Что такое планирование воспитательной работы

Как составить план воспитательной работы с классом?

План воспитательной работы с классом составляет классный руководитель на официальном бланке школы с учетом плана воспитательной работы школы, предлагаемого в свою очередь заместителем директора по воспитательной работе.

Зам директора по ВР Д

иректор ГБОУ___________

“_______” _____________ 2013 г.

“____” ____________ 2013 г.

Титульный лист можно оформить по следующему примерному образцу.

План воспитательной работы

с учащимися и родителями _____ класса

на 2013-2014 учебный год

Начинаем составление плана с анализа воспитательной работы за прошлый учебный год.

Указываем класс и ФИО классного руководителя.

Затем проводим социальный мониторинг класса.

Социальный мониторинг ___класса
Количество учащихся в классе
Мальчики
Девочки
Многодетные семьи
Неполные семьи
Малообеспеченные семьи
Социально-неблагополучные семьи
Семьи опекунов
Учащиеся, состоящие в группе риска (внутришкольный учет)
Учащиеся, состоящие в ОДН
Учащиеся-инвалиды

Ставим общие задачи воспитания учащихся и выбираем направления, формы и методы работы. Например:

Направления работы: учебная работа, нравственное и эстетическое воспитание, патриотическое и интернациональное воспитание, трудовое, физическое воспитание, ЗОЖ, работа с родителями, работа с “трудными учащимися”, профессиональное воспитание.

Формы и методы работы:

беседы, экскурсии, творческая работа по подготовке праздников, участие в туристических слетах, индивидуальное диалоговое общение, игры, творческие мастерские, коллективно-творческие дела, классные часы.

Проведенные мероприятия (по месяцам), наиболее успешные мероприятия.

Недостатки в работе и способы их устранения.

В связи с обозначенными проблемами планируем работать над решением следующих задач воспитания:

С целью решения обозначенных задач планируем мероприятия.

Источник

Статья «О планировании воспитательной работы»

Статья «О планирование воспитательной работы».

Ни одна школа не может назвать себя современной, если ограничивается только передачей детям знаний, а не развивает у них способность самостоятельно действовать, отвечать за свои поступки, принимать решения, если не научит их ценить и развивать свою собственную уникальную личность.

Как показывает педагогическая практика, к плану нередко относятся лишь как к административному требованию, а процесс планирования, к сожалению, ограничивается рамками составления и написания плана. При таком подходе план, несомненно, носит формальный характер и не может быть ориентиром в деятельности. А успех любой деятельности во многом зависит от того, насколько грамотно эта деятельность планируется.

Создавая программу воспитания учащихся и модель выпускника школы, можно использовать рекомендации, которые даны в докладе «Юнеско» «В новое тысячелетие». В рекомендациях говорится, что школа призвана воспитывать учащихся, будущих выпускников так, чтобы:

Научить их учиться,

Научить жить вместе,

Научить работать и зарабатывать.

Здесь же даны основные задачи воспитания, которые помогут классным руководителям создать эффективную систему воспитания в школе. Например, такие задачи как: активное формирование школьного самоуправления; создание критериев воспитанности учащихся и возможности их проявления; внедрение современных технологий воспитательной работы в воспитательный процесс; вовлечение учащихся школы в активную жизнь в социуме и в общественных организациях; создание традиций и обычаев внеклассной работы в школе и т.д.

При разработке задач и целей воспитания педагоги школы должны также учитывать особенности развития детей современного общества.

Нужно стремиться, чтобы выпускник современной школы обладал следующими качествами:

Самостоятельностью в выборе и принятии решений;

Ответственностью за свои решения, действия и поступки;

Способностью терпимо относиться к своему ближайшему окружению;

Готовностью действовать в нестандартных ситуациях;

Мотивированностью на получение прочных знаний;

Способностью к совершению нравственных поступков;

Умением жить в ладу с другими народами, культурами;

Уважительным отношением к мнению других людей, терпимостью в общении.

Конечно, нет рецептов на все случаи жизни. Возможны разные варианты планирования. Планирование – дело творческое. Очень важно избежать грубых ошибок в процессе составления плана воспитательной работы.

Известный исследователь Маленкова предостерегает от следующих ошибок:

Отсутствие четко определенной цели, определенных стратегических задач воспитания, основанных на глубоком научном знании детей и сложившейся психолого-педагогической ситуации;

Безынициативность классного руководителя;

Примитивизм планирования (план-отписка, содержащий какой-то, часто случайный, перечень дел); план не должен представлять собой бессистемный перечень дел. В нем должен быть стержень.

Неумение (а порой отрицание необходимости) привлечения детей к планированию;

При планировании необходимо: учитывать план работы школы, юбилейные даты страны; разумно сочетать словесные, наглядные, практические формы воспитательной работы; соблюдать преемственность в работе с классом.

Что же предшествует планированию воспитательной работы?

Ознакомление с государственными документами, изучение методических материалов Министерства образования, изучение методической литературы.

Определение цели и задач воспитания.

Ознакомление с перспективным планом воспитания школы, обсуждение перспективных дел с педагогами.

Диагностика воспитательного процесса.

Привлечение учащихся к планированию в самых разных формах: классный час, «Перспективы нашей жизни», ящик предложений, разведка полезных дел.

Изучение календаря знаменательных дат.

В современной школе используется два вида планов: перспективный и календарный.

Перспективный тематический план не должен включать в себя содержание режимных моментов, например, хозяйственно-бытовой труд, самообслуживание, самоподготовку. Для этого есть ежедневный план воспитательной работы, который заполняется в соответствии с режимом группы, носит более детальный подробный характер и должен быть согласован с перспективным планом.

В ежедневном планировании в режимных моментах отражаются все стороны жизни детей: прогулка, игры, самообслуживание, труд и т.д.

Можно рекомендовать составить перспективный план из 6 разделов.

Анализ воспитательной работы за прошедший год.

Цели и задачи воспитательной деятельности.

Основные направления и дела классного сообщества.

Индивидуальная работа с учащимися.

Работа с родителями.

Изучение состояния и эффективности воспитательного процесса в классе.

Можно предложить различные варианты программы анализа воспитательного процесса в классе. Начинающим классным руководителям желательно использовать подсказки о том, что может быть предметом анализа. В дальнейшем, когда у педагога сложится своя оригинальная система воспитательной работы, классный руководитель будет анализировать состояние и результаты воспитательного процесса в соответствии со своей авторской концепцией.

Второй раздел: «Цели и задачи воспитательной деятельности». Воспитания без цели не бывает. Это ожидаемый результат осуществляемой деятельности. Наряду с целями, формируются задачи, которые можно рассматривать как подцели или как составляющие компоненты цели.

Третий раздел: «Основные направления и дела классного сообщества». В соответствии с результатами, полученными в процессе аналитической деятельности, исходя из целей и задач воспитательной работы, педагог старается определить ведущие направления, формы и способы организации жизнедеятельности учащихся. Собрание форм и способов организации жизнедеятельности класса не должно представлять собой набор случайно отобранных и не связанных друг с другом дел.

Приведу примеры разных подходов.

Профессор Н.М.Таланчук предлагает системно-ролевой подход в воспитательной работе. Социальные роли.

Ученый О.С.Газман предлагает разрабатывать целевые программы: «Учение», «Общение», «Досуг», «Образ жизни», «Здоровье».

Доктор педагогических наук В.А.Караковский опирается на общечеловеческие ценности: Земля, Отечество, Семья, Труд, Знание, Культура, Человек.

Профессор Щуркова считает, что для успешного протекания процесса формирования личности ребенка необходимо включение в различные виды деятельности: познавательная, трудовая, художественно-творческая, физкультурно-оздоровительная, коммуникативная, игровая и т.д.

Работа по направлениям воспитательной работы: патриотическое, экологическое, нравственное, эстетическое, художественное, гражданское, трудовое, здоровье и др.

Пятый раздел: Работа с родителями.

Шестой раздел: «Изучение состояния и эффективности воспитательного процесса в классе».

Эффективным методом воспитания является КТД (коллективное творческое дело), как средство активной жизненной позиции школьников. Методика организации КТД разработана И.П.Ивановым. КТД – это система практических действий на общую радость и пользу. Поэтому оно – Дело. Дело – коллективное, потому что планируется, готовиться, совершается и обсуждается педагогами и учащимися. Дело это – творческое, так как это совместный поиск лучших решений, потому что не может превратиться в догму, делается не по шаблону, а всегда выступает в разных вариантах, всегда выявляет свои новые возможности. КТД – это способ организации яркой, наполненной трудом и игрой, творчеством и товариществом, мечтой и радостью, и в тоже время воспитательное средство.

Очень важно, чтобы воспитательный процесс учитывал ведущую деятельность каждого возрастного этапа развития ребенка. К примеру, у подростков главной ведущей деятельностью является общение, они испытывают дефицит общения, им хочется в живом обмене мнением проверить свои гипотезы, воззрения и т.д. Классный руководитель должен это учесть, определяя содержание, методы, формы работы с детьми на данном возрастном этапе.

Мы, педагоги, должны постоянно повышать свой профессиональный уровень. Ни одна воспитательная система не будет успешна, если педагог считает свои умения и свое мастерство пределом совершенства.

Источник

Правила планирования воспитательной работы с классом

Из чего исходит необходимость в планировании? Стоит изначально уяснить тот факт, что планирование воспитательной работы ни в коем случае не должно ограничиваться составлением плана воспитательной работы, что, к сожалению, на практике довольно часто встречается.

Планирование — это особый творческий процесс, не прерывающийся на протяжении всего периода работы с воспитанниками.

Важно понимать, что планирование представляет собой значительную часть работы педагога и является частью его профессиональной деятельности, то есть оно необходимо для самого учителя, но никак не для администрации школы.

Планирование воспитательной работы заключается в взаимовыгодном сотрудничестве педагога, родителей учащихся, и самих воспитанников и в желании сделать школьную жизнь максимально интересной, полезной и творческой для каждого из участников данного процесса.

Само планирование должно представлять интерес и быть увлекательным как для школьников и родительского состава, так и для учителя. Каждый отдельный участник играет в нем свою роль и вносит вклад в его конечный результат. После проведения опроса родителей и коллективного планирования интерес может вызвать совместное собрание родителей и учащихся. Цель данной встречи заключается в том, чтобы вывести окончательный вариант коллективной деятельности, основываясь на которых, педагог сможет составить полноценный план воспитательной работы.

Построение плана воспитательной работы

Структура плана воспитательной работы может быть следующего типа.

Характеристика класса для плана воспитательной работы:

Пример плана воспитательной работы:

Что такое планирование воспитательной работы. Смотреть фото Что такое планирование воспитательной работы. Смотреть картинку Что такое планирование воспитательной работы. Картинка про Что такое планирование воспитательной работы. Фото Что такое планирование воспитательной работы

Не возбраняется самостоятельное составление оригинального формата оформления плана воспитательной работы педагогом, однако при его создании необходимо помнить о соблюдении основных требований к содержанию плана воспитательной работы:

Перед тем, как начать планирование, стоит изучить программу воспитания, а также определить факторы, которые оказывают существенное влияние на создание системы воспитания. С этими задачами могут помочь справиться мониторинг социума и диагностика воспитания. Мониторинг социума представляет собой составление социальной карты учащегося, в которой отражаются следующие характеристики: полная или неполная семья, образовательный уровень родителей, материальное положение семьи, бытовые условия проживания и многие другие. Тем же способом составляется карта воспитывающей среды и проводится диагностика воспитания. Еще одним видом деятельности, необходимым для планирования воспитательной работы является проведение анкетирования учащихся и их родителей. Данные для анкетирования могут быть выбраны классным руководителем. Данный подход облегчает определение задач на ближайшую перспективу и помогает в планировании формы воспитательной работы для достижения существующих задач. На этапе реализации программ воспитания необходимо оценить как промежуточные, так и конечные итоги. Все время придумывать новые способы работы может быть непосильной задачей для педагога, однако, если основываться на уже проверенных имеющихся процессах воспитания, то моделирование обновленного процесса вполне возможно. Классный руководитель должен приобрести навыки конструирования новых форм работы. В этой задаче педагогу может помочь применение следующего простого алгоритма:

Правила планирования воспитательной работы

Попробуем сформулировать основополагающие правила планирования воспитательной работы с классным коллективом:

Источник

Конспект на тему «Планирование воспитательной работы»

Планирование воспитательной работы.

1. Назначение, функции плана.

4. Этапы планирования работы в классном коллективе.

5. Дневник классного руководителя.

1. Назначение, функции плана.

Планирование в значительной мере предопределяет результаты и эффективность системы воспитательной работы. Обоснованный план позволяет наметить общие перспективы и конкретные пути решения поставленных воспитательных задач.

Предназначение плана — упорядочить педагогическую деятельность, обеспечить выполнение таких требований к педагогическому процессу, как планомерность и систематичность, управляемость и преемственность результатов. План — это документ, указывающий содержательные ориентиры деятельности, определяющий ее порядок, объем, временные границы. Он выполняет следующие функции:

— направляющую, определяющую, т. е. конкретные направления и виды деятельности;

— прогнозирующую, т.е. косвенно отражает замысел, представляет результаты через конкретные действия;

— координирующую, организаторскую, т. е., с одной стороны, отражает то, каким образом, какими средствами деятельность организуется и кто является ее субъектом и объектом; с другой стороны, указывает порядок деятельности, ее взаимосвязь с другими видами, а также отражает взаимодействие субъектов деятельности, определяет ее место и время, отвечает на вопросы: кто, что, когда и где должен делать;

— контрольную: во-первых, сам педагог, пользуясь планом, может контролировать реализацию поставленных целей; во-вторых, по плану легко проверить, насколько он соответствует действительности; в-третьих, уровень и качество плана в определенной мере свидетельствуют о профессиональной компетентности педагога;

— репродуктивную (воспроизводящую), т.е. через любой промежуток времени по плану можно восстановить содержание и объем выполненной работы.

В практике составляются различные планы, их можно классифицировать по разным основаниям.

1) По охвату содержания:

— комплексный (общий) план: планируется деятельность во всех ее направлениях и видах( план воспитательной работы, план работы педагога с детским коллективом);

— тематический план: планируется одно направление или вид деятельности( план работы с родителями, план профориентации);

— предметный (конкретный) план: планируется одно конкретное дело (план конференции, план подготовки и проведения классного часа и т.д.);

2) По длительности планируемого периода:

— долгосрочный (перспективный): план на длительный период времени (год и более) (план работы учреждения на год, план профориентационной работы с учащимися старших классов (на 2 года);

— этапный (периодический) план: это план средней перспективы, когда планируется какой-то определенный этап дальней перспективы (четверть, полугодие);

— краткосрочный: план ближайшей перспективы, когда планируется достаточно короткий отрезок времени (часть этапа, периода) ( план работы на месяц, на неделю);

— оперативный: планируются конкретные ближайшие действия (план дня).

Перечисленные виды планов тесно взаимосвязаны: каждый последующий конкретизирует, уточняет, корректирует предыдущий.

3) В зависимости от субъекта планирования:

— индивидуальный: планирует один человек;

— коллективный: планировать может большой коллектив, часть коллектива, группа.

— общешкольные планы, которые предусматривают участие в планируемой работе детей разных классов, педагогов, родителей (план работы ученического коллектива, план воспитательной работы школы, план общешкольного дела);

— планы первичных коллективов (план работы классного коллектива, клубного коллектива).

Структура и форма плана классного руководителя могут быть разнообразными, главное, чтобы они были удобны для работы и оперативной корректировки.

Примерная структура плана:

1. Анализ воспитательной работы в классе за истекший период.

2. Задачи воспитательной работы на новый учебный год.

3. Работа с коллективом учащихся.

4. Взаимодействие с педагогическим коллективом.

5. Работа с семьей, общественностью.

1. Анализ воспитательной работы за прошлый год.

2. Цели и задачи воспитательной деятельности.

3. Основные дела и направления классного коллектива.

4. Индивидуальная работа с учащимися.

5. Работа с родителями.

6.Изучение состояния и эффективности воспитательной работы в классе.

Источник

Планирование воспитательной работы в классе: советы и рекомендации

План воспитательной работы классного руководителя. Планирование воспитательной работы в классе

Одной из обязанностей классного руководителя является формирование плана воспитательной работы. Какова структура документа, основные этапы формирования и требования к его содержанию?

Обязанности классного руководителя

Обязанности классного руководителя можно отнести к трем группам: воспитательные, организационно-административные и координирующие.

Воспитательные функции выражаются в педагогическом руководстве развитием и формированием как классного коллектива в общем, так и индивидуальности каждого отдельного ученика. Организационно-административные обязанности включают в себя руководство коллективом как организационной единицей в составе образовательного учреждения, ведение личных дел учеников, составление отчетности и других необходимых бумаг, ведение документации. Координационная функция классного руководителя заключается в обеспечении взаимодействия между учащимися, преподавателями-предметниками и другими представителями педагогического состава образовательного учреждения, родителями или законными представителями учеников.

Планирование воспитательной работы в классе относится к категории организационно-административных обязанностей. Реализация же составленного плана на практике уже входит в воспитательные функции педагогического работника (с элементами координирующих в моментах, где планируется взаимодействие с участниками образовательного процесса).

Основные виды планов работы с учащимися

Перспективный план воспитательной работы классного руководителя формируется на длительный период, то есть на учебный год или полугодие. Календарное планирование отражает перечень работ на меньший временной отрезок: день, неделю, месяц, четверть. Такой вид плана воспитательной работы классного руководителя является более обширным, включает в себя конкретные действия, а не общие направления деятельности. Перспективно-календарный план отличается одновременно и широким временным охватом и конкретикой.

Отдельно составляется общешкольный план воспитательной работы. Классному руководителю при разработке документа для класса рекомендуется придерживаться общего плана.

В плане воспитательной работы указываются ориентиры деятельности, содержание и сроки выполнения воспитательных работ, ориентиры работы классного руководителя. Документ обеспечивает систематическую, целенаправленную организацию работы педагогов в образовательном учреждении. Кроме того, планирование деятельности в классе, реализация воспитательного плана и последующий анализ способствуют профессиональному развитию учителя.

Планирование работы с классом

Приступая к планированию работы в классе, руководителю необходимо должным образом подготовиться к составлению документа. Так, следует:

Ознакомиться с нормативно-правовыми актами, законодательством, определяющим задачи общеобразовательных учреждений на современном этапе. К таковым относятся положение о классном руководстве, Конституция РФ, Закон об образовании, Конвенция прав ребенка, устав образовательного учреждения.

Изучить специальную (методическую) литературу, в которой содержится информация о планировании различных видов воспитательной работы.

Просмотреть общешкольный план воспитательной работы. Классному руководителю следует обратить внимание на мероприятия, в которых ученики должны принять участие.

Собрать и проанализировать предложения по планированию работы на учебный год со стороны учителей-предметников, актива класса, других учащихся и родителей.

Изучить опыт других классных руководителей в образовательном учреждении, прислушаться к рекомендациям коллег и руководства.

Провести анализ работы за прошедший учебный год (если таковая с классом проводилась и сохранилась документация).

На этом предварительная подготовка к планированию заканчивается. Далее руководителю коллектива необходимо приступать непосредственно к разработке и оформлению плана воспитательной работы. Осуществлять действия необходимо шаг за шагом – только в таком случае преподавателю удастся разработать оптимальный и обоснованный с научной точки зрения план воспитательной работы.

Основные этапы формирования плана

План воспитательной работы классного руководителя должен быть тщательно продуман и обоснован. Разработка документа включает в себя такие пункты:

Анализ прошлогоднего плана работы. Необходимо определить, что было сделано, каковы результаты деятельности, над чем следует продолжить работу в текущем учебном году.

Характеристика классного коллектива. Следует провести социальный мониторинг, составить характеристику по таким параметрам, как общий уровень знаний, умений и навыков, сплоченность коллектива, актив класса. Не лишней будет и психологическая характеристика коллектива.

Определение задач на учебный год, направлений, форм и методов работы, сроков.

К последнему пункту необходимы расширенные пояснения. К задачам воспитательной работы, например, могут относиться формирование дружного коллектива, ориентация учащихся на успехи в учебной деятельности, воспитание хороших манер, формирование жизненной позиции, развитие гражданственности и патриотизма и так далее.

Что касается форм и методов работы с классом, то тут можно выделить:

проведение классных часов;

подготовка и участие в классных и общешкольных мероприятиях;

проведение спортивных мероприятий;

встречи с интересными личностями;

К направлениям деятельности, которые необходимо также отразить в плане воспитательной работы классного руководителя, относятся:

нравственное и этическое воспитание;

воспитание патриота и гражданина;

работа с «трудными» учениками;

работа с родителями;

формирование ЗОЖ обучающихся;

Что такое планирование воспитательной работы. Смотреть фото Что такое планирование воспитательной работы. Смотреть картинку Что такое планирование воспитательной работы. Картинка про Что такое планирование воспитательной работы. Фото Что такое планирование воспитательной работы

Цели и задачи воспитательной работы

Образование призвано создать условия для становления ответственного, высоконравственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина. Основные направления планирования воспитательной работы классному руководителю заключаются в патриотическом воспитании учащихся, формировании у подрастающего поколения навыков ЗОЖ, создании благоприятных условий для формирования ученического самоуправления, социализации учеников в обществе, профориентации, а также профилактике правонарушений и преступлений.

В процессе формирования целей воспитательной работы классному руководителю следует учесть необходимость:

обеспечения должного интеллектуального развития учеников;

гражданского и патриотического воспитания (приобщение молодого поколения к традициям и истории малой родины, государства, семьи и школы);

культурно-нравственного развития (повышение уровня культуры и реализация творческого потенциала);

социальной адаптации учеников (формирование системы ценностей, предотвращение и помощь в решении социальных проблем, в том числе в семье);

организации ученического самоуправления (включение учащихся в работу класса в качестве организационной единицы в составе школы);

профессиональной ориентации учащихся (проведение профориентационной работы с учащимися и родителями);

совместной деятельности с родителями и общественными организациями.

Основные направления и содержание работы с учащимися

Для классного руководителя план воспитательной работы является ориентиром и позволяет не упустить ни одного важного момента. После формирования списка задач необходимо спланировать мероприятия, проведение которых позволит достичь поставленных целей.

После составления списка обязательных мероприятий необходимо дополнить примерный план воспитательной работы классного руководителя видами деятельности, направленными на достижение целей (интеллектуальное развитие, патриотическое воспитание, социальная адаптация, профориентация, работа с родителями и далее по списку). Например, равномерно следует распределить в течение года такие мероприятия:

беседы о вреде курения и употребления алкоголя, наркотической зависимости, ранней половой жизни, предохранения от ЗППП и нежелательной беременности;

туристические походы, пикники, участие в спортивных соревнованиях, тренировочные эвакуации;

участие в субботниках, генеральная уборка класса;

уроки мужества, беседы о патриотизме, толерантности;

беседы о культуре поведения, организация помощи пенсионерам и ветеранам, выпуск школьных стенгазет;

контроль посещаемости (ежедневно);

учебная работа: работа с личными делами, проверка дневников, формирование актива класса, участие класса в олимпиадах, внеучебной деятельности и так далее.

Взаимодействие классного руководителя с родителями

Работа руководителя коллектива с родительским комитетом, опекунами и родителями учеников заключается в организации и проведении родительских собраний: общешкольных и тематических в классе (организационные вопросы в начале учебного года, анкетирование, подведение итогов четвертей, организационное собрание касательно окончания учебного года).

Что такое планирование воспитательной работы. Смотреть фото Что такое планирование воспитательной работы. Смотреть картинку Что такое планирование воспитательной работы. Картинка про Что такое планирование воспитательной работы. Фото Что такое планирование воспитательной работы

Также необходима организация родительского комитета, привлечение родителей к школьным мероприятиям. Отдельно (в случае необходимости) классный руководитель проводит встречи с родителями, в том числе с родителями «трудных» детей, организовывает общение с предметниками.

Индивидуальная работа с отдельными категориями учащихся

Работа с «трудными» учениками включает в себя выяснение состава семьи, личностных особенностей учеников, обновление данных о «трудных» учащихся. Необходимо следить за динамикой успеваемости, посещаемости, прогулов, занятостью ребенка во внеурочное время, проводить профилактические беседы, по необходимости оказывать помощь ученику, контролировать поведение.

Требования к содержанию плана

Существует ряд требований к плану воспитательной работы, которые включают в себя:

применение различных форм работы;

творческий подход классного руководителя;

учет возрастных особенностей и интересов учащихся.

Правильно составленный план позволит организовать воспитательную деятельность, создать оптимальные условия для развития как коллектива в целом, так и учащихся.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *