целью проверки, не забывая отметить все ценное в работе воспитателя, анализирует причины неудач, указывает возможные пути к их устранению. Если при анализе возникает спорный вопрос и воспитатель не соглашается с мнением методиста, то решение вопроса выносится на коллективное обсуждение.
Методическая работа на тему: Планирование и проектирование в деятельности педагога
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Владимирской области «Суздальский индустриально-гуманитарный колледж»
на тему: «Планирование и проектирование в деятельности педагога»
Автор: Борисов Р.М., руководитель физической культуры
г. Суздаль, 2017 год
1. Теоретико-методологические основы педагогического проектирования
История появления термина «проектирование» в педагогике
Методологические подходы к изучению процесса проектирования
Этапы и формы педагогического проектирования
2. Теоретические аспекты планирования в деятельности
2.1.Виды и функции планов в образовательных учреждениях
2.2 Этапы педагогического планирования в организациях СПО
Педагогическое проектирование в настоящее время рассматривается как важнейшая составляющая деятельности педагога. Включение педагогов в проектную деятельность требует от них специальной подготовки – понимание сущности проектирования, его логики, владения специальными педагогическими умениями, восприятия проектирования как творчества, которое значимо в современных условиях.
Целью работы является раскрытие содержания понятий «педагогическое проектирование» и «планирование» в деятельности педагога.
Для этого необходимо решить следующие задачи:
— изучить теоретические источники по теме реферата;
— выявить отличия и сходства понятий проектирование и планирование;
— раскрыть суть планирования в педагогической деятельности;
— сделать выводы на основе полученных знаний.
История появление термина «проектирование» в педагогике
Педагогическое проектирование представляет собой сложное самостоятельное явление, понимание которого невозможно без обращения к техническим и гуманитарным корням, традициям и современным достижениям педагогики, что в свою очередь определяет его методологию и перспективы его дальнейшего развития. Общая теория проектирования состоит из знаний по определению методов деятельности и технологий ее организации, организации способов взаимодействия при создании различных конструкций по разрешению социальных проблем. Педагогическое проектирование имеет технические корни (инженерия, архитектурное строительство, машиностроение и т.д.).
Слово «проектирование» происходит от слова «проект», известного в русском языке с начала XVIII века и восходящего к латинскому projektus, означавшему «вытягивание», «вытянутое положение». В переводе с латинского «проект» означает «брошенный вперед», то есть замысел в виде прообраза объекта.
Предпосылки проектирования, по мнению В.М. Розина, складываются еще в античности. В поздних работах Платона «Государство» и «Законы» Платон набрасывает и детально обсуждает проект того, что потом получило название «идеального государства».
А.С. Макаренко на практике усовершенствовал «технику дисциплины», «технику наказания», «технику разговора педагога с воспитанником», «технику самоуправления». Продуманность действий, их последовательность, терпение, ориентированность на индивидуальные особенности воспитанника отличают его педагогическую систему. Он был убежденным сторонником проектирования в человеке всего лучшего, формирования сильной, богатой натуры.
На современном этапе «в педагогическом проектировании» человек выступает как результат системы обучения и воспитания, обладающий всеми теми свойствами и качествами, которые закладываются в него данными процессами. Г. П. Щедровицкий считал необходимым создание новой научной дисциплины – педагогического проектирования и появления особой специальности – педагога-проектировщика, задача которого состоит в разработке конкретного проекта, выражающего цель самого «педагогического производства». На основании проекта человека будущего общества, по мнению исследователя, необходимо создать новый проект педагогических целей, новую программу образования, новую систему учебных предметов и новые приемы, обеспечивающие их освоение. Однако, все эти вопросы были лишь поставлены и намечены некоторые пути их решения. С конца 1980-х годов в нашей стране начинает формироваться массовая практика проектирования в сфере образования, сопровождающаяся серьезными философскими, методологическими и научными разработками.
В научной литературе достаточно широко представлены подходы к педагогическому проектированию. Оно рассматривается как связующее звено между теорией и практикой (В.С. Безрукова, В.В. Краевский); как методологическое средство (Л.С. Выготский, Е.И. Машбиц, Э.Г. Юдин); как система (В. Гаспарский, Л. Тондл, И. Пейша, Ф. Ханзен); как вид деятельности (Е.С. Заир-Бек, В.Е. Радионов, Н.Н. Суртаева).
С позиции системного подхода процесс проектирования рассматривается как проявление упорядоченного взаимодействия проектирующей системы и проектируемой.
Праксеологический подход отражает изучение возможностей повышения эффективности процессов, оценку эффективности построенных концепций проектирования.
Деятельностный подход позволяет исследовать все структурные компоненты деятельности проектировщика (цель, объект, предмет, субъект, средства, методы, этапы, результат).
Морфологический подход дает возможность четко представить смысловые единицы объекта проектирования, установить последовательность, раскрыть их содержание, выделить взаимосвязи между ними и реализуемые функции.
Для педагогической сферы характерно отсутствие единого понимания категории проектирования. Педагогическое проектирование трактуется как:
— процесс «выращивания» новейших форм общности педагогов, учащихся, педагогической общественности, нового содержания и технологий образования, способов и технологий педагогической деятельности и мышления (В.А. Болотов, Е.И. Исаев);
— деятельность, направленная на разработку и реализацию образовательных проектов, под которыми понимается оформленные комплексы инновационных идей в образовании, в социально-педагогическом движении, в образовательных системах и институтах, в педагогических технологиях и деятельности (Н.В. Борисова);
— предварительная разработка основных деталей, представляющих деятельность учащихся и педагогов (В.С. Безрукова);
— содержательное, организационно-методическое, материально-техническое, социально-психологическое оформление замысла реализации целостного решения педагогической задачи, которое может осуществляться на эмпирическом, интуитивном, опытно-логическом и научном уровнях
— целенаправленная деятельность педагога по созданию проекта, который представляет собой инновационную деятельность (модель) педагогической системы, ориентированной на массовое использование
Традиционно под педагогическим проектированием понимается
предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов.
Таким образом, педагогическое проектирование на настоящий момент отличается разнообразием подходов к его изучению, выделением различных оснований введения нового понятийного аппарата, акцентированием различных аспектов самого процесса проектирования, отражено в различных теоретических моделях, исследуется с разных позиций.
Методологические подходы к изучению процесса проектирования
К задачам проектирования относятся:
— развитие, преобразование, совершенствование, разрешение противоречий в современных образовательных системах;
— обоснование конкретных направлений поиска в создании условий для развития и воспитания человека, актуализации его внутренних сил, социального самоопределения и становления;
— прогнозирование развития педагогических процессов, ситуаций, систем;
— создание, обеспечение, организация процессов педагогической деятельности, которые позволяют определить желаемые результаты в образовании и реализовать их достижение;
— педагогический анализ и на его основе координация деятельности педагогов и коррекция педагогических процессов.
В.И. Загвязинский выделяет следующие уровни проектирования:
— стратегический уровень проектирования – формы проектирования: концепции образовательных учреждений, дидактических систем, систем воспитания, программы развития образования, технологии обучения;
— тактический уровень проектирования – формы проектирования: учебные и учебно-тематические планы, планы-конспекты уроков, планы воспитательных мероприятий, учебные программы.
В методологии изучения проектирования выделяются разные принципы.
С позиции П. Хилла проектирование базируется на одном из двух основных принципов: эволюционного изменения и создания нового.
В.М.Розин выделил принципы реализуемости, завершенности, соответствия, оптимальности, конструктивной целостности.
Наибольшее распространение в практической деятельности при составлении проекта получили принципы, выделенные В.С.Безруковой, а именно:
— принцип человеческих приоритетов предполагает подчинение проектов реальным потребностям, интересам и возможностям людей;
— принцип саморазвития проектируемых систем, процессов, ситуаций означает создание их динамичными, гибкими, способными по ходу реализации к изменениям, усложнению или упрощению;
— принцип методологической доказательности. Разрабатывая проект, его авторы на основе определенных методологических подходов, теорий, принципов, доказывают свое видение целей в рамках определенной системы ценностей;
— принцип системности позволяет воспринимать объекты проектирования не как сумму отдельных частей, а как нечто единое, целостное;
— принцип непрерывности организации проектирования. Полная завершенность в развитии и совершенствовании педагогических систем невозможна. Необходим непрерывный процесс системного анализа социально-педагогических явлений и условий их протекания и, как следствие, непрерывный процесс проектирования;
— принцип общности и уникальности. Общность проектов основана на общих педагогических закономерностях, сохранении традиций, историко-культурных ценностей в образовании и воспитании, развития исторически проверенных педагогических достижений. Уникальность понимается и как создание системы ограничений, позволяющих сохранить саму педагогическую систему, и как зависимость от субъективных и объективных условий проектирования, творческой индивидуальности педагогов.
Целью педагогического проектирования является решение некоторой актуальной проблемы, основанное на принципиально новом способе. В технических науках подобный способ решения проблемы, при реализации которого наблюдается положительный эффект, называют изобретением, в педагогической же области чаще используется термин «инновация». Как правило, педагогическая проблема находит концентрированное выражение в противоречии между потребностями общества, выраженными в социальном заказе, и невозможностью педагогической науки своевременно удовлетворить эти потребности. Поэтому основополагающую цель педагогического проектирования мы видим в выполнении социального заказа.
Объектом педагогического проектирования является то, при помощи чего можно разрешить существующую проблему. В этом качестве обычно выступают те или иные педагогические конструкции: технологии, методы, содержание образования, учебные программы и т. д. Такая ограниченность связана с тем, что в педагогике далеко не все может подвергаться проектированию в силу существенного влияния окружающей действительности на компоненты и состояние педагогического процесса.
Предмет педагогического проектирования, даже имея внешне традиционное выражение, должен строиться на принципиально новой идее. Потребность в педагогическом проектировании возникает только тогда, когда найдена новая возможность решения существующей проблемы.
Субъектом педагогического проектирования выступает педагог-проектировщик. Иногда для создания большого и сложного проекта привлекается группа специалистов, тогда субъект считается коллективным. Очевидно, что в зависимости от субъекта, осуществляющего проектирование, его реализация будет отличаться и предметом, и методами работы. Однако какой бы ни был субъект проектирования, он должен обладать рядом специфических черт: творческим мышлением и способностью к изобретательству; правильными ценностными ориентациями; профессионализмом и высокой работоспособностью; способностью предвидеть последствия перспективных изменений действительности, реализуемые в педагогическом проекте.
С опорой на классические представления о проектировании, а также с учетом сущности понятия «педагогическое проектирование» и специфики педагогической деятельности, выделим следующие этапы педагогического проектирования:
четвёртая стадия подготовки образовательного проекта связана с разработкой плана осуществляемых в его рамках деятельностей, определённых по их субъектам, срокам, ресурсам и результатам;
Действительно, проектирование можно рассматривать в качестве функции любого педагога, для которого она является не менее значимой, чем организаторская, гностическая или коммуникативная.
Результатом педагогического проектирования является педагогический проект, под которым мы понимаем инновационную модель педагогической системы, ориентированную на массовое использование. Проект может быть представлен, например, в виде описания, таблицы, плана и др. Практически проект определяется его функционированием, строением и внешним видом. Выявление функциональных особенностей созданного проекта сводится к определению среды, в которой проект может осуществляться, с указанием специальных механизмов для нейтрализации негативных ее проявлений, снижающих эффективность проекта (границы применимости проекта); особенностей субъектов, оперирующих в рамках данного проекта; функциональных связей между элементами проекта; условий для его эффективного использования; ожидаемых результатов действия проекта.
Строение проекта представляется его структурными компонентами (создающимися вновь или заимствованными из существующей практики), соотношением между ними, последовательностью действий, содержанием компонентов. Вид проекта определяется нормативными положениями, документацией, вспомогательными наглядными материалами.
Даже краткое выделение компонентов проектировочной деятельности убеждает в необходимости специальных предметных знаний и умений у педагога-проектировщика, а также дополнительного опыта, который выражается, во-первых, в представлениях о существующих педагогических конструкциях (методиках, технологиях, процессах, системах и т.д.); во-вторых, в знаниях о возможностях реализации проекта в реальном педагогическом процессе и представлениях о будущем функционировании спроектированного образца; в-третьих, в умениях конкретно воплощать свои идеи.
Зачастую проектированием называют практически любые действия педагога по сколько-нибудь значительной модернизации педагогического процесса. Процессы разработки и проектирования имеют ряд существенных различий, что делает их независимыми и не допускает отождествления.
Прогнозирование, в свою очередь, рассматривается как систематическое исследование перспектив развития объекта. При этом, во-первых, оно осуществляется параллельно проектированию, во-вторых, служит для повышения его основательности, научного уровня и эффективности, в- третьих, указывает траекторию осуществления проектирования.
Таким образом, педагогическое проектирование, берущее свое начало в области технического знания, сегодня представляет собой специфический вид деятельности педагога и является самостоятельным процессом, обладающим собственной методологической базой и инфраструктурой.
1.3.Этапы и формы педагогического проектирования
Педагогическое проектирование является функцией любого педагога, не менее значимой, чем организаторская, гностическая (поиск содержания, методов и средств взаимодействия с учащимися) или коммуникативная.
Сущность педагогического проектирования состоит в том, чтобы создавать предположительные варианты предстоящей деятельности и прогнозировать ее результаты.
Объектами педагогического проектирования могут быть: педагогические системы; педагогический процесс; педагогические ситуации.
Педагогический процесс является для педагога главным объектом проектирования и представляет собой объединение в единое целое тех компонентов (факторов), которые способствуют развитию учащихся и педагогов в их непосредственном взаимодействии.
Значение педагогических ситуаций огромно. Собственно, через них проявляется педагогический процесс. Эта клеточка концентрирует в себе все достоинства и недостатки педагогического процесса и педагогической системы в целом. Выражаясь как конкретные воспитательные отношения, педагогические ситуации реализуют их возможности.
Структура педагогических ситуаций внешне проста. В нее входят два субъекта деятельности (педагог и студент) и способы их взаимодействия.
Взаимодействие участников педагогических ситуаций строится как реализация их сложного внутреннего мира, их воспитанности и обученности.
Педагогические ситуации могут возникать стихийно или предварительно проектироваться. Но и те, что возникли стихийно, разрешаются продуманно, с предварительным проектированием выхода из них.
Таким образом, любая концепция включает в себя только те положения, идеи, взгляды, которые возможны для практического воплощения в той или иной системе, процессе.
Принципы педагогического проектирования
1) подчинение проектируемых педагогических систем, процессов, ситуаций реальным потребностям, интересам и возможностям обучаемых;
2) не навязывание студентам выполнение своих проектов, конструктов, умение отступить, заменить их другими;
3) избегание жесткого и детального проектирования, оставление возможности для импровизации студентов и себе;
4) представление себя на месте студента и мысленное экспериментирование его поведения, чувств, возникающих под влиянием создаваемой для него системы, процесса или ситуации.
Данный принцип обусловлен тем, что жизнь всегда разнообразнее и неожиданнее любых проектов. Особенно это проявляется в педагогике. Нельзя допустить, чтобы какой-либо план, пособие, сценарий оказывали насильственное влияние на воспитанника, ломали его волю, навязывали ему идеологию. Квалифицированный педагог должен располагать достаточным количеством методов, средств, форм, а также разнообразным содержанием, чтобы выбрать именно то, что нужно его воспитанникам, поможет им расти и развиваться. Поэтому не останавливайтесь на одном проекте, имейте в запасе еще один-два проекта, также обеспечивающих достижение намеченной цели.
Деятельность педагога в сфере обучения по изобретению различных способов отбора и структурирования учебного материала, методов его передачи и усвоения студентами называется дидактическим творчеством.
К такому виду творчества относится создание интегративного учебного занятия, бригадной формы производственного обучения колледжей, информационных технологий обучения и т.д.
Еще одним видом педагогического творчества является организаторское творчество в сфере управления и организаторской деятельности по созданию новых способов планирования, контроля, расстановки сил, мобилизации ресурсов, связи со средой, взаимодействию студентов и педагогов и т.д. Организаторское творчество обеспечивает научную организацию труда, рациональное использование всех факторов, способствующих достижению цели более экономным путем.
При разработке технологии обучения проектируется совершенно конкретная деятельность преподавателя и обучаемого с использованием различных средств обучения.
Процесс разработки конкретной педагогической технологии можно назвать процессом педагогического проектирования, которое осуществляется в следующей последовательности:
— выбор содержания обучения, предусмотренного учебным планом и учебными программами;
— выбор приоритетных целей, на которые должен быть ориентирован преподаватель: какие профессиональные и личностные качества будут сформированы у обучаемых в процессе преподавания проектируемой дисциплины;
— выбор технологии, ориентированной на совокупность целей или на одну приоритетную цель;
— разработка технологии обучения.
Проектирование технологии обучения предполагает: проектирование содержания дисциплины, форм организации учебного процесса, выбор методов и средств обучения.
Содержание технологии обучения представляется как содержание и структура учебной информации, предъявляемой студентам, и комплекс задач, упражнений и заданий, обеспечивающих формирование учебных и профессиональных навыков и умений, накопление первоначального опыта профессиональной деятельности.
При этом важную роль играют формы организации учебных занятий, направленные на овладение знаниями, навыками и умениями, их соотношение по объему, чередование, а также формы контроля, способствующие закреплению полученных знаний.
Технология обучения является системной категорией, структурными составляющими которой являются:
— средства педагогического взаимодействия (средства преподавания и мотивация), организация учебного процесса;
— результат деятельности (в том числе уровень профессиональной подготовки).
Таким образом, технология обучения предполагает организацию, управление и контроль процесса обучения. Причем все стороны этого процесса взаимосвязаны и влияют друг на друга. Стоит одному звену дать сбой, как тут же это скажется на всех остальных. Для успешного функционирования всей системы нужна тщательная и продуманная отладка всех ее составляющих.